Консуьтация для педагогов "Систематизация цветов"
консультация

Лазарева Анастасия Владимировна

Систематизация цветов

 

 

Мы живет в разноцветном мире, и окружающие нас оттенки могут не только влиять на нашу внешность и настроение, но даже на здоровье.

 

Цвет - это жизнь, он придает нам силы, оживляет, лечит и восхищает. Он подобен музыке: помимо формирования эмоционально-психического состояния человека, он является непосредственным выражением психических переживаний других людей. Это может быть ощущение радости, праздника и счастья или же ощущение печали и безысходности.

 

Цвет эмоций.


Красный - возбуждающий, активный, энергичный, активизирует все функции организма; на короткое время увеличивает мускульное напряжение, повышает кровяное давление, ускоряет ритм дыхания. Это цвет агрессии.

 

Желтый (самый светлый в спектре) – цвет солнца. Цвет вызывает  непринужденность в отношениях с людьми, означает общительность, любопытство, смелость, легкую приспособляемость. Он тонизирующий, энергетический, повышающий настроение. Это цвет счастья.

 

Зеленый (самый привычный для органа зрения) - цвет весны, травы и листьев, цвет природы. Он успокаивает, снимает напряжение. У многих народов он символизирует юность, надежду. Это цвет удивления.

 

Синий - цвет неба, покоя, расслабления. Он замедляет сердечную активность, успокаивающее действие переходит в угнетающее, что способствует затормаживанию функций физиологических систем человека и приводит к возникновению депрессии.  Цвет печали.

 

Черной – цвет ночи. Он близок к синему цвету, и получает сходные с ним символические значения. Считается траурным цветом, навивает ужас и страх. Служит цветом печали, горя, ассоциировался с бесовским миром.

 

Любой отдельно взятый цвет или сочетание цветов может восприниматься человеком различно в зависимости от культурно-исторического контекста, от пространственного расположения цветового пятна, его формы и фактуры, от настроенности и культурного уровня зрителей и многих других факторов. Поэтому попытки интерпретации между цветом и эмоциональным состоянием человека разнообразны.

 

Эмоциями называются такие психические процессы, в которых человек переживает свое отношение к тем или иным явлениям окружающей действительности; в эмоциях получают свое отражение также различные состояния организма человека, его отношение к собственному поведению и к своей деятельности.

 

К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые «чистые» эмоции. Психическая сторона эмоций проявляется не только в переживании самой эмоции. Гнев, любовь и т.д. оказывают влияние на интеллектуальные процессы: представления, мысли, направление внимания, а так же на волю, действия и поступки, на все поведение.

 

Чувства - особая форма отражения действительности; они отражают отношение людей друг к другу, а также к объективному миру.

Чувства и эмоции тесно взаимосвязаны. Благодаря вовремя возникшей эмоции организм имеет возможность чрезвычайно выгодно приспособиться к окружающим условиям. Он в состоянии быстро, с большой скоростью отреагировать на внешнее воз­действие, не определив еще его тип, форму, другие частные конкретные параметры.

 

Эмоции проявляются не только людей, но и животных.

 

— Место расположения злости — это голова, кисти рук (кулаки) и плечи.  Общий образ злости: «взрыв в голове». Она однозначно направлена от человеческого тела, причем, во все стороны. Злость — это самая однозначная эмоция.

 

Радость обхватывает почти всё тело, как аура. Другой её образ — это концентрические круги, идущие из сердца, головы, рук и даже ступней. Главные  “центры” радости  — это грудь (сердце и верх живота) и голова (преимущественно область рта). Направление развертывания — во все стороны, но при этом значительная часть стрелок возвращается обратно к самому человеку…

 

— Основные места возникновения страха — живот и глаза. Другие его части тела — это ноги (колени, пятки), шея (горло) и область гениталий/таза. Страх направлен на самого человека и/или вниз к земле.

 

Печаль сосредотачивается в груди, реже в голове и в области желудка. При печали человек часто полностью загораживается от внешнего мира (на рисунках можно увидеть сплошную штриховку, занавеси или даже кирпичную стену). Общее направление печали: сверху - вниз, она как бы падает на человека, проходит через его тело, а затем частично возвращается от земли назад (печаль плотно охватывает всю человеческую фигуру, образуя вокруг нее кокон) …

 

 

Цвета и их значение для человека

Сознаем мы это или нет, цвета оказывают определенное воздействие на всю нашу жизнь.


Обычно мы интуитивно ищем тот цвет, в котором нуждаемся. Если утром чувствуем усталость, невольно выбираем одежду теплых и живых цветов - оранжевого, желтого или красного. Тонко чувствующие люди выбирают цвета наиболее точно. Обычно это женщины, так как мужчины теснее связаны социальными рамками и часто подавляют в себе желание надеть одежду желаемого цвета.

 

Специалисты по маркетингу отлично знают, как влияют цвета на клиентов. Например, в тех кафе, где хотят, чтобы клиенты задерживались поменьше за едой, дабы прошло больше посетителей, всегда много таких ярких красок, как желтая и красная. В то же время мягкие цветовые тона и приглушенный свет можно встретить в ресторанах, где заинтересованы подольше удерживать клиентов.

 

Цвета делятся на основные - красный, синий и желтый, и на дополнительные - зеленый, оранжевый и фиолетовый.

 

Красный - цвет жизни, солнца, огня. Он вызывает противоположные чувства - любовь и ненависть, радость и гнев. Он наиболее бросается в глаза. Считается, что стимулирует кровообращение. Также это цвет сердца, легких и мускулов; он делает человека разговорчивым, возбуждает и усиливает эмоции - все революционные флаги непременно красного цвета. Он делает ленивых более активными.

 

Синий цвет привносит ощущение мира и бесконечности, расслабляет человека. Этот холодный свет влияет на эндокринную систему, на наши реакции на стресс, на релаксацию (расслабление), а также на систему защиты организма от инфекций и аллергии.

 

Желтый цвет символизирует полуденное солнце и оказывает стимулирующий эффект. В большей степени он воспринимается левым полушарием мозга, его «интеллектуальной» половиной, и может оказывать положительное влияние на учебу и приобретение профессиональных навыков. Желтый улучшает настроение людей, вечно чем-то недовольных.

 

Зеленый - самый распространенный цвет в нашей европейской природе. Он действует успокаивающе, и поэтому прогулка среди зелени часто бывает необычайно целебна.


Оранжевый цвет олицетворяет радость и счастье. Он благотворно влияет на человека, который страдает от депрессии или склонен к излишнему пессимизму.

У людей, которые утром просыпаются уже усталыми, недовольными и слова не вымолвят, пока не выпьют чашку кофе, совершенно меняется настроение, стоит им хотя бы на несколько минут после пробуждения посмотреть на мир сквозь оранжевое стекло.

Фиолетовый цвет всегда ассоциируется с духовностью. Он действует на подсознание и помогает человеку познавать себя, усиливая эффект от медитации. Если надеть фиолетовые очки и отправиться в многолюдное место, можете не сомневаться - никто даже не приблизится к вам. А если вы хотите умерить свой аппетит - надевайте, садясь за стол, фиолетовые очки. Блюда в фиолетовом цвете выглядят весьма неаппетитно.

Бирюзовый цвет - это нечто такое, что соединяет внешние и внутренние стороны нашей жизни. Терапевтический (лечебный) эффект при применении этого цвета нередко проявляется в том, что возникает ощущение расслабления, освобождения и благоденствия.

Простейший опыт поможет понять, как на вас действуют разные цвета. Надо повесить на окно разноцветные прозрачные полоски и смотреть сквозь каждую по нескольку минут. Вскоре вы поймете, какой именно цвет вам особенно приятен, а какой неприятен в эту минуту.
Различают несколько видов воздействия цвета на человека, мы же рассмотрим физическое и психологическое.

Под физическим воздействием понимается воздействие цвета на функциональные системы человеческого организма. Самой яркой способностью к этому обладают красный и синий цвета, особенно при максимальной насыщенности.

Красный цвет возбуждает нервную систему, активизирует все функции организма, на короткое время увеличивает мускульное напряжение, вызывает учащение дыхания и пульса.

Желтый цвет - физиологически наиболее оптимальный, наименее утомляющий, стимулирует зрение и нервную систему;

Зеленый цвет - самый привычный для органа зрения, на продолжительное время повышает двигательно-мускульную активность, уменьшает кровяное давление и расширяет капилляры, успокаивает и облегчает мышечные и головные боли;

Голубой цвет - успокаивает, снижает мускульное напряжение и кровяное давление, успокаивает пульс и замедляет ритм дыхания;

Синий цвет - оказывает успокаивающее действие, которое переходит в угнетающее. Затормаживает функции всех физиологических систем организма.

Фиолетовый цвет - соединяет эффект красного и синего, производит гнетущее впечатление.

Красный, желтый, оранжевый являются цветами экстраверсии, т.е. рождают импульс, обращенный наружу.

Синий, фиолетовый, зеленый - интроверты, их импульсы обращены внутрь.

Оранжевый и красный попутно со зрительным возбуждают и слуховой центр мозга, это вызывает кажущееся увеличение громкости шумов (например, милицейская «мигалка» с сиреной). Недаром эти активные цвета часто называют кричащими.

Зеленый и синий, успокаивающие цвета, ослабляют возбуждение слухового центра, т.е. как бы уменьшают громкость шумов.

Желто-коричневый цвет кажется сухим, зеленовато-синий - влажным, розовый - слащавым...

 

Это воздействие цвета нельзя объяснить ассоциациями (осенние желто-коричневые листья и т.д.). Оно вызвано синестезией, т.е. возбуждением одного органа чувств при раздражении другого. Например, встречаются такие основные характеристики кажущегося воздействия цветов:

Белый - легкий

Желтый - легкий теплый сухой

Оранжевый - теплый сухой кричащий, громкий

Красный - тяжелый теплый сухой кричащий, громкий

Фиолетовый - тяжелый

Синий - тяжелый холодный влажный тихий, спокойный

Зеленый - прохладный влажный спокойный

Голубой - легкий влажный тихий, спокойный

Коричневый - тяжелый теплый влажный

Черный - тяжелый сухой

 

«Кинестетическое чувствование» присуще всем людям, однако наиболее знакомо оно творческим натурам с тонкой психической организацией. Но очевидно, что гораздо сильнее воздействуют цвета на нашу физиологию и психику через механизм ассоциаций.

Цветовые ассоциации занимают исключительно важное место в жизни человека. Так было с незапамятных времен, и, может быть, для древнего человека язык цветов был намного красноречивее, чем для нас сегодня. Воины своим боевым нарядом стремились вызвать возбуждение и страх; жрецы, украшая жертвы цветами и позолотой, - благоговение, восторг, экстаз; цари, одетые в золото и драгоценные камни, - трепет и дрожь, чувство собственного ничтожества у подданных; а пестрые циновки и яркое убранство жилищ помогали людям переключаться с труда на отдых и семейные радости.

 

 

 

 

 

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ЦВЕТА


Здесь пойдет речь о чувствах, переживаниях, которые мы может испытывать под влиянием того или иного цвета.

Абсолютно зеленый есть самый спокойный цвет. Он никуда не движется и не имеет ни призвука радости, ни печали. Именно это полное отсутствие движения благотворно действует на утомленную психику, но может и прискучить со временем. При введении в зеленый цвет желтого он оживляется, становится более активным. При добавлении синего, наоборот, начинает звучать приглушенней, делается более серьезным, вдумчивым.
Желтый цвет беспокоит человека, «колет», возбуждает, активизирует его состояние.


Синий же склонен к углублению. Чем глубже, темнее становится синий цвет, тем сильнее он зовет к бесконечному, будит голод к чистоте и сверхчувственному. Очень темное синее дает элемент покоя. Доведенное до пределов черного - обретает призвук печали. Становясь, наоборот, светлым, делается далеким и безразличным, как голубое небо. А светлее еще сильней, синий становится все более беззвучным, пока не дойдет до полного безмолвного покоя, став белым.

 

Белый цвет есть символ мира, в котором исчезают все краски, все материальные свойства. Поэтому и действует он на нашу психику как молчание. Но это молчание не мертвое, а, напротив, полное возможностей.

Черный же цвет - это действительно молчание без будущего.
Равновесие белого и черного рождает серое. Естественно, серый цвет не может дать ни движения, ни звука. Серое - беззвучно и бездвижно, но эта неподвижность другого характера, чем у зеленого, рожденного двумя активными цветами - желтым и синим. Поэтому серый цвет - это безутешная неподвижность.


Красный мы воспринимаем как неизменно теплый цвет, как живой, беспокойный, но не имеющий, однако, легкомыслия желтого и в отличие от последнего, как бы пылающий внутри себя.

 

Фиолетовый цвет - это как бы охлажденный красный, поэтому он звучит несколько болезненно, как нечто погашенное и печальное.
Выбор цветовых предпочтений (любимого цвета) зависит от многих факторов: темперамента, характера человека, традиций семьи и т.д. Зарубежные ученые в результате многочисленных исследований пришли к выводу о биологической врожденности предпочтения цветов.

Дети в возрасте до 1 года независимо от расы и места проживания обнаруживают одинаковые предпочтения: красный, оранжевый и желтый они предпочитают зеленому, голубому и фиолетовому.

 

Среди взрослых цвета по своей популярности распределяются так (по мере уменьшения предпочтения): голубой - фиолетовый - белый - розовый - пурпурный - красный - зеленый - желтый - оранжевый - коричневый - черный.

 

И в заключение остается сообщить еще одну интересную подробность, касающуюся цветового предпочтения. Специалисты подразделяют цвета на группы А и В:


Цвета группы А - простые, чистые, яркие, контрастные по сочетанию - действуют как сильные активные раздражители и отвечают потребностям людей со здоровой, неутомленной нервной системой.

 

Это, в основном, дети, подростки, молодежь, сельские жители и работники физического труда, люди, обладающие кипучим темпераментом и открытой, прямой натурой. Не случайно эти цвета мы чаще и встречаем в интерьере детских учреждений, на рекламных плакатах, в молодежной среде, декоративно-прикладном искусстве.

 

Цвета группы В - сложные, малонасыщенные цвета - разбеленные, ломаные, зачерненные - скорее успокаивают, чем возбуждают; вызывают сложные, неоднозначные эмоции.


Такие цвета нуждаются в более длительном созерцании для восприятия, удовлетворяют потребности в тонких и изысканных ощущениях. По всем этим причинам цвета группы В предпочитают люди среднего и пожилого возраста, интеллигентного труда, с утомленной и/или тонко организованной нервной системой. Эти цвета чаще встречаются в европейском классическом костюме, в интерьере жилищ городской интеллигенции, в живописи 18-19 вв., в современной проектной графике и архитектуре.

 

 

Цвет в рисунках детей

 

Основные выразительные средства живописи - цвет и линия. Через овладение языком цвета, более доступным ребенку, чем язык формы, линии и объем, открывается многообразие и смысловая наполненность живописных образов. Цвет выражает настроение и отношение автора к изображаемому, несет в себе эмоциональную характеристику художественного образа. Уже в младшем дошкольном возрасте дети хорошо различают цвета и используют их для передачи внешних характеристик предмета: желтое солнце, зеленая травка, красная божья коровка и т.п. Но к 4-5-ти годам ребенок уже вполне способен овладеть символическими значениями цвета: светлые, яркие краски передают веселое настроение, радость, удивление и восхищение; темные - грусть и печаль.


Развитию цветовосприятия способствуют:


• рассматривание произведений искусства и беседы по их содержанию и эмоциональной направленности (Какое настроение у героя картины? Чему он рад? Почему небо такое темное?..);

 
• задания изобразительного плана, направленные на передачу эмоциональной характеристики героев (например, «Дворец Снежной королевы», «Золушка едет на бал в прекрасном платье»); рисование беспредметных композиций, когда тема раскрывается только с помощью цвета (например, "Пасмурный летний день", "Золотая осень", "Холодная вьюга");

 
• наблюдение красоты цветовых отношений в природе.

 
Дети очень любят экспериментировать с цветом - получать новые цвета и оттенки. Чтобы повысить их интерес к этому процессу, познакомьте детей подробнее с особенностями цвета. Так художники выделяют три основных цвета: желтый, красный, синий. Именно при смешении этих цветов можно получить новые цвета, которые называют составными:

 
красный + желтый = оранжевый

 
• желтый + синий = зеленый


• синий + красный = фиолетовый


Новые цвета художники получают на палитре, которой может стать и крышка от акварельных красок, и блюдце, и даже обычный лист плотной бумаги. Единственное требование к палитре, чтобы она была белого цвета. А с помощью белой краски можно получить такие оттенки, как розовый, голубой, салатовый, серый.

 

Для поддержания интереса к использованию в рисунке различных цветовых сочетаний можно предложить детям игровые задания:

 
Помоги животным


Детям предлагается лист с контурным изображением зверей - лиса, медведь, мышь, лягушка. Их надо раскрасить. Но в распоряжении детей есть лишь следующие краски: желтая, красная, синяя, белая, черная (лучше гуашь). Как же быть? (На палитре можно получить все нужные цвета: лиса - красный + желтый; медведь - красный + черный; мышка - белый + черный; лягушка - синий + желтый.) Дайте ребенку возможность самому поискать решение. Помогайте лишь в том случае, если он затрудняется.



Раскрась радугу


Детям предлагается раскрасить радугу, половина которой уже раскрашена. Для этого также необходимо воспользоваться палитрой. Для закрепления расположения цветов в радуге можно выучить с ребенком такую забавную фразу: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый).

 

Картинка из разноцветных стеклышек


Черным фломастером нарисовать любую картинку, не закрашивая деталей. Затем раскрасить все предметы внутри черного контура. Можно использовать не только гуашевые или акварельные краски, но и цветные карандаши, пастельные мелки (карандаши и мелки можно смешивать так же, как и краски; сначала раскрашивая одним цветом, а затем по нему другим.)

Чем больше ребенок будет экспериментировать с цветом, тем ярче и насыщенней будут его творения. Детям интересно наше мнение, поэтому не забывайте похвалить их за интересные «творения». Побеседуйте о рисунке, выскажите свое мнение о нем («Мне кажется, твой рисунок немного грустный. Посмотри, как много здесь загадочных холодных красок - синяя, фиолетовая, голубая. Чтобы это могло значить?», «Твоя картина залита ярким солнечным светом, так и хочется улыбнуться, посмотрев на нее! Давай повесим ее дома, пусть и у других людей будет такое же хорошее настроение!»). Такая эмоциональная характеристика рисунков важна не только для ребенка, но и для взрослого. В ходе беседы по содержанию картины вы, наверняка, узнаете что-то новое и интересное о ребенке - художнике. Цвет в детском рисунке - это не простое копирование внешних признаков предмета. Это, прежде всего, передача личного эмоционального отношения к окружающему миру. Это открытая книга души ребенка, которую мы должны научиться любить и понимать…

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_1.docx26.95 КБ

Предварительный просмотр:

Систематизация цветов

Мы живет в разноцветном мире, и окружающие нас оттенки могут не только влиять на нашу внешность и настроение, но даже на здоровье.

Цвет - это жизнь, он придает нам силы, оживляет, лечит и восхищает. Он подобен музыке: помимо формирования эмоционально-психического состояния человека, он является непосредственным выражением психических переживаний других людей. Это может быть ощущение радости, праздника и счастья или же ощущение печали и безысходности.

Цвет эмоций.


Красный - возбуждающий, активный, энергичный, активизирует все функции организма; на короткое время увеличивает мускульное напряжение, повышает кровяное давление, ускоряет ритм дыхания. Это цвет агрессии.

Желтый (самый светлый в спектре) – цвет солнца. Цвет вызывает непринужденность в отношениях с людьми, означает общительность, любопытство, смелость, легкую приспособляемость. Он тонизирующий, энергетический, повышающий настроение. Это цвет счастья.

Зеленый (самый привычный для органа зрения) - цвет весны, травы и листьев, цвет природы. Он успокаивает, снимает напряжение. У многих народов он символизирует юность, надежду. Это цвет удивления.

Синий - цвет неба, покоя, расслабления. Он замедляет сердечную активность, успокаивающее действие переходит в угнетающее, что способствует затормаживанию функций физиологических систем человека и приводит к возникновению депрессии. Цвет печали.

Черной – цвет ночи. Он близок к синему цвету, и получает сходные с ним символические значения. Считается траурным цветом, навивает ужас и страх. Служит цветом печали, горя, ассоциировался с бесовским миром.

Любой отдельно взятый цвет или сочетание цветов может восприниматься человеком различно в зависимости от культурно-исторического контекста, от пространственного расположения цветового пятна, его формы и фактуры, от настроенности и культурного уровня зрителей и многих других факторов. Поэтому попытки интерпретации между цветом и эмоциональным состоянием человека разнообразны.

Эмоциями называются такие психические процессы, в которых человек переживает свое отношение к тем или иным явлениям окружающей действительности; в эмоциях получают свое отражение также различные состояния организма человека, его отношение к собственному поведению и к своей деятельности.

К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые «чистые» эмоции. Психическая сторона эмоций проявляется не только в переживании самой эмоции. Гнев, любовь и т.д. оказывают влияние на интеллектуальные процессы: представления, мысли, направление внимания, а так же на волю, действия и поступки, на все поведение.

Чувства - особая форма отражения действительности; они отражают отношение людей друг к другу, а также к объективному миру.

Чувства и эмоции тесно взаимосвязаны. Благодаря вовремя возникшей эмоции организм имеет возможность чрезвычайно выгодно приспособиться к окружающим условиям. Он в состоянии быстро, с большой скоростью отреагировать на внешнее воздействие, не определив еще его тип, форму, другие частные конкретные параметры.

Эмоции проявляются не только людей, но и животных.

— Место расположения злости — это голова, кисти рук (кулаки) и плечи. Общий образ злости: «взрыв в голове». Она однозначно направлена от человеческого тела, причем, во все стороны. Злость — это самая однозначная эмоция.

Радость обхватывает почти всё тело, как аура. Другой её образ — это концентрические круги, идущие из сердца, головы, рук и даже ступней. Главные “центры” радости — это грудь (сердце и верх живота) и голова (преимущественно область рта). Направление развертывания — во все стороны, но при этом значительная часть стрелок возвращается обратно к самому человеку…

— Основные места возникновения страха — живот и глаза. Другие его части тела — это ноги (колени, пятки), шея (горло) и область гениталий/таза. Страх направлен на самого человека и/или вниз к земле.

Печаль сосредотачивается в груди, реже в голове и в области желудка. При печали человек часто полностью загораживается от внешнего мира (на рисунках можно увидеть сплошную штриховку, занавеси или даже кирпичную стену). Общее направление печали: сверху - вниз, она как бы падает на человека, проходит через его тело, а затем частично возвращается от земли назад (печаль плотно охватывает всю человеческую фигуру, образуя вокруг нее кокон) …

Цвета и их значение для человека

Сознаем мы это или нет, цвета оказывают определенное воздействие на всю нашу жизнь.


Обычно мы интуитивно ищем тот цвет, в котором нуждаемся. Если утром чувствуем усталость, невольно выбираем одежду теплых и живых цветов - оранжевого, желтого или красного. Тонко чувствующие люди выбирают цвета наиболее точно. Обычно это женщины, так как мужчины теснее связаны социальными рамками и часто подавляют в себе желание надеть одежду желаемого цвета.

Специалисты по маркетингу отлично знают, как влияют цвета на клиентов. Например, в тех кафе, где хотят, чтобы клиенты задерживались поменьше за едой, дабы прошло больше посетителей, всегда много таких ярких красок, как желтая и красная. В то же время мягкие цветовые тона и приглушенный свет можно встретить в ресторанах, где заинтересованы подольше удерживать клиентов.

Цвета делятся на основные - красный, синий и желтый, и на дополнительные - зеленый, оранжевый и фиолетовый.

Красный - цвет жизни, солнца, огня. Он вызывает противоположные чувства - любовь и ненависть, радость и гнев. Он наиболее бросается в глаза. Считается, что стимулирует кровообращение. Также это цвет сердца, легких и мускулов; он делает человека разговорчивым, возбуждает и усиливает эмоции - все революционные флаги непременно красного цвета. Он делает ленивых более активными.

Синий цвет привносит ощущение мира и бесконечности, расслабляет человека. Этот холодный свет влияет на эндокринную систему, на наши реакции на стресс, на релаксацию (расслабление), а также на систему защиты организма от инфекций и аллергии.

Желтый цвет символизирует полуденное солнце и оказывает стимулирующий эффект. В большей степени он воспринимается левым полушарием мозга, его «интеллектуальной» половиной, и может оказывать положительное влияние на учебу и приобретение профессиональных навыков. Желтый улучшает настроение людей, вечно чем-то недовольных.

Зеленый - самый распространенный цвет в нашей европейской природе. Он действует успокаивающе, и поэтому прогулка среди зелени часто бывает необычайно целебна.


Оранжевый цвет олицетворяет радость и счастье. Он благотворно влияет на человека, который страдает от депрессии или склонен к излишнему пессимизму.

У людей, которые утром просыпаются уже усталыми, недовольными и слова не вымолвят, пока не выпьют чашку кофе, совершенно меняется настроение, стоит им хотя бы на несколько минут после пробуждения посмотреть на мир сквозь оранжевое стекло.

Фиолетовый цвет всегда ассоциируется с духовностью. Он действует на подсознание и помогает человеку познавать себя, усиливая эффект от медитации. Если надеть фиолетовые очки и отправиться в многолюдное место, можете не сомневаться - никто даже не приблизится к вам. А если вы хотите умерить свой аппетит - надевайте, садясь за стол, фиолетовые очки. Блюда в фиолетовом цвете выглядят весьма неаппетитно.

Бирюзовый цвет - это нечто такое, что соединяет внешние и внутренние стороны нашей жизни. Терапевтический (лечебный) эффект при применении этого цвета нередко проявляется в том, что возникает ощущение расслабления, освобождения и благоденствия.

Простейший опыт поможет понять, как на вас действуют разные цвета. Надо повесить на окно разноцветные прозрачные полоски и смотреть сквозь каждую по нескольку минут. Вскоре вы поймете, какой именно цвет вам особенно приятен, а какой неприятен в эту минуту.
Различают несколько видов воздействия цвета на человека, мы же рассмотрим физическое и психологическое.

Под физическим воздействием понимается воздействие цвета на функциональные системы человеческого организма. Самой яркой способностью к этому обладают красный и синий цвета, особенно при максимальной насыщенности.

Красный цвет возбуждает нервную систему, активизирует все функции организма, на короткое время увеличивает мускульное напряжение, вызывает учащение дыхания и пульса.

Желтый цвет - физиологически наиболее оптимальный, наименее утомляющий, стимулирует зрение и нервную систему;

Зеленый цвет - самый привычный для органа зрения, на продолжительное время повышает двигательно-мускульную активность, уменьшает кровяное давление и расширяет капилляры, успокаивает и облегчает мышечные и головные боли;

Голубой цвет - успокаивает, снижает мускульное напряжение и кровяное давление, успокаивает пульс и замедляет ритм дыхания;

Синий цвет - оказывает успокаивающее действие, которое переходит в угнетающее. Затормаживает функции всех физиологических систем организма.

Фиолетовый цвет - соединяет эффект красного и синего, производит гнетущее впечатление.

Красный, желтый, оранжевый являются цветами экстраверсии, т.е. рождают импульс, обращенный наружу.

Синий, фиолетовый, зеленый - интроверты, их импульсы обращены внутрь.

Оранжевый и красный попутно со зрительным возбуждают и слуховой центр мозга, это вызывает кажущееся увеличение громкости шумов (например, милицейская «мигалка» с сиреной). Недаром эти активные цвета часто называют кричащими.

Зеленый и синий, успокаивающие цвета, ослабляют возбуждение слухового центра, т.е. как бы уменьшают громкость шумов.

Желто-коричневый цвет кажется сухим, зеленовато-синий - влажным, розовый - слащавым...

Это воздействие цвета нельзя объяснить ассоциациями (осенние желто-коричневые листья и т.д.). Оно вызвано синестезией, т.е. возбуждением одного органа чувств при раздражении другого. Например, встречаются такие основные характеристики кажущегося воздействия цветов:

Белый - легкий

Желтый - легкий теплый сухой

Оранжевый - теплый сухой кричащий, громкий

Красный - тяжелый теплый сухой кричащий, громкий

Фиолетовый - тяжелый

Синий - тяжелый холодный влажный тихий, спокойный

Зеленый - прохладный влажный спокойный

Голубой - легкий влажный тихий, спокойный

Коричневый - тяжелый теплый влажный

Черный - тяжелый сухой

«Кинестетическое чувствование» присуще всем людям, однако наиболее знакомо оно творческим натурам с тонкой психической организацией. Но очевидно, что гораздо сильнее воздействуют цвета на нашу физиологию и психику через механизм ассоциаций.

Цветовые ассоциации занимают исключительно важное место в жизни человека. Так было с незапамятных времен, и, может быть, для древнего человека язык цветов был намного красноречивее, чем для нас сегодня. Воины своим боевым нарядом стремились вызвать возбуждение и страх; жрецы, украшая жертвы цветами и позолотой, - благоговение, восторг, экстаз; цари, одетые в золото и драгоценные камни, - трепет и дрожь, чувство собственного ничтожества у подданных; а пестрые циновки и яркое убранство жилищ помогали людям переключаться с труда на отдых и семейные радости.

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ЦВЕТА


Здесь пойдет речь о чувствах, переживаниях, которые мы может испытывать под влиянием того или иного цвета.

Абсолютно зеленый есть самый спокойный цвет. Он никуда не движется и не имеет ни призвука радости, ни печали. Именно это полное отсутствие движения благотворно действует на утомленную психику, но может и прискучить со временем. При введении в зеленый цвет желтого он оживляется, становится более активным. При добавлении синего, наоборот, начинает звучать приглушенней, делается более серьезным, вдумчивым.
Желтый цвет беспокоит человека, «колет», возбуждает, активизирует его состояние.


Синий же склонен к углублению. Чем глубже, темнее становится синий цвет, тем сильнее он зовет к бесконечному, будит голод к чистоте и сверхчувственному. Очень темное синее дает элемент покоя. Доведенное до пределов черного - обретает призвук печали. Становясь, наоборот, светлым, делается далеким и безразличным, как голубое небо. А светлее еще сильней, синий становится все более беззвучным, пока не дойдет до полного безмолвного покоя, став белым.

Белый цвет есть символ мира, в котором исчезают все краски, все материальные свойства. Поэтому и действует он на нашу психику как молчание. Но это молчание не мертвое, а, напротив, полное возможностей.

Черный же цвет - это действительно молчание без будущего.
Равновесие белого и черного рождает серое. Естественно, серый цвет не может дать ни движения, ни звука. Серое - беззвучно и бездвижно, но эта неподвижность другого характера, чем у зеленого, рожденного двумя активными цветами - желтым и синим. Поэтому серый цвет - это безутешная неподвижность.


Красный мы воспринимаем как неизменно теплый цвет, как живой, беспокойный, но не имеющий, однако, легкомыслия желтого и в отличие от последнего, как бы пылающий внутри себя.

Фиолетовый цвет - это как бы охлажденный красный, поэтому он звучит несколько болезненно, как нечто погашенное и печальное.
Выбор цветовых предпочтений (любимого цвета) зависит от многих факторов: темперамента, характера человека, традиций семьи и т.д. Зарубежные ученые в результате многочисленных исследований пришли к выводу о биологической врожденности предпочтения цветов.

Дети в возрасте до 1 года независимо от расы и места проживания обнаруживают одинаковые предпочтения: красный, оранжевый и желтый они предпочитают зеленому, голубому и фиолетовому.

Среди взрослых цвета по своей популярности распределяются так (по мере уменьшения предпочтения): голубой - фиолетовый - белый - розовый - пурпурный - красный - зеленый - желтый - оранжевый - коричневый - черный.

И в заключение остается сообщить еще одну интересную подробность, касающуюся цветового предпочтения. Специалисты подразделяют цвета на группы А и В:


Цвета группы А - простые, чистые, яркие, контрастные по сочетанию - действуют как сильные активные раздражители и отвечают потребностям людей со здоровой, неутомленной нервной системой.

Это, в основном, дети, подростки, молодежь, сельские жители и работники физического труда, люди, обладающие кипучим темпераментом и открытой, прямой натурой. Не случайно эти цвета мы чаще и встречаем в интерьере детских учреждений, на рекламных плакатах, в молодежной среде, декоративно-прикладном искусстве.

Цвета группы В - сложные, малонасыщенные цвета - разбеленные, ломаные, зачерненные - скорее успокаивают, чем возбуждают; вызывают сложные, неоднозначные эмоции.


Такие цвета нуждаются в более длительном созерцании для восприятия, удовлетворяют потребности в тонких и изысканных ощущениях. По всем этим причинам цвета группы В предпочитают люди среднего и пожилого возраста, интеллигентного труда, с утомленной и/или тонко организованной нервной системой. Эти цвета чаще встречаются в европейском классическом костюме, в интерьере жилищ городской интеллигенции, в живописи 18-19 вв., в современной проектной графике и архитектуре.

Цвет в рисунках детей

Основные выразительные средства живописи - цвет и линия. Через овладение языком цвета, более доступным ребенку, чем язык формы, линии и объем, открывается многообразие и смысловая наполненность живописных образов. Цвет выражает настроение и отношение автора к изображаемому, несет в себе эмоциональную характеристику художественного образа. Уже в младшем дошкольном возрасте дети хорошо различают цвета и используют их для передачи внешних характеристик предмета: желтое солнце, зеленая травка, красная божья коровка и т.п. Но к 4-5-ти годам ребенок уже вполне способен овладеть символическими значениями цвета: светлые, яркие краски передают веселое настроение, радость, удивление и восхищение; темные - грусть и печаль.


Развитию цветовосприятия способствуют:


• рассматривание произведений искусства и беседы по их содержанию и эмоциональной направленности (Какое настроение у героя картины? Чему он рад? Почему небо такое темное?..);


• задания изобразительного плана, направленные на передачу эмоциональной характеристики героев (например, «Дворец Снежной королевы», «Золушка едет на бал в прекрасном платье»); рисование беспредметных композиций, когда тема раскрывается только с помощью цвета (например, "Пасмурный летний день", "Золотая осень", "Холодная вьюга");


• наблюдение красоты цветовых отношений в природе.


Дети очень любят экспериментировать с цветом - получать новые цвета и оттенки. Чтобы повысить их интерес к этому процессу, познакомьте детей подробнее с особенностями цвета. Так художники выделяют три основных цвета: желтый, красный, синий. Именно при смешении этих цветов можно получить новые цвета, которые называют составными:


красный + желтый = оранжевый


• желтый + синий = зеленый


• синий + красный = фиолетовый


Новые цвета художники получают на палитре, которой может стать и крышка от акварельных красок, и блюдце, и даже обычный лист плотной бумаги. Единственное требование к палитре, чтобы она была белого цвета. А с помощью белой краски можно получить такие оттенки, как розовый, голубой, салатовый, серый.



Для поддержания интереса к использованию в рисунке различных цветовых сочетаний можно предложить детям игровые задания:


Помоги животным


Детям предлагается лист с контурным изображением зверей - лиса, медведь, мышь, лягушка. Их надо раскрасить. Но в распоряжении детей есть лишь следующие краски: желтая, красная, синяя, белая, черная (лучше гуашь). Как же быть? (На палитре можно получить все нужные цвета: лиса - красный + желтый; медведь - красный + черный; мышка - белый + черный; лягушка - синий + желтый.) Дайте ребенку возможность самому поискать решение. Помогайте лишь в том случае, если он затрудняется.



Раскрась радугу


Детям предлагается раскрасить радугу, половина которой уже раскрашена. Для этого также необходимо воспользоваться палитрой. Для закрепления расположения цветов в радуге можно выучить с ребенком такую забавную фразу: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый).



Картинка из разноцветных стеклышек


Черным фломастером нарисовать любую картинку, не закрашивая деталей. Затем раскрасить все предметы внутри черного контура. Можно использовать не только гуашевые или акварельные краски, но и цветные карандаши, пастельные мелки (карандаши и мелки можно смешивать так же, как и краски; сначала раскрашивая одним цветом, а затем по нему другим.)

Чем больше ребенок будет экспериментировать с цветом, тем ярче и насыщенней будут его творения. Детям интересно наше мнение, поэтому не забывайте похвалить их за интересные «творения». Побеседуйте о рисунке, выскажите свое мнение о нем («Мне кажется, твой рисунок немного грустный. Посмотри, как много здесь загадочных холодных красок - синяя, фиолетовая, голубая. Чтобы это могло значить?», «Твоя картина залита ярким солнечным светом, так и хочется улыбнуться, посмотрев на нее! Давай повесим ее дома, пусть и у других людей будет такое же хорошее настроение!»). Такая эмоциональная характеристика рисунков важна не только для ребенка, но и для взрослого. В ходе беседы по содержанию картины вы, наверняка, узнаете что-то новое и интересное о ребенке - художнике. Цвет в детском рисунке - это не простое копирование внешних признаков предмета. Это, прежде всего, передача личного эмоционального отношения к окружающему миру. Это открытая книга души ребенка, которую мы должны научиться любить и понимать…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Плоскостопие (консуьтация для родителей)

Это одно из самых распространённых заболеваний у детей. Этот недуг при отсутствии адекватной терапии приводит к серьёзным осложнениям и сильной деформации костей стопы, а также болезням опорно-д...

Консуьтация для родителей "Обучение детей 6-7 лет пересказу"

Презентация для электронной рассылки по обучению детей 6-7 лет  пересказу....

Консуьтация для родителей "Что дают детям настольные игры?"

Настольные игры оказывают положительное влияние на умственное развитие ребенка....

консуьтация для родителей

правила, которые делают чтение привлекательным...

Консуьтация для воспитателей

Консультация для воспитателей "Адаптация в детском саду"...

Консуьтация для родителей: "ОРВИ:что это и как уберечься от заболевания."

Данная консультация поможет родителям разобраться откуда берется "простуда", понять пути передачи заболевания и напомнит о мерах профилактики ОРВИ....