Доклад "Общаемся с родителями"
консультация

Доклад на педсовет "Общаемся с родителями"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_obshchaemsya_sroditelyami.docx22.95 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад «Общаемся с родителями»

Муниципальное автономное дошкольное учреждение

«Детский сад №15 с.Кабанск»

Республика Бурятия

        Воспитатель

        Демидкина Г.М.


                                                 1

Общение педагога с родителями воспитанников –непременное условия построения партнерских взаимоотношений ДОУ и семьи, важнейшее условие и средство развития личности.

      Основными причинами , тормозящими эффективное взаимодействие с семьями являются:

- Повышенная требовательность к родителям

- Внушение родителям отрицательного  образа ребенка

- Неуверенность педагога в своей правоте

- Неумение педагога принять точку зрения родителей

-  Нежелание найти индивидуальный подход к семье

    Отсутствие взаимопонимания, различие взглядов на некоторые вопросы воспитания и развития дошкольника- все это ведет к росту недоверия между воспитателем и семьей.

   В повседневной практике общения с родителями часто возникают ситуации, из которых невозможно найти выход, избежав конфликта, а ведь, по мнению психологов, связано с незнанием психологических особенностей личности родителей.

      Существует два вида общения педагога с родителями:

  1. Групповое  (фронтальное)- это традиционные родительские собрания,  лекции, консультации;
  2. Дифференцированное педагогическое общение- подразумевает как специальное организованное, так и спонтанноеобщение с одним или подгруппой родителей, которое подразумевает непосредственный индивидуальный контакт.

 Современный воспитатель должен обладать следующим набором качеств личности:

- Психолого-педагогической подготовленностью

- Коммуникативной культурой

- Личной психологической готовностью.

                                2.

  Основу коммуникативной культуры составляет общительность- устойчивое стремление к контактам с людьми, умение быстро их устанавливать.

   Личная психологическая готовность предполагает достаточный уровень владения техникой общения.

   Воспитателю важно научиться общаться с родителями так, чтобы избегать позиции «обвинителя», негативной оценки ребенка.

   Эффективно помогает в этом техника «Я- сообщения», разработанная американским психологом Томасом Гордоном.

   С помощью «Я- сообщений» можно корректно обозначить существующие проблемы. Для того, чтобы овладеть данной техникой общения, необходимо осознавать свои собственные чувства и уметь правильно сообщать о них.

   Необходимо стараться, чтобы «Я-сообщение» не переходило в «Ты(Вы) сообщение». Это ошибка, которая приводит к «соскальзыванию» на позицию обвинителя. Ее можно избежать, если использовать безличные предложения.

   Например:

    Неверный вариант: Я огорчаюсь, что вы до сих пор не принесли физкультурную форму.

   Верный вариант: Я огорчаюсь, когда у ребят нет физкультурной формы.

Чтобы пользоваться данной техникой, нужна практика, тренировка.

   Следующий пример «Я-сообщения»: Например ребенок опаздывает в детский сад на занятия. Когда вы опаздываете на занятия, я чувствую что мне трудно и расстраиваюсь, ведь мне приходится менять ход занятия и поэтому я теряю  время.

                                                3.

  Кроме непосредственного общения с родителями существуют наглядно-информационные формы общения, которые решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания в условиях дошкольного учреждения, способствуют преодолению у родителей поверхностного суждения о роли детского сада, пересмотру методов и приемов домашнего воспитания. Они помогают объективно увидеть деятельность воспитателя, оказывают практическую помощь семье.

    Условно их можно разделить на две группы:

  1. Информационно-ознакомительные- это информирование родителей об особенностях работы дошкольного учреждения, знакомства с педагогами.
  2. Информационно-просветительские- это обогащение родителей знаниями об особенностях воспитания и развития детей.

Информационно-ознакомительные формы.

  1. Эпизодические посещения родителями  ДОУ с целью наблюдения за играми, занятиями, поведением, взаимоотношению со сверстниками, деятельностью воспитателя, ознакомления с режимом жизни детского сада.

Известный педагог Т.А.Маркова советовала приглашать родителей тех детей, в поведении  которых есть какие-либо отклонения. Почему? Дело в том, что большинство отклонений в поведении ребенка, считают исследователи,- это результат неправильного семейного воспитания. Ребенок может быть слишком избалован или, наоборот, жить в состоянии  «тотального» контроля. Убедить родителей в том, чтобы они изменили свои методы воспитания нереально, а вот возможность увидеть своего ребенка в условиях детского коллектива поможет им призадуматься, ведь аргументами становятся факты, которые родители сами видели.

Присутствие родителей в группе предъявляет серьезные требования к профессионализму, но результаты, несомненно, высоки.

 4.

  1. Дни открытых дверей «рекомендуется проводить 3-4 раза в год. Желательны показательные занятия,  так как родители с большим вниманием относятся к вопросам обучения детей. Важно тактично предупредить родителей, чтобы они не делали замечания детям. Возможно сделать родителей полноценными участниками занятия, которые вместе с детьми «совершают» новые открытия, рисуют, составляют вместе с детьми рассказы по картинкам, придумывают сказки.
  2.  Возможны экскурсии по детскому саду, встречи со специалистами;
  3.  Видеофильмы из жизни группы пользуются популярностью у родителей, можно использовать записи своеобразных  «интервью» с детьми на различные темы ( например: как мы играем с друзьями), съемку видеофрагментов различных видов деятельности: игры, занятия, труд, режимные моменты.
  4. Выставки детских работ, совместных работ педагога и детей, родителей и детей, принесут большое удовольствие и детям и родителям.
  5. Еще одна форма фотовыставки- не просто развлекательного характера, а фотовыставки, которые способствуют педагогическому развитию родителей.
  6. Информационные проспекты способствуют ознакомлению родителей с особенностями работы дошкольного учреждения, его отличия от других, какие специалисты работают с детьми, дополнительные услуги, режим учреждения .Весь текстовый материал сопровождается фотографиями. Небольшие по объему, красочные «визитки» помогают сформировать у родителей первоначальные представления об учреждении, заинтересованность коллектива в развитии и воспитании детей.

 5.

Информационно-просветительские формы:

1.Информационные стенды. Здесь представляются разнообразные сведения о режиме дня, расписании, объявления и т.д. Так же один из разделов стенда должен быть посвящен информации о программе содержании занятий, о том, что усвоено с детьми по программе в определенный период, перечни рекомендуемых книг, игр для детей. Основные требования к оформлению информационных стендов: актуальность материалов, эстетичность, обновляемость не реже одного раза в месяц.

2. Папки-передвижки. В содержимое папки включаются памятки родителям, вырезки из газет и журналов, материалы о возрастных и индивидуальных особенностях детей и другое. Весь материал папки может передаваться во временное пользование родителям домой.

3.Мини- газеты содержат информацию по проблемам дошкольной педагогики, объявления из жизни ДОУ. Не стоит забывать, что наглядно-информационные формы организации общения является только естественным дополнением диалога двух партнеров- педагогов и родителей, а не основным способом их общения. Грамотное использование приемов педагогического общения позволит всем родителям объединить усилия в важном и общем деле- воспитании и развитии детей.

Литература: Журнал

                    «Справочник старшего воспитателя» №2-2007; №2-2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для родителей "Права, обязанности, функции родителей", "Десять заповедей родителей"

Статья о правах, обязанностях и функциях родителей. Закон Российской Федерации об образовании....

Советы родителям Заповеди для родителей – Советы и правила для родителей

Советы родителям Заповеди для родителей –Советы и правила для родителей 1.Изучайте особенности своих детей. Принимайте их такими, какие они есть, с их достоинствами и недостатками, цените и...

Родительское собрание для родителей подготовительной группы «Детский сад и родители – равноправные партнеры» («Дети и родители на школьном старте»).

Цель: помочь родителям детей, находящихся на школьном старте, сориентироваться в основных трудностях, с которыми может столкнуться первоклассник, и возможных способах предупреждения дезадаптации ребен...

Рекомендации родителям, как организовать летний досуг с ребенком РОДИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ Инструкция для родителей по охране жизни и здоровья детей

Рекомендации  родителям,  как организовать летний досуг  с ребенком  Наступает время отпусков. До места отдыха придется добираться на машине, на поезде, .....

Справка-анализ по теме: «Работа с родителями: анализ плана работы с родителями, индивидуальных стендов для родителей, организация групповых мероприятий с родителями».

В перспективном плане работы с родителями педагоги отражают совместную работу с семьями воспитанников. В плане воспитатели отмечают формы организации общения с указанием тематики (родительское собрани...

Методическая разработка для организации работы с родителями, направленные на подготовку родителей будущего первоклассника (Кафедра родителя будущего первоклассника) "Практические советы родителям будущих первоклассников учителя-логопеда"

Правильная речь является важнейшим условием для успешного обучения ребенка в школе. У многих детей  наблюдается  отставание в речевом развитии, которое в дошкольном возрасте обычно не привле...