«Влияние устного народного творчества на развитие речи детей дошкольного возраста»
консультация (младшая группа)
Цель: показать приемы и методы работы с произведениями устного народного творчества.
Задачи:
1. Передача опыта путём прямого и комментированного показа действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности.
2. Повышение уровня профессиональной компетентности участников мастер-класса.
3. Популяризация инновационных идей, технологий, находок педагогических работников.
Оборудование: стулья по количеству участников, пустой сосуд, чистая тетрадь, ситечко для чая, губка для посуды, карточки с загадками жёлтого и синего цвета, карточки с «загадками-близнецами», конспект.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogam_konsultatsiya_na_sayt.docx | 17.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 43»
Консультация для родителей
Тема: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 2-3 лет»
Подготовила: воспитатель: Терентьева Т.Г.
Г. Усолье – Сибирское 2023 г.
Устное народное творчество - это история народа, его духовное богатство. Народное поэтическое слово помогает духовно обогатить среду, в которой растут наши дети. Пользу малых фольклорных жанров доказывать не приходится, это очевидно.
Ценность фольклорных произведений для малышей обусловлена прежде всего их высокой интонационной выразительностью. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся звуки и слова, обращения заставляют малышей замирать на какое-то мгновенье, невольно заставляют прислушиваться в речь. А флольклор даёт прекрасные образцы русской речи, подражание которой позволяют ребёнку успешнее овладевать родным языком, развивать речь, закрепить словарь; воспитывать правильное звукопроизношение.
Поэтому очевидна необходимость использования произведений устного народного творчества в развитии речевой активности детей. Для этой же цели эффективно использовать произведения многих детских писателей, многие из них близки к фольклору. Тем более у малышей большой интерес к потешкам, колыбельным песням, сказкам.
Знакомство с потешкой начинается иногда с беседы, с наблюдения, иногда с рассматривания картин или игрушек, иногда с объяснения новых слов.
Например, когда выглядывает солнышко, дети сразу восклицают "О, солнышко!" Я обращаю внимание детей на то, как солнце освещает нашу комнату, "смотрит к нам в окошко", спрашиваю, нравится ли им, когда солнышко освещает их комнату, и читаю:
"Светит солнышко в окошко,
Смотрит в нашу комнату,
Мы похлопаем в ладоши,
Очень рады солнышку!" (А. Барто)
А когда оно прячется, дружно зовём:
"Солнышко - колоколнышко,
Выгляни в окошко,
Дам орехов кучу!"
Тут особое внимание уделяю на то, как мы ласково зовём солнце: "солнышко - колоколнышко". Мне кажется, что именно с этих маленьких зёрнышек начинается знакомство детей с исконным богатством русской реч
При знакомстве с потешкой "Пошёл котик на торжок…", объясняю, что такое "торжок", спрашиваю были ли они на рынке, что купила мама. Котик поочерёдно "угощает" каждого ребёнка. Детям это очень нравится:
"Самому ли съесть,
Или Чингизу снесть?" ит.д.
Малыши ждут, когда именно его угостит котик.
Очень часто использую потешки в режимных моментах: умывании, укладывании спать, одевании на прогулку, во время приёма пищи:
" Ай лады, лады, лады
Не боимся мы воды
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся."
или " Чистая водичка
Умоет Саше личико
Анечке - ладошки,
А пальчики - Антошке".
Помогают произведения фольклора и в организации прогулок, наблюдений за природой, украшая речь и обогащая её, тем самым способствуют концентрации внимания детей. Например, во время наблюдения за птицами:
" Чики, чики, кички,
Берёзовые лычки!
Летели две птички,
Собой невелички.
Как они летели,
Все люди глядели.
Как они садились,
Все люди дивились".
Приятно наблюдать, что через некоторое время дети самостоятельно начинают использовать в игре колыбельные песенки, потешки. Очень нравятся детям подвижные игры с использованием потешек. Часто с увлечением играем игру "Вороны". Сначала понаблюдаем на прогулке, что вороны - большие, чёрные птицы; что они каркают громко "кар - кар - кар", они могут летать, могут скакать по земле. Затем я знакомлю детей с потешкой:
"Вот под ёлочкой зеленой
Скачут весело вороны:
кар - кар - кар,
Целый день они кричали,
Спать ребяткам не давали:
кар - кар - кар,
Лишь к ночи умолкают,
И все тихо засыпают:
Кар - кар - кар!"
После этого дети, "превращаются" в больших птичек.
Основная цель таких игр для малышей - развивать их речевую активность, умение соотносить действие со словом потешки, добиваться ими понимания значения слов, правильного их произношения. Очень любят дети и русские сказки. Старшие дети с удовольствием инсценируют сказки "Репка", "Колобок", "Курочка - ряба".
Вот так в повседневной работе очень часто обращаемся к кладезу русской речи. Я думаю, что малые фольклорные жанры, помогая воспитателю в его работе, помогают и нашим воспитанникам постигать окружающий мир, стать добрыми и ласковыми, погружаться в стихию родной речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние устного народного творчества на развитие речи детей дошкольного возраста
Влияние устного народного творчества на развитие речи детей дошкольного возраста...
Отчет по самообразованию на тему «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей дошкольного возраста».
В очете по самообразования раскрывается тема устного народного творчества и огромное влияние на развитие речи младших дошкольников"...
Мастер-класс для педагогов «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей дошкольного возраста»
Мастер- класс для педагогов...
Консультация для воспитателей. "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей дошкольного возраста."
Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, потешки, пословицы, поговорки). Овладение р...
Консультация для родителей . "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей дошкольного возраста."
Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, потешки, пословицы, поговорки). Овладение р...
План работы по самообразованию "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей дошкольного возраста"
План работы по самообразованию "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей дошкольного возраста"...
«Из уст в уста» (Влияние устного народного творчества на развитие речи детей дошкольного возраста)
Одной из главных задач воспитания и обучения детей в детском саду является развитие речи и речевого общения. Ребенок не рождается со сложившейся речью. Постепенно, шаг за шагом, он учиться говорить - ...