Технология проектной деятельности в ДОУ (описание)
материал

Заикина Ирина Николаевна

описание технологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologii_proektnoy_deyatelnosti_v_dou.docx22.78 КБ

Предварительный просмотр:

Технология проектной деятельности в ДОУ

Проектная деятельность – это целенаправленная деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования. В основе проектной деятельности лежит идея о направленности деятельности (в ходе которой ребенок открывает для себя много нового и неизведанного ранее) на результат, который достигается в процессе совместной работы взрослого и детей над определенной практической проблемой. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.

          Технология проектирования является одной из форм поисковой деятельности («активного поведения в условиях неопределенности) детей дошкольного возраста и способствует развитию их творческих способностей.  Для ребенка характерна колоссальная жажда жизни, что ярко проявляется в его потребности в активных действиях, общении, самовыражении, разнообразных впечатлениях. Известно, что уважение к личности ребенка, его достоинству, принятие его целей, запросов, интересов, создание условий для самоопределения, самореализации, удовлетворение потребностей ребенка в конструировании собственного мира детства способствует развитию его творчества.

         Проектирование как деятельность строится на уникальных отношениях «ребенок – взрослый», на соучастии взрослого и ребенка. Соучастие в деятельности – это общение на равных, где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Педагог ведет ребенка к соучастию постепенно, от наблюдений за его деятельностью к эпизодическому участию в ней, затем к партнерству, и, наконец, к сотрудничеству. Поэтапное стимулирование проектной деятельности взрослым позволяет формировать у ребенка умения, которые могут развиваться только в деятельности, - умение работать в коллективе, подчинять свой темперамент, характер интересам общего дела, умение решать творческие споры, достигать договоренности, умение обсуждать результаты деятельности, оценивать действия каждого.

      Творческое проектирование требует от педагога терпения, любви к ребенку, веры в его возможности на пути вхождения в мир взрослых. исследования Е.Евдокимовой позволили выделить три этапа в развитии проектной деятельности у детей дошкольного возраста, которые и представляют собой одну из педагогических технологий проектной деятельности, включающую в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

        Первый этап автор обозначает как подражательско-исполнительский, реализация которого возможна с детьми трех с половиной – пяти лет. на этом этапе дети участвуют в проекте «на вторых ролях», выполняют действия по прямому предложению взрослого или путем подражания ему, что не противоречит природе маленького ребенка: в этом возрасте еще сильны как потребность установить и сохранить положительное отношение ко взрослому, так и подражательность.

       Второй этап – развивающий, он характерен для детей пяти-шести лет, которые уже имеют опыт разнообразной совместной деятельности, могут согласовывать действия, оказывать друг другу помощь. Ребенок уже реже обращается ко взрослому с просьбами, активнее организует совместную деятельность со сверстниками. У детей развиваются самоконтроль и самооценка, они способны достаточно объективно оценивать, как собственные поступки, так и поступки сверстников. в этом возрасте дети принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности. Они не только проявляют готовность участвовать в проектах, предложенных взрослым, но и самостоятельно находят проблемы, являющиеся отправной точкой творческих, исследовательских, опытно-ориентировочных проектов.

        Третий этап – творческий, он характерен для детей шести-семи лет. Взрослому очень важно на этом этапе развивать и поддерживать творческую активность детей, создавать условия для самостоятельного определения детьми цели и содержания предстоящей деятельности, выбора способов работы над проектом и возможности организовать ее. Для каждого этапа автор предлагает алгоритм действий взрослых и детей (таблица 1).

Таблица 1

Алгоритм действий взрослых и детей на каждом уровне проектной деятельности                                                                  

Алгоритм

действий

Подражательско –

исполнительский

этап проектной

деятельности

 

    Развивающий

этап проектной

      деятельности

 

Творческий

этап проектной

деятельности

 

 

Шаг 1.

Определение проблемы, отвечающей потребностям детей

   Выделение взрослым (или детьми) проблемы, отвечающей потребностям детей или обеих сторон

Выделение взрослым (или детьми) проблемы, отвечающей потребностям детей или обеих сторон

 

 

 

Шаг 2

Постановка цели проекта, его мотивация

Совместное определение цели проекта, прогнозирование результата

Самостоятельное определение детьми цели проекта, прогнозирование результата

 

 

Шаг 3

Привлечение детей к участию в планировании деятельности и реализации намеченного плана

Планирование деятельности детьми при незначительной помощи взрослого , определение средств реализации проекта

Планирование деятельности детьми (при возможном участии взрослого как партнера), определение средств реализации проекта

 

 

Шаг 4

Совместная деятельность взрослого и детей по достижению результата

Выполнение детьми проекта, дифференцированная помощь взрослого

Выполнение детьми проекта, решение творческих споров, достижение договоренности, взаимообучение, помощь друг другу

 

 

Шаг 5

Совместный анализ выполнения проекта, переживание результата

Обсуждение результата: хода работы, действий, выяснение причин успехов и неудач

Обсуждение результата: хода работы, действий, выяснение причин успехов и неудач

 

 

Шаг 6

 

 

-

Совместное определение перспективы развития проекта

Определение перспективы развития проекта

  

     

Проектная деятельность позволяет учить детей проблематизации; целеполаганию и планированию содержательной деятельности; элементам самоанализа; представлению результатов своей деятельности и хода работы; презентации в различных формах с использованием специально подготовленного продукта проектирования (макетов, плакатов, моделей, театрализации, сценических представлений); практическому применению знаний в различных (в том числе и нестандартных) ситуациях.  Определим следующий алгоритм проектной деятельности педагога и детей (табл. 2).

Таблица 2.

Алгоритм проектной деятельности педагога и детей

Этапы проектной деятельности

 

Деятельность педагога

 

 

 

 

Деятельность детей

1. Постановка проблемы

Формулирует для себя проблему, исходя из которой подводит детей к необходимости задуматься над проблемной ситуацией

Учатся видеть проблему, формулировать  важные вопросы

2.Определение цели деятельности

Ставит цель с опорой на интересы и потребности детей

Обозначают цель деятельности (становятся активными исследователями окружающего мира)

 

3. Конкретный замысел

Продумывает и представляет то, что будет происходить и к какому результату это приведет

Участвуют в обсуждении: как организовать то или иное дело, выслушивают любые мнения, вплоть до нестандартных и неожиданных

4. Планирование

 

Определяет основные этапы работы с детьми в зависимости от дидактических, социальных, предметно-материальных и индивидуально-личностных условий

Перечисляют любимые  занятия, предлагают игры, участвуют в определении последовательности(что сначала, что потом)    

5. Реализация проекта и постоянная рефлексия

Организует и мотивирует различные виды деятельности через их интеграцию, Проводит рефлексию и своевременную коррекцию отдельных шагов.

Участвуют в разнообразных видах деятельности, выступают партнерами и помощниками воспитателя.

6.Анализ результатов и презентация

Выявляет положительные и отрицательные моменты в совместной деятельности с детьми.

Проводит посильный анализ с подачи взрослого. участвуют в игровой презентации достигнутых рез3ультатов.

Также технология проектной деятельности может быть использована и в рамках специально организованного обучения детей (в рамках занятий). Такие занятия имеют определенную структуру и включают в себя: создание мотивации проектной деятельности; введение в проблему; поэтапное решение проблемы в процессе исследовательской деятельности; обсуждение результатов, систематизация информации; получение продукта деятельности; презентация результатов проектной деятельности.

Н.А. Рыжова выделяет последовательность работы педагога над проектом, своеобразный алгоритм деятельности педагога, который включает в себя следующие шаги:

  • педагог ставит перед собой цель, исходя из потребностей и интересов детей;
  • вовлекает дошкольников в решение проблемы;
  • намечает план движения к цели (поддерживает интерес детей и родителей);
  • обсуждает план с семьями;
  • обращается за рекомендациями к специалистам ДОУ;
  • вместе с детьми и родителями составляет план-схему проведения проекта;
  • собирает информацию, материал;
  • проводит занятия, игры, наблюдения, поездки (мероприятия основной части проекта);
  • дает домашние задания родителям и детям;
  • поощряет самостоятельные творческие работы детей и родителей (поиск материалов, информации, изготовление поделок, рисунков, альбомов и т.п.);
  • организует презентацию проекта (праздник, открытое занятие, акция, КВН), составляет книгу, альбом совместно с детьми;
  • подводит итоги (выступает на педсовете, обобщает опыт работы).

 Основной целью проектного метода в дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей 
Стержнем технологии проектной деятельности является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. При этом проектом является любая деятельность, выполненная от всего сердца, с высокой степенью самостоятельности группой детей, объединенных в данный момент общим интересом. Использование этой технологии, не только подготавливает ребенка к жизни в будущем, но и помогает организовать жизнь в настоящем.

Положительные моменты технологии проектной деятельности:

• изменение позиции воспитателя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих воспитанников; изменяется психологический климат в группе;

• знания, приобретаемые в ходе реализации проекта, становятся достоянием личного детского опыта, т. е. знания нужны детям и поэтому интересны;

• приобретение умения рассуждать: дети учатся ставить цель, подбирать средства для ее достижения, оценивать последствия;

• развитие коммуникативных навыков: умение договариваться, принимать чужую точку зрения, умение откликаться на идеи, выдвигаемые другими, умение сотрудничать, оказывать содействие — иначе цель, к которой дети стремятся, не будет достигнута. Таким образом, связь социальной жизни в группе с нравственным воспитанием и интеллектуальным развитием обеспечивает целостность развития личности ребенка.

Алгоритмы действий взрослых и детей строятся с учетом возрастных особенностей, учитываются при выборе и построении модели будущего проекта.

Таким образом, в проектной деятельности происходит формирование субъектной позиции у ребенка, раскрывается его и6ндивидуальность, реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию детей.

Используемая литература

Хабарова Татьяна Валерьяновна Педагогические технологии в дошкольном образовании Главный редактор С. Д. Ермолаев Редактор Ю. В. Маркова Корректоры О. Озерина, А. В. Соколова Дизайнер Н. С. Сенченкова Верстка А. Н. Соловьев ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 197348 СПб., а/я 45. Тел.: (812) 303-89-58 E-mail: detstvopress@ Представительство в Москве: ООО «Разум», 127434 Москва, Ивановская ул., д. 34. Тел.: (499) 976-65-33 Служба «Книга — почтой»: ООО «Арос», 192029 Санкт-Петербург, а/я 37. Тел.: (812) 973-35-09 E-mail: ale3225@ Подписано в печать 25.10.2010. Формат 60x90 У16. Бумага офсетная. Печать офсетная. Гарнитура Тайме. Усл. печ. л. 5,0. Тираж 3000 экз. Заказ №1317. Отпечатано в ООО «Профпринт», СПб., п. Парголово, ул. Ломоносова, 13. Тел.: (812) 513-85-44. E-mail: info@

Источник

https://studylib.ru/doc/4151471/habarova-kniga-pedagogicheskie-tehnologii-v-do


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация: "Проектная деятельность в ДОУ.Технологии проектной деятельности в ДОУ".

Проектная деятельность в ДОУ.Технологии проектной деятельности в ДОУ...

Технология проектной деятельности Авторы Веракса Н. Е. Веракса А. Н. «Проектная деятельность дошкольников» Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова « Образовательные проекты в детском саду»

Современный подход к дошкольному образованию в соответствии с положением о  ФГОС ДО предусматривает не только формирование знаний, умений и навыков дошкольника и адаптации его к социальной жизни,...

Технология проектной деятельности. (Веракса Н.Е., Веракса А.Н. «Проектная деятельность дошкольников»).

  Актуальность:    В ХХI веке образование становится одной из самых значительных сфер человеческой деятельности. В связи с этим возросли требования к технологичности во...

Технология проектной деятельности (Веракса Н.Е., Веракса А.Н.) описание

Технология проектной деятельности (Веракса Н.Е., Веракса А.Н.) описание...