Проект "Знакомимся с родителями"
проект (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Название проекта: «Знакомимся с родителями».
Направление: социально-личностное, информационное развитие.
Вид проекта: познавательно-исследовательский, творческий.
Тип проекта:
по продолжительности: долгосрочный;
по количеству участников: групповой.
Сроки реализации: сентябрь 2022 г. – 31 мая 2023 г.
Руководители проекта: Авилова Татьяна Ивановна, воспитатель подготовительной группы № 9 «Цветик-семицветик».
Участники проекта: воспитанники группы и их родители, воспитатели, инструктор по физической культуре, специалисты ДОО.
Место проведения: МАДОУ «Детский сад № 21 «Аленка».
Гипотеза проекта: «Не профессия выбирает человека, а человек профессию» (Сократ), но для того, чтобы выбрать эту профессию, о ней надо узнать, как можно больше и как можно раньше.
Реализуя данный проект, дошкольники смогли ближе узнать увлечения и профессии родителей, овладели обобщающим понятием «профессия», «увлечение», «хобби», смогли задуматься о том, кем они будут, когда вырастут, чем и как можно увлекаться, научились ценить труд взрослых.
Проблема: недостаточная информированность детей о разнообразии профессий, их орудий труда, специфике их деятельности, а так - же увлечений своих родителей.
Цель проекта: создание условий для ранней профориентации дошкольников, используя актуальный принцип дошкольного образования – интеграцию образовательных областей.
Задачи:
Речевое развитие:
1. Обогащать словарь путем введения новых понятий «профессия», «тунеядец», «лентяй», «профессионал», «увлечение», «хобби», «трудоголик»;
2. Расширять общий детский кругозор;
3. Развивать связную речь, умение высказываться по теме.
4. Учить воспитанников поддерживать беседу, используя собственный опыт, вести диалог, поддерживать дискуссию, отвечать на заданные вопросы, делать выводы.
Познавательное развитие:
1. Расширять представления о разных профессиях; трудовых действиях, совершаемых взрослыми; о материалах, необходимых для работы;
2. Создать условия для повышения интереса воспитанников к профессиям и увлечениям родителей;
3. Помочь определить и понять значимость профессиональной деятельности взрослых;
4. Способствовать развитию познавательного интереса, внимания, памяти, мышления.
Социально – коммуникативное развитие:
1. Развивать коммуникативные навыки;
2. Воспитывать любовь и уважение к членам семьи, их профессиям и увлечениям;
3. Создавать условия для активной, самостоятельной, творческой, игровой деятельности детей;
4. Способствовать обогащению детско-родительских отношений опытом совместной творческой деятельности; вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада;
5. Воспитывать уважение и благодарность к людям труда, желание выполнять любое поручение добросовестно и ответственно.
Художественно – эстетическое развитие:
1. Приобщать детей к разным видам творческих профессий;
2. Познакомить с произведениями художественной литературой по теме проекта, работами людей творческих профессий.
Методы и приемы:
- наблюдения;
- познавательные беседы;
- экскурсии;
- чтение художественной литературы;
- продуктивная деятельность.
Формы проекта:
1. Специально-организованная деятельность
- диалог;
- ситуативный разговор;
- речевая ситуация;
- игровая обучающая ситуация: ситуации – иллюстрации, ситуации - упражнения, ситуации- проблемы;
- составление и отгадывание загадок;
- игры (сюжетные, с правилами), игры – соревнования, подвижные игры, дидактические игры;
- обсуждение: мультфильмов, произведений художественной литературы, иллюстрированных энциклопедий;
- разучивание стихотворений;
- решение проблемной ситуации;
- оформление выставок детского творчества;
- создание стенгазет, плакатов, фотовыставок, встреча с людьми разных профессий, увлечений, наблюдения за трудом взрослых.
2. Самостоятельная деятельность детей в центрах развития, на участке.
3. Взаимодействие с семьей:
- организовать совместные мероприятия, наглядную агитацию по вопросам ознакомления с современными профессиями;
- рекомендовать родителям воспитанников в доступной для детского восприятия форме рассказать о своей профессии, её значимости и ценности для жизни общества;
- рекомендовать к просмотру с детьми мультипликационные фильмы: «Сказка про лень» (Союзмультфильм 1976 г.), «Ох и Ах» (Союзмультфильм 1975г.), «Так сойдёт» (Союзмультфильм 1981 г.) режиссера Ю. Прыткова;
- рекомендовать родителям воспитанников провести с детьми целевые прогулки, экскурсии на место своей работы (по мере доступности), по местам профессиональной деятельности людей знакомых детям профессий (библиотека, почта, кафе, магазин и т.п.).
- вовлечь родителей в данный проект.
Новизна проекта: ранняя профориентация детей.
Практическая значимость: данный проект, реализованный в ДОО, укрепляет семейные связи, укрепляет взаимоотношения детей внутри группы.
Условия реализации проекта:
- организация предметно - развивающей среды в ДОО, выступающей в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности дошкольника, обеспечивающая эмоциональное благополучие детей и отвечающая их интересам, потребностям, желаниям.
- осуществление коммуникативно - диалоговой основы взаимоотношений дошкольников с взрослыми и сверстниками, как аспект личностного развития ребенка при регулярной включенности игры в образовательный процесс ДОО и семьи.
- создание единого ценностно - смыслового сотрудничества педагогов и родителей на основе понимания сущности проблемы, форм и методов обеспечения социальной успешности детей.
Реализация проекта осуществляется через:
- совместную деятельность;
- самостоятельную деятельность (художественно-продуктивная, экспериментальная);
- игровую деятельность;
- трудовую деятельность;
- домашнее задание для детей и родителей – составление рассказа о профессиях родителей;
- создание семейных фотографий для демонстрации другим.
Принципы организации взаимодействия с родителями:
- открытость детского сада для семьи;
- сотрудничество родителей и педагогов в воспитании детей;
- создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе.
Планируемый результат:
для детей:
- наличие у детей определенных знаний и представлений о профессиях и увлечениях своих родителей (место работы родителей, значимость их труда, гордость и уважение к труду и увлечению родителей);
- обеспечение активности ребенка в процессе его социализации;
- понимание детьми значения слово «профессия», «увлечение», «хобби», проявление признательности и уважения к труду взрослых (родителей);
- сформировать знания о некоторых профессиях родителей, их назначении, особенностях;
- пополнение лексики воспитанников;
- умение имитировать деятельность людей различных профессий в ходе сюжетно-ролевых игр.
для родителей:
- успешное взаимодействие со своими детьми;
- повышение психолого-педагогических компетенций.
для воспитателей:
- создание предметно-пространственной развивающей среды по теме проекта;
- совместная работа с родителями по расширению знаний детей;
- повышение уровня развития психолого-педагогической компетенции родителей и активизация их позиции в более тесном взаимодействии с педагогами и детьми.
Методы сбора информации:
- обследование предметно-пространственной среды;
- беседы с детьми;
- беседы с родителями.
Этапы проекта:
1 этап – организационный:
- выявление проблемы;
- определение целей и задач проекта;
- организация развивающей предметной среды, что является важным компонентом для развития у детей интереса к профессиям и увлечениям взрослых. Подбор материала, необходимого для реализации цели проекта (иллюстрации, сюжетные картины, настольные, словесные, дидактические игры, художественные произведения, предметы и т. д.);
- проведение мониторинга среди родителей;
- определение перечня профессий, увлечений и хобби родителей для ознакомления с ними детей;
- введение детей в ход проекта;
- беседы с детьми: «Какая профессия самая важная, главная, без которой мы не могли бы обойтись?»;
- создание или подбор презентаций по профессиям;
- подбор художественной литературы и фотоматериалов;
- беседы с родителями (законными представителями).
Этап 2 – практический:
Социально-коммуникативное развитие
- рассматривание открыток, иллюстраций, презентаций по профессиям;
- рассказы о разных профессиях.
Познавательное развитие
- знакомство с профессиями и увлечениями родителей;
- встречи с интересными людьми.
Речевое развитие
- чтение художественной литературы:
Д. Родари «Чем пахнут ремёсла», С. Михалков «А что у вас?», «Дядя Стёпа», В. Маяковский «Кем быть?» и другие;
- беседы на тему: «Какие профессии дети вы знаете?», «Кем работает мама, папа?», «Происхождение профессий», «Кем бы ты хотел стать, когда вырастешь?», «Чем увлекаются родители?».
Художественно-эстетическое развитие
Изобразительная деятельность «Рисуем профессии», прослушивание музыкальных произведений; инсценировки по литературным произведениям.
Физическое развитие
Конкурсы, подвижные игры («Изобрази профессию» и т.д.)
Физкультурные занятия («Все профессии нужны, все профессии важны» и др.)
Игровая деятельность
Сюжетно-ролевые игры.
Работа с родителями
Встречи с интересными людьми, рассказы родителей о своих профессиях и увлечениях.
План мероприятий:
Сентябрь:
- Совместный (родители-дети - 16 семей) туристический поход «Юные туристы» по маршруту детский сад «Аленка» - парк «Сенситивного развития» - «Классическая школа» - Центральный парк г. Гурьевска – привал на озере - «Тропа Здоровья» - детский сад «Аленка»;
Итог: более близкое знакомство детей и родителей; эмоции на свежем воздухе; выражение впечатлений о походе в рисунках и рассказах.
- Знакомство с мамой Гавриловой Т. А. и ее профессией – инструктор по физической культуре и ее увлечением – степаэробика;
Итог: знакомство детей и родителей со степами, веселое, полезное, совместное здоровьеукрепляющее мероприятия.
Октябрь:
- «Игры нашего детства» с папами (13 пап) на участке детского сада;
Итог: совместное времяпровождение родителей и детей; беседы и сравнение игр нашего времени и игр детства родителей.
- Организация фотовыставки «Мой папа умеет и меня научит!»;
Итог: совместное времяпровождение родителей и детей; беседы об армии и родах войск, фотосессии в военной форме, с/р игры, составление рассказов о папе и его увлечении.
- «День Отца» соревнования между командами пап (по 8 человек) группы и папами школьников МБОУ «СОШ № 1 г. Гурьевска»;
Итог: сплочение детей и взрослых командным духом, силой соперничества, поддержки близких; сочинение, заучивание и использование кричалок – поддержек.
Ноябрь:
- Шоу-программа «Моя мама лучше всех!» (мамы демонстрируют свои увлечения (21 мама);
Итог: совместное времяпровождение родителей и детей; уважение и гордость за увлечение мам, заучивание стихов об увлечении мамы (автор – воспитатель группы Авилова Т.И.).
Декабрь:
- Знакомство с мамой Осадчук Л.А. и ее увлечением песни под гитару;
Итог: ознакомление с музыкальным инструментом, его звучанием; подготовка, участие и победа в конкурсе «Музыкальная семейка – 2022»;
- Знакомство с мамой Клевцовой А.Н. и ее профессией - кондитер;
Итог: дети кондитерским кремом украсили печенье и пряники, и нарядили ими новогоднюю елку.
Январь:
- Знакомство с бабушкой Кузнцовой И.А. и ее профессией – учитель начальных классов;
Итог: знакомство с правилами школы, ее спецификой, заинтересованность и мотивация детей на обучение в школе, ознакомление родителей с условиями поступления в школу.
Февраль:
- Организация фотовыставки «Мой папа – солдат»;
- Спортивное состязание «Сильные, ловкие, смелые» среди команд пап гр. № 6, № 9 и МБОУ «СОШ № 1 г. Гурьевска»;
- Знакомство с папой Севостьяновым А.Л. и его профессией - водолаз-спасатель: видео показ рабочего места, видео привет с глубины Балтийского моря, полное снаряжение водолаза с примеркой детьми;
Итог: рисунки от детей с приветствием команде водолазов, тренинг «Вопрос-ответ».
Март: Знакомство с мамой Власовой Н.А. и ее профессией – почтовый работник;
Итог: знакомство с организацией «Почта» и ее структуре, и специфике работы.
Апрель:
- Знакомство с мамой Курчаковой О.В. и ее профессией стоматолог-ортопед;
Итог: выроботка правил и алгоритма чистки зубов, организация игр по правильному питанию.
Май:
- Знакомство с мамой Масловой Л.Е. и ее профессией - хореограф;
Итог: совместный танец родители-дети (31 семья) под песню Дениса Клявера «Когда ты станешь большой сын...»
- Заключительный поход с родителями (20 семей) на «Тропу Здоровья»;
Итог: заряд положительных эмоций, роспись детьми и родителями футболок с пожеланиями на память;
- Участие и победа в региональном этапе в акции - конкурсе «Спорт альтернатива пагубным привычкам» с велопробегом (10 семей);
Итог: положительные эмоции от совместной деятельности, от занятия спортом
III этап – Заключительный:
- анализ и обобщение опыта;
- подготовка и проведение выставки детско-родительских работ;
- создание фотоотчета о проведенных мероприятиях;
- оформление проекта;
- создание презентации по итогам проекта.
Итог работы. Вывод
Дети узнали о ценности труда и профессий с детства. Ребята расширили знания о профессиях своих родителей, их хобби и увлечениях. Думаю, что после реализации данного проекта вопрос, кем быть, не застанет их врасплох.
Проделанная работа поможет пробудить интерес детей к профессиям и увлечениям взрослых. Ребята узнали много нового и интересного, попробовали себя в различных профессиях. Сплоченные общей идеей, дети стали более отзывчивыми и доброжелательными.
У родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться, к совместным мероприятиям, участвовать в жизни группы.
Проблема раскрыта, цель достигнута, далее планируется расширить и углубить работу согласно требованиям новой ФОП ДОО.
Ресурсное обеспечение проекта:
Литература:
- Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация дошкольников. — М., 1988.
- Кондрашов В.П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие. — Балашов: Изд-во "Николаев", 2004. – 52 с.
- Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка-дошкольника: программно-методическое пособие. - М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2005.- 143 с.
Наглядно-демонстрационный материал:
- сюжеты с рабочего места родителей, иллюстрации для рассказывания;
- фотографии некоторых профессий, продуктов труда взрослых;
- атрибуты для проведения сюжетно – ролевых игр;
- коллекция некоторых безопасных предметов используемых в разном труде взрослых, продуктов труда;
- карты-схемы;
- раскраски и лабиринты для проведения игр по теме «мир профессий»
- фотографии родителей для проведения выставок.
Интернет – ресурс:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материал для родителей "Права, обязанности, функции родителей", "Десять заповедей родителей"
Статья о правах, обязанностях и функциях родителей. Закон Российской Федерации об образовании....
Советы родителям Заповеди для родителей – Советы и правила для родителей
Советы родителям Заповеди для родителей –Советы и правила для родителей 1.Изучайте особенности своих детей. Принимайте их такими, какие они есть, с их достоинствами и недостатками, цените и...
Родительское собрание для родителей подготовительной группы «Детский сад и родители – равноправные партнеры» («Дети и родители на школьном старте»).
Цель: помочь родителям детей, находящихся на школьном старте, сориентироваться в основных трудностях, с которыми может столкнуться первоклассник, и возможных способах предупреждения дезадаптации ребен...
Рекомендации родителям, как организовать летний досуг с ребенком РОДИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ Инструкция для родителей по охране жизни и здоровья детей
Рекомендации родителям, как организовать летний досуг с ребенком Наступает время отпусков. До места отдыха придется добираться на машине, на поезде, .....
собрание для родителей КВН с родителями "Взаимодействие ДОУ с родителями по патриотическому воспитанию через проведение совместных мероприятий
Родительсое собрание нетрадиционной формы ...
Справка-анализ по теме: «Работа с родителями: анализ плана работы с родителями, индивидуальных стендов для родителей, организация групповых мероприятий с родителями».
В перспективном плане работы с родителями педагоги отражают совместную работу с семьями воспитанников. В плане воспитатели отмечают формы организации общения с указанием тематики (родительское собрани...
Методическая разработка для организации работы с родителями, направленные на подготовку родителей будущего первоклассника (Кафедра родителя будущего первоклассника) "Практические советы родителям будущих первоклассников учителя-логопеда"
Правильная речь является важнейшим условием для успешного обучения ребенка в школе. У многих детей наблюдается отставание в речевом развитии, которое в дошкольном возрасте обычно не привле...