Проект "Знакомимся с родителями"
проект (подготовительная группа)

Авилова Татьяна Ивановна

Ранняя профориентация детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_znakomimsya_s_roditelyami.doc291 КБ

Предварительный просмотр:

Название проекта: «Знакомимся с родителями».

Направление: социально-личностное, информационное развитие.

Вид проекта: познавательно-исследовательский, творческий.

Тип проекта: 

по продолжительности: долгосрочный;

по количеству участников: групповой.

Сроки реализации: сентябрь 2022 г. – 31 мая 2023 г.

Руководители проекта: Авилова Татьяна Ивановна, воспитатель подготовительной группы № 9 «Цветик-семицветик».

Участники проекта: воспитанники группы и их родители, воспитатели, инструктор по физической культуре, специалисты ДОО.

Место проведения: МАДОУ «Детский сад № 21 «Аленка».

Гипотеза проекта: «Не профессия выбирает человека, а человек профессию» (Сократ), но для того, чтобы выбрать эту профессию, о ней надо узнать, как можно больше и как можно раньше. 

Реализуя данный проект, дошкольники смогли ближе узнать увлечения и профессии родителей, овладели обобщающим понятием «профессия», «увлечение», «хобби», смогли задуматься о том, кем они будут, когда вырастут, чем и как можно увлекаться, научились ценить труд взрослых.

Проблема: недостаточная информированность детей о разнообразии профессий, их орудий труда, специфике их деятельности, а так - же увлечений своих родителей.

Цель проекта: создание условий для ранней профориентации дошкольников, используя актуальный принцип дошкольного образования – интеграцию образовательных областей.

Задачи:

Речевое развитие:

       1. Обогащать словарь путем введения новых понятий «профессия», «тунеядец», «лентяй», «профессионал», «увлечение», «хобби», «трудоголик»;

       2. Расширять общий детский кругозор;

       3. Развивать связную речь, умение высказываться по теме.
      4. Учить воспитанников поддерживать беседу, используя собственный опыт, вести диалог, поддерживать дискуссию, отвечать на заданные вопросы, делать выводы.

Познавательное развитие:

       1. Расширять представления о разных профессиях; трудовых действиях, совершаемых взрослыми; о материалах, необходимых для работы;
      2. Создать условия для повышения интереса воспитанников к профессиям и увлечениям родителей; 
      3. Помочь определить и понять значимость профессиональной деятельности взрослых;
      4. Способствовать развитию познавательного интереса, внимания, памяти, мышления.

Социально – коммуникативное развитие:

       1. Развивать коммуникативные навыки;

       2. Воспитывать любовь и уважение к членам семьи, их профессиям и увлечениям;

       3. Создавать условия для активной, самостоятельной, творческой, игровой деятельности детей;

       4. Способствовать обогащению детско-родительских отношений опытом совместной творческой деятельности; вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада;

       5. Воспитывать уважение и благодарность к людям труда, желание выполнять любое поручение добросовестно и ответственно.

Художественно – эстетическое развитие:

      1. Приобщать детей к разным видам творческих профессий;

       2. Познакомить с произведениями художественной литературой по теме проекта, работами людей творческих профессий.

Методы и приемы:

       - наблюдения;

       - познавательные беседы;

       - экскурсии;

       - чтение художественной литературы;

       - продуктивная деятельность.

Формы проекта:

      1. Специально-организованная деятельность

       - диалог;

       - ситуативный разговор;

       - речевая ситуация;

       - игровая обучающая ситуация: ситуации – иллюстрации, ситуации - упражнения, ситуации- проблемы;

        - составление и отгадывание загадок;

         - игры (сюжетные, с правилами), игры – соревнования, подвижные игры, дидактические игры;

        - обсуждение: мультфильмов, произведений художественной литературы, иллюстрированных энциклопедий;

        - разучивание стихотворений;

        - решение проблемной ситуации;

       - оформление выставок детского творчества;

        - создание стенгазет, плакатов, фотовыставок, встреча с людьми разных профессий, увлечений, наблюдения за трудом взрослых.

       2. Самостоятельная деятельность детей в центрах развития, на участке.

      3. Взаимодействие с семьей: 

      - организовать совместные мероприятия, наглядную агитацию по вопросам ознакомления с современными профессиями;
       - рекомендовать родителям воспитанников в доступной для детского восприятия форме рассказать о своей профессии, её значимости и ценности для жизни общества; 
      - рекомендовать к просмотру с детьми мультипликационные фильмы: «Сказка про лень» (Союзмультфильм 1976 г.), «Ох и Ах» (Союзмультфильм 1975г.), «Так сойдёт» (Союзмультфильм 1981 г.) режиссера Ю. Прыткова;
      - рекомендовать родителям воспитанников провести с детьми целевые прогулки, экскурсии на место своей работы (по мере доступности), по местам профессиональной деятельности людей знакомых детям профессий (библиотека, почта, кафе, магазин и т.п.).

       -  вовлечь родителей в данный проект.

Новизна проекта: ранняя профориентация детей.

Практическая значимость: данный проект, реализованный в ДОО, укрепляет семейные связи, укрепляет взаимоотношения детей внутри группы.

Условия реализации проекта:

       - организация предметно - развивающей среды в ДОО, выступающей в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности дошкольника, обеспечивающая эмоциональное благополучие детей и отвечающая их интересам, потребностям, желаниям.

       - осуществление коммуникативно - диалоговой основы взаимоотношений дошкольников с взрослыми и сверстниками, как аспект личностного развития ребенка при регулярной включенности игры в образовательный процесс ДОО и семьи.

        - создание единого ценностно - смыслового сотрудничества педагогов и родителей на основе понимания сущности проблемы, форм и методов обеспечения социальной успешности детей.

Реализация проекта осуществляется через:

       - совместную деятельность;

       - самостоятельную деятельность (художественно-продуктивная, экспериментальная);

       -  игровую деятельность;

       - трудовую деятельность;

       - домашнее задание для детей и родителей – составление рассказа о профессиях родителей;

       - создание семейных фотографий для демонстрации другим.

Принципы организации взаимодействия с родителями:

       - открытость детского сада для семьи;

       - сотрудничество родителей и педагогов в воспитании детей;

       - создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе.

Планируемый результат:

для детей:

       - наличие у детей определенных знаний и представлений о профессиях и увлечениях своих родителей (место работы родителей, значимость их труда, гордость и уважение к труду и увлечению родителей);

       - обеспечение активности ребенка в процессе его социализации;

        - понимание детьми значения слово «профессия», «увлечение», «хобби», проявление признательности и уважения к труду взрослых (родителей);

     - сформировать знания о некоторых профессиях родителей, их назначении, особенностях;

       - пополнение лексики воспитанников;

        - умение имитировать деятельность людей различных профессий в ходе сюжетно-ролевых игр.

  для родителей:

       - успешное взаимодействие со своими детьми;

       - повышение психолого-педагогических компетенций.

  для воспитателей:

       - создание предметно-пространственной развивающей среды по теме проекта;

       - совместная работа с родителями по расширению знаний детей;

       - повышение уровня развития психолого-педагогической компетенции родителей и активизация их позиции в более тесном взаимодействии с педагогами и детьми.

Методы сбора информации:

           -  обследование предметно-пространственной среды;

           -  беседы с детьми;

       - беседы с родителями.

 Этапы проекта:

 1 этап – организационный: 

       - выявление проблемы;

       -  определение целей и задач проекта;

       - организация развивающей предметной среды, что является важным компонентом для развития у детей интереса к профессиям и увлечениям взрослых. Подбор материала, необходимого для реализации цели проекта (иллюстрации, сюжетные картины, настольные, словесные, дидактические игры, художественные произведения, предметы и т. д.);

       - проведение мониторинга среди родителей;

       - определение перечня профессий, увлечений и хобби родителей для ознакомления с ними детей;

       - введение детей в ход проекта;

        - беседы с детьми: «Какая профессия самая важная, главная, без которой мы не могли бы обойтись?»;

       - создание или подбор презентаций по профессиям;

       - подбор художественной литературы и фотоматериалов;

       - беседы с родителями (законными представителями).

Этап 2 – практический:

Социально-коммуникативное развитие  

        - рассматривание открыток, иллюстраций, презентаций по профессиям;

       - рассказы о разных профессиях.

Познавательное развитие

       - знакомство с профессиями и увлечениями родителей;

       - встречи с интересными людьми.

Речевое развитие

       - чтение художественной литературы:

Д. Родари «Чем пахнут ремёсла», С. Михалков «А что у вас?», «Дядя Стёпа», В. Маяковский «Кем быть?» и другие;

       - беседы на тему: «Какие профессии дети вы знаете?», «Кем работает мама, папа?», «Происхождение профессий», «Кем бы ты хотел стать, когда вырастешь?», «Чем увлекаются родители?».

Художественно-эстетическое развитие

Изобразительная деятельность «Рисуем профессии», прослушивание музыкальных произведений; инсценировки по литературным произведениям.

Физическое развитие

Конкурсы, подвижные игры («Изобрази профессию» и т.д.)

Физкультурные занятия («Все профессии нужны, все профессии важны» и др.)

Игровая деятельность

Сюжетно-ролевые игры.

Работа с родителями

Встречи с интересными людьми, рассказы родителей о своих профессиях и увлечениях.

План мероприятий:

Сентябрь:

       - Совместный (родители-дети - 16 семей) туристический поход «Юные туристы» по маршруту детский сад «Аленка» - парк «Сенситивного развития» - «Классическая школа» - Центральный парк г. Гурьевска – привал на озере - «Тропа Здоровья» - детский сад «Аленка»;

Итог: более близкое знакомство детей и родителей; эмоции на свежем воздухе; выражение впечатлений о походе в рисунках и рассказах.

        - Знакомство с мамой Гавриловой Т. А. и ее профессией – инструктор по физической культуре и ее увлечением – степаэробика;

Итог: знакомство детей и родителей со степами, веселое, полезное, совместное здоровьеукрепляющее мероприятия.

Октябрь:

      - «Игры нашего детства» с папами (13 пап) на участке детского сада;

Итог: совместное времяпровождение родителей и детей; беседы и сравнение игр нашего времени и игр детства родителей.

      - Организация фотовыставки «Мой папа умеет и меня научит!»;

Итог: совместное времяпровождение родителей и детей; беседы об армии и родах войск, фотосессии в военной форме, с/р игры, составление рассказов о папе и его увлечении.

       - «День Отца» соревнования между командами пап (по 8 человек) группы и папами школьников МБОУ «СОШ № 1 г. Гурьевска»;

Итог: сплочение детей и взрослых командным духом, силой соперничества, поддержки близких; сочинение, заучивание и использование кричалок – поддержек.

Ноябрь:

      - Шоу-программа «Моя мама лучше всех!» (мамы демонстрируют свои увлечения (21 мама);

Итог: совместное времяпровождение родителей и детей; уважение и гордость за увлечение мам, заучивание стихов об увлечении мамы (автор – воспитатель группы Авилова Т.И.).

Декабрь:

      - Знакомство с мамой Осадчук Л.А. и ее увлечением песни под гитару;

Итог: ознакомление с музыкальным инструментом, его звучанием; подготовка, участие и победа в конкурсе «Музыкальная семейка – 2022»;

       - Знакомство с мамой Клевцовой А.Н. и ее профессией - кондитер;

Итог: дети кондитерским кремом украсили печенье и пряники, и нарядили ими новогоднюю елку.

Январь:

       - Знакомство с бабушкой Кузнцовой И.А. и ее профессией – учитель начальных классов;

Итог: знакомство с правилами школы, ее спецификой, заинтересованность и мотивация детей на обучение в школе, ознакомление родителей с условиями поступления в школу.

Февраль:

      - Организация фотовыставки «Мой папа – солдат»;

      - Спортивное состязание «Сильные, ловкие, смелые» среди команд пап гр. № 6, № 9 и МБОУ «СОШ № 1 г. Гурьевска»;

      - Знакомство с папой Севостьяновым А.Л. и его профессией - водолаз-спасатель: видео показ рабочего места, видео привет с глубины Балтийского моря, полное снаряжение водолаза с примеркой детьми;

Итог: рисунки от детей с приветствием команде водолазов, тренинг «Вопрос-ответ».

Март: Знакомство с мамой Власовой Н.А. и ее профессией – почтовый работник;

Итог: знакомство с организацией «Почта» и ее структуре, и специфике работы.

Апрель:

       - Знакомство с мамой Курчаковой О.В. и ее профессией стоматолог-ортопед;

Итог: выроботка правил и алгоритма чистки зубов, организация игр по правильному питанию.

Май:

       - Знакомство с мамой Масловой Л.Е. и ее профессией - хореограф;

Итог: совместный танец родители-дети (31 семья) под песню Дениса Клявера «Когда ты станешь большой сын...»

       - Заключительный поход с родителями (20 семей) на «Тропу Здоровья»;

Итог: заряд положительных эмоций, роспись детьми и родителями футболок с пожеланиями на память;

      - Участие  и победа в региональном этапе в акции - конкурсе «Спорт альтернатива пагубным привычкам» с  велопробегом (10 семей);

Итог: положительные эмоции от совместной деятельности, от занятия спортом

III этап – Заключительный: 

       - анализ и обобщение опыта;

       - подготовка и проведение выставки детско-родительских работ;

       - создание фотоотчета о проведенных мероприятиях;

       - оформление проекта;

       - создание презентации по итогам проекта.

Итог работы. Вывод

Дети узнали о ценности труда и профессий с детства. Ребята расширили знания о профессиях своих родителей, их хобби и увлечениях.  Думаю, что после реализации данного проекта вопрос, кем быть, не застанет их врасплох.

Проделанная работа поможет пробудить интерес детей к профессиям и увлечениям взрослых. Ребята узнали много нового и интересного, попробовали себя в различных профессиях.  Сплоченные общей идеей, дети стали более отзывчивыми и доброжелательными.

У родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться, к совместным мероприятиям, участвовать в жизни группы.

Проблема раскрыта, цель достигнута, далее планируется расширить и углубить работу согласно требованиям новой ФОП ДОО.

Ресурсное обеспечение проекта:

Литература:

       - Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация дошкольников. — М., 1988.

       - Кондрашов В.П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие. — Балашов: Изд-во "Николаев", 2004. – 52 с.

       - Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка-дошкольника: программно-методическое пособие. - М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2005.- 143 с.


Наглядно-демонстрационный материал:

       - сюжеты с рабочего места родителей, иллюстрации для рассказывания;

      - фотографии некоторых профессий, продуктов труда взрослых;

      - атрибуты для проведения сюжетно – ролевых игр;

      - коллекция некоторых безопасных предметов используемых в разном труде взрослых, продуктов труда;

      - карты-схемы;

       - раскраски и лабиринты для проведения игр по теме «мир профессий»

      - фотографии родителей для проведения выставок.

Интернет – ресурс:

https://nsportal.ru/

https://infourok.ru/

https://www.maam.ru/



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для родителей "Права, обязанности, функции родителей", "Десять заповедей родителей"

Статья о правах, обязанностях и функциях родителей. Закон Российской Федерации об образовании....

Советы родителям Заповеди для родителей – Советы и правила для родителей

Советы родителям Заповеди для родителей –Советы и правила для родителей 1.Изучайте особенности своих детей. Принимайте их такими, какие они есть, с их достоинствами и недостатками, цените и...

Родительское собрание для родителей подготовительной группы «Детский сад и родители – равноправные партнеры» («Дети и родители на школьном старте»).

Цель: помочь родителям детей, находящихся на школьном старте, сориентироваться в основных трудностях, с которыми может столкнуться первоклассник, и возможных способах предупреждения дезадаптации ребен...

Рекомендации родителям, как организовать летний досуг с ребенком РОДИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ Инструкция для родителей по охране жизни и здоровья детей

Рекомендации  родителям,  как организовать летний досуг  с ребенком  Наступает время отпусков. До места отдыха придется добираться на машине, на поезде, .....

Справка-анализ по теме: «Работа с родителями: анализ плана работы с родителями, индивидуальных стендов для родителей, организация групповых мероприятий с родителями».

В перспективном плане работы с родителями педагоги отражают совместную работу с семьями воспитанников. В плане воспитатели отмечают формы организации общения с указанием тематики (родительское собрани...

Методическая разработка для организации работы с родителями, направленные на подготовку родителей будущего первоклассника (Кафедра родителя будущего первоклассника) "Практические советы родителям будущих первоклассников учителя-логопеда"

Правильная речь является важнейшим условием для успешного обучения ребенка в школе. У многих детей  наблюдается  отставание в речевом развитии, которое в дошкольном возрасте обычно не привле...