«Музыкально-дидактические игры как средство познавательной активности дошкольников»
методическая разработка

Гусева Ольга Леонидовна

Масстер-класс «Музыкально-дидактические игры как средство познавательной активности  дошкольников»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mast.klass_.docx20.08 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Мастер-класс музыкального руководителя

Гусевой Ольги Леонидовны по теме

«Музыкально-дидактические игры как средство познавательной активности  дошкольников»

Цель мастер-класса: Знакомство участников с опытом использования музыкально - дидактических игр способствующих музыкальному развитию дошкольников.

 Задачи:

  • познакомить участников мастер-класса  с новыми музыкально-дидактическими играми
  • раскрыть содержание мастер-класса посредством активного участия педагогов в музыкально - дидактических играх.
  • убедить педагогов в важности и целесообразности применения музыкально дидактических игр.

Материально-техническая база: музыкальный зал, заготовки листьев разной формы, акварельные краски,  музыкально – дидактическая игра «Разукрасим музыку».

Практическая значимость: повышение уровня профессиональной компетенции музыкальных руководителей, по разнообразному проведению музыкально - дидактических игр в организованной и самостоятельной деятельности детей дошкольного  возраста.

Детство - это особый мир, который сохраняется в душе человека на всю жизнь. Мир фантазии выдумки у детей связан с игрой. Во все времена дети разных народов играли и играют, подражая взрослым, реализуя свои желания и творческие потребности. А. С. Макаренко говорил: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба».

         Наиболее полезны для ребенка дошкольного возраста такие игры, которые имеют направленность на развитие познавательных способностей, внимания, памяти, мышления, творческого воображения. Уровень любознательности, умственной и деятельной активности дошкольников проявляется в игре.

В условиях музыкального занятия игры носят развивающий характер и ориентированы на овладение детьми двигательными и интеллектуальными умениями, сенсорными способностями, развитие навыков сотрудничества, эффективного взаимодействия на основе познавательных интересов.

Музыкально-дидактическая игра - явление очень сложное. В ней есть  два начала – учебное, познавательное, и игровое, занимательное. «Дайте ребенку возможность играть и соедините обучение с игрой так, чтобы мудрость появлялась с веселой улыбкой, остерегайтесь утомлять ее чрезвычайной серьезностью» - так писал современный исследователь детской игры Д. Колоцца.

Характерным для каждой дидактической игры является наличие в ней: обучающие задачи, содержания, правил, игровых действий.

Все эти элементы обязательны и взаимозависимы. Основным элементом дидактической игры является обучающая задача. Все остальные элементы подчинены этой задаче и обслуживают ее.

Дидактический материал игр отличается тем, что в основе лежит развитие музыкального восприятия, а игровое действие помогает ребенку услышать, различать, сравнивать некоторые свойства музыки, а затем действовать с ними.

Музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. В процессе игр дети не только приобретают специальные музыкальные знания и способности. У них формируются необходимые черты личности – чувство товарищества, ответственности, способствуют формированию у детей психологических качеств: внимание, память, сообразительность, активизируют разнообразные умственные процессы, способствуют процессу обучения и воспитания, обогащению словарного запаса.

Музыкально-дидактическая игра должна включать развитие игровых действий. Игровое действие должно помочь ребенку в интересной для него форме услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыки, а затем и действовать с ними.

Музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае они становятся своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, играть и танцевать.

Музыкально-дидактические игры должны быть красочно и интересно оформленными. Карточки с изображением музыкальных образов - яркими, художественными, точно соответствовать содержанию игры.

Дети могут сами принять участие в изготовлении игр, от этого игры становятся для них более желанными, интересными и любимыми.

Музыкально-дидактические игры можно использовать на музыкальных и других занятиях, в самостоятельной деятельности в свободное время, а так же на праздниках и развлечениях.

В своей работе я применяю музыкально-дидактические игры в соответствии с учетом общих задач музыкально-эстетического воспитания и провожу их по заранее намеченному плану. Применение таких игр на занятии дает возможность провести его более содержательно и интересно, так как в игре дети быстрее усваивают требования программы по развитию певческих и музыкально-ритмических движений, а так же в области восприятия музыки. Иногда музыкально-дидактическим играм я посвящаю занятие полностью или частично в его второй половине, как отдельному виду деятельности. А также провожу развлечение с использованием музыкально-дидактических игр. Эти игры имеют обучающий характер и в доступной игровой форме у детей формируются и развиваются музыкально-творческие способности.

Дидактические игры в нашем детском саду проводятся во всех возрастных группах, начиная с первой младшей.

Использование музыкально-дидактических игр в процессе восприятия музыки.

Для того чтобы ребенок лучше понимал музыкальное произведение, мог сопоставлять образы я также часто обращаюсь к музыкально-дидактическим играм. Кроме того, применение этих игр дает возможность детям несколько раз слушать одно и то же произведение в ненавязчивой форме.

Во время слушания музыки с детьми младшего дошкольного возраста используются различные игрушки, которые могут «разговаривать», «двигаться» с малышами. Использую «чудесный мешочек», где могут прятаться игрушки, которые пришли к детям в гости на занятие. Для детей  старшего возраста использую игры «Кого встретил колобок», «В лесу», «Песня-танец-марш», «Найди нужную картинку», «Кто поет?», «Какая музыка?», «Ритмические палочки».

Использование музыкально-дидактических игр во время слушания музыки, способствует лучшему восприятию материала, его осмыслению и запоминанию.

                                Практическая часть

Музыкально-дидактическая игра «Разукрасим музыку»

      Цель: создание условий для определенного эмоционального отклика детей на настроение музыкального произведения.

Задачи:

    -   Привлекать внимание детей к богатству и красоте звуков окружающей природы;

    -   Развивать эмоциональную отзывчивость на инструментальную классическую музыку;

    -    Вызывать радость у ребят от выполнения творческого самовыражения в рисунках.

Музыкально-дидактическая игра «Любим мы играть в оркестр»

      Цель:  учить самостоятельно объединяться  в ансамбль.

Задачи:

      - Активизировать интерес к различным видам музыкальных  инструментов;

-     Развивать ритмический слух, фантазию и музыкальную память;

-  Воспитывать коммуникативные навыки в игре, доброжелательное отношение друг к другу;

     -     Доставлять радость от совместной игры.

           Поэтический оркестр «Лесная Сказка».

                 Звучит музыка «Утро» Грига.

 Тихо бродит по дорожке (тихо бить ладошкой по барабану)

Утро в золотой одёжке,

 Где листочком зашуршит, (маракасы)

 Где росинкой зазвенит. (колокольчики)

 Раздаётся громкий стук: (деревянные палочки)

 Это дятел – тук да тук!

 Дятел делает дупло –

 Птенцам будет там тепло.

 Из-за леса, не спеша, (шуршалки)

 Вышла рыжая лиса.

 Ступает она мягко

 По шелковой травке.

 Белка прыгнула наверх (орехи)

 И грызет там свой орех.

 Вот идёт по шишкам (шишки)

 Косолапый мишка.

 Ветерок вдруг налетел, (султанчики)

 По деревьям зашумел,

 Тучки разгоняет.

 Солнышко сияет.

 В небе крылья раскрывая, (свистулька)

 Жаворонок вьётся.

 Жив-жив-жив, жив-жив-жив,

 Над полями льётся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально - дидактическая интерактивная игра "Музыкальные инструменты"

Музыкально - дидактическая интерактивная игра "Музыкальные инструменты"  для детей старшего дошкольного возраста направлена на закрепление знаний о различных группах музыкальных инструментов...

Музыкально - дидактическая интерактивная игра "Подбери картинку"

Музыкально - дидактическая интерактивная игра "Подбери картинку"  для детей старшего дошкольного возраста направлена на развитие представлений о различном характере музыки...

Музыкально-дидактическая (авторская) игра "Солнечные лучики"

Музыкально-дидактическая (авторская ) игра "Солнечные лучики" для тетей старшего дошкольного возраста....

Круглый стол " Игра как средство познавательного развития дошкольников в условиях внедрения ФГОС" ( районный семинар)

Разработка круглого стола на тему " Игра как средство познавателоьного развития дошкольников в условиях внедрения ФГОС" предназначена для воспитателей детских садов...

Картотека музыкальных дидактических игр на развитие эмоционально-познавательной сферы для детей старшего дошкольного возраста

Картотека музыкальных дидактических игр на развитие эмоционально-познавательной сферы для детей старшего дошкольного возраста...

"Угадай музыкальный инструмент" музыкально -дидактическая видео игра для детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Играем дома в музыкальные игры!Музыкальное образование предполагает всестороннее развитие ребенка, а если он получает его в игровой форме, то эта двойная польза для ребенка.В игре ребенок познает мир,...