«Музыкально-дидактические игры как средство познавательной активности дошкольников»
методическая разработка
Масстер-класс «Музыкально-дидактические игры как средство познавательной активности дошкольников»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mast.klass_.docx | 20.08 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Мастер-класс музыкального руководителя
Гусевой Ольги Леонидовны по теме
«Музыкально-дидактические игры как средство познавательной активности дошкольников»
Цель мастер-класса: Знакомство участников с опытом использования музыкально - дидактических игр способствующих музыкальному развитию дошкольников.
Задачи:
- познакомить участников мастер-класса с новыми музыкально-дидактическими играми
- раскрыть содержание мастер-класса посредством активного участия педагогов в музыкально - дидактических играх.
- убедить педагогов в важности и целесообразности применения музыкально дидактических игр.
Материально-техническая база: музыкальный зал, заготовки листьев разной формы, акварельные краски, музыкально – дидактическая игра «Разукрасим музыку».
Практическая значимость: повышение уровня профессиональной компетенции музыкальных руководителей, по разнообразному проведению музыкально - дидактических игр в организованной и самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста.
Детство - это особый мир, который сохраняется в душе человека на всю жизнь. Мир фантазии выдумки у детей связан с игрой. Во все времена дети разных народов играли и играют, подражая взрослым, реализуя свои желания и творческие потребности. А. С. Макаренко говорил: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба».
Наиболее полезны для ребенка дошкольного возраста такие игры, которые имеют направленность на развитие познавательных способностей, внимания, памяти, мышления, творческого воображения. Уровень любознательности, умственной и деятельной активности дошкольников проявляется в игре.
В условиях музыкального занятия игры носят развивающий характер и ориентированы на овладение детьми двигательными и интеллектуальными умениями, сенсорными способностями, развитие навыков сотрудничества, эффективного взаимодействия на основе познавательных интересов.
Музыкально-дидактическая игра - явление очень сложное. В ней есть два начала – учебное, познавательное, и игровое, занимательное. «Дайте ребенку возможность играть и соедините обучение с игрой так, чтобы мудрость появлялась с веселой улыбкой, остерегайтесь утомлять ее чрезвычайной серьезностью» - так писал современный исследователь детской игры Д. Колоцца.
Характерным для каждой дидактической игры является наличие в ней: обучающие задачи, содержания, правил, игровых действий.
Все эти элементы обязательны и взаимозависимы. Основным элементом дидактической игры является обучающая задача. Все остальные элементы подчинены этой задаче и обслуживают ее.
Дидактический материал игр отличается тем, что в основе лежит развитие музыкального восприятия, а игровое действие помогает ребенку услышать, различать, сравнивать некоторые свойства музыки, а затем действовать с ними.
Музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. В процессе игр дети не только приобретают специальные музыкальные знания и способности. У них формируются необходимые черты личности – чувство товарищества, ответственности, способствуют формированию у детей психологических качеств: внимание, память, сообразительность, активизируют разнообразные умственные процессы, способствуют процессу обучения и воспитания, обогащению словарного запаса.
Музыкально-дидактическая игра должна включать развитие игровых действий. Игровое действие должно помочь ребенку в интересной для него форме услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыки, а затем и действовать с ними.
Музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае они становятся своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, играть и танцевать.
Музыкально-дидактические игры должны быть красочно и интересно оформленными. Карточки с изображением музыкальных образов - яркими, художественными, точно соответствовать содержанию игры.
Дети могут сами принять участие в изготовлении игр, от этого игры становятся для них более желанными, интересными и любимыми.
Музыкально-дидактические игры можно использовать на музыкальных и других занятиях, в самостоятельной деятельности в свободное время, а так же на праздниках и развлечениях.
В своей работе я применяю музыкально-дидактические игры в соответствии с учетом общих задач музыкально-эстетического воспитания и провожу их по заранее намеченному плану. Применение таких игр на занятии дает возможность провести его более содержательно и интересно, так как в игре дети быстрее усваивают требования программы по развитию певческих и музыкально-ритмических движений, а так же в области восприятия музыки. Иногда музыкально-дидактическим играм я посвящаю занятие полностью или частично в его второй половине, как отдельному виду деятельности. А также провожу развлечение с использованием музыкально-дидактических игр. Эти игры имеют обучающий характер и в доступной игровой форме у детей формируются и развиваются музыкально-творческие способности.
Дидактические игры в нашем детском саду проводятся во всех возрастных группах, начиная с первой младшей.
Использование музыкально-дидактических игр в процессе восприятия музыки.
Для того чтобы ребенок лучше понимал музыкальное произведение, мог сопоставлять образы я также часто обращаюсь к музыкально-дидактическим играм. Кроме того, применение этих игр дает возможность детям несколько раз слушать одно и то же произведение в ненавязчивой форме.
Во время слушания музыки с детьми младшего дошкольного возраста используются различные игрушки, которые могут «разговаривать», «двигаться» с малышами. Использую «чудесный мешочек», где могут прятаться игрушки, которые пришли к детям в гости на занятие. Для детей старшего возраста использую игры «Кого встретил колобок», «В лесу», «Песня-танец-марш», «Найди нужную картинку», «Кто поет?», «Какая музыка?», «Ритмические палочки».
Использование музыкально-дидактических игр во время слушания музыки, способствует лучшему восприятию материала, его осмыслению и запоминанию.
Практическая часть
Музыкально-дидактическая игра «Разукрасим музыку»
Цель: создание условий для определенного эмоционального отклика детей на настроение музыкального произведения.
Задачи:
- Привлекать внимание детей к богатству и красоте звуков окружающей природы;
- Развивать эмоциональную отзывчивость на инструментальную классическую музыку;
- Вызывать радость у ребят от выполнения творческого самовыражения в рисунках.
Музыкально-дидактическая игра «Любим мы играть в оркестр»
Цель: учить самостоятельно объединяться в ансамбль.
Задачи:
- Активизировать интерес к различным видам музыкальных инструментов;
- Развивать ритмический слух, фантазию и музыкальную память;
- Воспитывать коммуникативные навыки в игре, доброжелательное отношение друг к другу;
- Доставлять радость от совместной игры.
Поэтический оркестр «Лесная Сказка».
Звучит музыка «Утро» Грига.
Тихо бродит по дорожке (тихо бить ладошкой по барабану)
Утро в золотой одёжке,
Где листочком зашуршит, (маракасы)
Где росинкой зазвенит. (колокольчики)
Раздаётся громкий стук: (деревянные палочки)
Это дятел – тук да тук!
Дятел делает дупло –
Птенцам будет там тепло.
Из-за леса, не спеша, (шуршалки)
Вышла рыжая лиса.
Ступает она мягко
По шелковой травке.
Белка прыгнула наверх (орехи)
И грызет там свой орех.
Вот идёт по шишкам (шишки)
Косолапый мишка.
Ветерок вдруг налетел, (султанчики)
По деревьям зашумел,
Тучки разгоняет.
Солнышко сияет.
В небе крылья раскрывая, (свистулька)
Жаворонок вьётся.
Жив-жив-жив, жив-жив-жив,
Над полями льётся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыкально - дидактическая интерактивная игра "Музыкальные инструменты"
Музыкально - дидактическая интерактивная игра "Музыкальные инструменты" для детей старшего дошкольного возраста направлена на закрепление знаний о различных группах музыкальных инструментов...
Музыкально - дидактическая интерактивная игра "Подбери картинку"
Музыкально - дидактическая интерактивная игра "Подбери картинку" для детей старшего дошкольного возраста направлена на развитие представлений о различном характере музыки...
Музыкально-дидактическая (авторская) игра "Солнечные лучики"
Музыкально-дидактическая (авторская ) игра "Солнечные лучики" для тетей старшего дошкольного возраста....
Мастер-класс на тему "Музыкально-дидактические игры как средство познавательного развития дошкольников".
Конспект мастер-класса...
Картотека музыкальных дидактических игр на развитие эмоционально-познавательной сферы для детей старшего дошкольного возраста
Картотека музыкальных дидактических игр на развитие эмоционально-познавательной сферы для детей старшего дошкольного возраста...
"Угадай музыкальный инструмент" музыкально -дидактическая видео игра для детей среднего и старшего дошкольного возраста.
Играем дома в музыкальные игры!Музыкальное образование предполагает всестороннее развитие ребенка, а если он получает его в игровой форме, то эта двойная польза для ребенка.В игре ребенок познает мир,...
Картотека музыкально-дидактических игр на развитие эмоционально-познавательной сферы у детей старшего дошкольного возраста
Картотека музыкально-дидактических игр на развитие эмоционально-познавательной сферы у детей старшего дошкольного возраста...