Вокалотерапия
рабочая программа (подготовительная группа)
Программа по дополнительному образованию для детей подготовительных групп
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vokaloterapiya.docx | 40.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №88»
городского округа Саранск
Согласовано Утверждаю
Педагогическим Советом №6 Заведующая МДОУ «Детский сад №88»
От _____________2023г. ___________________О.В. Борисова
Приказ №________от ________ 2023г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
(ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА)
«ВОКАЛОТЕРАПИЯ-ЛЕЧЕНИЕ ПЕНИЕМ»
Возраст детей: 6-7 лет
Срок реализации: 1 год
Составитель:
Пивкина Ю.М.
Саранск 2023-2024
СОДЕРЖАНИЕ
1 | Паспорт программы | 3 |
2 | Пояснительная записка | 5 |
3 | Учебно-тематический план | 11 |
5 | Содержание программы | 12 |
6 | Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы | 25 |
7 | Список литературы | 26 |
8 | Приложение | 28 |
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы | Дополнительная общеразвивающая программа |
Руководитель программы | Пивкина Юлия Михайловна |
Организация-исполнитель | МДОУ «Детский сад №88 » |
Адрес организации исполнителя | г.о. Саранск, ул Лихачёва 13 А |
Цель программы | Профилактика и ранняя коррекция нарушений здоровья ребенка дошкольного возраста методом вокалотерапии. |
Направленность программы | Художественно-эстетическая |
Срок реализации программы | 1 год |
Вид программы Уровень реализации программы | Адаптированная дошкольное образование |
Система реализации контроля за исполнением программы | Координацию деятельности по реализации программы осуществляет администрация образовательного учреждения; практическую работу осуществляет педагогический коллектив |
Ожидаемые конечные результаты программы | У детей обогащается образное мышление, фантазия, развиваются познавательные процессы, побуждающие к активному творчеству, тренируется координация всех мышечных систем, улучшаются обменные процессы в организме. Так же корректируется личностная и эмоционально – волевая сфера; устраняются негативные качества характера. У детей развиты положительные качества характера (доброта, сопереживания, отзывчивость, честность и т.д.); сформированы психические функции. В результате также развит фонематический слух и скорректировано правильное произношение. |
- Пояснительная записка.
Сохранение и укрепление здоровья детей – приоритетное направление деятельности всего современного российского общества. В последние годы заметно усилился интерес к использованию искусства в коррекционно-развивающей работе с детьми. Как показывает изучение детской популяции, вступающие в жизнь новые поколения физически и психически более ослаблены, чем предыдущие. Исследования показывают, что 85% детей - воспитанников детских садов и учащихся школ нуждаются в помощи психологического и коррекционного характера. Число детей нарушениями психического развития, так называемых «детей группы риска», велико и всё возрастает. В работоспособности таких детей отмечаются: быстрая утомляемость, непоседливость, сниженный интерес к занятиям, частые изменения эмоционального фона настроения. У большинства таких детей уровень знаний об окружающем мире сформирован недостаточно. Внимание неустойчивое. Состояние речи характеризуется дефектным звукопроизношением, страдает связная речь. Недостатки эмоционально - волевой сферы проявляются наличием у детей негативных черт характера (вспыльчивость, агрессивность, замкнутость, упрямство, и т.д.) страдает так же сфера социальных эмоций, дети не готовы к эмоционально - теплым отношениям со сверстниками, слабо ориентируются в нравственно - эстетических нормах поведения.
Такие дети нуждаются в особом подходе, психологической помощи и коррекции.
Новизна программы заключается в том, что в ней используется метод ВОКАЛОТЕРАПИЯ – это один из важных и особенных видов арттерапии, который формирует не только эмоциональную сферу, образное мышление ребёнка, но и способствует развитию художественных-эстетических способностей, тренирует координацию всех мышечных систем, улучшает обменные процессы в организме, является профилактикой простудных заболеваний.
Актуальность. Актуальностью является то, что работы, определяющие теоретические и методические основы вокалотерапии в системе дошкольного образования в практических разработках в этом направлении представлены недостаточно. Поэтому и возникла потребность изучить данную тему создать и внедрить программу, которая будет адресована музыкальным руководителям ДОУ, так же возможно использование в работе логопеда в детском саду, в группах с ОВЗ, для детей с задержкой психического развития.
Отличительная особенность программы. Для использования арт-терапевтических методик, включая вокалотерапию, в коррекционной работе с дошкольниками является возраст 6-7 лет, в отдельных случаях и с 5 лет. В этом возрасте у ребенка уже сформированы речевые, двигательные навыки, элементарные умения в художественных видах деятельности, а так же развито самосознание, что является основой для использования арт-терапевтических методик. Отличительными особенностями программы так же являются:
а)не ставить ребенка в строго определенные рамки, без суеты и натаскивания;
б)последовательное, пошаговое движение вперед с целью коррекционного исправляющего воздействия;
в) особая здоровье - сберегающая система отношений между педагогом и
детьми.
Также программа построена в двух направлениях:
1.Терапия - направление медицины, лечебное воздействие;
2. Педагогика - направление из области научного знания, наука об обучении, воспитании и развитии, а в специальном образовании - и коррекции.
Важно отметить следующее – занятия по вокалотерапии необходимо проводить наряду с комплексным обследованием организма особого ребёнка. Здесь важна гармоничная и слаженная работа всего коллектива: логопеда, дефектолога, психолога, музыкального руководителя, других специалистов, работающих в том или ином школьном или дошкольном учреждении.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что метод вокалотерапии может применяться в работе со старшими дошкольниками, так и с детьми с ОВЗ( с нарушением речи, зрения, задержкой психического развития) :
-для активизации работы левого (логического) и правого (образного) полушарий мозга, что проявляется в повышении работоспособности, улучшении настроения, активизации внимания;
-для развития и укрепления дыхательной системы;
-для тренировки мышц гортани, голосовых связок;
-для улучшения тембра голоса, что содействует выразительности речи и пения;
-для создания самых благоприятных условий для формирования общей музыкальной культуры.
В основе программы лежит вокальная методика доктора медицинских наук, музыкотерапевта С. В. Шушарджана.
Цель: профилактика и ранняя коррекция нарушений здоровья ребенка дошкольного возраста методом вокалотерапии.
Задачи:
Коррекционные:
- коррекция недостатков в личностной и эмоционально - волевой сфере:
-формирование у детей волевых качеств;
-устранение и предупреждение негативных качеств характера (агрессивность, вспыльчивость, упрямство, замкнутость и пр.);
-формирование у детей навыков психологической адаптации в коллективе;
-развитие у детей положительных качеств характера (доброты, сопереживания, отзывчивости, честности и т.д.);
-преодоление невротических проявлений (страхов, тревожности и т.д.)
-преодоление недостатков в речевом развитии.
Развивающие:
- формирование высших психических функций:
- развитие зрительной, слуховой и вербальной памяти;
- развитие творческих способностей (воображения, фантазии).
Воспитательные:
-формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству:
-формирование чувства ритма;
-обеспечение всех и каждого ребенка в эмоционально-двигательном самовыражении;
-создание благоприятных условий для формирования общей музыкальной культуры.
-формирование музыкально-релаксационной культуры .
Образовательные:
-обучение правильному пению, дыханию.
-пропевание лечебных звуков, распевание на разные слоги.
-использование целительных возможностей музыки.
-формирование певческих навыков.
-тренировка фонематического слуха, правильного произношения.
Форма и режим занятий.
Программа рассчитана на 1 год обучения и рекомендуется для занятий детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет, в отдельных случаях и с 5 лет. Программа предлагает проведение занятий 1 раз в неделю, исходя из календарного года. Продолжительность занятия учитывается по возрастным и физическим особенностям детей.
Структура занятия.
Для достижения максимального эффекта структуру занятия по вокалотерапии предлагаю строить в игровой форме таким образом:
1.Упражнения на снятия зажимов в различных областях.
2.Дыхательная гимнастика.
3.Артикуляционная гимнастика.
4.Пропевание лечебных звуков, распевание на разные слоги в зависимости от задачи, которая стоит перед педагогом.
5.Песенки короткой продолжительности, желательно шуточного содержания, сопровождающиеся наглядностью.
6. Релаксация и медитация.
Специфические принципы:
Принцип- Активная форма слушания музыки.
Музыка – самое эффективное и быстродействующее воздействие на наши слуховые анализаторы. Она может исправить эмоциональное состояние человека. Воздействие музыки происходит через звуковой регулятор жизненных ритмов: пульс, дыхание, движение. У взрослого и ребенка они разные. Поэтому музыка должна быть специфической. Ребенка необходимо подготовить к её восприятию (предложить сесть поудобней, расслабиться, сосредоточиться на музыке и предварительном рассказе). Музыка, звучащая на занятиях, специально подобрана, благотворно влияющая на организм, с негромкой динамикой.
Принцип-Ритмодикломация.
У детей с ЗПР и речевым нарушением наблюдается стойкое недоразвитие в двигательной сфере. А любое движение взрослого или ребенка совершается в определенном ритме: ритме стихотворения, сердца, дыхания, ритма дня, работы и т.д. Здесь приходит на помощь коррекционная ритмика. Ритм, который вовлекает ребенка в движение, организует его и дисциплинирует. А стихотворная речь, которая сопровождает движение, подсказывает ребенку и он запоминает их на уровне сознания и мышечного, и музыкального.
Пальчиковый игротренинг.
О влиянии движений пальцев и кистей рук на развитие мозга человека было известно ещё в II веке до нашей эры в Китае. В настоящее время о влиянии мелкой моторики рук на развитие речи ребенка написано много работ. Использование на занятиях вокалотерапии пальчиковых игр позволяет развивать у детей двигательную активность, мелкую моторику рук в определенном порядке.
Принцип-Контактный и бесконтактный массаж.
После выполнения ритмических упражнений, ладони детей становятся разогретыми и готовыми для проведения контактного и бесконтактного массажа, которые проводятся под плавную и ритмическую музыку. В первом случае дети мысленно произносят слова добра, любви и нежности к тому, кому массируют биополе. Во втором случае разминаются мышцы спины (топорики), шеи и крестца (4 щипка пальцами) и опять под плавную музыку проводится успокоительный массаж шеи и плеч стоящего впереди партнера через 5 минут группа поворачивается кругом и меняется партнерами.
Принцип-Релаксация
Дети нуждаются в том, чтобы их научили расслабляться также остро, как и взрослые. Ведь дети тоже бывают напряжены физически и эмоционально. Это приводит к раздражению и иррациональному поведению. С помощью глубокого и спокойного дыхания можно предупредить перепады настроения. Специально подобранная музыка, с частотой ритма 60 ударов в минуту, помогает ребенку расслабиться, сосредоточиться на создаваемых образах, почувствовать мышечные расслабления.
Ожидаемый результат.
В результате проделанной работы при использовании метода вокалотерапии и при правильном психолого-педагогическом подходе у детей обогащается образное мышление, фантазия, развиваются познавательные процессы, побуждающие к активному творчеству, тренируется координация всех мышечных систем, улучшаются обменные процессы в организме. Так же корректируется личностная и эмоционально – волевая сфера; устраняются негативные качества характера. У детей будут развиты положительные характера (доброта, сопереживания, отзывчивость, честность и т.д.); сформированы психические функции. В результате также будет развит фонематический слух и скорректировано правильное произношение.
Заключение
Таким образом, вокалотерапия – это метод, который на практике, возможно, использовать в образовательной деятельности. Её целебные свойства доказаны, а значит, педагогам, музыкальным руководителям и другим узким специалистам важно применять вокалотерапию, как фактор здоровьесбережения в совместной образовательной деятельности педагогов и детей дошкольного возраста.
Учебно-тематический план работы.
№ п/п | Наименование блоков и тем | Количество часов | |||
Количество занятий | мин | Теория | Практика | ||
1 | Знакомство. Диагностика | 1 | 30 | - | 30 |
2 | Что такое вокалотерапия? | 1 | 30 | 15 | 15 |
3 | Целебные свойства музыки. | 1 | 30 | 10 | 20 |
4 | Мелодия здоровой жизни. | 1 | 30 | 10 | 20 |
5 | Петь значит не болеть! | 1 | 30 | 10 | 20 |
6 | Музыка и здоровье. Детские эстрадные песни (с фортепианным сопровожд | 1 | 30 | 10 | 20 |
7 | Для чего нужно петь? | 1 | 30 | 10 | 20 |
8 | Где живет голос? | 1 | 30 | 10 | 20 |
9 | Голос и его возможности. | 1 | 30 | 10 | 20 |
10 | Сила голоса. | 1 | 30 | 10 | 20 |
11 | Энергия голоса.
| 1 | 30 | 10 | 20 |
12 | Рисуем голосом. | 1 | 30 | 10 | 20 |
13 | Что такое релаксация? | 1 | 30 | 10 | 20 |
14 | Голосовые медитации. | 1 | 30 | 10 | 20 |
15 | Петь приятно и удобно. | 1 | 30 | 10 | 20 |
16 | Учимся петь играя. | 1 | 30 | 10 | 20 |
17 | Учимся правильно дышать. | 1 | 30 | 10 | 20 |
18 | Дышим на здоровье. | 1 | 30 | 10 | 20 |
19 | Дышим и поем. | 1 | 30 | 10 | 20 |
20 | Важность дыхательной гимнастики. | 1 | 30 | 10 | 20 |
21 | Слушаем и поем. | 1 | 30 | 10 | 20 |
22 | Лечебные звуки. | 1 | 30 | 10 | 20 |
23 | Импровизация пения. | 1 | 30 | 10 | 20 |
24 | Что такое интонация? | 1 | 30 | 10 | 20 |
25 | Любимые песни | 1 | 30 | 10 | 20 |
26 | Дикция –что это? | 1 | 30 | 10 | 20 |
27 | Артикуляционный аппарат | 1 | 30 | 10 | 20 |
28 | Гимнастика для язычка | 1 | 30 | 10 | 20 |
29 | Музыкальные скороговорки | 1 | 30 | 10 | 20 |
30 | Песни про здоровье | 1 | 30 | 10 | 20 |
31 | Песни на каждый день. | 1 | 30 | 10 | 20 |
32 | Поем для здоровья! | 1 | 30 | 10 | 20 |
Всего | 32 | 32 |
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Рекомендации и методические указания по проведению бесед, теоретических и практических занятий разработаны в соответствии с основными принципами педагогики и психологии.
В организации художественно-эстетической деятельности, развитию самостоятельности и творчества детей используются эффективные методы и приёмы.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
Наглядные: (наблюдения, показ картины, показ способов изображения и способов действия).
Словесные: (беседа, объяснение, вопросы)
Практические: (игровая ситуация, обыгрывание готовых изображений)
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности детей:
Фронтальная: одновременная работа со всеми детьми.
Коллективная: организация творческого взаимодействия между всеми детьми.
Индивидуально-фронтальная - чередование индивидуальных и фронтальных форм работы.
Оборудование: мультимедийное оборудование.
Материалы: нотное приложение, аудиозаписи.
Реализация программы невозможна без программно-методического обеспечения материала, соответствующего возрастным особенностям детей и создания развивающей среды. Программа комплексно направлена на практическое воплощение новых идей и подходов.
Методы и приёмы диагностики
Для достижения основной цели проводится обследование детей, которое проходит в форме диагностики и строится на основе коммуникативного подхода к развитию деятельности.
ЛИТЕРАТУРА.
1. Шушарджан С.В. Физиологические особенности воздействия вокалотерапии на организм человека. /Диссертация на соискание ученой степени кандидата медицинских наук/ — Москва: РУДН, 1994. — 345 с.
2. Шушарджан СВ., Еремина Н.И., Шушарджан Р.С. Музыкальные
архетипы, как биорезонансный фактор активизации структур коллективного
бессознательного. - М., «Имедис», Сб. Трудов XIV Международной
конференции «Теоретические и клинические аспекты применения
биорезонансной и мультирезонансной терапии», 2008, С. 147-149.
3. Еремина Н.И. Перспективы использования ИВТ в психологическом
оздоровлении школьников. - М., «Асвомед - 2008».Сб. трудов X юбилейной
международной Конференции "Современные технологии восстановительной
медицины (диагностика, оздоровление, реабилитация), С. 118-119.
4. Шушарджан СВ., Еремина Н.И., Шушарджан Р.С. Лечебно-
оздоровительные эффекты музыкальной терапии в свете рефлекторно-
резонансной теории акустических воздействий. - М., «Асвомед - 2008».Сб.
трудов X юбилейной международной Конференции "Современные
технологии восстановительной медицины (диагностика, оздоровление,
реабилитация), с. 289-291.
5. Еремина Н.И. Игровая вокалотерапия, как новый способ музыкально-
педагогической психокоррекции и оздоровления детей. -М., Материалы
конгресса 4 Всероссийского форума «Здоровье нации - основа процветания
России», 2008, Зт, С.Публикации в журналах, рекомендованных ВАК:
6. Шушарджан СВ., Еремина Н.И., Шушарджан Р.С. Традиционная
концепция музыкальной терапии и резонансно-рефлекторная теория
акустических воздействий. -М., Журнал «Традиционная медицина», 2008, №2 (13), С.32-37.
7.Петрушин, В.И. Музыкальная психология: учебное пособие для студентов и преподавателей / В.И. Петрушин. –М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997 – 384с.
8.Шереметьев, В.А. Хоровое пение в детском саду / В.А. Шереметьев. – Челябинск, издатель Татьяна Лурье, 2001 – 132с., ил.
9.Покровская, С. В. Музыкотерапия и вокалотерапия / С. В. Покровская // Институт психотерапии и клинической психологии. – (http://www.psyinst.ru/seminar.php?id=381).
10.Ходосевич, Е. Д. Роль музыкального искусства в сохранении и укреплении здоровья школьников / Е. Д. Ходосевич // Ваш психолог. – (http://www.vashpsixolog.ru/lectures-on-the-psychology/119).
11.Брусиловский, Л. С. Музыкотерапия /Л. С. Брусиловский // Руководство по психотерапии /под ред. проф. В.Е. Рожнова. — Ташкент. — 2011. — 275 с.
12.Власова, Т. А. Учителю о детях с отклонениями в развитии / Т. А. Власова, М. С. Певзнер. — Москва: Просвещение, 1967. — 207 с.
13.Копытин, А.И. Свистовская ,Е.Е. Арт — терапия детей и подростков. — Москва: Когито— Центр, 2007. — 207 с.
14.Сусанина И. Введение в арт-терапию. — Москва: Когито, 2007. — 356с.
15. Здоровье ребенка в детском саду [электронный ресурс] – URL: www.sympaty.net/ (дата обращения 17.01.2017)
16. Лечение звуками, звукотерапия на страже здоровья [электронный ресурс] – URL: http://monamo.ru/netrad-lechenie/zvukoterapiya/lechenie-zvukami (дата обращения 19.01.2017)
17. Мастер голоса: развитие речи, техника речи, упражнения для голоса и дикции [электронный ресурс] –URL:http://www.mastergolosa.ru/artikulyaciya/upragneniya (дата обращения 21.01.2017)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер - класс "Вокалотерапия"
Музыка - это искусство, которое благотворно действует на здоровье человека. Она влияет на организм физиологически и психологически. Поэтому вопрос об использовании музыки, как средства укрепления здор...
вокалотерапия
Искусство это та привлекательная среда, к которой по разным причинам стремится каждый из нас, ибо оно является институтом воспитания выражения чувств.Творчество, как путь самореализации создае...
Консультация для родителей "Вокалотерапия для детей"
Здоровье сберегающие технологии...
ОСОБАЯ РОЛЬ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ И НЕКОТОРЫХ ЗВУКОСОЧЕТАНИЙ В ВОКАЛОТЕРАПИИ.
В настоящее время все большую популярность приобретают интегративные методы восстановления, укрепления и сохранения физического и психического здоровья человека. Одним из таких перспективных методов п...
консультация для родителей .Музыкотерапия.Вокалотерапия
Музыкатерапия-метод где музыка используется как лечебное средство. Вокалотерапия - одно из проявлений музыкотерапии....
Консультация для родителей "Вокалотерапия - исцеление звуком"
«Звук может изменить мир, потому что звук – это движение и возбуждение жизненных сил организма»....
Методическое пособие "Вокалотерапия для дошкольников на музыкальных занятиях"
В методическом пособии автор обращается к специфике профессии музыкального руководителя, раскрывает роль вокалотерапии на музыкальных занятиях и в режимных моментах ребенка, уделяет ос...