ФОП - Федеральная Образовательная Программа ДО
рабочая программа

Колмакова Оксана Владимировна

Предварительный просмотр:

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

С 1 сентября 2023 года все детские сады, в том числе частные, начали работать по-новому.

На смену устаревшим за 10 лет образовательным стандартам пришла новая программа. Теперь дошколят будут не только развивать и обучать, но и формировать важные духовные ценности, гражданскую активность и патриотизм.

В сентябре 2022 года президент подписал изменения в закон «Об образовании». А также заявил, что нужно создать в стране единое образовательное пространство, которое будет учитывать национальное многообразие и духовно-нравственные ценности жителей России. Проще говоря, чтобы в Москве, Владивостоке, Красноярске и других регионах дошколята получали равноценное и качественное образование с опорой на национально-культурные традиции.

Уже спустя месяц Министерство просвещения разработало проект, а в ноябре утвердило новую Федеральную образовательную программу дошкольного образования — ФОП ДО. В ней указаны базовые требования к объему, содержанию и результатам работы в детсадах: какие методики использовать в процессе обучения и воспитания, сколько времени отводить на те или иные мероприятия, какие навыки должны сформироваться у ребенка к определенному возрасту.

Что касается основного ориентира, то предполагается, что с внедрением ФОП ДО упор будет сделан на воспитание и развитие ребенка как гражданина Российской Федерации, а также на приобщение к духовным и культурным ценностям российского народа.

Что изменилось в программе 2023 года

Последний раз программа дошкольного образования менялась в 2013 году, тогда были приняты федеральные государственные образовательные стандарты — ФГОС. Именно по ним до сентября 2023 года работали детские сады.

ФГОС позволяли каждому учреждению выбирать программу дошкольного образования и даже создавать собственную, сохраняя пропорции: 60% базовой программы и 40% изменений. Это дало толчок к появлению 44 авторских программ дошкольного образования. Среди самых популярных — «Детский сад по системе Монтессори», «Золотой ключик», «Истоки».

ФОП ДО сохранила такую возможность: 60% должно быть взято из Федеральной образовательной программы, оставшиеся 40% можно формировать по своему усмотрению. Так детские сады могут ориентироваться на специфику национальных, региональных и других условий. При этом авторская часть программы должна соответствовать ФОП ДО по содержанию и планируемым результатам.

Новая программа во многом дублирует ФГОС. Но содержательный раздел существенно расширился — он уточняет ключевые подходы в дошкольном образовании и целевые ориентиры развития для каждого возраста.

Заменили возрастные группы на этапы по году рождения. Во ФГОС были прописаны нормативы для возрастных групп: младенческий возраст — с двух месяцев до года, ранний — с года до трех, дошкольный — с трех до семи лет. Новая программа предлагает нормативы для каждого дошкольного возраста — год, два, три, четыре и так далее, до поступления в школу. Предполагается, что это поможет точнее адаптировать образовательный процесс к возрастным особенностям детской психики.

Расширили и конкретизировали нормативы и требования для каждого возраста. Речь о пяти образовательных областях: «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие». Теперь для каждой возрастной группы указаны задачи и методы педагогической диагностики, нормативы и результаты работы.

Добавили список литературы, музыки и мультфильмов, которые рекомендуется смотреть и обсуждать с детьми. Для самых маленьких разработчики документа советуют малые формы русского фольклора, русские народные сказки, детскую поэзию и прозу. Это помогает детям погрузиться в мир культуры и истории России, развивать кругозор.

Для дошколят пяти-семи лет в списках анимационных произведений есть как старые мультфильмы — «Мешок яблок», «Крошка Енот», «Маугли», так и современные — например, режиссера Хаяо Миядзаки «Мой сосед Тоторо» и «Рыбка Поньо на утесе». А еще мультсериалы «Смешарики», «Фиксики», «Монсики», «Оранжевая корова» и другие.

Дали перечень основных государственных и народных праздников, которые рекомендуется включать в план воспитательной работы. Наряду с Днем защитника Отечества, Днем Победы и Днем государственного флага РФ дошкольников будут знакомить со следующими праздниками: День российского кино, Международный день художника, День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве.

Воспитатели должны рассказывать детям об истории этих праздников и объяснять, кому или чему они посвящены, проводить тематические мероприятия. Например, перед Днем Победы дети могут делать из бумаги белых голубей, разучивать военные песни, встречаться с ветеранами.

Прописали требования к работе с особыми категориями детей. Программа предусматривает поддержку детей с особыми образовательными потребностями через индивидуальные и групповые занятия, развитие навыков и создание инклюзивной среды. Коррекционно-развивающая работа направлена на ребят, обучающихся по индивидуальному плану на основании медицинского заключения, а также детей мигрантов, у которых есть трудности с пониманием русского языка.

Указали требования к образовательному процессу и режиму дня. Речь о продолжительности занятий, сна, прогулок, свободной игры и даже о перерывах на гимнастику, а также о дневной суммарной образовательной нагрузке.

Какие ценности прививают детям

Теперь работа в дошкольных учреждениях строится на принципах и ориентирах, которые учитывают систему ценностей российского народа и соответствуют возрасту детей. Перечислю направления воспитания, которые предусматривает ФОП ДО.

Патриотическое направление. В основе — любовь и уважение к своей стране, малой родине, ощущение принадлежности к своему народу.

Малышам до трех лет будут рассказывать, что такое Родина, учить проявлять привязанность к близким людям, бережно относиться к живому. В детях от шести лет начнут воспитывать патриотические чувства, уважение к Родине, а также к представителям разных национальностей и культур. Познакомят с гимном и Конституцией РФ.

Духовно-нравственное направление основано на таких ценностях, как доброта, забота о других и хорошие поступки. Это помогает детям понимать, что такое правильное и неправильное поведение.

Трехлетних малышей научат проявлять сочувствие и делать добрые дела. К семи годам ребенок должен уметь отличать хорошее от плохого, уважать семейные и общественные ценности. А еще — принимать правильные моральные решения и при необходимости просить совета у взрослых.

Социальное воспитание направлено на формирование доброжелательного отношения к семье, другим людям, развитие навыков сотрудничества, а также культуры поведения.

К трем годам малыш обычно умеет радоваться, когда его хвалят, и грустить, когда его критикуют. Интересуется другими детьми и способен играть с ними без конфликтов. К завершению программы дошкольников научат отвечать за свои действия, уважать различия между людьми, культурно общаться, уметь слушать и взаимодействовать с другими — будь то взрослые или дети.

Познавательное воспитание направлено на развитие у ребенка ценности знаний, помогает осваивать и формировать целостную картину мира. Это развивает в том числе самостоятельность.

К трем годам ребенок любознателен и активен. Его интересует все, что происходит вокруг. В семилетках будут пробуждать интерес к различным формам самовыражения, включая творческие: быть активным и инициативным в учебе, игре и жизни в целом.

Физическое и оздоровительное направление приобщает к здоровому образу жизни. Оно также включает умение заботиться о себе и соблюдать правила безопасности.

Трехлетний ребенок начнет осваивать азы здорового образа жизни, такие как физические упражнения, утренняя гимнастика и личная гигиена. К завершению программы его научат заботиться о своем здоровье и понимать важность физической активности, познакомят с некоторыми видами спорта и заинтересуют подвижными играми.

Трудовое направление помогает формировать ответственность, самостоятельность и стремление приносить пользу людям через труд.

Согласно документу, трехлетнего ребенка воспитатели будут учить поддерживать порядок вокруг себя, стремиться помогать старшим, выполнять доступные ему задачи. Семилетний должен понимать, что труд важен и в семье, и в обществе, а также уважать труд других.

Эстетическое воспитание развивает правильное отношение к красоте в разных проявлениях. Оно воспитывает художественный вкус и обогащает личность ребенка через искусство и красоту окружающего мира.

Трехлетний ребенок должен интересоваться красотой того, что его окружает, а также проявлять способности к разным видам творчества. Выпускник детского сада — воспринимать и чувствовать прекрасное в повседневной жизни, в природе, в поступках других людей и в искусстве.

Плюсы и минусы новой программы ФОП ДО

У новой программы есть как положительные, так и отрицательные стороны. Сначала перечислю плюсы:

  • общий стандарт для всех детских садов. У дошколят будет равный доступ к качественному образованию независимо от места проживания;
  • нацеленность на подготовку к школе. Программа ориентирована на развитие у детей когнитивных и социальных навыков, а также навыков самообслуживания, которые облегчат переход в начальную школу;
  • инклюзивность. Будут учтены интересы детей с особыми потребностями, что обеспечит им равные с другими детьми возможности для образования и развития;
  • сотрудничество с родителями. ФОП ДО акцентирует внимание на взаимодействии с мамами и папами и вовлечении их в образовательный процесс.

Минусов, по ощущениям, больше. Вот они:

  • повышенная нагрузка. Программа насыщена занятиями — это может вызвать стресс и переутомление у детей;
  • оценка достижений. Система не учитывает индивидуальный подход к ребенку и не всегда соответствует духу дошкольного образования — особенно в частных садах, которые ориентированы на игровой подход и свободное творчество без рамок и оценок;
  • затраты на реализацию. Чтобы новая программа успешно заработала, детским учреждениям понадобятся учебные материалы, современное оборудование, доступ к образовательным ресурсам. Учитывая разное оснащение садов, на это может понадобиться весомое дополнительное финансирование;
  • переобучение педагогов. Внедрение новых образовательных методов может потребовать переподготовки воспитателей. Это займет время и увеличит нагрузку на сотрудников детсадов;
  • перегруженная программа мероприятий. ФОП ДО предусматривает более 40 праздников в год — в среднем по три-четыре в месяц. Это может создать дополнительную нагрузку на педагогов и не всегда соответствовать потребностям детей;
  • уменьшение времени на игры. Некоторые эксперты считают, что ФОП ДО слишком сосредотачивается на образовательных занятиях и подготовке к школе. Из-за этого у детей будет меньше времени для свободных игр, а это важно для развития дошколят.

Что в итоге

  1. С 1 сентября 2023 года все детские сады начали работать по новой Федеральной образовательной программе дошкольных учреждений — ФОП ДО.
  2. ФОП во многом дублирует ФГОС, по которым сады работали ранее. Из основных новшеств — расширенные нормативы и ориентиры возможных достижений детей к определенному возрасту в пяти областях: от познавательного до физического развития. Кроме того, норматив включает перечень рекомендуемой литературы, музыки, мультфильмов, а также основных государственных и народных праздников.
  3. Внедрение ФОП должно дать детям в разных регионах страны равный доступ к качественному дошкольному образованию с ориентиром на воспитание и развитие ребенка как гражданина Российской Федерации. В итоге это должно способствовать более полноценной и успешной подготовке к школе и жизни в целом.



Предварительный просмотр:

ФОП: как обновить рабочую документацию музыкального руководителя.

Что изменилось в содержании ДО

Чтобы прояснить ситуацию для музыкальных руководителей, в связи с переходом на ФОП ДО, что изменилось в содержании дошкольного образования. Подробные инструкции помогут музыкальным руководителям учесть это в документации и в работе с детьми. Готовые таблицы в статье сэкономят время.

С 1 сентября 2023 года дошкольные образовательные организации России начнут работать по ФОП ДО. Музыкальные руководители, прослушав вебинары о новой образовательной программе, обрадовались, что писать рабочую программу и планы не нужно, что поменять в образовательной программе детского сада в разделе «Музыкальная деятельность».

Узнать о перечне рабочей документации в регионе

Важно

Объём обязательной части образовательной программы ДОО составляет не менее 60%. Другие 40% образовательная организация определяет самостоятельно

На федеральном уровне обязанность педагогов писать рабочую программу не закреплена, но в детских садах некоторых регионов такой документ есть. Рабочая программа в Санкт-Петербурге осталась в перечне документов, пока её никто не отменял. В ФОП нет такого документа, он там и не нужен. Во ФГОС ДО тоже не было рабочей программы, но в соответствии с документацией Закона об образовании она появилась в 2013 году. Решение о рабочей программе примут региональные органы управления образованием. Если у музыкального руководителя нет рабочей программы, то планирование останется в любом случае.

На данный момент в перечень входит: часть программы по ОО «Художественно-эстетическое развитие. Музыка», парциальные программы, программа воспитания внутри части образовательной программы дошкольной организации, УМК по ОО, планирование, работа с родителями и педагогами, паспорт музыкального зала, циклограммы на год и др.

Диагностика остаётся, и по ФОП музыкальный руководитель проводит её два раза, в начале и конце года. Нет диагностики на соответствие ребёнка целевым ориентирам, но музыкальное развитие внутри ООД и свободной деятельности изучаем и анализируем. Далее читайте инструкции к разделам образовательной программы.

Изменить целевой раздел ОП

Во введении Федеральной образовательной программы разработчики поменяли цель дошкольного образования. Они уточнили и конкретизировали содержание образовательных областей для детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов, включая процесс воспитания, обновили целевые ориентиры дошкольного образования.

Структура образовательной программы. Структура рабочей программы музыкального руководителя повторяет структуру ФОП. Она включает целевой, содержательный и организационный разделы. Поскольку жёстких требований нет, возможны варианты.

Цель дошкольного образования. Сравним формулировки из Примерной основной образовательной программы дошкольного образования и ФОП ДО.

Цели дошкольного образования

 

Было

Стало

 

ПООП ДО одобрена решением ФУМО по общему образованию, протокол от 20.05.2015 № 2/15

ФОП ДО приказ Минпросвещения от 25.11.2022 № 1028

 

Цель Программы – проектирование социальных ситуаций развития ребёнка и развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности детей через общение, игру, познавательно-исследовательскую деятельность и другие формы активности

Цель Программы – разностороннее развитие ребёнка в период дошкольного детства с учётом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций

Справка

Духовно-нравственные ценности. Разработчики принципиально обновили значение ценностей в содержании программы и её реализации. К ним относятся: Родина, природа, семья, человек, жизнь, познание, милосердие, добро, дружба, сотрудничество, труд, культура, красота и здоровье. Эти ценности лежат в основе профессиональной деятельности и результативности всех педагогов, работающих в детском саду.

Задачи и целевые ориентиры. В образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» определены общие задачи и целевые ориентиры в обновлённых формулировках. Скопируйте их в свою рабочую программу для тех возрастных групп, с которыми работаете.

Изменить содержательный раздел ОП

В ФОП ДО содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» охватывает детей с двух месяцев. Внимательно ознакомьтесь с обновлённым содержанием образовательной области в целом, и особенно в части музыкального развития. Это содержание включите в рабочую программу. Менять его категорически нельзя. ФОП ДО допускает использование ссылок в ОП и в рабочих программах на неё в части содержания и целевых ориентиров.

Если вы прописывали содержательный раздел области в соответствии с вариативной или вариативными программами дошкольного образования, например, «От рождения до школы» или «Детство», то к 1 сентября 2023 года содержание музыкального развития детей раннего и дошкольного возраста должно соответствовать только ФОП ДО. Ваша задача в ближайшие месяцы – привести раздел «Музыкальная деятельность» для образовательной программы ДОО и своей рабочей программы в соответствие с ФОП ДО.

Справка

Перечень музыкальных произведений. В ФОП ДО появился примерный расширенный перечень музыкальных произведений для детей младенческого, раннего и дошкольного возраста. Больше всего изменений в репертуаре для слушания, где появилось разнообразие произведений В.А. Моцарта, С.С. Прокофьева, А. Вивальди. Перечень носит рекомендательный характер. Вы можете его изменять и дополнять. Перечни по возрастным группам смотрите в конце статьи.

Примерный перечень анимационных произведений. В него вошли кинематографические и анимационные произведения. Многие песни и мотивы из мультфильмов перечня составляют сегодня детскую музыкальную субкультуру. Опирайтесь на этот список, когда готовитесь к занятиям, утренникам и досугам.

Изменить организационный раздел ОП. В организационном разделе программы детского сада в своей деятельности музыкальный руководитель самостоятельно определяет условия и средства для реализации содержания ФОП.

Формы, способы, методы и средства. Педагог выбирает их в соответствии с задачами воспитания и обучения, возрастными и индивидуальными особенностями детей, спецификой их образовательных потребностей и интересов. ДОО самостоятельно определяет средства воспитания и обучения, в том числе технические, музыкальные, соответствующие материалы, игровое, спортивное, оздоровительное оборудование и инвентарь.

Учёт субъектных проявлений ребёнка в деятельности. При выборе форм, методов, средств реализации ФОП педагог учитывает интерес ребёнка к миру и культуре; избирательное отношение к социокультурным объектам и разным видам деятельности; инициативность и желание заниматься той или иной деятельностью; самостоятельность в выборе и осуществлении деятельности; творчество в интерпретации объектов культуры и создании продуктов деятельности.

Федеральная рабочая программа воспитания. Рабочая программа воспитания стала частью ФОП, и отдельно её писать теперь не нужно. Теперь музыкальный руководитель в своей части программы усиливает задачи воспитания средствами музыкального искусства и музыкальной деятельности. Так он приобщает детей к ценностям культура и красота. Подробности об этико-эстетическом направлении воспитания смотрите в таблице.

Календарный план воспитательной работы. При планировании утренников, досугов и праздников музыкальному руководителю необходимо познакомиться с календарным планом воспитательной работы в ФОП ДО. План един для ДОО и содержит примерный перечень основных государственных и народных праздников, памятных дат. Некоторые из них рекомендуют проводить в отдельных регионах. Дополните перечень региональными мероприятиями с учётом социокультурных особенностей, а также возрастных, физиологических и психоэмоциональных особенностей воспитанников. Перечень мероприятий на год смотрите в конце статьи.

Вариативную часть разрабатывают сами участники образовательных отношений. Это значит, что музыкальный руководитель может использовать в работе парциальные программы по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников, а также собственные программы.

Вариативная часть ОП ДОО

Пункт 2.9 ФГОС ДО. Вариативная часть образовательной программы дошкольной образовательной организации обязательна с точки зрения реализации его требований. Она дополняет обязательную часть ОП ДОО, позволяет обеспечивать вариативность ДО, стимулирует педагогическое творчество и инициативу, учитывает индивидуальные потребности обучающихся, мнение их родителей (законных представителей), а также условия, в которых осуществляется педагогический процесс.

Пункт 2.11 ФГОС ДО. Вариативная часть дополняет каждый раздел: целевой, содержательный, организационный.

Пункт 2.9 ФГОС ДО. В вариативную часть могут входить парциальные программы и самостоятельно разработанные участниками образовательных отношений программы, основанные на личном педагогическом опыте, индивидуальных особенностях обучающихся, этнокультурной ситуации развития.



Предварительный просмотр:

Примерный перечень основных государственных и народных праздников, памятных дат

Месяц

                    Памятные даты и праздники

Январь

27 января: День снятия блокады Ленинграда; День освобождения Красной армией крупнейшего «лагеря смерти» Аушвиц-Биркенау (Освенцима) – День памяти жертв Холокоста. Рекомендуется включать в план воспитательной работы с дошкольниками регионально и (или) ситуативно

Февраль

2 февраля: День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск
в Сталинградской битве. Рекомендуется включать в план воспитательной работы с дошкольниками регионально и (или) ситуативно.
8 февраля: День российской науки.
15 февраля: День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за
пределами Отечества.
21 февраля: Международный день родного языка.
23 февраля: День защитника Отечества

Март

8 марта: Международный женский день.
18 марта: День воссоединения Крыма с Россией. Рекомендуется включать в план воспитательной работы с дошкольниками регионально и (или) ситуативно.
27 марта: Всемирный день театра

Апрель

12 апреля: День космонавтики

Май

1 мая: Праздник Весны и Труда.
9 мая: День Победы.
19 мая: День детских общественных организаций России.
24 мая: День славянской письменности и культуры

Июнь

1 июня: День защиты детей.
6 июня: День русского языка.
12 июня: День России.
22 июня: День памяти и скорби

Июль

8 июля: День семьи, любви и верности

Август

12 августа: День физкультурника.
22 августа: День Государственного флага Российской Федерации.
27 августа: День российского кино

Сентябрь

1 сентября: День знаний.
3 сентября: День окончания Второй мировой войны; День солидарности в борьбе с терроризмом.
8 сентября: Международный день распространения грамотности.
27 сентября: День воспитателя и всех дошкольных работников

Октябрь

1 октября: Международный день пожилых людей; Международный день музыки.
4 октября: День защиты животных.
5 октября: День учителя.
Третье воскресенье октября: День отца в России

Ноябрь

4 ноября: День народного единства.
8 ноября: День памяти погибших при исполнении служебных обязанностей сотрудников органов внутренних дел России.
Последнее воскресенье ноября: День матери в России.
30 ноября: День Государственного герба Российской Федерации

Декабрь

3 декабря: День неизвестного солдата.
Международный день инвалидов. Рекомендуется включать в план воспитательной работы с дошкольниками регионально и (или) ситуативно.
5 декабря: День добровольца (волонтёра) в России.
8 декабря: Международный день художника.
9 декабря: День Героев Отечества.
12 декабря: День Конституции Российской Федерации
31 декабря: Новый год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Федеральная образовательная программа ДО как стратегический ориентир образовательной политики-2023

Федеральная образовательная программа ДО как стратегический ориентир образовательной политики-2023...

Обучение педагогического персонала. Внедрение Федеральной образовательной программы дошкольного образования: требования и особенности организации образовательного процесса

Цель: подготовка педагогов ДОУ к переходу на новую федеральную образовательную программу. Формируемые знания и компетенции: Знание специфики, структуры и порядка перехода на ФОП.Навыки постр...

Аналитическая справка по результатам внутреннего аудита соответствия Основной образовательной программы МДОУ «Детский сад с. Заветное» обязательному минимуму содержания, заданному в Федеральной образовательной программе дошкольного образования.

Аналитическая справкапо результатам внутреннего аудита соответствия Основной образовательной программы МДОУ «Детский сад с. Заветное» обязательному минимуму содержания, заданному в Федерал...

Рабочая программа педагога-психолога в группах общеразвивающей направленности (3-7 лет) на 2023- 2024 учебный год на основе Федеральной образовательной программы дошкольного образования и в соответствии с ФГОС ДО

Рабочая программа педагога-психолога Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 9» села Сенгилеевского составлена в соответствии с основной образовател...

Что такое ФОП ? (Федеральная образовательная программа дошкольного образования, Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25.1.2022г. № 1028 "Об утверждении Федеральной образовательной программы дошкольного образования"), предоставлением пла

Что такое Федеральная образовательна программа дошкольного образования?Федеральная программа включает в себя учебно-методическую документацию, в состав которой входят:- федеральная рабочая программа в...

Рабочая программа образования детей 5-6 лет, Старшая группа Составлена на основе Федеральной образовательной программы ДО

Рабочая программа образования (далее – рабочая программа) детей разработана в соответствии с Федеральной образовательной программой ДО и ФГОС ДО.Рабочая программа образования обеспечивает ...

Рабочая программа образования детей 5-6 лет, Старшая группа Составлена на основе Федеральной образовательной программы ДО

Рабочая программа образования (далее – рабочая программа) детей разработана в соответствии с Федеральной образовательной программой ДО и ФГОС ДО.Рабочая программа образования обеспечивает разнос...