родительский клуб "Радуга здоровья" консультация по теме: "Что такое готовность к школе?"
консультация

Леонова Наталья Викторовна

Как бы вы определили, что ждет школа от ребенка? Каких ка­честв? Черт? Ответить, как правило, трудно, потому что порой самим родителям неясно, к чему же готовить сына или дочь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gotovnost_rebenka_k_shkole.doc216 КБ

Предварительный просмотр:

Родительский клуб «Радуга здоровья»

Цель: Создать коллектив понимающих родителей, живущих интересами ребенка, не подавляющего его инициативы.

Задачи:

1. Повышение педагогической культуры родителей, в целях успешного развития и коррекции ребенка в условиях детского сада и семьи.

2. Формирование у родителей практических знаний и вовлечение их в педагогический процесс ДОУ.

Тема: «Что такое готовность к школе?»

Цель: Сформировать у родителей уверенность в своих силах и силах ребёнка.

Быть готовым к школе уже сегодня

не значит уметь читать, писать, считать.

Быть готовым к школе — значит

быть готовым всему этому научиться.

Л. Ветер

Как бы вы определили, что ждет школа от ребенка? Каких качеств? Черт? Ответить, как правило, трудно, потому что порой самим родителям неясно, к чему же готовить сына или дочь.

Школа проводит тестирование весной — летом, но уже осенью и зимой необходимо знать составляющие психологической готовности ребенка к школе и помочь ему.

Детям, воспитывающимся в компенсирующей группе, требуется дополнительная помощь и со стороны специалистов, и со стороны родителей.

Тесты на школьную готовность нередко состоят из диагностических процедур на счет, письмо, чтение. Тогда как обучение в школе требует умения:

  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • сравнивать, анализировать, группировать;
  • действовать произвольно;
  • действовать по образцу;
  • общаться со сверстниками;
  • и желания быть школьником, «взрослым».

В дошкольном возрасте преобладает игровая деятельность. В школе осуществляется переход к учебной деятельности, которая на ближайшие 11 лет станет ведущей для детского развития. В переходный год (5—6 лет) в детском саду осуществляется постепенная, щадящая подготовка ребенка к школе, вплетающая в игровую деятельность элементы учебной, то есть опираясь на зону ближайшего развития (ЗБР). В ЗБР входят умения и способности ребенка выполнять что-то, но при помощи взрослого, под его руководством, — то, что полностью самостоятельно ребенок еще не может делать (например, долго удерживать внимание, выполнять неинтересную работу и т.п.). Эти способности тренируются на занятиях в детском саду.

Детям с задержками общего, речевого развития одних «детсадовских» занятий недостаточно, процесс формирования готовности занимает у них более длительное время. Поэтому особенно важна преемственность занятий дома.

Бытовые, повседневные ситуации богаты обучающим материалом, позволяющим сформировать, закрепить, обогатить различные составляющие психологической готовности ребенка к школе (перечислим их еще раз: навыки действия по образцу, умение наблюдать, сравнивать, обобщать, развивать память, речь, строить отношения с окружающими взрослыми и сверстниками и др.). Повседневное общение становится неиссякаемым источником обучения, взаимного познания и радости детско-родительских отношений. И в этом ведущая роль принадлежит родителям.

Важной составляющей подготовки к школе может стать знакомство ребенка со школой: как она выглядит, как устроена, каков школьный распорядок, чем занимаются дети в школе; не менее интересными и познавательными могут стать воспоминания родителей о своем первом классе, домашние фотографии, сохранившиеся первые тетрадки и букварь и впечатления родителей, ориентирующие ребенка на школу, формирующие у него реальные представления о ней.

Достаточно ли вы уделяете своему ребенку времени?

С помощью вопросника попробуйте оценить свои взаимоотношения с собственным ребенком.

Варианты ответов: «да, почти всегда», «иногда», «может быть», «нет, почти никогда». Результаты будут известны только вам, поэтому отнеситесь к работе ответственно.

  1. Все ли вам нравится в своем ребенке?
  2. Слушаете ли вы, что ребенок говорит?
  3. Смотрите ли на малыша, когда он говорит?
  4. Стараетесь ли создать у ребенка ощущение значимости того, о чем он говорит?
  5. Поправляете ли вы речь малыша?
  6. Позволяете ли вы ребенку совершать ошибки?
  7. Хвалите ли вы малыша?
  8. Смеетесь ли вместе с ним?
  9. Отводите ли вы каждый день время для чтения ребенку?
  1. Часто ли обнимаете ребенка?
  2. Играете ли вместе?
  3. Есть ли у вашего ребенка собственные книги?
  1. Есть ли у вашего ребенка в доме место, которое отведено только ему?
  1. Знаете ли вы любимую сказку, книгу, фильм вашего малыша?

15.        Ходите ли вы в театры, музеи, зоопарк, цирк вместе с ребенком?

  1. Ограничиваете ли возможность ребенка смотреть телевизор, играть в компьютерные игры?
  2. Беседуете ли с ребенком о смысле увиденного спектакля, фильма, прочитанной книги?
  3. Стараетесь ли вы сказать все за ребенка на приеме у врача, в магазине, прежде чем он успеет открыть рот?
  4. Стараетесь ли ходить с ребенком на прогулки?
  5. Есть ли у вашего ребенка возможность играть в шумные, подвижные игры?

Ключ:

«Да, почти всегда» — 4 балла.

Иногда», «может быть» — 2 балла.

«Нет, почти никогда» — 0 баллов.

Сложите полученные баллы. Если сумма:

от 80 до 60 баллов — вы достаточно хорошо знаете своего ребенка, у вас хорошие взаимоотношения, вместе вам хорошо и интересно;

от 60 до 30 баллов — очевидно, вы занятой человек, но, несмотря на это, вы все же умудряетесь выкроить время для своего малыша; посмотрите внимательно на те вопросы, где стоят ответы «иногда» и «нет, почти никогда», что это за ситуации? Не обратить ли внимание на эти стороны жизни?

меньше 30 баллов — стоит задуматься и уделять больше внимания ребенку. Это сделает и его и вас счастливее, а жизнь интереснее.

Памятка

Ребенок шести лет должен:

  • различать предметы по признаку формы;
  • обозначать словами местонахождение предмета по отношению к себе и другим предметам;
  • сравнивать по длине, высоте, ширине до 10 предметов, раскладывать их в возрастающем и убывающем порядке;
  • применять различные цвета и оттенки для создания выразительного образа;
  • изображать овощи, фрукты, игрушки по представлению и с натуры;
  • создавать изображение фигуры человека и животного в движении;
  • создавать выразительные образы по представлению и с натуры, используя способ вырезания, приемы симметричного вырезания из бумаги;
  • строить и рисовать по теме и условиям, планируя этапы создания постройки.

Шпаргалка для родителей

(какой запас знаний должен быть у ребенка, поступающего в школу)

Хорошо, если ваш ребенок перед поступлением в школу будет:

* называть свое полное имя, отчество и фамилию;

 * определять свой возраст (желательно дату рождения);

* знать свой домашний адрес;  

* называть свой город и его главные достопримечательности;

* знать страну, в которой живет;

* называть фамилию, имя, отчество родителей, их профессию;

* знать времена года (последовательность, месяцы, основные приметы каждого времени года, загадки и стихи о временах года);

* называть домашних животных и их детенышей;

* ознакомлен с миром диких животных наших лесов, жарких стран, их повадками и названиями их детенышей;

* определять транспорт наземный, водный, воздушный;

* различать одежду, обувь и головные уборы;

* называть зимующих и перелетных птиц, овощи, фрукты и ягоды;

* знать и уметь рассказывать русские народные сказки;

* различать и правильно называть геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, ромб,
овал, многоугольник;

*        свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (правая - левая сторона, верх-низ и т. п.);

* уметь полно и последовательно пересказывать прослушанный рассказ, составлять (придумывать) рассказ по картинке;

* запоминать и называть 6-10 предметов, картинок, слов;

* различать гласные и согласные звуки;

* разделять слова на слоги с помощью хлопков, по количеству гласных звуков;

* определять количество и последовательность звуков в словах типа «мак», «дом», «суп», «сани», «дубы», «роза»;        

* хорошо владеть ножницами (резать полоски, квадраты, круги, прямоугольники, треугольники, овалы; вырезать предметы по контуру);

* владеть карандашом: без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать геометрические фигуры, животных, людей, различные предметы с опорой на геометрические формы, аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предметов;

*  свободно считать от 1 до 10 и обратно, выполнять счетные операции в пределах 10;

* уметь внимательно, не отвлекаясь, слушать (30-35 минут);        

* сохранять осанку, особенно в положении сидя.

Свод правил для родителей:

*  Позиция родителей должна основываться на доверии и уважений к своему ребенку.

*  Важно учитывать индивидуальные особенности ребенка и не перегружать его.

*        Дайте ребенку почувствовать рост своих возможностей.

* Проявляйте живой интерес к жизни ребенка, к его радостям и огорчениям.

* Смейтесь вместе с ним, веселитесь, шутите, играйте.

* Поощряйте в своем ребенке желание задавать вопросы, спорить, выражать собственное мнение, утверждать свою позицию.

* Учите ребенка уважительно высказывать и доказывать свое мнение без крика, обид и раздражения.

* Извиняйтесь перед ребенком, если по какой-либо причине вы допустили по отношению к нему бестактность.

* Старайтесь избегать резкой критики ошибочных действий ребенка. Лучше предложите ему самостоятельно отыскать ошибку и исправить ее.

* Не перехваливайте ребенка, чтобы не сформировать у него завышенную самооценку.

* Поощряйте поисковую, исследовательскую деятельность малыша, учите его размышлять, рассуждать, находить самые разные пути и варианты решения одной

и той же задачи.        . .

* Не заставляйте ребенка заниматься, а заинтересовывайте его новыми занятиями.

* Посещайте вместе с ребенком музеи, театры, выставки. Слушайте классическую музыку, читайте народные сказки, смотрите добрые короткометражные мультфильмы. Делитесь своими впечатлениями.

* Говорите с ребенком о добре и зле, о любви и ненависти, об умении понимать других людей и прощать их.

* Будьте для ребенка безупречным образцом для подражания, и тогда он сможет впитать все самое прекрасное и доброе. Ваш образ жизни и поступки — пример для детей. Недаром народная мудрость гласит: «Что посеешь, то и пожнешь» или «Доброе семя — добрый и всход».

Тест для родителей

(на определение готовности ребенка к школе)

Отметьте каждый утвердительный ответ одним баллом.

* Как вы считаете, хочет ли Ваш ребенок идти в первый класс?

* Считает ли он, что в школе узнает много нового и интересного?

* Может ли он в течение 15-20 минут самостоятельно заниматься каким-либо кропотливым делом (рисовать, лепить, собирать мозаику и т. д.)?

* Можете ли вы сказать, что ваш ребенок ведет себя без стеснения в присутствии посторонних людей?

* Умеет ли он описать картинку и составить по ней рассказ как минимум из пяти предложений?

* Может ли он рассказать стихи наизусть?

* Может  ли он назвать заданное существительное во множественном числе?

* Умеет ли ваш ребенок читать хотя бы по слогам?

* Считает ли он до десяти в прямом и обратном порядке?

* Умеет ли он прибавлять и отнимать хотя бы одну единицу от чисел первого десятка?

* Может ли ваш ребенок писать простейшие элементы в тетради в клетку, аккуратно перерисовывать небольшие узоры?

* Любит ли ваш ребенок рисовать, раскрашивать картинки?

* Умеет ли он работать с ножницами и клеем (например, делать аппликации из бумаги)?

* Может ли он из пяти элементов разрезанной на части картинки за минуту собрать целый рисунок?

* Знает ли ваш ребенок названия диких и домашних животных?

* Есть ли у вашего ребенка навыки обобщения, например, может ли он назвать яблоки и груши одним словом «фрукты»?

* Любит ли он самостоятельно проводить время за каким-то занятием, например, рисовать, собирать конструктор?

Если вы ответили утвердительно на 14 и более вопросов значит, ваш ребенок вполне готов к школьному обучению. Вы занимались с ним не напрасно, и в дальнейшем, если у него и возникнут трудности при обучении, он с вашей помощью сможет с ними справиться.

Если малыш может справляться с содержанием  9-13 вышеуказанных вопросов, то вы на верном пути. За время занятий он многому научился и многое узнал. А те вопросы, на которые вы ответили отрицательно, укажут, на какие моменты нужно обратить внимание, в чем еще нужно потренироваться с ребенком.

В том случае, если количество утвердительных ответов 8 или менее, следует больше уделять времени и внимания занятиям с ребенком. Он еще не совсем готов пойти в школу. Поэтому ваша задача - систематически заниматься с ним, тренироваться в выполнении различных упражнений. Возможно, на первых порах школьного обучения придется очень тщательно выполнять вместе с ребёнком домашнее задание и закреплять пройденный материал, но не стоит отчаиваться  - упорные и систематические занятия помогут вашему ребенку овладеть необходимыми знаниями и выработать нужные умения и навыки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка родительского собрания "Что такое готовность к школе"

 Быть готовым к школе уже сегодняНе значит уметь писать, читать, считать.Быть готовым к школе — значитБыть готовым всему этому научиться...

Родительское собрание в подготовительной группе на тему:«Что такое готовность к школе».

Цели: − обогащение знаний родителей о готовности к обучению в школе;− подведение итогов работы специалистов и детей за год.Задачи:− ознакомление родителей с основными характеристиками готовности ребен...

родительское собрание "Что такое готовность к школе?"

вовлечение родителей в процесс воспитания своих детей...

Родительское собрание «Что такое готовность к обучению в школе?» с приглашением социальных партнеров (подготовительная группа)

«Быть готовым к школе уде сегодня, не значит уметь писать, читать, считать.Быть готовым к школе — значит, быть готовым всему этому научиться».               ...

Консультация для родителей на тему: "Что такое готовность к школе?"

Критерии психологической готовности ребенка к школе...

Консультация для родителей на тему: "Что такое готовность к школе?"

Что такое готовность к школьному обучению ? – это школьная зрелость, подразумевающая достаточный уровень развития физиологического, психологического и функционального, которые необходимы для усп...

Заседания детско- родительского клуба «Мы вместе», гостиной «У школьного порога». Тема: «Что такое готовность ребенка к школе - из чего она складывается?»

Заседание детско - родительского клуба "Мы вместе" гостиной "У школьного порога" тема заседания "Что такое готовность ребенка к школе - из чего она складывается?"...