Доклад. Православие, образование, воспитание
статья (подготовительная группа)

 Предохина (Мартиашвили) Кристина Георгиевна

Доклад на по теме развития провославия, воспитания, образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл приложение16.48 КБ
Файл doklad_predohina_k.g._ptashinskaya_a.a.docx27.18 КБ
Файл prilozhenie_2.docx16.48 КБ
Файл prilozhenie_1.docx1.96 МБ

Предварительный просмотр:

Годовой план по развитию православия, образования и воспитания детей дошкольного возраста.

Месяц

Приемы и методы

Наглядно-действенный

Словесно-образный 

Практический 

Сентябрь

Чтения литературных произведений с показом демонстрационного материала

Чтение, заучивание сказок  и стихотворений детьми.

Организации продуктивной деятельности: ИЗО (впечатления после прочтения произведений

Октябрь

Показа сказок педагогами

Воплощение произведений в драматизации с детьми

Ручной труд (Вифлеемская звезда, корабль Св. Николая и т.д.)

Ноябрь

Рассматривания икон, предметов быта, книжных иллюстраций

Беседы с элементами диалога, обобщающих рассказов

Проведение дидактических игр («Хорошие и плохие поступки» и т.д.)

Декабрь

Проведения дидактических, музыкально-дидактических игр

Проведение сюжетно-ролевых  игр и игр с музыкальным сопровождением

Проведение малоподвижных игры(«Помоги дедушке», «Мирилка» и др.)

Январь

 Наблюдение за строительством собора Преображения Господня

Загадывания и отгадывания загадок

с помощью  наглядного материала по данной тематике

Проведении игр: со строительным материалом («Строительство Храма» и т.д.)

Февраль

Экскурсий по городу, целевых прогулок

Беседы о православных  достопримечательностях города

Организации продуктивной деятельности: Лепка ( православные достопримечательности города»

Март

Посещения музейно-выставочного комплекса им. И.С. Шемановского. Усадьба купца Терентьева

Составление рассказов с родителями о посещении музейных комплексов

Изготовление макетов приборов быта древней Руси

Апрель

Подготовка и проведение православных мероприятий

Беседы с использованием иллюстраций о православных праздниках.

Изготовление кукол к сказкам,

совместная деятельности воспитателя с детьми

Май

Воплощения впечатлений детей в творческих проявлениях

Обобщение материала  по рассказам детей

Участие детей в мероприятиях, показах сказок



Предварительный просмотр:

XIII Епархиальные Рождественские

образовательные чтения «Православие и отечественная культура: потери и приобретения минувшего, образ будущего»

             

Номинация: «Православие и образование, воспитание»

Тема доклада: «Развитие православия, образования и воспитания в дошкольном возрасте»

                                            Предохина Кристина Георгиевна, воспитатель,

                                             Пташинская Алина Анатольевна, учитель-логопед

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

           учреждение «Детский сад  «Крылышки»

Департамент образования Администрации МО  г. Салехард

г. Салехард, 2023 г.

«Развитие православия, образования и воспитания в дошкольном возрасте»

         Мы живем в России, многонациональной стране. Особое место среди культурных традиций занимают религиозные и морально-этические нормы. Все они основаны на человеческих ценностях, как отзывчивость, честь, долг, милосердие, взаимопонимание, справедливость, любовь к ближнему, желание нести добро людям.  

Цель  развития православия, образования и  воспитание  в дошкольном возрасте это сохранение и приобщение воспитанников  к духовно - нравственному развитию, ценностям православной культуры, возрождение  традиций семейного воспитания. В последние время государственная политика в нашей стране проявляет огромное желание более плотно и продуктивно сотрудничать с Русской Православной церковью. Это  одна из актуальных задач, которая  решается и в нашем детском саду «Крылышки».

Тезис экс-министра науки и образования Российской Федерации А.А. Фурсенко из доклада  «Приоритетные направления развития российского образования», что  « Мы должны перестать стесняться духовных исканий. Усилия, направленные на патриотическое воспитание молодежи, противодействие наркомании, экстремизму инфантилизму и другим порокам, будут эффективны только тогда, когда будут опираться на духовные ценности». Это высказывание А.А. Фурсенко в полной мере отражает концепцию воспитания и образования МБДОУ Детский сад  «Крылышки».

В современном обществе проявляется нарастание негативных тенденций отрицательно влияющих на еще не сформированное   сознание ребенка. Большое воздействие оказывают средства массовой информации через демонстрацию жестокости и насилия, фильмов  и мультфильмов  американского и европейского производства искажающих представление детей о главных человеческих  духовно – нравственных ценностях, вследствие чего формируются вредные привычки, чуждые нам нормы поведения, растет уровень детской преступности. У детей искажаются представления о доброте, милосердии, гражданственности и патриотизме. Поэтому  не случайна, высокая степень  распространенности  психических и физических нарушений среди детей начиная с дошкольного возраста.

Детство - это период развития всех сфер человека, как физических, так и душевных. В нашем детском саду основы духовного  воспитания  и образования закладываются с раннего возраста,  это защищает детей от мира жестокости, делает их невосприимчивыми (нетерпимыми) к злу и насилию.

Приобретения знаний об окружающем мире, в период получения,  накопления нравственного опыта, с трех летнего возраста у наших воспитанников формируются самосознание и самоопределение. Именно в раннем возрасте педагоги и воспитатели МБДОУ совместно с родителями закладывают в будущих граждан  общечеловеческие духовные ценности, на которых воспитывались многие поколения русских людей. Поэтому мы стараемся дать подрастающему поколению полноценное духовное воспитание, в основе которого – многовековая культура, традиции российского образования и воспитания, сформировавшиеся на нравственных и этических ценностях православной культуры.

Развитие православия, образования и воспитания в дошкольном возрасте человека  это долгий и кропотливый труд, требующий объединения совместных усилий образовательного учреждения, семьи и государства. Нам, как воспитателям необходимо научить детей поступать честно, никогда не делать другим того, чего не желаешь себе, избегать зла, защищать слабых, уважать старших и уметь просить прощения, быть примером  для других не на словах, а на деле. В  повседневной работе по развитию нравственно-патриотического воспитания знакомим детей с культурой православия, с истинными ценностями российского народа. Мы рассказываем детям о появлении письменности на Руси, что первые книги были рукописными, их писали монахи, это были летописи об исторических событиях  и поучении, как жить в служении Господу Богу. О том, что  первые школы и  библиотеки организовывались при церквях и монастырях. Такая информация выдается дошкольникам как в утренние часы, в процессе беседы, так и в процессе непосредственно образовательной деятельности.

Огромным   воспитательным эффектом  для дошкольников является чтение детской библии, художественной  литературы (Л.Н. Толстой, И.С. Тургенев, И.А. Крылов, Н.А. Некрасов, П.П. Бажов и т. д.). Российская литература содержит обширный материал для представления о духовно-нравственном образование и  воспитание  качеств человека.  В этих  произведениях воспитанники МБДОУ узнают о жизни святых, поступках героев, оценивают их, таким образом, формируется понятие о добре и зле, о нравственных идеалах. В свое работе мы, как педагоги, широко используем устное народное творчество, сказки, былины, легенды, пословицы, поговорки,  что способствует формированию художественно-речевых навыков, пополняется пассивный и активный словарь у детей дошкольного возраста.

Особую роль в развитие  православия, образования и  воспитания  детей имеет совершенное воплощение представлений об идеале человека. На примере  положительных персонажей сказок и литературных произведений, совершавшим добрые, героические поступки,  мы стараемся  формировать у детей потребность подражать этим героям. У детей появляется стремление быть похожими на нравственную личность. Конечно, хорошим образцом для подражания могут и должны быть взрослые (родители, воспитатели).

По ознакомлению с  православной культурой проводится систематическая работа с дошкольниками в МБДОУ:  знакомим с традициями, обычаями, народным творчеством, проводим тематические занятия и  беседы по ознакомлению с бытом, укладом и традициями русского народа («В русской горнице», «Защитники земли русской»  «Лес в жизни русского народа», «Откуда хлеб пришел », и т.д.). В старших группах детского сада,  созданы уголки славянской культуры. Силами  сотрудников и родителей, приобретены:

  • предметы быта: (макет избы, русской печи, сундучки, люлька, веретено, народные куклы, костюмы, предметы кухонной утвари, самовар, рушники);
  • детские народные игрушки (Филимоновская, Городецкая, Дымковская);
  • предметы рукоделия:  (Сундучка мастериц).

На занятиях по изобразительному искусству, мы знакомим детей с православным искусством, воспитанники узнают об архитектуре и убранстве храмов, с видами различной росписи (хохломская, городецкая, гжель).  В МБДОУ проходят выставки рисунков и поделок, направленных на реализацию задач православия, образования и  воспитания  дошкольников. Проводятся различные мероприятия (развлечения, родительские собрания, беседы, просмотр видеофильмов, презентации «Семейные традиции. Праздники» т.д.), а также большое значение имеют народные праздники (Рождество Христово, Колядки, Крещение, Масленица). Накануне проведения  мероприятий, дошкольники знакомятся с историей возникновения праздника, узнают о жизни святых, рассматривают изображения икон, слушают музыкальные произведения, учат стихи и песни, участвуют в изготовлении атрибутов, костюмов. Во время празднования происходят увлекательные игры, театрализованные представления, выступления детей. Завершается  мероприятие праздничным угощением детей: на Рождество конфетами и пряниками, традиционными  блинами на Масленицу,  куличом и яйцом на Пасху. Такие праздники дети воспринимают как интересное, познавательное действие, в котором принимают активное участие.

Педагоги МБДОУ в своей работе привлекают к сотрудничеству по развитию духовно-нравственного воспитания родителей (законных представителей) воспитанников, приобщают их к активному участию во всех запланированных мероприятиях. Видя, какие  чувства испытывают их дети, вовлекаясь в творчество, родители начинают проявлять активную деятельность в создании  игровой среды, изготавливают костюмы, атрибуты, принимают участие в конкурсах рисунков, помогают в проведении праздников и развлечений, сами в них участвуют.

  Воспитатели систематически проводят работу с родителями  через социальные сети, информируя о необходимости осознания, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные ценности, чтимые предками, и что именно родители ответственны за воспитание своих детей. Вот, что сказал о воспитании детей Иоанн Златоуст: «Ваши дети всегда будут жить в достатке, когда получат от вас хорошее воспитание, способное упорядочить  их мораль и поведение. Поэтому не старайтесь сделать их богатыми, но заботьтесь о том, чтобы вырастить их благочестивыми хозяевами своих страстей, богатыми добродетелями».

Семья - играет особую роль в жизни каждого человека. Именно в семье дети узнают о традициях своего народа, своей страны, об основах веры. Семья с раннего возраста направляет сознание, волю, чувства ребенка. С помощью взаимосвязи педагогов нашего сада и родителей у ребенка формируются элементарные знания об окружающей действительности. Поэтому важно, чтобы в семье царила атмосфера любви, доброжелательности, справедливости.

Таким образом, изучение православной культуры в дошкольном учреждении – реальный фактор воспитания  нравственного поколения, которая обладает большим потенциалом, дающая возможность формировать  духовно – нравственные качества у маленького человека с помощью применений современных технологий. Начиная с дошкольного возраста, взрослый помогает детям разбираться в истинных и мнимых ценностях. В каждом ребенке  заложен неисчерпаемый духовный потенциал, который общими усилиями педагогов и родителей нашего сада поможет  раскрыть всю многогранность его личности, его духовно-нравственные качества.

Главное достижение развития православия, образования и  воспитания  заключается в усвоении ребенком вечных человеческих ценностей, а именно  милосердие, сострадание, правдолюбие стремление к добру и неприятие зла.

Список литературы:

  1. А.В. Кураев «Основы религиозных культур и светской этики. Основа православной культуры» - М.: Просвещение, 2014г.
  2. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. М.: Просвещение, 2012.
  3. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур. М.: Просвещение, 2012.
  4. Д.М. Гришин, Г.П. Панарина «Народные традиции в воспитании». г. Калуга , 1992.
  5. Материала сайта:

- yamal-obr.ru/articles/pravoslavnaya-kultura-kak-osnova/

- www.maam.ru/detskijsad/seminar-osnovy-pravoslavnoi-kultury-kak-sredstvo-duhovno-nravstvenogo-vospitanija-starshih-doshkolnikov.html

- multiurok.ru/files/rol-kursa-osnov-pravoslavnoi-kul-tury-v-dukhovno-nravstviennom-vospitanii-uchashchikhsia-nachal-noi-shkoly.html

- https://yandex.ru/video/preview/10093514777400743663



Предварительный просмотр:

Годовой план по развитию православия, образования и воспитания детей дошкольного возраста.

Месяц

Приемы и методы

Наглядно-действенный

Словесно-образный 

Практический 

Сентябрь

Чтения литературных произведений с показом демонстрационного материала

Чтение, заучивание сказок  и стихотворений детьми.

Организации продуктивной деятельности: ИЗО (впечатления после прочтения произведений

Октябрь

Показа сказок педагогами

Воплощение произведений в драматизации с детьми

Ручной труд (Вифлеемская звезда, корабль Св. Николая и т.д.)

Ноябрь

Рассматривания икон, предметов быта, книжных иллюстраций

Беседы с элементами диалога, обобщающих рассказов

Проведение дидактических игр («Хорошие и плохие поступки» и т.д.)

Декабрь

Проведения дидактических, музыкально-дидактических игр

Проведение сюжетно-ролевых  игр и игр с музыкальным сопровождением

Проведение малоподвижных игры(«Помоги дедушке», «Мирилка» и др.)

Январь

 Наблюдение за строительством собора Преображения Господня

Загадывания и отгадывания загадок

с помощью  наглядного материала по данной тематике

Проведении игр: со строительным материалом («Строительство Храма» и т.д.)

Февраль

Экскурсий по городу, целевых прогулок

Беседы о православных  достопримечательностях города

Организации продуктивной деятельности: Лепка ( православные достопримечательности города»

Март

Посещения музейно-выставочного комплекса им. И.С. Шемановского. Усадьба купца Терентьева

Составление рассказов с родителями о посещении музейных комплексов

Изготовление макетов приборов быта древней Руси

Апрель

Подготовка и проведение православных мероприятий

Беседы с использованием иллюстраций о православных праздниках.

Изготовление кукол к сказкам,

совместная деятельности воспитателя с детьми

Май

Воплощения впечатлений детей в творческих проявлениях

Обобщение материала  по рассказам детей

Участие детей в мероприятиях, показах сказок


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Ценности Православия в воспитании дошкольника"

Воспитатель: МБДОУ-Центра развития ребёнка детского сада №5 "Золотой ключик"Сформировать у ребёнка позитивное отношения к окружающему миру, другим людям и самому себе, мы смогли совместно  с роди...

Доклад "Инклюзивное образование в ДОУ комбинированного вида"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"9168631","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"335","width":"480"}}]]...

Доклад "Методы экологического воспитания и образования детей дошкольного возраста"

Доклад "Методы экологического воспитания и образования детей дошкольного возраста"...

Доклад на тему « Воспитание любви к родному городу как условие воспитания патриотических чувств старших дошкольников».

наше общество потеряло свой главный ориентир – патриотизм, который является стержнем любой государственности. Патриотическое воспитание необходимо любому народу, любому государству, иначе они об...

Доклад: Экологическое образование и воспитание детей дошкольного возраста

Доклад: Экологическое образование и воспитание детей дошкольного возраста...

VIII Епархиальные Рождественские образовательные чтения «Молодёжь: свобода и ответственность» Православие и образование, воспитание

Тема «Православная культура как основа духовно – нравственного воспитания в детском саду»Цель: ·        Способствовать формированию национал...

Доклад «Духовно-нравственное воспитание в дошкольных образовательных организациях в условиях реализации ФГОС дошкольного образования».

laquo;Духовно-нравственное воспитание в дошкольных образовательных организациях в условиях реализации ФГОС дошкольного образования» из опыта работы...