Доклад. Православие, образование, воспитание
статья (подготовительная группа)
Доклад на по теме развития провославия, воспитания, образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
приложение | 16.48 КБ |
doklad_predohina_k.g._ptashinskaya_a.a.docx | 27.18 КБ |
prilozhenie_2.docx | 16.48 КБ |
prilozhenie_1.docx | 1.96 МБ |
Предварительный просмотр:
Годовой план по развитию православия, образования и воспитания детей дошкольного возраста.
Месяц | Приемы и методы | ||
Наглядно-действенный | Словесно-образный | Практический | |
Сентябрь | Чтения литературных произведений с показом демонстрационного материала | Чтение, заучивание сказок и стихотворений детьми. | Организации продуктивной деятельности: ИЗО (впечатления после прочтения произведений |
Октябрь | Показа сказок педагогами | Воплощение произведений в драматизации с детьми | Ручной труд (Вифлеемская звезда, корабль Св. Николая и т.д.) |
Ноябрь | Рассматривания икон, предметов быта, книжных иллюстраций | Беседы с элементами диалога, обобщающих рассказов | Проведение дидактических игр («Хорошие и плохие поступки» и т.д.) |
Декабрь | Проведения дидактических, музыкально-дидактических игр | Проведение сюжетно-ролевых игр и игр с музыкальным сопровождением | Проведение малоподвижных игры(«Помоги дедушке», «Мирилка» и др.) |
Январь | Наблюдение за строительством собора Преображения Господня | Загадывания и отгадывания загадок с помощью наглядного материала по данной тематике | Проведении игр: со строительным материалом («Строительство Храма» и т.д.) |
Февраль | Экскурсий по городу, целевых прогулок | Беседы о православных достопримечательностях города | Организации продуктивной деятельности: Лепка ( православные достопримечательности города» |
Март | Посещения музейно-выставочного комплекса им. И.С. Шемановского. Усадьба купца Терентьева | Составление рассказов с родителями о посещении музейных комплексов | Изготовление макетов приборов быта древней Руси |
Апрель | Подготовка и проведение православных мероприятий | Беседы с использованием иллюстраций о православных праздниках. | Изготовление кукол к сказкам, совместная деятельности воспитателя с детьми |
Май | Воплощения впечатлений детей в творческих проявлениях | Обобщение материала по рассказам детей | Участие детей в мероприятиях, показах сказок |
Предварительный просмотр:
XIII Епархиальные Рождественские
образовательные чтения «Православие и отечественная культура: потери и приобретения минувшего, образ будущего»
Номинация: «Православие и образование, воспитание»
Тема доклада: «Развитие православия, образования и воспитания в дошкольном возрасте»
Предохина Кристина Георгиевна, воспитатель,
Пташинская Алина Анатольевна, учитель-логопед
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад «Крылышки»
Департамент образования Администрации МО г. Салехард
г. Салехард, 2023 г.
«Развитие православия, образования и воспитания в дошкольном возрасте»
Мы живем в России, многонациональной стране. Особое место среди культурных традиций занимают религиозные и морально-этические нормы. Все они основаны на человеческих ценностях, как отзывчивость, честь, долг, милосердие, взаимопонимание, справедливость, любовь к ближнему, желание нести добро людям.
Цель развития православия, образования и воспитание в дошкольном возрасте это сохранение и приобщение воспитанников к духовно - нравственному развитию, ценностям православной культуры, возрождение традиций семейного воспитания. В последние время государственная политика в нашей стране проявляет огромное желание более плотно и продуктивно сотрудничать с Русской Православной церковью. Это одна из актуальных задач, которая решается и в нашем детском саду «Крылышки».
Тезис экс-министра науки и образования Российской Федерации А.А. Фурсенко из доклада «Приоритетные направления развития российского образования», что « Мы должны перестать стесняться духовных исканий. Усилия, направленные на патриотическое воспитание молодежи, противодействие наркомании, экстремизму инфантилизму и другим порокам, будут эффективны только тогда, когда будут опираться на духовные ценности». Это высказывание А.А. Фурсенко в полной мере отражает концепцию воспитания и образования МБДОУ Детский сад «Крылышки».
В современном обществе проявляется нарастание негативных тенденций отрицательно влияющих на еще не сформированное сознание ребенка. Большое воздействие оказывают средства массовой информации через демонстрацию жестокости и насилия, фильмов и мультфильмов американского и европейского производства искажающих представление детей о главных человеческих духовно – нравственных ценностях, вследствие чего формируются вредные привычки, чуждые нам нормы поведения, растет уровень детской преступности. У детей искажаются представления о доброте, милосердии, гражданственности и патриотизме. Поэтому не случайна, высокая степень распространенности психических и физических нарушений среди детей начиная с дошкольного возраста.
Детство - это период развития всех сфер человека, как физических, так и душевных. В нашем детском саду основы духовного воспитания и образования закладываются с раннего возраста, это защищает детей от мира жестокости, делает их невосприимчивыми (нетерпимыми) к злу и насилию.
Приобретения знаний об окружающем мире, в период получения, накопления нравственного опыта, с трех летнего возраста у наших воспитанников формируются самосознание и самоопределение. Именно в раннем возрасте педагоги и воспитатели МБДОУ совместно с родителями закладывают в будущих граждан общечеловеческие духовные ценности, на которых воспитывались многие поколения русских людей. Поэтому мы стараемся дать подрастающему поколению полноценное духовное воспитание, в основе которого – многовековая культура, традиции российского образования и воспитания, сформировавшиеся на нравственных и этических ценностях православной культуры.
Развитие православия, образования и воспитания в дошкольном возрасте человека это долгий и кропотливый труд, требующий объединения совместных усилий образовательного учреждения, семьи и государства. Нам, как воспитателям необходимо научить детей поступать честно, никогда не делать другим того, чего не желаешь себе, избегать зла, защищать слабых, уважать старших и уметь просить прощения, быть примером для других не на словах, а на деле. В повседневной работе по развитию нравственно-патриотического воспитания знакомим детей с культурой православия, с истинными ценностями российского народа. Мы рассказываем детям о появлении письменности на Руси, что первые книги были рукописными, их писали монахи, это были летописи об исторических событиях и поучении, как жить в служении Господу Богу. О том, что первые школы и библиотеки организовывались при церквях и монастырях. Такая информация выдается дошкольникам как в утренние часы, в процессе беседы, так и в процессе непосредственно образовательной деятельности.
Огромным воспитательным эффектом для дошкольников является чтение детской библии, художественной литературы (Л.Н. Толстой, И.С. Тургенев, И.А. Крылов, Н.А. Некрасов, П.П. Бажов и т. д.). Российская литература содержит обширный материал для представления о духовно-нравственном образование и воспитание качеств человека. В этих произведениях воспитанники МБДОУ узнают о жизни святых, поступках героев, оценивают их, таким образом, формируется понятие о добре и зле, о нравственных идеалах. В свое работе мы, как педагоги, широко используем устное народное творчество, сказки, былины, легенды, пословицы, поговорки, что способствует формированию художественно-речевых навыков, пополняется пассивный и активный словарь у детей дошкольного возраста.
Особую роль в развитие православия, образования и воспитания детей имеет совершенное воплощение представлений об идеале человека. На примере положительных персонажей сказок и литературных произведений, совершавшим добрые, героические поступки, мы стараемся формировать у детей потребность подражать этим героям. У детей появляется стремление быть похожими на нравственную личность. Конечно, хорошим образцом для подражания могут и должны быть взрослые (родители, воспитатели).
По ознакомлению с православной культурой проводится систематическая работа с дошкольниками в МБДОУ: знакомим с традициями, обычаями, народным творчеством, проводим тематические занятия и беседы по ознакомлению с бытом, укладом и традициями русского народа («В русской горнице», «Защитники земли русской» «Лес в жизни русского народа», «Откуда хлеб пришел », и т.д.). В старших группах детского сада, созданы уголки славянской культуры. Силами сотрудников и родителей, приобретены:
- предметы быта: (макет избы, русской печи, сундучки, люлька, веретено, народные куклы, костюмы, предметы кухонной утвари, самовар, рушники);
- детские народные игрушки (Филимоновская, Городецкая, Дымковская);
- предметы рукоделия: (Сундучка мастериц).
На занятиях по изобразительному искусству, мы знакомим детей с православным искусством, воспитанники узнают об архитектуре и убранстве храмов, с видами различной росписи (хохломская, городецкая, гжель). В МБДОУ проходят выставки рисунков и поделок, направленных на реализацию задач православия, образования и воспитания дошкольников. Проводятся различные мероприятия (развлечения, родительские собрания, беседы, просмотр видеофильмов, презентации «Семейные традиции. Праздники» т.д.), а также большое значение имеют народные праздники (Рождество Христово, Колядки, Крещение, Масленица). Накануне проведения мероприятий, дошкольники знакомятся с историей возникновения праздника, узнают о жизни святых, рассматривают изображения икон, слушают музыкальные произведения, учат стихи и песни, участвуют в изготовлении атрибутов, костюмов. Во время празднования происходят увлекательные игры, театрализованные представления, выступления детей. Завершается мероприятие праздничным угощением детей: на Рождество конфетами и пряниками, традиционными блинами на Масленицу, куличом и яйцом на Пасху. Такие праздники дети воспринимают как интересное, познавательное действие, в котором принимают активное участие.
Педагоги МБДОУ в своей работе привлекают к сотрудничеству по развитию духовно-нравственного воспитания родителей (законных представителей) воспитанников, приобщают их к активному участию во всех запланированных мероприятиях. Видя, какие чувства испытывают их дети, вовлекаясь в творчество, родители начинают проявлять активную деятельность в создании игровой среды, изготавливают костюмы, атрибуты, принимают участие в конкурсах рисунков, помогают в проведении праздников и развлечений, сами в них участвуют.
Воспитатели систематически проводят работу с родителями через социальные сети, информируя о необходимости осознания, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные ценности, чтимые предками, и что именно родители ответственны за воспитание своих детей. Вот, что сказал о воспитании детей Иоанн Златоуст: «Ваши дети всегда будут жить в достатке, когда получат от вас хорошее воспитание, способное упорядочить их мораль и поведение. Поэтому не старайтесь сделать их богатыми, но заботьтесь о том, чтобы вырастить их благочестивыми хозяевами своих страстей, богатыми добродетелями».
Семья - играет особую роль в жизни каждого человека. Именно в семье дети узнают о традициях своего народа, своей страны, об основах веры. Семья с раннего возраста направляет сознание, волю, чувства ребенка. С помощью взаимосвязи педагогов нашего сада и родителей у ребенка формируются элементарные знания об окружающей действительности. Поэтому важно, чтобы в семье царила атмосфера любви, доброжелательности, справедливости.
Таким образом, изучение православной культуры в дошкольном учреждении – реальный фактор воспитания нравственного поколения, которая обладает большим потенциалом, дающая возможность формировать духовно – нравственные качества у маленького человека с помощью применений современных технологий. Начиная с дошкольного возраста, взрослый помогает детям разбираться в истинных и мнимых ценностях. В каждом ребенке заложен неисчерпаемый духовный потенциал, который общими усилиями педагогов и родителей нашего сада поможет раскрыть всю многогранность его личности, его духовно-нравственные качества.
Главное достижение развития православия, образования и воспитания заключается в усвоении ребенком вечных человеческих ценностей, а именно милосердие, сострадание, правдолюбие стремление к добру и неприятие зла.
Список литературы:
- А.В. Кураев «Основы религиозных культур и светской этики. Основа православной культуры» - М.: Просвещение, 2014г.
- Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. М.: Просвещение, 2012.
- Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур. М.: Просвещение, 2012.
- Д.М. Гришин, Г.П. Панарина «Народные традиции в воспитании». г. Калуга , 1992.
- Материала сайта:
- yamal-obr.ru/articles/pravoslavnaya-kultura-kak-osnova/
- multiurok.ru/files/rol-kursa-osnov-pravoslavnoi-kul-tury-v-dukhovno-nravstviennom-vospitanii-uchashchikhsia-nachal-noi-shkoly.html
- https://yandex.ru/video/preview/10093514777400743663
Предварительный просмотр:
Годовой план по развитию православия, образования и воспитания детей дошкольного возраста.
Месяц | Приемы и методы | ||
Наглядно-действенный | Словесно-образный | Практический | |
Сентябрь | Чтения литературных произведений с показом демонстрационного материала | Чтение, заучивание сказок и стихотворений детьми. | Организации продуктивной деятельности: ИЗО (впечатления после прочтения произведений |
Октябрь | Показа сказок педагогами | Воплощение произведений в драматизации с детьми | Ручной труд (Вифлеемская звезда, корабль Св. Николая и т.д.) |
Ноябрь | Рассматривания икон, предметов быта, книжных иллюстраций | Беседы с элементами диалога, обобщающих рассказов | Проведение дидактических игр («Хорошие и плохие поступки» и т.д.) |
Декабрь | Проведения дидактических, музыкально-дидактических игр | Проведение сюжетно-ролевых игр и игр с музыкальным сопровождением | Проведение малоподвижных игры(«Помоги дедушке», «Мирилка» и др.) |
Январь | Наблюдение за строительством собора Преображения Господня | Загадывания и отгадывания загадок с помощью наглядного материала по данной тематике | Проведении игр: со строительным материалом («Строительство Храма» и т.д.) |
Февраль | Экскурсий по городу, целевых прогулок | Беседы о православных достопримечательностях города | Организации продуктивной деятельности: Лепка ( православные достопримечательности города» |
Март | Посещения музейно-выставочного комплекса им. И.С. Шемановского. Усадьба купца Терентьева | Составление рассказов с родителями о посещении музейных комплексов | Изготовление макетов приборов быта древней Руси |
Апрель | Подготовка и проведение православных мероприятий | Беседы с использованием иллюстраций о православных праздниках. | Изготовление кукол к сказкам, совместная деятельности воспитателя с детьми |
Май | Воплощения впечатлений детей в творческих проявлениях | Обобщение материала по рассказам детей | Участие детей в мероприятиях, показах сказок |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Ценности Православия в воспитании дошкольника"
Воспитатель: МБДОУ-Центра развития ребёнка детского сада №5 "Золотой ключик"Сформировать у ребёнка позитивное отношения к окружающему миру, другим людям и самому себе, мы смогли совместно с роди...
Доклад "Инклюзивное образование в ДОУ комбинированного вида"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"9168631","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"335","width":"480"}}]]...
Доклад "Методы экологического воспитания и образования детей дошкольного возраста"
Доклад "Методы экологического воспитания и образования детей дошкольного возраста"...
Доклад на тему « Воспитание любви к родному городу как условие воспитания патриотических чувств старших дошкольников».
наше общество потеряло свой главный ориентир – патриотизм, который является стержнем любой государственности. Патриотическое воспитание необходимо любому народу, любому государству, иначе они об...
Доклад: Экологическое образование и воспитание детей дошкольного возраста
Доклад: Экологическое образование и воспитание детей дошкольного возраста...
VIII Епархиальные Рождественские образовательные чтения «Молодёжь: свобода и ответственность» Православие и образование, воспитание
Тема «Православная культура как основа духовно – нравственного воспитания в детском саду»Цель: · Способствовать формированию национал...
Доклад «Духовно-нравственное воспитание в дошкольных образовательных организациях в условиях реализации ФГОС дошкольного образования».
laquo;Духовно-нравственное воспитание в дошкольных образовательных организациях в условиях реализации ФГОС дошкольного образования» из опыта работы...