конструкт "Капуста"
план-конспект занятия (подготовительная группа)
конструкт "Капуста", для детей подготовительной группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konstrukt_shironosova_n.a.docx | 28.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема НОД: «Капуста».
Ф.И.О. педагога: Широносова Наталья Алексеевнв.
Возрастная группа: старшая группа (5-6 лет)
Форма проведения: НОД
Форма организации: фронтальная (10-12 детей).
Средства:
Литературные: закличка для организационного этапа, физкультминутка, игра.
Музыкальные: русская народная музыка
Оборудование: корытце, сечка, кочан капусты, раскраски с овощами, цветные карандаши.
Предварительная работа: рассматривание фотографий и иллюстраций с различными видами капусты и полезных продуктов; разучивание игры «Капуста», пословицы, поговорки о капусте, загадки об овощах; чтение художественных произведений об овощах; рисование и лепка овощей.
Цель: | Задачи |
Познакомить детей с народными обычаями, с культурой и бытом русского народа. | 1. Формировать у детей представление о календарно-обрядовом празднике "Капустник", обычаях связанных с ним, о пользе капусты для человека. Расширять словарный запас детей словами: сечка, корытце, «капустник». Учить развивать сюжет на основе знаний, полученных при восприятии окружающего, из литературных произведений. Формировать умение согласовывать свои действия с действиями партнеров, соблюдать правила в игре. 2.Развивать: внимание, память, речь, мелкую моторику рук. и творческие способности детей. 3.Воспитывать интерес к народным традициям; доброе отношение к окружающим; поддерживать стремление детей к самовыражению, самостоятельности, инициативе. |
Этап | Деятельность педагога | Деятельность детей | Методическое обоснование |
1. Организационный | Дети приходят в гости в музей «Русской избы», встречает их воспитатель в русском костюме. Воспитатель: Здравствуйте, мои дорогие! Вижу, как вы подросли До чего же хороши! Я на вас погляжу, Много чего расскажу! Вы на ус всё намотайте, Да и мне помогайте! Не грусти, улыбнись! Рассказ дарит нам сюрприз! | Дети проходят в избу, встают на полукруг, приветствуют друг друга и хозяйку. | Организация внимания детей, настрой на совместную деятельность. Использован организационный момент; художественное слово. Создание благоприятных психологических условий для сотрудничества на основе совместной игровой деятельности. |
2. Целеполагание (мотивация) | Воспитатель. Сегодня утром, дети захотели пирогов, вкусных, домашних. Вот думаю, с какой начинкой их сделать? Девчонки молчат, улыбаются, только оставили записку с загадкой, а сами в школу убежали Ребята, мы можете мне помочь? Воспитатель: Лоскуток на лоскутке – Зелёные заплатки, Целый день-деньской она Нежится на грядке. сто одёжек и все без застёжек? Что это? (Капуста) Воспитатель: Капуста. Назовите, какая она? Ответы детей: большая, крупная, круглая, белая, хрустящая. Воспитатель: Да, ребята. Она растет кочаном и похожа на голову. Воспитатель: А какие сорта капусты вы знаете? Ответы детей: Кочанная (белокочанная и краснокочанная), цветная, брокколи, пекинская капуста, китайская капуста, брюссельская капуста, савойская капуста, кольраби (Хозяйка показывает картинки видов капусты). Воспитатель: Чем полезна капуста? Ответы детей: В ней много витаминов, калия, натрия, фосфора, содержится клетчатка, сахароза, крахмал. Капуста и капустный сок очень полезны для здоровья. Капуста улучшает аппетит, полезна при простудных заболеваниях, очищает организм. Капустный лист - это пища и лекарь. Привязав его к больному месту, нередко на утро боль уменьшается, и человеку становится легче. | Дети слушают рассказ воспитателя, рассматривают письмо и принимают решение об оказании помощи. Дети отвечают на вопросы. Настраиваются на предстоящую деятельность. Дети внимательно слушают воспитателя, высказывают своё мнение. | Мотивация детей на предстоящую деятельность. Создание условий для создания делового настроя на предстоящую деятельность. Постановка проблемы. Применялись: сюрпризный момент (письмо) рассказ воспитателя, проблемная ситуация, вопросы к детям. Психологический настрой на предстоящую деятельность. Обобщение и закрепление знаний детей о капусте. Развитие внимания, памяти, речи детей. |
3. Основной | Воспитатель: На Руси был обычай заготавливать по осени капусту, солить ее на долгую зиму. Девушки собирались вместе, ходили из дома в дом и рубили капусту. Парни - женихи приходили с гостинцами и высматривали себе невест- "капустниц". Так они помогали друг другу. В этом принимали участие и дети. Такая помощь была нужна, ведь капусты заготавливали много, на всю зиму. После дружной совместной работы, рубки кочанов, красные девицы выходили на улицу и заводили хороводы и пляски до самой зорьки. Пока молодежь веселилась, хозяйки готовили угощение. Главным блюдом на праздничном столе были пироги с капустой. Солили капусту на Руси и с морковью, и с клюквой, и с брусникой. Капуста и красивой и вкусной получалась, приятно на стол подать! Физкультминутка Мы капусту рубим-рубим (постукивать ребрами ладоней по столу) Мы морковку трём-трём, (движение кулачками вперед-назад) Мы капусту солим-солим, (движения по тексту) Мы капусту жмем-жмем. (движения по тексту) Тук-тук, тук-тук, (стук кулачков друг о друга) Раздается в доме стук Мы капусту порубили, (постукивать ребрами ладоней по столу) Перетерли, (движение кулачками вперед-назад) Посолили, (движения по тексту) И набили плотно в кадку, (постукивание кулачков по столу) Все теперь у нас в порядке! (вытягивание рук вперёд, поднимание вверх больших пальцев обеих рук) Воспитатель. А как вы думаете, как раньше резали, рубили капусту? Ответы детей: резали, шинковали ножом. Воспитатель: капусту рубили в корытце сечкой (показать, как это делали). Спросите своих бабушек, помнят ли они об этом. Знаете ли вы, что про капусту сложили пословицы? * Капуста не пуста, сама летит в уста! *Ни один рот без капусты не живет! *Капуста любит воду да хорошую погоду. *Для чего огород городить, коль капусту не садить? *Сентябрь пахнет яблоками, а октябрь - капустой. * Без капусты щи не густы. *Щи капустою богаты, а солью вкусны. Воспитатель. Сейчас я вам предлагаю поиграть в игру ИГРА «КАПУСТА" Дети водят хоровод и поют; в центре круга – хозяин, он охраняет капусту (мячи). За кругом зайцы. По окончании песни дети опускают руки, а зайцы пытаются забрать капусту. Хозяин может их ловить только на территории круга. Я на камушке сижу, мелки колышки тешу Мелки колышки тешу, огород свой горожу Чтоб капусту не украли, в огород не прибегали заинька усатый, медведь толстопятый! Неожиданно из-за печки раздаётся грохот - это дед свалился с печи. Он встаёт, берёт прут и замахивается на детей. ДЕД: Вы чего тут расшумелись, a? Только я пригрелся, уснул, а вы тут со своими песнями, плясками да играми меня разбудили, мешаете мне отдыхать. Вот я вас, озорников! Ну-ка сейчас же прекратите шум и гам, разбегайтесь по углам! Дети начинают дразнить деда, прыгая вокруг него и приговаривая: Дед хотел уху сварить И пошёл ершей кормить, А за дедом - кот Лаврентий, За котом - петух Терентий. Тащат удочки вдоль улочки, Деду бедному невмочь, Надо старому помочь. Воспитатель наблюдает за игровой деятельностью детей, оказывая при необходимости педагогическую помощь. Воспитатель: Сейчас вам предлагаю побыть в роли «хозяйки» раскрасить на картинке только все овощи. | Дети внимательно слушают воспитателя, друг друга, подсказывают Выполняют физкультминутку. Дети отвечают на вопросы, предлагают свои варианты ответа. В соответствии со словарным сопровождением выполняют игровые действия Дети раскрашивают карандашами картинку, выбирая нужное, не выходя за контур. | Обобщение и закрепление представлений детей о традиции русского народа, расширение словарного запаса словами: корытце, сечка. Развитие внимания, памяти, речи, творческих способностей детей. Воспитание интереса к истокам народной культуры, поддержка стремления детей к самовыражению, самостоятельности, инициативе. Снятие психологического и физического напряжения. Использована физкультминутка. Поддержка стремления детей к самовыражению. Снятие психологического и физического напряжения. Использована музыкальная игра. Развитие умения правильно держать карандаш, выбирать цвет. |
4. Заключительный (рефлексивный) | Воспитатель. Скажите, ребята, в какую игру мы с вами сегодня играли? Что было самым интересным в игре? Почему? А что не понравилось? Почему? Чему сегодня вы научились? Что нового вы для себя узнали? Дома, поделитесь с родителями, что сегодня узнали. Спасибо всем! Я вас угощаю пирогами с капустой! | Дети выражают собственные мысли, предложения, чувства, обосновывают и аргументируют их. | Рефлексия проведенного мероприятия. Развитие внимания, памяти, мышления, речи детей. Поддержка стремления детей к самовыражению, самостоятельности, инициативе. Использованы вопросы к детям. |