«Детям о Великой Отечественной Войне»
проект (подготовительная группа)

Болдуёва Ольга Сергеевна

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №154».

 

 

 

 

 

 

Проект

Тема: «Детям о Великой Отечественной Войне»

 

 

 

 

 

 

                                                                      Составители: Тупицина О.С.

                                                                                                Богданова Н.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новосибирск 2022-2023г

Введение

Прошло более семи десятков лет, как закончилась та страшная война, унесшая миллионы жизней ни в чем неповинных людей. Уходят из жизни защитники Родины, с каждым годом их остается всё меньше…

А жестокая кровопролитная война стала историей. Но о войне забывать нельзя, о ней надо помнить всем поколениям, нельзя забывать подвиг своих дедов. О войне надо рассказывать детям, начиная с дошкольного возраста. И если люди будут знать, что такое «война», то будут милосердны, рассудительны и мудры, тогда и войн будет меньше.

«Родина», «Отечество» в корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу.

Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс длительный и сложный, а также является актуальной проблемой в условиях современной России.

Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.

Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее.

9 мая! Великий праздник для нашего народа. День радости и вместе с тем печали. В этот день мы поздравляем ветеранов и чтим погибших. Многие десятилетия эта традиция предается из поколения к поколению.

И вот сейчас поздравляют ветеранов уже их правнуки и праправнуки.

Создавая проект о Великой Отечественной Войне, мы старались, чтобы дети и их родители глубоко прочувствовали все тяготы войны, чтобы поняли всю трагедию нашего народа, чтобы восхищались подвигами советских солдат, чтобы интересовались историей своей страны и испытывали гордость за свой народ!

 

Актуальность проекта:

Тема Великой Отечественной войны чрезвычайно актуальна в современном обществе. День Победы занимает особое место в жизни каждого россиянина. Гордость переполняет наши души, когда мы проходим в Бессмертном полку. И очень важно помочь понять нашим детям, что и они имеют, пусть опосредованное отношение тем далеким военным событиям.

Наши деды и прадеды отстояли мир, мы должны сохранить его! Только народ, который знает и помнит свою историю, традиции, героев достоин свободы и независимости. Изучая историю войны, мы должны объединиться в борьбе за мир, а новое поколение, воспитанное на примерах мужества и героизма дедов и прадедов, не должно допустить мировую военную катастрофу!

Тема Великой Отечественной войны способствует объединению, сплочению нашего народа. День Победы близок и понятен детям дошкольного возраста, потому что реализует достаточно простую, ясную идею, известную им по сказкам, – идею противостояния добра и зла и финальной победы добра. 

 

 

 

 

Паспорт проекта.

Проблема

В ходе бесед с детьми выяснилось, что в семьях не уделяется должного внимания патриотическому воспитанию, о войне почти не рассказывают. Нет и соответствующей литературы. Некоторые родители полагают, что этим должна заниматься школа. У детей нет представлений о картине войны, о боевых действиях, о героях-победителях. Поэтому мы решили провести работу, чтобы смутный образ героя стал близким, понятным, легко узнаваемым, чтобы на него хотелось равняться.

 

Полное наименование проекта

«Детям о Великой Отечественной Войне»

 

Тип проекта

Познавательно-творческий

 

 

Цель проекта

Формировать нравственно – патриотические чувства детей,  создание условий для ознакомления детей с героическим подвигом советского народа в Великую Отечественную Войну; формирование знаний о Великой Отечественной войне, чувства патриотизма, гордости за Великую Победу, уважения к ветеранам.

Задачи проекта:  

Задачи проекта для воспитанников:

Обучающие:

  • Сообщить элементарные сведения о Великой Отечественной Войне.
  • Познакомить с произведениями художественной литературы и музыки о войне.
  • Обогащать и развивать словарный запас детей.

Развивающие:

  • Развивать умение отражать свои впечатления в разнообразной деятельности (игра, коллекционирование, изодеятельность, моделирование).
  • Способствовать формированию у детей интереса к истории своей семьи, своего народа.

Воспитательные:

  • Формировать чувство гордости за Родину, за наш народ.
  • Воспитывать трепетное отношение к празднику Победы, уважение к заслугам и подвигам воинов Великой Отечественной войны.
  • Воспитывать гордость и уважение к ветеранам ВОВ.

Задачи проекта для педагогов:

- разработать учебно-методический комплект проекта;

- организовать взаимодействие с родителями по формированию знаний о Великой Отечественной войне;

- создать предметно-пространственную среду в группе по теме "Великая Отечественная война";

- организовать образовательный процесс.

Задачи проекта для родителей:

- вовлекать родителей в познавательный диалог с детьми посредством совместного поиска информации;

- способствовать сохранению связи поколений.

 

Образовательные области

Познавательное развитие

Речевое развитие

Социально коммуникативное развитие

Физическое развитие

Художественно эстетическое развитие

 

 

Период

Долгосрочный (учебный год).

 

Ожидаемые конечные результаты, важнейшие целевые показатели:

 

для детей:

  • получение новых знаний о героическом прошлом своего народа;
  • формирование самостоятельности, познавательной активности, знание хронологии событий, героев войны;
  • формирование уважительного отношения к участникам войны, труженикам тыла; бережное отношение к семейным фотографиям и реликвиям (медали, грамоты и др.).
  • Понимание важности праздника – Дня Победы в жизни российского человека.

 

для родителей:

- активное участие в проектной деятельности;

- осознанное отношение к событиям Великой Отечественной войны, героическому прошлому своего народа;

- воспитательное воздействие на детей с помощью активного и продуктивного взаимодействия всех участников проекта.

для педагогов:

- создание развивающей предметно-пространственной среды;

- пополнение библиотеки группы художественной литературой военной тематики;

- сплочение детей и родителей, понимание ими важности воспитания патриотических чувств у детей

 

 

Участники проекта

 

воспитатели, воспитанники и родители подготовительной группы, музыкальный руководитель, педагог по физическому воспитанию, педагог по изобразительной деятельности.

Организация и продуманность системы оценивания (поэтапная и конечная)

 

1 этап. Подготовительный

  • Информировать родителей о проекте.
  • Опрос детей по заявленной проблеме, выявление знаний.
  • Изучение методической и специальной литературы по теме проекта.
  • Подбор наглядного и демонстрационного материала, стихов, загадок, пословиц по теме проекта, презентации по теме.
  • Подобрать игры, песни, стихи, пальчиковую гимнастику.
  • Домашнее задание участие в создании альбома «Бессмертный полк».
  • Создание проблемной ситуации для детей, на решение которой будет направлен проект, используя модель трех вопросов:

Что ты знаешь о Дне Победы? Что ты знаешь об истории Великой Отечественной войны?

Что нам нужно сделать, чтобы это узнать?

Где мы можем это узнать? Как нам рассказать всем о том, что мы узнаем?

 

2 этап. План реализации проекта

План работы:

Сентябрь.

Гимн, флаг, герб  России.

Народные традиции.

С чего начинается дружба.

Великая Отечественная Война.

Октябрь

Полководцы и герои.

Большая и малая Родина.

Что такое бескорыстная помощь.

Ноябрь

Важнейшие события  в истории России.

Женщины на защите Отечества.

Декабрь

Битва под Москвой

Рассказы о детях –героях ВОВ .

 

 

Январь

Блокада Ленинграда

Дели хлеб пополам , хоть и голоден сам.

Ими гордится Россия-1.

Февраль

Сталинградская битва

Кто кого обидел?

Профессия – Родину защищать.

Март

Дети и война

С чего начинается дружба.

Апрель

Четвероногие помощники на фронте

Освобождение Европы. Взятие Рейхстага.

Май

9 мая.

Возложение цветов к монументу.

Оформление выставки «Бессмертный полк»

Презентация «Мы помним, мы гордимся!»

3 этап

Организация  презентации  проекта.

Подведение  итогов :

1.выступление  на  педсовете

 2.родительском  собрании

4 этап

Рефлексия

Презентация проекта

 

Презентация проекта в конце года.

 

Работа с детьми

Создание предметно-развивающей среды:

  • альбомы в картинках «Города-герои», «Награды ВОВ», «Оружие и техника ВОВ», «Брянцы - дважды Герои Советского союза», «Хроника военных лет»
  • Мини-выставка репродукций картин, фотографии военных лет (документальные хроники помогают детям представить себе героизм и мужество наших солдат во время сражений, понять опасность фронтовой жизни, почувствовать момент радости и ликования, когда над рейхстагом взвился флаг Победы).
  • организация в группе уголка книг «Детям о войне». (Ребята просят прочитать их снова и снова, стараясь представить себе те далёкие события. Серьезные детские лица, внимательные взгляды… Затаив дыхание, дети слушают рассказ воспитателя о подвигах юных героев, павших в годы войны: Лени Голикова, Зины Портновой, Володи Дубинина, Толи Шумова и многих других.)

 

  • создание фотоальбома «Дети - герои Великой Отечественной войны», «Хронология Великой Отечественной войны», «Животные войны».
  • создание макета «Великая отечественная война»
  • создание альбома «Книга памяти».

 

Игровая деятельность:

Разрезные картинки: «Военная техника», «Вещи войны», «Оружие победы».

Дидактические игры: «Памятные места нашего края», «Собери вещмешок» (закрепление названий: котелок, фляжка, зажигалка, планшет), «Подбери картинку», «Воину-солдату своё оружие», «Чья форма», «Что изменилось», «Военный транспорт», «Ордена и медали», «Собери машину», «Кто служит в армии»

Познавательная игра "Переправа"

Подвижные игры: «Разведка», «Встречные перебежки», «Попади в цель» , «Меткий стрелок», «Летчики на аэродроме», «Самолеты», «Мы — разведчики», «Военная фуражка», «Мишень», «Кто дальше».

Игра-эстафета «Снайперы»,«Донесение» (кто быстрее доставит секретное донесение).

Игра – аттракцион «Саперы».

Сюжетно-ролевые игры: «Моряки», «Летчики», «Медсестры»,  «Мы – военные разведчики» , «Пограничники»

 

Речевое развитие:

 Составление рассказов из личного опыта: «Как в моей семье отмечается праздник День Победы»

Составление индивидуальных рассказов детей совместно с родителями об истории своей семьи в годы ВОВ.

Заучивание пословиц и поговорок о чести, долге, солдатской службе, дружбе и товариществе.

Рассматривание репродукции картин А.Дейнеки «Сожженная деревня», «Окраина Москвы. Ноябрь 1941г.», А. В. Кочевин «До Берлина», А.В. Кочевин «Бой».

 

Ознакомление с художественной литературой

С.Алексеев   «Первая колонна», «Первый ночной таран»; «Наташка», «Три автомата»;

Е.Благинина   «Шинель»;

Л.   Кассиль «Памятник советскому солдату», «Твои защитники»

М.   Пляцковский «Май сорок пятого года»;

А.Митяев   «Мешок овсянки», «Письмо с фронта»,

А.Твардовский   «Рассказ танкиста», «Сыну погибшего воина» Л. Кассиль «;

С. Баруздин «Рассказы о войне»;

С. Михалков «День Победы»;

Т. Белозеров «Майский праздник - День Победы», 

В.Катаева "В разведке";

А. Барто «Родная улица», «Идет ученик»;

К. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете...»;

А. Филатов «Солдатский сын, что вырос без отца...»

В. Воскобойников «Рассказы о юных героях»;

С. Алексеев «Рассказы о Великой Отечественной войне»

 

Познавательное развитие

Серия бесед:  «Есть такая профессия-Родину защищать», «Что я знаю о войне?», «Труженики тыла», «Что   такое героизм», «Подвиг на войне», «Дети в годы   войны», «Мы   помним героев», «История георгиевской ленточки», «Г. К. Жуков - великом полководец», «Великие битвы», «Женщины на защите отечества», «Города-герои», «Животные – герои войны».

Рассматривание открыток «Города герои»

Просмотр документального фильма «Парад Победы 24 июня 1945» (отрывок)

Просмотр мультфильма «Раз, два. Горе – не беда», «Солдатская сказка»

Прослушивание выступление Ю. Левитана о нападении фашистской Германии.

Просмотр фронтовых фотографий и писем, документальных хроник и художественных фильмов о Великой отечественной войне

Музыкально-литературный салон «Песни, с которыми мы победили»: «Священная война» сл. В. Лебедева - Кумача, «День Победы» Д. Тухманова, В. Алкина «Прощание славянки», «Три танкиста», «Синенький скромный платочек», К.Симонов «Жди меня», «Вечный огонь» муз. Филимонова, «Наследники Победы» муз. Зарицкой, сл. Шумилина, «Журавли» муз. Я. Френкеля, «Катюша» Муз. М. Блантер, сл. М. Исаковский, «Реквием» Р. Рождественский.

 

Детское творчество

Раскрашивание раскрасок по темам «Военная техника», «Наша армия», «День Победы»

Рисование  «Танк», «Самолеты летят»,  «Солдат на посту», «Я рисую мир», «Вечный огонь», «Цветы для ветеранов»,  «Салют в День Победы»

Лепка «Военная техника», «Вечный огонь»

Аппликации «Открытка для ветеранов»

Конструктивная деятельность:  «Башня для солдат», «Военная машина», «Самолеты»

Изготовление оригами «Кораблик», «Самолет», «Голубь мира»

 Изготовление поздравительных открыток:

«Спасибо за Мир!» ветеранам ВОВ, детям войны, труженикам тыла.

 

3. Работа с родителями

Подбор иллюстраций, открыток, фото, вырезок из газет о военных.

Изготовление макетов «Военная техника».

Консультации: «Как рассказать ребёнку о войне?», «День Победы! Что и как рассказать ребенку», «9 мая – День Победы», «Эхо прошедшей войны», «Дошкольнику о Великой отечественной войне».

Оформление выставочного стенда «Бессмертный полк»

Просматривание семейных альбомов «Помнить, чтоб жизнь продолжалась»

 

 

 

 

 

 

Подбор методической, познавательной и художественной литературы:

Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». Под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.

Л.Е. Белоусова  «Навстречу Дню Победы»

А.П. Казаков  «Детям о Великой Победе».

О.В. Клейменова  «Великая Отечественная война в изобразительном искусстве». ж-л «Дошкольное воспитание»

Е.Ю. Александрова, Е.П. Гордеева «Система патриотического воспитания в ДОУ».

Ю.Е.Антонова  «Великой Победе посвящается». Праздники в детском саду.

А. Я. Ветохина «Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов».

А. П. Казакова, Т. А. Шорыгина «Детям о Великой Победе».

Л.А. Кондрыкинская  Дошкольникам о защитниках Отечества: методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ.

Т. А. Шорыгина «День победы».

Интернет ресурсы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Государственные праздники и памятные даты России, имеющие отношение к проекту:

 

  • 2 сентября
  • День окончания Второй мировой войны (памятная дата)
  • Второе воскресенье сентября
  • День танкиста
  • 19 сентября
  • День оружейника
  • 1 октября
  • День Сухопутных войск
  • 4 октября
  • День космических войск (памятный день)
  • 20 октября
  • День военного связиста
  • 24 октября
  • День подразделений специального назначения (памятный день)
  • 4 ноября
  • День народного единства (праздничный день, день воинской славы России)
  • 5 ноября
  • День военного разведчика
  • 13 ноября
  • День войск радиационной, химической и биологической защиты (памятный день)
  • 19 ноября
  • День ракетных войск и артиллерии (Россия) (памятный день)
  • 27 ноября
  • День морской пехоты
  • Последнее воскресенье ноября
  • День матери (праздничный день)
  • 3 декабря
  • День Неизвестного солдата (памятная дата)
  • 5 декабря
  • День начала контрнаступления советских войск против немецко-фашистских войск в битве под Москвой (1941 год) (день воинской славы России)
  • 9 декабря
  • День инженерных войск (памятный день)
  • 21 января
  •  
  • 27 января
  • День снятия блокады города Ленинграда (день воинской славы России)
  • 2 февраля
  • День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве (1943 год) (день воинской славы России)
  • 15 февраля
  • День памяти воинов-интернационалистов (памятная дата)
  • 23 февраля
  • День защитника Отечества
  • 19 марта
  • День моряка-подводника
  • Второе воскресенье апреля
  • День войск противовоздушной обороны  (памятный день)
  • 30 апреля
  • День пожарной охраны
  • 9 мая
  • День Победы
  • 28 мая
  • День пограничника

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Папка-передвижка для детей дошкольного возраста "Дети-герои Великой Отечественной войны"

Папка-передвижка для детей дошкольного возраста "Дети-герои Великой Отечественной войны"...

Тематическое занятие для детей подготовительной к школе группы "Детям о Великой Отечественной Войне".

В год 70 годовщины Победы в ВОВ в нашем детском саду прошло много мероприятий. Это музыкальные праздники, спортивные праздники, просмотр фотовыставки "И помнит мир спасенный". Наши ребята принимали уч...

Проект, посвященный 71-ой годовщине победы и 75-летию начала Великой Отечественной войны: «Дети - герои Великой Отечественной войны»

Проект помогает детям узнать о подвигах их сверстников, ещё совсем юных девчонках и мальчишках, совершивших подвиг во время ВОВ. Показывает детям смелость, героизм, беззаветную любовь к Родине юных ге...

Конспект интегрированной НОД для детей подготовительной группы (6-7 лет) на тему: «Дети-герои Великой Отечественной Войны»

Конспект  интегрированной НОДдля детей подготовительной группы (6-7 лет)на тему: «Дети-героиВеликой Отечественной Войны»...

Памятка для родителей детей младшего дошкольного возраста по теме: «Как рассказать детям о Великой Отечественной войне»

Как рассказать детям о Великой Отечественной войне? Ведь тема это непростая, и даже очень болезненная. А рассказать нужно: ведь для тех, кто не помнит прошлого, нет и будущего.Беседуйте с  детьми...

Конспект занятия для детей подготовительной к школе группе тема :"Детям- о Великой Отечественной войне".

Занятие для детей старшего дошкольного возраста на тему о Великой отечественной войне 1941-1945 года....