Всех полезней солнце, воздух и вода
консультация
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 86»
Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан
Всех полезней солнце, воздух и вода.
(Консультация для родителей.)
составила: инструктор по физической
культуре (бассейн) Хасанова Г.Д.
Республика Татарстан
город Нижнекамск
МАДОУ №86
Закаливание – это система мероприятий, направленных на повышение устойчивости механизмов защиты и приспособления организма ребенка ко многим факторам внешней среды, с тем чтобы суточные и сезонные, периодические и внезапные изменения температуры, атмосферного давления, магнитных и электрических полей земли и т.д. не вызывали у детей резких отклонений в протекании физиологических процессов, вследствие которых возможны заболевания.
Принципы закаливания:
1. Принцип постепенности увеличения закаливающих воздействий, известный еще со времен Гиппократа. При закаливании организма недопустимо форсированное снижение температуры или увеличение продолжительности процедуры. Это особенно важно учитывать в работе с детьми раннего возраста. У них реакция на воздействие закаливающей процедуры может проявиться не сразу, а только через 2-3 дня.
2. Систематичность закаливания – это регулярное повторение закаливающих воздействий (начиная с раннего детства и на протяжении всей жизни). Следует помнить, что закалить ребенка, как говорится, наперед, навсегда, невозможно, какие бы усилия к этому ни прилагались. Даже у взрослого прекращение закаливающих процедур снижает устойчивость организма к холоду через 2-3 недели, а у ребенка это происходит в еще более короткие сроки – через 5-7 дней.
Закаливание подготавливает организм ребенка к переходу от одного сезона к другому, тренирует его защитные и приспособительные механизмы, чтобы они могли оптимально противостоять колебаниям интенсивности действия факторов внешней среды. Все мероприятия по закаливанию детей будут эффективными только тогда, когда потребность в закаливающей процедуре станет такой же, как в еде, сне и т. д.
3. Учет индивидуальных и возрастных особенностей организма ребенка: состояния его здоровья, физического и психического развития, типологических особенностей нервной системы, чувствительности к действиям закаливающих агентов. В соответствии с этими особенностями назначается закаливающая нагрузка.
Дети по состоянию здоровья могут быть отнесены к одной из трех групп закаливания:
I группа — здоровые, ранее закаливаемые;
II группа — ранее не закаливаемые или находящиеся в периоде выздоровления от острых заболеваний, а также дети «группы риска»;
III группа — имеющие отклонения в состоянии здоровья.
Дети III группы принимают процедуры без снижения температуры, а II группы — начальная и конечная температура закаливающего фактора выше на 1—2°, снижение температуры идет медленнее (например, не через 2 дня на 3-й, а через 7—8 дней).
Вопрос о назначении ребенку группы закаливания, а также о ее замене решается врачом. Замена группы возможна только спустя 2 месяца после очередного заболевания.
4. Наличие обязательной эмоционально-положительной реакции малыша на любую закаливающую процедуру.
5. Многофакторность закаливания — использование разных физических агентов: холода, тепла, механического воздействия движения воздуха, воды и др. (нельзя закалить ребенка, скажем, только водными процедурами, так же как нельзя заменить прогулку никакими другими средствами в целях закаливания).
6. Полиградационность закаливания — применение раздражителей разных по силе и времени воздействия (слабые, сильные, быстрые медленные, средние). Это обусловлено тем, чтобы организм не привыкал только к одному стереотипу закаленности (если действовать, например, только контрастным методом). При условии полиградационности в закаливании вырабатывается готовность организма без отклонений воспринимать различные естественные термические воздействия, встречающиеся в жизни.
7. Сочетаемость общих и местных охлаждений. Так как, скажем при обливании стоп (что стало традиционным в последнее время), тело остается не закаленным, и, наоборот, водные процедуры (обливание до пояса) не обеспечивают устойчивость стоп к холоду. Оптимальная устойчивость организма ребенка достигается при чередовании общих закаливающих процедур с местными, направленными на наиболее чувствительные к действию холода области (стопы, носоглотка, поясница).
8. Выполнение закаливающих процедур для повышения устойчивости организма к термическим воздействиям в разном состоянии его терморегуляции, как в покое, так и при различной двигательной активности ребенка.
9. Состояние организма — учет предшествующей деятельности. Интенсивные, непривычные мышечные нагрузки могут затормозить течение термовосстановительного процесса после охлаждения даже у закаленных детей. Для закаливания детей раннего возраста основными факторами являются солнце, воздух и вода.
Закаливание солнцем.
Солнечные лучи являются наиболее сильным природным фактором закаливания. Значительная сила воздействия обусловливает некоторые ограничения их применения в условиях общественного воспитания, особенно детей первых трех лет жизни.
Детям второго и третьего года жизни рекомендуется кратковременное пребывание на освещенном солнцем участке, в отличие от специальных солнечных ванн, которые проводятся в более старших возрастных группах. Для этого используются площадки сплошной тени, светотени («кружевная» тень от деревьев) и освещенные прямыми лучами солнца. В первые дни дети могут находиться под прямыми лучами солнца не более 5-6 минут, а после появления хорошего загара – 8-10 минут по 2-3 раза в день. Голову от перегревания предохраняет белая шапочка (панамка).
Перед началом закаливания воспитатель знакомится с характеристикой состояния здоровья малышей группы и врачебными рекомендациями по закаливанию (вопрос о начале и характере процедур должен решать медицинский работник).
Противопоказаниями (временными) к проведению закаливающих процедур являются все виды лихорадящих состояний, обширные поражения кожных покровов, выраженные травмы, пищевые токсико-инфекции и другие заболевания со значительными нарушениями деятельности нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной и выделительной систем. Как только острое состояние патологического процесса миновало, можно приступать к закаливанию сначала с использованием местных, а затем и общих процедур.
Для осуществления контроля за результатами закаливания в группах раннего возраста важно четкое заполнение формы 127, дневника группы; при передаче дежурств в дневнике помещаются сведения о характере закаливающих процедур, полученных детьми в течение дня. Если же проводятся специальные водные процедуры, то они записываются в тетради или на отдельном листе и отмечаются знаком плюс (+) или минус (—) (чтобы при подведении итогов врач мог знать, сколько и каких процедур получил ребенок). Все это необходимо для врачебного контроля за здоровьем детей за истекшее время. Подводя итоги оздоровительных мероприятий, можно судить об их эффективности и влиянии закаливания на здоровье малышей.
Для текущего контроля за проведением закаливающих процедур и влиянием их на здоровье ребенка воспитатель должен знать внешние признаки переохлаждения и перегревания организма.
Различают три фазы действия холодцового фактора на организм:
1. Спазм (сужение) кожных сосудов, отлив крови к внутренним органам, кожа становится бледной и холодной.
2. Расширение сосудов, прилив крови из внутренних органов к периферии, наступает ощущение тепла.
3. Застой крови в результате спастического состояния капилляров, появление бледности с цианотическим оттенком, мышечная дрожь, съеживание (поза сохранения тепла). Если физиологическая реакция проявляется при первой и второй фазах, внешние признаки которых свидетельствуют об эффективности закаливающей процедуры, то третья фаза – патологическая, говорящая о том, что организм переохладился. Ее при закаливании допускать нельзя.
Так же как переохлаждение, недопустимо и перегревание. Если наблюдаются покраснение лица и потоотделение, ребенка нужно увести в тень, напоить его чаем или морсом, дать немного отдохнуть, переключив на спокойную игру.
Закаливание воздухом.
Закаливание детей в дошкольном учреждении осуществляется, прежде всего, созданием гигиенических условий их жизни, обеспечением чистоты и постоянной смены воздуха (проветривание, одностороннее или сквозное), а также температурным режимом: в помещении для детей младших групп температура должна быть 22—20°С.
Малышей постепенно приучают находиться в помещении при одностороннем проветривании. Сквозное проветривание проводят в отсутствии детей, допуская снижение температуры в групповой комнате до 16°, и прекращают его за 20-30 минут до их возвращения.
При любом виде закаливания воздухом очень важно правильно одевать ребенка — соответственно сезону и погоде, чтобы обеспечить ему свободу движений и необходимый тепловой комфорт.
Закаливающие мероприятия не исчерпываются указанными в перечне. Учитывая, что закаливание детей II и III групп осуществляется практически без снижения температуры, в режиме дня следует использовать все возможности (например, при переодевании детей, на занятиях физкультурой, утренней гимнастикой, музыкальных занятиях и др.)
Обязательным закаливающим мероприятием для детей раннего возраста является прогулка. Гулять с ребенком необходимо в любую погоду. Отменить ее можно лишь при сильном, пронизывающем ветре и проливном дожде. Если есть место, где ребенок будет защищен от таких воздействий (например, закрытая веранда), прогулку можно планировать даже и в плохую погоду. При этом следует помнить: для закаливания важно правильно одеть малыша. Воспитатель, проявляя об этом заботу, беседует с родителями, дает им рекомендации, как одевать малышей в соответствии с погодными условиями и занятиями в помещении. На музыкальных занятиях и в подвижной игре детям можно облегчать одежду (только на время занятия), например, закатать рукава, снять теплую кофточку, надеть носки и т. д.
Для получения охлаждающего эффекта специалисты рекомендуют проводить занятия физкультурой в помещении при температуре 18-20°, а на улице, на открытом воздухе – в местах, замещенных от ветра; в тени – при температуре выше 18° (в пределах 19-22°).
Сон на воздухе относится к местным процедурам, повышающим устойчивость к холоду лица и верхних дыхательных путей. Особенно полезен в прохладное время (не ниже -10°) детям со склонностью к заболеваниям органов дыхания. Спальные принадлежности выносятся на веранду перед сном.
Закаливание водой.
Из всех широко рекомендуемых водных процедур наименее трудоемкими, хорошо контролируемыми и надежными являются контрастные водные процедуры. Благодаря переходам от нагревания к охлаждению осуществляется своеобразная гимнастика периферических кровеносных сосудов. Цикл «нагревание-охлаждение» должен повторяться 3-5 раз и более, в зависимости от наличия времени.
Эта схема примерная, важно, чтобы при проведении процедур соблюдался принцип: не меняя температуры контраста, увеличивать или уменьшать количество перемен; зимой – холодная – теплая – холодная; летом – теплая – холодная - теплая. После болезни ребенку обливают ноги только теплой водой, поэтому рефлекс, выработанный ранее, не угасает.
Закаливанию стоп способствует их обмывание – как самостоятельная процедура и в комплексе с хождением босиком по полу, холодному и горячему песку и т. д.
Хождение босиком начинают при температуре пола не менее 18°: ребенок сначала ходит в носках 3-5 дней, затем без них по 3-4 минуты, далее увеличивают на 1 минуту в день – до 15-20 минут.
После этого проводят обливание стоп в гигиенических и закаливающих целях. Температура воды при этом 37-36°, в процессе проведения закаливающих мероприятий ее постепенно снижают, доводя до 20°.
Полоскание горла прохладной водой – один из методов закаливания. Оно направлено на профилактику ангины. Ребенок после предварительной санации носоглотки начинает полоскать горло водой 36-37С с последующим снижением температуры через каждые 3-4 дня на 1-2С, доводя ее до 8-10С. Детей раннего возраста, еще не умеющих полоскать горло, приучают по схеме полоскания пить прохладную воду.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья
Лето - наиболее благоприятное время для использования всех естественных факторов: воды, солнца, воздуха, поэтому необходимо давать детям возможность, как можно дольше находиться на улице....
Проект «Оздоровление детей в летний отпуск - «Солнце, воздух и вода – наши лучше друзья!»
Приближается лето – замечательное время года! Детям можно большую часть дня играть на воздухе, закаляться, в полной мере используя неисчерпаемые возможности природных факторов: свеже...
Спортивный праздник "Всех полезней солнце, воздух и вода"
Спортивный праздник направлен на формирование представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни....
Праздник здоровья "Всех полезней солнце, воздух и вода"
Праздник здоровья для родителей...
Спортивный праздник для детей "Всех полезней солнце, воздух и вода", (средняя группа)
Дата проведения: Июнь 2019 г.Цель: сформировать представление детей о том, что только закаливание и спорт делают человека сильным, здоровым, бодрым....
Спортивный праздник для всех возрастных групп на тему: "Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья! "
Сценарий летнего спортивного досуга может быть использован для всех возрастных групп детского сада. В ходе мероприятия дети расширяют свои знания о свойствах воды, воздуха и солнца, совершенствуют дви...