Статья на тему : " Использование в работе воспитателя ИКТ технологий".
статья
Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) Авторы: М.В.Моисеева, Е.С.Полат, М.В.Бухаркина
Статья на тему : " Использование в работе воспитателя ИКТ технологий".
Скачать:
Предварительный просмотр:
Статья - использование икт в работе воспитателя семейного центра.
Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) Авторы: М.В.Моисеева, Е.С.Полат, М.В.Бухаркина
Развитие современного общества неразрывно связано с научно-техническим прогрессом. Особенность информатизации в том, что доминирующим видом деятельности является сбор, накопление, обработка, хранение, передача и использование информации. Все эти операции осуществляются на базе разнообразных средств информационного обмена. Использование информационных технологий в сфере образования – это процесс обеспечения образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого – педагогических целей обучения, воспитания.
В условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и усложнения технологий появляется необходимость поиска новых решений, методов и форм работы с детьми, чтобы как можно доступнее, интереснее, содержательнее передавать знания и опыт от поколения к поколению. ИКТ позволяет решить этот вопрос и приобретает фундаментальное значение в системе воспитания и образования, не заменяя традиционные методы работы, а дополняя их. Поэтому, я применяю новые технологии в своей работе.
Использование ИКТ в семейном центре позволяет изменить учебно – воспитательный процесс, повысить его эффективность, создать у детей мотивацию к самостоятельной познавательной деятельности, направленную на совершенствование знаний в различных предметных областях и ликвидацию пробелов в них, помочь ребенку войти в мир новых технологий, сформировать у него основы информационной культуры личности.
Рассмотрим более подробно данную технологию.
Информационно – коммуникативные технологии (ИКТ) – это технологии доступа к различным информационным источникам (использование компьютера, интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации.
Коммуникация – путь сообщения, форма связи, акт общения, сообщение информации одним лицом другому или ряду лиц.
Технология – совокупность методов и инструментов для достижения желаемого результата, метод преобразования данного в необходимое.
Цели использования информационных - коммуникативных технологий в непосредственной деятельности педагога:
- сделать образование современным (с точки зрения использования технических средств);
- приблизить образовательную деятельность к мировосприятию современного ребенка, так как он больше смотрит и слушает, чем читает и говорит; предпочитает использовать информацию, добытую с помощью технических средств;
- установить отношения взаимопонимания, взаимопомощи между педагогом и воспитанником;
- помочь педагогу в возможности эмоционально и образно подать материал;
- экономить время, как педагога, так и ребенка, увеличить плотность образовательной деятельности, обогатить ее новым содержанием.
Использование ИКТ позволяет воспроизводить информацию одновременно в виде :
- текста;
- графического изображения;
- звука;
- речи;
- видео.
Задачи использования ИКТ:
- Разработать и апробировать технологию мультимедийного сопровождения воспитательно-образовательного процесса;
- Создать тематическую копилку мультимедийных презентаций;
- Увеличить объем использования информационно-компьютерных технологий с субъектами образовательного пространства: администрация, педагоги, воспитанники.
В своей работе я использую следующие средства информационно-коммуникативных технологий:
- компьютер, принтер, мультимедийный проектор, мобильный телефон.
- телевизор, фото и видеокамеры, электронные доски (интерактивные).
Так же можно выделить следующие виды интерактивных материалов:
- Фотографии;
- Видеоролики;
- Видеофрагменты (фильмов, сказок, мультфильмов);
- Презентации (электронные книги, электронные выставки);
- Детские развивающие компьютерные игры;
- Возможно создание коллекций цифровых фотографий и мультфильмов.
Области применения ИКТ педагогами детских образовательных учреждений.
1) Ведение документации:
Специалист или воспитатель составляет и оформляет календарные и тематические планы, методические разработки, конспекты занятий, познавательно-развлекательных и досуговых мероприятий, готовит материал для оформления уголка, проводит диагностику и оформляет результаты, как в печатном, так и в электронном виде. Ведет с помощью компьютера индивидуальные дневники ребят, в которых записываются различные данные о детях, результаты тестов, выстраиваются графики и в целом отслеживается динамика развития ребенка.
Подготовка педагога к аттестации с использованием ИКТ (оформление документации, так и подготовка электронного портфолио).
2) Методическая работа, повышение квалификации педагога:
В информационном обществе сетевые электронные ресурсы – это наиболее
удобный, быстрый и современный способ распространения новых методических идей и дидактических пособий, доступный методистам и педагогам независимо от места их проживания. Информационно-методическая поддержка в виде электронных ресурсов может быть использована во время подготовки педагога к занятиям, для изучения
новых методик, при подборе наглядных пособий к занятию. Сеть Интернет предоставляет возможность повысить своё педагогическое мастерство через участие во всероссийских и международных конкурсах, веб – семинарах, обучающих вебинарах, интернет – конференциях. Инновационная деятельность по использованию информационных технологий положительно влияет на уровень ИКТ – компетентности, что позволяет педагогу создавать собственные мини-сайты в социальных сетях работников образования. Сетевые сообщества педагогов предоставляют возможность не только находить и использовать необходимые методические разработки, но и размещать свои материалы, фотоотчёты о проведении мероприятий, делиться своим личным педагогическим опытом по их подготовке и проведению, по использованию различных методик, технологий в своей педагогической и воспитательной деятельности.
Ещё немаловажная возможность, которую предоставляют ИКТ для всех педагогов – это дистанционные курсы повышения квалификации, позволяющие выбрать интересующее педагога направление и обучаться без отрыва от основной деятельности.
3) Воспитательно-образовательный процесс:
Использование ИКТ не предусматривает обучение детей основам информатики и вычислительной техники. Это, прежде всего:
- организация непосредственной образовательной деятельности
воспитанника;
- организация совместной развивающей деятельности педагога и детей;
- реализация проектов;
- создание развивающей среды (игр, пособий, дидактических материалов).
В работе педагога выделяются следующие направления в использовании ИКТ, которые доступны для работы с детьми:
- создание презентаций;
- работа с ресурсами Интернет;
- использование готовых обучающих программ;
- разработка и использование собственных авторских программ.
При использовании ИКТ педагогу необходимы базовые программы:
- Текстовый редактор Microsoft Word для подготовки наглядных пособий и раздаточного дидактического материала, тематического планирования, создания иллюстрированных, разноуровневых тестов и заданий отчетной документации;
- Программа Роwer Point, с помощью этой программы педагог создает мультимедийные презентации к занятиям, мероприятиям, на семинарах, конференциях и т. д. ;
- Программа Microsoft Excel используется для составления списков тестируемых воспитанников, вычисление коэффициента результативности, процент качества и степени обученности детей;
- Программа Microsoft Publisher для подготовки информационных материалов, буклетов, открыток, визиток и т. д. ;
- Интернет-ресурсы педагог использует для поиска необходимой образовательной и методической информации, сетевых взаимодействий, обмен опытом с педагогами, размещения своих методических материалов на сайте и в сетевых педагогических сообществах и др.
Аббревиатура «ЦОР» расшифровывается как «цифровой образовательный ресурс» – некий содержательно обособленный объект, предназначенный для образовательных целей и представленный в цифровой, электронной, «компьютерной» форме.
ЦОР - ресурсы, размещенные в Интернет
ресурсы, размещенные на оптических носителях (ЭУИ)
Комбинированные продукты сеть/диск
В использование ИКТ в работе с детьми входит : проведение коррекционно – развивающих занятий которые можно проводить с использованием компьютерных программ и с использованием интерактивной доски.
Использование интерактивной доски для педагога:
- Позволяет объяснять из центра большой аудитории;
- Поощряет импровизацию и гибкость, позволяя рисовать и делать записи поверх любых приложений;
- Позволяет сохранять и распечатывать изображения на доске, включая любые записи, сделанные во время занятия, не затрачивая при этом много времени и сил и упрощая проверку усвоенного материала;
- Позволяет педагогам делиться материалами друг с другом и вновь использовать их;
- Вдохновляет педагогов на поиск новых подходов к обучению и воспитанию, стимулирует профессиональный рост.
Преимущества для воспитанников:
- делает занятия интересными и развивает мотивацию;
- предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков;
- воспитанники легче воспринимают и усваивают сложные вопросы в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала;
- позволяет использовать различные стили обучения, преподаватели могут обращаться к всевозможным ресурсам, приспосабливаясь к определенным потребностям;
- дети начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе.
- делать пометки и записи поверх выводимых на экран изображений; - использование групповых форм работы;
- совместная работа над документами, таблицами или изображениями;
- управление компьютером без использования самого компьютера (управление через интерактивную доску)
- использование интерактивной доски как обычной, но с возможностью сохранить результат, распечатать изображение на доске на принтере и т. д. ;
- изменение текста в выводимых на экране документах, используя виртуальную клавиатуру, которая настраивается в программном обеспечении доски;
- изменение любых документов или изображений на экране, использование любых пометок;
- сохранение на компьютере в специальном файле всех пометок, которые педагог делает во время занятия, для дальнейшей демонстрации на других занятиях;
- сохраненные во время занятия записи педагог может передать любому воспитаннику, пропустившему занятие или не успевшему сделать соответствующие записи в своей тетради;
- демонстрация работы одного воспитанника всем остальным воспитанникам;
- демонстрация картин, видеороликов, фильмов;
- создание рисунков на интерактивной доске без использования компьютерной мыши;
- создание рисунков, схем и карт во время проведения занятия, которые можно использовать на следующих занятиях, что экономит время;
- возможность делать записи электронными чернилами;
- просматривать видеофрагменты, прослушивать аудиозаписи;
- выделять отдельные части экрана;
- вырезать и стирать, копировать и вставлять объекты, отменять или возвращать действия;
- листать страницы вперед и назад;
- поворачивать и перемещать объекты.
Цветовое и мультимедийное оформление способствует:
лучшему восприятию, наглядности, зрелищности, выразительности,
комфортности восприятия за счет дизайна, уменьшению вероятности ошибок понимания.
Использование компьютерных технологий помогает :
* привлекать пассивных слушателей к активной деятельности;
* делать образовательную деятельность более наглядной и интенсивной;
* формировать информационную культуру у детей;
* активизировать познавательный интерес;
* реализовывать личностно-ориентированный и дифференцированный подходы в обучении и воспитании;
* дисциплинировать самого воспитателя, формировать его интерес к работе;
* активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение и др.)
Информационные технологии значительно расширили мои возможности как педагога, повышая эффективность работы в сфере воспитания, обучения, развития детей с учетом их индивидуальных особенностей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья на тему: Использование нетрадиционных художественных технологий в работе с детьми дошкольного возраста.
Статья.Тема: «Использование нетрадиционных художественных технологий в работе с детьми дошкольного возраста».Именно использование нетрадиционных художественных технологий, как ни что другое способству...
Статья по теме: "Использование информационно-коммуникативных технологий в работе музыкального руководителя"
Как организовать процесс обучения с использованием ИКТ.Использование презентаций во всех видах музыкальной деятельности....
Статья по теме: "Использование ИКТ-технологий в работе с детьми по ФЭМП".
Данная статья может быть полезна воспитателям и методистам дошкольной организации, студентам ВУЗов. Важное значение оказывает использование ИКТ – технологий в обучении детей математике (другими словам...
Статья на тему: «Почему я работаю воспитателем?»
Мой педагогический стаж сравнительно не большой. Всего несколько лет назад я переступила порог дошкольного учреждения, ощутив себя как дома. Это дом где я расту и делаю первые шаги в роли воспитателя...
Статья на тему "Использование современных образовательных технологий в работе с детьми дошкольного возраста"
Выбор методов и форм организации работы с детьми, инновационных педагогических технологий, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности – это основная задача педагогов ДОУ.Совр...
Статья на тему: "Использование ТРИЗ, как одной из технологиий в развитии связной речи детей дошкольного возраста с ОНР".
Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи является одним из основных направлений развития и образования детей, определяющих содержание программы образования по тре...
Статья на тему: «Использование здоровьесберегающих технологий в работе воспитателя ДОУ"
Основная цель моей работы по использованию здоровьесберегающих технологий – создание условий для формирования устойчивой мотивации к сохранению и укреплению собственного здоровь...