Статья на тему : " Использование в работе воспитателя ИКТ технологий".
статья

Шибаева Наталья Сергеевна

Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) Авторы: М.В.Моисеева, Е.С.Полат, М.В.Бухаркина

Статья на тему : " Использование в работе воспитателя ИКТ технологий".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья -  использование икт в работе воспитателя семейного центра.

Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) Авторы: М.В.Моисеева, Е.С.Полат, М.В.Бухаркина

Развитие современного общества неразрывно связано с научно-техническим прогрессом. Особенность информатизации в том, что доминирующим видом деятельности является сбор, накопление, обработка, хранение, передача и использование информации. Все эти операции осуществляются на базе разнообразных средств информационного обмена. Использование информационных технологий в сфере образования – это процесс обеспечения образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого – педагогических целей обучения, воспитания.

В условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и усложнения технологий появляется необходимость поиска новых решений, методов и форм работы с детьми, чтобы как можно доступнее, интереснее, содержательнее передавать знания и опыт от поколения к поколению. ИКТ позволяет решить этот вопрос и приобретает фундаментальное значение в системе воспитания и образования, не заменяя традиционные методы работы, а дополняя их. Поэтому, я применяю  новые технологии в своей работе.

Использование ИКТ в семейном центре позволяет изменить учебно – воспитательный процесс, повысить его эффективность, создать у детей мотивацию  к самостоятельной познавательной деятельности, направленную на совершенствование знаний в различных предметных областях и ликвидацию пробелов в них, помочь ребенку войти в мир новых технологий, сформировать у него основы информационной культуры личности.

 Рассмотрим более подробно данную технологию.

Информационно – коммуникативные технологии (ИКТ) – это технологии доступа к различным информационным источникам (использование компьютера, интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации.

Коммуникация – путь сообщения, форма связи, акт общения, сообщение информации одним лицом другому или ряду лиц.

Технология – совокупность методов и инструментов для достижения желаемого результата, метод преобразования данного в необходимое.

Цели использования информационных - коммуникативных технологий в непосредственной деятельности педагога:

- сделать образование современным (с точки зрения использования технических средств);

- приблизить образовательную деятельность к мировосприятию современного ребенка, так как он больше смотрит и слушает, чем читает и говорит; предпочитает использовать информацию, добытую с помощью технических средств;

- установить отношения взаимопонимания, взаимопомощи между педагогом и воспитанником;

- помочь педагогу в возможности эмоционально и образно подать материал;

- экономить время, как педагога, так и ребенка, увеличить плотность образовательной деятельности, обогатить ее новым содержанием.

Использование ИКТ позволяет воспроизводить информацию одновременно в виде :

- текста;

- графического изображения;

- звука;

- речи;

- видео.

Задачи использования ИКТ:

- Разработать и апробировать технологию мультимедийного сопровождения воспитательно-образовательного процесса;

- Создать тематическую копилку мультимедийных презентаций;

- Увеличить объем использования информационно-компьютерных технологий с субъектами образовательного пространства: администрация, педагоги, воспитанники.

В своей работе я использую  следующие средства информационно-коммуникативных технологий:

- компьютер, принтер, мультимедийный проектор, мобильный телефон.

- телевизор, фото и видеокамеры, электронные доски (интерактивные).

Так же можно выделить следующие виды интерактивных материалов:

- Фотографии;

- Видеоролики;

- Видеофрагменты (фильмов, сказок, мультфильмов);

- Презентации (электронные книги, электронные выставки);

- Детские развивающие компьютерные игры;

- Возможно создание коллекций цифровых фотографий и мультфильмов.

Области применения ИКТ педагогами детских образовательных учреждений.

1) Ведение документации:

Специалист или воспитатель составляет и оформляет календарные и тематические планы, методические разработки, конспекты занятий, познавательно-развлекательных и досуговых мероприятий, готовит материал для оформления уголка, проводит диагностику и оформляет результаты, как в печатном, так и в электронном виде. Ведет с помощью компьютера индивидуальные дневники ребят, в которых записываются различные данные о детях, результаты тестов, выстраиваются графики и в целом отслеживается динамика развития ребенка.

Подготовка педагога к аттестации с использованием ИКТ (оформление документации, так и подготовка электронного портфолио).

2) Методическая работаповышение квалификации педагога:

В информационном обществе сетевые электронные ресурсы – это наиболее

удобный, быстрый и современный способ распространения новых методических идей и дидактических пособий, доступный методистам и педагогам независимо от места их проживания. Информационно-методическая поддержка в виде электронных ресурсов может быть использована во время подготовки педагога к занятиям, для изучения

новых методик, при подборе наглядных пособий к занятию. Сеть Интернет предоставляет возможность повысить своё педагогическое мастерство через участие во всероссийских и международных конкурсах, веб – семинарах, обучающих вебинарах, интернет – конференциях. Инновационная деятельность по использованию информационных технологий положительно влияет на уровень ИКТ – компетентности, что позволяет педагогу создавать собственные мини-сайты в социальных сетях работников образования. Сетевые сообщества педагогов предоставляют возможность не только находить и использовать необходимые методические разработки, но и размещать свои материалы, фотоотчёты о проведении мероприятий, делиться своим личным педагогическим опытом по их подготовке и проведению, по использованию различных методик, технологий в своей педагогической и воспитательной деятельности.

Ещё немаловажная возможность, которую предоставляют ИКТ для всех педагогов – это дистанционные курсы повышения квалификации, позволяющие выбрать интересующее педагога направление и обучаться без отрыва от основной деятельности.

3) Воспитательно-образовательный процесс:

Использование ИКТ не предусматривает обучение детей основам информатики и вычислительной техники. Это, прежде всего:

- организация непосредственной образовательной деятельности

воспитанника;

- организация совместной развивающей деятельности педагога и детей;

- реализация проектов;

- создание развивающей среды (игр, пособий, дидактических материалов).

В работе педагога выделяются следующие направления в использовании ИКТ, которые доступны для работы с детьми:

- создание презентаций;

- работа с ресурсами Интернет;

- использование готовых обучающих программ;

- разработка и использование собственных авторских программ.

При использовании ИКТ педагогу необходимы базовые программы:

- Текстовый редактор Microsoft Word для подготовки наглядных пособий и раздаточного дидактического материала, тематического планирования, создания иллюстрированных, разноуровневых тестов и заданий отчетной документации;

- Программа Роwer Point, с помощью этой программы педагог создает мультимедийные презентации к занятиям, мероприятиям, на семинарах, конференциях и т. д. ;

- Программа Microsoft Excel используется для составления списков тестируемых воспитанников, вычисление коэффициента результативности, процент качества и степени обученности детей;

- Программа Microsoft Publisher для подготовки информационных материалов, буклетов, открыток, визиток и т. д. ;

- Интернет-ресурсы педагог использует для поиска необходимой образовательной и методической информации, сетевых взаимодействий, обмен опытом с педагогами, размещения своих методических материалов на сайте и в сетевых педагогических сообществах и др.

Аббревиатура «ЦОР» расшифровывается как «цифровой образовательный ресурс» – некий содержательно обособленный объект, предназначенный для образовательных целей и представленный в цифровой, электронной, «компьютерной» форме.

ЦОР - ресурсы, размещенные в Интернет

ресурсы, размещенные на оптических носителях (ЭУИ)

Комбинированные продукты сеть/диск

В использование ИКТ в работе с детьми входит : проведение коррекционно – развивающих занятий которые можно проводить с использованием компьютерных программ и с использованием интерактивной доски.

Использование интерактивной доски для педагога:

C:\Users\Пользователь\AppData\Local\Packages\5319275A.WhatsAppDesktop_cv1g1gvanyjgm\TempState\17ED8ABEDC255908BE746D245E50263A\Изображение WhatsApp 2023-10-12 в 19.16.27_a6636611.jpg

- Позволяет объяснять из центра большой аудитории;

- Поощряет импровизацию и гибкость, позволяя рисовать и делать записи поверх любых приложений;

- Позволяет сохранять и распечатывать изображения на доске, включая любые записи, сделанные во время занятия, не затрачивая при этом много времени и сил и упрощая проверку усвоенного материала;

- Позволяет педагогам делиться материалами друг с другом и вновь использовать их;

- Вдохновляет педагогов на поиск новых подходов к обучению и воспитанию, стимулирует профессиональный рост.

Преимущества для воспитанников:

- делает занятия интересными и развивает мотивацию;

- предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков;

- воспитанники легче воспринимают и усваивают сложные вопросы в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала;

- позволяет использовать различные стили обучения, преподаватели могут обращаться к всевозможным ресурсам, приспосабливаясь к определенным потребностям;

- дети начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе.

- делать пометки и записи поверх выводимых на экран изображений; - использование групповых форм работы;

- совместная работа над документами, таблицами или изображениями;

- управление компьютером без использования самого компьютера (управление через интерактивную доску)

- использование интерактивной доски как обычной, но с возможностью сохранить результат, распечатать изображение на доске на принтере и т. д. ;

- изменение текста в выводимых на экране документах, используя виртуальную клавиатуру, которая настраивается в программном обеспечении доски;

- изменение любых документов или изображений на экране, использование любых пометок;

- сохранение на компьютере в специальном файле всех пометок, которые педагог делает во время занятия, для дальнейшей демонстрации на других занятиях;

- сохраненные во время занятия записи педагог может передать любому воспитаннику, пропустившему занятие или не успевшему сделать соответствующие записи в своей тетради;

- демонстрация работы одного воспитанника всем остальным воспитанникам;

- демонстрация картин, видеороликов, фильмов;

- создание рисунков на интерактивной доске без использования компьютерной мыши;

- создание рисунков, схем и карт во время проведения занятия, которые можно использовать на следующих занятиях, что экономит время;

- возможность делать записи электронными чернилами;

- просматривать видеофрагменты, прослушивать аудиозаписи;

- выделять отдельные части экрана;

- вырезать и стирать, копировать и вставлять объекты, отменять или возвращать действия;

- листать страницы вперед и назад;

- поворачивать и перемещать объекты.

Цветовое и мультимедийное оформление способствует:

лучшему восприятию, наглядности, зрелищности, выразительности,

комфортности восприятия за счет дизайна, уменьшению вероятности ошибок понимания.

Использование компьютерных технологий помогает :

* привлекать пассивных слушателей к активной деятельности;

* делать образовательную деятельность более наглядной и интенсивной;

* формировать информационную культуру у детей;

* активизировать познавательный интерес;

* реализовывать личностно-ориентированный и дифференцированный подходы в обучении и воспитании;

* дисциплинировать самого воспитателя, формировать его интерес к работе;

* активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение и др.)

Информационные технологии значительно расширили мои возможности как педагога, повышая эффективность работы в сфере воспитания, обучения, развития детей с учетом их  индивидуальных особенностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: Использование нетрадиционных художественных технологий в работе с детьми дошкольного возраста.

Статья.Тема: «Использование нетрадиционных художественных технологий в работе с детьми дошкольного возраста».Именно использование нетрадиционных художественных технологий, как ни что другое способству...

Статья по теме: "Использование информационно-коммуникативных технологий в работе музыкального руководителя"

Как организовать процесс обучения с использованием ИКТ.Использование презентаций во всех видах музыкальной деятельности....

Статья по теме: "Использование ИКТ-технологий в работе с детьми по ФЭМП".

Данная статья может быть полезна воспитателям и методистам дошкольной организации, студентам ВУЗов. Важное значение оказывает использование ИКТ – технологий в обучении детей математике (другими словам...

Статья на тему: «Почему я работаю воспитателем?»

Мой педагогический стаж сравнительно не большой. Всего несколько лет назад я переступила порог дошкольного учреждения, ощутив себя как дома. Это дом где я расту и делаю первые шаги в роли воспитателя...

Статья на тему "Использование современных образовательных технологий в работе с детьми дошкольного возраста"

Выбор методов и форм организации работы с детьми, инновационных педагогических технологий, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности – это основная задача педагогов ДОУ.Совр...

Статья на тему: "Использование ТРИЗ, как одной из технологиий в развитии связной речи детей дошкольного возраста с ОНР".

Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи является одним из основных направлений развития и образования детей, определяющих содержание программы образования по тре...

Статья на тему: «Использование здоровьесберегающих технологий в работе воспитателя ДОУ"

Основная цель моей работы по использованию здоровьесберегающих технологий – создание условий для формирования устойчивой мотивации   к сохранению и укреплению собственного здоровь...