музыкально-дидактические игры
учебно-методический материал (старшая группа)
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО РАЗНЫМ ВИДАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Составитель: Губко Е.О.
музыкальный руководитель
Содержание игр.
- Музыкально-дидактическая игра «Волшебная посылка»
Игра предназначена для использования в музыкальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.
Музыкально-игровая презентация способствует развитию музыкально-сенсорных способностей.
Цель: развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления, речи; закрепление знаний о музыкальных инструментах (барабан, труба, гитара, фортепиано, баян, маракасы, колокольчик, арфа, балалайка).
Ход игры:
Педагог сообщает детям, что в детский сад пришла посылка от таинственного незнакомца. Почтальон Печкин нам отдаст эту посылку тогда, когда вы отгадаете, что в ней находится.
Игровые действия:
Дети слушают звучание музыкального инструмента, определяют на слух, какой звучит инструмент, и вбирают соответствующее изображение на экране.
Если ребёнок правильно справился с заданием, то на экране появляется изображение данного инструмента. В случае неудачи, посылка не открывается.
- Музыкально-дидактическая игра «Гром и дождь»
Игра предназначена для использования в музыкальной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста.
Музыкальная видеоигра способствует развитию музыкально-сенсорных способностей.
Цель: Развитие умения различать динамические оттенки музыкального произведения.
Ход игры:
Педагог предлагает детям прослушать музыку с различными динамическими оттенками, так чтобы дети запомнили смену музыкальных фраз.
Игровые действия:
На звучание музыки дождя дети показывают пальчиками капли дождя на ладони.
Когда музыка сменяется (звучит гром), дети выполняют движения «тарелочки».
- Музыкально-дидактическая игра «Золушка»
Игра основана на игровой ситуации, где от имени сказочного персонажа «Золушки» детям предлагаются игровые задания.
Цель: Развитие звуковысотного слуха у детей старшего дошкольного возраста.
Ход игры:
Дети просматривают фрагмент мультфильма «Золушка», обращая внимание на звук мелодии вверх (когда Золушка поднимается по ступенькам) и звук мелодии вниз (когда Золушка спускается).
Игровые действия:
Задание 1. «Золушка идёт вверх или вниз?»
Дети прослушивают повторное звучание мелодии вверх и вниз и отвечают на вопрос: Золушка идёт вверх или вниз?
После на экране появляется Золушка идущая в правильном направлении.
Задание 2. «На какой ступеньке туфелька?»
Детям предлагается узнать, на какой ступеньке Золушка потеряла туфельку. Они прослушивают первую, вторую и третью ступень мажорного трезвучия, запоминая, как звучит каждая ступень. Далее предлагается на слух определить, где находится туфелька.
- Музыкально-дидактическая игра «Карандашик и кисточка»
Цель: Развитие у детей старшего дошкольного возраста представлений об изобразительных возможностях музыки.
Ход игры:
Дети смотрят видеоиллюстрацию, где им предлагается познакомиться с карандашиком и кисточкой. В ходе просмотра видео дети знакомятся с движениями карандаша и кисточки, с соответствующим музыкальным сопровождением.
Игровые действия:
При просмотре видео детям предлагается самостоятельно определить характер каждого произведения, и «нарисовать» воображаемым карандашиком или кисточкой.
- Музыкально – дидактическая игра «Козлята и волк»
Цель: Развитие у детей младшего дошкольного возраста умение чувствовать контрастный характер музыки, узнавать музыкальные фрагменты, высказываться о прослушанном.
Ход игры:
Дети смотрят видеоиллюстрацию по сказке «Волк и семеро козлят». Педагог предлагает детям запомнить голос мамы Козы, Волка и маленьких Козлят.
Игровые действия:
При просмотре видео детям предлагается самостоятельно определить на слух, кто стучится в дом козлят.
После на экране появляется изображение персонажа.
- Музыкально – дидактическая игра «Леопольд и мыши»
Игра основана на игровой ситуации, где от имени сказочного героя «Леопольда» детям предлагаются игровые задания.
Цель: Развитие умения различать поступенное движение мелодии вверх, вниз, на месте.
Ход игры:
Дети просматривают фрагмент мультфильма «Кот Леопольд», обращая внимание на звук мелодии вверх (когда мышки шагают вверх), звук мелодии вниз (когда мышки шагают вниз) и звук мелодии когда мышки шагают на месте.
Игровые действия:
Дети прослушивают повторное звучание мелодии вверх, вниз, на месте и определяют куда шагают мышки.
После на экране появляется графическое изображение движения мелодии вверх, вниз или на месте.
Детям предлагается пропеть на звук «ля» мелодию вверх, вниз, на месте.
- Музыкально – дидактическая игра «Музыкальные зверята»
Цель: Развитие у детей среднего дошкольного возраста тембрового слуха, умения внимательно слушать звучание музыкальных инструментов, запоминать их названия.
Ход игры:
Дети просматривают видеоиллюстрацию, где музыкальные зверята знакомят детей со своими любимыми музыкальными инструментами и их звучанием (скрипкой, барабан, кастаньеты, балалайка, труба, флейта, гармошка).
Игровые действия:
Детям предлагается помочь зверятам, найти пропавшие инструменты, определив их звучание.
Дети прослушивают звучание пропавшего инструмента, называют его, а затем на экране появляется его изображение.
В дальнейшем дети узнают звучание музыкальных инструментов без опоры на видеоряд.
- Музыкально – дидактическая игра «Помоги музыкальным инструментам»
Игра-презентация предназначена для детей старшего дошкольного возраста.
Цель: привлечь внимание детей к разнообразному миру звуков, издаваемых деревянными и металлическими музыкальными инструментами.
Ход игры:
На экране изображено два домика. Педагог сообщает детям, что в домике слева живут металлические музыкальные инструменты, а в домике справа – деревянные. В каждом домике 5 квартир, на двери каждой квартиры звоночек, который передаёт звук того инструмента, который там живёт. Однажды инструменты отправились на прогулку и потерялись. Детям предлагается помочь инструментам найти свою квартиру, отгадав звучание инструмента на слух.
Игровые действия:
Детям предлагается прослушивать звучание музыкального инструмента, нажимая на звоночки домика с цифрами по порядку от 1 до 5. Определить на слух музыкальный инструмент и назвать его. После чего изображение музыкального инструмента появляется в окошке.
- Музыкально – дидактическая игра «Солнышко»
Видеоигра предназначена для детей среднего дошкольного возраста.
Цель: Формирование умение детей различать и определять высоту звуков, восходящее и нисходящее направление мелодии, музыку контрастную по характеру (весело-грустно).
Ход игры:
Дети просматривают видео-иллюстрацию в которой им предлагается поиграть с солнышком. Для этого предлагается позвать солнышко. Дети исполняют попевку «Солнышко-вёдрышко».
«Проснулось солнышко, взошло, на травку присело, вот так запело» - дети прослушивают низкий звук «до» первой октавы.
«Вот уж время прошло, солнышко выше взошло. На кустик село и вот так запело» - дети прослушивают поступенное движение мелодии вверх.
«Солнышко с детками разыгралось, На самый верх, на облачко взобралось» - дети прослушивают высокий звук «до» второй октавы.
«Солнышко садится, цветочек спать ложиться» - дети прослушивают поступенное движение мелодии вниз.
Игровые действия:
Задание 1. Детям предлагается прослушать ноту и определить где находится солнышко (в небе или на земле).
Задание 2. Детям предлагается прослушать мелодию и определить движение солнышка вверх или вниз.
Задание 3. Детям предлагается прослушать музыкальное произведение и определить характер звучания музыки (весело-грустно).
- Музыкально – дидактическая игра «Тихие и громкие звоночки»
Видеоигра предназначена для детей среднего дошкольного возраста.
Цель: Развитие динамического слуха, формирование умения воспроизводить простейшие ритмические сочетания громко и тихо в игре на колокольчиках.
Ход игры:
Дети просматривают видео-иллюстрацию в которой знакомятся со звучанием колокольчиков. Запоминают звучание колокольчиков тихое и громкое.
Игровые действия:
Детям предлагается взять в руки воображаемый колокольчик. Далее прослушивая звучание колокольчиков, определить на слух громко или тихо. На громкое звучание - высоко и энергично потряхивать кистью, а на тихое звучание музыки - руку держать на уровне груди и слегка потряхивать кистью.
Игру можно провести с музыкальными инструментами (колокольчиками).
- Музыкально – дидактическая игра «Угадай музыкальный инструмент»
Цель: Развитие у детей старшего дошкольного возраста тембрового слуха, умения внимательно слушать звучание музыкальных инструментов, запоминать их названия.
Ход игры:
Дети просматривают видеоиллюстрацию, где жители полянки знакомят детей с музыкальными инструментами и их звучанием (рояль, труба, гармошка, скрипка, барабан, гитара, балалайка, флейта).
Педагог сообщает детям, что все эти инструменты музыканты отправили детям в детский сад, но по пути инструменты потерялись, их нужно найти по звучанию
Игровые действия:
Детям предлагается найти пропавшие инструменты, определив их звучание.
Дети прослушивают звучание пропавшего инструмента, называют его, а затем на экране появляется его изображение.
- Музыкально – дидактическая игра «Что делает кукла»
Цель: Формирование у детей среднего дошкольного возраста умения чувствовать и различать контрастный характер музыки, представления об основных жанрах в музыке.
Ход игры:
Дети просматривают видеоиллюстрацию, где знакомятся с красивой куклой. Кукла может топать, спать и петь. Детям предлагается запомнить жанр музыки в соответствии с действием куклы (песня, танец, марш).
Игровые действия:
Детям предлагается прослушать музыкальные произведения и определить, что делает кукла: спит, пляшет или шагает.
В дальнейшем предложить детям поиграть с куклой, выполняя действия под соответствующую музыку (покачать, шагать и танцевать).
- Музыкально-дидактическая игра "Яблонька"
Цель: Формирование у детей старшего дошкольного возраста умения различать настроение и характер музыкального произведения.
Ход игры:
Дети просматривают видеоиллюстрацию и, отгадав загадку про яблоньку, узнают, что яблоки на яблоне не простые, а музыкальные. И они рассказывают о характере музыки. Далее звучит различная по характеру музыка (спокойствие, злость, радость, грусть). Детям предлагается запомнить характер музыки.
Игровые действия:
Детям предлагается прослушать музыкальные произведения и определить его характер, назвав настроение музыки. Яблочко с соответствующей мимикой падает на землю.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыкально - дидактическая интерактивная игра "Музыкальные инструменты"
Музыкально - дидактическая интерактивная игра "Музыкальные инструменты" для детей старшего дошкольного возраста направлена на закрепление знаний о различных группах музыкальных инструментов...
Музыкально - дидактическая интерактивная игра "Подбери картинку"
Музыкально - дидактическая интерактивная игра "Подбери картинку" для детей старшего дошкольного возраста направлена на развитие представлений о различном характере музыки...
Музыкально-дидактическая (авторская) игра "Солнечные лучики"
Музыкально-дидактическая (авторская ) игра "Солнечные лучики" для тетей старшего дошкольного возраста....
Музыкально-дидактическое пособие "Играйте музыку и будьте здоровы"
Пособие направлено на воспитание бережного отношения к природе, к предметам русской культуры, влияющих на здоровье человека....
Музыкально-дидактические видео-игры для детей младшей и средней группы.
Важнейшем средством развития музыкальных способностей детей являются музыкально-дидактическим игры, позволяющие в доступной форме приобщить детей к музыке, заинтересовать основами музыкальной культуры...
"Угадай музыкальный инструмент" музыкально -дидактическая видео игра для детей среднего и старшего дошкольного возраста.
Играем дома в музыкальные игры!Музыкальное образование предполагает всестороннее развитие ребенка, а если он получает его в игровой форме, то эта двойная польза для ребенка.В игре ребенок познает мир,...
Музыкально-дидактические видео-игры для детей младшей и средней группы.
Как ходят звери? https://yadi.sk/i/gzP3E8nRNieDeA...