«Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством воспитания любви к родному краю»
статья

Ираида Демьяновна Горшкова

Духовно-нравственное воспитание – одна из сложнейших и актуальных проблем, которая должна решаться педагогами и родителями. Настоящее время родители стараются обеспечить семью материальными, а не духовно-нравственными ценностями. Поэтому у детей искажены представления о доброте, порядочности, сопереживание, любви к родине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл duhovno-nravstvennoe_vospitanie.docx20.68 КБ

Предварительный просмотр:

Аннотация Духовно-нравственное воспитание – одна из сложнейших и актуальных проблем, которая должна решаться педагогами и родителями. Настоящее время родители стараются обеспечить семью материальными, а не духовно-нравственными ценностями. Поэтому у детей искажены представления о доброте, порядочности, сопереживание, любви к родине.

Детство – это время, когда формируются первые представления детей об окружающем мире, о добре и зле, о семье, а также время образования нравственных качеств, привычек. Воспитание нравственных чувств у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.

Родина, Россия, родной край, семья… Эти слова известны каждому ребенку. Век компьютеризации, новых открытий и изобретений отодвинули на второй план духовные ценности. Проблема воспитания у подрастающего поколения такова, что любовь к малой Родине  отодвинута, можно сказать, выпала из поля зрения. В наше неспокойное время привычными стали слова «насилие», «безнравственность». Нужно задуматься о том, какими вырастут наши дети. Все чаще наши дети смотрят зарубежные мультфильмы, заучивают иностранные песни (не понимая смысла), а игры порождают насилие и тревогу. Нет у детей интереса к истории своей страны, края, традициям и обычаям, национальной культуре.

Знакомство детей с родным краем формирует у них такие черты характера, которые ему помогут стать патриотом и гражданином своей Родины. Впечатления о родной природе, об истории родного края полученные с детства запоминаются на всю оставшуюся жизнь. Какая бы огромная не была наша страна, человек связывает свою любовь именно тем местом, где он родился и вырос.

Прежде чем ребенок научится сопереживать бедам и проблемам Родины, он должен научиться восхищаться просторами края, его красотой и природными богатствами. Только тогда ребенок научится видеть красоту вокруг себя.  

Мы живем в городе с удивительной историей, наш город постоянно строится, расширяется, появляются новые улицы, детские сады, обновляются больницы, школы… И наша задача – с самых ранних лет заложить в детях не только интерес к истории нашего города, но и воспитать чувство уважения к нему, гордость за героические поступки старшего поколения, а также, за настоящее и будущее нового поколения.

В нашей группе совместно с детьми разработали макет одного из улиц города с проезжей частью. Для детей улица – это яркий мир, полный привлекательных и опасных неожиданностей. Для макета домов использовали разнообразный материал.

 На занятиях по художественно-эстетическому развитию, дети знакомятся с народным промыслом Чувашии и народов России. Проводится цикл занятий по чувашским узорам. Во время пандемии педагоги вместе с  детьми также виртуально посещают парки, памятники города, музеи.

 На занятиях с учителем-логопедом ребята учатся описывать, составлять рассказы о том, какие магазины, учреждения, предприятия и другие объекты социальной и культурной сферы находятся в родном городе. Большие информативные картинки с изображениями городских учреждений служат удобным материалом для бесед на групповых и индивидуальных занятиях. Пользуясь картинками, ребята учатся ориентироваться в городском пространстве, составлять маршрут прогулок по городу, называют какие магазины, учреждения есть по соседству с детским садом или домом.

       В детском саду, в каждой группе, есть уголок краеведения, где  дети могут познакомиться с историей быта родного края. Попадая в нее, дошкольники погружаются в мир старинного чувашского быта, получают возможность приобщиться  к культурному наследию  своего народа.

Народные игры являются неотъемлемой частью духовно-нравственного воспитания дошкольников. В играх отражается образ жизни людей, их труд, быт, представления о чести, смелости, мужестве и находчивость.

2021 год объявлен в Чувашии Годом трудового подвига строителей Сурского и Казанского оборонительных рубежей. Задачу по сохранению исторической памяти в республике осуществляют за счет изучения малоизвестной страницы истории. В связи с этим все образовательные учреждения республики стали разрабатывать план и проводить различные мероприятия. Так и наш детский сад со всеми дошкольными учреждениями республики включился в этот процесс.

На занятиях  дошкольники узнают о легендарных уроженцах Чувашии, также принимают участие в различных конкурсах рисунков, читают стихи. Делятся фактами жизни старших членов семьи, рассказывают о своих родственниках, которые ценой своей жизни защищали нашу Родину.

У каждого из нас – своя малая Родина. И пока мы интересуемся прошлым, изучаем свою историю – не прерывается связь поколений.

Список литературы

1. Алябьева, Е. А. Тематические дни и недели в детском саду [Текст]: методическое пособие для воспитателей детских садов. – М.: Просвещение, 2010. – 145 с.

2. Белоногова, Г. Педагогические знания - родителям [Текст] / Г. Белоногова, Л. Хитрова // Дошкольное воспитание. – 2012. - № 1. – С. 82 – 92.

4. Волков, Г.Н. Этнопедагогика: Учебник для студентов средних и высших педагогических учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 168 с.

5. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников [Текст]: методическое пособие / под ред. А. М. Виноградовой. – М.: Просвещение, 2013. – 231 с.

6. Жуковская Р.Н. и др. Родной край: пособие для воспитателей детского сада / под ред. С.А. Козловой.  - М.: Просвещение, 1985. - 148 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Воспитание духовно-нравственных и патриотических чувств через привитие любви к родному краю».

Воспитание положительного отношения к родному краю у детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Это сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие пат...

«Экологическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с природой родного края»

Всестороннее развитие и воспитание детей осуществляется разными средствами. Одно из них – ознакомление с природой. Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения. Бесконечно разнообр...

Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством ознакомления с природой родного края

Образовательная область «Познавательное развитие» предполагает развитие интересов детей, любви к своему краю, его истории. Родина. Это слово выражает самое великое и дорогое, глубокое и си...

Опыт работы: «Экологическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с природой родного края»

Экологическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с природой родного края, формирование основ экологической культуры....

Педагогический опыт работы на тему: "Воспитание нравственно - патриотических чувств старших дошкольников посредством формирования любви к родному краю"

В докладе описан опыт работы воспитателя по нравственно - патриотическому воспитанию старших дошкольников, посредством ознакомления с родным краем....

 Рабочая программа по самообразовательной деятельности "Экологическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с природой родного края".

Рабочая программа по самообразовательной деятельности  в подготовительной группе "Экологическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с природой родного края"....

Экологическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с птицами родного края

В настоящее время, как никогда остро стоит вопрос экологического воспитания дошкольников. Я глубоко убеждена, что прививать любовь к природе надо с самого раннего возраста. Как же приучить их беречь и...