Помощь детям С РАС. Подход SPELL
материал

В данной статье описывается  наиболее эффективный  подход, который применяется при работе с детьми с РАС. Этот подход (5 основных правил ) возможен в применении с различными технологиями.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pomoshch_detyam_s_ras_.docx17.19 КБ

Предварительный просмотр:

Уважаемые родители и специалисты. В последнее время мы чаще встречаемся в работе с детьми с РАС. И оттого, как мы умеем с ними работать и взаимодействовать, зависит их будущее. Давайте попробуем вместе разобраться.

Помощь детям с РАС. Подход SPELL

Расстройства аутистического спектра (РАС) относятся к группе нарушений психического развития детей, для которых характерны значительные трудности в реализации социальных взаимодействий и коммуникации, узость интересов и повторяющееся поведение.

В понимании российских и зарубежных учёных синдром аутизма представляет собой специфичный для раннего возжраста симптомокомплекс, формирующийся в результате нейрофизиологических изменений, произошедших в коре головного мозга пренатально и/или рано постнатально.

Существует огромное количество технологий и методов коррекционной помощи детям с РАС, о которых я вам расскажу в дальнейших статьях. Некоторые их этих технологий с доказанной эффективностью, некоторые с недоказанной.

В этой статье мне хотелось бы раскрыть общий подход в работе с такими детьми, те основные правила, которые следует учитывать как родителям, так и специалистам.

Подход SPELL обеспечивает условия для применения различных технологий и методов сопровождения людей с РАС с доказанной эффективностью, таких как программа TEACCH®, метод социальных историй (Social Stories™), система альтернативной коммуникации PECS® (Picture Exchange Communication System), методы прикладного анализа поведения, программы развития речи, моделирование, вмешательства, направленные на формирование социальных навыков и др. Все входят в международные реестры эффективных практик работы с лицами с РАС (напр.: National standards projects. Phase 2, Evidence-based practices for children, youth, and young adults with autism spectrum disorder 2014, 2020).

Стратегия SPELL признает уникальные и индивидуальные потребности каждого ребенка и взрослого и подчеркивает, что именно на этом должны строиться планирование и организация любых вмешательств. Национальное общество аутизма считает, что использование нескольких связанных друг с другом подходов может помочь детям и взрослым в спектре аутизма. Кроме того, если делать акцент на их сильных сторонах и уменьшить инвалидизацию из-за их состояния, это приведет к личностному росту и развитию и позволит им жить настолько полной жизнью, насколько это возможно. Стратегия включает 5 элементов.

Концепция подхода SPELL базируется на пяти принципах - наиболее важных элементов лучших практик, применяемых в области аутизма: Структура (Structure), Позитивные стратегии и ожидания (Positive approaches & expectations), Эмпатия (Empathy), Снижение возбуждения (Low arousal), Связи (Links).

Структура (S):

Необходимость структуры для людей в спектре аутизма хорошо известна. Она делает мир более предсказуемым, доступным и безопасным, снижает тревогу. Развитие четкой структуры способствует личной автономии и уменьшает зависимость от окружающих (например, от их подсказок) и повышает взаимодействие. Структурировать время и пространство помогут расписание, рутины, визуальные подсказки.

Позитивность(P):

Очень важно, чтобы щадящая, но последовательная программа помощи ребенку или взрослому минимизировала риск регресса и была направлена на раскрытие и развитие его потенциала. Для этого важно придерживаться реалистичных ожиданий того, на что способен ребёнок. Нужно понимать, каковы сильные стороны и индивидуальные потребности именно этого человека, каков его уровень функционирования, в какой поддержке он нуждается. Никакого осуждения. Похвала и поддержка даже в само простом ("Ах как ты красиво положил кубик!""Ах как ты красиво смотришь в глазки!"). Игнорирование плохого. Позитивность снижает тревогу, повышает уверенность и способствует формированию социальных навыков.

Эмпатия (E):

Очень важно смотреть на мир с точки зрения ребенка или взрослого в спектре аутизма. Это ключ к «искусству» работы с людьми с аутизмом. Нужно постараться понять, как именно этот человек воспринимает мир. Мы должны знать, что его мотивирует или интересует, и, наоборот, что его пугает и беспокоит. Человек с РАС совсем по-другому воспринимает мир, его мозг функционирует в другом режиме, работа сенсорных систем может иметь недостатки, проблемы с коммуникацией, возможно непонимание речи. Им очень сложно и всё непонятно!

Сенсорный корридор(L):

Для нормального функционирования необходимо, чтобы мозг ребёнка не был ни слишком возбуждённым. ни слишком заторможенным.

При гиперчувствительности сенсорных систем условия должны отличаться спокойствием и порядком, чтобы уменьшить тревожность и повысить способность к концентрации внимания. Некоторым людям нужно дополнительное время для восприятия информации, особенно если речь идет о восприятии информации на слух.

У людей с аутизмом бывают трудности с сенсорной интеграцией: им может понадобиться дополнительное время для ее обработки, и мы должны исключить все неприятные и отвлекающие стимулы, которые могут им в этом помешать. Например, посторонние шумы, яркие цвета, запахи, яркое освещение или разбросанные предметы. Информация должна преподноситься ясно и четко, в той форме, которая лучше всего воспринимается именно этим человеком. В качестве рекомендаций: притушить свет, сажать кабинки, использовать ритм и движение

И наоборот,для детей с гипочувствительностью необходимо дать свет поярче, дать физическую нагрузку или яркие, например, апельсиновые ароматы.

Связи (L):

Необходимы связи между специалистами для того, чтобы они использовали единые технологии и методы.

Сильные связи между различными компонентами в жизни человека или в терапевтической программе необходимы для достижения определенной стабильности. Постоянная коммуникация, например, между родителями и учителями способствует целостному подходу к человеку, и уменьшает риск недопонимания, замешательства или фрагментарных и обрывочных подходов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные подходы к организации психологической помощи детям старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения в аспекте развития их самооценки.

В специальной психологии и педагогике в последнее время всё большую актуальность стал приобретать вопрос, связанный с изучением важных факторов формирования личности при различных отклонениях в развит...

воспитание детей с гендерным подходом

Работа содержит подробное описание с гендерным подходом...

Инновационный подход в организации психолого-педагогической помощи детям дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

В статье раскрываются элементы современных технологий  формирования коммуникативного  подхода к организации и содержанию психолого-педагогической помощи детям дошкольного возраста с тяжелыми...

Сертификат "Формирование звуко - буквенного анализа у детей с ОВЗ с помощью традиционных и интерактивных подходов."

Сертификат "Формирование звуко - буквенного анализа у детей с ОВЗ с помощью традиционных и интерактивных подходов."...

«Комплексный подход в оказании психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям со зрительной депривацией как гарант их успешной интеграции в общество здоровых сверстников»

В последнее время часто даже на самом высоком уровне поднимаются вопросы образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и их адаптации в социуме. Именно поэтому сейчас уделяется огромное внима...

Современные технологии, методы и формы логопедической помощи детям с ОВЗ и инвалидностью. Оказание помощи их семьям.

Дети — это наше будущее. И позаботиться о детях и нашем будущем можем только мы — взрослые люди. Мы способны и обязаны дать детям все, что от нас зависит....