Рекомендации по оформлению патриотических и краеведческих уголков в разных возрастных группах ДОУ
консультация
Предметно-развивающая среда по патриотическому воспитанию способствует развитию речи, воображения, мышления, расширяет кругозор, способствует
нравственному становлению личности ребенка, воспитывает любовь к родному городу, к родному краю, России.
Цель: создание условий, способствующих воспитанию патриотизма у детей, гордости за свой родной край и любви к Родине.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Рекомендации по оформлению патриотических и краеведческих уголков в разных возрастных группах ДОУ
Подготовила ст. воспитатель Злобина О.Н.
При реализации образовательной программы дошкольного образования в различных организационных моделях и формах развивающая предметно- пространственная среда (далее РППС) должна обеспечивать:
- соответствие общеобразовательной программе ДОО;
- соответствие возрастным возможностям детей;
- трансформируемость в зависимости от образовательной ситуации, интересов и возможностей детей;
- возможность использования различных игрушек, оборудования и прочих материалов в разных видах детской активности;
- вариативное использование различных пространств (помещений) и
материалов (игрушек, оборудования и пр.) для стимулирования развития детей;
- наличие свободного доступа детей непосредственно в организованном
пространстве к игрушкам, материалам, пособиям и техническим средствам среды.
- соответствие всех компонентов РППС требованиям безопасности и надежности при использовании согласно действующим СанПиН.
Цель: создание условий, способствующих воспитанию патриотизма у детей, гордости за свой родной край и любви к Родине.
Задачи образовательной деятельности в уголке патриотического воспитания и краеведения:
- научить ребенка понимать, что и у людей, и у вещей есть своя история;
- пробудить у юных граждан чувство любви к своему городу, краю, стране уважение к традициям и обычаям;
- воспитать толерантное отношение к другим народам и людям различных национальностей; уважение к культуре других народов (обычаям, традициям, готовность понимать и принимать систему иных ценностей;
- формировать духовно-нравственное отношение ребенка к семье, стране, природе родного края, единство эстетических чувств и нравственных ценностей;
- пробуждать в детях эмоциональную отзывчивость через приобщение к искусству, музыке, литературе, народной культуре;
- развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путем изучения культурного наследия разных эпох и народов;
- воспитать у дошкольника чувство собственного достоинства. Требования к оформлению:
- эстетическая направленность;
- рациональное размещение уголка по краеведению;
учет возрастных особенностей детей;
- воспитательная и развивающая направленность;
- целесообразность размещения “экспонатов”, доступность, научность, достоверность представленного материала;
- Безопасность.
Непременным условием построения развивающей среды в дошкольных учреждениях является опора на личностно – ориентированную модель
взаимодействия между участниками образовательного процесса.
Принципы:
- первый принцип открытости Природе, способствующее единству человека и Природы.
- второй принцип открытости Культуре, т. е. элементы настоящей живописи, литературы, музыки. Знакомство с специфическими региональными культурами, декоративно-прикладных промыслов с фольклорными элементами, это несомненно будет способствовать воспитанию патриотизма у детей, гордости за свои места,
формированию представлений о «малой Родине» и чувства любви к ней.
- третий принцип открытости обществу. Особым правом участия в жизни детского сада пользуются родители.
- четвертый принцип – открытость своего «Я», собственного внутреннего мира.
Среда организуется таким образом, чтобы способствовать формированию и развитию образа «Я».
пятый принцип учета половых и возрастных различений детей. Среда должна быть построена так, чтобы как мальчики, так и девочки могли проявлять свои
склонности в соответствии с принятыми в обществе эталонами мужественности и женственности.
ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЬЯВЛЯЕМЫЕ К ПАТРИОТИЧЕСКИМ УГОЛКАМ И УГОЛКАМ КРАЕВЕДЕНИЯ ПО ГРУППАМ
В группах раннего возраста у детей воспитывают чувство любви и заботы по отношению к своей семье и другим людям, формируются представления детей о детском садике, о своем городе, даются первоначальные представления о родном
крае, его растениях и животных, знакомят с русской народной игрушкой. Следовательно, в уголке должны быть:
- Альбомы: «Наши мамы» или «Моя семья», «Наш детский сад», «Мой родной город»;
- Иллюстрации с изображением животных наших лесов, природы в разное время года, деревья, цветы, характерные для нашего края;
- Куклы (мальчик и девочка) в национальном костюме;
- народные игрушки (свистульки)
- Книги с русскими народными сказками, потешками, прибаутками;
Младшая группа.
Основная цель патриотического воспитания — ознакомление с ближайшим окружением. У детей воспитывают чувство любви и заботы по отношению к своей
семье и другим людям, формируются представления детей о детском садике, о труде работников дошкольного учреждения, о своей малой родине (городе, формируется
сопричастность к современным событиям, первоначальные представления о
национальных культурных традициях, о народных и государственных праздниках; о природе родного края; о предметах декоративно-прикладного искусства.
Следовательно, в уголке должны быть:
- Материал для работы по социально-нравственному воспитанию:
- тематические папки с иллюстрациями, дидактические игры по теме «Взрослые люди» (родовые характеристики, профессии, действия, внешний вид);
- тематические папки с иллюстрациями по теме «Семья» (члены семьи, совместные действия, семейные фотографии)
- фотографии, иллюстрации по теме «Дом, в котором ты
живешь» (архитектурные строения, различающиеся по размеру, внешнему виду, строительному материалу, назначению);
- тематические папки с иллюстрациями по теме «Ребенок и его
сверстники»(девочки и мальчики, игры, дети в разных ситуациях, занятия и т. д.);
- тематические папки с иллюстрациями, пиктограммами, показывающими различное эмоциональное состояние взрослых и детей;
- тематические папки с иллюстрациями, дидактические игры, книги,
рассказывающие о правилах поведения в общественных местах, об этикете (по типу «так можно делать, а так — нельзя»).
- Материал для ознакомления детей с малой родиной: (группа, детский сад, улица или микрорайон, где расположено ДОУ, тематические папки с фотографиями и иллюстрациями города, открытки, альбомы.
- Материал по приобщению детей к истокам русской народной культуры: предметы старины, русские игрушки; куклы из деревянных чурбачков, обереги, предметы народного декоративно-прикладного искусства (матрешки, дымковские игрушки, различные виды росписи, вышивка, резьба по дереву и пр.); куклы в
национальных костюмах.
- Художественная литература (песенки, потешки, сказки и т. д.). Примерный материал:
- Альбомы: «Моя семья», «Наш детский сад», «Мой родной город»;
- Родословные древа детей;
- Иллюстрации с изображением животных наших лесов, природы в разное время года, деревья, цветы, характерные для Брянского края;
- Куклы (мальчик и девочка) в национальном костюме;
- Предметы декоративно-прикладного искусства
- Книги, альбомы с русскими народными сказками, потешками, прибаутками;
- Иллюстрации, фотографии с изображением народных и государственных
праздников. Тематические иллюстрации к Новому году , к 8 марта, к 23 февраля, к 9 мая.
Средняя группа.
Работа ведется по направлениям: «Моя семья», «Мой детский сад», «Мой город и его достопримечательности», «Знаменитые земляки», «Приобщение к истокам
русской культуры». У воспитанников формируется интерес к национальным и общечеловеческим ценностям, культурным традициям народа; о поселке; о
национальном флаге, гербе; о народных героях; русских праздниках; о природе родного края; о предметах декоративно-прикладного искусства; о современной архитектуре.
- Пополняется материал по социально-нравственному воспитанию: семейные праздники и традиции, художественная литература соответствующей тематики (см. требования к оформлению уголка в младших группах).
- Материал для ознакомления детей с малой родиной: (группа, детский сад, улица или микрорайон, где расположено ДОУ, тематические папки с фотографиями и иллюстрациями, открытки, альбомы, посвященные достопримечательностям города и его знаменитым жителям, флоре и фауне, транспорту, архитектуре, профессиям
жителей. Могут быть представлены материалы об истории возникновения города.
- Материал по приобщению детей к истокам народной культуры: предметы
старины, народные игрушки, обереги, предметы народного декоративно-прикладного искусства (матрешки, дымковские игрушки, различные виды росписи, вышивка,
резьба по дереву и пр.); различные макеты (крестьянская изба, комната-горница, крестьянское подворье и т. п.); куклы в национальных костюмах; дидактические игры.
- Художественная литература (сказки, песенки, пословицы, поговорки и т. д.).
- Элементы государственной символики РФ (флаг, герб).
- Элементы областной символики (флаг, герб).
- Элементы муниципальной символики (герб, флаг поселка, фирменные знаки промышленных предприятий).
- Материал, посвященный защитникам Отечества: тематические папки с иллюстрациями.
В средней группе в уголке должны быть:
- Государственная символика (флаг, герб, текст гимна)
- Портрет президента
- Альбомы: «Моя семья», «Наш детский сад», «Мой родной поселок»,
- Родословные древа детей;
- Иллюстрации с изображением животных наших лесов, природы в разное время года, деревья, цветы, характерные для края;
- Куклы (мальчик и девочка) в национальном костюме;
- Предметы декоративно-прикладного искусства);
- Иллюстрации с изображением памятников архитектуры, современных зданий родного поселка;
- Книги, альбомы с русскими народными сказками, потешками, прибаутками;
- Иллюстрации, фотографии с изображением народных и государственных праздников.
- Поделки из бросового и природного материала, сделанные руками детей и взрослых
Старшая и подготовительная к школе группы.
Основные направления работы - краеведение, ознакомление с родной страной, государственной символикой, историческим прошлым России, организация жизни детей по народному календарю. Формируют представления воспитанников о семье, о родословной; о своем детском саде. Знакомят с достопримечательностями поселка,
столицы, историей. С географическим расположением страны, с какими
государствами граничит. О столице нашей Родины. О флаге и гербе, рассказывают об истории страны, о героическом прошлом нашей Родины. Продолжают знакомить с государственными и народными праздниками, с произведениями фольклора, с произведениями российских писателей и т. д. Формируют представления о предметах декоративно-прикладного искусства; о современной архитектуре.
- Моя семья — семейные фотоальбомы, самодельные книги на тему
«Герб моей семьи», «Генеалогическое дерево».
- Тематические папки с иллюстрациями и фотографиями: «История возникновения города», «Чем славится наш город», «Знаменитые
земляки», , «Достопримечательности города», Подборка стихотворений о
городе, крае. Карта края, города. Символика (флаг, герб, гимн). Макеты (микрорайон, улица, архитектурные сооружения города).
- Тематическая папка «Мой край»: карта и символика Нижегородской области, материал, знакомящий, детей со славным прошлым родного края (история городов и их настоящее, сельское хозяйство).
- Родная страна — карта Российской Федерации. Желательно, чтобы эта карта была предназначена для детей и содержала необходимый материал о городах
России (столица Родины, символика городов, главные достопримечательности); о природных зонах; о населяющих страну народах; о промышленности и сельском хозяйстве. Символика России (герб, флаг, гимн). Портрет президента страны.
Различные макеты (достопримечательности городов, архитектура и т п.).
Защитники Отечества — иллюстрации, тематические папки на тему: «Наши предки
- славяне», «Богатыри земли русской», «Великая Отечественная война», «Война
1812 года», «Российская армия». Фотоматериал «Памятники воинской славы».
Художественная литература и дидактические игры по теме, макеты (древняя крепость, военная техника и т. п.). Приобщение к истокам русской народной культуры — иллюстрации и
тематические папки по темам «Как жили люди на Руси», «Предметы старины»,
«Из истории русского народного костюма», «Народные праздники и гуля- нья», «Народный календарь»; предметы старины, русские игрушки, предметы народного декоративно-прикладного искусства, различные макеты, куклы в национальных костюмах, дидактические игры по теме.
- Духовно-нравственное воспитание — материал, дающий детям перво-начальное представление о православии (это может быть подборка иллюстраций с
изображением храмов и их архитектурных особенностей, подбор открыток на тему «Русская икона», макет храма, детская Библия).
- Наша планета Земля — глобус, детская карта мира, различные национальности. Художественная литература, иллюстрации, тематические папки, рассказывающие о жизни людей в других странах мира, их обычаях, традициях, характерных для той или иной страны.
- Художественная литература по фольклору (сказки, былины, предания). Великие соотечественники - портреты, художественная литература,
рассказывающая о великих соотечественниках, прославивших Россию, Нижегородскую землю, их портреты.
В старшей и подготовительной группах в патриотический уголок добавляются:
- Государственная символика (флаг, герб, текст гимна)
- Портрет президента
- Карта страны, глобус
- Куклы в национальных костюмах
- Альбомы с архитектурными памятниками страны.
- Альбомы: «Мой город», «Наши великие соотечественники». Это писатели, поэты, художники и др., «День Победы»
- Предметы декоративно-прикладного искусства;
- Иллюстрации с изображением памятников архитектуры, современных зданий родного поселка;
- Книги, альбомы с русскими народными сказками, потешками, прибаутками;
- Иллюстрации, фотографии с изображением народных и государственных праздников.
- Различная познавательная и художественная литература;
- Альбомы: «Моя семья», «Наш детский сад», «Мой родной поселок», «Города герои»;
- Иллюстрации с изображением животных наших лесов, природы в разное время года, деревья, цветы, характерные для нашей природы;
- Родословные древа детей;
- «Наша армия родная», тематические альбомы родов войск и боевой техники.
- Коллекция тематических значков (о городе, о войне, об армии и т. д.)
- Наборы открыток «Русский быт».
- Кассеты с записью сказок и патриотических песен. Аудио и видеокассеты о природе родного края.
- Поделки из бросового и природного материала, сделанные руками детей и взрослых.
Задачи нравственно-патриотического воспитания реализуются не только через
содержание уголка краеведения, но и через содержание других зон самостоятельной детской деятельности:
- в уголке изодеятельности представлены образцы декоративно – прикладного творчества;
- в уголке игровой деятельности присутствуют тематические наборы для сюжетно
- ролевых игр: «Парикмахерская», «Больница», «Магазин». Эти игры способствуют обогащению представлений детей о профессиях.
- в уголке физического развития имеются атрибуты к русским народным подвижным играм.
- в уголок книги помещены русские народные сказки, былины, малые
фольклорные формы (потешки, колыбельные и пр., оформляются тематические выставки литературы.
Таким образом, не только уголок краеведения, но и вся предметно-развивающая среда групповой комнаты направлены на решение задач нравственно-
патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
Критерии оценки патриотических уголков:
- Логика размещения материала
- Эстетичность оформления
- Наполняемость учебным и демонстрационным материалом (пособия, иллюстрации, игры, коллекции картинок или открыток)
- Соответствие материала возрасту детей
- Творческий подход педагога в оформлении уголка
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Методические рекомендации по оснащению книжного уголка в разных возрастных группах»
Воспитание любви и бережного отношения к книгам начинается в самом раннем возрасте, когда взрослые, бережно взяв в руки детскую книжку, читают ее малышам. В детском саду воспитатель дает детям первые ...
Методические рекомендации к организации и содержанию книжного уголка в разных возрастных группах дошкольного образовательного учреждения
Методические рекомендации для воспитателей по организации книжного уголка в разных возрастных группах....
Оформление патриотического уголка в разных возрастных группах
Оформление патриотического уголка в разных возрастных группах...
Рекомендации по оформлению патриотических и краеведческих уголков в разных возрастных группах ДОУ
ель: создание условий, способствующих воспитанию патриотизма у детей, гордости за свой родной край и любви к Родине.Задачи образовательной деятельности в уголке краеведения:• научить ребенка пони...
Рекомендации по оформлению речевых уголков в разных возрастных группах (буклет)
В буклете описаны рекомендации для воспитателей, работающих на разных возрастных группах, по оформлению речевых уголков....
Оформление патриотических и краеведческих уголков в разных возрастных группах дошкольных учреждений города Братска
Оформление патриотических и краеведческих уголков в разных возрастных группах дошкольных учреждений города Братска...
Рекомендации по оформлению патриотических и краеведческих уголков в разных возрастных группах ДОУ
Рекомендации по оформлению патриотических и краеведческих уголков в разных возрастных группах ДОУ...