Артикуляционная гимнастика
консультация
Предварительный просмотр:
Артикуляционная гимнастика, как средство развития звуковой культуры речи
Общеизвестно, что письмо формируется на основе устной речи, поэтому недостатки устной речи могут привести к плохой успеваемости в школе.
Чтобы малыш научился произносить сложные звуки ([с], [з], [ш], [ж], [л], [р], его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому.
Всему этому поможет научиться артикуляционная гимнастика.
Начнём с того, что выясним, что такое артикуляционный аппарат и для чего он нужен.
Артикуляционный аппарат– это часть голосового аппарата, формирующая звуки речи, а органы, входящие в его состав – артикуляционные органы. Работа этих органов, направленная на создание звуков речи (гласных, согласных) называется артикуляцией.
К нему относятся: ротовая полость (щеки, губы, зубы, язык, челюсти, небо, глотка, гортань.
Надо помнить, что ротовая полость – это очень важный резонатор (подвижный резонатор, от “архитектуры” которого зависит качество звука.
Работает этот наш артикуляционный аппарат только в том случае, если каждый орган, каждая мышца этого органа функционирует правильно, без каких-либо изъянов и дисфункций.
Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики.
Артикуляционная гимнастика - это упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти, необходимые для правильного звукопроизношения.
Артикуляционная гимнастика — это комплекс упражнений, одни из которых помогают улучшить подвижность органов артикуляции, другие — увеличить объём и силу движений, третьи вырабатывают точность позы губ, языка, необходимую для произнесения того или иного звука.
Цели артикуляционной гимнастики- выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков
От этого зависит правильность и чистота произношения каждого звука. Гимнастика позволяет “поставить” язык правильно во время говорения звука — соприкасаться с языком в том или ином положении, сгибаться в разных положениях. Формирование речевых навыков ребенка осуществляется вплоть до шести лет. В это время он научается произносить звуки и их сочетания. Родителям необходимо контролировать этот процесс, чтобы в будущем у малыша не наблюдалось проблем с задержкой речевого развития и ребенок не испытывал трудности в общении.
Артикуляционная гимнастика не только способствует правильному развитию речи, но и благотворно влияет на мышцы лица, укрепляя их. Во время зарядки усиливается кровообращение, развивается гибкость разных органов, участвующих в речи.
Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой:
- Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикойи упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.
- Дети со сложными нарушениями звукопроизношениясмогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.
- Артикуляционная гимнастикаочень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту». Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.
- Занятия артикуляционной гимнастикойпозволят всем - и детям и взрослым - научиться говорить правильно, чётко и красиво.
Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись.
При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.
Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9x12 см, но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
Работа организуется следующим образом:
- Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
- Показывает его выполнение.
- Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.
Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
Если у ребенка при выполнении упражнений наблюдается выделение слюнными железами слюны, то перед артикуляционной гимнастикой рекомендуется проведение следующих упражнений:
- Ребенку объясняют необходимость проглатывания слюны.
- Проведение массажа жевательных мышц, которые мешают проглатыванию слюны.
- Вызывая пассивно и активно жевательные движения, попросить ребенка откинуть голову назад, так возникает непроизвольное желание проглотить слюну; можно подкрепить просьбой.
- Ребенку перед зеркалом предлагается жевать твердую пищу (можно печенье, это стимулирует движения жевательной мускулатуры и приводит к необходимости делать глотательные движения, можно подкрепить просьбой (таким образом, непроизвольные движения переходят в произвольные).
- Произвольное закрытие рта за счет пассивно-активных движений нижних челюстей. Сначала пассивно: одна рука логопеда — под подбородком ребенка, другая — на его голове, путем надавливания и сближения руками челюсти ребенка смыкаются — движение «сплющивание». Потом это движение проделывается при помощи рук самого ребенка, затем активно без помощи рук, с помощью счета, команды.
Артикуляционные упражнения преподносятся в виде сказок, стихов, загадок, считалок, образных иллюстраций, слайдов. Занятие становится интересным, увлекательным, эмоциональным.
Используемая литература:
Анищенкова Е. С. "Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников", Издательство: АСТ. Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. «Логопедические упражнения. Артикуляционная гимнастика». – Санкт-Петербург, 2007. Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М.: Просвещение, 1989. Пожиленко Е. А. Артикуляционная гимнастика: методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста. – СПб.: КАРО, 2004. Анищенкова Е. С. Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников. – М.: Астрель, 2007. Костыгина В. Н. Тру-ля-ля Артикуляционная гимнастика. М.: Карапуз, 2000. Куликовская Т. А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. - М.: ГНОМ и Д, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики.Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной гимнастики.
Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Цель артикуляционной гимнастики - выработка...
Семинар-практикум по артикуляционной гимнастике. Родителям об артикуляционной гимнастике и дыхательных упражнениях.
Важность проведения артикуляционной гимнастики...
МАСТЕР – КЛАСС «Артикуляционная гимнастика» с показом обучения детей упражнениям артикуляционной гимнастики по средствам показа мультимедийной презентации (для родителей и педагогов)
Разнообразить работу логопеда помогают средства ИКТ. Предлагаю это сделать при разучивании и проведении артикуляционной гимнастики....
Артикуляционная гимнастика. Для чего нужна артикуляционная гимнастика
Для чего нужна артикуляционная гимнастика...
Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастики в ДОУ.»
Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастик...
Артикуляционная гимнастика по лексическим темам для детей с ОНР» Артикуляционная гимнастика по теме «Осень»
Артикуляционная гимнастикапо лексическим темам для детей с ОНР»Артикуляционная гимнастика ...
«Роль артикуляционной гимнастики в развитии речевого аппарата ребёнка» Артикуляционная гимнастика
laquo;Роль артикуляционной гимнастикив развитии речевого аппарата ребёнка»Артикуляционная гимнастика ...