План по самообразованию
материал (младшая группа)

Яковлева Наталья Ивановна

Использование игрового набора "Дары Фрёбеля"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovaniya-2021-2022.docx40.6 КБ

Предварительный просмотр:

План работы по самообразованию "Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной деятельности с детьми 3-4 лет"

 на 2023-2024 учебный год

Актуальность

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) образовательный процесс должен строиться на адекватных возрасту формах работы с детьми. Достижение целей образовательной программы дошкольного образования реализуется через основной вид детской деятельности – игру, и охватывает все образовательные области, представляющие определенные направления развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Вся жизнь дошкольников связана с игрой. Важность игры для детей дошкольного возраста отмечали и педагоги прошлых веков. Первым, кто рассмотрел игру как важное средство в воспитании и обучении ребёнка, был известный немецкий педагог 19 века Фридрих Фрёбель. Фридрих Фрёбель (1782 г.р.-1852) - немецкий гуманист, педагог, автор оригинальной системы воспитания и обучения дошкольников в коллективе, создатель первых детских садов (1837г). Для своего детского сада разработал набор игр и игрушек, которые дети получали в подарок. По мнению Фридриха Фрёбеля, игра ребёнка не есть пустая забава, она имеет высокий смысл и глубокое значение. «Дитя, которое играет самостоятельно, спокойно, настойчиво, даже до телесного утомления, непременно сделается также способным, самоотверженно радеющим о чужом и собственном благе» - говорил Ф. Фрёбель. На сегодняшний день наличие огромного выбора развивающих игр зачастую приводит к хаотичному их использованию, что вызывает затруднения у большинства педагогов при построении целостного педагогического процесса. Фридрих Фрёбель разработал свой дидактический материал (т.е. «обучающий» материал) для детей дошкольного возраста, так называемые «Дары Фрёбеля». В него входят разные по форме, величине и цвету предметы: шарики, куб, мячи, цилиндр, палочки для выкладывания, полоски для плетения и т.д.

Актуальность использования дидактического материала «Дары Фрёбеля» заключается в развитии у детей социальных и коммуникативных умений и мелкой моторики, познавательно-исследовательской деятельности и логических способностей; формируются элементарные математические умения. Использование этих материалов в играх с дошкольниками позволяет моделировать важные понятия математики.  Подобные игры способствуют ускорению процесса развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений. С помощью этих игр дети успешно овладевают в дальнейшем основами математики.

Игровой набор «Дары Фрёбеля» - это уникальный комплекс обучающих материалов, созданный для развития и воспитания личности. Возможности комплекта способствуют развитию физических, интеллектуальных и индивидуальных качеств ребёнка. Работа с комплектом создает условия для организации как совместной деятельности взрослого и ребёнка, так и самостоятельно-игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности.

Организация образовательной среды:

- образовательная среда безопасна, созданы условия для развития интеллектуальных способностей ребёнка;

- образовательная среда содействует развитию эстетического понимания, любознательности, познания, сенсорно насыщена;

- образовательная среда гибкая, трансформируемая, взаимозаменяемая, способствует развитию у ребёнка индивидуальности, ответственности,

независимости;

- образовательная среда наполнена различными образовательными средствами.

Методы:

- игровой метод: дидактические игры;

- наглядный метод: рассматривание дидактических пособий, предметов;

- практический: показ способов действия с предметами.

Формы организации деятельности:

- групповая,

- подгрупповая,

- индивидуальная.

Принципы комплектования группы и организации работы:

- учет интересов и способностей детей,

- добровольное участие,

- учет психофизических особенностей детей.

Задачи:

1. Социально-коммуникативное развитие:

- развивать игровую деятельность детей;

- приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;

- формировать гендерную, семейную, гражданскую принадлежность, патриотические чувства, чувства принадлежности к мировому сообществу;

- формировать представления об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;

- приобщать к правилам безопасности для человека и окружающего мира природы поведения;

- передать детям знания о правилах безопасности дорожного поведения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;

- развивать свободное общение со взрослыми и детьми.

2. Познавательное развитие: 

- развить продуктивное воображение и творческое мышление в процессе решения познавательных задач;

- создать условия для построения ребёнком целостной образно-смысловой картины мира;

- формирование начал самопознания.

3. Речевое развитие: 

- развитие речевых способностей и умений;

- формировать предпосылки чтения и письма;

- учить овладевать способами практического общения в различных жизненных ситуациях.

4. Художественно-эстетическое развитие: 

- развивать эстетическое мировидение;

- обеспечить условия освоения эмоционально-нравственной культуры;

- формировать творческое воображение и образное мышление средствами художественно-эстетических видов деятельности;

- формирование предпосылок общей художественно-конструктивной умелости.

5. Физическое развитие: 

- психолого-педагогическая поддержка способностей к двигательному творчеству;

- создать условия развития для сохранения здоровья детей на основе формирования эмоционального воображения;

- развивать физические качества (скоростные, силовые, гибкость, выносливость и координацию);

- накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);

- формировать у воспитанников потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании;

- сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей;

- воспитывать культурно-гигиенические навыки;

- формировать начальные представления о здоровом образе жизни.

Ожидаемые результаты

Для воспитанников 3-4 лет:

  • группировать предметы по цвету, размеру, форме;
  • при поддержке взрослого составлять группы из однородных предметов и выделять один предмет из группы;
  • находить в окружающей обстановке один и много одинаковых предметов;
  • определять количественное соотношение двух групп предметов;
  • различать круг, квадрат, треугольник, предметы, имеющие углы и круглую форму;
  • понимать смысл обозначений: вверху – внизу, впереди – сзади, слева – справа, на, над – под, верхняя – нижняя.

Ожидаемые результаты для педагога и родителей воспитанников:

  • Повышение педагогической компетенции по теме самообразования;
  • Пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы;
  • Повышение активного взаимодействия с родителями воспитанников в контексте работы над темой самообразования в течение учебного года посредством включения в сотрудничество инновационных форм работы с семьями детей.

Продукты педагогической деятельности в рамках самообразования по теме:

  • Буклеты, памятки, консультации и рекомендации для родителей по теме самообразования;
  • Пополнение методической копилки;
  • Отчет педагога по теме самообразования;
  • Личное участие в творческих конкурсах на разных уровнях.

Этапы работы с «Дарами Фрёбеля»

  1. Визуальное обследование «дара» как целого.
  2. Свободная игра ребёнка с «даром».
  3. Обыгрывание постройки и связь её с предметным и социальным окружением ребёнка.
  4. Самостоятельные постройки ребёнка из нового строительного материала.
  5. Совместные постройки и с помощью педагога.
  6. Строительство по образцу.
  7. Строительство и перестроение: большое - маленькое, трансформация одного предмета в другой или же предоставление предмету новых качеств, свойств; построение предмета с заданными свойствами.

Информационное, методическое обеспечение:

Игровой набор «Дары Фрёбеля» изготовлен из качественного натурального материала (дерева и хлопка). В составе набора 14 модулей:

• Модуль 1 «Шерстяные мячики»

• Модуль 2 «Основные тела»

• Модуль 3 «Куб из кубиков»

• Модуль 4 «Куб из брусков»

• Модуль 5 «Кубики и призмы»

• Модуль 6 «Кубики, столбики, кирпичики»

• Модуль 7 «Цветные фигуры»

• Модуль 8 «Палочки»

• Модуль 9 «Кольца и полукольца»

• Модуль 10 «Фишки»

• Модуль 11 (J1) «Цветные тела»

• Модуль 12 (J2) «Мозаика. Шнуровка»

• Модуль 13 (5B) «Башенки»

• Модуль 14 (5Р) «Арки и цифры»

План саморазвития воспитателя

Содержание работы

Цель

Отметка о выполнении

Изучение методической литературы, периодических изданий, научной литературы, учебно-методической литературы.

Познакомиться с игровым набором "Дары Фрёбеля". Изучение форм и методов работы с детьми раннего возраста.

Выбор конкретных приёмов, методов и видов работы по самообразованию.

Определить цели и задачи практической деятельности; средств и методов по профессиональному саморазвитию.

Изучение нормативных документов, периодических изданий.

Ознакомление с новой документацией по ведению педагогической деятельности в дошкольном учреждении.

Использование образовательных интернет - ресурсов.

Освоение различных методов и приёмов обучения; использование их в своей деятельности.

Участие в профессиональных конкурсах.

Развитие творческого потенциала в профессиональной деятельности.

Освоение инновационных форм работы с семьёй.

Изучение семей и педагогических возможностей родителей. Ознакомление с опытом коллег.

Освоить формы работы с родителями.

Сообщение для родителей на тему: «Особенности использования «Даров Фребеля»

Привлечь внимание родителей к теме самообразования

Доклад для воспитателей: «Применение «Даров Фрёбеля» в развитии детей 3-4 лет»

В течение года

Презентация отчета работы по теме самообразования.

Май

План работы с детьми

Месяц

Игра

№ дара Фрёбеля

Цели

Отметка о выполнении

Сентябрь

«Яблочко на тарелочке»

№1

Продолжать знакомить детей с геометрическим телом «шар», развивать ориентацию в пространстве, развивать координацию движений, большую и мелкую моторики обеих рук.

Октябрь

«Чего не стало?»

№7

Продолжать знакомить детей с основными геометрическими фигурами (квадрат, треугольник, круг, прямоугольник), закрепить  знание названий, формировать грамматически правильный строй речи.

Ноябрь

«Угадай фигуру»

№7

Закрепить знание названий геометрических фигур, учить детей описывать знакомую фигуру, развивать речь детей.

Декабрь

«Угадай по описанию»

№2

Закрепить знание названий объемных геометрических тел, учить детей описывать знакомое геометрическое тело, развивать речь детей.

Январь

«Ручеек»

№1

Продолжать знакомить детей с объемным геометрическим телом «шар», развивать ориентацию в пространстве, развивать координацию движений, крупную и мелкую моторики обеих рук.

Февраль

«Найди домик нужного цвета»

№ 9, 10

Формировать умение детей различать и называть основные цвета (красный, зеленый, желтый, синий), умение выделять цвет, сравнивать по цвету, выбирать из группы кругов, круг заданного цвета. Развивать у детей речь, внимание, логическое мышление, мелкую моторику.

Март

«Волшебный мешочек»

№ 2, 3, 4, 5, 6, 7

Развитие сенсорных навыков и познавательно-исследовательской деятельности, расширение кругозора, мышления, внимания.

Апрель

«Золушка»

№7, 8, 9, 10

Развитие интереса к совместным играм, формировать первичные представления о свойствах объектах окружающего мира (величина, форма)

Май

«Светофор»

№7, 10

Закрепление знаний цветов светофора и их назначения, формировать  умение двигаться по сигналу воспитателя.

Июнь

«Разложи по цветам»

№1, 7, 8, 9

Формировать умение детей различать и называть основные цвета (красный, зеленый, желтый, синий), умение выделять цвет шара, сравнивать шары по цвету, выбирать из группы шаров заданного цвета и распределять их по группам. Развивать у детей речь, внимание, логическое мышление, мелкую моторику.

Июль

«Угадай по описанию»

№ 2, 3, 4, 5, 6

Закрепить представления о объемных геометрических телах (цилиндр, куб, шар). Развитие сенсорных навыков и познавательно-исследовательской деятельности, расширение кругозора, мышления, внимания.

Август

«В мире фигур»

№7, 11

Развитие сенсорных навыков в познавательно- исследовательской деятельности, расширять кругозор.

План работы с родителями воспитанников

Период

Содержание

Отметка о выполнении

Сентябрь

1.Подбор материала, необходимого для работы с родителями по теме самообразования.

2. Постановка целей и задач по данной теме.

Октябрь

1.Папка – передвижка «Дары Фрёбеля».

2.Стендовая информация в родительском уголке «Играем - пальчики развиваем».

Ноябрь

Консультация для родителей «Формирование математических представлений с использованием игрового набора «Дары Фрёбеля»

Декабрь

Индивидуальные консультации по применению отдельных игр из «Даров Фрёбеля» в домашних условиях. Рекомендации родителям

Январь

Поместить в родительском уголке рубрику советов и пожеланий о том, как привлекать детей к развитию сенсорики в домашних условиях.

Февраль

Предложить родителям оказать помощь в пополнении и обогащении центра игр.

Март

Консультация для родителей «В игры разные играем, что мы в детях развиваем»

Апрель

Индивидуальные консультации и беседы с родителями по вопросу применения отдельных игр «Даров Фрёбеля» с детьми 3-4 лет дома

Май

Презентация  для родителей и педагогов «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной деятельности с детьми 3-4 лет» (из опыта работы).

Список использованных источников

Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля» состоит из 6 книг (5 книг с комплектами карточек-игр, всего 80 карточек):

1. Книга «Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в дошкольном образовании в соответствии с ФГОС ДО» (вводная методическая брошюра);

2. Книга «Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в образовательной области «Физическое развитие»; и 15 шт. карточек-игр.

3. Книга «Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в образовательной области «Познавательное развитие»; и 19 шт. карточек-игр.

4. Книга «Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в образовательной области «Речевое развитие»; и 12 шт. карточек-игр.

5. Книга «Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»; и 16 шт. карточек-игр.

6. Книга «Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»; и 18 шт. карточек-игр.

  1. https://a2b2.ru/
  2. https://view.officeapps.live.com/
  3. https://cvetlak-vos-zolotovo.edumsko.ru/

10.https://www.art-talant.org/

11.https://docplayer.com/

12.https://ya-odarennost.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны  воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План по самообразованию «НЕТРАДИЦИОННОЕ РИСОВАНИЕ» План по самообразованию

Название «Путешествие в мир красок и фантазии»Задачи:Развивать воображение, ассоциативное мышление, мелкую моторику, координацию движения рук.Сформировать у детей технические навыки рисова...

План по самообразованию на 2018-2019. Тема самообразования: «Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»

Тема самообразования:«Духовно – нравственное воспитание детей  в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»...

План по самообразованию педагога - психолога Тыриной Анастасии Ивановны на 2019 – 2020 учебный год Тема самообразования: «Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста»

План по самообразованию педагога - психолога ДОУ по теме "Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста"...

План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование» на период с 01.09.2020. - 30.05.2021.

План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование»на период  с 01.0...