«Развитие навыков опрятности у детей второго года жизни»
методическая разработка

Архипова Ольга Витальевна

Программно – методический материал «Развитие навыков опрятности у детей второго года жизни»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskiy_material.doc201 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ Школа 1161 корпус 6

Программно – методический материал:

«РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ОПРЯТНОСТИ У ДЕТЕЙ

ВТОРОГО ГОДА ЖИЗНИ»

Автор:

Воспитатель ГБОУ Школы 1161 корпус 6

Высшей квалификационной категории

Архипова Ольга Витальевна

Москва 2019

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава I. Значение раннего возраста для развития ребенка……………………..6

1.1 Особенности  развития детей раннего возраста…………………………….6

1.2 Средства воспитания опрятности у детей раннего возраста……………...12

Глава II. Методы воспитания культурно-гигиенических навыков…………...17

2.1 Значение культурно-гигиенических навыков ребёнка раннего возраста для развития самостоятельности………………………………………………..17

2.2 Методы и приемы воспитания культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста……............................................................................................20

Заключение…………………………………………………………………….....36

Приложение………………………………………………………………………38

Список литературы………………………………………………………………41

Введение

Выбор темы связан с необходимостью решать проблему воспитания культурно–гигиенических навыков у детей второго года жизни, которую можно эффективно решить через игровую деятельность и не только. В раннем возрасте ведущим видом деятельности является предметно-манипулятивная деятельность. Посредством игры малыш лучше запоминает, устанавливает причинно–следственные связи, а предметно-манипулятивная деятельность помогает ребенку развивать различные навыки. Особенно актуальна эта проблема в раннем возрасте, так как этот период является сенситивным – наиболее благоприятным для развития, поэтому именно в этом возрасте закладывается фундамент всех полезных и необходимых навыков в жизни человека.

Культурно-гигиенические навыки и привычки, которые необходимы для жизни, нужно вырабатывать с раннего возраста. Соблюдение правил личной гигиены, привычка следить за чистотой тела, полости рта и носа не только говорят о культуре ребенка, но и являются гигиенической основой для сохранения здоровья в течение всей жизни.

Сохранение и укрепление здоровья невозможно без соблюдения правил гигиены. Большую роль в развитии гигиены детей сыграли учёные В.И. Молчанов, Г.Н. Сперанский, М.С. Маслов, Н.М. Щелованов и другие. Их труды содержат сведения не только по диагностике и лечению детских заболеваний, но и по уходу, питанию, закаливанию и воспитанию здоровых детей. На основании исследований этих ученых, работники дошкольных учреждений, взяли за основу воспитание культурно–гигиенических навыков. В каждой возрастной группе эта задача осуществляется в соответствии с программой воспитания и обучения по которой работает детский сад. Усвоение того или иного навыка детьми требует времени, поэтому задача его формирования может относиться не к одному, а к нескольким годам жизни ребёнка.

Программы воспитания и обучения в детском саду сориентированы на создание в детском саду обстановки, которая способствует формированию культурно-гигиенических навыков.

Проблемами воспитания культурно-гигиенических навыков детей занимались такие отечественные авторы, как Выготский Л.С., Забрамная С.Д., Малер А.Р., Шипицина Л.М. Среди зарубежных авторов можно выделить Кристен У., Нюканен Л., Рюкле Х.

Культурно–гигиенические навыки у детей воспитываются с самого раннего возраста, при формировании культурно–гигиенических навыков идет не простое усвоение правил и норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации ребенка, адаптации, развитие личностных качеств, самостоятельности и т.д.

В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки совершенствовались.

Взрослые (и родители в том числе) должны всегда подавать пример во всем, требуя выполнения определенных правил, сами всегда их соблюдали, были аккуратны, опрятны внешне. «Если вы требуете, — говорил А. С. Макаренко, — чтобы дети за обедом не читали книгу, то и сами этого не должны делать. Настаивая, чтобы дети мыли руки перед обедом, не забывайте от себя требовать того же. Старайтесь сами убирать свою постель, это вовсе не трудная и не позорная работа. Во всех этих пустяках гораздо больше значения, чем обыкновенно думают».

Цель исследования:

- изучить теоретические основы развития навыков опрятности у детей второго года жизни.

Объект исследования: культурно–гигиенические навыки у детей раннего возраста.

Задачи:

- изучить особенности развития детей второго года жизни;

- изучить основы формирования культурно-гигиенических навыков у детей второго года жизни;

- изучить методику воспитания навыков опрятности.

Методы исследования:

- изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы;

- наблюдение.

Глава I. Значение раннего возраста для развития ребенка

  1. Особенности  развития детей раннего возраста

Ранний возраст — период детства от рождения до 3 лет. Именно ранний возраст может быть сензитивным в формировании культурно-гигиенических навыков. Отказ от памперсов в этот период можно рассматривать как настоятельную необходимость. В 1 год 6 месяцев — 1 год 8 месяцев желательно сформировать у малыша навык опрятности, так как на 2-м году жизни происходят весьма существенные дальнейшие изменения в организме ребенка, при этом они носят больше количественный характер, увеличивается вес и рост ребенка. Необходимо знать особенности детского организма, так как это способствует сознательному уходу за ребенком, правильному его развитию. Режим дня, кормление, воспитание и т. д. должны быть определены в зависимости от потребностей и возможностей детского  организма. [8]

Ребенок в возрасте 2—3 лет выглядит еще непропорциональным, у него сравнительно большая по отношению к туловищу голова и относительно короткие ноги. Высота головы составляет 1/5 от общей длины тела ребенка. Особенности развития органов и систем ребенка на 2-м году жизни тесно связаны с их строением.

Кожа малыша на ощупь мягкая, упругая, брови и ресницы по длине и густоте уже хорошо выражены. Ногти плотные, с поперечной бороздкой. Толщина подкожного слоя на уровне пупка в начале 2-го года 10—12 мм.

Костная ткань еще мягкая и эластичная, так как содержит мало солей и бедна известью. Незавершенность костной системы ребенка заставляет взрослых тщательно оберегать развитие костного скелета и предупреждать появление разных костных деформаций.

Кожа и подкожно-жировой слой нежны и легкоранимы. Площадь кожного покрова ребенка велика, а это легко приводит к перегреванию или переохлаждению. Следовательно, надо быть очень внимательными в выборе одежды ребенка, соответствующей температуре окружающей среды.

Пищевая масса проходит по кишечнику в среднем в течение суток. Заключительный момент работы кишечника — акт дефекации, который у детей до 1 года происходит рефлекторно, а с конца 1-го — начала 2-го года возможно формирование произвольной дефекации, т. е. уже можно приучать ребенка сознательно проситься на горшок. Правильно воспитываемый ребенок начинает проситься на горшок («а-а») в 8—10 мес., говорит Бауэр Ингрид

Для 2-летних детей характерна следующая частота дыхания: 30—32 дыхательных движения в минуту. С конца 1-го года жизни ребенок чаще находится в вертикальном положении, поэтому его дыхание складывается из брюшного и грудного. Дыхательная функция осуществляется в условиях еще узких носовых ходов, недостаточного развития гортани и трахеи, рыхлой слизистой оболочки. Эти возрастные особенности дыхательной системы ребенка предрасполагают к частому возникновению острых респираторных заболеваний. Кроме того, у детей отмечается повышенная чувствительность к недостатку свежего воздуха. Если ребенок длительное время находится в плохо проветриваемой комнате, он становится вялым, раздражительным, у него нарушается сон, понижается аппетит, в дальнейшем может развиться малокровие.

В этом возрасте еще возможны легкие нарушения ритма дыхания ребенка во время сна. Это объясняется незрелостью нервной системы ребенка, особенно коры головного мозга.

Имеет возрастные особенности и система регуляции сердечной деятельности. Пульс ребенка в возрасте двух лет — 110—115 ударов в минуту. У девочек пульс чаще, чем у мальчиков. У сверстников одного пола более частый пульс отмечается у детей небольшого роста. Количество пульсовых ударов значительно увеличивается под влиянием физических и психических факторов: крика, бега, волнения, повышения температуры тела. Артериальное давление у детей тем ниже, чем моложе ребенок.

На ряд особенностей кроветворения оказывают большое влияние качество пищи, условия внешней среды, окружающей малыша. Морфологический состав крови может значительно варьировать в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка. Относительное количество крови у детей больше, чем у взрослых, и составляет около 11% массы тела ребенка (у взрослых — 5—6%).

Следует отметить, что на 2-м году жизни понимание ребенком речи взрослого достигает высокой степени. Родителям, зная это, остается только своевременно и правильно воздействовать на ребенка, развивая и воспитывая его.

В первом полугодии 2-го года жизни запас слов у малыша увеличивается медленнее, чем во втором. В конце же 2-го года он достигает 200—400 слов, среди которых еще много так называемых детских слов. Речь становится важным средством общения ребенка как со взрослыми, так и с детьми.

Продолжает совершенствоваться координация движений рук, особенно заметно развиваются движения правой руки и указательного пальца. В этом возрасте формируется понятие правой и левой руки (правой и левой ноги развивается к 5—6 годам). Ребенок может брать мелкие предметы двумя пальчиками, может закрыть дверь, вложить один предмет в другой.

Ребенок способен уже проявлять такие человеческие чувства, как обида, любовь, радость, страх, желание и многое другое. 2-летнему ребенку доступны юмор и шутка в простом выражении.

Г. В. Тарасова, Н. М. Аксарина выделила 4 возрастных периода в развитии ребенка на 2-м году жизни: от 1 года до 1 года 3 мес, от 1 года 3 мес до 1 года 6 мес, от 1 года 6 мес до 1 года 9 мес и от 1 года 9 мес до двух лет.

Развитие ребенка определяется степенью понимания речи взрослого («понимаемая» речь), развитием речи самого ребенка («активная» речь), умением ориентироваться в величине, форме окружающих предметов (восприятие), развитием навыков самостоятельности в движениях, игре и т. д.

В каждом периоде жизни ребенок умеет делать лишь то, что позволяют ему возможности его организма в этом периоде. Так, к 1 году 3 мес. у ребенка накапливается запас понимаемых из речи взрослого слов, он легко находит знакомые предметы по их названиям (мишку, ложку и т. д.), а к 1 году 6 мес. ребенок способен различать предметы, сходные по своим признакам, и тоже находит их по просьбе (несет всех мишек — пластмассового, мягкого, маленького и большого, находит ложки — столовую, чайную, игрушечную, десертную). В 1 год 9 мес он понимает несложный рассказ по картинке в книжке и может ответить на простые вопросы, а в 2 года рассказ будет ему понятен без показа картинки.

В течение 2-го года жизни особенно быстро развивается активная речь ребенка.

От 1 года до 1 года 3 месяцев. В этом возрасте ребенок хорошо ходит, сам встает, садится, осмысленно занимается игрушками. Он любит общество взрослых, проявляет чувство любви к близким, ласков. У ребенка появляется большой познавательный интерес к окружающему миру — предметам, вещам, игрушкам. Он разглядывает их, трогает, берет в рот, пробует на зуб, на вкус.

Ребенок продолжает расти, в этом возрастном периоде средняя масса тела мальчика составляет 11 465 г + 1300 г, рост 79,4 см ±3,6 см, средняя масса тела девочки — 10 520 г ± ±1275 г, рост 76,7 см±3 см. Важно, чтобы росту соответствовала масса тела ребенка — в таких случаях говорят о гармоничном физическом развитии.

Ребенок понимает много слов из речи взрослого, и запас их постоянно растет. Он легко подражает часто слышимым словам. В игре воспроизводит действия, которые ему показывали, сопровождая их лепетом или отдельными облегченными словами, возгласами, проявлениями положительных эмоций. Во время бодрствования или прогулки ребенок может довольно долго ходить, не проситься на руки, не присаживаться. В процессе ходьбы часто меняет положение туловища — приседает, наклоняется, бежит, поворачивается, пятится, останавливается.

За едой, если его учили этому, малыш умеет самостоятельно есть ложкой густую пищу. Правда не всегда еще аккуратно, но уверенно подносит ложку с пищей ко рту.

От 1 года 3 мес до 1 года 6 месяцев. В полтора года ребенок уже вполне хорошо ходит, умеет перешагивать приставным шагом через препятствия, понимает много слов из речи взрослого, но сам говорит пока мало. Его речь состоит в основном из облегченных детских слов «би-би», «ав-ав», «ля-ля» и т. п.

Ребенок может подолгу заниматься с игрушками каким-то видом деятельности — это очень хорошо, так как в основе его психического развития лежит именно игровая деятельность. В ходе ее у ребенка развиваются движения рук, а в моменты наиболее сильной заинтересованности стимулируется речь самого ребенка.

Средняя масса тела мальчика в этом возрастном периоде составляет 11 805 г + 1185 г, девочки 11 400 + 1120 г. Средний рост мальчика — 81,7 см + 3,3 см; девочки — 80,8 см+3 см. В этом же возрасте прорезываются коренные зубы и клыки.

От 1 года 6 мес до 1 года 9 месяцев. Ребёнок продолжает расти: средняя масса его тела 12 кг 670 г ± ± 1 кг 410 г. Рост мальчика в этом возрасте составляет 84,5 см + 2,8 см. Девочки имеют несколько меньше массу тела и рост, чем мальчики (12 кг 270 г и +1 кг 375 г; 83,7 см + + 3,6 см). Ребенок часто пользуется речью в общении: что-то просит, отвечает на простые вопросы двухсловными предложениями.  Облегченные детские  слова  («ав-ав»,  «би-би» и т. д.) в речи ребенка заменяются правильными словами («собачка», «машинка»). Но если с ребенком не заниматься, не помогать ему осваивать речь, то в его общении со взрослыми будет преобладать «жестовая» речь. А это явная задержка в развитии активной речи. Во время самостоятельной игровой деятельности ребенок обычно строит что-то из кубиков, играет с куклой — кормит, одевает ее, заворачивает в одеяло, качает. Он любит рассматривать знакомые книжки с картинками, слушать четверостишия, песенки-потешки, охотно повторяет то, чему его научили. Ребенок в этом возрасте зачастую в своей игре копирует движения мамы, действия папы, которые он видит.

Ребенок хорошо ориентируется в величине предметов, различает понятия «большой», «маленький», «поменьше», «побольше». Но различные умения и навыки формируются лишь тогда, когда с ребенком занимаются каждый день, терпеливо объясняя, показывая все, чего не знал и не умел он раньше.

От 1 года 9 мес до двух лет. За 2-й год жизни масса тела ребенка увеличивается в среднем на 2 кг, рост - на 11 см, у него должно быть около 20 молочных зубов.                                                   

К двум годам ребенок должен довольно четко знать и уметь выполнять ряд простых правил, например, обязательно мыть руки перед едой.

Ребенок должен уметь, правда, пока еще с помощью взрослых, сам раздеваться и одеваться. Помогая, не нужно торопить малыша, надо предоставить ему возможность проявить самостоятельность. Ведь он так хочет этого: «Я — сам!».

Движения малыша стали более координированными, он хорошо шагает по ровной дорожке, если встречается препятствие (ямка, бугорок, палка, камень), то он преодолевает его, уже не приставляя шаг, а чередуя — это пример более совершенной ходьбы. Умение ребенка чередовать шаг в этом возрасте является показателем своевременного развития движений.

Очень важный момент в развитии 2-летнего ребенка — появление способности различать цвета предметов. Обычно в этом возрасте ему легче различать цвет, глядя на предлагаемый образец.

Днем ребенок спит уже один раз.

В этот период ребенок понимает почти все, что ему говорят, особенно если речь идет о событиях, знакомых малышу. Этот факт доказывает, что понимание речи у ребенка развито соответственно возрастным требованиям. При этом и сам он должен уже говорить 2-3-словными предложениями. Строя фразу, малыш может употреблять не только существительные и глаголы, но и другие части речи — прилагательные (большая, маленькая, красивая и т. п.), местоимения (он, мы, я). Хороший показатель развития речи — умение задавать вопросы  «что?»,  «где?»,  «куда?». [10]

Если ребенок разговаривает и понимает что говорят ему, его легче приучить навыкам опрятности.

Когда ребенку исполнится 2 года, даже если он вполне здоров, обязательно надо посетить детскую  поликлинику.

Ранний возраст это самый благоприятный период для развития навыков опрятности. В этот период происходит наиболее активное физическое и психическое развитие.

1.2 Средства воспитания опрятности у детей раннего возраста

В работе дошкольного учреждения уделяется большое внимание воспитанию у детей культурно-гигиенических навыков. В каждой возрастной группе эта задача осуществляется в соответствии с программой.

Самые маленькие овладевают простейшими навыками (мыть руки, застегивать пуговицы), постарше — более сложными (пользоваться вилкой, быть опрятным). Усвоение того или иного навыка детьми требует времени, поэтому задача его формирования может относиться не к одному, а к нескольким годам жизни ребенка. [14]

Методика соответствующей работы воспитателя определяется программными требованиями и возрастными особенностями детей дошкольного возраста.

К числу основных условий успешного формирования культурно-гигиенических навыков относятся рационально организованная обстановка, четкий режим дня и руководство взрослых.

Рационально организованная обстановка - это наличие чистого, достаточно просторного помещения с необходимым оборудованием, обеспечивающим проведение всех режимных элементов (умывание, питание, сон, занятия и игры).

Для детей особое значение имеет постоянство условий, знание назначения и места каждой нужной им в течение дня вещи. Например, в умывальной комнате должно быть достаточное количество раковин небольшого размера, на каждой из которых лежит мыло; раковины и полотенца размещаются с учетом роста детей; на вешалке над каждым полотенцем — картинка. Это повышает интерес детей к умыванию.
Режим дня обеспечивает ежедневное повторение гигиенических процедур в одно и то же время, что способствует постепенному формированию навыков и привычек культуры поведения. Упрочнение их происходит в играх, труде, занятиях, в быту.

Формирование культурно-гигиенических навыков осуществляется под руководством взрослых — родителей, воспитателя. Поэтому должна быть обеспечена полная согласованность в требованиях дошкольного учреждения и семьи.

У детей дошкольного возраста преобладает конкретное, наглядно-образное мышление. В связи с этим для успешного формирования у них гигиенических навыков необходимо прибегать к показу и объяснению. Воспитатель показывает, как надо держать ложку, выходить из-за стола, мыть руки. Показ обычно сопровождается объяснением. Детям становится понятна целесообразность требований воспитателя (руки мыть чисто, не лить воду на пол и т. д.). Умелое руководство взрослых сокращает время овладения навыками личной гигиены.

Обучение некоторым навыкам, например, культурно есть, требует значительного труда от детей, поскольку для этого они должны овладеть целым рядом действий, осуществляемых в определенной последовательности (правильно сидеть за столом, пользоваться приборами для еды, салфеткой и т. д.). Упражнение ребенка в совершении одних и тех же действий, сопровождаемое постоянным контролем со стороны взрослых, приводит к постепенному формированию требуемых навыков.

Особенно важен контроль на начальной стадии формирования навыка. В дальнейшем воспитатель проверяет тщательность и добросовестность выполнения действий. Отсутствие должного контроля приводит к появлению у детей неверных навыков: они могут неправильно держать ложку, вилку, забывать пользоваться носовым платком, небрежно складывать одежду.
В дошкольном возрасте дети особенно склонны к подражанию, поэтому в формировании навыков большую роль играет личный пример взрослых. Внешний вид воспитателя и родителей, их поведение должны служить образцом для детей; их указания не должны идти вразрез с собственным поведением, так как ничто не проходит мимо внимательных детских глаз. А. С. Макаренко говорил: - «Как ни важны навыки, не следует забывать что, одно только овладение ими еще не обеспечивает правильного поведения. Взрослые должны подавать пример во всем и требую от ребенка выполнения определенных правил, сами всегда их соблюдали, были аккуратны, опрятны внешне и т.п.». Об этом всегда должны помнить и воспитатели детского сада, и родители.

В воспитании навыков следует опираться и на положительный пример самих детей. Воспитатель обращает внимание детей на тех их сверстников, кто умеет хорошо мыть руки, аккуратно обращаться с вещами, самостоятельно одеваться, так как дети не всегда могут сами заметить это.
Предложив детям убрать игрушки после игры, воспитатель замечает, что им помогает и не участвовавший в игре ребенок. «Посмотрите, дети,— говорит педагог,— Игорь не играл с вами, а тоже убирает, помогает товарищам. Все вместе вы быстро уберете игрушки». Другие дети тоже начинают помогать.

Однако, используя положительные примеры, воспитатель должен проявлять такт, не допускать противопоставления одних детей другим.
В воспитании культурно-гигиенических навыков огромную роль играет педагогическая оценка, т. е. положительное или отрицательное суждение педагога об отдельных поступках и поведении ребенка. Более широко воспитатель пользуется в своей работе положительной оценкой: одобрением, поощрением, похвалой. Одобрение поддерживает в детях желание в дальнейшем поступать так же, сделать еще лучше.

Положительная оценка дается и в том случае, когда нужно показать успехи в овладении новыми навыками. Если трехлетний ребенок впервые сам надел рубашку, застегнул пуговицу, воспитатель его одобряет. Чтобы малыш лучше осознал свои новые умения, воспитатель может сравнить его теперешние действия с прошлыми, новую оценку с предыдущей, например отмечает в присутствии всех детей: «Наташа стала быстро одеваться. Раньше делала ей замечания, а сегодня хвалю».

Если дети ошибаются при выполнении тех или иных правил, воспитатель напоминает им, что и как надо сделать, не торопится с замечанием или осуждением.

Положительную оценку надо давать и в том случае, если дети сами помнят, как нужно поступать. Похвала ускорит выработку необходимого навыка. Например, воспитатель говорит: «Я не напомнила Гале, как нужно сесть, а она села правильно. Молодец!» Оценка дается перед всей группой, если всем остальным детям нужно овладеть этим навыком. Если же они в основном уже им овладели, а отстают лишь некоторые, то воспитатель одобряет ребенка индивидуально.

Особая роль в воспитании культурно-гигиенических навыков принадлежит игровым приемам. Используя их, воспитатель закрепляет у детей навыки, которые вырабатываются в повседневной жизни. Видное место отводится при этом дидактическим играм («Уложи куклу спать», «Оденем куклу на прогулку», «Накормим куклу обедом» и т. п.).
Большое влияние на формирование навыков оказывают соответствующие иллюстрации, художественные произведения, фольклор, уточняющие представления детей о том, например, как надо умываться, сидеть за столом, помогать друг другу. Воспитатель обращает их внимание на иллюстрации из детских книг, подбирает картины: «Дети играют», «Дорогие гости», «Новенькая» и т. п. В формировании навыков важен индивидуальный подход к детям. Необходимо помнить о том, что эта задача сложная, требующая систематичности, настойчивости, взыскательности и большого терпения. Все указания детям должны даваться в дружелюбном, спокойном тоне, вызывающем у них положительное отношение к действиям, которые должны стать привычками. [19]

Все сведения по гигиене прививаются детям в повседневной жизни в процессе разнообразных видов деятельности и отдыха, т.е. в каждом компоненте режима можно найти благоприятный момент для гигиенического воспитания.

Глава II. Методы воспитания культурно гигиенических навыков

2.1 Значение культурно-гигиенических навыков для развития самостоятельности

Наряду с организацией правильного режима, питания, закаливания большое место отводится воспитанию культурно-гигиенических навыков, привычек. От этого и значительной мере зависят здоровье ребенка, его контакты с окружающими.

К культурно-гигиеническим навыкам относятся навыки по соблюдению чистоты тела, культурной еды, поддержания порядка в окружающей обстановке и культурных взаимоотношений детей друг с другом и со взрослыми.

Умения – это сформированная у ребенка способность совершать определенные действия на основе полученных знаний.

Навык – это автоматизированное действие, формируемое в результате многократных повторений и упражнений.

Переход навыка в привычку достигается систематическим повторением его при определённых одинаковых или сходных условиях. Привычки в отличие от навыков создают не только возможность выполнения того или иного действия, а обеспечивают сам факт его осуществления. Привычки, приобретённые ребенком, сохраняются длительное время и становятся, как гласит народная мудрость, второй натурой. Приобретённые не правильные привычки становятся устойчивыми и трудно поддаются перевоспитанию.

Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых.

 В процессе повседневной работы с ребенком необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для него естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались. В начале детей приучают к выполнению элементарных правил: мыть руки перед едой, после пользования туалетом, игры, прогулки и т.д.

Формирование навыков личной гигиены предполагает также умение детей быть всегда опрятными, замечать неполадки в своей одежде, самостоятельно или с помощью взрослых их устранять.

Гигиеническое воспитание и обучение неразрывно связано с воспитанием культурного поведения. С самого младшего возраста детей приучают правильно сидеть за столом во время еды, аккуратно есть, тщательно, бесшумно пережевывать пищу, уметь пользоваться столовыми приборами, салфеткой.

Овладение детьми правилами личной, общественной гигиены предполагает умение ребенка вести себя в разных местах, где он бывает. Дети должны твердо усвоить, что нельзя сорить не только в квартире, в общественных зданиях, но и на улицах, в скверах, во дворах, в транспорте.

Все сведения по гигиене прививаются детям в повседневной жизни в процессе разнообразных видов деятельности и отдыха, т.е. в каждом компоненте режима можно найти благоприятный момент для гигиенического воспитания.

Для эффективного гигиенического воспитания большое значение имеет и внешний вид окружающих и взрослых. Нужно постоянно помнить о том, что дети в этом возрасте очень наблюдательны и склонны к подражанию, поэтому воспитатель должен быть для них образцом.

К дошкольному возрасту следует воспитать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности, порядку. В этот период ребенок могут освоить все основные культурно-гигиенические навыки, научиться понимать их важность, легко, быстро и правильно выполнять.

Ребенка нужно научить содержать в чистоте свое тело, помещение и вещи, которыми он пользуется в повседневной жизни. Он должен уметь самостоятельно умываться, чистить зубы, одеваться, поддерживать порядок. Навыки и привычки, прочно сформированные в раннем возрасте, сохраняются на всю жизнь.

Определенное внимание следует уделить воспитанию у детей культурно-гигиенических навыков, связанных с едой. Напоминайте ребенку, что за столом сидят прямо, не горбясь, не наклоняясь в одну сторону. Пищу берут ложкой или вилкой, понемногу.

Необходимо добиваться того, чтобы ребенок выполнял все гигиенические нормы и правила с чувством удовлетворения от самого процесса или от его результатов. В доступной форме ему следует разъяснять значение этих навыков и привычек для укрепления здоровья.

С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идёт не просто усвоение правил и норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, вхождения малыша в мир взрослых. Период раннего и дошкольного детства наиболее благоприятный для формирования культурно-гигиенических навыков. Затем на их основе строится развитие других функций и качеств.

Культурно-гигиенические навыки совпадают с такой линией психического развития, как развитие воли. Ребенок еще ничего не умеет делать, поэтому всякое действие дается с большим трудом. И не всегда хочется доводить начатое дело до конца, особенно если ничего не получается. И если взрослые спешат прийти на помощь ребёнку при малейшем затруднении, освободить его от необходимости прилагать усилия, то очень быстро у него сформируется пассивная позиция: "Застегните", "Завяжите", "Оденьте".

Для того, чтобы завершить действие, получить качественный результат, сделать всё в правильной последовательности, красиво и аккуратно, ребенку нужно приложить волевые усилия.

Выполнение культурно-гигиенических навыков создает условия для формирования основ эстетического вкуса.

Так, девочка начинает приглядываться к себе, сравнивать, насколько она изменилась, когда её причесали, завязали бантики. Важно, чтобы взрослый при совершении бытовых процессов ненавязчиво обращал внимание ребенка на изменения в его внешнем виде. Смотря в зеркало, ребенок не только открывает себя, но и оценивает свой внешний вид, соотносит его с представлением об эталоне, устраняет неряшливость в своей одежде и внешности. Таким образом, складывается критическое отношение к своему облику, рождается правильная самооценка. Ребенок постепенно переходит к контролю над своим внешним видом.

Взаимосвязано с формированием культурно-гигиенических навыков складываются и развиваются нравственные чувства. Дети до трёх лет испытывают удовольствие от того, что они сначала выполняют действия сначала вместе со взрослым, а потом самостоятельно. Стремление заслужить одобрение, похвалу является стимулом, побуждающим ребенка к выполнению действия. [20]

Очень важно чтоб у ребенка были привиты культурно-гигиенические навыки, так он быстрее станет самостоятельным.

2.2 Методы и приемы воспитания культурно-гигиенических навыков

Воспитание культурно-гигиенических навыков начинается очень рано. Подготовкой к формированию навыков, самостоятельным движениям по самообслуживанию является создание у ребенка положительного отношения к одеванию, умыванию, приему пищи. Важным условием для формирования гигиенических навыков является систематичность необходимых операций. Так, ребенок привыкает, что перед едой ему обязательно моют руки, надевают нагрудник и т.д. Воспитатель предоставляет ребенку самостоятельность там, где он что-то может сделать сам. В начале второго года жизни ребенок должен уметь есть самостоятельно, пользуясь ложкой, есть хлеб с первым блюдом, вытирать рот.

На втором году жизни ребенка необходимо систематически прививать ему навыки культуры поведения: спокойно сидеть за столом, тихо разговаривать при укладывании спать, благодарить за оказанную помощь.

 Для первоначальных действий ребенка существенное значение имеет запоминание места для отдельных вещей, своего места за столом и т. п.

При активном формировании навыков самообслуживания важно в первую очередь отработать те из них, которые связаны с организацией всего коллектива.

Дети отличаются большой подражательностью, поэтому взрослому нужно неоднократно показывать, как выполнять новое действие, сопровождая показ пояснениями, чтобы выделить наиболее существенные моменты данного действия, последовательность отдельных операций.

Начиная со второго года жизни с этой целью с детьми проводятся специальные дидактические игры, используются игровые приемы.

Для привития культурно-гигиенических навыков применяются показ, пример (взрослого или ребенка), объяснение, пояснение, поощрение, упражнения в действиях. Широко используются, особенно в младшем возрасте, игровые приемы: дидактические игры, потешки, стихотворения. Содержание культурно-гигиенических навыков осваивается детьми, прежде всего в самостоятельной деятельности, в процессе обучения, в дидактических играх и игровых ситуациях.

Культурно-гигиенические навыки нуждаются в постоянном закреплении.

Формирование культурно-гигиенических навыков совпадает с основной линией психического развития в раннем возрасте - становлением орудийных и соотносящих действий. Первые предполагают овладение предметом-орудием, с помощью которого человек воздействует на другой предмет, например, ложкой ест суп. С помощью соотносящих действий предметы приводятся в соответствующие пространственные положения: малыш закрывает и открывает коробочки, кладёт мыло в мыльницу, вешает полотенце за петельку на крючок, застёгивает пуговицы, зашнуровывает ботинки.

Взрослые должны помнить об этом и создавать соответствующие условия: в ванной (туалетной) комнате обязательно должны быть крючки, полки, расположенные на удобном для ребёнка уровне, на полотенцах должны быть петельки и т. д.

По мере освоения культурно-гигиенические навыки обобщаются, отходят от соответствующего им предмета и переносятся в игровую, воображаемую ситуацию, тем самым, влияя на становление нового вида деятельности - игры. В играх ребёнок отражает (особенно поначалу) бытовые действия, прежде всего потому, что они ему хорошо знакомы и неоднократно совершались по отношению к нему самому.

Чтобы ускорить формирование культурно-гигиенических навыков, необходимо в процессе игр напоминать ребёнку: "Ты всегда моешь руки перед едой. Не забыл ли ты помыть руки своей дочке?".

Таким образом, усвоенные культурно-гигиенические навыки обогащают содержание детских игр, а игры в свою очередь становятся показателем усвоения культурно-гигиенических навыков.

 Культурно-гигиенические навыки связаны не только с игрой. Они лежат в основе первого доступного ребёнку вида трудовой деятельности - труда по самообслуживанию. Ребенок двух лет научился одевать платье, колготки, туфли и начинает осваивать последовательность одевания: что сначала, что потом. При этом сформированные навыки объединяются, образуя схему действий в ситуациях одевания, умывания, укладывания спать и т.д. То есть происходит укрупнение единиц действия, когда малыш работает уже не с одним элементом, а с их группой. Постепенно трудовые действия объединяются в сложные формы поведения. При этом он переносит отношение к себе на отношение к предметам, начинает следить за чистотой не только своего внешнего вида, но и своих вещей, за порядком.

Таким образом, можно утверждать, что сформированные культурно-гигиенические навыки обеспечивают переход к более сложным видам деятельности, стимулируют их развитие, обогащают содержание этой деятельности.

Культурно-гигиенические навыки выступают как важная составная часть культуры поведения. Действия ребенка все более автоматизируются, а его сознание освобождается для анализа условий, в которых они протекают, и для контроля за качеством их выполнения. [20]

На втором году жизни самое главное из всех навыков опрятности это приучение  ребёнка проситься на горшок и пользоваться им.

Современному западному человеку как-то сложно представить себе, что детей можно растить без подгузников. Это как-то не укладывается в голове! Концепция о том, что «ребенку нужны подгузники» кажется несомненной – хотя на практике она абсолютно никак не доказана. Даже более того – концепция о необходимости подгузников повсеместно опровергается личным опытом матерей и отцов из разных стран земного шара. Тысячи людей растят детей без подгузников, просто этот факт не освещен по телевизору. Кроме того, к идее раннего высаживания присоединяется все больше ученых – антропологов, экологов, педиатров, а также обычных родителей. Доктора и педиатры проводят свои собственные исследования, подтверждающие правильность естественных методов. И хотя эти исследования не поддерживаются финансами крупных корпораций – производителей одноразовой гигиены, они искренни – потому, что идут от сердца.

С самого начала нужно отвести в мыслях некоторое время на привыкание. Еще ни одна мама на планете не обучилась высаживанию за два дня! Даже в традиционных культурах, в которых шестимесячные детишки уже не делают «промахов», а мамы начинают с рождения, первые три месяца все равно проходит время обучения. Это нормально, и даже более того - общепринято.

Бауэр Ингрид, выявила, что в разных регионах Земли «время старта» наступает по-разному. В основном, для традиционных культур оно приходит в первые 6 месяцев жизни ребенка. Некоторые начинают с рождения, некоторые позже. Как правило, среднее время начала – от двух недель до трех месяцев. Есть общая тенденция: после 5-6 месяцев начинать становится все сложнее. Западные мамы, начавшие в первые недели, обычно отмечают, что «процесс» идет мирно и гладко и не жалуются на особые трудности. Лучше начинать в самые ранние сроки – первые дни или недели.

Начать оставлять ребенка без подгузника лучше постепенно. Можно попробовать оставлять его без подгузника только время от времени. Шаг за шагом, небольшими ступеньками постепенно ребенок освободится от подгузника. Для начала нужно постараться понаблюдать, как ведет себя ребенок, когда «ходит». Было бы идеально, если бы ребенок в это время был без штанишек: голышом или просто в длинной рубашке. Неплохо было бы проследить, как малыш себя ведет, говорите «намекающий звук». Время от времени высаживайте маленького в удобной позе. Снимайте подгузники постепенно: для начала, например, с утра, потом с утра и после дневного сна.

Ситуации, в которых удобно постепенно начинать высаживание:

- С утра;

- После дневного сна;

- Сразу после кормления;

- После прогулки;

- Ближе к вечеру (после обеда малыши обычно писают реже);

- Непосредственно перед сном, чтобы маленький «сходил» и спокойно заснул.

Бауэр Ингрид, считает, матери, которые начинают высаживание после шести месяцев, обычно переживают трудности, т.к. ребенок успел потерять осознание важных мышц сфинктера.

Когда мама видит, что ребенку надо «сделать дело», она снимает с него штанишки и высаживает в комфортной позе в подходящем для этого месте. Есть несколько способов, как договориться об этом с малышом, который еще не разговаривает.

1. Наблюдение за образцами поведения ребенка в тот момент, когда он ходит в туалет или только просится.

Пристально и внимательно наблюдая, мама сможет найти основные «образцы поведения» своего малыша – как он обычно ведет себя, когда ходит в туалет или готовится. Можно также найти взаимосвязь с другими моментами жизни малыша – например, со сном, прогулкой или кормлением. К примеру, многие малыши «ходят» сразу после пробуждения и через определенный интервал после кормления.

2. «Сигналы» ребенка или язык его тела.

Как только родители начинают наблюдать, их изумляет тот факт, что их ребенок действительно просится и сигналит, когда хочет «сходить». Родители могут увидеть это собственными глазами. Хотя все дети разные, у них есть общие образцы поведения: поеживание, изгибание тела, гримаски на лице, плач или недовольное ворчание, замирание среди обычной активности либо, наоборот, взрыв активности, пробуждение ото сна и т.д.

3. Интуиция.

Применяя метод естественной гигиены некоторое время, многие матери замечают, что они просто чувствуют, когда нужно помочь малышу «сделать делишки».

4. Намекающий звук.

Во всем мире родители используют определенные «намекающие звуки» - такие, как «а-а» или «пс-пс». (В некоторых культурах «ш-шш» или нежное «с-сс»). Можно использовать этот звук каждый раз, когда ребенок «ходит». Дети быстро приучаются ассоциировать звук с возможностью «сделать дело». И тогда родитель может издавать этот звук как приглашение, а малыш сам решает, нужна ему сейчас такая возможность или нет. Получается своеобразный «первичный разговор» между взрослым и новорожденным. Некоторые детки даже начинают сами издавать этот звук – но уже как сигнал для взрослого.

Какой бы сигнал не был выбран, важно придерживаться одной линии (по крайней мере, поначалу). Частая смена «намекающих знаков» может запутать малыша. Намекающие звуки и жесты - это практически еще один язык, на котором можно говорить с малышом, и поэтому здесь очень важно постоянство. По мере того, как ребенок растет, намекающий язык может спонтанно меняться – например, по желанию взрослого или потому, что ребенок изобрел свой звук или жест.

В раннем начале обучения все так или иначе делают ошибки. Иногда не замечают намеков, а иногда высаживают детей тогда, когда они не хотят. Ничего страшного: нужно всего лишь предложить! Малыш должен сам решить, нужно ли ему или ей в данный момент такое предложение. Малыши способны ясно объяснить, что сейчас им не хочется. Они показывают отсутствие интереса так: отворачиваются, отводят свои глаза. Если мама не догадается, ребенок может терпеливо и спокойно ждать.

Чуть попозже ребенок объяснит более отчетливо: выгнет спинку или будет упираться ногами и взмахивать руками, словно пытаясь удалиться. Он также может жаловаться звуками или словами, изворачиваться или недовольно хмурить лицо.

Чтобы не расстраивать ребенка, лучше реагировать на слово «нет» достаточно быстро. Нужно доверять своему малышу, не держать его подолгу в специальной позе. Необходимо уважать детское слово «нет», откликаться на него мягко и охотно. Лучше действительно повторить попытку попозже.

Некоторые родители уверены, что горшок – бесполезное изобретение и что лучше изначально приучать малышей «ходить» туда же, куда и взрослые. Тем не менее, горшочки изобретены довольно давно – и не в западном мире. Даже в «традиционных» культурах, близких к жизни древних цивилизаций, мамы предлагают малышам специальные чаши, расположенные на земле или в жилище. Чаши ставятся в определенных местах, вблизи к жилью и в поле зрения мамы. Подрастая, малыш становится более подвижным и независимым, а затем включается в общую культуру и начинает «ходить» туда же, куда и большие.

Чем младше ребенок, тем проще приучить его или ее к определенному месту. В квартире практично ставить горшки или другие переносные емкости в тех местах, где малыш находится чаще всего. (Иногда родители ставят несколько горшков в разных местах дома. В этом случае им не приходится терять время на поиски нужного предмета). Если ребенку на горшке комфортно, он (или она) начнет пользоваться горшком самостоятельно, как только будет к этому достаточно готов. Если ребенок понимает значение горшка и он постоянно доступен для ребенка, это облегчает задачу. Как правило, дети сами начинают садиться на горшок, когда они уже умеют ползать или даже ходить. Кроме того, малыш должен уметь аккуратно приседать. Это не такая простая задача, как кажется «обученному» взрослому. Многие дети обучаются навыкам в полном объеме после первого дня рождения.

Для начала надо показать ребенку горшок, объяснить ему этот предмет. Можно высаживать ребенка на ручках в привычном месте, но время от времени делать это над горшком. Лучше высаживать малыша на горшочек так же, как держали его (ее) на руках, и быть рядом. Поддерживать ее (его) руками, не забывать про «намекающий звук». Нужно учитывать «сигналы» малыша и его (ее) внутренний «график». Дети замечательно учатся на примерах других детей, постарше. В идеале ребенку нужно показать другого малыша того же пола, который немного старше и уже умеет обращаться с горшком.

Ребенок перейдет с горшка во взрослый туалет тогда, когда поймет его значение и почувствует свою готовность. Чтобы комфортно сидеть на большом туалете, малышу нужно подрасти. Ей или ему понадобиться небольшая помощь: специальное сиденье, удобная ступенька, а также наглядное объяснение родителя того же пола.

Многие дети предпочитают делать «дело» в одном и том же, хорошо знакомом месте. Лучше всего использовать один горшок на привычном месте – именно так проще наладить практику в самом начале. Детишки, переживающие стресс или неважно себя чувствующие, тоже получают успокоение от привычных, налаженных методов. Есть дети, которые громко настаивают на «хождении» в одно и то же место. В то же время есть и другие дети, которые с удовольствием высаживаются в самых разных местах.

Первое время, наверное, лучше начинать высаживание днем, а на ночь одевать на ребенка подгузник. Но на самом деле, малыши редко «ходят» во сне; обычно ради дела они просыпаются – даже те, кто ночует в подгузнике. Многие детишки, которых высаживали по ночам, не писали в постель – в отличие от своих старших братишек и сестренок, носивших подгузники первый год или два.

Гормональная система человека устроена так, что по ночам производится меньше мочи, чем в дневное время. Те детишки, которых высаживают по ночам, остаются сухими на протяжении всей ночи с довольно раннего возраста, (после 6 месяцев), особенно если их дополнительно высаживать перед сном. Как только малыш пробудился и начал ворочаться – нужно отнести его «для дела», многим этого достаточно для того, чтобы снова заснуть.

Все детишки по ночам подают очевидные «сигналы»: ворочаются, поеживаются, просыпаются, морщат личико и активно крутятся в кроватке, когда чувствуют «нужное время». Малыши постарше могут проснуться и сесть на кровати или попытаются сползти в кровати вниз. Инстинкт «не ходить там, где спишь», действует как серьезная сила! Если ребенка на ночь оставить в семейной постели он будет чувствовать себя «на седьмом небе», а мама легко проснется, когда ребенок начнет ворочаться. Лучше всего высаживать малыша, когда он (или она) еще не окончательно проснулся и находится в полусне. Малыши, которых высаживают по ночам, спят спокойно, хорошо отдыхают и прекрасно высыпаются. Становясь чуть постарше, они могут спать с вечера до утра, как большие, и «ходить» только утром.

По ночам не всегда удобно идти с ребенком куда-то далеко; эта перспектива обычно не очень нравится детишкам и самим родителям. В этом случае очень удобно поставить горшочек прямо возле кровати, и высаживать ребенка именно над ним.

В первое время можно использовать по ночам подгузники, но не  забывать менять их непосредственно среди ночи – так вы привыкнете ориентироваться на нужное время. Ни один ребенок не любит спать в своих выделениях, но если взрослые игнорируют грязные подгузники среди ночи, малыш может привыкнуть, и тогда обучение пойдет тяжелее – в том возрасте, в котором вы решите начать.

Мамины помощники: отцы, бабушки и другие члены семьи. Лучше всего потребности малыша чувствует именно мама, т.к. у них есть особая, необъяснимая связь. Тем не менее, это не означает, что практиковать высаживание может только мама. Отцы, как и другие родственники, также могут успешно находить с малышом общий язык.

В современном мире, надо признать, не все понимают, что ребенку лучше без подгузников. Понимание со стороны папы – огромная помощь сама по себе, а его участие в высаживании делает папу бесценным помощником. Понимание и поддержка отца действительно важны для мамы, а участие папы в уходе за малышом создает между ними прочную связь. Быть родным и близким человеком для ребенка для отца так же важно, как и для матери. Участие в уходе за малышами на самом деле обогащает и папину жизнь, делает его ближе к своим маленьким деткам. Впрочем, первое время малышу лучше находиться в основном при маме, а папа может оказывать помощь тем, что окружит самых близких своих людей вниманием и заботой. Быть заботливым, сильным папой – отдельное удовольствие для мужчины. Отец может, например, высаживать карапуза время от времени, когда мама замечает «сигналы» - хотя некоторые папы понимают «сигналы» едва ли не лучше, чем мамы.

Лучше малыша постараться одеть попроще – так, чтобы в любой момент можно было высадить ребенка без особых проблем. Здесь подходят комбинезоны с кнопочками внизу, а также штанишки, раздельные с верхом. В некоторых случаях одежда бывает совершенно необходима как социальное условие (например, на прогулке.) Избегайте слишком тесной одежды, она должна быть максимально свободной и просторной. В некоторых случаях имеет смысл купить на размер больше. Иногда наоборот, для ребенка без подгузников подходит размер меньше, т.к. в наши дни одежду специально планируют «под подгузник». Постарайтесь, чтобы одежда не мешала малышу двигаться.

В зимних условиях практиковать высаживание достаточно сложно. Современные родители даже при умеренной погоде предпочитают перекутать ребенка в несколько слоев – так, на всякий случай. Вместе с тем, дети – не такие уж слабые создания. Их не нужно перекутывать так, чтобы малыш был горячим! Вполне достаточно одеть ребенка так же тепло, как и взрослого.

Для детей постарше в холодное время года нужна теплая одежда (как и для маленьких в очень холодные морозы). Надо стараться выходить на улицу после «дела» и учитывать сроки, когда «это» должно случиться в следующий раз. Может быть, имеет смысл для дела зайти домой – и потом снова выйти.

Предпочтительнее, если одежда будет раздельной: куртка отдельно от штанишек. Одевая маленького на прогулку, нужно подобрать вещи так, чтобы в случае необходимости их легко можно было бы снять! Кнопочки и молнии должны расстегиваться быстро и легко. Многие мамы предпочитают на время прогулки одевать ребенку подгузники, т.к. риск простудиться все-таки существует.

Всевозможные сложные моменты, мешающие методу естественной гигиены – а также способы их устранения.

Приучая ребенка к горшку, все мамы время от времени допускают «промахи». Это вполне нормально, правда, в случае позднего обучения (после двух лет) период «промахов» длится до трех – четырех лет. Ребенок, обученный естественной гигиене с рождения, перестает делать «промахи» на несколько лет раньше. Если взрослый постоянно напряжен и взволнован, ожидая возможного «промаха», ему будет очень сложно прислушаться к малышу и настроиться с ним на одну волну. Это можно сделать только в хорошем, безмятежном по-детски настроении. Лучше принять как факт, что при обучении малыша «туалетному делу» промахи неизбежны и вначале это бывает у всех.

Страх перед «промахом» - безусловно, «проблема №1» всех родителей, начинающих практиковать высаживание. Это также основная причина, по которой многие отказываются даже начать. Что самое главное, именно этот фактор затягивает «время промахов» надолго. Если родители панически бояться пропустить нужный момент, они наверняка его пропустят. Но как только их страх перед крохотным «делом» исчезнет, все остальные проблемы потеряют свою остроту.

Колоссальное значение для ребенка имеет реакция взрослого на промахи, случайные пятна, а также на саму необходимость заниматься высаживанием. Это задача родителей – создать у малютки правильное отношение к «делишкам» - причем сделать это так, чтобы у ребенка не возникло страха, вины или отвращения к правильным и природным процессам. Первоначально все детишки настроены позитивно, и поэтому задача родителей заключается в основном в сохранении и поддержании природного мирного оптимизма.

Если ребенок «промахнулся» - это не более страшно, чем, если взрослый случайно разобьет тарелку. Гнев, стыд, злость взрослых здесь абсолютно неуместны - создается картина будущего доверия на всю жизнь. Этот возраст крайне важен для будущего. Любая негативная эмоция по отношению к ребенку далеко небезобидна! Даже если у взрослого и возникли какие-либо нежелательные эмоции, он должен постараться погасить их сам, не выплескивая на ребенка.

Лучше всего относиться к «промахам» мирно и с мягким юмором. Тихое «ох!», направленное в первую очередь на себя помогает сохранять ситуацию спокойной. Единственное, что необходимо в случае промаха – быстрая уборка, и ребенок не должен в ней участвовать, если сам он не выражает такого желания. Все детишки по своей природе социальны, и они делают все как можно лучше в предоставленных им обстоятельствах.

Промахи и пятна – необъемлемая часть обучения. Нет нужды расстраиваться. Тихое «Ох!». Вытираем. Жизнь продолжается.

Высаживание не всегда протекает гладко. Внезапно бывают случаи, когда малыш однозначно отказывается «сходить», протестует резким «Нет!» - и спустя мгновение делает лужу на полу или писает в штанишки. Или начинается полоса «промахов» - когда, казалось бы, приучение хорошо налажено. Это расстраивает родителей и смущает самих малышей. Здесь полезно не переживать, а спокойно поразмыслить, почему такое могло произойти.

Резкие родительские эмоции (особенно осуждение ребенка) не идут на пользу, т.к. они способны сломать установившееся между родителями и детьми хорошее понимание. Нужно постараться всеми силами избежать борьбы с вашей крохой, ведь он (или она) не желает поступать плохо. Сохраняйте дружбу и чуткость, это очень важно и нужно.

Бауэр Ингрид, говорит, запомните: первое и самое главное: ребенок не сопротивляется ЛИЧНО ВЗРОСЛОМУ. Нет, он (она) всего лишь показывает, что что-то идет неверно. Они используют эту ситуацию для того, чтобы что-то вам объяснить. Детишки, воспитанные без подгузников, растут очень чуткими, они в ладу с самими собой и способны выразить свои потребности понятно и однозначно. Изменяя образцы своего поведения в «личном деле», они пытаются обратить внимание взрослого на то, что ситуация чем-то их не устраивает.

Ребенок растет. На глазах он становится взрослее и его поведение изменяется. Так как он (она) меняется, то и родителям, приходится постоянно пересматривать свои взгляды и поведение. Здесь не может быть устоявшихся моделей и привычных поступков; здесь все переменчиво. Самое главное – постоянно сохранять любовь и взаимное уважение. Высаживание, как все в этом мире, переменчиво. Подрастая, малыш может захотеть делать «это» по – новому: в другом месте, в новой позе. В принципе, регрессия иногда возникает спонтанно, как одна из ступеней роста малыша – а потом спонтанно проходит.

Когда количество «промахов» внезапно возрастает, когда ребенок активно сопротивляется, только родитель и ребенок могут определить, что же здесь произошло. Иногда ответ лежит на поверхности, надо всего лишь немного подумать. Иногда ответ приходит не сразу, требует долгих размышлений и творческого подхода, чтобы узнать в чем дело.

Совсем не нужно постоянно быть взволнованными темой высаживания. Тем не менее, многие родители ошибочно делают высаживание своей главной задачей с утра и до вечера. Теперь они с увлечением распознают возможные «сигналы» в любое время суток и через каждые 15 минут стараются высадить ребенка пописать, отрывая его от игры и от исследования окружающего мира.

Поступать так не надо. Начнем с того, что это нарушает природное детское обучение. Во-вторых, если карапуз увлечен какой-либо игрой и родители грубо его оторвали, то, естественно, она или он будет возражать и, вполне вероятно, не захочет писать на таких условиях. Их ждет явное сопротивление – как голосовое, так и движениями всего тела.

Если родители понимают, что проблема – в излишнем энтузиазме, то им несложно найти правильное решение. Притормозить самого себя, отбросить суетливость. Постараться прислушаться к своему ребенку и действовать синхронно с его внутренними ритмами, а не пытайтесь подстроить их под себя.

Даже когда ребенок подрос, все равно можно и нужно сохранять с ним взаимопонимание, быть на одной волне. Постараться помнить природный «график» ребенка. Сажать ребенка на горшок тогда, когда в его деятельности наступает пауза. Быть нежными, мягкими и внимательными. Если ребенок держит в руках какую-либо игрушку, обязательно нужно взять его на горшок вместе с ней – так малыш будет продолжать свое изучение «в процессе». С ребенком постарше уже можно договориться, объяснив ему (или ей) свои намерения. Можно специально дать малышу в руки что-то яркое для изучения. Вот еще хороший совет: иногда проще поднести горшочек к ребенку, чем вести ребенка к горшку!

Когда ребенок отказывается высаживаться и при этом четко сигналит «пора», когда он умеет пользоваться туалетом, но случайно делает «лужу» на полу, у родителя это может вызвать самые разные эмоции. Довольно часто, взрослые, к сожалению, поступают стереотипно – то есть повторяют одни и те же, привычные действия. Пытаются пристыдить, выдать некие назидания и хотят держать все на свете «под колпаком». Эти стереотипы не приносят счастья, они утомляют самих родителей. Они исполняют эти роли потому, что они привычны им еще с их детства. Тем не менее, от «заезженных пластинок» всегда можно отказаться. Не надо действовать машинально! Всегда есть выбор, есть возможность изменить свое поведение в лучшую сторону.

Высокое качество выполнения одного действия приносит ребенку удовлетворение и позволяет перейти к другому. Поэтому он сначала раздевается после прогулки, потом идет мыть руки и после этого садится обедать. И если сначала действие побуждалось мотивом, лежащим вне его, например, в требовании взрослого или в понимании необходимости его выполнения, то потом мотивом становится сама потребность выполнить действие.

Таким образом, освоенные культурно-гигиенические навыки превращаются в привычки - действия, выполнение которых стало потребностью. Необходимыми условиями формирования привычек выступает положительное отношение ребенка к бытовой деятельности и систематическое повторение бытовых процессов, предполагающих его известную самостоятельность.

Привычки выполнять требования личной гигиены и культурного поведения проявляются в разных жизненных ситуациях. А бытовые процессы выполняются без напоминания взрослых. Постепенно возрастает сознательное отношение к своему поведению и контроль за ним.

К полутора годам малыш овладевает простейшими навыками самообслуживания: сравнительно аккуратно пользуется ложкой и чашкой, просится на горшок, с помощью взрослого пытается раздеваться и одеваться.

Дети этого возраста требуют постоянного внимания и опеки, подсказки и напоминаний. Только в совместной деятельности взрослого и ребёнка происходит совершенствование навыков. [5]

Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей – первооснова всей дальнейшей работы и основа для развития физически крепкого ребенка. К тому же культурно-гигиенические навыки – это элементы самообслуживания, что является первой ступенью и основой для трудового воспитания.

Заключение

В результате работы над теоретической частью, я узнала, что ещё классики отечественной педагогики (Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, К.Д. Ушинский) писали, что формирование культурно-гигиенических навыков одно из важнейших направлений в работе с детьми. Современные педагогические исследования и опыт работы показал, что главное не упустить благоприятный период, когда навыки и привычки формируются быстро, т.е. сензитивный период. Работа по формированию культурно-гигиенических навыков должна вестись в непосредственном контакте с семьёй.

Изучение первоисточников, позволило углубить знания о значении культурно-гигиенических навыков в воспитании ребёнка дошкольного возраста.

Чаще всего дети учатся культурно-гигиеническим навыкам в процессе игр или же с помощью художественного слова.

Изучая опыт работы по формированию культурно-гигиенических навыков у детей второго года жизни, мне стало известно, что в этом помогают разные игровые приёмы и методы. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, причёски и т. д. продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. А человеческие отношения маленький ребенок воплощает, прежде всего, в игре. Поэтому в своей опытной работе я отдала предпочтение разным приёмам и методам. Проанализировав опыт работы в журналах “Дошкольное воспитание” и “Вопросы психологии” я пришла к выводу, что его по данной теме не достаточно.

Культурно-гигиенические навыки - важная составляющая часть культуры поведения. Педагоги и родители должны постоянно помнить, что привитые в детстве навыки, в том числе культурно-гигиенические, приносят человеку огромную пользу в течении всей его последующей жизни. Я убедилась, что формируя у детей раннего возраста культурно-гигиенические навыки, мы параллельно влияем на многие психические процессы в развитии ребёнка, при этом педагог должен набраться большого терпения и понимания.

Приложение

Методические рекомендации родителям по формированию навыков самообслуживания у детей в семье.

     Получив результаты нашего научно-практического исследования, мы выяснили, что успешное и полноценное формирование навыков самообслуживания у ребёнка в семье в значительной степени зависит от понимания и осознавания родителями индивидуально-психологических особенностей своего ребёнка, от наличия в системе домашнего воспитания определённых приоритетов и иерархии в структуре навыков самообслуживания детей и, конечно же, от оптимального стиля взаимоотношений между родителями и детьми.

     На основании этих выводов, мы сформулировали следующие практические рекомендации для родителей:

  • Создать в семье  условия для своевременного появления и полноценного развития предметной деятельности ребёнка. Это значит, что нужно побеспокоиться о своевременном и последовательном развитии у ребёнка общей сенсорики, эмоциональной чувствительности, а также первых элементарных действий с различными предметами.

Расширять круг предметов, которые осваивает ребёнок. Это и специальные игрушки, дидактические материалы, и предметы быта. предметная деятельность органически включается в другие виды деятельности, превращается в отдельные действия, например, в труде – действия с предметами труда (ребёнок учится надевать колготки, туфли и др., лепит с мамой пельмени, стирает своё носовой платок и т.д.).

  • Не спешить всё делать за ребёнка, помогать ему. Сначала нужно понаблюдать за тем, как он пытается действовать с каждым новым предметом. Учить следует тому, что ребёнок не знает, не умеет, и в той мере, в какой он в этом нуждается. Для этого приведём пример оптимальных этапов развития предметного действия во время кормления ребёнка:

Этап №1. Действие выполняется ребёнком совместно со взрослым. Вложим ложку в ручку ребёнка, вместе с ним зачерпнём кашу (суп и т.п.) и донесём до рта. Совместное действие нужно повторить несколько раз для запоминания ребёнком.

Этап №2. Действие начинается совместно, а заканчивается ребёнком самостоятельно. Вместе с ребёнком возьмём ложку, зачерпнём пищу, а остальное он доделает сам.

Этап №3. Ребёнок выполняет действие только на основе показа взрослого. Так малышу, севшему за стол вместе с вами, вы показываете, как надо взять ложку, набрать ею суп и т.д.

Этап №4. Ребёнок выполняет действие сам, но на основе подсказки взрослого: Возьми ложку правильно, за ручку, набери супу неполную ложку и т.д.

     На каждом этапе усвоения ребёнком действия необходимо взрослым всячески поощрять, поддерживать ребёнка, побуждать к упражнениям. При этом степень самостоятельности ребёнка постоянно повышается и меняется характер и мера помощи взрослого. За малышом нужно постоянно наблюдать: не упрощать, не облегчать ему задачу слишком, он должен прилагать собственные усилия, но также не ставить перед ребёнком непосильных для него задач.

  • Правильно выстраивать характер общения с ребёнком. Доброжелательность, вера в своего ребёнка, поддержка и поощрение, не только за успехи, но уже за одно желание и старание действовать самостоятельно, крайне необходимы. И самое главное для родителей – проявлять терпение. Не  делать за ребёнка всё самим – когда-то ему надо учиться. В спокойной ситуации, когда родители никуда не торопятся, нужно позволить своему малышу тратить на самостоятельные действия столько времени, сколько ему нужно.  Родители должны постараться идти за ним, помогая, поддерживая, раскрывая его способности к развитию.

Родителям крайне важно понимать, что каждый ребёнок индивидуален, неповторим, не похож на других. Нужно принимать ребёнка таким, каков он есть, не сравнивать его с другими детьми. У него есть свои способности, возможности, темпы развития и т.д.

Главное не отступать от принятого порядка и способов действий, надо поощрять, хвалить ребёнка за то, что он делает всё правильно. За те действия, которые ребёнок начинает выполнять без усилий и напряжения, хвалить не надо. На первых порах нужна такая помощь, но такая, чтобы не подавлять в нём стремления к самостоятельности. Можно действия обыгрывать, можно прочесть соответствующую потешку, называя имя ребёнка.

Самообслуживание постоянно будет необходимо человеку в его жизни, оно является незаменимой характеристикой любой трудовой деятельности.

Список литературы

1. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. – М.: Просвещение, 1981. – 300 с.

2. Баркан А.И. Практическая психология для родителей или как научиться понимать своего ребёнка. - М.: АСТ-ПРЕСС, 2000. – 295 с.

3. Бархатова Л. Воспитание культуры поведения.// Дошкольное воспитание.-1989. - №11. с. 17-21.

4. Барышников Е.Н., Колесникова И.О. О воспитании и воспитательных системах. - СПб.: СПб, ГУМП, 2003. – 96 с.

5. Бауэр  И. Жизнь без подгузника! Нежная мудрость естественной гигиены малышей. – М.: Генезис, 2008. – 280 с.

6. Белкина В.Н. Психология раннего и дошкольного детства: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Академический проект; Гаудеамус, 2005. – 256 с.

7. Богина Т.Л., Терехова Н.Т. Режим дня: Книга для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1987. – 95 с.

8. Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребёнка от  года до трёх лет: Пособие для работников ДОУ и родителей. - М.: АРКТИ, 2000. - 64 с.

9. Григорьева Г.Г., Кочетова Н.П., Сергеева Д.В. Кроха: пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трёх лет. – М.: Просвещение, 2006. - 189 с.

10. Давыдов В.В. Генезис и развитие личности в детском возрасте // Вопросы психологии. – 1992. № 1. – с. 22-33.

11. Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника М.: ТЦ Сфера, 2005. – 96 с.

12. Зверева О.Л., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание: учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. - М.: Академия, 2000. – 160 с.

13. Ковальчук Я.И. Индивидуальный подход в воспитании ребёнка. - М.: Просвещение, 1985. - 112 с.

14. Конина Е.Ю. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей. Игровой комплект.- Айрис-пресс, 2007. - 12 с.

15. Макарычева Н.В. Проблемы раннего детства: диагностика, педагогическая поддержка, профилактика: В помощь занимающимся воспитанием детей 2-3 лет. – М.: АРКТИ, 2010. – 64 с.

16. Островская Л.Ф. Педагогические знания – родителям. - М.: Просвещение, 1983. – 176 с.

17. Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста.- М.: Просвещение, 1986. - 141с.

18. Спиваковская А.С. Как быть родителями. - М., 1986. – 160 с.

19. Теплюк С. Об опрятности и аккуратности.// Дошкольное воспитание. -1988. - № 9. – с. 13-17.

20. Яковенко Т., Ходонецких З. О воспитании культурно-гигиенических навыков.// Дошкольное воспитание. – 1979. - №  8. – с. 15-20.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие общей моторики у детей второго года жизни

Работа представляет собой методическую разработку, предназначенную для родителей детей группы раннего возраста №1....

СИСТЕМА РАБОТЫ по развитию навыков общения у детей шестого года жизни, посредством сюжетно – ролевой игры «Строители».

Особое место в деятельности дошкольника занимают игры, которые создаются самими детьми, это творческие или сюжетно-ролевые игры. В них дети производят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни...

Консультация для родителей «Воспитание самостоятельности и развитие навыков самообслуживания у детей третьего года жизни»

Воспитание самостоятельности и развитие навыков самообслуживания у детей третьего года жизни....

"Волшебная пуговка как форма развития навыков самообслуживания у детей второго года жизни в режимных моментах"

Воспитание культурно-гигиенических навыков имеет значение не только для успешности социализации детей, но и для их здоровья. С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических...

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕ ВТОРОГО ГОДА ЖИЗНИ

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕ  ВТОРОГО  ГОДА ЖИЗНИ...

КАРТОТЕКА ИГР НА РАЗВИТИЕ СЕНСОРНЫХ ПРЕДЭТАЛОНОВ У ДЕТЕЙ ВТОРОГО ГОДА ЖИЗНИ

КАРТОТЕКА ИГР НА РАЗВИТИЕ СЕНСОРНЫХ ПРЕДЭТАЛОНОВ У ДЕТЕЙ ВТОРОГО ГОДА ЖИЗНИ...