"Письменная речь детей"
материал (подготовительная группа)

Консультация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx14.86 КБ

Предварительный просмотр:

Письменная речь детей

Письменная речь является сложной формой речевой деятельности. На современном этапе развития общества письменная речь превратилась в самостоятельный вид речевой деятельности, имеющий свою структуру и специфику формирования, принципиально отличающую ее от устной речи. Современная наука выделяет несколько причин, обуславливающих трудности формирования письменной речи у детей:

1. Подготовка представляет собой в основном обучение кодированию звучащей речи в знаки письменной речи и выстроена как чисто механическая выработка соответствующих технических навыков (звукового анализа слова, звукобуквенной ассоциации, письма). При этом упускается тот факт, что овладение письменной речью является продуктом длительного развития высших психических функций ребенка, поскольку означает освоение особой и чрезвычайно сложной символической системы знаков.

2. Письменная речь включает, с одной стороны, активное выражение своих мыслей средствами той или иной письменности и, с другой стороны, восприятие и понимание написанного средствами чтения. Следовательно, овладение ее предполагает наличие умения выражать с помощью нее мысли и понимать написанное, а именно те смыслы, которые она передает. Однако, согласно программам подготовки, воспитатели ДОУ ограничиваются в данном направлении лишь осуществлением работы  по развитию связной монологической речи у детей, обеспечивая становление умения выражать свои мысли. Работа по становлению умений излагать свои мысли посредством знаковой системы (кодировать) и понимать смысл, зафиксированный с помощью знаковой системы (декодировать), не предусмотрена дошкольными программами. При этом действия кодирования-декодирования являются основополагающими для овладения письменной речью и должны быть сформированы наряду с развитием устной речи.

3. У детей дошкольного возраста почти нет потребности в письменной речи, а следовательно отсутствует и мотивация к ней.

К сожалению данные причины не достаточно учитываются при формировании готовности детей к овладению письменной речью. На основании подобного анализа специфики формирования письменной речи у детей возможно выделить малоочевидные компоненты подготовки к ее овладению, которые наряду с выработкой технических навыков письма и работой по развитию устной речи должны войти в содержание работы по подготовке детей к овладению письменной речью:

1. Язык жестов, детский рисунок должны стать неотъемлемой частью подготовки детей к овладению письменной речью, развития их речевого мышления, выстраивания интеллекта как мыслительной структуры. Использование жестов и рисунка ведет к осознанию смысла всей знаковой письменной системы языка и является средством развития абстрактного мышления. Такая деятельность способствует активизации наибольшего числа элементов, составляющих комплексы, а также разных цепочек аналогичного знакового уровня в мозгу: разложение предмета и вычленение наиболее характерных признаков, умение синтезировать детали и осмыслять ситуацию в целом; осуществлять перенос значений, замещение предметов знаками и одних знаков другими.

2. Обучение детей использованию различных способов передачи информации (систем письма, не связанных с произношением), в которых вербальное содержание моделируется с использованием образов в разных знаково-символических модальностях (жест, рисунок, пиктограмма и т.д.) обеспечивает развитие у детей старшего дошкольного возраста способности к кодированию, удержанию смысла при передаче и декодированию информации при ее получении (взаимосвязь с чтением). Такая работа создает условия для постепенного формирования понимания смысла письменно-речевой деятельности и благоприятно сказывается на развитии графических навыков, обеспечивающих техническую сторону письма.

3. Формировать мотивацию к письменной речи можно через включение в процесс подготовки разнообразных видов детской деятельности, так как известно, что мотивы самой речевой деятельности, как правило, лежат за ее пределами, т.е. в других видах деятельности.

Например: а) Придумайте рисунки, пиктограммы по охране живой природы на территории нашего детского сада. О чем они будут предупреждать посетителей? б) Сочините сказку и запишите ее с помощью пиктограмм.

Побуждением к использованию письма может стать и коммуникативная игра, в ходе которой по каким-либо причинам затруднено устно-речевое общение («Волшебные рыбки»). Такой подход помогает ребенку осознавать письменную речь как важнейшее средство общения, и создает абсолютно естественное и безусловное побуждение к коммуникации в письменной форме.

Подготовлено по научно-исследовательским материалам Ю.В. Васьковской




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Подготовка детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР) к овладению письменной речью"

Актуальность. Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что вопросы, связанные cформированием письменной речи на уровне дошкольного возраста недостаточно изучены. Это вызывает нео...

Факторы, способствующие развитию устной и письменной речи детей дошкольного возраста.

В данной статье рассматриваются основне факторы, способствующие развитию речи детей дошкольного возраста....

Особенности письменной речи детей 6-7 лет с задержкой психического развития

В данной статье описываются особенности писменной речи детей с ЗПР....

Консультация для родителей “ О нарушении письменной речи детей».

  Консультация для родителей “ О нарушении письменной речи детей»....

Рекомендации по предупреждению нарушений письменной речи детей старшего дошкольного возраста

Рекомендации по предупреждению нарушений письменной речи детей старшего дошкольного возраста...