Адаптация ребенка в ДОУ
методическая разработка
С приходом ребенка впервые в детский сад, унего начинается новый этап в жизни. Адаптация - это не только пивыкание к дошкольному учреждению, но и выработка определенных умений и навыков, необходимых ему в повседневной жизни. роль воспитателя в этот период особенно велика. Ведь ребенок впервые остался без мамы - для него это стресс. Зная особенности адаптационного периода, воспитателю легче будет найти подход к каждомк ребенку и помочь ему успешно адаптироваться к условиям дошкольного образовательного учреждения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Адаптация ребенка в ДОУ | 1.85 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Адаптация - это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский сад несомненно является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями со взрослыми и детьми.
Цель адаптации : создать благоприятные условия социальной адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения . Задача: разработать комплекс мер по повышению адаптационных возможностей детей раннего возраста. Основой для хорошей адаптации служат: - благоприятные условия, - соблюдение режима дня, доброжелательные взаимоотношения, гигиенические навыки, чистота, свежий воздух и многое другое .
Степени адаптации ЛЕГКАЯ СТЕПЕНЬ АДАПТАЦИИ Временные нарушения нормализуются в течение 10—15 дней, ребенок прибавляет в весе, адекватно ведет себя в коллективе, болеет не чаще обычного; СРЕДНЯЯ СТЕПЕНЬ АДАПТАЦИИ Временные нарушения нормализуются в течение месяца, при этом ребенок на короткое время теряет в весе, может наступить заболевание длительностью 5—7 дней, есть признаки психического стресса; ТЯЖЁЛАЯ СТЕПЕНЬ АДАПТАЦИИ Длится от 2 до 6 месяцев, ребенок часто болеет, трудно преодолевает адаптационные процессы, теряет уже имеющиеся навыки, может наступить как физическое, так и психическое истощение организма.
Причины тяжелой адаптации * отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом дошкольного учреждения; * наличие у ребенка своеобразных привычек; * неумение занять себя игрушкой; *отсутствие элементарных культурно-гигиенических навыков; * отсутствие навыка общения с незнакомыми людьми.
Условия успешной адаптации 1 Создание положительной эмоциональной атмосферы в группе. 2. Работа с родителями, которую необходимо начинать до поступления ребенка в сад. 3. Правильная организация игровой деятельности в адаптационный период.
Степени социальной адаптации: Социальные контакты (много друзей, охотно играет с детьми) АППЕТИТ СОН
- Отсутствие социальных контактов : - сдержан, просится на руки; неохотно играет с детьми; - безразличен к играм, отстранен, замкнут; - невесел, с детьми не контактирует, даже если вовлечен в игру; - проявляет тревогу, бросает начатые игры; - недружелюбен, агрессивен, мешает детям играть .
Аппетит: - очень хороший аппетит, съедает все с удовольствием; - нормальный аппетит, ест до насыщения; - аппетит выборочный, но насыщенный; - отвергает некоторые блюда, капризничает; - ест долго, неохотно; - отвращение к еде, кормление мучительно.
Сон ребенка - сон спокойный, глубокий, засыпает быстро; - засыпает не скоро, спит спокойно, но не долго; - засыпает с хныканьем, тревожен во сне; - засыпает с плачем, долго, беспокоен во сне; - отсутствие сна, плач.
Успешная адаптация- совместная работа воспитателя с родителями, специалистами и детьми. Формы работы с родителями: * Консультации: «Какова причина детских страхов», «Адаптация ребенка к дошкольному учреждению (советы врача)»; * Индивидуальные беседы; * Анкетирование
Совместная работа с детьми: воспитатель в процессе общения обеспечивает ребенку : - чувство психологической защищенности; - доверие к окружающему; - эмоциональное благополучие; - формирование базиса личностной культуры; -развитие его индивидуальности .
В этот период ребенка нужно раскрепостить, разговорить, отвлечь от грустных мыслей. Для этого можно использовать различные виды деятельности : - знакомство с игрушками (помещением группы, умывальной комнатой, спальней); -использовать игрушки–забавы; - пальчиковый и теневой театры; - упражнения на звукоподражание; - фольклор: потешки, песенки, прибаутки ;
В адаптационный период с детьми не проводятся занятия, их заменяет игровая деятельность. Для этого можно использовать: - настольно-печатные игры: лото, мозаику, вкладыши и т.д.; - игры со строительным материалом: построй башенку, воротики , мост, гараж для машины и т.д ; - пластмассовый конструктор; - упражнения для развития мелкой моторики: застежки, липучки и т. д.
Главная задача в этот период: чтобы ребенок был занят интересным для себя делом, не скучал без мамы и не плакал. Постепенно, шаг за шагом, дети привыкают к режиму пребывания в дошкольном образовательном учреждении, у них формируются навыки: гигиены; приема пищи; игры; образовательной деятельности; уборки игрушек ;
Еще один важный фактор успешной адаптации – знание особенностей каждого ребенка, пришедшего в группу, его привычки и характер. Об этом можно узнать их анкет, которые заполняют родители, с указанием особенностей своего ребенка. Так, совместными усилиями, мы поможем детям безболезненно войти в новую для них жизнь – пребывание в дошкольном образовательном учреждении .
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Адаптация ребенка к детскому саду. Психологическая подготовка родителей к поступлению ребенка в ДОУ. Помощь ребенку в адаптации к дошкольному учреждению»
Детский сад - это первое социальное учреждение, с которым встречается ребенок. Социальное в том смысле, что ребенок впервые встречается с требованиями общества. Эти требования могут совпадать с требов...
Консультация для родителей. Адаптация детей раннего возраста и «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду»
«Игры в период адаптации ребенка к детскому саду»...
Адаптация к детскому саду. Советы родителям по адаптации ребенка
Адаптация – это приспособление к изменяющимся внешним условиям. Изменение окружающей среды выражается во встрече с незнакомыми людьми: взрослыми и большим числом сверстников, и в несовпадении домашних...
"Адаптация к школе. Основные показатели благоприятной адаптации ребенка к школе"
Статья содержит памятку родителям будущих первоклассников, психологический портрет первоклассника, основные показатели успешной адаптации ребенка к школе....
« Адаптация ребенка к детскому саду. Психологическая подготовка родителей к поступлению ребенка в ДОУ. Помощь ребенку в адаптации к дошкольному учреждению»
Детский сад - это первое социальное учреждение, с которым встречается ребенок. Социальное в том смысле, что ребенок впервые встречается с требованиями общества. Эти требования могут совпадать с т...
« Адаптация ребенка к детскому саду. Психологическая подготовка родителей к поступлению ребенка в ДОУ. Помощь ребенку в адаптации к дошкольному учреждению»
Детский сад - это первое социальное учреждение, с которым встречается ребенок. Социальное в том смысле, что ребенок впервые встречается с требованиями общества. Эти требования могут совпадать с т...
Адаптация ребенка к ДОУ: игры в период адаптации. Во что играть дома в период адаптации к ДОУ
Материалы для родителей и педагогов адаптационных групп.1. Игра "Режим дня" с картинками2. Игра "Детский сад" с игрушками...