Рекомендации к успешной адаптации ребенка к условиям ДОУ
статья (младшая группа)

Малиновская Анастасия Валерьевна

Большое влияние на течение адаптации оказывает и отношение с ровесниками. Поскольку и в этой сфере малыши ведут себя по-разному. Одни сторонятся сверстников, плачут при их приближении, другие с удовольствием играют рядом, делятся игрушками, стремятся к контактам. Неумение общаться с другими детьми в сочетании с трудностями в установлении контактов с взрослыми еще больше отягощает сложность адаптационного периода.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_adaptatsiya.docx20.62 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателя по адаптации ребенка к условиям детского сада

Составитель: педагог-психолог

Малиновская А. В.

Адаптация — это приспособление организма к новой обстановке.

Факторы, влияющие на адаптацию детей младшего дошкольного возраста

 В ходе проведенного учеными Р. Калининой, Л. Семеновой, Г. Яковлевой исследований было выделено три фазы адаптационного процесса:  

  1. Острая фаза, которая сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем один месяц);  
  2. Подострая фаза характеризуется адекватным поведением ребенка, т.е. все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами (длится 3—5 месяцев);  
  3. Фаза компенсации характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития  

Чаще всего периодом адаптации называют острую фазу общего адаптационного процесса.

Детские врачи и психологи также различают три степени адаптации: легкую, среднюю и тяжелую. Рассмотрим более подробно каждую из них.

  1. Легкая адаптация. Поведение ребенка нормализуется в течение двух недель. Аппетит восстанавливается к концу первой недели, через 1–2 недели налаживается сон. Ребенок контактирует со взрослыми, детьми, окружающими предметами. Снижение защитных сил организма выражено незначительно, и к концу 2–3 недели они восстанавливаются. Острых заболеваний не возникает.  
  2. Средняя адаптация. Сон и аппетит восстанавливаются через 20–40 дней. На протяжении месяца эмоциональное состояние ребенка может быть неустойчивым. В течение дня для малыша характерна плаксивость: плач, крик при расставании и встрече с родителями и близкими людьми. Отношение к сверстникам, как правило, безразличное. Болеет ребенок не более двух раз, заболевание длится не больше десяти дней и протекает без осложнений.  
  3. Тяжелая адаптация. У ребенка наблюдается короткий, беспокойный сон: он может вскрикивать, плакать во сне. Снижается аппетит, возможен стойкий отказ от еды. Также возможны такие невротические реакции, как рвота, энурез, заикание, страхи, неуправляемость в поведении, истерики. Тяжелая степень адаптации приводит к длительным заболеваниям, осложнениям, в том числе к потере в весе. Болеет ребенок часто, болезнь длится свыше десяти дней.  

Установлен ряд факторов, определяющих, насколько успешно малыш справится с предстоящими ему изменениями в привычном образе жизни. Эти факторы связаны и с физическим, и с психологическим состоянием ребенка, они тесно переплетены и взаимно обусловлены.  

Во-первых, это состояние здоровья и уровень развития ребенка. Здоровый, развитый по возрасту малыш обладает большими возможностями к адаптации, он лучше справляется с трудностями. Отсутствие правильного режима, достаточного сна приводит к хроническому переутомлению, истощению нервной системы. Такой ребенок хуже справляется с трудностями адаптационного периода, у него возникает стрессовое состояние и, как следствие, — заболевание.  

Вторым фактором является возраст, в котором малыш поступает в детское учреждение. В исследованиях Аксариной Н. М., Жуковой Н. П. отмечено, что наиболее трудно приспосабливаются к новым условиям дети от 9–10 месяцев до 2-х лет. В этом возрасте начинают формироваться устойчивые привычки, и возможности их перестройки еще нет. После двух лет изменяется подвижность нервных процессов, дети становятся более любознательными, их можно заинтересовать новой игрушкой, они хорошо понимают речь взрослого, малыша легче успокоить, уже есть опыт общения с разными людьми. Поэтому для ребенка старше двух лет, процесс адаптации проходит легче, по сравнению с детьми более младшего возраста.  

Третьим сугубо психологическим фактором является степень сформированности у ребенка предметной деятельности и умения общаться с окружающими. Психологи выявили четкую закономерность между развитием предметной деятельности ребенка и его привыканием к детскому саду. Легче всего адаптация протекает у малышей, которые умеют длительно, разнообразно и сосредоточенно действовать с игрушками. Впервые попав в дошкольное учреждение, они быстро откликаются на предложение воспитателя поиграть, с интересом исследуют новые игрушки. Для них это — привычное занятие. В случае затруднения такие дети упорно ищут выход из ситуации, не стесняясь, обращаются за помощью к взрослому. Они любят вместе с взрослым решать предметные задачи: собрать пирамидку, конструктор. Для ребенка, умеющего хорошо играть, не составляет труда войти в контакт с любым взрослым, так как он владеет средствами, необходимыми для этого.  

Большое влияние на течение адаптации оказывает и отношение с ровесниками. Поскольку и в этой сфере малыши ведут себя по-разному. Одни сторонятся сверстников, плачут при их приближении, другие с удовольствием играют рядом, делятся игрушками, стремятся к контактам. Неумение общаться с другими детьми в сочетании с трудностями в установлении контактов с взрослыми еще больше отягощает сложность адаптационного периода.

РЕКОМЕНДАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЮ ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С РОДИТЕЛЯМИ РЕБЕНКА:  

  • Познакомьте маму с режимом дня в детском саду, выясните, насколько режим дня дома отличается от режима дня в детском саду. Рекомендуйте маме ориентироваться на режим детского сада.  
  • Узнайте у мамы о её переживаниях в связи с тем, что ребенок пойдет в детский сад. Вместе с ней обсудите, как облегчить ему период привыкания к новой обстановке. Важно, чтобы мама почувствовала, что вы будете подходить к ребенку индивидуально и готовы принимать во внимание особенности его характера. Выясните как можно больше об особенностях и привычках ребенка:  
  • как называют ребенка дома; чем ребенок любит больше всего заниматься;  
  • особенности поведения, которые радуют и настораживают родителей; какие привычки сложились во время еды, засыпания, пользования туалетом и т.д.;  

РЕКОМЕНДАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЮ ПРИ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С ДЕТЬМИ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ:  

  • Используйте элементы телесной терапии (обнимайте, поглаживайте детей, берите на руки).  
  • Необходимо учитывать все индивидуальные привычки ребенка, в том числе и вредные, и ни в коем случае не перевоспитывать его.  
  • Необходимо всячески удовлетворять чрезвычайно острую в период адаптации потребность детей в эмоциональном контакте со взрослым. Ласковое обращение с ребенком, периодическое пребывание малыша на руках взрослого дают ему чувство защищенности, помогают быстрее адаптироваться.  
  • Умиротворяюще действуют на детей игры с песком и водой.  
  • Рассказывайте сказки, пойте колыбельные, включайте спокойную, расслабляющую музыку в часы утреннего приема, перед сном.  
  • Используйте игровые методы взаимодействия с детьми.  
  • Создавайте у ребенка положительную установку на предстоящие режимные процессы, используя потешки, прибаутки, стихи, подвижные игры.  
  • Не осуждайте опыт ребенка, никогда не жалуйтесь на него родителям.

В РАМКАХ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ придерживайтесь некоторых правил при разрешении детских конфликтов:  

  • избегать директивных высказываний, требующих от ребенка действий по прямому

указанию («Отдай куклу», «Не обижай Олю», «Играйте вместе»);  

  • не унижать ребенка («жадина», «злюка»);  
  • применять тактичные приемы поддержки слабого и обиженного малыша и меры воздействия на более сильного и агрессивного;  
  • использовать косвенные приемы, побуждающие ребенка высказать свои переживания и желания («Ты хочешь сказать, что тебе жалко Катю? Давай ее пожалеем»);  
  • тактично интерпретировать переживания обиженного ребенка, помогая детям лучше понять состояние друг друга и договориться («Я думаю Катя расстроена. Вы обе хотите играть с одной куклой. Как же теперь быть?»);  
  • запрещать что-либо лишь после того, как будут исчерпаны другие способы разрешения конфликта;  
  • запрет должен быть сформулирован в такой форме, которая позволяет детям прийти к соглашению («Я не разрешаю играть с этой машиной, пока вы не договоритесь»);  - отвлечь внимание ребенка другой игрушкой, интересными занятиями или предложить ему такую же игрушку;  
  • организовать совместную игру с игрушкой, вызвавшей конфликт;  - помочь детям установить очередность в игре с такой же игрушкой.

СОХРАНИТЬ И ОБЕСПЕЧИТЬ ОБЩЕЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ РЕБЕНКА К САМОМУ СЕБЕ – ОСНОВНАЯ СТРАТЕГИЯ ВЗРОСЛЫХ:  

  • если малыш с чем-то не справляется, поддержите его желание добиться результата;  - не оценивайте ребенка (личность) отрицательно, это больно его ранит, постоянные упреки подавляют инициативу, порождают неуверенность в себе, гасят любознательность;  - в случае неудачи подбодрите ребенка, внушите ему уверенность в своих силах: «Ты уже так много умеешь делать. Я уверена, что и этому ты научишься. Смотри, как это делается.

Попробуй еще раз»;  

  • не сравнивайте неудачи ребенка с успехами других детей;  
  • не вступайте в споры с ребенком, когда он упрямиться, противопоставляет себя окружающим, нужно помочь ему справиться с самим собой;  
  • чаще давайте малышу право самому выбирать, что и как он будет делать;  
  • воспитывайте у себя (взрослого) эмпатию: сделайте попытку принять точку зрения ребенка, почувствовать его состояние.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Успешная адаптация ребенка к условиям ДОУ

УСПЕШНАЯ АДАПТАЦИЯ РЕБЕНКА К УСЛОВИЯМ ДОУДля успешной адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения взрослым необходимо сформировать у него положительную установку на детский сад, позитивн...

«Успешная адаптация ребенка к условиям детского сада»

Проблема адаптации человека к изменившимся условиям жизни была и остаётся актуальной в наше время....

Комплексное взаимодействие воспитателей и родителей как условие успешной адаптации ребенка к условиям детского сада.

"Согласованность действий родителей и воспитателей, как необходимое условие успешной адаптации ребёнка в детском саду"....

Условия и критерии успешной адаптации ребенка к условиям ДОУ

Условия и критерии успешной адаптации ребенка к условиям ДОУ...

Родительское собрание "Условия успешной адаптации ребенка к условиям ДОУ"

Конспект родительского собрания "Секреты успешной адаптации ребенка к условим ДОУ"...

Условия успешной адаптации ребенка к условиям ДОУ

Адаптация - это приспособление или привыкание организма к новой обстановке.Причины, почему ребенок не может привыкнуть к детскому садуОшибки родителей, затрудняющие адаптацию ребенка...

Условия и критерии успешной адаптации ребенка к условиям ДОУ.

Для того, чтобы привыкание малыша к дошкольному учреждению было успешным, нужен комплексный подход к решению проблемы адаптации, включающий объединение усилий всех специалистов дошкольного учреждения ...