Картотека коммуникативных игр для детей старшей группы
картотека (старшая группа)

Набережных Татьяна Александровна

Игры, подобранные в картотеке, направлены на развитие навыков конструктивного общения и эмоциональной сферы, умения получать радость от общения, слушать и слышать другого человека, .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kommunikativnye_igry.docx21.85 КБ

Предварительный просмотр:

 «ВЕЖЛИВЫЕ СЛОВА»

Цель: развитие уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами.

Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Называть только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет, мы рады вас видеть, рады встречи с вами); благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны); извинения (извините, простите, жаль, сожалею); прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи).

ИГРА «МОИ РУКИ ХОРОШИ, А У СОСЕДА ЛУЧШЕ»

Цель: формирование положительного отношения к сверстнику, сплочение группы.

Цель для ребенка: дотронуться до названой части тела сначала своей, а потом товарища.

Дидактические действия: дети стоят в парах и дотрагиваются до названой части тела сначала своей, а потом — товарища со словами: «Мои руки (показ) хороши, а у соседа лучше (взять товарища за руки).

 «КОМПЛИМЕНТЫ»

Цель: развивать эмоциональную чувствительность, отрабатывать навыки вербального общения.

Сидя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он дарит комплимент своему соседу, упражнение проводится по кругу.

Некоторые дети не могут сказать комплимент, им необходимо помочь. Можно вместо похвалы просто сказать «вкусное», «сладкое», «цветочное», «молочное» слово.

Если ребенок затрудняется сделать комплимент, не ждите, когда загрустит его сосед, скажите комплимент сами.


ИГРА «ГНОМ И ДОМ»

Цель: развитие умения действовать согласованно.

Цель для ребенка: запомнить текст, в общем темпе выполнять движения.

Дидактические действия: дети, стоя в кругу, совместно с педагогом произносят слова и показывают соответствующие движения.

Жил да был веселый гном.

Он в лесу построил … дом.

Рядом жил поменьше гномик.

Он в лесу построил …домик.

ИГРА «ШЛА КОЗА ПО ЛЕСУ…»

Цель: развитие эмпатии, коммуникативных навыков.

Цель для ребенка: повторять слова, движения за ведущим.

Дидактические действия: дети повторяют слова, движения за ведущим:

Шла коза по лесу, по лесу, по лесу (дети скачут подскоками по разным дорожкам, находят себе дружочка, берутся за руки «лодочкой».

Давай, коза, попрыгаем, попрыгаем (прыгают).

Ножками подрыгаем, подрыгаем (выбрасывают вперед ноги).

Ручками похлопаем, похлопаем (хлопают),

Ножками потопаем, потопаем (топают)


ИГРА «ВЕСЕЛЫЕ ЛАДОШКИ»

Цель: развитие коммуникативных навыков, внимания.

Цель для ребенка: произносить текст и действовать в соответствии со словами.

Дидактические действия: дети стоят лицом в круг, руки вытянуты вперед ладошками вверх, ведущий идет по кругу и шлепает своими ладошками по ладошкам детей.

Веселые ладошки

Побежали по дорожке

И к ребятам прибежали, да?

 (на слово «да» тот ребенок, у которого оказались ладошки ведущего, становится за ведущим, теперь двое детей идут в середине круга и шлепают ладошками детей… — так до последнего ребенка).


ИГРА «МЫ КАПУСТУ РУБИМ…»

Цель: сплочение коллектива, снятие телесных зажимов.

Цель для ребенка: повторять слова, движения за ведущим.

Дидактические действия: (дети стоят в кругу друг за другом)

Мы капусту рубим, рубим (дети ребром ладошек стучат по спине впереди стоящего ребенка)

Мы капусту трем, трем (кулачками «трут» спину впереди стоящего ребенка)

Мы капусту солим, солим (пальчиками постукивают спину впереди стоящего)

Мы капусту жмем, жмем ( «жмут» руками спину впереди стоящего)

Затем все дети поворачиваются в кругу в обратную сторону, и игра повторяется.


ИГРА «ПОД ВЕСЕЛОЙ КРЫШЕЙ ЖИЛИ»

Цель: развитие навыков сотрудничества, преодоление тактильных барьеров.

Цель для ребенка: запомнить текст, повторять действия и слова за ведущим.

Дидактические действия: выбирается ведущий, он держит руку ладошкой вниз ( «крыша»). Дети подставляют пальцы ( «хвостики мышей») под ладошку ребенка и произносят текст:

Под веселой крышей

Жили — были мыши.

Кошка стала их считать:1,2, 3, 4, 5…

Ведущий зажимает ладошкой пальчики тех детей, кто не успел убрать палец ( «поймала кошка»)


ИГРА «ПАРОВОЗ» ( «ПОЕЗД»)

Цель: развитие навыков коллективного взаимодействия.

Цель для ребенка: «вагончики» у поезда не должны расцепляться.

Игровые действия: дети строятся в колонну, держа друг друга за талию, двигаются вперед вначале медленно, затем быстрее, произнося звук «чу- чу- чу». Постепенно замедляют темп и останавливаются.

Вариант с усложнением:

а) «поезд» делает остановки в пути (дети идут погулять: собирают цветы, ягоды, грибы; услышав гудок — бегут на свое место (надо его запомнить);

б) «поезд» едет по мосту (начерченные линии, проложенные шнуры, доскам, гимнастической скамейке (если используется скамейка – дети двигаются без сцепления).

в) «Паровозик с подарками»:

К нам приехал паровоз!

Что с собою он привез?

Он устал, он глух и нем, он привез вагончик…

С чем?

С топотушками (топают)

С хлопушками (хлопают)

С мигалками (мигают глазками)

С улыбалками (улыбаются)

С кричалками (кричат)

С обнималками (обнимаются)

И вагончик … с тишиной (тишина)


ИГРА «ВЕСЕЛЫЙ ПАРОВОЗИК»

Цель: сплочение детского коллектива.

Цель для ребенка: сказать ласковое слово про себя, преодолеть «препятствия», не расцепляя рук.

Дидактические действия: выбирается ведущий («паровоз»), дети — «вагончики». «Паровоз» поочередно подъезжает к каждому, знакомится с ним (при назывании своего имени ребенок придумывает для себя одно хорошее слово).

- Я — веселый паровозик Лена, а ты кто?

- А я красивый вагончик Саша.

- Поехали дальше вместе!

- Поехали!

Так собирают все «вагончики».

Усложнение: в таком положении преодолевают различные препятствия:

«переехали через горы» — подняться и сойти со скамейки

«въехали в тоннель» — проползти со столом

«пробираемся через дремучий лес»

«тихо- тихо проехали по заколдованному лесу» — чтобы не попасть в лапы диких зверей… В конце резюме педагога: «Паровозик, вагончики были очень внимательными, заботились друг о друге, поэтому никто не потерялся в пути».


ИГРА «НАЙДИ СЕБЕ ПАРУ»

Цель: развитие слухового внимания, умения «присоединиться» к другому ребенку.

Цель для ребенка: найти себе пару (по цвету флажка).

Дидактические действия: педагог раздает детям разноцветные флажки (должно быть по 2 одинаковых по цвету флажка). Каждый ребенок получает один флажок. По сигналу педагога (удар в бубен, хлопку, свистку…) дети разбегаются по группе. По другому сигналу (два удара в бубен, два звуковых сигнала или словам «найди пару») дети, имеющие одинаковые флажки, становятся рядом (дети должны держать свои флажки поднятыми вверх).


ИГРА «НАЙДИ СВОЙ ЦВЕТ»

Цель: сплочение группы, развитие умения действовать согласованно.

Цель для ребенка: найти свою группу в соответствии с цветом флажка.

Дидактические действия: ребенок получает флажок определенного цвета, находит свою группу по цвету флажка, группируются по 4-6 человек в углах группы. Педагог в каждом углу ставит на подставке цветной флажок. По сигналу «Идите гулять» — дети расходятся по группе, по сигналу» «Найди свой цвет» — дети бегут к флажку соответствующего цвета.

Вариант игры с усложнением: каждая группа танцует вокруг своего флажка.


ИГРА «КОРОВА»

Цель: создание доброжелательного эмоционального фона в группе; развитие терпимого отношения к физическому контакту.

Цель для ребенка: выразительно изобразить «корову».

Дидактические действия: дети сидят на стульях по кругу. Перед ними гуляет «корова» с рогами — пальчиками со словами:

Я — корова, я – корова,

Я — бодливая корова,

Я гуляю по лугу,

Громко песенку пою,

И кого бодну,

Тот тоже скажет: «Му!»

Кого боднет, тот мычит и тоже встает в круг. В следующий раз в кругу уже 2 коровы», затем 4 и т.д.


ИГРА «ВЕСЕЛЫЙ ХОРОВОД»

Цель: повышение уверенности в себе, осознание значимости обращения к ребенку по имени, развитие творческих способностей.

Цель для ребенка: выразительно станцевать с султанчиками, стоя в центре круга.

Дидактические действия: дети стоят в кругу, педагог — в центре с султанчиками. Дети, взявшись за руки, идут по кругу; педагог – в противоположном направлении, покачивая султанчиками под слова:

Звенит веселый хоровод.

Все шире круг у нас.

И тот, кто в этот круг войдет,

Станцует нам сейчас.

Педагог передает султанчики любому ребенку, называя его по имени:

Коля (Маша, Саша…) станцует нам сейчас.

Коля, Коля пустится в пляс (названный ребенок берет у педагога султанчики, выходит на середину круга и танцует, остальные дети хлопают. Затем водящим становится ребенок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр для детей старшей группы по образовательным областям ФГОС Социально-коммуникативное развитие

Картотека дидактических игр для детей старшей группы по образовательным областям  ФГОС  Социально-коммуникативное развитие...

Картотека коммуникативных игр для детей старшего дошкольного возраста

Картотека коммуникативных игр для детей старшего дошкольного возраста...

Картотека коммуникативных игр для детей старшего дошкольного возраста с проблемами социально-коммуникативного развития.

Картотека коммуникативных игр для детей старшего дошкольного   возраста с проблемами социально-коммуникативного развития....

Картотека коммуникативных игр для детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:- формировать чувство единства, сплоченности, умение действовать в коллективе, снятие телесных барьеров;- умение устанавливать  доброжелательные отношения, замечать положительные качества ...

Картотека коммуникативных игр для детей старшего дошкольного возраста

Картотека коммуникативных игр для детей старшего дошкольного возраста (старшая группа)...