Доклад на тему: «Роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников»
материал
С помощью музыки мы развиваем в детях чувство гордости за свое Отечество, воспитываем уважение к родным и близким, развиваем толерантное отношение к окружающим их людям. А также воспитываем к истории и культуре нашей Родины, к народным традициям, к природе родного края, способствуем становлению гражданина Российской Федерации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 16.86 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Доклад на тему: «Роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников»
«Музыка является самым чудодейственным,
самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности… .
Как гимнастика выпрямляет тело,
так музыка выпрямляет душу человека»
В.А. Сухомлинский
Одна из важнейших задач музыкального образования - это воспитание души ребенка средствами музыки, воздействие на процесс становления его нравственных качеств. Именно в дошкольном возрасте формируются задатки нравственности: что такое «хорошо» и что такое «плохо». То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от окружающих его взрослых, от того как они его воспитывают, какими впечатлениями обогатят. Самое большое счастье - вырастить здоровых и высоконравственных детей. Дошкольники очень эмоциональны. Это эмоционально - образное восприятие окружающего мира основа формирования патриотизма. Поэтому базой формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре и своему народу, к своей земле, воспринимаемым в качестве родной, естественной и привычной среды обитания человека.
Большие потенциальные возможности нравственно - патриотического воздействия заключаются в народной музыке. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом народа. Народные песни, а также народные мелодии, используемые в пении, слушании обладают высокой познавательной ценностью: «Я на горку шла», «Лиса по лесу ходила», «Светит месяц», «На горе - то калина», «Как пошли наши подружки», «Русский наигрыш», «Как на тоненький ледок»… . Эти песни способствуют развитию первоначальных певческих навыков у детей младшего возраста. В старшем возрасте они очень эффективны в качестве распевания. Использую в своей работе народную музыку для разучивания танцевальных движений, хороводов, плясок, игр. Включаю их в исполнительскую деятельность, как игра на народных музыкальных инструментах. На основе народного творчества проводим праздники, особое место занимают осенние праздники. Представила на региональном конкурсе «Коренные народы Прибайкалья» методическую разработку осеннего праздника с разнообразным содержанием детского фольклора.
Чувство к родной природе – еще одно из слагаемых патриотизма. Использую музыкальные произведения, в которых переданы образы хорошо знакомых детям животных и птиц. Дети с огромным удовольствием передают с помощью выразительных движений эти образы. Слушаем инструментальную музыку, характеризующую образы природы: П. Чайковский цикл «Времена года», А. Вивальди цикл «Времена года», С. Прокофьев цикл «Детская музыка»… . Через восприятие музыкальных образов, вызывающих у детей разнообразные эмоциональные переживания, чувства радости, грусти, нежности, доброты, я воспитываю такое же отношение и к образам реальной природы.
Следующим этапом работы в этом направлении является использование музыки при ознакомлении детей с образом Родины. Для ребенка – дошкольника Родина – это мама, родные люди, дом, детский сад, друзья. Нравственное воспитание ребенка – это прежде всего воспитание любви и уважение к матери. Песни о маме устойчиво вошли в детский репертуар. В песнях звучит любовь и ласка, желание сделать маме приятное и более сложные чувства, это гордость за свою маму «Хорошо рядом с мамой» А. Филиппенко, «Мамина песенка» М. Парцхаладзе, «Мы с мамою нашей большие друзья» Ю. Слонова. Дети участвуют в концертной программе посвященной празднику «День Матери». Поздравляют маму на празднике посвященному Международному женскому дню «8 марта». Поздравляют не только мам, но и бабушек. Разучивают песни о папе к празднику День защитника Отечества «23 февраля». Чувства гражданственности и патриотизма воспитываем через праздники «День народного единства». Разучивание песен к праздникам воспитывает у детей любовь, доброту, гордость за своих близких. В текущем учебном году приняла участие в работе муниципального семинара – практикума по теме «Современные подходы организации работы по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников в условиях ФГОС» и подготовила творческий отчет – концерт с детьми «Самая красивая Родина моя!». Дети пели песни о Родине, о друзьях и о том, как весело живется в детском саду. Данный концерт мы представили на общем родительском собрании.
Особое значение в рамках нравственно – патриотического воспитания имеет тема «Защитников Отечества». Песни этой тематики воспитывают также чувство патриотизма, любовь и уважение к армии. Они написаны в темпе марша, содержание их созвучно с желанием ребят быть сильными и смелыми как защитники нашей Родины. Особенно популярны у них «Бравые солдаты» А. Филиппенко, «Будем в армии служить» Ю. Чичкова, «Ты не бойся, мама» Ю. Протасова. Из инструментальной музыки очень яркие по музыкальному содержанию такие произведения: «Смелый наездник», «Солдатский марш» Р. Шумана, «Марш деревянных солдатиков», «Игра в лошадки» П. Чайковского. В продолжение темы о защитниках Отечества на особом месте стоит тема Великой Отечественной войны. Объясняю детям, что песни патриотического характера помогали военным собрать силы и выиграть бой, они напоминали о родных и близких, ради которых надо было выжить. Осознать и эмоционально прочувствовать, душевно пережить события военных лет помогают такие песни, как «День Победы» А. Пахмутовой, «Священная война» В. Лебедев – Кумач, «Катюша» М. Блантера …. .
Все мелодии и песни, используемые в слушании, ритмической деятельности, на праздниках обладают большими художественными достоинствами и высокой познавательной ценностью. С помощью музыки мы развиваем в детях чувство гордости за свое Отечество, воспитываем уважение к родным и близким, развиваем толерантное отношение к окружающим их людям. А также воспитываем к истории и культуре нашей Родины, к народным традициям, к природе родного края, способствуем становлению гражданина Российской Федерации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение на методическом объединении "Роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников"
В этом сообщении раскрыта актуальность выбранной темы по самообразованию, направления работы не только музыкального руководителя, но и всего педагогического коллектива в целом....
Роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников.
Нравственно-патриотическое воспитание необходимо начинать в дошкольном детстве. Активная работа педагогов в детском саду способствует воспитанию истинных патриотов Родины....
Статья на тему "Роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников"
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовыйпериод всех высоких человеческих начал. Роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников огромна. Это яркие ...
Статья на тему "Роль музыки в духовно-нравственном воспитании дошкольников"
В настоящее время проблеме духовно-нравственного воспитания уделяется пристальное внимание. Это подчеркивается и в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, где ср...
Консультация на тему: «Роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольника» для педагогов
Воспитание молодежи начинается в дошкольном возрасте. Ведь дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наши...
Доклад "Роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников"
Доклад для выступления на педагогическом совете для воспитателей о значении музыки в жизни дошкольников, в их нравственно-патриотическом воспитании...