Наставничество и его значение для современного российского образования
статья
Наставничество и его значение
для современного российского образования
Наше общество предъявляет высокие требования к педагогам - современная педагогическая действительность характеризуется высоким темпом изменений, усложнением содержания профессиональной роли педагога, требований к его деятельности и личности. Поэтому педагог должен быть способен гибко реагировать на изменение образовательной ситуации, учитывать специфику существующих педагогических систем, в максимально короткие сроки адаптироваться к новым условиям профессиональной деятельности, для того чтобы реализовать свой профессиональный и личностный потенциал. В последнее время в детских садах существует дефицит кадров , так как выпускников педагогических колледжей и ВУЗов не устраивает низкая зароботанная плата, высокие требования в работе с детьми, сложные родителские запросы. Зачастую в детские сады приходят работать специалисты, имеющие педагогическое образование, но не специальное, без опыта работы или представители профессий, не имеющих отношения к педагогике. Большинство таких педагогов боятся собственной несостоятельности, постоянно переживают из-за своей низкой компетентности , отсутствия отыпа и как следствие категорично реагируют на любой промах в своей работе. Все эти факторы способствуют нестабильности педагогического коллектива в образовательных учреждениях. Текучесть кадров, нехватка педагогов-дошкольников – актуальный вопрос нашего времени
Существенная роль в сохранении стабильности состава коллектива и отттока молодых специалистов принадлежит системе наставничества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
наставничество в ДОУ | 25.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Наставничество и его значение
для современного российского образования
Копьёва М.В
Воспитатель
МБДОУ «Детский сад№229» г.о. Самара
Наставничество и его значение для современного российского образования
Наше общество предъявляет высокие требования к педагогам - современная педагогическая действительность характеризуется высоким темпом изменений, усложнением содержания профессиональной роли педагога, требований к его деятельности и личности. Поэтому педагог должен быть способен гибко реагировать на изменение образовательной ситуации, учитывать специфику существующих педагогических систем, в максимально короткие сроки адаптироваться к новым условиям профессиональной деятельности, для того чтобы реализовать свой профессиональный и личностный потенциал. В последнее время в детских садах существует дефицит кадров , так как выпускников педагогических колледжей и ВУЗов не устраивает низкая зароботанная плата, высокие требования в работе с детьми, сложные родителские запросы. Зачастую в детские сады приходят работать специалисты, имеющие педагогическое образование, но не специальное, без опыта работы или представители профессий, не имеющих отношения к педагогике. Большинство таких педагогов боятся собственной несостоятельности, постоянно переживают из-за своей низкой компетентности , отсутствия отыпа и как следствие категорично реагируют на любой промах в своей работе. Все эти факторы способствуют нестабильности педагогического коллектива в образовательных учреждениях. Текучесть кадров, нехватка педагогов-дошкольников – актуальный вопрос нашего времени
Существенная роль в сохранении стабильности состава коллектива и отттока молодых специалистов принадлежит системе наставничества. Наставничество – универсальная технология передачи опыта и знаний, формирования навыков и компетенций. Скорость и продуктивность их усвоения, которую обеспечивает наставничество, делают его неотъемлемой частью современной системы образования
Целью наставничества является оказание помощи молодым и начинающим педагогам в их профессиональном становлении. научить секретам педагогического мастерства молодого воспитателя;
- прививать любовь к труду, желание учиться новому;
- стремиться к профессиональному росту;
- стать активым членом трудового коллектива;
Наставничество -взаимовыгодное сотрудничество.
Начинающему педагогу наставничество даёт возможность получить поддержку более опытного коллеги, повысить свою профессиональную компетентность, а педагогу-наставнику – позволяет передать свой педагогический опыт Только от опытного профессионала молодой специалист на своём рабочем месте может получить помощь, как практическую, так и теоретическую. Назначение наставника должно проходить при обоюдном согласии наставника и молодого специалиста. Нельзя забывать и о психологической совместимости наставника и стажёра, тут важна помощь педагога-психолога. Перед наставником ставятся нелёгкие задачи: привить интерес к профессии воспитателя, ускорить процесс профессионального роста, помочь адаптироваться в новом коллективе.
К педагогу-наставнику предъявляется немало требований: компетентность и опыт работы с людьми, умение выстраивать межличностные отношения с молодыми педагогами (доброжелательность и взаимное уважение, уважительное отношение к мнению подшефного); наставник – человек, который пользуется доверием коллектива, способный организовать процесс профессионального роста стажёра, поддержать его желание к самостоятельной деятельности, имеющий желание совершенствовать своё педагогическое мастерство. Наставничество – это постоянный диалог, поэтому педагоги-наставники по отношению к молодым педагогам должны быть уважительны, терпеливы, делиться своим опытом без назидания, не забывать отмечать положительные стороны в работе подшефного, поощрять педагогические находки. В свою очередь и молодые специалисты должны прилагать старания для правильного построения взаимоотношений с наставником
Наставничество включает неформальные коммуникации, обычно между двумя людьми, в длительном периоде, между сотрудником, имеющим большой объем актуальных знаний, мудрости или опыта, и сотрудником, который обладает этими качествами меньшей степени. Личности наставника играет ключевую роль в успешном или наоборот, деструктивном эффекте данного метода развития персонала. Наставник должен не только иметь соответствующие навыки, знания или опыт, но и уметь правильно и своевременно донести их до обучаемого сотрудника.
Легко и просто. Но только теоретически. Практика же показывает, что наставником может стать не каждый. Помимо отличного владения профессиональными навыками, наставники должны обладать целым рядом личностных качеств, из которых в первую очередь, следует отметить чувство ответственности, целеустремлённость, отзывчивость, терпение, чувство
такта, владение приёмами коммуникации и высокую самоорганизацию. Немаловажной для наставника является способность увлечь и заинтересовать своего подопечного. Это в значительной мере повышает мотивацию сотрудника и эффективность процесса обучения.
ФОРМЫ РАБОТЫ
- -педагог-наставник предлагает совместно спланировать образовательную деятельность, оказывает помощь в составлении конспекта организованной образовательной деятельности (далее ООД);
- -рекомендует методическую литературу, знакомит с методической копилкой группы и ДОО;
- -посещает режимные моменты, занятия у молодого педагога и анализирует их,
- - приглашает понаблюдать за своей работой – проводит открытые показы проведения режимных моментов, организации прогулки, занятия и других видов деятельности с обсуждением увиденного;
- - проводит консультации, беседы;
- - знакомит с нетрадиционными формами взаимодействия с семьями воспитанников, оказывает помощь при подготовке консультативного материала для родителей
Наставничество предполагает, что обучение происходит на рабочем месте и в рабочее время, когда подопечные взаимодействуют с более опытными и высококвалифицированными педагогами. В процессе наставничества молодые специалисты получают своевременную помощь и ощущают поддержку в профессиональном развитии. Педагоги развивают профессиональные навыки, умения и компетенции, оказывающие влияние на достижение показателей, необходимых образовательной организации. Сами наставники получают ощутимую пользу от обучения своих подопечных: прежде всего наставники систематизируют имеющийся профессиональный опыт и получают возможность увидеть новые пути решения типичных педагогических задач.
Можно с увереностью сказать, что система наставничества помогает профессиональному становлению и развитию молодого педагога, а также позволяет, педагогам, с моголетнем опытом реализовать свой профессиональный и личностный потенциал.
Когда я пришла работать в детский сад, имея опыт работы учителем математики Наставника, который оказал бы мне, реальную помощь не было. И мне пришлось до всего доходить самой. Это отнимало много сил и времени. Сейчас я сама – наставник. И у меня есть цели и задачи, которые я ставлю себе при работе с молодыми специалистами Цель моей работы в качестве наставника:
помочь молодым воспитателям в адаптации к коллективу коллег, детей, родителей;
повысить их квалификацию, уровень их профессиональных знаний и умений; научить их выходить из сложных ситуаций; развить в них уверенность в собственных силах и укрепить их в правильности решения выбрать профессию воспитателя детского сада.
На самом деле задача любого наставника не просто добиться профессионализма молодого педагога . о прежде всего дать ему почувствовать поддержку коллектива,
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Сказки и их значение в современном мире"
Сказки имеют большое значение в развитии наших современных детей. Мир ребенка полон фантазий, чудес и сказок. Весь необъятный внешний мир оживает в восприятии ребенка. Рассказывание ска...
Выступление на педагогическом часе «Значение средств современных информационных технологий в образовании»
В конце 20 века человечество вступило в стадию развития, которая получила название информационное общество.Огромный объём информации, накопленный человечеством, заставляет искать иные подходы к органи...
«Сущность и содержание понятия «наставничество». Наставничество в современной образовательной практике».
Наставничество – одна из наиболее эффективных форм профессиональной адаптации, способствующая повышению профессиональной компетентности и закреплению педагогических кадров.Задача наставника &nda...
Выступление на педагогическом часе «Значение средств современных информационных технологий в образовании»
В конце 20 века человечество вступило в стадию развития, которая получила название информационное общество.Огромный объём информации, накопленный человечеством, заставляет искать иные подходы к органи...
Выступление на педагогическом часе на тему: «Значение средств современных информационных технологий в образовании»
В конце 20 века человечество вступило в стадию развития, которая получила название информационное общество.Огромный объём информации, накопленный человечеством, заставляет искать иные подходы к органи...
Выступление на педагогическом часе «Значение средств современных информационных технологий в образовании»
В конце 20 века человечество вступило в стадию развития, которая получила название информационное общество.Огромный объём информации, накопленный человечеством, заставляет искать иные подходы к органи...
Наставничество в образовании: современная теория и инновационная практика. Наставничество как повышение качества образования.
Выступление на педагогическом совете«Педагогическое наставничество – перспективное направление образовательного процесса»...