Ментальная арифметика
рабочая программа
Рабочая программа кружка по ментальной арифметике
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma._mentaln.arifmetika.docx | 35.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа ПРИНЯТА
Решением педагогического совета
МБДОО д.с. "Кун туллуктара"
Протокол от ______________№ __
УЧТЕНО МНЕНИЕ
Совета родителей
МБДОО д.с. "Кун туллуктара"
Протокол от ______________№__
УТВЕРЖДЕНА
Приказом по
МБДОО д.с. "Кун туллуктара"
от _________________
№___ _________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
"МЕНТАЛЬНАЯ АРИФМЕТИКА"
Возраст детей 5-7 лет
Составила: Попова В.В.
педагог дополнительного образования.
с. Ытык -Кюель
2022 г.
Содержание | Стр. | |
1. | Целевой раздел | 3 |
1.1. | Пояснительная записка | 3 |
1.2. | Цель и задачи программы | 3 |
1.3. | Возрастные особенности развития детей 5-7 лет (старший дошкольный возраст) | |
1.4. | Программа распределяется по ступеням | |
1.5. | Методы обучения: | |
2. | Преемственность. | |
2.1. | Таблица индивидуального мониторинга освоения программы. | |
2.2. | Учебный план занятий | |
2.3. | Образовательные технологии и формы организации образовательного процесса | |
3. | Организационный раздел | |
3.1. | Режим дня | |
3.2. | Планирование непосредственно-образовательной деятельности на неделю | |
3.3. | Взаимодействие с семьями воспитанников | |
3.4. | Методическое обеспечение образовательного процесса | |
3.5. | Организация предметно-пространственной развивающей среды. Перечень необходимого материала второй группы раннего возраста |
Пояснительная записка
Рабочая программа дополнительного образования «Ментальная арифметика» обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 5 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, основанная на системе устного счета. Мы живем в век информационного цунами, когда количество информации постоянно растет. И очень важно грамотно уметь с ней работать, «пропускать» огромные ее объемы через себя. Предлагаемая система практических заданий и занимательных упражнений позволит формировать, развивать, корректировать у обучающихся эти навыки, а также помочь детям легко и радостно включиться в процессе обучения. Задания построены по принципу «от простого к сложному».
Рабочая программа дополнительного образования составлена на основе примерной программы обучение по курсу «Ментальная арифметика» центра согласно учебному плану Муниципальной бюджетной дошкольной образовательной организации детского сада «Кун туллуктара».
Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами: Конвенция ООН "О правах ребенка". Методические рекомендации по реализации полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению оказания государственных и муниципальных услуг в сфере дошкольного образования. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.10.2013 г. № 08-1408. План действий по обеспечению введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Письмо Министерство образования и науки Российской Федерации и Департамента государственной политики в сфере общего образования от 13 января 2014 года №08-10. Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации "Об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" от 15.05.2-13 г. №26. Программа разработано с учетом ФГОС дошкольного образования, базе примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования "Мир открытия" под общей редакцией Л.Г. Петерсон, И.А.Лыковой, и национально-региональным компонентом по базовой программе "Тосхол" под редакцией М.Н.Харитоновой МО РС(Я) , «Эркээйи эргиирэ» Алексеева Ф.И., Андросова Т.И, Аржакова А.И.
Ментальная арифметика – это уникальная методика гармоничного развития умственных способностей, которая содействует более полному раскрытию интеллектуального и творческого потенциала ребенка. Развивающие задачи решаются с учетом индивидуальности и темпом развития каждого ребенка.
Известно, что изучение нового стимулирует работу головного мозга. Согласно данным научных исследований, наиболее интенсивное развитие головного мозга происходит у детей с 4 до 12 лет. Навыки, приобретенные в этом возрасте, быстро и легко усваиваются и сохраняются на долгие годы. И тогда то, что прежде казалось трудным или даже невозможным, становится простым и понятным. Кроме того, рабочая программа дополнительного образования способствует развитию логических способностей обучающегося, а также приобретению навыка мыслить нестандартно.
На начальных этапах занятий ментальной арифметикой используется абакус (счеты). В дальнейшем дети производят вычисления в уме, создавая мысленный образ абакуса.
Таким образом, ментальная арифметика способствует:
- развить практические навыки логического мышления обучающихся посредством задействия совместной работы левого и правого полушарий головного мозга;
- наиболее полному раскрытию интеллектуального и творческого потенциала, исходя из его природных способностей;
- развитие уверенности в собственных силах;
- улучшению внимательности и концентрации.
Ключевыми преимуществами занятий по ментальной арифметике являются включение видеоматериалов и интеллектуальных игр, развивающих внимательность и творческие способности, а также групповых и индивидуальных упражнений, направленных на полноценную работу правого и левого полушарий мозга.
Развитые интеллектуальные способности детей являются прочной основой для успешной учебы и творческого развития.
Цель программы
Гармоничное развитие мозга ребенка, концентрация внимания, развитие психических процессов (памяти, внимания, мышления) в соответствии с возрастными особенностями.
Задачи программы:
умелое использование абакуса и ментальной картой;
умение делать доступные выводы и обобщения;
работа в уме с воображаемыми счетами;
развивать скорость мышления и скорость обработки информации;
расширять кругозор детей в различных областях элементарной математики;
повысить общий интеллектуальный уровень детей, в том числе интерес к точным наукам, например, арифметике и математике.
Возрастные особенности развития детей 5-7 лет (старший дошкольный возраст)
Возраст детей, участвующих в реализации программы – 5-7 лет. Это определяется фазовым характером собственной активности ребенка. Для детей старшего дошкольного возраста характерна потребность в самоутверждении и признании их возможностей со стороны взрослых. Поэтому необходимо обеспечивать условия для развития детской самостоятельности, инициативы, творчества. В этот период открываются новые возможности в познании мира, проявляются различия в темпах индивидуального развития детей. При правильном воспитании интенсивно развиваются целостное восприятие окружающего мира, наглядно – образное мышление, творческое воображение, непосредственное эмоциональное отношение к окружающим людям, сочувствие к их нуждам и переживаниям.
Программа распределяется по ступеням:
1 ступень «Понятие числа. Значение числа и цифры». «Конструкция абакуса. Набор чисел». «Повторение набора чисел на абакусе». «Распознавать изображения числа на счетах. Показывать число на счетах. Правила работы на счетах».
2 ступень. Операция «простое сложение» и «простое вычитание» однозначных чисел на счете и на ментальной карте. Операция «простое сложение и простое вычитание» на счете и на ментальной карте. Операция «сложение и вычитание» двузначные числа на счетах без применения законов. Решение на ментальном уровне двузначные числа. Знакомство с многозначными числами. Складывать и вычитать без переходов многозначные числа на счетах.
3 ступень. Состав числа 5. Операция «Сложение и вычитание 5»: «метод помощь брата». Правила работы на счетах. Ознакомление с составом чисел из двух меньших до 10. Операция «Сложение и вычитание 10»: «помощь друга». 9 законом на сложение и вычитание с переходом за «10». Правила работы на счетах. Натуральный ряд чисел, учимся выстраивать числа по степени возрастания. Складывать и вычитать многозначные числа с применением законов. Углубление навыка ментального счета.
Вся программа по освоению курса «Ментальная арифметика» построена на двух этапах. Первый этап включает в себя овладение техникой счета на косточках с одновременным применением обеих рук, благодаря чему в процесс включаются правое и левое полушария. Так достигается максимально быстрое выполнение и усвоение действий. Второй этап предполагает переход воспитанников к счету в уме, т.е. ментальному счету. Постепенно проходя занятия, ребенок отходит от привязки к счету, тем самым стимулируя также и свое воображение.
Методы обучения:
- Словесный метод обучения (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ);
- Метод игры (дидактические игры, на развитие внимания, памяти);
- Практический (складывают и вычитают числа с помощью счета);
- Наглядный (с помощью наглядных материалов: картинок, рисунков, показ мультимедийных материалов).
Работа проводится 1 раз в неделю 25-30 минут.
Продолжительность реализации программы – 2 год.
Преемственность.
Программа дополнительного образования предполагает:
- формирование знаний и умений, необходимых для дальнейшего школьного обучения;
- формирование личности ребенка;
- основа для дальнейшего знакомства детей начальной школы математическими навыками;
- интерес к учебе, высокий темп;
- продолжение изучение ментальной арифметики в начальной школе.
Диагностическая работа строится исходя из основных задач каждого этапа.
Таблица индивидуального мониторинга освоения программы.
Ф.И.О.______________________________________________________________________ Возраст______________ | ||
Показатели для мониторинга | Уровень на начало учебного года | Уровень на конец учебного года |
Умение работать в тетради (постановка руки при написании цифр | ||
Эмоциональная вовлеченность ребенка в работу на занятии | ||
Знание арифметических знаков (цифры от 0 до 9) | ||
Знание арифметический знаков знак «+», «-») | ||
Умение считать на счётах – Абакус (работа двумя руками, работа пальцами) | ||
Умение совершать арифметические действия на абакусе и ментально («+», «-»): | ||
цепочка однозначных чисел; | ||
цепочка двухзначных чисел; | ||
цепочка трёхзначных чисел; | ||
цепочка четырёхзначных чисел. | ||
Скорость выполнения задания/ правильность решения арифметических действий: | ||
на счётах «Абакус» | ||
при ментальном счете (скорость, кол- во чисел) | ||
- упражнения на развитие логического мышления | ||
-упражнения на глазодвигательную реакцию | ||
взаимодействие с семьей, вовлеченность семьи в создание развивающей среды, создания комфортных условий для выполнения домашнего задания (не более 20 минут в день). |
По каждому критерию выставляются баллы от 1-3, которые суммируются и определяют общий уровень освоения программы на начало года и конец года, в зависимости от которого выстраивается индивидуальная траектория для ребенка для наиболее успешного овладения.
Уровни освоения программы:
1 балл - ДОСТАТОЧНЫЙ – ребёнок пассивен в работе. Не владеет основными полученными знаниями.
2 балла - СРЕДНИЙ – ребёнку нравится выполнять задания с числами. Ребёнок допускает ошибки в работе, но исправляет их с небольшой помощью педагога.
3 балла - ВЫСОКИЙ – ребёнок активен при выполнении операции с числами. Самостоятелен при выполнении заданий. Данные критерии являются основанием лишь для оценки индивидуального развития ребенка. Продвижение в развитии каждого ребенка оценивается только относительно его предшествующих результатов.
Учебный план занятий
№ | Программное содержание | Количество занятий | |
1 | Понятие значение числа и цифры | 3 | |
2 | Знакомство с понятием «ментальная арифметика» | 4 | |
3 | Набор двухзначных чисел на абакусе | 4 | |
4 | Операция «простое сложение» и «простое вычитание» однозначных чисел на счете и на ментальной карте | 5 | |
5 | Операция «сложение и вычитание» двузначных чисел на счетах без применения законов. | 7 | |
6 | Операция «Сложение и вычитание 5»: «метод помощь брата» | 7 | |
7 | Операция «Сложение и вычитание 10»: «помощь друга» | 6 |
Общее количество организованной образовательной деятельности (занятий) в год | Количество организованной образовательной деятельности (занятий) в неделю | Длительность организованной образовательной деятельности (занятий) | Форма организации образовательного процесса |
36 | 1 | до 30 минут | групповая |
Наполняемость учебной группы не должна превышать 12 человек.
Планируемые результаты освоения программы
К концу первого года обучения дети должны:
-иметь элементарное представление о ментальной арифметике, о соробане и его конструкции (братья и друзья);
-знать правила передвижения бусинок (цифры от 0 до 9), использования большого и указательного пальцев;
-уметь правильно использовать обе руки при работе с соробаном;
-уметь набирать числа на соробане ;
-освоить простое сложение и вычитание на соробане.
Планируемые результаты
В итоге освоения программы дети должны:
-освоить метод сложения и вычитания «Помощь брата» на соробане;
-освоить метод сложения и вычитания «Помощь друга» на соробане;
-освоить комбинированный метод сложения и вычитания.
- иметь конкретные представления о составе многозначных чисел;
- уметь оперировать многозначными числами на соробане.
В результате прохождения программы у обучающихся повысятся вычислительные навыки и улучшится успеваемость в школе.
У обучающихся повысится познавательная активность, улучшится интеллектуальные и творческие способности, а также возможности восприятия и обработки информации посредством обучения счету на абакусе
Обучающиеся станут более социально адаптированными, общительными, отзывчивыми, уверенными в себе.
Перспективный план работы с родителями
Цель: повышение уровня знаний родителей о гармоничном развитии мозга ребенка при помощи методики «Ментальная арифметика».
Месяц | Задачи | Мероприятие | Формы работы |
Сентябрь | Познакомить родителей с объемом программного материала по курсу «Ментальная арифметика» в группе и формами работы в учебном году | Сообщение «Занимательные формы работы при изучении ментальной арифметики» | Родительское собрание |
Октябрь | Дать родителям рекомендации по закреплению количественного и порядкового счета, сравнению чисел в пределах от 1 до 10. | Постоянно тренируя в счете вслух, так как умение считать быстро и четко определяет в дальнейшем математические способности ребенка | Папка-передвижка |
Ноябрь | Дать родителям рекомендации по использованию математических сказок в условиях семьи. | «Математика в гостях у семьи» Обязательно обращаем внимание на проговаривание названия числа, так как для детей важно понять принцип образования нового числа после 9, уделить этому внимание и тогда в дальнейшем ребенок легко и просто будет называть числа и записывать их. | Консультация для родителей, оформление папки «Познавательная библиотека» для родителей Консультация для родителей |
Декабрь | Показать родителям знания, умения детей по ментальной арифметике. Привлечь родителей к участию в жизни группы. | Открытое занятие по ментальной арифметике | «День открытых дверей» |
Январь | Познакомить родителей с использованием наглядного материала по математике. | «1, 2, 3, 4, 5, Хочу узнать, утро, вечер, или ночь – игры смогут мне помочь» | Оформление выставки занимательного математического материала (дидактические и развивающие игры, методические пособия) |
Февраль | Привлечь родителей к участию в жизни группы. | «Приключение в стране Ментальной арифметики» | Математическая игра для детей и взрослых |
Март | Дать советы родителям по закреплению умений детей ориентироваться на листе бумаги, в пространстве, «читать» пространственные схемы. | «Сверху – снизу, слева – справа, чтобы это мне узнать, с мамой надо поиграть» (игры и упражнения). | Папка - передвижка |
Апрель | Показать родителям, чему дети научились за год. | Открытое занятие по ментальной арифметике | «День открытых дверей» |
Май | Познакомить родителей с результатами диагностики и дать рекомендации по закреплению знаний. | «Папа, мама посмотри, что уже умеем мы» | Групповое родительское собрание |
Учебно-методическое сопровождение
1. Дидактические игры.
2. Дидактические и занимательные материалы.
3. Счетные материалы.
4. Рабочие тетради.
.
Используемая литература:
1. Ментальная арифметика сложение и вычитание для детей 4-6 лет, 2014, 70 с.
2. Ментальная арифметика сложение и вычитание для детей 7-16 лет , 2014, 66с.
3. Ментальная арифметика. Методическое пособие для преподавателей и родителей 2014,
53с.
Электронные ресурсы:
1. www.abakus-center.ru
2. www. advancecenter.kz
3. ru.wikipedia.org/wiki/Арифметика
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ментальная арифметика
Ментальная арифметика направлена на развитие интеллектуальных способностей детей,закладывает основной фундамент для развития академических успехов и дальнейшего развития личности.....
Ментальная арифметика "Абакус"
Абак - счётная доска, применявшаяся для арифметических вычислений. Абакус (или абак) – приспособление для арифметических вычислений, состоящее из прямоугольной рамы с закрепленными вну...
Творческий метод «Ментальная арифметика в детском саду» Методическая разработка старшего воспитателя Пулатхановой С.М.
МБДОУ «Детский сад №25 «Золушка»»Методическая разработка старшего воспитателя Пулатхановой С.М. Творческий метод «Ментальная арифметика в детском саду&r...
Статья "Развитие аналитико-синтетической деятельности у учащихся младшего школьного возраста с ЗПР с использованием ментальной арифметики"
У младших школьников с ЗПР недостаточно сформирована аналитико-синтетическая деятельность, просматривается ослабление регуляции во всех звеньях деятельности. В связи с этим возникла необходимость в со...
Консультация для родителей "Ментальная арифметика"
Ментальная арифметика...
ООД по ментальной арифметике в старшей группе "Знакомство с ментальной арифметикой"
ООД по ментальной арифметике в старшей группе...
Ментальная арифметика: интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста ,Вводное занятие по ментальной арифметике «Счет в воображении»
Познакомить детей с понятием ментальная арифметикаПознакомить детей с абакусом ,правилами действия ( история возникновения, конструкция)Учить детей писать числа на абакусеПознакомить с флеш-картамиУчи...