Консультация для педагогов "Развитие речи детей посредством ИКТ"
консультация
о возможностях ИКТ в образовательном процессе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие речи детей старшего возраста посредством ИКТ
Современные технологии передачи информации открывают перед нами совершенно новые возможности в области образования детей дошкольного возраста. Разработано достаточное количество учебно-методических комплектов, позволяющих в доступной, интересной форме преподносить дошкольникам информацию на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях. Но, к сожалению, ситуация в дошкольном образовании на сегодняшний момент имеет ряд проблем:
- Анализ современных комплексных общеобразовательных программ показал, что получение информации предусматривается в основном путем чувственного (эмпирического) познания мира, что значительно затрудняет качественное усвоение такого материала, который невозможно «почувствовать»в силу определенных причин: этнических, территориальных, материальных и пр.
- Изучение опыта работы дошкольных учреждений констатирует, что используемые методы и средства в обучении дошкольников в ДОУ реализуют далеко не все возможности современного образовательного пространства (взаимодействие ребенка с интерактивным оборудованием).
Таким образом, назрела необходимость изменить систему работы с информацией и выстроить образовательное пространство с учетом новых подходов к организации воспитательно-образовательного процесса, способствующего самореализации и саморазвитию личности.
Обновление научной, методической и материальной базы обучения и воспитания через использование новых информационных технологий (компьютера) подчеркивается также в информационном письме Минобразования Российской Федерации от 25 мая 2001 года «Об информатизации дошкольного образования России». Минобразование России обращает внимание на то, что новые информационные технологии, являющиеся важным фактором обогащения интеллектуального и эмоционального развития ребенка, катализатором развития его творческих способностей, могут входить в дошкольное образование наравне с традиционными средствами развития и воспитания детей, но ни в коем случае не замещать их.
Использование ИКТ является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации обучения детей, развития у них творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фона. А также позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок принимает активное участие в данной деятельности. Это способствует осознанному усвоению новых знаний.
Обучение для детей становится более привлекательным и захватывающим. В работес интерактивной доской у детей развиваются все психические процессы: внимание, мышление, память; речь, а также мелкая моторика. У старшего дошкольника лучше развито непроизвольное внимание, которое становится более концентрированным, когда ему интересно, изучающий материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у ребенка положительные эмоции.
Интерактивная доска приносит в известные методы обучения специфический момент за счет усиления исследовательских, информационно-поисковых и аналитических методов работы с информацией. Поэтому очевидно, что актуальность данной темы несомненна.
Цель: Повышение эффективности образовательного уровня детей дошкольного возраста методом приобретения ими навыков использования интерактивного оборудования.
Задачи:
1) Создание стимулирующей среды обучения, способствующей социальному и когнитивному развитию детей.
2)Выявление условий для всестороннего развития детей: умственного, творческого, развитию исследовательских способностей детей, навыка совместной работы.
3) Развитие мыслительных навыков воспитанников с помощью использования интерактивной доски на занятиях.
4) Повышение планки подготовки детей к школе и устранение «цифрового неравенства».
Использование информационных технологий в воспитании и обучении дошкольников является мощным средством стимуляции познавательного интереса, творческой активности, интеллектуального развития детей. Однако внедрение в целостный воспитательно-образовательный процесс современных компьютерных программ,будет способствовать более эффективному развитию ребенка только при соблюдении следующих условий:
1. Обеспечение баланса между организованными и свободно выбираемыми детьми
видами деятельности;
2. Обеспечение баланса между социализацией и индивидуализацией образования;
3. Обеспечение охранительного режима здоровья ребенка при любом взаимодействии интерактивной техникой;
4. Использование программного сопровождения, отвечающего требованиям безопасности, эмоциональной привлекательности для ребенка и развивающей направленности, адекватного психическим и психофизиологическим возможностям ребенка.
5. Так как взаимодействие «ребенок-интерактивная доска» не имеет особого развивающего смысла без промежуточного звена «педагог», то последний должен в совершенстве знать содержание всех компьютерных программ, их операционную характеристику.
К набору существенных преимуществ использованияинтерактивной доски в обучении перед традиционными занятиями необходимо отнести следующее:
1. Информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука позволяет воссоздавать реальный предмет или явление;
2. Использование компьютера позволяет существенно повысить мотивацию детей к обучению;
3. ИКТ вовлекают детей в воспитательно-образовательный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности.
4. Обучение с применением интерактивной доски способствует формированию у детей рефлексии.
Применение интерактивной доски в образовательных учреждениях позволяет: предъявлять информацию на экране монитора в игровой форме, что вызывает у детей огромный интерес, так как это отвечает основному виду деятельности дошкольника — игре; ярко, образно, в доступной дошкольникам форме преподнести новый материал, что соответствует наглядно-образному мышлению детей дошкольного возраста; привлечь внимание детей движением, звуком, мультипликацией; поощрять детей при решении проблемной задачи, используя возможности учебной программы, что является стимулом для развития их познавательной активности; развивать у дошкольников исследовательское поведение; расширять творческие возможности самого педагога.
Интерактивная доска значительно расширяет возможности предъявления учебной информации, позволяет усилить мотивацию ребенка.
Можно выделить следующие игры используемыена интерактивной доске:
Обучающей будет игра, если дошкольники, участвуя в ней, приобретают новые знания, умения и навыки или вынуждены приобрести их в процессе подготовки к игре.
Контролирующей будет игра, дидактическая цель которой состоит в повторении, закреплении, проверке ранее полученных знаний.
Обобщающие игры требуют интеграции знаний. Они способствуют установлению межпредметных связей, направлены на приобретение умения действовать в различных ситуациях.
Главное в организации интерактивной игры с дошкольниками — создание условий для обретения значимого для них опыта социального поведения. Под интерактивной игрой мы понимаем не просто взаимодействие дошкольников друг с другом и педагогом, а совместно организованную познавательную деятельность социальной направленности. В такой игре дети не только узнают новое, но и учатся понимать себя и других, приобретают собственный опыт.
Задачи, решаемые при работес интерактивной доской:
- развитие познавательной и творческой активности детей, любознательности, воображения, образного мышления;
- формирование готовности ребенка к школьному обучению;
- знакомство детей с возможностями компьютерных технологий;
- овладение навыками работы с интерактивной доской;
- формирование основ здорового образа жизни;
- пробуждение гуманных чувств и заботливого отношения к миру.
С помощью компьютера я имею возможность увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала: иллюстрации, презентации, а вне занятий, с помощью компьютерных игр, закрепить знания детей.
Я считаю, что информатизация образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию инновационных идей воспитательного и образовательного процессов.
Благодаря мультимедийному способу подачи информации достигаются следующие результаты:
- быстрее возникает умение ориентироваться на плоскости и в пространстве;
- тренируется внимание и память;
- активно пополняется словарный запас;
- учатся планировать, выстраивать логику элемента конкретных событий;
- развивается мелкая моторика, формируется тончайшая координация движений глаз;
- воспитывается целеустремлённость и сосредоточенность;
- развивается воображение и творческие способности;
- развиваются элементы наглядно-образного и теоретического мышления;
- развивается способность к прогнозированию результата действий.
В своей работе я использую:
презентации для детей по комплексно-тематическому планированию;
проведение интегрированных занятий, виртуальных путешествий;
- (демонстрация развивающих фильмов;
демонстрации иллюстраций и картин;
музыкальный видеоряд, заучивание наизусть (потешки, песенки, прибаутки);
мастер классы по изготовлению поделок в народной тематике;
проведение дидактических игр.
Я, как воспитатель, используя ИКТ в своей практике, стараюсь творчески подходить к обучению детей дошкольного возраста. И во время занятий стараюсь своих ребят направлять к самостоятельному поиску путей и достижению поставленных в игре целей, переключаю внимание с поведения ребенка, его действий, эмоциональных проявлений, речи, на результаты, полученные в ходе игры.
Работа с интерактивной доской позволила мне по-новому использовать в образовательной деятельности дидактические игры и упражнения, коммуникативные игры, проблемные ситуации, творческие задания. Использование интерактивной доски в совместной и самостоятельной деятельности ребенка явилось одним из эффективных способов мотивации и индивидуализации обучения, развития творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фона.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Считаю, что использование информационных технологий повышает мотивацию обучения детей и приводят к целому ряду положительных следствий:
• обогащает дошкольников знаниями в их образно-понятийной целостности и эмоциональной окрашенности;
• психологически облегчает процесс усвоения материала детьми;
• возбуждает живой интерес к предмету познания;
• расширяет общий кругозор детей;
• возрастает уровень использования наглядности во время непосредственно организованной деятельности;
• повышается производительность труда педагога и детей на занятии.
Таким образом, можно сделать следующий вывод:
- использование информационно-коммуникативных технологий в дошкольном учреждении являются обогащающим и преобразующим фактором развивающей предметной среды;
- использование информационно - коммуникационных технологии являются новой формой подачи информации и обеспечивают образовательный процесс наглядностью и доступностью, оказывая тем самым комплексное воздействие на воспитанников, повышают мотивацию к изучению нового материала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация учителя-логопеда М.Н.Войтенко на тему "Развитие речи детей посредством театрализованной деятельности в соответствии с ФГОС ДО"
Развитие речи детейпосредством театрализованной деятельности в соответствии с ФГОС ДО. Слайд 1 - Титульный листСлайд 2 - Овладение родным языком – это одно из важнейших приобретений ребёнка...
![](/sites/default/files/pictures/2016/08/09/picture-626869-1470762306.jpg)
Консультация "Развитие связной речи детей средней группы посредством дидактических игр"
Консультация "Развитие связной речи детей средней группы посредством дидактических игр"...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/20/picture-880504-1484865681.jpg)
Консультация для воспитателей "Развитие связной речи детей посредством новых педагогических технологий"
Для дошкольников, особенно имеющих общее недоразвитие речи, нарушения связной речи являются характерными и ярко выраженными. Развитие связной речи является важным не только для наиболее полного устран...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/15/picture-683535-1515996318.jpg)
Консультация для воспитателей "Развитие речи детей посредством конструктивно-модельной деятельности"
Консультация для воспитателей "Развитие речи детей посредством конструктивно-модельной деятельности"...
![](/sites/default/files/pictures/2019/03/30/picture-1132118-1553960631.jpg)
Консультация для педагогов детского сада «Развитие речи детей посредством пескотерапии в старшей группе»
Речь — важнейшая функция психики. От того, насколько развита, богата и правильна речь ребенка, зависит, может ли он легко, открыто и свободно высказывать свои мысли, познавать мир...
Консультация для родителей «Развитие речи детей посредством театрализованной деятельности»
Музыкальный руководитель:Файзуллина Ирина Александровна...
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/09/picture-1215061-1581250287.jpg)
Консультация для педагоговРазвитие речи у детей раннего возраста посредством дидактической игры.
Игра- ведущая деятельность ребёнка- дошкольника, определяющая егодальнейшее психическое развитие, прежде всего потому, что игре присущавоображаемая ситуация. Благодаря ей ребёнок учиться мыслить о реа...