«ЗНАКОМСТВО С ШахматАМИ для дошколят»
рабочая программа (подготовительная группа)
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«ЗНАКОМСТВО С ШахматАМИ для дошколят»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_shahmaty_na_portal.docx | 45.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № района (ГБДОУ детский сад №96 района ) |
ПРИНЯТА Педагогическим советом Протокол №1 от 29.08.2023 г. | УТВЕРЖДЕНА Приказ № от 29.08.2023 г. Заведующий _____________/ |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«ЗНАКОМСТВО С ШАХМАТАМИ ДЛЯ ДОШКОЛЯТ»
Возраст учащихся – 5-7 лет
Срок освоения 6 дней
Разработчик:
Сенина Ирина Сергеевна
Старший воспитатель
Санкт-Петербург
2023
Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «Знакомство с шахматами для дошколят» разработана согласно нормативно-правовым документам федерального и регионального уровней, Уставу и локальным актам образовательной организации.
Направленность программы
Программа направлена на организацию содержательного досуга обучающихся, удовлетворение их потребностей в активных формах познавательной деятельности.
Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление, способствует зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, вдумчивость, целеустремленность, вырабатывает в человеке ряд необходимых и требуемых в обществе качеств: волю, выносливость, терпение, способность к концентрации внимания, смелость, расчет, умение быстро и правильно принимать решения в меняющейся обстановке и т.д.
Адресат программы.
По ДОП «Знакомство с шахматами для дошколят» занимаются обучающиеся 5-7 лет, как мальчики, так и девочки, проявляющие интерес.
Актуальность программы
Актуальность программы базируется на государственной, образовательной и воспитательной политике.
Обучение дошкольников игре в шахматы является весьма актуальным на сегодняшний день Раннее обучение детей дошкольного возраста игре в шахматы позволяет обеспечить более комфортное вхождение ребенка в учебный процесс начальной школы, позволяет снизить уровень стресса, благотворно влияет как на процесс обучения, так и на развитие личности ребенка, повышение продуктивности его мышления.
Экспериментально подтверждено, что дети, вовлеченные в волшебный мир шахмат, лучше успевают в школе, особенно по точным наукам. Экспериментальные исследования совпадают с выводами практиков: шахматная игра может занять определенное место в педагогическом процессе детского сада, ибо знакомство с шахматами в столь раннем возрасте способствует развитию у детей воображения, логического мышления, укрепляет их память, учит сравнивать и предвидеть результат, планировать свою деятельность. Дети, проявляя живой интерес к игре, учатся быть внимательными, познают дух соперничества и соревнования. Перейдя от взрослых к детям, эта удивительная игра стала средством воспитания и обучения, причем ненавязчивого, интересного, увлекательного.
Уровень освоения – общекультурный.
Объем и срок освоения программы
Программа рассчитана на 5 занятий.
Срок освоения - 5 дней.
Цель и задачи программы
Цель – знакомство дошкольников с игрой в шахматы, подготовка воспитанников к дальнейшим ступеням данной игры.
Задачи:
Образовательные:
- Формировать устойчивый интерес малышей к игре в шахматы.
- Способствовать освоению детьми основных шахматных понятий (шахматная доска, шахматное поле, шахматная фигура, ход фигуры, взятие, взаимодействие между фигурами на шахматной доске, ценность шахматных фигур)
- Познакомить с правилами поведения партеров во время шахматной игры, учить детей во время шахматной партии действовать в соответствие с этими правилами.
- Учить ориентироваться на плоскости, обогащать детскую фантазию,
Развивающие:
- Развивать все сферы мышления, память, внимание, наблюдательность, воображение;
- Способствовать активизации мыслительной деятельности дошкольника;
- Приобщать ребенка к самостоятельному решению логических задач;
- Формировать мотивацию к познанию и творчеству
Воспитательные
-Воспитывать, усидчивость, целеустремленность, волю, организованность;
Поставленные цели и задачи реализуются при создании необходимых условий:
наличии кабинета и его оснащенности методической литературой, ТСО, наглядными пособиями, раздаточными материалами.
Планируемые результаты
Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка, развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности. Приобретение теоретических знаний и практических навыков в шахматной игре.
Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения,).
Конечный результат обучения:
– ребенок знает историю возникновения шахматной игры;
– ребенок знаком с шахматными терминами: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные.
- ребенок знает названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.
– ребенок может ориентироваться на шахматной доске;
- правильно помещать шахматную доску между партнерами;
Организационно-педагогические условия реализации программы
Язык реализации:
Образовательная деятельность по ДОП «Знакомство с шахматами для дошколят» осуществляется на русском языке.
Формы обучения:
Обучение по ДОП «Знакомство с шахматами для дошколят» осуществляется в очной форме.
Особенности реализации:
Программа является краткосрочной и реализуется по персонифицированному финансовому сертификату дополнительного образования в каникулярный период.
Условия набора в коллектив: Принимаются все желающие 5-7 лет на добровольной основе при наличии заявления от родителей (законных представителей). Предварительная начальная подготовка не требуется.
Условия формирования групп: группы разновозрастные.
Количество обучающихся –10 воспитанников.
Формы проведения занятий:
Основная форма: занятия, игры, беседы
Формы организации деятельности учащихся на занятии:
Фронтальная – работа педагога со всеми обучающимися одновременно (беседа, показ,
объяснение).
Групповая – организация работы в малых группах, в том числе в парах, для выполнения определенных задач.
Индивидуальная – организуется для самостоятельного выполнения ряда заданий.
Материально-техническое оснащение программы:
Помещение кабинета достаточное для проведения занятий группой 10 человек;
- столы, стулья;
- экран;
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Вводное занятие. «В стране шахматных чудес» (история возникновения шахмат) | 1 | 1 | 0 | Педагогическое наблюдение Беседа |
2 |
«Знакомьтесь, это я-шахматная доска» (знакомство с шахматной доской и правилами игры) | 1 | 1 | 0 | Педагогическое наблюдение, практикум
|
3 | «Маленькое войско». (знакомство с фигурами) | 1 | 0,5 | 0,5 | Педагогическое наблюдение Практикум
|
4 | «Маленькое войско». (продолжение знакомства с фигурами) | 1 | 0,5 | 0,5 | Педагогическое наблюдение Практикум Анализ |
5 | Викторина «Знатоки шахмат» | 1 | 0,5 | 0,5 | Педагогическое наблюдение Опрос Соревнование |
Итого: | 5 | 3,5 | 1,5 |
УТВЕРЖДЕН
Приказ № 99 от 29.08.2023 г.
Заведующий _____________/
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
реализации дополнительной общеразвивающей программы
«Знакомство с шахматами для дошколят»
на 2023-2024 учебный год
Педагог Сенина И.С.
Год обучения | Дата начала занятий | Дата окончания занятий | Количество учебных недель | Количество учебных дней | Количество учебных часов | Режим занятий |
1 год (1 группа) | 09.10.2023 | 13.10.2023 | 1 | 5 | 5 | Ежедневно, до 30 мин. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
к дополнительной общеразвивающей программе
«Знакомство с шахматами для дошколят»
Содержание программы
1. Вводное занятие. «В стране шахматных чудес»
Знакомство с историей возникновения игры в шахматы. Шахматная сказка.
Теория: история зарождения игры, рассказывание сказки. Демонстрация шахматной доски. Рефлексия
Форма контроля: педагогическое наблюдение, беседа, опрос для определения начальных знаний.
2. «Знакомьтесь, это я-шахматная доска» - знакомство с шахматной доской и правилами игры в шахматы.
Теория: знакомство с шахматной доской и ее линиями; правилами игры в шахматы. Ориентировка на шахматной доске, ее расположение по отношению к играющим.
Форма контроля: педагогическое наблюдение, беседа, опрос для определения понимания пройденного материала
3. «Маленькое войско» - знакомство с шахматными фигурами.
Теория:В первом ряду стоят пешки, за ними фигуры: крайние – ладьи, следом кони, затем – слоны, посередине – король и ферзь. В шахматы всегда играют два человека. Один играет белыми фигурами, другой – черными. За один ход можно передвинуть одну фигуру. Ходят играющие по очереди. Практика самостоятельного передвижения шахматных фигур.
Форма контроля: педагогическое наблюдение, беседа, опрос для определения понимания пройденного материала
4. «Маленькое войско» – закрепление знакомства с шахматными фигурами.
Теория:В первом ряду стоят пешки, за ними фигуры: крайние – ладьи, следом кони, затем – слоны, посередине – король и ферзь. В шахматы всегда играют два человека. Один играет белыми фигурами, другой – черными. За один ход можно передвинуть одну фигуру. Ходят играющие по очереди.Ферзь всегда стоит на своем цвете: белый – на белом поле, черный – на черном. Практика самостоятельного передвижения шахматных фигур.
Форма контроля: педагогическое наблюдение, беседа, опрос для определения понимания пройденного материала
5. Итоговое занятие. Викторина «Знатоки шахмат»
Практика: закрепление пройденного материала.
Форма контроля: педагогическое наблюдение, опрос, беседа.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
При реализации ДОП «Знакомство с шахматами для дошколят» используются различные формы занятий, методы и приемы, учитывающие возрастные особенности обучающихся.
На начальном этапе работы преобладают игровой, наглядный и репродуктивный методы. Они применяется:
1. При знакомстве с шахматными фигурами.
2. При изучении шахматной доски.
3. При обучении правилам игры;
Словесный метод даёт возможность передать детям информацию, поставить перед ними учебную задачу, указать пути его решения.
Игровой метод предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приёмами. При использовании игрового метода за воспитателем сохраняется ведущая роль: он определяет характер и последовательность игровых и практических действий.
Наглядный - один из основных, ведущих методов дошкольного образования. Ведущая роль этого метода связана с формированием основного содержания знаний дошкольников – представления о предметах и явлениях окружающего мира. Наглядный метод соответствует основным формам мышления дошкольника. Наглядность обеспечивает прочное запоминание.
Использование этих методов предусматривает, прежде всего, обеспечение самостоятельности детей в поисках решения самых разнообразных задач.
Основные формы и средства обучения:
- Дидактические игры и задания;
- Теоретические занятия.
Изложенные методы осуществляются на практике с помощью приемов:
устного изложения, беседы, показ фотографий и видео
Список литературы для педагога
- Сухин И.Г. Приключения в Шахматной стране. – М.: Педагогика, 1991.
- Сухин И.Г. Удивительные приключения в Шахматной стране. – М.: Поматур, 2000.
- Сухин И.Г. Шахматы для самых маленьких. – М.: Астрель, АСТ, 2000.
- Сухин И.Г. Шахматы, первый год, или Учусь и учу. Пособие для учителя. – Обнинск: Духовное возрождение, 2011.
ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Для отслеживания результативности образовательной деятельности по программе проводятся: входной, текущий контроль и итоговое оценивание.
Входной контроль проводится с целью выявления образовательного уровня учащихся, на начало обучения и способствует подбору эффективных форм и методов деятельности для каждого учащегося.
Входной контроль проводится на первом занятии в форме педагогического наблюдения, беседы и устного опроса посредством использования критериев оценивания личностных, метапредметных и предметных результатов (приложение 2) с последующим внесением в информационную карту (приложение 1);
Текущий педагогический контроль позволяет определить сформированность знаний, умений и навыков по темам программы, это дает возможность своевременно выявлять пробелы в знаниях и оказывать учащимся помощь в усвоении содержания материала.
Текущий контроль проводится в форме педагогического наблюдения.
Итоговое оценивание позволяет определить конечный результат обучения. Итоговое оценивание проводится в форме педагогического наблюдения, опроса, беседы, проведения викторины и анализа результата посредством использования критериев оценивания личностных, метапредметных и предметных результатов (приложение 2) с последующим внесением в информационную карту (приложение 1).
В реализуемой ДОП «Знакомство с шахматами для дошколят» используются следующие формы выявления результатов:
-педагогическое наблюдение
-выполнение практических заданий
-тематические беседы
-устные опросы
Используются следующие формы фиксации результатов:
-информационная карта (приложение1)
-видеозапись
-отзывы детей
Формы предъявления результатов:
-видеозапись
«Информационная карта освоения дополнительной общеразвивающей программы обучающимися»
Дополнительная общеобразовательная программа: __________________________________________
Педагог дополнительного образования___________________________________________________________________________
Группа и год обучения: __________________ Дата заполнения: _______________________________
№ п/п | ФИО учащихся | Возраст | Показатели | Общий суммарный балл | Уровень освоения | ||||||||
Личностные результаты | Метапредметные результаты | Предметные результаты | |||||||||||
Л1 | Л2 | Л3 | М1 | М2 | М3 | П1 | П2 | П3 | |||||
1 | |||||||||||||
2 | |||||||||||||
3 | |||||||||||||
4 | |||||||||||||
5 | |||||||||||||
6 | |||||||||||||
7 | |||||||||||||
8 | |||||||||||||
9 | |||||||||||||
10 | |||||||||||||
11 | |||||||||||||
12 | |||||||||||||
13 | |||||||||||||
14 | |||||||||||||
15 | |||||||||||||
Оценки по каждому показателю: от 0 до 5 баллов
-низкий уровень: от 0 до 15
-средний уровень: от 16 до 30
-высокий уровень от 31 до 45
Показатели освоения дополнительной общеразвивающей программы
Личностные результаты
Показатели | Критерии оценивания | Степень выраженности | Баллы | Формы выявления результативности | |
М1 | Интерес к занятиям | Наличие интереса к занятиям по | низкий уровень (интерес к занятиям продиктован обучающемуся извне); - средний уровень (интерес лишь периодически поддерживается самим обучающимся); - высокий уровень (интерес постоянно поддерживается обучающимся самостоятельно) | 0-1 2-3 4-5 | Педагогическое наблюдение Опрос Беседа
|
Л2 | Трудолюбие | Положительное отношение к процессу знакомства с игрой,усидчивость, вовлеченность в занятия | - низкий уровень (обучающийся не всегда позитивно и с интересом относится к знакомству с игрой, не проявляет интереса); - средний уровень (обучающийся позитивно относится к знакомству с игрой, но не всегда проявляет интерес); - высокий уровень (всегда положительно относится к знакомству с игрой , проявляет интерес, активно вовлечен в занятие) | 0-1 2-3 4-5 | Педагогическое наблюдение Опрос Беседа |
Л3 | Доброжелательность и чувство взаимопомощи в коллективе | Проявление нравственных качеств по отношению к окружающим (доброжелательность и чувство взаимопомощи в коллективе) | - низкий уровень (проявление нравственных качеств выражено слабо); - средний уровень (проявление нравственных качеств выражено средне); - высокий уровень (проявление нравственных качеств выражено в достаточной степени). | 0-1 2-3 4-5 | Педагогическое наблюдение Опрос Беседа |
Метапредметные результаты
Показатели | Критерии оценивания | Степень выраженности | Баллы | Формы выявления результативности | |
М1 |
Наличие ключевых компетенций коммуникации и сотрудничество со сверстниками в коллективе | Способность бесконфликтно и эффективно взаимодействовать в решении совместной коллективной задачи | - низкий уровень умений (учащийся испытывает затруднения при взаимодействии с членами коллектива при решении творческой задачи); - средний уровень (учащийся понимает свою функцию и роль в совместной деятельности, но выполняет её, прибегая к помощи педагога); - высокий уровень (учащийся бесконфликтно и продуктивно действует в соответствии со своей функцией и ролью) | 0-1 2-3 4-5 | Педагогическое наблюдение Опрос Беседа
|
32 | Культура поведения и общения в коллективе | Умение вести себя в соответствии с этическими нормами | - низкий уровень (умение выражено слабо); - средний уровень (умение выражено средне); - высокий уровень (умение выражено в достаточной степени). | 0-1 2-3 4-5 | Педагогическое наблюдение Опрос Беседа |
Предметные результаты
Показатели | Критерии оценивания | Степень выраженности | Баллы | Формы выявления результативности | |
П1 | Теоретические знания (по основным разделам учебного плана программы) | Соответствие теоретических знаний ребенка программным требованиям. | - низкий уровень (ребенок овладел менее чем ½ объема знаний, предусмотренных программой); - средний уровень (объем усвоенных знаний составляет более ½); - высокий уровень (ребенок освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период) | 0-1 2-3 4-5 | Педагогическое наблюдение Опрос Беседа Анализ
|
П2 | Владение специальной терминологией по тематике программы | Осмысленность и правильность использования специальной терминологии. | - низкий уровень (ребенок, как правило, избегает употреблять специальные термины); - средний уровень (ребенок сочетает специальную терминологию с бытовой); - высокий уровень (специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием) | 0-1 2-3 4-5 | Педагогическое наблюдение Опрос Беседа Анализ |
П3 | Практические умения и навыки, предусмотренные программой (по основным разделам учебного плана программы) | Соответствие практических умений и навыков программным требованиям. | - низкий уровень (ребенок овладел менее чем ½ предусмотренных умений и навыков); - средний уровень (объем усвоенных умений и навыков составляет более ½); - высокий уровень (ребенок овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период | 0-1 2-3 4-5 | Педагогическое наблюдение Опрос Беседа Анализ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Шахматы для дошколят»
Консультация для родителей «Шахматы для дошколят»...
Консультация для родителей «ШАХМАТЫ ДЛЯ ДОШКОЛЯТ»
Шахматы в наши дни стали не только спортом, но и верным методом в воспитании детей. Шахматы — старинная и очень увлекательная игра, помогающая в развитии памяти и логического мышления.Это отличн...
«Шахматы для дошколят»
Консультация...
дидактические игры в шахматы для дошколят
картотека игр...
Консультация для родителей "Шахматы для дошколят"
Если ребёнок плохо запоминает стишки, невнимателен, не умеет сосредотачиваться и ясно излагать свои мысли, справиться с этими сложностями вам помогут… шахматы. Решая шахматные задачки, ваш...
Программа по кружковой работе познавательной направленности «Шахматы для дошколят» Для детей в возрасте от 6 до 7 лет
Раннее обучение детей дошкольного возраста игре в шахматы позволяет обеспечить более комфортное вхождение ребёнка в учебный процесс начальной школы, снизить уровень стресса, благотворно влияет к...
Буклет - рекомендации для родителей. Игры с шахматами для дошколят.
Буклет - рекомендации для родителей. Игры с шахматами для дошколят....