«ЗНАКОМСТВО С ШахматАМИ для дошколят»
рабочая программа (подготовительная группа)

Сенина Ирина Сергеевна

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

 

«ЗНАКОМСТВО С ШахматАМИ для дошколят»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_shahmaty_na_portal.docx45.73 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №

 района

(ГБДОУ детский сад №96  района )

ПРИНЯТА

Педагогическим советом

Протокол №1 от 29.08.2023 г.

УТВЕРЖДЕНА

Приказ №  от 29.08.2023 г.

Заведующий _____________/

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

 «ЗНАКОМСТВО С ШАХМАТАМИ ДЛЯ ДОШКОЛЯТ»

     

Возраст учащихся – 5-7 лет

Срок освоения 6 дней

Разработчик:

Сенина Ирина Сергеевна

Старший воспитатель

Санкт-Петербург

2023

Пояснительная записка

Дополнительная общеразвивающая программа «Знакомство с шахматами для дошколят» разработана согласно нормативно-правовым документам федерального и регионального уровней, Уставу и локальным актам образовательной организации.

Направленность программы

Программа направлена на организацию содержательного досуга обучающихся, удовлетворение их потребностей в активных формах познавательной деятельности.

Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышлениеспособствует зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, вдумчивость, целеустремленность, вырабатывает в человеке ряд необходимых и требуемых в обществе качеств: волю, выносливость, терпение, способность к концентрации внимания, смелость, расчет, умение быстро и правильно принимать решения в меняющейся обстановке и т.д.

Адресат программы.

По ДОП «Знакомство с шахматами для дошколят» занимаются обучающиеся 5-7 лет, как мальчики, так и девочки, проявляющие интерес.

 Актуальность программы

Актуальность программы базируется на государственной, образовательной и воспитательной политике.

Обучение дошкольников игре в шахматы является весьма актуальным на сегодняшний день Раннее обучение детей дошкольного возраста игре в шахматы позволяет обеспечить более комфортное вхождение ребенка в учебный процесс начальной школы, позволяет снизить уровень стресса, благотворно влияет как на процесс обучения, так и на развитие личности ребенка, повышение продуктивности его мышления.

Экспериментально подтверждено, что дети, вовлеченные в волшебный мир шахмат, лучше успевают в школе, особенно по точным наукам. Экспериментальные исследования совпадают с выводами практиков: шахматная игра может занять определенное место в педагогическом процессе детского сада, ибо знакомство с шахматами в столь раннем возрасте способствует развитию у детей воображения, логического мышления, укрепляет их память, учит сравнивать и предвидеть результат, планировать свою деятельность. Дети, проявляя живой интерес к игре, учатся быть внимательными, познают дух соперничества и соревнования. Перейдя от взрослых к детям, эта удивительная игра стала средством воспитания и обучения, причем ненавязчивого, интересного, увлекательного.

Уровень освоения   – общекультурный.

Объем и срок освоения программы

Программа рассчитана на 5 занятий.

Срок освоения - 5 дней.

Цель и задачи программы

Цель – знакомство дошкольников с игрой в шахматы, подготовка воспитанников к дальнейшим ступеням данной игры.

 Задачи:

Образовательные:

- Формировать устойчивый интерес малышей к игре в шахматы.

- Способствовать освоению детьми основных шахматных понятий (шахматная доска, шахматное поле, шахматная фигура, ход фигуры, взятие, взаимодействие между фигурами на шахматной доске, ценность шахматных фигур)

- Познакомить с правилами поведения партеров во время шахматной игры, учить детей во время шахматной партии действовать в соответствие с этими правилами.

- Учить ориентироваться на плоскости, обогащать детскую фантазию,

Развивающие:

- Развивать все сферы мышления, память, внимание, наблюдательность, воображение;

- Способствовать активизации мыслительной деятельности дошкольника;

- Приобщать ребенка к самостоятельному решению логических задач;

- Формировать мотивацию к познанию и творчеству

Воспитательные

-Воспитывать, усидчивость, целеустремленность, волю, организованность;

Поставленные цели и задачи реализуются при создании необходимых условий:
наличии кабинета и его оснащенности методической литературой, ТСО, наглядными пособиями, раздаточными материалами.

Планируемые результаты

Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка, развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности. Приобретение теоретических знаний и практических навыков в шахматной игре.

Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения,).

Конечный результат обучения:

  – ребенок знает историю возникновения шахматной игры;

  – ребенок знаком с шахматными терминами: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные.

  • ребенок знает названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.

 – ребенок может ориентироваться на шахматной доске;

- правильно помещать шахматную доску между партнерами;

Организационно-педагогические условия реализации программы

Язык реализации:

 Образовательная деятельность по ДОП «Знакомство с шахматами для дошколят» осуществляется на русском языке.

Формы обучения:

  Обучение по ДОП «Знакомство с шахматами для дошколят» осуществляется в очной форме.

Особенности реализации:

 Программа является краткосрочной и реализуется по персонифицированному финансовому сертификату дополнительного образования в каникулярный период. 

 Условия набора в коллектив: Принимаются все желающие 5-7 лет на добровольной основе при наличии заявления от родителей (законных представителей). Предварительная начальная подготовка не требуется.

Условия формирования групп: группы разновозрастные.

Количество обучающихся –10 воспитанников.

Формы проведения занятий:

Основная форма: занятия, игры, беседы

Формы организации деятельности учащихся на занятии:

Фронтальная – работа педагога со всеми обучающимися одновременно (беседа, показ,

объяснение).

Групповая – организация работы в малых группах, в том числе в парах, для выполнения определенных задач.

Индивидуальная – организуется для самостоятельного выполнения ряда заданий.

Материально-техническое оснащение программы:

         Помещение кабинета достаточное для проведения занятий группой 10 человек;

  • столы, стулья;
  •  экран;

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

 

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы контроля

Всего

Теория

Практика

1

  Вводное занятие.

«В стране шахматных чудес»

(история возникновения шахмат)

1

1

0

Педагогическое наблюдение

Беседа

2

 

«Знакомьтесь, это я-шахматная доска»

(знакомство с шахматной доской и правилами игры)

1

1

0

Педагогическое наблюдение,

практикум

 

3

«Маленькое войско».

(знакомство с фигурами)

1

0,5

0,5

Педагогическое наблюдение

Практикум

 

4

«Маленькое войско».

(продолжение знакомства с фигурами)

1

0,5

0,5

Педагогическое наблюдение

Практикум

Анализ

5

 Викторина «Знатоки шахмат»

1

0,5

0,5

Педагогическое наблюдение

Опрос

Соревнование

Итого:

5

3,5

1,5

 

                 

УТВЕРЖДЕН

Приказ № 99 от 29.08.2023 г.

Заведующий _____________/

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

реализации дополнительной общеразвивающей программы

«Знакомство с шахматами для дошколят»

на 2023-2024 учебный год

Педагог Сенина И.С.

Год обучения

Дата начала занятий

Дата окончания занятий

Количество учебных недель

Количество учебных дней

Количество учебных часов

Режим занятий

1 год                     (1 группа)

09.10.2023

13.10.2023

1

5

5

Ежедневно, до 30 мин.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

к дополнительной общеразвивающей программе

«Знакомство с шахматами для дошколят»

Содержание программы

 1. Вводное занятие.   «В стране шахматных чудес»

Знакомство с историей возникновения игры в шахматы. Шахматная сказка.

Теория: история зарождения игры, рассказывание сказки. Демонстрация шахматной доски. Рефлексия

 Форма контроля: педагогическое наблюдение, беседа, опрос для определения начальных знаний.

2. «Знакомьтесь, это я-шахматная доска» - знакомство с шахматной доской и правилами игры в шахматы.

Теория: знакомство с шахматной доской и ее линиями; правилами игры в шахматы. Ориентировка на шахматной доске, ее расположение по отношению к играющим.

 Форма контроля: педагогическое наблюдение, беседа, опрос для определения понимания пройденного материала

3. «Маленькое войско» - знакомство с шахматными фигурами.

Теория:В первом ряду стоят пешки, за ними фигуры:  крайние – ладьи, следом кони, затем – слоны,  посередине – король и ферзь. В шахматы всегда играют два человека. Один играет белыми фигурами, другой – черными. За один ход можно передвинуть одну фигуру. Ходят играющие по очереди. Практика самостоятельного передвижения шахматных фигур.

 Форма контроля: педагогическое наблюдение, беседа, опрос для определения понимания пройденного материала

4. «Маленькое войско» – закрепление знакомства с шахматными фигурами.

Теория:В первом ряду стоят пешки, за ними фигуры:  крайние – ладьи, следом кони, затем – слоны,  посередине – король и ферзь. В шахматы всегда играют два человека. Один играет белыми фигурами, другой – черными. За один ход можно передвинуть одну фигуру. Ходят играющие по очереди.Ферзь всегда стоит на своем цвете: белый – на белом поле, черный – на черном. Практика самостоятельного передвижения шахматных фигур.

 Форма контроля: педагогическое наблюдение, беседа, опрос для определения понимания пройденного материала

5. Итоговое занятие. Викторина «Знатоки шахмат»

Практика: закрепление пройденного материала.

Форма контроля: педагогическое наблюдение, опрос, беседа.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

При реализации ДОП «Знакомство с шахматами для дошколят» используются различные формы занятий, методы и приемы, учитывающие возрастные особенности обучающихся.

На начальном этапе работы преобладают игровой, наглядный и репродуктивный методы. Они применяется:

1. При знакомстве с шахматными фигурами.

2. При изучении шахматной доски.

3. При обучении правилам игры;

Словесный метод даёт возможность передать детям информацию, поставить перед ними учебную задачу, указать пути его решения.

Игровой метод предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приёмами. При использовании игрового метода за воспитателем сохраняется ведущая роль: он определяет характер и последовательность игровых и практических действий.

Наглядный - один из основных, ведущих методов дошкольного образования. Ведущая роль этого метода связана с формированием основного содержания знаний дошкольников – представления о предметах и явлениях окружающего мира. Наглядный метод соответствует основным формам мышления дошкольника. Наглядность обеспечивает прочное запоминание.

Использование этих методов предусматривает, прежде всего, обеспечение самостоятельности детей в поисках решения самых разнообразных задач.

Основные формы и средства обучения:

  1. Дидактические игры и задания;
  2. Теоретические занятия.

Изложенные методы осуществляются на практике с помощью приемов:

 устного изложения, беседы, показ фотографий и видео  

Список литературы для педагога

  1. Сухин И.Г. Приключения в Шахматной стране. – М.: Педагогика, 1991.
  2. Сухин И.Г. Удивительные приключения в Шахматной стране. – М.: Поматур, 2000.
  3. Сухин И.Г. Шахматы для самых маленьких. – М.: Астрель, АСТ, 2000.
  4. Сухин И.Г. Шахматы, первый год, или Учусь и учу. Пособие для учителя. – Обнинск: Духовное возрождение, 2011.

ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Для отслеживания результативности образовательной деятельности по программе проводятся: входной, текущий контроль и итоговое оценивание.

Входной контроль проводится с целью выявления образовательного уровня учащихся, на начало обучения и способствует подбору эффективных форм и методов деятельности для каждого учащегося.

 Входной контроль проводится на первом занятии в форме   педагогического наблюдения, беседы и устного опроса посредством использования критериев оценивания личностных, метапредметных и предметных результатов (приложение 2) с последующим внесением в информационную карту (приложение 1);

 

 Текущий педагогический контроль позволяет определить сформированность знаний, умений и навыков по темам программы, это дает возможность своевременно выявлять пробелы в знаниях и оказывать учащимся помощь в усвоении содержания материала.

  Текущий контроль проводится в форме педагогического наблюдения.

Итоговое оценивание позволяет определить конечный результат обучения. Итоговое оценивание проводится в форме педагогического наблюдения, опроса, беседы, проведения викторины и анализа результата посредством использования критериев оценивания личностных, метапредметных и предметных результатов (приложение 2) с последующим внесением в информационную карту (приложение 1).  

 

В реализуемой ДОП «Знакомство с шахматами для дошколят» используются следующие формы выявления результатов:

-педагогическое наблюдение

-выполнение практических заданий

-тематические беседы

-устные опросы

Используются следующие формы фиксации результатов:

-информационная карта (приложение1)

-видеозапись

-отзывы детей

Формы предъявления результатов:

-видеозапись

«Информационная карта освоения дополнительной общеразвивающей программы обучающимися»

Дополнительная общеобразовательная программа: __________________________________________

Педагог дополнительного образования___________________________________________________________________________

Группа и год обучения: __________________ Дата заполнения: _______________________________

№ п/п

ФИО учащихся

Возраст

Показатели

Общий суммарный балл

Уровень освоения

Личностные результаты

Метапредметные результаты

Предметные результаты

Л1

Л2

Л3

М1

М2

М3

П1

П2

П3

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Оценки по каждому показателю: от 0 до 5 баллов

-низкий уровень: от 0 до 15

-средний уровень: от 16 до 30

-высокий уровень от 31 до 45

Показатели освоения дополнительной общеразвивающей программы

 

Личностные результаты

Показатели

Критерии оценивания

Степень выраженности

Баллы

Формы выявления результативности

М1

Интерес к занятиям

Наличие интереса к занятиям по

 низкий уровень (интерес к занятиям продиктован обучающемуся извне);

- средний уровень (интерес лишь периодически поддерживается самим обучающимся);

- высокий уровень (интерес постоянно поддерживается обучающимся самостоятельно)

0-1

2-3

4-5

  Педагогическое наблюдение

Опрос

Беседа

 

Л2

Трудолюбие

Положительное отношение к процессу знакомства с игрой,усидчивость, вовлеченность в занятия

- низкий уровень (обучающийся не всегда позитивно и с интересом относится к знакомству с игрой, не проявляет интереса);

- средний уровень (обучающийся позитивно относится к знакомству с игрой, но не всегда проявляет интерес);

- высокий уровень (всегда положительно относится к знакомству с игрой , проявляет интерес, активно вовлечен в занятие)

0-1

2-3

4-5

Педагогическое наблюдение

Опрос

Беседа

Л3

    Доброжелательность и чувство взаимопомощи в коллективе  

 Проявление   нравственных качеств  по отношению к окружающим (доброжелательность и чувство взаимопомощи в коллективе)

- низкий уровень (проявление нравственных качеств выражено слабо);

- средний уровень (проявление нравственных качеств выражено средне);

- высокий уровень (проявление нравственных качеств выражено в достаточной степени).

0-1

2-3

4-5

Педагогическое наблюдение

 Опрос

Беседа

Метапредметные результаты

Показатели

Критерии оценивания

Степень выраженности

Баллы

Формы выявления результативности

М1

 

Наличие ключевых компетенций коммуникации и сотрудничество со сверстниками в коллективе

Способность бесконфликтно и эффективно взаимодействовать в решении совместной коллективной задачи

- низкий уровень умений (учащийся испытывает затруднения при взаимодействии с членами коллектива при решении творческой задачи);

- средний уровень (учащийся понимает свою функцию и роль в совместной деятельности, но выполняет её, прибегая к помощи педагога);

- высокий уровень (учащийся бесконфликтно и продуктивно действует в соответствии со своей  функцией и ролью)

0-1

2-3

4-5

Педагогическое наблюдение

Опрос

Беседа

 

32

Культура поведения и общения в коллективе

Умение вести себя в соответствии с этическими нормами

- низкий уровень (умение выражено слабо);

- средний уровень (умение выражено средне);

- высокий уровень (умение выражено в достаточной степени).

0-1

2-3

4-5

Педагогическое наблюдение

Опрос

Беседа

Предметные результаты

Показатели

Критерии оценивания

Степень выраженности

Баллы

Формы выявления результативности

П1

Теоретические знания (по основным разделам учебного плана программы)

Соответствие теоретических знаний ребенка программным требованиям.

- низкий уровень (ребенок овладел менее чем ½ объема знаний, предусмотренных программой);

- средний уровень (объем усвоенных знаний составляет более ½);

- высокий уровень (ребенок освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период)

0-1

2-3

4-5

Педагогическое наблюдение

 Опрос

Беседа

Анализ

   

П2

Владение специальной терминологией по тематике программы

Осмысленность и правильность использования специальной терминологии.

- низкий уровень (ребенок, как правило, избегает употреблять специальные термины);

- средний уровень (ребенок сочетает специальную терминологию с бытовой);

- высокий уровень (специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием)

0-1

2-3

4-5

  Педагогическое наблюдение

Опрос

Беседа

Анализ

П3

Практические умения и навыки, предусмотренные программой (по основным разделам учебного плана программы)

Соответствие практических умений и навыков программным требованиям.

- низкий уровень (ребенок овладел менее чем ½ предусмотренных умений и навыков);

- средний уровень (объем усвоенных умений и навыков составляет более ½);

- высокий уровень (ребенок овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период

0-1

2-3

4-5

Педагогическое наблюдение

 Опрос

Беседа

Анализ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Шахматы для дошколят»

Консультация для родителей  «Шахматы для дошколят»...

Консультация для родителей «ШАХМАТЫ ДЛЯ ДОШКОЛЯТ»

Шахматы в наши дни стали не только спортом, но и верным методом в воспитании детей. Шахматы — старинная и очень увлекательная игра, помогающая в развитии памяти и логического мышления.Это отличн...

Консультация для родителей "Шахматы для дошколят"

Если ребёнок плохо запоминает стишки, невнимателен, не умеет сосредотачиваться и ясно излагать свои мысли, справиться с этими сложностями вам помогут… шахматы. Решая шахматные задачки, ваш...

Программа по кружковой работе познавательной направленности «Шахматы для дошколят» Для детей в возрасте от 6 до 7 лет

Раннее обучение детей дошкольного возраста игре в шахматы позволяет обеспечить более комфортное вхождение ребёнка в учебный процесс начальной школы,  снизить уровень стресса, благотворно влияет к...

Буклет - рекомендации для родителей. Игры с шахматами для дошколят.

Буклет - рекомендации для родителей. Игры с шахматами для дошколят....