«Приемы развития творческого мышления дошкольников»
материал
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для педагогов на тему:
«Приемы развития творческого мышления дошкольников»
Автор: воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №6 села Актаныш» Актанышского района Республики Татарстан
Вахитова Гузелия Харисовна
Цель мастер-класса: познакомить с приемами, направленными на развитие воображения и словесного творчества, способствующими совершенствованию русской речи.
Материал: «волшебная палочка», красивая коробка, коробка с картинками, презентация, проектор, ноутбук.
Ход мероприятия:
- Добрый день, уважаемые коллеги! Я приветствую вас на мастер-классе по развитию творческого мышления дошкольников.
- Давайте поразмыслим: что такое творческое мышление? (ответы педагогов).
- Творческое мышление – это мышление, результатом которого является открытие принципиально нового или усовершенствованного решения той или иной задачи.
- Воображение и фантазия – виды мышления.
- Воображение – умение мысленно создавать новые идеи и образы возможных и невозможных объектов на основе реальных знаний.
- Фантазия – создание тоже новых, но нереальных, сказочных, пока невозможных ситуаций и объектов, но тоже на основе реальных знаний.
Классическим примером фантазии является сказка. Представьте на минуту, что человек не обладал бы фантазией, воображением. Мы лишились бы всех научных открытий и произведений искусства. Дети не услышали бы сказок и не смогли бы играть во многие игры.
А.Энштейн считал умение воображать выше многознания, ибо считал, что без воображения нельзя сделать открытия. Проще сказать – лишите человека фантазии и прогресс остановится!
- Как вы думаете, на каком уровне находится уровень развития у дошкольников воображения и фантазии? (ответы педагогов)
Воображение и фантазия, по исследованию психологов, развивается особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. И если в этот период названные виды мышления не развивать, в последующем наступает быстрое снижение этой функции. Обедняется личность, снижается возможность творческого мышления, гаснет интерес к искусству, науке.
- Как развивать воображение и фантазию дошкольников на практике?
К вашему вниманию, я хочу предложить некоторые приемы, направленные на развитие творческого мышления, которые использую на занятиях по обучению русскому языку.
- Словесные дидактические игры: «Что это? Кто это?», «Назови три слова», «Что может быть красным (холодным, горячим и т.д.)?», «На чем можно поехать в гости?», «Кто читает книжку (моет посуду, чистит зубы)?», «Куда ушла мама (папа, дедушка и т.д.)?», «Что подарить зайчику (Маше, маме, другу)?», «Подарок», «Путешествие по сказкам», «Доскажи словечко», «Отгадай загадку».
- Метод «перевирания сказки» Д.Родари. Вспоминаем знакомые сказки и рассказываем ее с другими героями, персонажами. Дети исправляют. Затем, сами пробуют сочинить такую сказку. Например, «Жила-была девочка, которую звали Желтая Шапочка», - начинаете вы свой рассказ. «Нет, нет, не Желтая, а Красная», - спешит поправить вас ребенок. «Да-да, я забыла, конечно, Красная… Так вот, отправилась Красная Шапочка в гости к тете». - «Нет, не к тете, а к бабушке! Ты опять все перепутал(а)», - сердится ваш слушатель. И так далее.
А теперь, давайте поиграем. Дорогие коллеги, я приглашаю вас в круг.
- Игра «Приветствие»
Участники приветствуют друг-друга, используя какой-нибудь жест. С каждым новым партнером нужно поздороваться новым жестом.
- Игра на сплочение. «Хлопают, те…»
- кто надел сегодня юбку,
- кто живет в доме,
- у кого есть кошка,
- кто любит животных,
- у кого есть часы.
- кто любит читать книги.
Формирование команд. (2 команды по 5 человек)
4. Игра "увеличение - уменьшение".
Вот вам волшебная палочка, она может увеличивать или уменьшать все, что вы захотите. Одна команда будет рассказывать о том, что бы они хотели увеличивать. А другая команда, о том, что бы они хотели уменьшить.
5. Игра «Подарок»
Участники встают в круг. Одному дают в руки коробку с бантом просят передать ее соседу и сказать, чтобы он хотел подарить: "Я дарю тебе слоненка", или "Я дарю тебе большую шкатулку счастья " и т. д.
6. Игра «Как мне повезло»
Придумайте, что могли бы считать везением знакомые вам предметы.
Как мне повезло, - говорит подсолнух, - я похож на солнце.
Как мне повезло, - говорит картошка, - я кормлю людей.
Как мне повезло, - говорит береза, - из меня делают ароматные веники.
Участники достают из коробки картинки и рассказывают об этих предметах.
7. «Перевирание сказки». Каждая команда рассказывает предложенную сказку методом перевирания. Первая команда – сказку «Теремок», вторая команда – сказку «Колобок»
Спасибо, уважаемые коллеги!
Рефлексия:
- Вам был полезен представленный материал?
- Можно ли использовать данные приемы в работе с дошкольниками?
Итог мастер – класса.
Выше указанные игры помогают:
- развить творческое воображение и коммуникативные навыки детей дошкольного возраста;
- обогатить словарный запас;
- сделать речь ребёнка более красочной, эмоциональной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей и воспитателей "Импровизация - как один из приемов развития творческих способностей дошкольников на занятиях по хореографии"
Импровизация в хореографии - это танец в настоящем!...
Использование технологий ТРИЗ в деятельности ДОУ как средство развития творческого мышления дошкольников
В условиях гуманистической образовательной тенденции творческое развитие рассматривается как важнейшая задача, решение которой необходимо начинать с самого раннего возраста дошкольного детства. Пробуд...
Использование технологий ТРИЗ в деятельности ДОУ как средство развития творческого мышления дошкольников
В условиях гуманистической образовательной тенденции творческое развитие рассматривается как важнейшая задача, решение которой необходимо начинать с самого раннего возраста дошкольного детства. Пробуд...
Опыт работы. Тема: «Русская народная сказка как средство развития творческого мышления дошкольников».
Ребенок становится человеком не сам по себе, а лишь общаясь со взрослыми, перенимая у них не только умение ходить, разговаривать, обслуживать себя, но и нравственные нормы. И величайшим счастьем стано...
Мастер – класс для педагогов ДОУ «Методы и приемы развития творческих способностей дошкольников»
Мастер – класс для педагогов ДОУ «Методы и приемы развития творческих способностей дошкольников» с использованием методов арт - терапии для достижения лучших результатов на занятиях по ху...
«Игры с использованием кругов Луллия» Из опыта работы по развитию творческого мышления дошкольников на основе ТРИЗ. Старшая группа
Варианты использования и игры с использованием пособия "Круги Луллия"...
Передовой педагогический опыт на тему "Развитие творческого мышления дошкольников путём методики ТРИЗ"
В современном образовании остро стоит задача воспитания творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности. Именно поэтому, дошкольное об...