Он посвятил жизнь музыке
методическая разработка (подготовительная группа)
У каждого государства есть свои символы герб, флаг, гимн. А ещё каждое государство гордиться теми людьми, которые прославили свою страну своими творческими достижениями. Чайковский – это символ нашей страны. Когда исполняется какая-либо его симфония, у каждого человека возникает ассоциация с Россией, все знают, что это Чайковский. Безусловно, Чайковский больше, чем композитор, перефразируя известное выражение, он – символ и образ России в любой точке света. Почему именно П.Чайковский? Почему его творчество живёт в веках. Какова история создания «Детского альбома» для фортепиано.
Мы с ребятами задумались над этим и решили создать проект, по которому изучали творчество П.Чайковского.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_on_zhizn_posvyatil_muzyke.docx | 28.56 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Отделение дошкольного образования детей ГБОУ школы № 580 Приморского района Санкт-Петербурга
Методическая разработка
«Он посвятил жизнь музыке».
Автор: Тараненко Т.Д.
г.Санкт-Петербург
Характеристика методической разработки «Он жизнь посвятил музыке».
Тип: информационный, творческий.
Длительность проекта: краткосрочный.
Сроки: с 21 марта – по 14 апреля.
Проблема: В современных семьях, на экранах телевизоров, из динамиков машин очень редко слышна классическая музыка. Звучащая эстрадная музыка не формирует эстетический вкус ребенка, ее ритмы перегружают нервную систему. Именно классическая музыка оказывает сильное эмоциональное влияние на детей, способствует их нравственному и интеллектуальному развитию.
Актуальность проекта:
У каждого государства есть свои символы герб, флаг, гимн. А ещё каждое государство гордиться теми людьми, которые прославили свою страну своими творческими достижениями. Чайковский – это символ нашей страны. Когда исполняется какая-либо его симфония, у каждого человека возникает ассоциация с Россией, все знают, что это Чайковский. Безусловно, Чайковский больше, чем композитор, перефразируя известное выражение, он – символ и образ России в любой точке света. Почему именно П.Чайковский? Почему его творчество живёт в веках. Какова история создания «Детского альбома» для фортепиано.
Мы с ребятами задумались над этим и решили создать проект, по которому изучали творчество П.Чайковского.
Цель:
Познакомить детей с творчеством П.И.Чайковского как великого русского гениального композитора.
Задачи:
- дать детям представление о П.И.Чайковском, познакомить с его биографическими данными;
- познакомить с историей создания музыкальных сборников «Детский альбом» и «Времена года», некоторыми музыкальными произведениями из них;
- научить передавать содержание музыкальных произведений в движениях и рисунках;
- продолжать развивать изобразительные навыки детей;
- познакомить с синтезом поэзии и музыки – ритмодекламацией;
- обогащать словарный запас, навыки выразительного чтения стихотворений;
- вызывать эмоциональный отклик на классическую музыку.
Ожидаемый результат:
1. Углублённое приобщение к искусству различными видами художественной деятельности.
2. Приобретение опыта определения характера и настроения прослушивания классической музыки.
3. Формирование представления о П.И.Чайковском как о композиторе, воспевающем свою Родину, русскую природу, русского человека.
4. Развитие интереса к различным жанрам музыки и исполнительству на различных музыкальных инструментах.
5. Формирование умения передавать содержание музыкальных произведений в движениях и рисунках.
План график работ по реализации проекта
«Он жизнь посвятил музыке».
Этапы работы | Мероприятия | Сроки | Цель | Ответственные |
1 Информационно - накопительный | Слушание СД – диска «Великие композиторы . П.И.Чайковский». | 21.03. | Познакомить детей с биографией П.И.Чайковского, дать представление о нём, как о великом русском композиторе. | Воспитатели. |
Слушание цикла «Детский альбом» | 22.03 | Вспомнить ранее прослушанные пьесы, познакомить с новыми произведениями композитора, побуждать детей к активному восприятию музыки. | Воспитатели, музыкальный руководитель. | |
Знакомство с презентацией «Гений русской музыки». | 23.03 | Познакомить с историей создания музыкального сборника «Детский альбом», расширять представление о быте 19 века, в котором жил П.И.Чайковский. | Воспитатели | |
Разучивание строевых упражнений , маршировка в колонне (движение к танцу «Марш деревянных солдатиков») | 24.03 | Упражнять в поворотах по сигналу физ. руководителя , ходьбе в колонне друг за другом, добиваться чёткости движения рук при маршировке. | Физ. руководитель. | |
Рисование по произведению П.И.Чайковского «Новая кукла». | 25.03. | Учить передавать содержание музыкальной пьесы в рисунке. | Руководитель по изо. Деятельности. | |
Разучивание движений к танцу «Вальс». | 25.03 | Учить передавать характер музыки в движениях, добиваться синхронности выполнения элементов танца | Воспитатели, Муз. руководитель. | |
2 Содержательно - практический | Заучивание стихотворения А.Лопатиной «Страна музыки». | 28.03 | Помочь запомнить текст стихотворения, упражнять в ритмодекломации под пьесу П.И.Чайковского «Сладкая грёза». | Воспитатели. |
Слушание произведений из цикла «Детский альбом» | 29.03 | Формировать культуру слушания, продолжать знакомить с творчеством П.И.Чайковского. | Муз.руководитель. | |
Беседа – презентация «Балеты и оперы П.И.Чайковского. | 30.03. | Познакомить с либретто к балетам «Спящая красавица» « Лебединое озеро», «Щелкунчик», расширять представления о сказочном мире балета. | Воспитатели | |
Дидактическая игра «Сказочный мир балета» | 30.03 | Обогащать игровую деятельность детей, закреплять в игре полученные ранее знания. | Воспитатели. | |
Конструирование из мелких строительных форм «Театр оперы и балета». | 31.03. | Продолжать учить создавать постройки в соответствии со схемой, внося соответствующие элементы архитектурного стиля театров (колонны, балконы). | Воспитатели. | |
Драматизация сценки «В гостиной П.И.Чайковского». | 1.04. | Развивать актёрские начала детей, учить импровизировать, фантазировать. | Воспитатели. | |
Просмотр мультфильма «П.И. Чайковский»Детский альбом» Союзмульт фильм 1976г. | 4.04. | В интересной для детей форме закрепить название и звучание пьес из «Детский альбом П.И.Чайковского» | Воспитатели | |
Творческий танец под пьесу «Новая кукла»(девочки) | 5.04. | Продолжать учить определять характер и настроение музыки , передавать содержание в движениях | Муз. руководитель. | |
Заучивание текста стихотворения «Весёлый апрель улыбнулся» | 6.04. | Упражнять в ритмодекламации как целостного восприятия поэтически – музыкального образа . | Воспитатели. | |
Рисование мелками под пьесу П.И.Чайковского «Апрель. Подснежник». | 7.04 | Продолжать учить передавать содержание музыкального произведения в рисунке, упражнять в технике работы мелками. | Руководитель по изо. деятельности. | |
Музыкально – дидактическая игра «Отгадай мелодию». | 8.04. | Развивать слуховое внимание и память, упражнять в умении соотносить знакомые произведения цикла «Времена года» с названиями месяцев. Обогащать игровую деятельность детей. | Музыкальный руководитель. | |
3 Контрольно - оценочный | Организация предметно – развивающей среды помещения театральной студии под идею проекта | 11.04. | Помощь родителей в организации полифункциональной среды, оформление развивающего пространства; увеличивать заинтересованность родителей в значимых для них формах сотрудничества с ДОУ. | Оба воспитателя, родительский комитет. |
Сюжетно – ролевая игра «Театр». | 12.04. | Продолжать учить самостоятельно распределять и выбирать роли, развивать коммуникативные качества. | Оба воспитателя. | |
Итоговое мероприятие «Музыкальная гостиная». | 13.04. | Применение полученных знаний в разных занимательных формах, развивать музыкальные и творческие способности детей, актёрские начала. | Музыкальный руководитель, оба воспитателя. | |
Мониторинг «Анализ результатов проекта, согласно поставленных образовательных целей» | 13.04. | Оптимизация образовательного процесса реализации проекта при использовании интеграционных межпредметных связей. | Все педагоги участвующие в реализации проекта. |
Итоговое мероприятие проекта «Он жизнь посвятил музыке»
Литературно-музыкальный досуг «Путешествие в гостиную 19 века»
Вед: Здравствуйте, ребята. Сегодня я хочу пригласить вас на встречу с творчеством великого русского композитора П.И.Чайковского. Он жил давно, в те времена люди ездили не в машинах, а на лошадях и каретах, в домах не было электричества, компьютеров и телевизоров. Помочь воссоздать атмосферу того 19 века нам поможет вот этот аппарат.
(открывает « машину времени»)
Перенесёт нас вмиг во времени
Назад в века ….(машина времени)
Нажимает, включается музыка.
Вика:
Есть на Земле одна страна
Зовётся музыкой она.
Созвучья в ней живут и звуки
Но чьи их открывают руки?
Илья:
Кто заставляет мир звучать
Когда он устаёт молчать?
Когда он будто бы струна,
Которая звенеть должна.
Даша:
Конечно, композитор это
Его порыв, его куплеты.
Его желание творить и людям красоту дарить.
Вед:
Итак, машина времени перенесла нас в 19 век, в гостиную большого и красивого дома. Добро пожаловать! (дети переходят в театр, одевая шляпки и цилиндры, встают по краю коврика)
В театре детей встречает МАМА под музыку «Мама».
Мама:
Здравствуйте господа. Вы узнали пьеску, которая сейчас звучала.
Правильно, она называется «Мама». И написана для моего сына – Володи Давыдова. Вы знаете, кто это?
Дети:
-Володя Давыдов – это племянник П.И.Чайковского. Чайковский был первым русским композитором, создавшим для детей альбом фортепьянных пьес и собрал их вместе в детском альбоме.
Мама:
А для чего Петр Ильич это сделал?
Дети:
Володя пытался научиться играть на фортепьяно, но это у него не очень получалось. Петру Ильичу стало жаль малыша, и он решил написать цикл лёгких фортепьянных пьес разных по характеру, запоминающихся, с интересными названиями. В альбоме встречаются картины природы и названия детских игр, сказочные персонажи и танцевальные мелодии.
Вед:
Музыка из альбома сразу стала известна и любима во всех уголках России, а потом и всего мира. Сегодня она прозвучит для вас. (садится за фортепьяно).
Бью часы
Мама:
Бим – бом, бим – бом открывается альбом
Не простой, а музыкальный
И живёт в нём звук хрустальный.
Его придумал для ребят композитор гениальный.
Нарисованы картинки не карандашами
Музыкальные картинки встанут перед нами.
Прошу садиться, господа. (дети садятся, остается Полина в центре)
Играется пьеса «Сладкая грёза».
Полина:
Тихо, тихо сядем рядом
Входит музыка в наш дом
В удивительном наряде,
Разноцветном, расписном.
И раздвинуться вдруг стены
Вся земля видна вокруг
Плещут волны речки пенной
Чутко дремлют лес и луг.
Вдаль бегут степные тропки,
Тают в дымке голубой – это музыка торопит и зовёт нас за собой.
Мама:
Знакома ли вам эта музыка, так похожая на сладкий сон.
Дети: Это «Сладкая грёза» из «Детского альбома» П.И.Чайковского.
Мама:
А вы заметили, что в центре стола стоит красивый и большой торт.
Испекла нам няня торт
Большой, красивый, очень вкусный.
Будет сладким угощенье – ведь сегодня День рожденья.
И правда, у моего сына и племянника П.И.Чайковского Володи сегодня День рождения.
Конечно же ему подарили много подарков. Особенно он обрадовался большой красивой коробке, в которой лежали деревянные солдатики. Да вот же они!
(звучит «Марш деревянных солдатиков». Солдатики маршируют и поют.)
Солдатики:
Ать – два, левой, правой – 2 раза.
Мы легко и весело идём.
Ать – два левой, правой – 2 раза
Песню деревянную поём. ( перестроение)
Ать – два, левой, правой – 2 раза.
Носим одинаковый наряд.
Ать – два, левой, правой – 2 раза
Не сыскать отважнее солдат!
Солдатики сели
Мама:
Таких познаний в музыке, мы едва ли ждали.
Продолжаем праздник наш.
Господа, вы не устали…
( дети на стульях ведут диалог)
Соня :
– Да, всё прекрасно, мы слыхали.
И нам приятна эта весть.
Вас посетили не напрасно, войти в ваш дом большая честь.
Глеб:
Конечно, очень нам приятно прийти сегодня в этот зал.
Часы торопят, разрешите продолжить вальсом этот бал.
Звучит вальс, дети танцуют.
Мальчики рассаживают девочек, которые восклицают «Шарман, очаровательно, чудесно, прелестно»
Ваня:
Как в вальсе весело кружиться
Сейчас немного отдохнём
Друг другу новости расскажем
И звонко песенки споём.
Данил:
Ах, господа, прошу внимание. Встречайте – гости из Германии!
Вика и Сёма – поклон.
Сёма:
Мы сейчас для вас вдвоём
Чудно немецкую песню споём.
Песня
Лиза:
Ах, нам сегодня не скучать
Нас гости будут удивлять!
Богдан:
Все пьески « Детского альбома»
Пардон, мьсе, нам всем знакомы.
Аня:
А мне вчера на именины
Подарили куклу Зину.
В платье длинном, из атласа.
Варя:
Шарман мон ами, как это прекрасно!
Вед:
Про новую куклу есть пьеска в альбоме
И, к счастью, их много в Володином доме.
( творческий танец девочек с куклами).
Мама:
Мы в сказку заглянем сейчас на мгновенье
Хочу загадать вам, кто это такой.
В избушке на ножках всех ждёт с нетерпеньем
И в ступе над лесом летает с метлой.
Звучит пьеса «Баба Яга», влетает Баба Яга.
Баба Яга:
Здравствуйте, детишки. Да, да это я Баба Яга. И про меня Чайковский тоже сочинил музыку.
Я загадаю вам загадку и попрошу вас дать ответ
Какая пьеска прозвучала
Вы догадались или нет.
( дети отвечают - пьеса «Баба Яга»из «Детского альбома «П.И.Чайковского. )
Софа:
Ах, на пугайте на ночь нас
А то потом присниться
Что, страшный зверь или Яга
В окошко к нам стучиться.
Баба Яга:
Я прилетела не пугать вас, а рассказать вам о другом альбоме Петра Ильича «Времена года»
Дима Д:
Пардон, мадам, но и этот альбом
К счастью собравшихся тоже знаком.
Баба Яга:
Не перестаёте меня удивлять
Я предлагаю, чтоб нам не скучать
Мелодии из этого альбома
Послушать и тихонечко назвать.
Работа с презентацией до месяца «Март». ( отрывки из произведений)
- сентябрь «Охота»
- октябрь «Осенняя песнь»
- ноябрь «На тройке»
- январь «У камелька»
- февраль «Масленица»
- март «Песня жаворонка».
Баба Яга:
Когда встаёт передо мною
Мой лес и небо голубое
И звонко так поёт капель
Не помню месяц я……(апрель)
Мама:
В альбоме П.И.Ч. «Времена года» композитор воспевает русскую природу и пьеса про апрель так и называется «Апрель – подснежник». Давайте послушаем, как композитор рассказал нам о весеннем пробуждении природы в своём произведении.
(звучит пьеса «Апрель – подснежник» полностью, презентация Светы, Дима А. читает стих «Весёлый апрель улыбнулся»)
Баба Яга:
Кто мне скажет, где серьёзно стал заниматься музыкой Петр Ильич Чайковский (в 1861 г поступает в петербургскую консерваторию и оканчивает её с золотой медалью. По окончании переезжает в Москву, преподавать в московской консерватории).
Баба Яга:
И, конечно же, там он знакомиться со многими интересными людьми, которые на всю жизнь остаются его друзьями. И сейчас к нам в гостиную пожаловал высокий гость, который сыграет нам известное музыкальное произведение (преподаватель детской музыкальной школы).
(слушаем)
Вед:
Сейчас музыка рассказала нам целую историю, она вызвала у вас разные чувства, потому что музыку можно не только слушать
Я предлагаю вам прослушать фортепьянную пьесу из альбома «Времена года» и нарисовать картинку по впечатлениям, которые навеет вам эта волшебная мелодия. Потому что музыку можно не только слушать, под нее можно мечтать, грустить или радоваться, петь, танцевать, и можно даже нарисовать.
(рисуем, слушаем)
Включается «Вальс цветов».
Вед:
Вы молодцы, очень хорошо слушаете, понимаете язык музыки и представляете свои впечатления.
Мама:
Творчество Петра Ильича Чайковского ещё при жизни получило широкое признание. В наше время его музыка известна во всём мире, его произведения исполняются лучшими музыкантами.
Семён:
Имя Чайковского присвоено Московской и Киевской консерваториям, многим театрам оперы и балета, концертному залу в Москве.
Вика:
Во многих городах установлены памятники и проходят музыкальные конкурсы имени Чайковского.
Ваня:
Дом, в котором композитор провёл последние годы жизни и создал ряд великих произведений, сохраняется как дом – музей.
Баба Яга:
120 лет прошло с тех пор, как нет Петра Ильича СЧайковского, но 2 раза в год в день его рождения и в день памяти композитора выдающиеся пианисты исполняют его великие сочинения на рояле, на котором играл композитор.
Вед:
Ребята, сегодня мы с вами коснулись только малой частицы творчества великого русского композитора. Вам понравилось в гостиной 19 века?
Опущен занавес, и сцена опустела,
Лишь слышен шорох отъезжающих саней.
С прекрасным встреча быстро пролетела,
Уходит в ночь мир сказочных теней.
Сейчас мы возвращаемся в наше время и не забудьте дома рассказать родителям о том, что вы сегодня слушали и смотрели.
Модель проекта «Он жизнь посвятил музыке».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Матерям села Озерное посвятили праздник «Вечный огонь материнской души»
http://atkarskgazeta.ru/news/6092...
Музыка как жизнь, а жизнь как музыка
Музыка как жизнь, а жизнь как музыка...
Мини-газета "Музыка как жизнь, а жизнь как музыка"
Во всём мире признано, что лучшие условия для развития и воспитания ребёнка раннего возраста, в том числе и музыкального, создаются в семье. ...
Третий региональный творческий конкурс "Я лиру посвятил народу своему...", который прошел в Нижнекамской гимназии №25, 5 марта 2019 года.
Театрализованная постановка детьми старшей логопедической группы сказки "Как ослик счастье искал".Победители в наминации "Искусство без границ"....
Рекомендации «Музыка как жизнь, а жизнь как музыка» #Сидимдома
Рекомендации"Музыка как жизнь,а жизнь как музыка"...
Виртуальная музыкальная гостиная для детей и родителей: "Музыка в вашей жизни и в жизни вашего ребёнка" (второе занятие цикла "Будем с музыкой дружить")
Музыка в вашей жизни и в жизни вашего ребёнка.Во всем мире признано, что лучшие условия для развития и воспитания ребенка раннего возраста, в том числе и музыкального, создаются в семье. Именно поэтом...
Рекомендации родителям по музыкальному воспитанию "Музыка как жизнь, а жизнь как музыка".
Во всём мире признано, что лучшие условия для развития и воспитания ребёнка раннего возраста, в том числе и музыкального, создаются в семье....