Адаптация в детском саду.
консультация (младшая группа)
Адаптация представляет собой процесс приспособления малыша к новым для него условиям жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptatsiya.docx | 22.69 КБ |
Предварительный просмотр:
«Адаптация к условиям пребывания в детском саду у разных детей протекает неодинаково, что зависит в основном от особенностей нервной системы. Внешними проявлениями трудностей адаптации могут быть нарушения сна, аппетита, необоснованные капризы. Чтобы облегчить течение адаптационного процесса, подготовку к этому ответственному в жизни ребенка событию следует начинать заблаговременно»
Т. В. Костяк «Психологическая адаптация ребенка в детском саду»
Адаптация в детском саду – стресс или эпизод жизни?
Адаптация ребенка в детском саду – процесс порой довольно непредсказуемый и тяжелый. Одни мамы с завистью слушают других, у которых адаптация ребенка к детскому саду прошла быстро, безболезненно и почти незаметно. Ребенок с радостью убегал в группу, хорошо кушал и спал. У других мам утренний поход в детский сад вспоминается с легкой истерикой, потому что ребенок плакал навзрыд, цеплялся и не отпускал, в саду ел плохо и плакал на прогулке.
Если первые шаги адаптации к детскому саду только предстоят Вашей семье, то этот материал для Вас. Если же в детский сад Вы ходите уже давно, то вопросы адаптации к детскому саду беспокоят Вас меньше, обычно только в первые дни после каникул.
Адаптация ребенка к детскому саду представляет собой процесс приспособления малыша к новым для него условиям жизни, общения и воспитания. Другие взрослые, другие дети, другой режим дня, другое отношение к ребенку. Все это создает немного стрессовую обстановку для ребенка. Такое состояние даже называют адаптационный стресс.
Адаптация к детскому саду происходит у всех детей по-разному. Некоторые дети почти не испытывают трудностей адаптации, уже через пару дней кажется, что они всю жизнь свою ходили в детский сад и чувствуют там себя как рыба в воде. Другим детям нужны недели, месяцы, а у отдельных детей и годы, чтобы привыкнуть к новым условиям. В среднем, по данным педагогов и психологов, адаптация ребенка к детскому саду в 3 года длится 2-3 недели, в старшем дошкольном возрасте – 1 месяц. Если в процессе адаптационного периода ребенок заболел, то привыкать к саду часто приходится по новой.
Наиболее критические моменты, которые вызывают трудности адаптации к детскому саду, можно выделить следующие:
- ✔ Ранний утренний подъем
- ✔ Обед без мамы
- ✔ Дневной сон
- ✔ Пребывание в саду целый день
- ✔ Привыкание к режиму
- ✔ Общение с незнакомыми детьми
- ✔ Общение с воспитателем
Каким образом родителям и воспитателям помочь ребенку преодолеть эти критические точки адаптации? Как снизить адаптационный стресс ребенка при вхождении в детсадовский мир?
Адаптация к детскому саду: ранний утренний подъем.
Для многих взрослых утренний подъем проходит не всегда позитивно. Что уж говорить о ребенке? Для малышей, жизнь которых до похода в детский сад регламентировась мало и слабо, пробуждение в 7.30 утра бывает очень жестоким стрессом адаптации. Поэтому, во-первых, если Ваш ребенок – не жаворонок и не просыпается в 6 утра с песнями и играми, в течение пары недель перед первыми визитами в детский сад вставайте раньше, привыкая к новому утреннему режиму. А во-вторых, будите ребенка в детский сад заранее, раньше на 10-20 минут, чтобы он мог понежиться в постели и постепенно перейти от сна к бодрствованию.
Адаптация к детскому саду: обед без мамы.
Большие трудности в адаптации к детскому саду связаны с кормлением детей. Многие воспитатели жалуются, что дети плохо едят или не едят совсем, пытаются их кормить и докармливать насильно. Некоторым детям не нравится еда, приготовленная детсадовскими поварами, некоторые – просто отказываются есть без мамы.
Вопрос с кормлением – один из самых сложных. В этом случае многое зависит от родителей и их политики в отношении питания. Можно настаивать, чтобы ребенка кормили обязательно; можно не заставлять ребенка и дождаться того момента, когда он сам захочет и попросит есть.
Адаптация к детскому саду: дневной сон.
Дневной сон в детском саду длится с 12 до 15 часов. Поэтому в целях адаптации ребенка к детскому саду дома постарайтесь приурочить дневной сон ребенка к этому времени.
Если ребенок засыпает с любимой игрушкой, можно в первое время приносить ее в детский сад.
Возможно в целях тренировки попробовать оставлять ребенка одного в комнате дома перед засыпанием.
Адаптация к детскому саду: пребывание в саду целый день.
Обычно в первые дни в детском саду ребенок находится по 2-3 часа или только до дневного сна. Воспитатели фиксируют (в том числе в карте наблюдений) уровень адаптации и стресса у ребенка в течение первых трех недель. И в зависимости от того, насколько адаптация к детскому саду протекает быстро или медленно, рекомендуют родителям забирать ребенка все позже и позже.
Обычно первую неделю ребенок посещает детский сад до сна, на второй неделе – остается на период до полдника, после месяца – может остаться на полный день. Но все эти нормы сугубо индивидуальны. Если адаптация ребенка проходит с большим трудом, то забирать ребенка нужно пораньше (если у родителей имеется такая возможность), в районе 16 часов. Если ребенка из сада Вы забираете позже, то старайтесь делать это не последним. Дети очень травматично переживают, если они остаются последними в группе и родителей долго нет.
Адаптация к детскому саду: привыкание к режиму.
В целях адаптации узнайте режим дня в детском саду и детской группы конкретно для вашего ребенка (он несколько различается в младшем, среднем и старшем дошкольном возрасте). За месяц-полтора начните вводить этот режим в вашей семье, постепенно приближая его к детсадовскому.
В дошкольном возрасте ребенку важно спать до 10 часов ночью и 2-2,5 часа днем. Поэтому спать ребенка нужно укладывать уже 9 часов вечера. Современные дети, зная по своему опыту, укладываются спать часов в 10-11 вечера, очень перевозбуждаются перед сном, а потому процесс засыпания – очень долгий и нелегкий.
Еще один аспект, связанный с привыканием ребенка к детскому саду, режиму дня и ритму жизни, - это отсутствие свободного личного времени у ребенка и отсутствие каникул. Часто так бывает, что пару месяцев ребенок ходит в детский сад, а потом заболевает. Таким образом организм ребенка требует передышки в режиме, возможности восстановиться и вновь погрузиться только в семейную обстановку.
На первых порах этого не стоит бояться и волноваться. Бывает, что после болезни ребенок охотнее идет в детский сад, потому что так у него появляются новые друзья и новые игры. Поэтому, если есть возможность, устройте ребенку выходной на неделе или маленькие каникулы раз в пару месяцев. Ведь в детском саду, в отличие от школы, можно «прогулять» три дня без справки.
Адаптация к детскому саду: общение с незнакомыми детьми.
В современных семьях, часто с одним ребенком, малыш бывает выключен из системы отношений с другими детьми. Часто контакты с другими детьми ограничены общением на детской площадке, в поликлинике, в гостях. Поэтому плохо умеют общаться с другими маленькими детьми.
В целях адаптации к детскому саду нужно готовить ребенка к общению с другими ребятишками. Посещать детские парки и площадки, играть в песочнице, ходить на детские мероприятия, посещать развлекательные или развивающие занятия, дни рождения друзей и детей. Эти контакты могут быть не разнообразными (много детей – тоже стресс для ребенка), но постоянными. Например, встреча дружественных семей по традиции раз в неделю.
Необходимо понаблюдать за общением своего ребенка с другими людьми. Если он интроверт, то легко заводит контакты и общение с другими, адаптация в этом случае пройдет несколько полегче. Если же ребенок - интроверт, стеснительный или замкнутый, излишне послушный, то трудности могут быть при общении с детьми активными, агрессивными или эмоциональными.
Адаптация к детскому саду: общение с воспитателем.
Воспитатель – очень значимая фигура в процессе адаптации ребенка к детскому саду. Его опыт, умение ладит с детьми и понимать психологическое состояние ребенка играют иногда ключевую роль в адаптации. Необходимо обсуждать с воспитателем каждый день адаптации. По тем признакам, которые они заполняют в карте адаптации.
Иногда отказ ребенка идти к воспитателю, означает не протест против самой воспитательницы, а отказ вообще идти в детский сад. Поэтому проговорите с ребенком, как он чувствует себя в саду вообще, с воспитателем и детьми в частности.
И в заключение несколько моментов о психологическом настрое ребенка перед походом в детский сад.
В разговорах с ребенком о детском саде обращайте внимание на хорошее интересное – новые друзья, игры, интересные занятия. Не нужно пугать ребенка садом, не нужно создавать установки «детский сад как работа», особенно сами Вы на работу идете с неудовольствием.
В период адаптации ребенок как никогда нуждается во внимании и заботе. Адаптационный стресс отражается на эмоциональном состоянии, часто после сада дети начинают капризничать, плакать, драться или ругаться. Не надо думать, что «это его в садике научили», возможно так выходит стресс у ребенка.
В этот период будьте ближе к ребенку, чаще говорите ему о том, что любите его, что он замечательный, обнимайте и целуйте его. Ведь он целый день был лишен вашего присутствия и внимания, ему приходилось даже сдерживаться в своих эмоциях.
Поэтому первое время возможны и регрессивные эмоциональные реакции. Он будет долго сидеть рядом или на коленях, чаще прибегать и обнимать, цепляться и не сходить с рук, капризничать «как маленький», долго засыпать или спать вместе с родителями. Все это вполне нормальная реакция на адаптационный стресс.
Это просто нужно знать и быть к этому готовыми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптация к детскому саду. Как подготовить ребенка в детскому саду.
Презентация на тему "Подготовка детей к ДОУ"...
Консультация для родителей АДАПТАЦИЯ К ДЕТСКОМУ САДУ Консультация для родителей АДАПТАЦИЯ К ДЕТСКОМУ САДУ
Консультация для родителей АДАПТАЦИЯ К ДЕТСКОМУ САДУ...
Адаптация к детскому саду детей 2-3 лет. Как облегчить ребенку привыкание к детскому саду?
Дети привыкают к детскому саду по-разному: кто-то с первых дней ходит в детсад с радостью, но, это скорее исключение из правил, а кто-то не может успокоиться целый день и родителей вечером встречает р...
Адаптация младших дошкольников в детском саду: рекомендации родителям для поддержки ребенка для адаптации в детском саду.
Понятие адаптации. Рекомендации родителям, необходимые для правильной подготовки ребенка к деткому саду....
Сценарий семейного развлечения (в период адаптации в детском саду) «Хорошо у нас в саду, лучше сада не найду»
Сценарий семейного развлечения (в период адаптации в детском саду) «Хорошо у нас в саду, лучше сада не найду»...
Адаптация младших дошкольников в детском саду: Рекомендации родителям для поддержки ребенка в период адаптации к детскому саду.
Адаптация младших дошкольников в детском саду:Рекомендации родителям для поддержки ребенка в период адаптации к детскому саду. Начало посещения детского сада для ребен...
Адаптация младших дошкольников в детском саду: Работа с родителями для поддержки ребенка в период адаптации к детскому саду.
Адаптация понимается сегодня как процесс эффективного взаимодействия организма с окружающей средой, который может осуществляться в разных масштабах, на разных уровнях (биологическом, психологическом, ...