План по самообразованию
учебно-методический материал (старшая группа)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 22»
План по самообразованию
Воспитателей старшей группы
Затонской Людмилы Викторовны
Свиридовой Натальи Николаевны
Тема:
«Детское экспериментирование – путь к познанию окружающего мира».
Воронеж 2023-2024уч. г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………….3
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ……………………………………………………...6
Этапы создания системы работы………………………………………………………9
Методическая литература………………………………………………………………8
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства – экспериментирования. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у детей. Деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе – игровую. Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста – один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок познает окружающий мир. Наблюдение за демонстрацией опытов и практическое упражнение в их воспроизведении позволяет детям стать первооткрывателями, исследователями того мира, который их окружает.
Дошкольникам свойственна ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Младшие дошкольники, знакомясь с окружающим миром, стремятся не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и т.п. В возрасте «почемучек» дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, отличие объектов окружающей действительности по цвету и возможность самому достичь желаемого цвета и т.п. Опыты, самостоятельно проводимые детьми, способствуют созданию модели изучаемого явления и обобщению полученных действенным путем результатов. Создают условия для возможности сделать самостоятельные выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя. Развивая познавательную активность у детей дошкольного возраста, педагог развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.
Цель:
создание условий для развития познавательного интереса детей в процессе опытно – экспериментальной деятельности.
Задачи:
- изучить методики, технологии по познавательно-исследовательской деятельности;
- создать условия для поддержания исследовательской активности детей;
- поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру;
- развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
- развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, - - - развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;
- развивать внимание, зрительную и слуховую чувствительность;
- сформировать навыки самостоятельной деятельности.
Форма работы с детьми:
- совместная деятельность воспитателя с детьми,
- индивидуальная работа с детьми,
- самостоятельная деятельность детей,
- консультативная работа с родителями.
Методы и приемы работы с детьми: практические, проблемно-поисковые.
Возрастная группа: старшая
Дата начала работы над темой: сентябрь 2023 года
Предполагаемая дата окончания работы: май 2024 года
Срок реализации: 1 год (2023-2024 учебный год)
Предполагаемый результат:
переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс;
освоение новых технологий по поисково-исследовательской деятельности и экспериментированию;
совершенствование учебно-методического сопровождения;
внедрение современных технологий в образовательный процесс;
разработка и внедрение дидактических материалов;
разработка перспективного планирования по экспериментальной деятельности детей.
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ
Тема самообразования | Детское экспериментирование – путь к познанию окружающего мира |
Цель | Создание условий для развития познавательного интереса детей в процессе опытно – экспериментальной деятельности |
Задачи |
|
Предполагаемый результат |
|
Форма отчета по проделанной работе
|
|
Этапы создания системы работы:
РАЗДЕЛ | СРОКИ | СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ НА 2022-2023Г. | ПРАКТИЧЕСКИЙ ВЫХОД |
1 ЭТАПП: ОБУЧАЮЩИЙ | |||
Изучение методической литературы | Сентябрь-май | Повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой литературы. Изучение современной литературы по теме самообразования. | Изучение теоретический материал по данной теме в педагогической и методической литературе.
|
2 ЭТАПП: ПРАКТИЧЕСКИЙ | |||
Работа с детьми и родителями | Сентябрь | Привлечение родителей к созданию развивающей среды с целью развития детского экспериментирования; Проведение конструктивно исследовательской деятельности с детьми по темам «воздух», «вода».
| Картотека опытно-экспериментальной деятельности по темам: «воздух», «вода», Консультация. |
Октябрь | Привлечение родителей к созданию развивающей среды с целью развития детского экспериментирования; Проведение конструктивно исследовательской деятельности с детьми по темам: «Свет», «Звук». | Картотека опытно-экспериментальной деятельности по темам «Свет», «звук». Консультация. | |
Ноябрь | Привлечение родителей к созданию развивающей среды с целью развития детского экспериментирования; Проведение конструктивно исследовательской деятельности на тему «Приборы помощники». | Картотека опытно-экспериментальной деятельности на тему «Приборы помощники». Консультация. | |
Декабрь | Привлечение родителей к созданию развивающей среды с целью развития детского экспериментирования; Проведение конструктивно исследовательской деятельности на тему «Простые механизмы». | Картотека опытно-экспериментальной деятельности на тему «Простые механизмы». Консультация. | |
Январь | Привлечение родителей к созданию развивающей среды с целью развития детского экспериментирования; Проведение конструктивно исследовательской деятельности на тему «Зрелищные опыты». | Картотека опытно-экспериментальной деятельности на тему «Зрелищные опыты». Консультация. | |
Февраль | Привлечение родителей к созданию развивающей среды с целью развития детского экспериментирования; Проведение конструктивно исследовательской деятельности на тему «Свойства песка». | Картотека опытно-экспериментальной деятельности на тему «Свойства песка». Консультация. | |
Март | Привлечение родителей к созданию развивающей среды с целью развития детского экспериментирования; Проведение конструктивно исследовательской деятельности на тему «Фильтрация воды». | Картотека опытно-экспериментальной деятельности на тему «Фильтрация воды». Консультация. | |
Апрель - май | Привлечение родителей к созданию развивающей среды с целью развития детского экспериментирования; Проведение конструктивно исследовательской деятельности по темам: «Плаванье и погружение», «Космос», «Метеостанция». Консультация. | Картотека опытно-экспериментальной деятельности на темы: «Плаванье и погружение», «Космос», «Метеостанция». Консультация. | |
3 ЭТАП: ИТОГОВО-КОНТРОЛЬНЫЙ | |||
| Март | Использование игр -экспериментов. | Выступление на пед. совете |
| Апрель | Экспериментальная деятельность
| Выступление на пед совете |
| Май | Отчет по самообразованию | Выступление на итоговом пед. Совете |
Изучение методической литературы
- «Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры». Составитель Н.В. Нищева 2013г.
- «Экспериментальная деятельность в ДОУ» Л.И. Одинцова 2013г, методическое пособие.
- Дыбина О.В. «Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста», М.: Сфера 2005г.
- Дыбина О.В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» М., 2005г.
- Иванова А.И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду» М.: Сфера, 2004г.
- «Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ». Конспекты занятий в разных возрастных группах, Н.В. Нищева
- Проектный метод в организации познавательно-исследовательской деятельности в детском саду. Н.В. Нищева
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_23-24.docx | 312.03 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 22»
План по самообразованию
Воспитателей старшей группы
Затонской Людмилы Викторовны
Свиридовой Натальи Николаевны
Тема:
«Детское экспериментирование – путь к познанию окружающего мира».
Воронеж 2023-2024уч. г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………….3
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ……………………………………………………...6
Этапы создания системы работы………………………………………………………9
Методическая литература………………………………………………………………8
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства – экспериментирования. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у детей. Деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе – игровую. Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста – один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок познает окружающий мир. Наблюдение за демонстрацией опытов и практическое упражнение в их воспроизведении позволяет детям стать первооткрывателями, исследователями того мира, который их окружает.
Дошкольникам свойственна ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Младшие дошкольники, знакомясь с окружающим миром, стремятся не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и т.п. В возрасте «почемучек» дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, отличие объектов окружающей действительности по цвету и возможность самому достичь желаемого цвета и т.п. Опыты, самостоятельно проводимые детьми, способствуют созданию модели изучаемого явления и обобщению полученных действенным путем результатов. Создают условия для возможности сделать самостоятельные выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя. Развивая познавательную активность у детей дошкольного возраста, педагог развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.
Цель:
создание условий для развития познавательного интереса детей в процессе опытно – экспериментальной деятельности.
Задачи:
- изучить методики, технологии по познавательно-исследовательской деятельности;
- создать условия для поддержания исследовательской активности детей;
- поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру;
- развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
- развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, - - - развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;
- развивать внимание, зрительную и слуховую чувствительность;
- сформировать навыки самостоятельной деятельности.
Форма работы с детьми:
- совместная деятельность воспитателя с детьми,
- индивидуальная работа с детьми,
- самостоятельная деятельность детей,
- консультативная работа с родителями.
Методы и приемы работы с детьми: практические, проблемно-поисковые.
Возрастная группа: старшая
Дата начала работы над темой: сентябрь 2023 года
Предполагаемая дата окончания работы: май 2024 года
Срок реализации: 1 год (2023-2024 учебный год)
Предполагаемый результат:
переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс;
освоение новых технологий по поисково-исследовательской деятельности и экспериментированию;
совершенствование учебно-методического сопровождения;
внедрение современных технологий в образовательный процесс;
разработка и внедрение дидактических материалов;
разработка перспективного планирования по экспериментальной деятельности детей.
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ
Тема самообразования | Детское экспериментирование – путь к познанию окружающего мира |
Цель | Создание условий для развития познавательного интереса детей в процессе опытно – экспериментальной деятельности |
Задачи |
|
Предполагаемый результат |
|
Форма отчета по проделанной работе |
|
Этапы создания системы работы:
РАЗДЕЛ | СРОКИ | СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ НА 2022-2023Г. | ПРАКТИЧЕСКИЙ ВЫХОД |
1 ЭТАПП: ОБУЧАЮЩИЙ | |||
Изучение методической литературы | Сентябрь-май | Повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой литературы. Изучение современной литературы по теме самообразования. | Изучение теоретический материал по данной теме в педагогической и методической литературе. |
2 ЭТАПП: ПРАКТИЧЕСКИЙ | |||
Работа с детьми и родителями | Сентябрь | Привлечение родителей к созданию развивающей среды с целью развития детского экспериментирования; Проведение конструктивно исследовательской деятельности с детьми по темам «воздух», «вода». | Картотека опытно-экспериментальной деятельности по темам: «воздух», «вода», Консультация. |
Октябрь | Привлечение родителей к созданию развивающей среды с целью развития детского экспериментирования; Проведение конструктивно исследовательской деятельности с детьми по темам: «Свет», «Звук». | Картотека опытно-экспериментальной деятельности по темам «Свет», «звук». Консультация. | |
Ноябрь | Привлечение родителей к созданию развивающей среды с целью развития детского экспериментирования; Проведение конструктивно исследовательской деятельности на тему «Приборы помощники». | Картотека опытно-экспериментальной деятельности на тему «Приборы помощники». Консультация. | |
Декабрь | Привлечение родителей к созданию развивающей среды с целью развития детского экспериментирования; Проведение конструктивно исследовательской деятельности на тему «Простые механизмы». | Картотека опытно-экспериментальной деятельности на тему «Простые механизмы». Консультация. | |
Январь | Привлечение родителей к созданию развивающей среды с целью развития детского экспериментирования; Проведение конструктивно исследовательской деятельности на тему «Зрелищные опыты». | Картотека опытно-экспериментальной деятельности на тему «Зрелищные опыты». Консультация. | |
Февраль | Привлечение родителей к созданию развивающей среды с целью развития детского экспериментирования; Проведение конструктивно исследовательской деятельности на тему «Свойства песка». | Картотека опытно-экспериментальной деятельности на тему «Свойства песка». Консультация. | |
Март | Привлечение родителей к созданию развивающей среды с целью развития детского экспериментирования; Проведение конструктивно исследовательской деятельности на тему «Фильтрация воды». | Картотека опытно-экспериментальной деятельности на тему «Фильтрация воды». Консультация. | |
Апрель - май | Привлечение родителей к созданию развивающей среды с целью развития детского экспериментирования; Проведение конструктивно исследовательской деятельности по темам: «Плаванье и погружение», «Космос», «Метеостанция». Консультация. | Картотека опытно-экспериментальной деятельности на темы: «Плаванье и погружение», «Космос», «Метеостанция». Консультация. | |
3 ЭТАП: ИТОГОВО-КОНТРОЛЬНЫЙ | |||
Март | Использование игр -экспериментов. | Выступление на пед. совете | |
Апрель | Экспериментальная деятельность | Выступление на пед совете | |
Май | Отчет по самообразованию | Выступление на итоговом пед. Совете |
Изучение методической литературы
- «Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры». Составитель Н.В. Нищева 2013г.
- «Экспериментальная деятельность в ДОУ» Л.И. Одинцова 2013г, методическое пособие.
- Дыбина О.В. «Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста», М.: Сфера 2005г.
- Дыбина О.В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» М., 2005г.
- Иванова А.И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду» М.: Сфера, 2004г.
- «Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ». Конспекты занятий в разных возрастных группах, Н.В. Нищева
- Проектный метод в организации познавательно-исследовательской деятельности в детском саду. Н.В. Нищева
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....
План по самообразованию «НЕТРАДИЦИОННОЕ РИСОВАНИЕ» План по самообразованию
Название «Путешествие в мир красок и фантазии»Задачи:Развивать воображение, ассоциативное мышление, мелкую моторику, координацию движения рук.Сформировать у детей технические навыки рисова...
План по самообразованию на 2018-2019. Тема самообразования: «Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»
Тема самообразования:«Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»...
План по самообразованию педагога - психолога Тыриной Анастасии Ивановны на 2019 – 2020 учебный год Тема самообразования: «Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста»
План по самообразованию педагога - психолога ДОУ по теме "Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста"...
План по самообразованию по теме: «Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраста»; Отчет по самообразованию по теме: «Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраста»
Муниципальное дошкольное образовательное дошкольное учреждение детский сад №7 г. ХвалынскаУчебный год 2019-2020 г....
План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование» на период с 01.09.2020. - 30.05.2021.
План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование»на период с 01.0...
План по самообразованию. Тема самообразования "Развитие физических качеств дошкольников в рамках внедрения ВФСК ГТО в ДОУ
План по самообразованию для инструкоров по физической культуре в ДОУ...