План по самообразованию
учебно-методический материал (старшая группа)

Свиридова Наталья Николаевна

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 22»

 

 

 

 

 

 

 

План по самообразованию

Воспитателей старшей группы

 

Затонской Людмилы Викторовны

Свиридовой Натальи Николаевны

 

 

Тема:

«Детское экспериментирование – путь к познанию окружающего мира».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воронеж 2023-2024уч. г.

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………….3

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ……………………………………………………...6

Этапы создания системы работы………………………………………………………9

Методическая литература………………………………………………………………8

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Сегодня в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства – экспериментирования. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у детей. Деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе – игровую. Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста – один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок познает окружающий мир. Наблюдение за демонстрацией опытов и практическое упражнение в их воспроизведении позволяет детям стать  первооткрывателями, исследователями того мира, который их окружает.

Дошкольникам свойственна ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Младшие дошкольники, знакомясь с окружающим миром, стремятся не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и т.п. В возрасте «почемучек» дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, отличие объектов окружающей действительности по цвету и возможность самому достичь желаемого цвета и т.п. Опыты, самостоятельно проводимые детьми, способствуют созданию модели изучаемого явления и обобщению полученных действенным путем результатов. Создают условия для возможности сделать самостоятельные выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя. Развивая познавательную активность у детей дошкольного возраста, педагог развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.

Цель:

создание условий для развития познавательного интереса детей в процессе опытно – экспериментальной деятельности.

Задачи:

- изучить методики, технологии по познавательно-исследовательской деятельности;

- создать условия для поддержания исследовательской активности детей;

- поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру;

- развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;

- развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, - - - развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;

- развивать внимание, зрительную и слуховую чувствительность;

- сформировать навыки самостоятельной деятельности.

Форма работы с детьми:

- совместная деятельность воспитателя с детьми,

- индивидуальная работа с детьми,

- самостоятельная деятельность детей,

- консультативная работа с родителями.

Методы и приемы работы с детьми: практические, проблемно-поисковые.

Возрастная группа: старшая

Дата начала работы над темой: сентябрь 2023 года

Предполагаемая дата окончания работы: май 2024 года

Срок реализации: 1 год (2023-2024 учебный год)

Предполагаемый результат:

переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс;

освоение новых технологий по поисково-исследовательской деятельности и экспериментированию;

совершенствование учебно-методического сопровождения;

внедрение современных технологий в образовательный процесс;

разработка и внедрение дидактических материалов;

разработка перспективного планирования по экспериментальной деятельности детей.

 

 

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ

 

Тема самообразования

Детское экспериментирование – путь к познанию окружающего мира

 

Цель

Создание условий для развития познавательного интереса детей в процессе опытно – экспериментальной деятельности

 

Задачи

  • изучить методики, технологии по познавательно-исследовательской деятельности;
  • создать условия для поддержания исследовательской активности детей;
  • поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру;
  • развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
  • развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;
  • развивать внимание, зрительную и слуховую чувствительность;
  • сформировать навыки самостоятельной деятельности.

 

Предполагаемый результат

  • переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс;
  • освоение новых технологий по поисково-исследовательской деятельности и экспериментированию;
  • совершенствование учебно-методического сопровождения;
  • внедрение современных технологий в образовательный процесс;
  • разработка и внедрение дидактических материалов;
  • разработка перспективного планирования по экспериментальной деятельности детей.

Форма отчета по проделанной работе

 

  • отчет по самообразованию;
  • выступление на итоговом педсовете.

 

 

 

Этапы создания системы работы:

РАЗДЕЛ

СРОКИ

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ НА 2022-2023Г.

ПРАКТИЧЕСКИЙ ВЫХОД

1 ЭТАПП: ОБУЧАЮЩИЙ

Изучение методической литературы

Сентябрь-май

Повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой литературы. Изучение современной литературы по теме самообразования.

Изучение теоретический материал по данной теме в педагогической и методической литературе.

 

2 ЭТАПП: ПРАКТИЧЕСКИЙ

Работа с детьми и родителями

Сентябрь

Привлечение родителей к созданию развивающей среды с целью развития детского экспериментирования;

Проведение конструктивно исследовательской деятельности с детьми по темам «воздух», «вода».

 

Картотека опытно-экспериментальной деятельности по темам: «воздух», «вода»,

Консультация.

Октябрь

Привлечение родителей к созданию развивающей среды с целью развития детского экспериментирования;

Проведение конструктивно исследовательской деятельности с детьми по темам: «Свет», «Звук».

Картотека опытно-экспериментальной деятельности по темам «Свет», «звук».

Консультация.

Ноябрь

Привлечение родителей к созданию развивающей среды с целью развития детского экспериментирования;

Проведение конструктивно исследовательской деятельности на тему «Приборы помощники».

Картотека опытно-экспериментальной деятельности на тему «Приборы помощники».

Консультация.

Декабрь

Привлечение родителей к созданию развивающей среды с целью развития детского экспериментирования;

Проведение конструктивно исследовательской деятельности на тему «Простые механизмы».

Картотека опытно-экспериментальной деятельности на тему «Простые механизмы».

Консультация.

Январь

Привлечение родителей к созданию развивающей среды с целью развития детского экспериментирования;

Проведение конструктивно исследовательской деятельности на тему «Зрелищные опыты».

Картотека опытно-экспериментальной деятельности на тему «Зрелищные опыты».

Консультация.

Февраль

Привлечение родителей к созданию развивающей среды с целью развития детского экспериментирования;

Проведение конструктивно исследовательской деятельности на тему «Свойства песка».

Картотека опытно-экспериментальной деятельности на тему «Свойства песка».

Консультация.

Март

Привлечение родителей к созданию развивающей среды с целью развития детского экспериментирования;

Проведение конструктивно исследовательской деятельности на тему «Фильтрация воды».

Картотека опытно-экспериментальной деятельности на тему «Фильтрация воды».

Консультация.

Апрель - май

Привлечение родителей к созданию развивающей среды с целью развития детского экспериментирования;

Проведение конструктивно исследовательской деятельности по темам: «Плаванье и погружение», «Космос», «Метеостанция».

Консультация.

Картотека опытно-экспериментальной деятельности на темы: «Плаванье и погружение», «Космос», «Метеостанция».

Консультация.

3 ЭТАП: ИТОГОВО-КОНТРОЛЬНЫЙ

 

Март

Использование игр -экспериментов.

Выступление на пед. совете

 

Апрель

Экспериментальная деятельность

 

Выступление на пед совете

 

Май

Отчет по самообразованию

Выступление на итоговом пед. Совете

 

 

 

 

Изучение методической литературы

  • «Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры». Составитель Н.В. Нищева 2013г.
  • «Экспериментальная деятельность в ДОУ» Л.И. Одинцова 2013г, методическое пособие.
  • Дыбина О.В. «Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста»,    М.: Сфера 2005г.
  • Дыбина О.В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников»    М., 2005г.
  • Иванова А.И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду»    М.: Сфера, 2004г.
  • «Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ». Конспекты занятий в разных возрастных группах, Н.В. Нищева
  • Проектный метод в организации познавательно-исследовательской деятельности в детском саду. Н.В. Нищева

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_23-24.docx312.03 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 22»

План по самообразованию

Воспитателей старшей группы

Затонской Людмилы Викторовны

Свиридовой Натальи Николаевны

Тема:

«Детское экспериментирование – путь к познанию окружающего мира».

Воронеж 2023-2024уч. г.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………….3

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ……………………………………………………...6

Этапы создания системы работы………………………………………………………9

Методическая литература………………………………………………………………8


ВВЕДЕНИЕ

Сегодня в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства – экспериментирования. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у детей. Деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе – игровую. Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста – один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок познает окружающий мир. Наблюдение за демонстрацией опытов и практическое упражнение в их воспроизведении позволяет детям стать  первооткрывателями, исследователями того мира, который их окружает.

Дошкольникам свойственна ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Младшие дошкольники, знакомясь с окружающим миром, стремятся не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и т.п. В возрасте «почемучек» дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, отличие объектов окружающей действительности по цвету и возможность самому достичь желаемого цвета и т.п. Опыты, самостоятельно проводимые детьми, способствуют созданию модели изучаемого явления и обобщению полученных действенным путем результатов. Создают условия для возможности сделать самостоятельные выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя. Развивая познавательную активность у детей дошкольного возраста, педагог развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.

Цель:

создание условий для развития познавательного интереса детей в процессе опытно – экспериментальной деятельности.

Задачи:

- изучить методики, технологии по познавательно-исследовательской деятельности;

- создать условия для поддержания исследовательской активности детей;

- поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру;

- развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;

- развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, - - - развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;

- развивать внимание, зрительную и слуховую чувствительность;

- сформировать навыки самостоятельной деятельности.

Форма работы с детьми:

- совместная деятельность воспитателя с детьми,

- индивидуальная работа с детьми,

- самостоятельная деятельность детей,

- консультативная работа с родителями.

Методы и приемы работы с детьми: практические, проблемно-поисковые.

Возрастная группа: старшая

Дата начала работы над темой: сентябрь 2023 года

Предполагаемая дата окончания работы: май 2024 года

Срок реализации: 1 год (2023-2024 учебный год)

Предполагаемый результат:

переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс;

освоение новых технологий по поисково-исследовательской деятельности и экспериментированию;

совершенствование учебно-методического сопровождения;

внедрение современных технологий в образовательный процесс;

разработка и внедрение дидактических материалов;

разработка перспективного планирования по экспериментальной деятельности детей.


ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ

Тема самообразования

Детское экспериментирование – путь к познанию окружающего мира 

Цель

Создание условий для развития познавательного интереса детей в процессе опытно – экспериментальной деятельности

Задачи

  • изучить методики, технологии по познавательно-исследовательской деятельности;
  • создать условия для поддержания исследовательской активности детей;
  • поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру;
  • развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
  • развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;
  • развивать внимание, зрительную и слуховую чувствительность;
  • сформировать навыки самостоятельной деятельности.

Предполагаемый результат

  • переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс;
  • освоение новых технологий по поисково-исследовательской деятельности и экспериментированию;
  • совершенствование учебно-методического сопровождения;
  • внедрение современных технологий в образовательный процесс;
  • разработка и внедрение дидактических материалов;
  • разработка перспективного планирования по экспериментальной деятельности детей.

Форма отчета по проделанной работе

  • отчет по самообразованию;
  • выступление на итоговом педсовете.

Этапы создания системы работы:

РАЗДЕЛ

СРОКИ

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ НА 2022-2023Г.

ПРАКТИЧЕСКИЙ ВЫХОД

1 ЭТАПП: ОБУЧАЮЩИЙ

Изучение методической литературы

Сентябрь-май

Повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой литературы. Изучение современной литературы по теме самообразования.

Изучение теоретический материал по данной теме в педагогической и методической литературе.

2 ЭТАПП: ПРАКТИЧЕСКИЙ

Работа с детьми и родителями

Сентябрь

Привлечение родителей к созданию развивающей среды с целью развития детского экспериментирования;

Проведение конструктивно исследовательской деятельности с детьми по темам «воздух», «вода».

Картотека опытно-экспериментальной деятельности по темам: «воздух», «вода»,

Консультация.

Октябрь

Привлечение родителей к созданию развивающей среды с целью развития детского экспериментирования;

Проведение конструктивно исследовательской деятельности с детьми по темам: «Свет», «Звук».

Картотека опытно-экспериментальной деятельности по темам «Свет», «звук».

Консультация.

Ноябрь

Привлечение родителей к созданию развивающей среды с целью развития детского экспериментирования;

Проведение конструктивно исследовательской деятельности на тему «Приборы помощники».

Картотека опытно-экспериментальной деятельности на тему «Приборы помощники».

Консультация.

Декабрь

Привлечение родителей к созданию развивающей среды с целью развития детского экспериментирования;

Проведение конструктивно исследовательской деятельности на тему «Простые механизмы».

Картотека опытно-экспериментальной деятельности на тему «Простые механизмы».

Консультация.

Январь

Привлечение родителей к созданию развивающей среды с целью развития детского экспериментирования;

Проведение конструктивно исследовательской деятельности на тему «Зрелищные опыты».

Картотека опытно-экспериментальной деятельности на тему «Зрелищные опыты».

Консультация.

Февраль

Привлечение родителей к созданию развивающей среды с целью развития детского экспериментирования;

Проведение конструктивно исследовательской деятельности на тему «Свойства песка».

Картотека опытно-экспериментальной деятельности на тему «Свойства песка».

Консультация.

Март

Привлечение родителей к созданию развивающей среды с целью развития детского экспериментирования;

Проведение конструктивно исследовательской деятельности на тему «Фильтрация воды».

Картотека опытно-экспериментальной деятельности на тему «Фильтрация воды».

Консультация.

Апрель - май

Привлечение родителей к созданию развивающей среды с целью развития детского экспериментирования;

Проведение конструктивно исследовательской деятельности по темам: «Плаванье и погружение», «Космос», «Метеостанция».

Консультация.

Картотека опытно-экспериментальной деятельности на темы: «Плаванье и погружение», «Космос», «Метеостанция».

Консультация.

3 ЭТАП: ИТОГОВО-КОНТРОЛЬНЫЙ

Март

Использование игр -экспериментов.

Выступление на пед. совете

Апрель

Экспериментальная деятельность

Выступление на пед совете

Май

Отчет по самообразованию

Выступление на итоговом пед. Совете


Изучение методической литературы

  • «Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры». Составитель Н.В. Нищева 2013г.
  • «Экспериментальная деятельность в ДОУ» Л.И. Одинцова 2013г, методическое пособие.
  • Дыбина О.В. «Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста»,    М.: Сфера 2005г.
  • Дыбина О.В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников»    М., 2005г.
  • Иванова А.И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду»    М.: Сфера, 2004г.
  • «Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ». Конспекты занятий в разных возрастных группах, Н.В. Нищева
  • Проектный метод в организации познавательно-исследовательской деятельности в детском саду. Н.В. Нищева


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны  воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План по самообразованию «НЕТРАДИЦИОННОЕ РИСОВАНИЕ» План по самообразованию

Название «Путешествие в мир красок и фантазии»Задачи:Развивать воображение, ассоциативное мышление, мелкую моторику, координацию движения рук.Сформировать у детей технические навыки рисова...

План по самообразованию на 2018-2019. Тема самообразования: «Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»

Тема самообразования:«Духовно – нравственное воспитание детей  в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»...

План по самообразованию педагога - психолога Тыриной Анастасии Ивановны на 2019 – 2020 учебный год Тема самообразования: «Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста»

План по самообразованию педагога - психолога ДОУ по теме "Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста"...

План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование» на период с 01.09.2020. - 30.05.2021.

План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование»на период  с 01.0...