Занятие "В поисках весны"
план-конспект занятия (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Конспект занятия
«В поисках весны»
Программное содержание: расширять представления детей о сезонных изменениях в природе. Показать объекты экологической тропы весной. Формировать бережное отношение к окружающей природе. Дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы.
Материал: объекты экологической тропы: береза, клумба, скворечник на дереве.
Подготовка к занятию: рассматривание иллюстраций и фотографий, изображающих природу. Рассматривание деревьев, растущих на участке. Беседы о насекомых. Чтение стихотворения А. Прокофьева «Березка». Слушание русской народной песни «Во поле береза стояла». Рисование дерева.
Методика проведения занятия:
I часть:
Заинтересовывающий прием:
Воспитатель: Ребята отгадайте загадку:
Зазвенели ручьи,
Прилетели грачи.
В улей пчела первый мёд принесла.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
Дети: Весной!
Воспитатель: Правильно!
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие по экологической тропе нашего детского сада. Дети выходят на улицу.
Кто мне скажет, какое сейчас время года?
А кто может сказать, в какое время года мы с вами встречались раньше?
Как вы догадались, что сейчас весна? Ответы детей.
Воспитатель обобщает ответы детей: «Весной становится теплее, чаще светит солнце, щебечут птицы, на деревьях распустились листочки, появилась зеленая травка».
Воспитатель подводит детей к березе.
Дети вы помните, как называется это дерево (Указывает на березу.) Это береза. У березы гладкий ствол с темными черточками. Сегодня я раскрою вам один секрет - через эти черточки береза дышит, а называются они «чечевички"!
Дети, вы запомнили, как называются черные черточки на березе?
Дети: чечевички.
Воспитатель: Посмотрите и скажите, а внизу, около земли, ствол березы какой (Ответы детей.) Ствол более темный и кора шершавая. Тонкие веточки опускаются красиво к земле.
А что есть на веточках (Ответы детей)
Воспитатель: Маленькие клейкие зелененькие листочки и длинные сережки. Девушки носят сережки, и у березки тоже есть длинные красивые сережки. Осенью эти сережки рассыпаются на маленькие семена березы.
Дует ветер, семена летают в воздухе. (Дети кружатся).
Ветер стих, семена тихо падают на землю. (Дети приседают).
Физкультминутка «Весна – красна»
Весна-красна, ты с чем пришла? (Руки в стороны, поклониться.)
С цветами, с травой, с лошадкой вороной. (Руками указать на траву, цветы, взять поводья.)
Мы на ней поскачем по траве луговой, (Подскоки на месте.)
К воде ключевой. (Наклониться, зачерпнуть воображаемую воду.)
Солнышку улыбнёмся, (Соответственно.)
Домой к мамочке вернёмся. (Встать на свои места.)
(Е. Г. Карельская)
Воспитатель: Как вы думаете, береза любит солнце?
Дети: Да, любит.
Воспитатель: Да, березы очень любят солнышко и растут обычно на полянках, где много солнца. Это красивое дерево. Про березку написано много стихотворений, песен и загадок. Сейчас я вам прочту одно из стихотворений:
Люблю березу русскую,
То светлую, то грустную,
В светлом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красными застежками,
С зелеными сережками.
Люблю ее, нарядную,
Родную, ненаглядную,
То юною, кипучую,
То грустную, плакучую.
Люблю березку русскую,
Она всегда с подружками.
Под ветром низко клонится
И гнется, да не ломится.
Воспитатель: В лесу береза приносит много пользы человеку, животным и другим растениям.
А вы знаете, как люди могут использовать березу?
Воспитатель обобщает: «Люди заготавливают березовые дрова, чтобы топить печи; делают из коры – бересты – красивые изделия (хлебницы, шкатулки, из древесины делают мебель и посуду».
Ребята, а вы пробовали березовый сок? Очень вкусный и полезный сок дарит нам это дерево. Даже птицы и животные любят березовый сок. А еще под березой можно найти грибы. Они так и называются – подберезовики.
В детском саду деревья украшают участки.
Воспитатель: Экологическая тропинка ведет нас дальше, к клумбе. На клумбе должны быть цветы, но где же они?
Весной еще не все растения высажены на клумбы, потому что ночью бывает холодно. На клумбе только вскопали землю для посадки цветов.
Дети, а вы знаете, для чего вскапывают землю на клумбе? (ответы детей)
Чтобы земля была мягкая, тогда растению легче будет расти, чтобы к корням поступали воздух и вода. Сейчас земля прогревается солнцем, а потом сюда высадим растения.
Воспитатель: Идем дальше. Вот висит кормушка для птиц, но где же птицы?
Почему сегодня мы не видим здесь птиц?
Стало тепло, и птицы теперь сами могут найти себе пищу в лесу, на земле, в траве.
Как вы думаете, чем сейчас питаются птицы?
Ответы детей: Насекомыми, червячками, травкой и др.
Воспитатель: Посмотрите, что это за домик на дереве?
Как называется этот домик?
Дети: Скворечник.
Воспитатель: А кто живет в этом домке?
Дети: Скворцы.
Воспитатель: Как вы думаете, почему скворечник так высоко расположен на дереве?
Ответы детей: чтобы никто не смог напугать птиц, ни кошка, ни собака.
Воспитатель: Скворечники и гнезда птиц нужно особенно оберегать, т. к. там выводятся из яиц маленькие птенчики.
Воспитатель: Вот такое увлекательное путешествие мы сегодня совершили по экологической тропе. Летом мы снова погуляем здесь и посмотрим, какие изменения произойдут в природе.
(Дети заходят в группу)
II часть:
Коллективная работа «Весеннее дерево – Береза»
Воспитатель: Какие вы все молодцы! Так дружно и правильно отвечали на вопросы на улице. (Достает большой плакат, на котором изображен ствол березы без листьев).
Давайте поможем березке побыстрее расцвести (раздает каждому ребенку вырезанные из бумаги листочки). Давайте мы с вами наклеим наши листочки на дерево.
III часть:
Рассмотреть дерево, полюбоваться.
Воспитатель: Молодцы ребята! Какая красивая березка у нас получилась!
Всем береза нравится
Ведь она – красавица!
Белый ствол, густая крона
Рассылает всем поклоны
Листья тихо шелестят
Меж собою говорят.
(Н. Субботина)
Экологический геокешинг «В поисках Весны-Красны»
для детей средней группы.
Автор: Григорьева А.И.
Цель: повышать уровень экологической грамотности, вырабатывать навыки применения экологических знаний через игру. Показать детям роль природы в жизни человека. Формировать осознанное и бережное отношение к природе.
Задачи:
Образовательные: формировать у детей желание сохранять окружающую среду, осознание ими взаимосвязи между действиями людей и состояние окружающей среды.
Воспитательные: воспитывать гуманное, эмоционально-положительное, бережное отношение к природе как источнику жизни, красоты и доброты.
Развивающие: развивать познавательный интерес к миру природы. Активизировать познавательную деятельность через наблюдения, рассматривание, постановку поисковых вопросов и трудовые действия.
Методические приемы:
словесный – беседа, вопросы познавательного характера, чтение стихов.
наглядный – перевоплощение, показ.
стимулирование- создание мотивации, сюрпризный момент.
игровой – подвижные игры «У медведя во бору», «Ручеек».
музыкальный – хороводы.
Предварительная работа: провести беседы о перелетных птицах, весенних цветах. Познакомить детей с правилами поведения в лесу. Нарисовать плакаты «Береги и охраняй природу».
Оборудование: карта экологической тропы, письмо, дом вьюги и зимы, картина «Береза», берлога медведя, ручей(голубой или синий материал), мусор, пакеты, перчатки, картинки перелетных птиц, скворечники, макет костра, лейка с водой, картины весенних цветов, макеты цветов, плакаты на тему «Береги и охраняй природу», глина, костюмы: Весны-Красны, Веснушки, Каркуши, медведя.
Ход геокешинга:
Дети входят в зал. На встречу идет печальная Веснушка.
Веснушка: Здравствуйте, ребята. Куда вы так торопитесь?
Дети: идем встречать весну.
Веснушка: (печально) Весна не сможет прийти на встречу. Её зима и вьюга заперли в своем доме и не выпускают. Как ее освободить – не знаю. Может быть, вы поможете освободить Весну?
Дети: Да, поможем, только как?
Прилетела Каркуша.
Каркуша: Я помогу вам! У меня письмо от Весны и план, как найти домик, где спрятана Весна. Давайте сначала прочитаем письмо. (отдает письмо Веснушке)
Веснушка читает письмо: «Здравствуйте дорогие ребята. Пишет вам Весна-Красна. Чтобы найти меня, вы должны пройти путь по экологической тропе, выполнить все задания и помочь матушке-природе. Вашими помощниками будут Веснушка-Веселушка, Каркуша и медведь. До скорой встречи!»
Каркуша разворачивает план.
Каркуша: Ребята, давайте посмотрим, где начинается экологическая тропа.
Дети рассматривают карту.
Ребенок: Мы начнем идти от березы.
Дети идут к березе.
Веснушка: Ребята, смотрите, береза плачет. Почему она плачет? Кто-то топором ударил по стволу. Как ей помочь?
Ребенок: Надо залечить рану, замазать её глиной. Нальем в глину воды, размешаем, а теперь осторожно замажем ранку.
Каркуша: Молодцы, ребята! Помогли березе.
Веснушка: Ребята, давайте встанем в круг и станцуем.
хоровод «Береза»
Каркуша: Давайте посмотрим, куда пойдем дальше.
Ребенок: К берлоге медведя.
Дети идут к белоге.
Выходит заспанный медведь, трет глаза.
Медведь: Ох, как долго я спал, всю зиму.
Ребенок: Мишка, помоги нам найти дом, где спрятана Весна-Красна.
Медведь: Хорошо, я помогу вам. Только сначала поиграем в мою любимую игру «У медведя во бору».
Играют.
Медведь: Ох, спасибо, дети. Уважили меня.
Каркуша: А сейчас давайте посмотрим по карте, куда нам идти дальше.
Ребенок: Мы пойдем в «Птичье царство».
Идут, подходят к ручью.
Веснушка: Смотрите, как широко разлился ручей. Почему?
Ребенок: В нем много мусора, поэтому он не может течь дальше.
Веснушка: А как можно ему помочь?
Ребенок: Надо очистить ручей от мусора.
Дети собирают мусор в пакеты.
Веснушка: Смотрите, как весело теперь бежит и журчит ручей. А теперь поиграем в игру «Ручеек».
После игры идут дальше.
Каркуша: Вот мы и пришли в «Птичье царство». Смотрите, сколько разных птиц прилетело к нам с юга. Как такие птицы называются?
Ребенок: Такие птицы называются перелетными.
Каркуша: Я покажу картинки, а вы назовите перелетных птиц.
Дети отвечают.
Каркуша: А какой подарок вы птицам приготовили?
Дети: Скворечники.
Дети оставляют скворечники в «Птичьем царстве».
Каркуша: Молодцы, мы можем идти дальше. Смотрите, куда мы теперь пойдем. В какое царство?
Ребенок: Мы пойдем в «Царство цветов».
Медведь: Стойте! Кажется, дымом запахло. Смотрите, непотушенный костер. Может лес загореться. Что будем делать?
Ребенок: Надо залить костер водой.
Заливают костер водой.
Медведь: Молодцы, ребята. Вы спасли лес от пожара.
Веснушка: Дети, смотрите, как много весенних цветов нас встречает, знаете ли вы названия весенних цветов? Я буду показывать картинки, а вы называете цветы.
Дети: Подснежники, ландыши, тюльпаны, нарциссы, мать-и-мачеха, ирисы, незабудки.
Веснушка: А какие цветы нельзя рвать в лесу и почему?
Дети: Ландыши, подснежники. Эти цветы редко встречаются, они занесены в красную книгу.
Каркуша: Молодцы, ребята! Вы выполнили все задания, помогли природе. Посмотрите, вот мы и пришли к дому, где спрятана Весна-Красна. А как его открыть?
Появляется вьюга.
Въюга: Никак вы его не откроете пока не выполните мое задание.
Каркуша: Что нам нужно делать? Мы очень хотим помочь Весне-Красне.
Вьюга: Раз вы так хотите помочь Весне-Красне, станцуйте хоровод для нее, а она в окошко посмотрит.
Дети вместе с медведем, Каркушей и Веснушкой танцуют.
Вьюга выводит Весну-Красну.
Веснушка:
Улыбаются все люди –
Весна! Весна! Весна!
Она везде, она повсюду
Красна! Красна! Красна!
Весна: Здравствуйте, дети. Спасибо вам, что освободили меня. Засиделась я в домике.
Веснушка: Весна-Красна, дети подготовили для тебя стихи.
Ребенок:
Весна. В лесу под вербой
проталины черны.
Расцвел подснежник первый –
веселый знак весны.
Ребенок:
Весна - звенят капели,
Весна – поют ручьи.
И с юга прилетели
Работники грачи.
Ребенок:
Весна, весна на свете,
Все радуются ей:
Деревья, звери, дети,
Щенок и воробей.
Веснушка: А еще дети принесли в подарок цветы.
Кладут цветы в круг.
Весна: Спасибо, дети.
Веснушка:
Мы Весне помогли,
С вами мы ее нашли.
А теперь все в хоровод
Нас Весна с собой зовет.
Встают в круг. Хоровод «Ой, бежит ручьем вода».
После хоровода дети встают полукругом и поднимают плакаты: «Береги и охраняй природу».
Веснушка:
Давайте вместе Землю украшать,
Сажать сады, сажать цветы повсюду.
Давайте вместе Землю уважать,
И относиться с нежностью, как к чуду!
Весна:
Вы ребята, молодцы,
Вы ребята, удальцы.
Вот вам еще одно задание на весну и на лето.
Вместе с родителями вырастить рассаду, посадить в землю, ухаживать, поливать, наблюдать, фотографировать. Сделать альбом или презентацию и принести Осени в подарок. А Осень оценит ваш труд.
Весна: Спасибо и до свидания! До новых встреч!
Дети: До свидания Весна-Красна.
Машут руками.
Уходят из зала под музыку.
Конспект игры «Геокешинг «Путешествие в лес» с детьми старшей-средней группы
Интегрированная форма: игра-путешествие с элементами геокешинга
Место проведения: территория детского сада.
Образовательные задачи:
Формировать умение ориентироваться на местности по карте – схеме, определять направление маршрута.
Расширять представления детей о разнообразии растительного и животного мира леса.
Закреплять знания детей об элементарных правилах безопасности в лесу, ориентироваться в чрезвычайной ситуации.
Сформировать первичные представления о разнообразии ядовитых растений и грибов, раскрыть значение ядовитых растений и грибов в природе и в жизни человека, их различия с неядовитыми растениями и грибами; познакомить воспитанников с первой помощью при отравлениях
Развивающие задачи:
Развивать умение взаимодействовать со сверстниками: умение договариваться, слаженно работать в коллективе.
Развивать у детей интерес к самостоятельному решению познавательных, творческих задач.
Развивать внимание, память, мышление при решении проблемных ситуаций.
Развивать двигательную активность.
Воспитательные задачи:
Воспитывать интерес и бережное отношение к природе.
Виды деятельности детей:
- игровая (дидактические игры и упражнения);
- музыкальная;
- коммуникативная;
- двигательная.
Методы и приемы:
1. Методы мотивации и стимуляции детей:
- вводная беседа (информационного характера)
- игровая мотивация
2. Методы организации деятельности:
- словесные (беседа, вопросы, объяснение);
- наглядные (демонстрация);
- игровые (игры и упражнения);
- практические.
3. Методы контроля и оценки деятельности детей:
- рефлексия деятельности.
Материалы и оборудование:
Аудиозапись «Звуки природы: Лес», «Раскаты грома»; карта – маршрут территории детского сада, мольберт, корзинки.
1. Стимульный материал: Приглашение Старичка-лесовичка на поиски клада; маршрутный лист путешествия
2. Материалы для деятельности детей:
Раздаточный материал: Карточки «Съедобные и ядовитые грибы», 2 ленты длиной 1 метр, разноцветные прищепки; карточки из серии «Как вести себя в лесу»; картинки диких животных, обитающих в лесу, и их следов.
I этап Мотивационно-целевой
Деятельность воспитателя: На прогулочном участке детей встречает Старичок-лесовичок. Старичок-лесовичок приглашает детей поиграть в увлекательную игру – геокешинг. Старичок-лесовичок объясняет правила игры. Вручает детям карту-схему маршрута по детскому саду в поисках тайника.
Деятельность воспитанников: Дети знакомятся со Старичком-лесовичком, отвечают на вопросы. Внимательно слушают правила игры, задают вопросы. Рассматривают карту-схему.
Ожидаемые результаты: сосредотачивают внимание на рассказе Старичка-лесовичка. Вызван интерес детей к предстоящей деятельности.
II этап Содержательно-деятельностный
Деятельность воспитателя: Старичок-лесовичок сообщает детям, что спрятал клад на территории детского сада и предлагает его найти. «Для этого нам надо преодолеть препятствия и выполнить ряд интересных заданий. Впереди нас ждет несколько остановок, на каждой из которых вам предстоит выполнить задание»
Показывает детям маршрутный лист игры-путешествия, на котором отмечены остановки. Предлагает отправиться на поиски тайника, следуя предложенному маршруту. Вместе с детьми рассматривает маршрутную карту.
Деятельность воспитанников: внимательно слушают Старичка-лесовичка, настраиваются на выполнение заданий.
Ожидаемые результаты: Интерес к предстоящей деятельности.
Самостоятельное применение ранее усвоенных знаний и способов деятельности.
Активизация словаря детей.
Умение ориентироваться по карте.
Применение ранее усвоенных знаний и способов деятельности.
Активизация словаря детей.
Умение рассуждать, обосновывать свой выбор.
Дети совещаются, анализируют ситуации, правильно называют знаки.
Систематизируются представления о повадках диких зверей.
Умение отвечать на вопросы, высказывать свою точку зрения.
Проявляют чувство удовлетворения от проделанной работы.
Остановка №1 «Гроза»
Слышатся раскаты грома (аудиозапись). Старичок-лесовичок уточняет правила поведения при грозе.
Танец «Дождя»
Остановка №2 «Пожар»
На мольберте располагается плоскостной лес.
Старичок-лесовичок : Когда горит лес, что это?
Дети: Это пожар!
Воспитатель прикрепляет к каждому дереву на мольберте огонёк пожара.
Старичок-лесовичок : Ребята, после грозы начался пожар в лесу. А из-за чего или кого еще может начаться пожар в лесу?
Дети: Из-за людей.
Проводится игра «Спасём лес от пожара».
Старичок-лесовичок : Давайте спасём лес от пожара. Для этого нам нужно вспомнить, что можно и что нельзя делать в лесу, чтобы не было пожара.
Дети: нельзя поджигать траву, листья, разводить костры, оставлять стеклянные банки, бутылки и т. д.
За каждый правильный ответ дети прикрепляют к мольберту капельки воды.
Старичок-лесовичок : Молодцы ребята, пожар потушен. Можно отправлять дальше.
Смотрят на карту, отправляются дальше по маршруту.
Остановка №3 «Деревья»
Старичок-лесовичок : Посмотрите ребята, после грозы и пожара все листья с деревьев разлетелись. Давайте соберем их.
Подвижная игра «С какого дерева листочек»
Остановка №4 «Съедобные и ядовитые грибы»
Игра «Грибы»
(на верхнюю ленту повесить с помощью прищепок картинки съедобных грибов. На нижнюю ленту – картинки несъедобных грибов)
Остановка №5 «Животные»
Старичок-лесовичок : Посмотрите ребята, сколько следов разных животных. А вот где чей, я подзабыл.
Дидактическая игра «Чьи следы»
Проблемная ситуация: «Вы, гуляя по лесу, можете встретиться с диким животным. Как нужно поступить, чтобы избежать опасности?»
Подвижная игра «Зверинец» (подражание повадкам животных)
Старичок-лесовичок : Ну вот Вы справились со всеми заданиями и добрались до тайника.
Вручает детям подарок – набор иллюстраций «Природа Башкортостана» и сладкие призы (конфеты)
III этап Оценочно-рефлексивный
Деятельность воспитателя: Рефлексия. Старичок-лесовичок интересуется - понравилось ли детям путешествие? Что понравилось больше всего? Какое задание оказалось самым трудным? Интересным?
Хвалит детей за проделанную работу.
Деятельность воспитанников: Дети делятся своими впечатлениями, рассказывают, что понравилось больше всего.
Ожидаемые результаты: Положительные эмоции от игры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект коррекционно-развивающего занятия «В поисках Весны»
Возраст детей: 6-7 лет.Форма проведения: групповое занятие.Цель проведения занятия: Подготовка детей к школе, используя средства лексической темы «Весна».Задачи:расширять и активизировать словар...
Итоговое интегрированное занятие, старшая группа. «В поисках Весны»
Закрепить навыки прямого и обратного счёта, умения ориентироваться в числовом ряду , на листе бумаги. Различать и называть геометрические фигуры, закрепить знан...
Конспект занятия в старшей логопедической группе "На поиски весны"
Дети отправляются в поход что бы найти следы весны, выполняя по ходу движения различные задания логопеда и воспитателя....
Открытое занятие для детей подготовительной группы "В поисках весны"
Занятие напрвлено на развитие познавательных действий у детей дошкольного возраста. Развивает внимание, сообразительность и наблюдательность. Воспитывает дружеские отношения со сверстниками....
«В поисках весны» Занятие по развитию речи в старшей группе общеразвивающей направленности
Цель: закрепление и систематизирование представлений о весне и ее приметах.Задачи.Образовательные:уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Весна»;совершенство...
Конспект занятия по нетрадиционным техникам рисования «В поисках весны»
Рисование вилкой - это один из видов нетрадиционного рисования, который приносит массу удовольствия и радости, не только детям, но и взрослым....
Конспект занятия «В поисках Весны»
Конспект занятия в старшей возрастной группе...