Доклад "Экологическое воспитание дошкольников вне занятий"
материал (подготовительная группа)
Экологическое воспитание предполагает решение трех взаимосвязанных задач (повышение квалификации педагогов; экологическое воспитание детей; пропаганда экологических знаний среди родителей, которые в сельской местности имеют ярко выраженную специфику, обусловленную, с одной стороны близостью естественных объектов, а с другой стороны – тем, что и жизнь, и трудовая деятельность людей напрямую связаны с природными ресурсами). Воспитанники детского сада должны иметь возможность наблюдать за растениями и животными не только на специально организованных занятиях, но и в процессе повседневной жизни. Важно и то, что постоянно находятся среди взрослых, которые заняты сельскохозяйственным трудом, и не только знают из их разговоров, но и видят воочию, как выращивают хлеб и т.д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskoe_vospitanie.docx | 22.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологическое воспитание предполагает решение трех взаимосвязанных задач (повышение квалификации педагогов; экологическое воспитание детей; пропаганда экологических знаний среди родителей, которые в сельской местности имеют ярко выраженную специфику, обусловленную, с одной стороны близостью естественных объектов, а с другой стороны – тем, что и жизнь, и трудовая деятельность людей напрямую связаны с природными ресурсами). Воспитанники детского сада должны иметь возможность наблюдать за растениями и животными не только на специально организованных занятиях, но и в процессе повседневной жизни. Важно и то, что постоянно находятся среди взрослых, которые заняты сельскохозяйственным трудом, и не только знают из их разговоров, но и видят воочию, как выращивают хлеб и т.д.
Приступая к экологическому воспитанию дошкольников, мы ставим перед собой следующие задачи:
1. Сформировать представления о природе естественной, независимой от человека от его деятельности, и природе культурной, созданной и поддерживаемой трудом человека.
2. Дать понимание того, что любой объект живой природы существует только пока, для этого есть необходимые условия, нарушение которых ведет к его гибели и исчезновению, порой навсегда.
3. Показать как человек использует культурную природу (выращивает и собирает урожай зерна, овощей, фруктов, производит домашних животных, цветы и т.д.).
4. Продемонстрировать, как человек пользуется дарами дикой природы (собирает грибы и ягоды, наслаждается красотой природы), и убедить о жизненной необходимости разумного, а значит бережного к ней отношения.
5. Сформировать представление о том, что в природе все взаимосвязано, как в цепочке, все звенья, которой нужны друг другу и друг и без друга могут просто перестать существовать.
Важными аспектами экологического воспитания также являются:
— развитие гуманного отношения к природе, основанного на восприятии ее как живого и эстетически прекрасного целого;
— воспитание готовности трудиться в природе с радостью (сажать и поливать растения, ухаживать за животными) и с радостью приходить на помощь всем нуждающимся.
Каким же образом формируется осознанное и гуманное отношение к природе? Прежде всего через наблюдение и труд в природе, позволяющие накопить определенные знание и применять их в практическую деятельность.
Большую роль в работе с детьми отводится уголкам природы (аквариум с рыбками птицы в клетках, хомячок), которые есть в каждой группе.
В старшей и подготовительной к школе группах основная задача повседневных наблюдений за обитателями аквариума и занятий – углубление занятий об условиях их жизни, закрепление осознания того, что необходимые для жизни аквариумных рыбок условия создает человек. Работая по специально подготовленной демонстративной таблицей, дети старшей группы называют, что на ней изображено (рыбки, аквариум, человек, банки с кормом и т.д.); дети подготовительной к школе группе объясняют в чем суть изображенных стрелок (наводящие вопросы: «Почему стрелки от рыбок направлены на аквариум ? Почему стрелки от человека направлены к аквариуму ? Кто заботиться об аквариумных рыбках ?)
Аналогичная работа проводится по ознакомлению детей с птицами, обитающими в уголке природы (внешний вид птиц; особенности их поведения; условия, необходимые для их полноценной жизни в неволе, что может и должен делать для них человек). Эта работа сочетается с наблюдениями за птенцами, обитающими на участке детского сада, в лесу, в поле. Особое значение необходимо придавать зимней подкормке птиц.
Кормушки могут быть самой различной конструкции, которые делают сами воспитанники и их родители
Кормушки располагаются подальше от игровых площадок, чтобы шум не мешал птицам клевать корм, дети старшей и подготовительной группы вместе с воспитателем или самостоятельно готовят (собирают хлебные крошки, добавляют к ним семечки и травы, заготовленные летом). Зимняя подкормка птиц дает возможность наблюдать за ними: дети старшей группы учатся различать зимующих и перелетных птиц, а подготовительной – узнают как птицы летают («раскрывают» крылья и хвост при взлете, складывают их при посадке). После наблюдения за птицами на участке детского сада воспитанникам необходимо давать задания. Дети старшей и подготовительной к школе группы на занятиях по рисованию выполняют на предложенную тему («Птицы зимой») коллективные рисунки с птицами в процессе повседневной жизни, в уголке природы и на участке завершается занятием, на котором полученные детьми знания обоснуются и систематизируются. Цель занятия – уточнить представления о зимующих принцах и особенностями их жизни в зимнее время; показать необходимость зимней подкормки (в старшей группе); подвести к пониманию того, что человек, подкармливая птиц зимой, спасает их от гибели; сформировать представления о различиях жизни птиц в неволе и на воле и о приспособлении птиц к полету (в подготовительной к школе группе). С детьми старшей и подготовительной к школе групп проводится наблюдение на основе сравнения различных растений. Дети узнают об условиях, которые необходимы растениям и помогают ухаживать за ними. Внимание детей обращается на то, что растениям нужен свет (поэтому они стоят на подоконнике), а также на то, как по-разному выглядят зимой комнатные растения и деревья, кустарника за окном. Так дети узнают, что, кроме воды, земли, света, растениям необходимо тепло. Дети старшей и подготовительной к школе групп, кроме этого сажают цветы, проращивают семена. Цель занятий в этих группах – формировать желание заботиться о комнатных растениях, упражнять в навыках посева семян и ухода за ними, закреплять представления о том, что необходимо для проращивания семян; проверять на практике имеющиеся знания.
В экологическом воспитании дошкольников необходимо активно использовать все возможности, которые предоставляет лето. Самое главное, что можно сделать, – это объяснить, что все в природе взаимосвязано, на примере самых простых и хорошо знакомых детям природных объектов (в том числе «цветы-бабочки»: если уничтожить все цветы, что бабочкам станет нечем питаться и они погибнут; поэтому в лес мы ходим в гости к добрым друзьям – общаться с его обитателями и любоваться, наслаждаться красотой, природы). В процессе наблюдения за птицами, насекомыми в лесу и в поле дети начинают понимать, что:
— дикая природа приспособлена к самостоятельной (без вмешательства человека) жизни (ласточки летают очень быстро – за ними трудно угнаться хинным птицам, они прямо в воздухе ловят насекомых, которые питаются и т.д.);
— задача человека – не разрушать этот целостный и гармоничный мир грубым вторжением в жизнь его обитателей; по мере сил и возможностей оберегать их (подкармливать птиц, охранять муравейники, разводить леса и т.д.);
— человек в наше время в процесс активной хозяйственной деятельности, часто негативно воздействует на среду обитания всего живого, в том числе и свою (загрязняет атмосферу, засоряет водоемы, вырубает леса и т.д.).
Экологическое воспитание детей необходимо осуществлять вместе с семьей: проводить индивидуальные консультации, беседы за круглым столом, деловые игры «Что? Где? Когда?», конкурсы знатоков природы; показывать родителям фрагменты занятий, вечеров развлечений, праздников, снятые на видеокассеты.
Важнейшим условием успешной реализации комплексного подхода является создание среды, в которой взрослые личным примером демонстрируют детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвуют в природоохранной деятельности.
Непосредственное природное окружение – уголок или комната природы, зимний сад или микроферма, участок детского сада – позволяет организовать систематическое наблюдение за растениями и животными, приобщить детей к регулярному труду по уходу за ними. Постоянное общение с животными, имеющими на территории дошкольного учреждения, выращивание цветов, овощей. Подкормка птиц в зимнее время – это необходимое условие ко всему живому, условия при которых формируются отчетливые представления о взаимосвязи растений и животных с внешней средой, о природоохранительной деятельности человека.
Самый «экологический» объект дошкольного учреждения – аквариум с рыбками. Правильно оформленный, подобранный и заселенный аквариум – это модель природного водоема, микроэкосистема, в которой все компоненты – вода, освещение, растения, животные – находятся в нужном соотношении и создают экологическое равновесие. Чем больше аквариум, тем быстрее создается в нем экологическое равновесие, тем легче оно поддерживается. В большом объеме воды рыбы продолжают расти, и достигают крупных размеров.
Правильно заряженный и заселенный аквариум, в котором сложность равновесия между всеми его компонентами – красивое зрелище гармонично развитой экосистемы, в которой хорошо себя чувствуют все живые существа, входящие в ее состав.
Взрослые должные понимать о том, что зачастую небрежное, а порой и жесткое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Вот почему воспитание сопереживание и сострадание происходит в неразрывном единстве с формированием системы доступных дошкольникам экологических знаний, которая включает:
1. Представление о растениях и животных как уникальных и неповторимых живых существ, об их потребностях и способах удовлетворения этих потребностей.
2. Понимание взаимосвязи между живыми существами и средой их обитания, приспособленности растений и животных к условиям существования.
3. Осознание того, что все живые существа на Земле связаны друг с другом сложной системой связей (все друг другу нужны, все друг друга зависят, исчезновение любого звена нарушает цепочку, т.е. биологическое равновесие) и в то же время каждое из них имеет свою экологическую нишу, и все они могут существовать одновременно.
Разумеется, одних знаний недостаточно для формирования у детей гуманного отношения к природе – необходимо включать их в посильную для их возраста практическую деятельность, для чего в дошкольных учреждениях следует создать условия для постоянного и полноценного общения детей с живой природой (например, воспитатель вместе с детьми может озеленить уголок природы, заботиться о его обитателях, разбить цветник и т.д., что, естественно, зависит от возможностей дошкольного учреждения). А создание и поддержание положительного эмоционального состояния детей (радость от выполненной работы, удостоенной похвалы воспитателя, расцветающий цветок, выздоравливающий щенок) способствует дальнейшему развитию чувств сострадания и сопереживания. Активное гуманное отношение к природе осознания эстетической ценности объектов природы, вот почему воспитание эстетических чувств является одним из необходимых условий экологического воспитания, включающего в себя любовь к природе.
Главное – всегда помнить: прежде, чем научить детей видеть красоту и понимать суть прекрасного как эстетической категории, надо развивать из эмоциональную сферу, ибо чувства дошкольников еще недостаточно устойчивы и глубоки, носят избирательный («это нравится, а это нет») и субъективный (например, заяц нравится потому, что он пушистый и подвижный, а еж не нравится – колючий характер.
Кроме того, именно на прогулках и экскурсиях можно учить детей понимать влияние деятельности человека на природу: природоохранных мероприятий и последствий безнравственного воздействия (загрязнение атмосферы и водоемов, вырубка лесов, уничтожение садов и т.д.). Задача воспитателя подвести детей к пониманию того, что все мы вместе и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю и каждый может сохранять и приумножать ее красоту.
Итак, ходе изучения психолого-педагогических источников нами определено, что только сочетание специально организованных форм и работа в повседневной жизни приведет к экологическому развитию личности ребенка.
Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания закладываются начальные элементы экологической культуры. Основным доказательством, регламентирующим содержанием педагогического процесса в ДОУ являются программы обучения и воспитания, обеспечивающие одно или несколько направлений воспитания и развития; среди последних немало экологических.
Занятия – это основная форма организации детей в детском саду. На каждом занятии решаются общедидактические задачи под руководством воспитателя формируется способность обучаться, развиваться, интеллектуальная и творческая активность.
Воспитанники детского сада имеют возможность наблюдать за растениями и животными не только на специально-организованных занятиях, но и в процессе повседневной жизни. Важно и то что они постоянно находятся среди взрослых, которые заняты сельскохозяйственным трудом, и не только знают из разговоров, но и видят воочию, как выращивают хлеб, ухаживают за животными и т.д.
Задача воспитателя подвести детей к напоминанию того, что мы все и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю и каждый может сохранять и приумножать ее красоту.
Таким образом, работа по экологическому воспитанию дошкольников должна осуществляться в системе в тесной взаимосвязи занятий и других форм работы, используемых в повседневной жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологическое воспитание дошкольников на занятиях и в повседневной жизни
В данном материале расскрывается процесс воспитания детей в разные режимные моменты .Дошкольники учатся видеть, какие условия необходимы тому или другому существу, учатся определить, чего ...
Методическая разработка:"Экологическое воспитание дошкольников на занятиях и в повседневной жизни"
Методическая разработка:"Экологическое воспитание дошкольников на занятиях и в повседневной жизни"На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия природы с человеком выросли в глобальн...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ Экологическое воспитание дошкольников на занятиях (все возрастные группы)
Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической ...
Методическая разработка:"Экологическое воспитание дошкольников на занятиях и в повседневной жизни"
Методическая разработка:"Экологическое воспитание дошкольников на занятиях и в повседневной жизни"На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия природы с человеком выросли в глобальную эко...
Консультация "Экологическое воспитание дошкольников вне занятий"
Консультация "Экологическое воспитание дошкольников вне занятий"...
Экологическое воспитание дошкольников на занятиях рисования.
С самого раннего возраста необходимо окружить ребенка красивыми образами Искусства, создать на занятиях особое настроение, соответствующую атмосферу. Вначале ребенок просто видит и восхищается э...
Экологическое воспитание дошкольников на занятиях рисования.
С самого раннего возраста необходимо окружить ребенка красивыми образами Искусства, создать на занятиях особое настроение, соответствующую атмосферу. Вначале ребенок просто видит и восхищается э...