"Система работы по патриатическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста"
материал

Землянская Мария Евгеньевна

Патриотизм по своей природе многогранен,
он объединяет все стороны личности:
нравственную, трудовую, умственную, эстетическую,
а также физическое развитие
и предполагает воздействие на каждую из сторон
для получения единого результата.
Макаренко А.С.

Скачать:


Предварительный просмотр:

1.  Нравственно  -  патриотическое  воспитание  –  одно  из  важнейших  звеньев системы воспитательной работы.

Патриотизм по своей природе многогранен,
он объединяет все стороны личности:
нравственную, трудовую, умственную, эстетическую,
а также физическое развитие
и предполагает воздействие на каждую из сторон
для получения единого результата.
Макаренко А.С.

Дошкольное образовательное учреждение – это начальный этап социального института образования. В связи с этим существенной и первоначальной нашего педагогического коллектива является поиск путей совершенствования деятельности по обновлению содержанию работы с детьми в ДОУ. Меняются эпохи, времена, люди, но вечным остаётся стремление человека к истине, красоте, свету, добру. Одной из основных задач ФГОС ДО, является: «Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества» (ФГОС ДО п.1.6). Одним из основных направлений реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» отмечено патриотическое воспитание, где основной целью является позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

В  настоящее  время  актуальная  проблема  приобщения  подрастающего  поколения  к культуре  и  истории  своего  народа  обсуждается  на  самых  разных  уровнях  и  находит отражение в ряде нормативных документов:

Федеральном  законе «Об  образовании  в  Российской  Федерации» от  29.  12.  2012  г.  N 273-ФЗ;

Национальной  доктрине  образования  в  Российской  Федерации,  утв. постановлением Правительства РФ от 04. 10. 2000 №751, система образования призвана обеспечить:

  историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и

развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;

  воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства,

способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права

и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих

национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам,

традициям и культуре других народов.

«Стратегия  развития  воспитания  в  РФ  до  2025  года»,  утв.  распоряжением

Правительства  РФ  от  29.  05.  2015  г.  N  996-р  выделяет  среди  прочих  следующие

приоритеты государственной политики в области воспитания:

  формирование у детей высокого уровня духовно-нравственного развития, чувства

причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе

России

  формирование уважения к русскому языку как государственному языку

Таким  образом,  нравственно-патриотическое  воспитание  детей  является  одной  из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Между тем, патриотизм — сложное  и  высокое  человеческое  чувство.  Его  содержание  так  многогранно,  что

неопределимо  несколькими  словами.  Это  и  любовь  к  родным  и  близким  людям  и  к малой  родине,  и  гордость  за  свой  народ.  Патриотические  чувства  закладываются  в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды.  Люди  с  рождения  инстинктивно,  естественно  и  незаметно  привыкают  к окружающей  их  среде,  природе  и  культуре  своей  страны,  быту  своего  народа.

Естественно развивающиеся чувства привязанности к отеческим ценностям становятся предметом осмысления в процессе целенаправленного патриотического воспитания, на их  основе  формируются  убеждения  и  готовность  действовать  соответствующим образом.

Целью  патриотического  воспитания  в  ДОУ  является  воспитание  гуманной  духовно-нравственной  личности,  достойных  будущих  граждан  России,  патриотов  своего Отечества.

Задачами нравственно-патриотического воспитания дошкольников являются:

  • воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду,
  • улице, городу
  • формирование бережного отношения к природе и всему живому
  • воспитание уважения к труду
  • расширение представлений о городах России
  • знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн)
  • знакомство детей с картой нашей страны и с глобусом
  • развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны
  • формирование толерантности, чувства уважения к представителям других
  • национальностей, к ровесникам, родителям, соседям, другим людям.
  • формирование чувства собственного достоинства как представителя своего народа.
  • формирование   активного  положительного  отношения  к  славным защитникам  нашей  Родины  –  к  воинам  Российской  Армии

Задачи решаются во всех видах детской деятельности, так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. Основными принципами реализации системы работы по патриотическому воспитанию является системность и последовательность, взаимосвязь различных занятий: развитие речи, ознакомление с окружающей действительностью, изобразительное искусство, музыкально-творческая деятельность, физическое развитие.

Воспитание патриотизма - это не простой и непрерывный процесс. Не каждый родитель считает необходимым рассказывать своему ребенку о родной стране, своих предках, наивно думая, что маленький ребенок ничего в этом не понимает. Поэтому очень важна роль дошкольного образования в воспитании патриотизма у детей, так как именно в дошкольном возрасте формируются нравственные качества человека.

Система  работы  по  гражданскому  и  патриотическому  воспитанию  в  ДОУ  строится

последовательно,  начиная  с  младшего  возраста  с  поэтапным  расширением и усложнением  в соответствии с опытом детей, с учетом принципа развивающего обучения.

Основными формами организации работы с детьми в данном направлении являются:
– интегрированные занятия;
– дидактические игры;
– познавательные игры;
– совместные семейные праздники, развлечения;
– самостоятельная, творческая, продуктивная деятельность детей;
– чтение познавательной литературы;

- беседы;

– экскурсии, целевые прогулки;
– совместная и самостоятельная работа с иллюстрациями и фотоматериалом.

2.  Механизм  реализации  задач  нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

Воспитание  патриотических  чувств  -  длительный,  непрерывный процесс,  который  предусматривает  корректировку   разработанных мероприятий на последующих этапах работы в зависимости от достигнутых результатов.

2.1.Информационно - аналитический блок.

Задачи:  Анализ  уровня подготовленности педагогов,  привлечение  внимания родителей  к  проблеме  сотрудничества  по  патриотическому  воспитанию детей через:

  анализ  годового  плана  ДОУ  и  его  корректировка  в  соответствии  с поставленными задачами;

  анкетирование педагогов;  

  анкетирование родителей;

  анализ состояния воспитательно - образовательной работы;

  анализ уровня знаний дошкольников по данной теме.  

2.2. Практический блок.

Задачи: Изучение воспитателями методических источников и педагогической

периодики,  составление  и  обсуждение  перспективного  плана  по патриотическому воспитанию, формирование у родителей активной позиции по вопросам патриотического воспитания.

Организация  работы  по  разработке  перспективного  планирования, разработке и реализации образовательных проектов, вовлечению родителей к проведению совместных мероприятий.

2.3.Контрольно - оценочный блок

Задачи: анализ полученных результатов (мониторинг) через:

  анализ эффективности мероприятий;

  контроль за проведением мероприятий;

  анализ полученных результатов;

  внесение коррективов на основе полученных результатов;

  организацию  и  координацию  деятельности  по  реализации  программы

осуществляет  заведующий  ДОУ, согласно плану работы;

  контроль за проведением плановых мероприятий;

  отчет о реализации программы на педсовете;

  корректировка содержания планов.

3.  Организация  работы  по  нравственно -патриотическому  воспитанию дошкольников.

Первые  чувства  патриотизма. Доступны  ли  они  малышам?  Исходя  из опыта работы  в данном  направлении,  можно  дать  утвердительный  ответ.

Дети дошкольного возраста способны осознанно воспринимать социальные явления, а

выбранные  педагогом  методы  работы  с  детьми  должны  стимулировать  проявление

любознательности, познавательной и эмоциональной активности, выражение чувств. Последовательность  данной  работы  в  нашем  образовательном учреждении  представлена   в  схеме

Мир ребенка начинается с его семьи, где он впервые осознает себя членом человеческого общества. В младшей и средней  группах дети учатся  узнавать дом, квартиру, где живет. У  них воспитывается гуманное отношение к своим близким. Особое  внимание уделяется воспитанию любви к самому близкому в семье человеку маме, обращает  внимание детей на то, что мама заботится обо всех членах семьи — она поддерживает порядок в доме, готовит, стирает, играет с детьми. Следует вызвать в детях не только восхищение мамой, но и потребность в оказании ей посильной помощи — сложить самому одежду, убрать игрушки и т.д.

Знакомство с ДОУ  мы начинаем  с ознакомительных  экскурсий  по  детскому  саду,  педагоги  знакомят  дошкольников  с профессиями сотрудников дошкольного учреждения. Через игры, экскурсии, прогулки, занятия дети учатся ориентироваться в помещениях детского сада, здороваться с педагогами и детьми, прощаться, учатся бережному отношению к игрушкам и книгам.

Следующий  этап  —  воспитание  любви  и  дружеского  отношения  к  своему  родному городу.  Для  ребенка  город  конкретизируется  улицей,  то,  что  он  осознает,  прежде  всего  себя  жителем своей улицы.

Дети старшего дошкольного возраста могут и должны знать название своего города, его

главные  улицы,  достопримечательности,  музей,  театры  и  прочее.

Воспитание отношения к своей стране основывается на  когнитивном  компоненте:  детям  сообщают  информацию,  которую  они  должны  и могут усвоить. Особенностью является то, что знания должны быть эмоциональными и побуждать ребенка к активной деятельности. Чтобы дети «почувствовали» свой город, им необходимо о нем рассказывать  и  показывать  его.  Эту работу мы начинаем с просмотра презентаций и видеофильмов, рассматривания репродукций, фотографий, так же организуются экскурсии выходного дня с родителями. В процессе организации непосредственно образовательной деятельности с воспитанниками, в ходе чтения детской художественной литературы, авторами которых являются наши земляки, подводим воспитанников к пониманию того, что их город – частица Родины. Итогом проведения мероприятий обязательно становятся творческие отчёты: фотоматериалы, рисунки, альбомы, макеты и планы улиц, домов и т.д.

Расширяются представление о значении государственных символов города Кузнецка и России. Дети получают географические сведения о территории России, знакомятся со столицей нашей Родины - Москвой и другими городами России, знаменитыми россиянами. Формируются представления о том, что Россия - многонациональная страна с самобытными, равноправными культурами, формируются основы гражданско-патриотических чувств: любовь, гордость и уважение к своей стране, ее культуре, осознание личной причастности к жизни Родины.

Родная природа. Любовь к родной природе - одно из проявлений патриотизма. При ознакомлении с родной природой дети в старшей и подготовительной группах - общие географические сведения о России, природе родного края, реках, растениях, лекарственных травах, животном мире. У детей воспитывается умение эстетически воспринимать красоту окружающего мира, относиться к природе поэтически, эмоционально, бережно, желание больше узнать о родной природе.

Одним из наиболее эффективных методов патриотического воспитания мы считаем метод проектов, позволяющий создать естественную ситуацию обучения и практическое взаимодействие детей и взрослых (включая родителей), предусматривающий поэтапную последовательность в организации воспитания и развития воспитанников. Работа над проектом помогает
усилить воспитательные воздействия, так как воспитание личности
происходит в комплексе, во взаимодействии объектов социального
окружения, обеспечивает объединение и интеграцию разных видов
деятельности. Появилось целое проектное направление в нашей системе работы:
«Посткроссинг» между детскими садами», «Россия - наша гордость, «Мой город - Кузнецк», «Знаменитые люди Сурского края», «Мама, папа, я — дружная семья», «Мой дом – моя улица», «Достопримечательности города Кузнецка» и т.д.

Большое  значение  для  воспитания  сознательного  гражданина  является  привитие уважительного  отношения  к  героям  войны,  ветеранам,  в  память  о  тех,  кто  погиб, защищая  отечество;  уважение  к  воинам  –  защитникам  Родины.  Большое  влияние  оказывают  беседы,  экскурсии,  использование  песен,  стихов,  наглядного  материала. Проекты  «Мы помним, мы гордимся», акция «Поздравь ветерана», «Солдатское письмо», проект «Памятники ВОВ в Кузнецке» и т.д.

Важным направлением работы по воспитанию любви к Родине является формирование у  детей  представлений  о  людях  родной  страны.  Прежде  всего  необходимо  вспомнить тех людей, которые прославили нашу страну  —  художников, композиторов, писателей, изобретателей,  ученых,  философов,  врачей (выбор  зависит  от  воспитателя). Проект «Знаменитые люди России».

Необходимо  на  конкретных  примерах,  через  конкретных  людей  познакомить  детей с «характером» русского народа.  Воспитатель  старается  познакомить  дошкольников  с  людьми,  которым присущи  какие-то  определенные  качества  или  умения,  привлечь  детей  к  их деятельности. Помогают в этом народные игры. Многие игры передаются из поколения в поколение, их история органически связана с историей народа, его трудовой деятельностью, бытом, обычаями, традициями. Знакомить детей с русской народной игрой можно начинать уже с младшего дошкольного возраста, для этого есть простые игры типа: «Карусель», «Зайка серенький», «Пузырь»…В них можно играть и в зале и на прогулочном участке. В старшем возрасте можно предложить тетям такие игры как, «Гуси», «Горелки», «Салки», «Алёнушка и Иванушка», «Салочка» и т.д.

В результате переписки, в рамках проекта «Посткроссинг», дети знакомятся с особенностями жизни разных народов. Педагоги помогают старшим дошкольникам через подвижные игры лучше понять, что людей разных национальностей объединяет интерес к многонациональным культуре и искусству, дружба, взаимопомощь, уважение к человеку.  

Мышление дошкольника, как мы знаем, наглядно-образное, поэтому необходимо насытить окружающую действительность ребёнка предметами и пособиями, позволяющими более точно представить себе то, о чём говорит педагог. Для успешной реализации системы патриотического воспитания в группах созданы патриотические уголки, которые помогают педагогам знакомить детей с  историей, достопримечательностями, растениями и животными родного края, с государственными символами родной страны, города. В уголках имеется широкий спектр иллюстраций и фотографий с видами родного города, родной страны, столицы. Это панорамные снимки и альбомы достопримечательностей, картины с изображением родных пейзажей, иллюстрации народных промыслов, произведения устного народного творчества, образцы российского герба и флага, картотеки игр разных народов. Предлагаемый детям материал  меняться в зависимости от изучаемой темы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста

в статьераскрываютьсяразделывходящиев системуработыпо нравственномувоспитанию детей старшего дошкольного возраста...

Система работы по трудовому воспитанию детей среднего дошкольного возраста.

Педагогом представлена разработанная и апробированная система работы по трудовому воспитанию детей среднего дошкольного возраста. Основной целью работы является формирование положительного отношения к...

Система работы по развитию мышления детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Cистема работы по развитию мышления детей с ОНР на основе включение в логопедические занятия по развитию лексико-грамматических категорий дидактических игр и упражнений на совершенствование мыслительн...

«Система работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста представлений о профессиях и позитивных установок к различным видам труда»

Цель опыта работы:Создать условия для формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о разнообразии существующих профессий и их значимости для общества....

Система работы «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник в сюжетном рисовании»

Нетрадиционные техники рисования - это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пр...

Система работы по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста в рамках проекта «Растим патриотов России»

Перед современной дошкольной образовательной организацией в числе наиболее важных задач стоят задачи формирования с самого раннего детства базовой культуры личности, высоких нравственных качеств: осно...