"Система работы по патриатическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста"
материал
Патриотизм по своей природе многогранен,
он объединяет все стороны личности:
нравственную, трудовую, умственную, эстетическую,
а также физическое развитие
и предполагает воздействие на каждую из сторон
для получения единого результата.
Макаренко А.С.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_raboty_po_patriat_vospit_u_detey_starshego_dosh_vozrasta.gor_seminar.docx | 131.72 КБ |
Предварительный просмотр:
1. Нравственно - патриотическое воспитание – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы.
Патриотизм по своей природе многогранен,
он объединяет все стороны личности:
нравственную, трудовую, умственную, эстетическую,
а также физическое развитие
и предполагает воздействие на каждую из сторон
для получения единого результата.
Макаренко А.С.
Дошкольное образовательное учреждение – это начальный этап социального института образования. В связи с этим существенной и первоначальной нашего педагогического коллектива является поиск путей совершенствования деятельности по обновлению содержанию работы с детьми в ДОУ. Меняются эпохи, времена, люди, но вечным остаётся стремление человека к истине, красоте, свету, добру. Одной из основных задач ФГОС ДО, является: «Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества» (ФГОС ДО п.1.6). Одним из основных направлений реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» отмечено патриотическое воспитание, где основной целью является позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
В настоящее время актуальная проблема приобщения подрастающего поколения к культуре и истории своего народа обсуждается на самых разных уровнях и находит отражение в ряде нормативных документов:
Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12. 2012 г. N 273-ФЗ;
Национальной доктрине образования в Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 04. 10. 2000 №751, система образования призвана обеспечить:
историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и
развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;
воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства,
способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права
и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих
национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам,
традициям и культуре других народов.
«Стратегия развития воспитания в РФ до 2025 года», утв. распоряжением
Правительства РФ от 29. 05. 2015 г. N 996-р выделяет среди прочих следующие
приоритеты государственной политики в области воспитания:
формирование у детей высокого уровня духовно-нравственного развития, чувства
причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе
России
формирование уважения к русскому языку как государственному языку
Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Между тем, патриотизм — сложное и высокое человеческое чувство. Его содержание так многогранно, что
неопределимо несколькими словами. Это и любовь к родным и близким людям и к малой родине, и гордость за свой народ. Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, быту своего народа.
Естественно развивающиеся чувства привязанности к отеческим ценностям становятся предметом осмысления в процессе целенаправленного патриотического воспитания, на их основе формируются убеждения и готовность действовать соответствующим образом.
Целью патриотического воспитания в ДОУ является воспитание гуманной духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.
Задачами нравственно-патриотического воспитания дошкольников являются:
- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду,
- улице, городу
- формирование бережного отношения к природе и всему живому
- воспитание уважения к труду
- расширение представлений о городах России
- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн)
- знакомство детей с картой нашей страны и с глобусом
- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны
- формирование толерантности, чувства уважения к представителям других
- национальностей, к ровесникам, родителям, соседям, другим людям.
- формирование чувства собственного достоинства как представителя своего народа.
- формирование активного положительного отношения к славным защитникам нашей Родины – к воинам Российской Армии
Задачи решаются во всех видах детской деятельности, так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. Основными принципами реализации системы работы по патриотическому воспитанию является системность и последовательность, взаимосвязь различных занятий: развитие речи, ознакомление с окружающей действительностью, изобразительное искусство, музыкально-творческая деятельность, физическое развитие.
Воспитание патриотизма - это не простой и непрерывный процесс. Не каждый родитель считает необходимым рассказывать своему ребенку о родной стране, своих предках, наивно думая, что маленький ребенок ничего в этом не понимает. Поэтому очень важна роль дошкольного образования в воспитании патриотизма у детей, так как именно в дошкольном возрасте формируются нравственные качества человека.
Система работы по гражданскому и патриотическому воспитанию в ДОУ строится
последовательно, начиная с младшего возраста с поэтапным расширением и усложнением в соответствии с опытом детей, с учетом принципа развивающего обучения.
Основными формами организации работы с детьми в данном направлении являются: |
- беседы;
– экскурсии, целевые прогулки; |
2. Механизм реализации задач нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
Воспитание патриотических чувств - длительный, непрерывный процесс, который предусматривает корректировку разработанных мероприятий на последующих этапах работы в зависимости от достигнутых результатов.
2.1.Информационно - аналитический блок.
Задачи: Анализ уровня подготовленности педагогов, привлечение внимания родителей к проблеме сотрудничества по патриотическому воспитанию детей через:
анализ годового плана ДОУ и его корректировка в соответствии с поставленными задачами;
анкетирование педагогов;
анкетирование родителей;
анализ состояния воспитательно - образовательной работы;
анализ уровня знаний дошкольников по данной теме.
2.2. Практический блок.
Задачи: Изучение воспитателями методических источников и педагогической
периодики, составление и обсуждение перспективного плана по патриотическому воспитанию, формирование у родителей активной позиции по вопросам патриотического воспитания.
Организация работы по разработке перспективного планирования, разработке и реализации образовательных проектов, вовлечению родителей к проведению совместных мероприятий.
2.3.Контрольно - оценочный блок
Задачи: анализ полученных результатов (мониторинг) через:
анализ эффективности мероприятий;
контроль за проведением мероприятий;
анализ полученных результатов;
внесение коррективов на основе полученных результатов;
организацию и координацию деятельности по реализации программы
осуществляет заведующий ДОУ, согласно плану работы;
контроль за проведением плановых мероприятий;
отчет о реализации программы на педсовете;
корректировка содержания планов.
3. Организация работы по нравственно -патриотическому воспитанию дошкольников.
Первые чувства патриотизма. Доступны ли они малышам? Исходя из опыта работы в данном направлении, можно дать утвердительный ответ.
Дети дошкольного возраста способны осознанно воспринимать социальные явления, а
выбранные педагогом методы работы с детьми должны стимулировать проявление
любознательности, познавательной и эмоциональной активности, выражение чувств. Последовательность данной работы в нашем образовательном учреждении представлена в схеме
Мир ребенка начинается с его семьи, где он впервые осознает себя членом человеческого общества. В младшей и средней группах дети учатся узнавать дом, квартиру, где живет. У них воспитывается гуманное отношение к своим близким. Особое внимание уделяется воспитанию любви к самому близкому в семье человеку маме, обращает внимание детей на то, что мама заботится обо всех членах семьи — она поддерживает порядок в доме, готовит, стирает, играет с детьми. Следует вызвать в детях не только восхищение мамой, но и потребность в оказании ей посильной помощи — сложить самому одежду, убрать игрушки и т.д.
Знакомство с ДОУ мы начинаем с ознакомительных экскурсий по детскому саду, педагоги знакомят дошкольников с профессиями сотрудников дошкольного учреждения. Через игры, экскурсии, прогулки, занятия дети учатся ориентироваться в помещениях детского сада, здороваться с педагогами и детьми, прощаться, учатся бережному отношению к игрушкам и книгам.
Следующий этап — воспитание любви и дружеского отношения к своему родному городу. Для ребенка город конкретизируется улицей, то, что он осознает, прежде всего себя жителем своей улицы.
Дети старшего дошкольного возраста могут и должны знать название своего города, его
главные улицы, достопримечательности, музей, театры и прочее.
Воспитание отношения к своей стране основывается на когнитивном компоненте: детям сообщают информацию, которую они должны и могут усвоить. Особенностью является то, что знания должны быть эмоциональными и побуждать ребенка к активной деятельности. Чтобы дети «почувствовали» свой город, им необходимо о нем рассказывать и показывать его. Эту работу мы начинаем с просмотра презентаций и видеофильмов, рассматривания репродукций, фотографий, так же организуются экскурсии выходного дня с родителями. В процессе организации непосредственно образовательной деятельности с воспитанниками, в ходе чтения детской художественной литературы, авторами которых являются наши земляки, подводим воспитанников к пониманию того, что их город – частица Родины. Итогом проведения мероприятий обязательно становятся творческие отчёты: фотоматериалы, рисунки, альбомы, макеты и планы улиц, домов и т.д.
Расширяются представление о значении государственных символов города Кузнецка и России. Дети получают географические сведения о территории России, знакомятся со столицей нашей Родины - Москвой и другими городами России, знаменитыми россиянами. Формируются представления о том, что Россия - многонациональная страна с самобытными, равноправными культурами, формируются основы гражданско-патриотических чувств: любовь, гордость и уважение к своей стране, ее культуре, осознание личной причастности к жизни Родины.
Родная природа. Любовь к родной природе - одно из проявлений патриотизма. При ознакомлении с родной природой дети в старшей и подготовительной группах - общие географические сведения о России, природе родного края, реках, растениях, лекарственных травах, животном мире. У детей воспитывается умение эстетически воспринимать красоту окружающего мира, относиться к природе поэтически, эмоционально, бережно, желание больше узнать о родной природе.
Одним из наиболее эффективных методов патриотического воспитания мы считаем метод проектов, позволяющий создать естественную ситуацию обучения и практическое взаимодействие детей и взрослых (включая родителей), предусматривающий поэтапную последовательность в организации воспитания и развития воспитанников. Работа над проектом помогает
усилить воспитательные воздействия, так как воспитание личности
происходит в комплексе, во взаимодействии объектов социального
окружения, обеспечивает объединение и интеграцию разных видов
деятельности. Появилось целое проектное направление в нашей системе работы:
«Посткроссинг» между детскими садами», «Россия - наша гордость, «Мой город - Кузнецк», «Знаменитые люди Сурского края», «Мама, папа, я — дружная семья», «Мой дом – моя улица», «Достопримечательности города Кузнецка» и т.д.
Большое значение для воспитания сознательного гражданина является привитие уважительного отношения к героям войны, ветеранам, в память о тех, кто погиб, защищая отечество; уважение к воинам – защитникам Родины. Большое влияние оказывают беседы, экскурсии, использование песен, стихов, наглядного материала. Проекты «Мы помним, мы гордимся», акция «Поздравь ветерана», «Солдатское письмо», проект «Памятники ВОВ в Кузнецке» и т.д.
Важным направлением работы по воспитанию любви к Родине является формирование у детей представлений о людях родной страны. Прежде всего необходимо вспомнить тех людей, которые прославили нашу страну — художников, композиторов, писателей, изобретателей, ученых, философов, врачей (выбор зависит от воспитателя). Проект «Знаменитые люди России».
Необходимо на конкретных примерах, через конкретных людей познакомить детей с «характером» русского народа. Воспитатель старается познакомить дошкольников с людьми, которым присущи какие-то определенные качества или умения, привлечь детей к их деятельности. Помогают в этом народные игры. Многие игры передаются из поколения в поколение, их история органически связана с историей народа, его трудовой деятельностью, бытом, обычаями, традициями. Знакомить детей с русской народной игрой можно начинать уже с младшего дошкольного возраста, для этого есть простые игры типа: «Карусель», «Зайка серенький», «Пузырь»…В них можно играть и в зале и на прогулочном участке. В старшем возрасте можно предложить тетям такие игры как, «Гуси», «Горелки», «Салки», «Алёнушка и Иванушка», «Салочка» и т.д.
В результате переписки, в рамках проекта «Посткроссинг», дети знакомятся с особенностями жизни разных народов. Педагоги помогают старшим дошкольникам через подвижные игры лучше понять, что людей разных национальностей объединяет интерес к многонациональным культуре и искусству, дружба, взаимопомощь, уважение к человеку.
Мышление дошкольника, как мы знаем, наглядно-образное, поэтому необходимо насытить окружающую действительность ребёнка предметами и пособиями, позволяющими более точно представить себе то, о чём говорит педагог. Для успешной реализации системы патриотического воспитания в группах созданы патриотические уголки, которые помогают педагогам знакомить детей с историей, достопримечательностями, растениями и животными родного края, с государственными символами родной страны, города. В уголках имеется широкий спектр иллюстраций и фотографий с видами родного города, родной страны, столицы. Это панорамные снимки и альбомы достопримечательностей, картины с изображением родных пейзажей, иллюстрации народных промыслов, произведения устного народного творчества, образцы российского герба и флага, картотеки игр разных народов. Предлагаемый детям материал меняться в зависимости от изучаемой темы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы по нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста
в статьераскрываютьсяразделывходящиев системуработыпо нравственномувоспитанию детей старшего дошкольного возраста...
Система работы по трудовому воспитанию детей среднего дошкольного возраста.
Педагогом представлена разработанная и апробированная система работы по трудовому воспитанию детей среднего дошкольного возраста. Основной целью работы является формирование положительного отношения к...
Система работы по развитию мышления детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Cистема работы по развитию мышления детей с ОНР на основе включение в логопедические занятия по развитию лексико-грамматических категорий дидактических игр и упражнений на совершенствование мыслительн...
«Система работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста представлений о профессиях и позитивных установок к различным видам труда»
Цель опыта работы:Создать условия для формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о разнообразии существующих профессий и их значимости для общества....
Система работы «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник в сюжетном рисовании»
Нетрадиционные техники рисования - это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пр...
Система работы по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста в рамках проекта «Растим патриотов России»
Перед современной дошкольной образовательной организацией в числе наиболее важных задач стоят задачи формирования с самого раннего детства базовой культуры личности, высоких нравственных качеств: осно...