Экспертная деятельность, достижения, курсы ПК
методическая разработка


Предварительный просмотр:

Карта проверки плана воспитательно-образовательной работы

Месяц планирования _________________________________________________________

Дата проверки ______________________________________________________________

Возрастная группа __2 младшая_______________________________________

Ф.И.О. воспитателя, осуществляющего планирование ___________________________

Подпись и должность педагога осуществляющего проверку_______________________

Подпись воспитателя, ознакомлена ____________________________________________

№ п/п

Направление работы

Анализ

соответствует

не соответствует

1.

Эстетика оформления

+

+

2.

Планирование НОД:

 - согласно утвержденному расписанию

- соответствует возрастным особенностям детей

+

3.

Планирование тематическое

+

4.

Цели и задачи

+

+

5.

Итоговое мероприятие

+

Структура матрицы плана соответствует ФГОС

Интеграция образовательных областей

+

+

Совместная деятельность взрослого и детей:

- групповая

- подгрупповая

- индивидуальная

- в режимных моментах

+

+

+

+

Организация предметно развивающей среды для самостоятельной деятельности детей

+

Взаимодействие семьей и социальными партнерами

+

Прогулка:

- интеграция образовательных областей

– наблюдение

- труд

- совместная деятельность педагога и детей

- самостоятельная деятельность

- взаимодействие с родителями

+

+

+

+

+

+

+

Работа перед сном

+

Вторая половина дня:

- интеграция образовательных областей

- совместная деятельность воспитателя и детей

· групповая,

 · подгрупповая,

 · индивидуальная

· режимные моменты

- Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей

 - Взаимодействие с родителями/социальными партнерами

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Положительные моменты планирования:

- планируется образовательная деятельность с учетом возрастных особенностей детей младшей группы;

- непосредственно-образовательная деятельность планируется в соответствии с учебным планом (сеткой занятий);

- планируется достаточное количество подвижных игр, чтение художественной литературы, наблюдений в природе; утренней и бодрящей гимнастики, беседы, дидактические игры на разные темы;

- предусматривается создание соответствующих условий для организации сна и постепенное пробуждение детей;

- уделяется достаточное внимание привитию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания.

Рекомендации:

- обратить внимание на планирование индивидуальной работы с детьми;

- продумать содержание взаимодействия с родителями в рамках темы недели;

- планировать проектирование развивающей предметно-пространственной среды с учетом темы недели;

- планировать сюжетно-ролевую игру с ее усложнением;

- планировать разные виды труда в соответствии с возрастными особенностями;

- планировать итоговые мероприятия, досуги и т.п.

Карта проверки плана воспитательно-образовательной работы

Месяц планирования _________________________________________________________

Дата проверки ______________________________________________________________

Возрастная группа ___________________старшая________________________________

Ф.И.О. воспитателя, осуществляющего планирование ___________________________

Подпись и должность педагога осуществляющего проверку_______________________

Подпись воспитателя, ознакомлена ____________________________________________

№ п/п

Направление работы

Анализ

соответствует

не соответствует

1.

Эстетика оформления

+

2.

Планирование НОД:

 - согласно утвержденному расписанию

- соответствует возрастным особенностям детей

+

3.

Планирование тематическое

+

4.

Цели и задачи

+

5.

Итоговое мероприятие

+

Структура матрицы плана соответствует ФГОС

Интеграция образовательных областей

+

Совместная деятельность взрослого и детей:

- групповая

- индивидуальная

- в режимных моментах

+

+

+

Организация предметно развивающей среды для самостоятельной деятельности детей

+

+

Взаимодействие семьей и социальными партнерами

+

+

Прогулка:

- интеграция образовательных областей

– наблюдение

- труд

- совместная деятельность педагога и детей

- самостоятельная деятельность

- взаимодействие с родителями

+

+

+

+

+

+

+

+

Работа перед сном

+

Вторая половина дня:

- интеграция образовательных областей

- совместная деятельность воспитателя и детей

· групповая,

  · индивидуальная

· режимные моменты

- Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей

 - Взаимодействие с родителями/социальными партнерами

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Положительные моменты планирования:

- планируется образовательная деятельность с учетом возрастных особенностей детей группы;

- непосредственно-образовательная деятельность планируется в соответствии с учебным планом (сеткой занятий);

- планируется достаточное количество подвижных игр, чтение художественной литературы, наблюдений в природе; утренней и бодрящей гимнастики, беседы, дидактические игры на разные темы, театрализованные, сюжетно-ролевые  игры, игры-забавы;

- уделяется достаточное внимание привитию культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания;

- планируется взаимодействие с родителями в рамках темы недели;

- планируется индивидуальная работа по разным направлениям развития детей;

- уделяется внимание организации  развивающей предметно-пространственной среды с учетом темы недели.

Рекомендации:

- исключить формальное отношение к организации взаимодействия с родителями;

- планировать проектирование развивающей предметно-пространственной среды с учетом темы недели и возникновения возможных видов деятельности детей группы на основе их возрастных и индивидуальных особенностей;

- планировать сюжетно-ролевую игру с ее усложнением;

- планировать разные виды труда в соответствии с возрастными особенностями;

- планировать итоговые мероприятия, досуги и т.п.

Карта проверки плана воспитательно-образовательной работы

Месяц планирования _________________________________________________________

Дата проверки ______________________________________________________________

Возрастная группа _______________подготовительная к школе_____________________

Ф.И.О. воспитателя, осуществляющего планирование ___________________________

Подпись и должность педагога осуществляющего проверку_______________________

Подпись воспитателя, ознакомлена ____________________________________________

№ п/п

Направление работы

Анализ

соответствует

не соответствует

1.

Эстетика оформления

+

+

2.

Планирование НОД:

 - согласно утвержденному расписанию

- соответствует возрастным особенностям детей

+

+

3.

Планирование тематическое

+

4.

Цели и задачи

+

5.

Итоговое мероприятие

+

+

Структура матрицы плана соответствует ФГОС

Интеграция образовательных областей

+

+

Совместная деятельность взрослого и детей:

- групповая

- индивидуальная

- в режимных моментах

+

+

+

Организация предметно развивающей среды для самостоятельной деятельности детей

+

+

Взаимодействие семьей и социальными партнерами

+

+

Прогулка:

- интеграция образовательных областей

– наблюдение

- труд

- совместная деятельность педагога и детей

- самостоятельная деятельность

- взаимодействие с родителями

+

+

+

+

+

+

+

+

Работа перед сном

+

Вторая половина дня:

- интеграция образовательных областей

- совместная деятельность воспитателя и детей

· групповая,

 · индивидуальная

· режимные моменты

- Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей

 - Взаимодействие с родителями/социальными партнерами

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Положительные моменты планирования:

- планируется образовательная деятельность с учетом возрастных особенностей детей группы;

- непосредственно-образовательная деятельность планируется в соответствии с учебным планом (сеткой занятий);

- планируется достаточное количество подвижных игр, наблюдений в природе; утренней и бодрящей гимнастики, беседы, дидактические игры на разные темы, сюжетно-ролевые  игры разной направленности, викторины;

- планируется чтение художественной литературы, в том числе продленное во времени;

- планируется взаимодействие с родителями в рамках темы недели;

- планируется индивидуальная работа по разным направлениям развития детей, в том числе на развитие движений;

- планируется труд в уголке природы и хозяйственно-бытовой труд;

- уделяется внимание организации  развивающей предметно-пространственной среды с учетом темы недели.

Рекомендации:

- исключить формальное отношение к организации взаимодействия с родителями;

- планировать проектирование развивающей предметно-пространственной среды с учетом темы недели и возникновения возможных видов деятельности детей группы на основе их возрастных и индивидуальных особенностей;

- обратить внимание на интеграцию образовательных областей, в частности речевого развития в разных видах деятельности;

- не формально планировать итоговые мероприятия, досуги и т.п.

Карта проверки плана воспитательно-образовательной работы

Месяц планирования _________________________________________________________

Дата проверки ______________________________________________________________

Возрастная группа __группа раннего возраста____________________________________

Ф.И.О. воспитателя, осуществляющего планирование ___________________________

Подпись и должность педагога осуществляющего проверку_______________________

Подпись воспитателя, ознакомлена ____________________________________________

№ п/п

Направление работы

Анализ

соответствует

не соответствует

1.

Эстетика оформления

+

+

2.

Планирование НОД:

 - согласно утвержденному расписанию

- соответствует возрастным особенностям детей

+

+

3.

Планирование тематическое

+

4.

Цели и задачи

+

+

5. Структура матрицы плана соответствует ФГОС

Интеграция образовательных областей

+

+

Совместная деятельность взрослого и детей:

- групповая

- подгрупповая

- индивидуальная

- в режимных моментах

+

+

+

+

Организация предметно развивающей среды для самостоятельной деятельности детей

+

+

Взаимодействие семьей и социальными партнерами

+

Прогулка:

- интеграция образовательных областей

– наблюдение

- совместная деятельность педагога и детей

- самостоятельная деятельность

- взаимодействие с родителями

+

+

+

+

+

+

+

Работа перед сном

+

Вторая половина дня:

- интеграция образовательных областей

- совместная деятельность воспитателя и детей

· групповая,

 · подгрупповая,

 · индивидуальная

· режимные моменты

- Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей

 - Взаимодействие с родителями/социальными партнерами

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Положительные моменты планирования:

- планируется образовательная деятельность с учетом возрастных особенностей детей группы раннего возраста с незначительными отступлениями;

- непосредственно-образовательная деятельность планируется в соответствии с учебным планом (сеткой занятий);

- планируются подвижные  игры, чтение художественной литературы, наблюдения в природе; утренняя и бодрящая гимнастики, дидактические игры на развитие речи, сенсорных эталонов, обогащение сюжетно-отобразительных игр;

- планируется индивидуальная работа с детьми по разным направлениям развития;

- предусматривается создание соответствующих условий для организации сна и постепенное пробуждение детей;

- уделяется достаточное внимание привитию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания.

Рекомендации:

- продумать содержание взаимодействия с родителями, исключая формальный подход;

- обеспечивать решение образовательных задач с учетом возрастных особенностей детей раннего возраста;

- планировать проектирование развивающей предметно-пространственной среды с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей группы;

- планировать развлечения, досуги, театрализованные игры.



Предварительный просмотр:

Рекомендации для педагогов по обеспечению системно-деятельностного подхода

 при организации образовательной среды

Задачи деятельности

Предполагаемая деятельность педагога

Наличие возможных документов

  1. Определение образовательных ориентиров и понимание ребенка:

Выявлять (собирать информацию)  интересы детей по видам и содержанию деятельности.

Систематически наблюдает за детской деятельностью с фиксацией ее выбора ребенком (какая из видов деятельности наиболее интересна для ребенка, содержание какой образовательной области предпочтительно для ребенка)

Листы, дневники наблюдений  за выбором детьми деятельности  и ее содержания.

Другие формы по выбору воспитателей.

Определять  темы недели, проекта на основе детских инициатив и предложений.

Организует традицию «Утренний круг», «Детский совет» и т.п.;

Фиксирует выбор детских предложений.

Дневник детских предложений; модель трех вопросов; гибкое планирование видов деятельности (паутинка, что хотим сделать – что делаем - что сделали, ментальные карты и т.п.)

     II. Выстраивание партнерских взаимоотношений с родителями воспитанников:

Определять темы недели, проекта на основе родительских инициатив и предложений.

Анкетирует и опрашивает родителей (законных представителей) по определению тематических недель, проектов, участия родителей в образовательной деятельности с учетом их интересов и интересов ребенка.

Регулярно проводит мониторинг удовлетворенности родителей качеством образования в группе.

Проводит родительские собрания, клубы, гостиные и т.п.

Анкеты, опросники для определения интересов и инициатив родителей, удовлетворенности качеством;

Справки-анализы по итогам опросов;

План работы с родителями на основе справок-анализов;

Протоколы родительских собраний;

Журнал отзывов родителей о прошедших мероприятиях;

И т.п. что возникнет в группе.

Определять родительские интересы к участию в образовательной деятельности по ее направлениям.

Осуществлять мониторинг  удовлетворенности родительской общественности качеством образования в группе.

     III. Определение содержания деятельности по образовательным областям, в том числе воспитывающей направленности:

Осуществлять образовательный процесс с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей группы.

Использует  формы, приемы, методы образовательной деятельности адекватные для конкретной группы детей.

Листы, дневники наблюдений  за выбором детьми деятельности  и ее содержания;

План развития группы;

Правила группы, принятые совместно с детьми;

Модель трех вопросов; гибкое планирование видов деятельности (паутинка, что хотим сделать – что делаем – что сделали, ментальные карты и т.п.)

Обеспечивать содержательное наполнение образовательной деятельности  с учетом его интеграции.

Подбирает формы и способы организации детей с учетом интеграции содержания разных образовательных областей.

Планирует образовательную деятельность с учетом потребностей и возможностей, интересов и инициатив детей группы.

Формировать и воспитывать личностные качества детей с учетом социальных норм и правил, культурных традиций микро и макро среды.

Создает проблемные ситуации, ситуации общения по поводу прочитанного, просмотренного  с учетом решения наличных воспитательных задач с ориентиром на целевые показатели;

Использует возникающие «здесь и сейчас» проблемные ситуации для решения воспитательных задач.

     IV. Проектирование РППС с учетом потребностей и возможностей детей группы:

Проектировать РППС с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей группы.

Обогащает РППС с учетом актуальных потребностей и возможностей детей, их интересов и инициативы;

Использует в оформлении групповых помещений продукты  детской деятельности, привлекая воспитанников к участию в совместном оформлении и пополнении среды;

Листы, дневники наблюдений  за выбором детьми деятельности  и ее содержания;

План развития группы;

Правила группы, принятые совместно с детьми;

Модель трех вопросов; гибкое планирование видов деятельности (паутинка, что хотим сделать – что делаем – что сделали, ментальные карты и т.п.);

Критерии востребованности содержания РППС детьми.

Осуществлять мониторинг качества РППС  по всем образовательным областям с точки зрения – ребенок – субъект своего образования.

Оценивает, анализирует влияние содержательного наполнения среды на развитие воспитанников по всем образовательным областям.



Предварительный просмотр:

Справка

по итогам тематического контроля

по  созданию условий  для познавательно-исследовательской деятельности детей  во всех возрастных группах детского сада.

Тематический контроль по  созданию условий  для познавательно-исследовательской деятельности детей  во всех возрастных группах детского сада проходил с 15 марта по 19 мая  2023 г.

        Целью данного контроля явилось следующее: выяснить, как выстроена работа по организации познавательно-исследовательской деятельности в каждой возрастной группе ДОУ, каким образом она интегрируется в другие виды деятельности и конструктивно обсудить трудности в работе.

В рамках тематического контроля предполагалось решить  следующие задачи:

  1. Оценить условия развивающей предметно-пространственной среды в группе и на прогулочном участке.
  2. Оценить методологические условия возникновения и организации познавательно-исследовательской  деятельности  детей (целеполагание, методы, приемы, технологии применяемые педагогом).
  3. Проанализировать умение педагогов привлекать родителей к работе по данной теме.
  4. Оценить и выявить сильные и слабые стороны по данной теме.

Вопросы, подлежавшие проверке в рамках контроля:

  1. Проверка документации: - планирование развивающих занятий;

              - планирование элементов познавательно-      

                         исследовательской деятельности детей в течение

                                                  дня: утром, интеграция в рамках занятий  других

                                                  образовательных областей, на прогулке;

                                                   

  1. Организация развивающей предметно- пространственной среды:

                                  -наличие материала, стимулирующего познавательно-  

                                  исследовательскую, поисковую деятельность детей;

                                  -наличие художественной и энциклопедической литературы;

                                  -наличие методической литературы.

4.    Работа с родителями:

                                   - консультации, памятки для родителей по данной тематике;

                                   - оформление наглядной информации в родительском уголке;

                                   - выставка специальной литературы «В помощь родителям».

        В рамках тематического контроля был проанализирован уровень методической  компетентности педагогов ДОУ на основе наблюдения за их деятельностью по познавательному развитию детей в  рамках организации совместных дел с применением современных педагогических технологий; была осуществлена проверка календарных планов на предмет планирования педагогами развивающих занятий, ПИД, обогащения предметно-пространственной среды; проведено обзорное изучение развивающей предметно - пространственной среды групп; проанализирована работа с родителями по данной тематике.

        

В результате тематического контроля выявлено следующее:

  1. Проверка календарных планов показала, что в группах раннего возраста (№ 1,2) планируется познавательная деятельность, направленная на знакомство и обогащение представлений о ближайшем окружении (сенсорное развитие, знакомство с литературой, наблюдение и элементарное экспериментирование) в соответствии с возрастом; в гр.№ 3 планируется познавательная деятельность, направленная на обогащение представлений о ближайшем окружении (сенсорное развитие, знакомство с литературой), но чаще всего формально: без учета возраста детей, сезонных изменений, логики включения детских деятельностей в соответствии с темой недели; деятельность в младшей группе не представляется возможным определить, какие темы и виды деятельности планируются и реализуются, т.к. планирование образовательной деятельности, в частности познавательной, осуществляется формально на основе примерных планов для младшего и среднего дошкольного возраста без учета наличной ситуации; в средней группе планируется познавательная деятельность, направленная на формирование и закрепление ЗУНов в области ФЭМП и ознакомления с окружающим миром (природным и социальным), без акцента на самостоятельную познавательную деятельность, в том числе исследовательскую; в старшей и подготовительной к школе группах осуществляется гибкое планирование с участием воспитанников  в рамках интересующих их тем и обеспечивающее реализацию основного содержания ОП ДОУ, но без выхода на самостоятельную познавательно-исследовательскую, в частности экспериментальную, деятельность. 

2. Развивающая предметно - пространственная среда, обеспечивающая возникновение познавательных инициатив воспитанников и способствующая формированию их познавательных и исследовательских компетентностей, соответствующая возрасту детей  в целом создается во всех группах:

- в группах раннего возраста имеется материал для нетрадиционного рисования, предметные и сюжетные, в том числе экологической направленности, картинки по изучаемой теме на уровне глаз детей, рабочие панели, куклы, образные игрушки (животные и т.п.), зеркала, одежда для кукол, детская игровая посуда, дидактические игры (фабричные и самодельные) по сенсорному развитию, одежда для ряженья (в гр. 3), бизиборд (в гр. 1), несколько видов конструкторов, настольно-печатные игры развивающего характера, детская литература по возрасту с содержательным наполнением познавательной направленности, природный и бросовый материал, материал для осуществления исследовательских действий; методическая литература соответствующей направленности для конкретного возраста.  

- в дошкольных группах разнообразные конструкторы, дидактические, в том числе настольно-печатные, игры развивающего характера, игры математической направленности, счетный материал (центры математики); календари (средняя и старшая (не системно), подготовительная к школе (в системе) группы);  рабочие панели по теме недели или проекту (в системе в старшей и подготовительной к школе группах); разный бросовый и природный материал, ткани для организации игр и экспериментирования, экспериментальный центр (в младшей, средней и старшей группе) для предполагаемого самостоятельного экспериментирования, но его не достаточно и используется ли он по назначению (для самостоятельной деятельности) сомнительно; макеты, создаваемые совместно с детьми; разнообразная художественная литература познавательного характера, энциклопедическая литература для детей; методическая литература. Но не практикуется наблюдение за погодой, ростом высаженных растений, отсутствует фиксация алгоритмов разных экспериментов, их  результатов,  как осуществленных совместно со взрослым, так и самостоятельных детских (картотека).

3. Профессиональная компетентность педагогов, акцентируемая на методологических условиях возникновения и организации познавательной  деятельности  детей ДОУ большей частью соответствует предъявляемым требованиям: воспитатели реализуют содержание образовательной области «познавательное развитие» ООП ДО с учетом возраста детей, мотивируют на предстоящую деятельность, используя игровые и проблемные ситуации, интегрируют в содержание познавательного направления содержание других областей развития (речевого, социально-коммуникативного, художественно-эстетического), в двух группах (средняя, старшая) применяют актуальную педагогическую технологию «метод проектов» (в старшей группе данная технология используется системно), практически во всех группах реализуются тематические недели с учетом интересов детей (в большей степени это прослеживается в старшей и подготовительной к школе группах); в процессе совместной деятельности применяют приемы, стимулирующие познавательные интересы и инициативы детей,   но не всегда создают условия для самостоятельной познавательной детской деятельности с выходом на их собственные выводы, предлагая для этой деятельности разнообразный необычный нетрадиционный материал, схемы-модели, варианты фиксации результатов (с учетом возраста). Ни в одной из групп не прослеживается четкая система работы в рамках познавательно-исследовательской деятельности, но в старшей группе и группах раннего возраста № 1, 2 уже имеются зачатки такой работы с акцентом на самостоятельную исследовательскую деятельность детей в соответствии с алгоритмом соответствующей культурной практики с учетом возраста.

4. Работа с родителями в рамках создания условий  для познавательной, в том числе познавательно-исследовательской, деятельности детей  на основе анализа наглядной информации либо осуществляется формально, либо не прослеживается вообще.

По итогам тематического контроля педагогам рекомендовано:

  1. Планировать системно познавательную деятельность, в том числе познавательно-исследовательскую, являющуюся специфической для детей дошкольного возраста (п. 1.2.4. ФГОС ДО), как в рамках специально организованной образовательной деятельности с детьми, так и в режимных моментах, и в рамках проектирования РППС, и работы с родителями (законными представителями) воспитанников, повышая их психолого-педагогические компетентности в данной области;
  2. Проектировать (пополнять, обновлять, обогащать) развивающую предметно-пространственную среду групп материалами, стимулирующими самостоятельную познавательную активность детей, в соответствии с их  возрастными и индивидуальными возможностями и  интересами;
  3. Повышать профессиональную компетентность в области познавательного развития воспитанников, в частности познавательно-исследовательских компетентностей и действий в рамках соответствующей культурной практики, с учетом их возрастных особенностей и программного содержания на основе деятельностного подхода, осваивая эффективные методы и приемы организации познавательной деятельности детей.

     Старший воспитатель МБДОУ № 9                                       Т.А.Селиванова



Предварительный просмотр:

Справка

по итогам тематического контроля

по  созданию условий  для реализации содержания ОП по физическому развитию детей (инструктор по физической культуре)  с учетом принципа интеграции и индивидуализации во всех дошкольных группах детского сада.

Тематический контроль по  созданию условий  для реализации содержания ОП по физическому развитию детей  во всех возрастных группах детского сада с акцентом на деятельность инструктора по физической культуре проходил с 15 марта по 28 апреля  2023 г.

        Целью данного контроля явилось следующее: выяснить, как выстроена работа по организации развития основных физических движений и качеств детей в каждой возрастной группе ДОУ, каким образом в двигательную деятельность на физкультурных занятиях интегрируется содержание других образовательных областей и конструктивно обсудить трудности в работе.

В рамках тематического контроля предполагалось решить  следующие задачи:

  1. Оценить условия использования развивающей предметно-пространственной среды в физкультурном зале и на прогулочном участке.
  2. Оценить методологические условия организации физкультурных занятий детей в помещении и на воздухе (целеполагание, методы, приемы, технологии применяемые педагогом, интеграция с другими областями развития).
  3. Проанализировать условия преемственности между инструктором по физической культуре и педагогами групп по вопросам физического развития с учетом возраста детей.
  4. Проанализировать взаимодействие инструктора по физической культуре  по повышению психолого-педагогической компетентности  родителей по данной теме.
  5. Оценить и выявить сильные и слабые стороны по данной теме.

Вопросы, подлежавшие проверке в рамках контроля:

1. Проверка документации:

- планирование физкультурных  занятий с учетом возраста и интересов детей конкретного возраста;

- планирование досугов и праздников физической направленности с учетом принципа интеграции и индивидуализации;

- сценарии досугов, праздников для детей и совместно с родителями;

- мониторинг, анализ результативности работы в  соответствии с диагностическими материалами.                                                                                          

  1. Организация развивающей предметно- пространственной среды:

- наличие материала, обеспечивающего развитие разных физических   качеств детей;

- наличие материала, стимулирующего самостоятельность и инициативу детей (схемы-модели, алгоритмы деятельности,  поэтапность передвижений и т.п.)

- наличие материала для мониторинга физического развития;

- наличие методической литературы.

3. Работа с педагогами:

- консультации для педагогов с учетом возраста и интересов воспитанников;

- картотеки подвижных игр, упражнений и т.п. по возрастам и направлениям физической деятельности.

4.    Работа с родителями:

- консультации, памятки для родителей по данной тематике;

- оформление наглядной информации в родительских уголках.

В рамках тематического контроля был проанализирован уровень методической  компетентности инструктора по физической культуре ДОУ на основе наблюдения за образовательной деятельностью по физическому развитию детей в  рамках организации непосредственно образовательной деятельности (физкультурных занятий, досугов, праздников); была осуществлена проверка календарных планов на предмет планирования педагогом развивающих занятий, обогащения предметно-пространственной среды в физкультурном зале; проведено обзорное изучение развивающей предметно - пространственной среды спортивного зала; проанализирована работа с педагогами и родителями по данной тематике.

В результате тематического контроля выявлено следующее:

  1. Проверка календарных планов показала, что в целом во всех группах планируется работа по формированию физических качеств и основных движений в соответствии с содержанием ООП ДО МБДОУ № 9, но не всегда планирование предусматривает системный подход, обеспечивающий интеграцию образовательных, развивающих и воспитательных задач и формирование всех значимых для дошкольного возраста физических качеств,  а именно:

- во 2 младшей группе (в других дошкольных группах отсутствует) ведется календарно-тематическое помесячное планирование по Л.И. Пензулаевой, основанное на упражнении детей в разных видах движений по принципу усложнения, в том числе и на воздухе, без интеграции с темами,  реализуемыми в группе, в том числе значимыми календарными датами;

- предусматривается решение задач, направленных на упражнение детей в беге, прыжках, ползании, метании и бросании мячей в соответствии с программным содержанием с усложнением в соответствии с возрастными рамками, но не предусматривается усложнение или адаптация упражнений в соответствии с индивидуальными особенностями детей;

- планируется развитие ловкости, координации движений, скоростно-силовых качеств (силы), но не планируется развитие таких физических качеств, как быстрота, выносливость, гибкость;

- осуществляется планирование занятий в соответствии с предъявляемыми требованиями к их структуре, за исключением рефлексивной части (в планировании она вообще не предусматривается);

- планируются занятия в традиционной форме, но не планируются занятия игровые, сюжетно - игровые, тренировочные, по интересам, тематические, комплексные;

- содержание РППС планируется с точки зрения обеспечения спортивными материалами выполнения определенных упражнений, но не предусматривается с точки зрения стимулирования двигательных инициатив детей;

- имеются в наличии сценарии досугов, праздников физической направленности для детей разного дошкольного возраста и совместно с родителями, но  они не планируются с учетом принципа интеграции и индивидуализации образовательного процесса;

- ведется мониторинг, анализ результативности работы в  соответствии с диагностическими материалами «Тест по определению прироста показателей психофизических качеств» (В.И.Усачева) на конец учебного года в сравнении с данными предыдущего года;

- не осуществляется планирование работы с педагогами групп и родителями воспитанников.

Просмотр занятий по физической культуре показал, что профессиональная компетентность педагога большей частью основывается на традиционных подходах к организации двигательной деятельности детей дошкольного возраста без учета современных требований: соблюдается структура занятия, но не проводится этап рефлексии на всех возрастных группах; предусматривается поэтапность переходов от простого к сложному; комплексы ОРУ предусматривают разогрев мышц, которые задействуются при выполнении основных движений, но в некоторых случаях не достаточно; проводятся подвижные игры, содержание которых обеспечивает освоение новых и закрепление, освоенных ранее, двигательных умений; не обращается внимание на обеспечение индивидуализации образовательного процесса с акцентом на индивидуальные возможности и достижения детей.

Не проводятся занятия на воздухе, предусмотренные в учебном плане по реализации содержания образовательной программы.

2. Развивающая предметно - пространственная среда наполнена материалом, обеспечивающим развитие разных физических   качеств детей и осуществление мониторинга их физического развития, в том числе:

- стационарного (баскетбольные кольца, шведская стенка);

- фабричного изготовления (футбольные ворота, маты, канаты, в том числе «тяни-толкай», дорожки с разным направлением движения стоп, цель для метания, мячи-хопперы, мячи резиновые двух размеров, пластмассовые малые, набивнные, обручи, скакалки, кубы, гимнастическая доска, скамейки, бревна для равновесия,  веревки для равновесия, массажные мячи (большие и маленькие для кистей и стоп), дуги, барьеры (стойки с веревками, рукоуровневые), кольцебросы, мягкие модули, в том числе тоннель для пролезания и тренировки вестибулярного аппарата, дартсы с мячами на липучках, кегли), зонты;

- нестандартное (не фабричное) оборудование (мешочки с песком для метания, ходули с веревками для координации движений по типу конькового и лыжного передвижения, следы «перейди через болото», мешки для прыжков, двойные штаны для бега в паре, муляжи (бананы, кости), «щуки» для пальчикового подтягивания, игра «поймай мяч», цветные ленточки;

- имеется методическая литература по организации деятельности двигательной направленности;

- имеется архив материалов по работе с педагогами и родителями: консультации, памятки, анкеты; сценарии досугов, праздников для разных возрастных групп по различным тематикам;

- созданы папки «Утренняя гимнастика», «Бодрящая гимнастика», «Подвижные игры, пальчиковая гимнастика», включающие комплексы соответствующей направленности для разных возрастов, но не структурированные по возрастам; информационные папки и альбомы для детей «Виды спорта», «Спорт», «Герои Олимпийских игр», но некоторые из них требуют обновления;

- отсутствует материал, стимулирующий самостоятельность и инициативу детей (схемы-модели, алгоритмы деятельности,  поэтапность передвижений и т.п.).

3. Работа с педагогами носит в большей степени формальный характер:

- не планируются и не проводятся консультации для педагогов с учетом возраста и интересов воспитанников, взаимодействие с педагогами выстроено большей частью в одностороннем порядке: организуются и проводятся физкультурные занятия и досуги без учета наличной ситуации реального состояния образовательных дел в группе, за некоторым исключением в старшей группе, когда проводились досуги, как итоговые мероприятия проектов и тематических недель;

- созданные, как сказано выше, папки «Утренняя гимнастика», «Бодрящая гимнастика», «Подвижные игры, пальчиковая гимнастика» не удобны для использования педагогами, т.к. не структурированы по возрастам и направлениям физической деятельности.

4. Работа с родителями в рамках создания условий  для физкультурно-оздоровительной деятельности всеми участниками образовательных отношений, в том числе родителей,  на основе анализа наглядной информации не прослеживается во всех дошкольных группах: отсутствует какой бы то ни было информационный материал физкультурной направленности в родительских уголках.

По итогам тематического контроля инструктору по физической культуре рекомендовано:

  1. Планировать и проводить  занятия не только в традиционной форме, но и игровые, сюжетно - игровые, тренировочные, по интересам, тематические, комплексные с обязательным включением в структуру занятия неформальной рефлексии в заключительной его части.
  2. При планировании и проведении непосредственно-образовательной и досуговой деятельности физкультурной направленности предусматривать усложнение или адаптацию упражнений в соответствии с индивидуальными возможностями и потребностями детей, обеспечивающих формирование и развитие всех физических качеств.
  3. Обеспечивать реализацию содержания области физического развития детей в соответствии с Учебным планом учреждения, а именно, планировать и проводить непосредственно-образовательную и досуговую деятельность не только в физкультурном зале, но и на свежем воздухе.
  4. Предусматривать интеграцию тематики и содержания других образовательных областей, реализуемых в конкретной возрастной группе, при планировании и проведении непосредственно-образовательной и досуговой деятельности.
  5. Проектировать (пополнять, обновлять) развивающую предметно-пространственную среду материалами, стимулирующими самостоятельность и инициативу детей (схемы-модели, алгоритмы деятельности,  поэтапность передвижений и т.п.) с учетом возрастных и индивидуальных возможностей и потребностей детей.
  6. Создать картотеку подвижных игр, утренней, бодрящей гимнастик, с учетом особенностей формирования физических качеств и программных задач по возрастам, либо структурировать и обновить уже имеющиеся папки,
  7. Планировать и осуществлять деятельность по профессиональному взаимодействию с педагогами с целью обеспечения интеграции совместных усилий в области физического развития детей.
  8. Планировать и осуществлять деятельность по повышению психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей) воспитанников в области их физического развития с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей
  9. Повышать профессиональную компетентность в области физического развития воспитанников с учетом их возрастных и индивидуальных потребностей, возможностей и программного содержания с учетом принципа индивидуализации образовательного процесса.

Старший воспитатель МБДОУ № 9                                                  Т.А.Селиванова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность по курсу: "Оптимизация деятельности воспитателя в современном образовательном учреждении" Тема проекта:Кто я?"

Задача воспитателя на занятиях по ознакомлению детей с предметным миром - помочь дошкольнику свободно и правильно ориентироваться среди множества окружающих его вещей, использовать их по назначению, б...

Экспертная деятельность

Опыт участия в экспертной деятельности...

Экспертная деятельность

Приказ о назначении руководством методического объединения - ПМПкВыписка подтверждающая участие в Пресс-центре в качестве эксперта по предоставлению материала по итогам муниципального этапа Всероссийс...

Экспертная деятельность "Театрализованная деятельность в ДОУ"

Приложены экспертные листы с кретериями оценки развивающей среды по тетрализованной деятельности всех групп детского сада....

Экспертная деятельность. Участие в работе экспертных комиссий, жюри олимпиад, конкурсов

Экспертная деятельность. Участие в работе экспертных комиссий, жюри олимпиад, конкурсов...

Экспертная деятельность. Участие в работе экспертных комиссий, жюри олимпиад, конкурсов

Экспертная деятельность. Участие в работе экспертных комиссий, жюри олимпиад, конкурсов...