Экспертная деятельность, достижения, курсы ПК
методическая разработка
Аналитические материалы
Скачать:
Предварительный просмотр:
Карта проверки плана воспитательно-образовательной работы
Месяц планирования _________________________________________________________
Дата проверки ______________________________________________________________
Возрастная группа __2 младшая_______________________________________
Ф.И.О. воспитателя, осуществляющего планирование ___________________________
Подпись и должность педагога осуществляющего проверку_______________________
Подпись воспитателя, ознакомлена ____________________________________________
№ п/п | Направление работы | Анализ | |
соответствует | не соответствует | ||
1. | Эстетика оформления | + | + |
2. | Планирование НОД: - согласно утвержденному расписанию - соответствует возрастным особенностям детей | + | |
3. | Планирование тематическое | + | |
4. | Цели и задачи | + | + |
5. | Итоговое мероприятие | + | |
Структура матрицы плана соответствует ФГОС | Интеграция образовательных областей | + | + |
Совместная деятельность взрослого и детей: - групповая - подгрупповая - индивидуальная - в режимных моментах | + + + | + | |
Организация предметно развивающей среды для самостоятельной деятельности детей | + | ||
Взаимодействие семьей и социальными партнерами | + | ||
Прогулка: - интеграция образовательных областей – наблюдение - труд - совместная деятельность педагога и детей - самостоятельная деятельность - взаимодействие с родителями | + + + + | + + + | |
Работа перед сном | + | ||
Вторая половина дня: - интеграция образовательных областей - совместная деятельность воспитателя и детей · групповая, · подгрупповая, · индивидуальная · режимные моменты - Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей - Взаимодействие с родителями/социальными партнерами | + + + + + | + + + + + + + | |
Положительные моменты планирования: - планируется образовательная деятельность с учетом возрастных особенностей детей младшей группы; - непосредственно-образовательная деятельность планируется в соответствии с учебным планом (сеткой занятий); - планируется достаточное количество подвижных игр, чтение художественной литературы, наблюдений в природе; утренней и бодрящей гимнастики, беседы, дидактические игры на разные темы; - предусматривается создание соответствующих условий для организации сна и постепенное пробуждение детей; - уделяется достаточное внимание привитию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания. | |||
Рекомендации: - обратить внимание на планирование индивидуальной работы с детьми; - продумать содержание взаимодействия с родителями в рамках темы недели; - планировать проектирование развивающей предметно-пространственной среды с учетом темы недели; - планировать сюжетно-ролевую игру с ее усложнением; - планировать разные виды труда в соответствии с возрастными особенностями; - планировать итоговые мероприятия, досуги и т.п. |
Карта проверки плана воспитательно-образовательной работы
Месяц планирования _________________________________________________________
Дата проверки ______________________________________________________________
Возрастная группа ___________________старшая________________________________
Ф.И.О. воспитателя, осуществляющего планирование ___________________________
Подпись и должность педагога осуществляющего проверку_______________________
Подпись воспитателя, ознакомлена ____________________________________________
№ п/п | Направление работы | Анализ | |
соответствует | не соответствует | ||
1. | Эстетика оформления | + | |
2. | Планирование НОД: - согласно утвержденному расписанию - соответствует возрастным особенностям детей | + | |
3. | Планирование тематическое | + | |
4. | Цели и задачи | + | |
5. | Итоговое мероприятие | + | |
Структура матрицы плана соответствует ФГОС | Интеграция образовательных областей | + | |
Совместная деятельность взрослого и детей: - групповая - индивидуальная - в режимных моментах | + + + | ||
Организация предметно развивающей среды для самостоятельной деятельности детей | + | + | |
Взаимодействие семьей и социальными партнерами | + | + | |
Прогулка: - интеграция образовательных областей – наблюдение - труд - совместная деятельность педагога и детей - самостоятельная деятельность - взаимодействие с родителями | + + + + + | + + + | |
Работа перед сном | + | ||
Вторая половина дня: - интеграция образовательных областей - совместная деятельность воспитателя и детей · групповая, · индивидуальная · режимные моменты - Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей - Взаимодействие с родителями/социальными партнерами | + + + + + + + + | + + + | |
Положительные моменты планирования: - планируется образовательная деятельность с учетом возрастных особенностей детей группы; - непосредственно-образовательная деятельность планируется в соответствии с учебным планом (сеткой занятий); - планируется достаточное количество подвижных игр, чтение художественной литературы, наблюдений в природе; утренней и бодрящей гимнастики, беседы, дидактические игры на разные темы, театрализованные, сюжетно-ролевые игры, игры-забавы; - уделяется достаточное внимание привитию культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания; - планируется взаимодействие с родителями в рамках темы недели; - планируется индивидуальная работа по разным направлениям развития детей; - уделяется внимание организации развивающей предметно-пространственной среды с учетом темы недели. | |||
Рекомендации: - исключить формальное отношение к организации взаимодействия с родителями; - планировать проектирование развивающей предметно-пространственной среды с учетом темы недели и возникновения возможных видов деятельности детей группы на основе их возрастных и индивидуальных особенностей; - планировать сюжетно-ролевую игру с ее усложнением; - планировать разные виды труда в соответствии с возрастными особенностями; - планировать итоговые мероприятия, досуги и т.п. |
Карта проверки плана воспитательно-образовательной работы
Месяц планирования _________________________________________________________
Дата проверки ______________________________________________________________
Возрастная группа _______________подготовительная к школе_____________________
Ф.И.О. воспитателя, осуществляющего планирование ___________________________
Подпись и должность педагога осуществляющего проверку_______________________
Подпись воспитателя, ознакомлена ____________________________________________
№ п/п | Направление работы | Анализ | |
соответствует | не соответствует | ||
1. | Эстетика оформления | + | + |
2. | Планирование НОД: - согласно утвержденному расписанию - соответствует возрастным особенностям детей | + + | |
3. | Планирование тематическое | + | |
4. | Цели и задачи | + | |
5. | Итоговое мероприятие | + | + |
Структура матрицы плана соответствует ФГОС | Интеграция образовательных областей | + | + |
Совместная деятельность взрослого и детей: - групповая - индивидуальная - в режимных моментах | + + + | ||
Организация предметно развивающей среды для самостоятельной деятельности детей | + | + | |
Взаимодействие семьей и социальными партнерами | + | + | |
Прогулка: - интеграция образовательных областей – наблюдение - труд - совместная деятельность педагога и детей - самостоятельная деятельность - взаимодействие с родителями | + + + + | + + + + | |
Работа перед сном | + | ||
Вторая половина дня: - интеграция образовательных областей - совместная деятельность воспитателя и детей · групповая, · индивидуальная · режимные моменты - Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей - Взаимодействие с родителями/социальными партнерами | + + + + + + + | + + + | |
Положительные моменты планирования: - планируется образовательная деятельность с учетом возрастных особенностей детей группы; - непосредственно-образовательная деятельность планируется в соответствии с учебным планом (сеткой занятий); - планируется достаточное количество подвижных игр, наблюдений в природе; утренней и бодрящей гимнастики, беседы, дидактические игры на разные темы, сюжетно-ролевые игры разной направленности, викторины; - планируется чтение художественной литературы, в том числе продленное во времени; - планируется взаимодействие с родителями в рамках темы недели; - планируется индивидуальная работа по разным направлениям развития детей, в том числе на развитие движений; - планируется труд в уголке природы и хозяйственно-бытовой труд; - уделяется внимание организации развивающей предметно-пространственной среды с учетом темы недели. | |||
Рекомендации: - исключить формальное отношение к организации взаимодействия с родителями; - планировать проектирование развивающей предметно-пространственной среды с учетом темы недели и возникновения возможных видов деятельности детей группы на основе их возрастных и индивидуальных особенностей; - обратить внимание на интеграцию образовательных областей, в частности речевого развития в разных видах деятельности; - не формально планировать итоговые мероприятия, досуги и т.п. |
Карта проверки плана воспитательно-образовательной работы
Месяц планирования _________________________________________________________
Дата проверки ______________________________________________________________
Возрастная группа __группа раннего возраста____________________________________
Ф.И.О. воспитателя, осуществляющего планирование ___________________________
Подпись и должность педагога осуществляющего проверку_______________________
Подпись воспитателя, ознакомлена ____________________________________________
№ п/п | Направление работы | Анализ | |
соответствует | не соответствует | ||
1. | Эстетика оформления | + | + |
2. | Планирование НОД: - согласно утвержденному расписанию - соответствует возрастным особенностям детей | + + | |
3. | Планирование тематическое | + | |
4. | Цели и задачи | + | + |
5. Структура матрицы плана соответствует ФГОС | Интеграция образовательных областей | + | + |
Совместная деятельность взрослого и детей: - групповая - подгрупповая - индивидуальная - в режимных моментах | + + + + | ||
Организация предметно развивающей среды для самостоятельной деятельности детей | + | + | |
Взаимодействие семьей и социальными партнерами | + | ||
Прогулка: - интеграция образовательных областей – наблюдение - совместная деятельность педагога и детей - самостоятельная деятельность - взаимодействие с родителями | + + + + | + + + | |
Работа перед сном | + | ||
Вторая половина дня: - интеграция образовательных областей - совместная деятельность воспитателя и детей · групповая, · подгрупповая, · индивидуальная · режимные моменты - Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей - Взаимодействие с родителями/социальными партнерами | + + + + + + + | + + + + + + + | |
Положительные моменты планирования: - планируется образовательная деятельность с учетом возрастных особенностей детей группы раннего возраста с незначительными отступлениями; - непосредственно-образовательная деятельность планируется в соответствии с учебным планом (сеткой занятий); - планируются подвижные игры, чтение художественной литературы, наблюдения в природе; утренняя и бодрящая гимнастики, дидактические игры на развитие речи, сенсорных эталонов, обогащение сюжетно-отобразительных игр; - планируется индивидуальная работа с детьми по разным направлениям развития; - предусматривается создание соответствующих условий для организации сна и постепенное пробуждение детей; - уделяется достаточное внимание привитию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания. | |||
Рекомендации: - продумать содержание взаимодействия с родителями, исключая формальный подход; - обеспечивать решение образовательных задач с учетом возрастных особенностей детей раннего возраста; - планировать проектирование развивающей предметно-пространственной среды с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей группы; - планировать развлечения, досуги, театрализованные игры. |
Предварительный просмотр:
Рекомендации для педагогов по обеспечению системно-деятельностного подхода
при организации образовательной среды
Задачи деятельности | Предполагаемая деятельность педагога | Наличие возможных документов |
| ||
Выявлять (собирать информацию) интересы детей по видам и содержанию деятельности. | Систематически наблюдает за детской деятельностью с фиксацией ее выбора ребенком (какая из видов деятельности наиболее интересна для ребенка, содержание какой образовательной области предпочтительно для ребенка) | Листы, дневники наблюдений за выбором детьми деятельности и ее содержания. Другие формы по выбору воспитателей. |
Определять темы недели, проекта на основе детских инициатив и предложений. | Организует традицию «Утренний круг», «Детский совет» и т.п.; Фиксирует выбор детских предложений. | Дневник детских предложений; модель трех вопросов; гибкое планирование видов деятельности (паутинка, что хотим сделать – что делаем - что сделали, ментальные карты и т.п.) |
II. Выстраивание партнерских взаимоотношений с родителями воспитанников: | ||
Определять темы недели, проекта на основе родительских инициатив и предложений. | Анкетирует и опрашивает родителей (законных представителей) по определению тематических недель, проектов, участия родителей в образовательной деятельности с учетом их интересов и интересов ребенка. Регулярно проводит мониторинг удовлетворенности родителей качеством образования в группе. Проводит родительские собрания, клубы, гостиные и т.п. | Анкеты, опросники для определения интересов и инициатив родителей, удовлетворенности качеством; Справки-анализы по итогам опросов; План работы с родителями на основе справок-анализов; Протоколы родительских собраний; Журнал отзывов родителей о прошедших мероприятиях; И т.п. что возникнет в группе. |
Определять родительские интересы к участию в образовательной деятельности по ее направлениям. | ||
Осуществлять мониторинг удовлетворенности родительской общественности качеством образования в группе. | ||
III. Определение содержания деятельности по образовательным областям, в том числе воспитывающей направленности: | ||
Осуществлять образовательный процесс с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей группы. | Использует формы, приемы, методы образовательной деятельности адекватные для конкретной группы детей. | Листы, дневники наблюдений за выбором детьми деятельности и ее содержания; План развития группы; Правила группы, принятые совместно с детьми; Модель трех вопросов; гибкое планирование видов деятельности (паутинка, что хотим сделать – что делаем – что сделали, ментальные карты и т.п.) |
Обеспечивать содержательное наполнение образовательной деятельности с учетом его интеграции. | Подбирает формы и способы организации детей с учетом интеграции содержания разных образовательных областей. Планирует образовательную деятельность с учетом потребностей и возможностей, интересов и инициатив детей группы. | |
Формировать и воспитывать личностные качества детей с учетом социальных норм и правил, культурных традиций микро и макро среды. | Создает проблемные ситуации, ситуации общения по поводу прочитанного, просмотренного с учетом решения наличных воспитательных задач с ориентиром на целевые показатели; Использует возникающие «здесь и сейчас» проблемные ситуации для решения воспитательных задач. | |
IV. Проектирование РППС с учетом потребностей и возможностей детей группы: | ||
Проектировать РППС с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей группы. | Обогащает РППС с учетом актуальных потребностей и возможностей детей, их интересов и инициативы; Использует в оформлении групповых помещений продукты детской деятельности, привлекая воспитанников к участию в совместном оформлении и пополнении среды; | Листы, дневники наблюдений за выбором детьми деятельности и ее содержания; План развития группы; Правила группы, принятые совместно с детьми; Модель трех вопросов; гибкое планирование видов деятельности (паутинка, что хотим сделать – что делаем – что сделали, ментальные карты и т.п.); Критерии востребованности содержания РППС детьми. |
Осуществлять мониторинг качества РППС по всем образовательным областям с точки зрения – ребенок – субъект своего образования. | Оценивает, анализирует влияние содержательного наполнения среды на развитие воспитанников по всем образовательным областям. |
Предварительный просмотр:
Справка
по итогам тематического контроля
по созданию условий для познавательно-исследовательской деятельности детей во всех возрастных группах детского сада.
Тематический контроль по созданию условий для познавательно-исследовательской деятельности детей во всех возрастных группах детского сада проходил с 15 марта по 19 мая 2023 г.
Целью данного контроля явилось следующее: выяснить, как выстроена работа по организации познавательно-исследовательской деятельности в каждой возрастной группе ДОУ, каким образом она интегрируется в другие виды деятельности и конструктивно обсудить трудности в работе.
В рамках тематического контроля предполагалось решить следующие задачи:
- Оценить условия развивающей предметно-пространственной среды в группе и на прогулочном участке.
- Оценить методологические условия возникновения и организации познавательно-исследовательской деятельности детей (целеполагание, методы, приемы, технологии применяемые педагогом).
- Проанализировать умение педагогов привлекать родителей к работе по данной теме.
- Оценить и выявить сильные и слабые стороны по данной теме.
Вопросы, подлежавшие проверке в рамках контроля:
- Проверка документации: - планирование развивающих занятий;
- планирование элементов познавательно-
исследовательской деятельности детей в течение
дня: утром, интеграция в рамках занятий других
образовательных областей, на прогулке;
- Организация развивающей предметно- пространственной среды:
-наличие материала, стимулирующего познавательно-
исследовательскую, поисковую деятельность детей;
-наличие художественной и энциклопедической литературы;
-наличие методической литературы.
4. Работа с родителями:
- консультации, памятки для родителей по данной тематике;
- оформление наглядной информации в родительском уголке;
- выставка специальной литературы «В помощь родителям».
В рамках тематического контроля был проанализирован уровень методической компетентности педагогов ДОУ на основе наблюдения за их деятельностью по познавательному развитию детей в рамках организации совместных дел с применением современных педагогических технологий; была осуществлена проверка календарных планов на предмет планирования педагогами развивающих занятий, ПИД, обогащения предметно-пространственной среды; проведено обзорное изучение развивающей предметно - пространственной среды групп; проанализирована работа с родителями по данной тематике.
В результате тематического контроля выявлено следующее:
- Проверка календарных планов показала, что в группах раннего возраста (№ 1,2) планируется познавательная деятельность, направленная на знакомство и обогащение представлений о ближайшем окружении (сенсорное развитие, знакомство с литературой, наблюдение и элементарное экспериментирование) в соответствии с возрастом; в гр.№ 3 планируется познавательная деятельность, направленная на обогащение представлений о ближайшем окружении (сенсорное развитие, знакомство с литературой), но чаще всего формально: без учета возраста детей, сезонных изменений, логики включения детских деятельностей в соответствии с темой недели; деятельность в младшей группе не представляется возможным определить, какие темы и виды деятельности планируются и реализуются, т.к. планирование образовательной деятельности, в частности познавательной, осуществляется формально на основе примерных планов для младшего и среднего дошкольного возраста без учета наличной ситуации; в средней группе планируется познавательная деятельность, направленная на формирование и закрепление ЗУНов в области ФЭМП и ознакомления с окружающим миром (природным и социальным), без акцента на самостоятельную познавательную деятельность, в том числе исследовательскую; в старшей и подготовительной к школе группах осуществляется гибкое планирование с участием воспитанников в рамках интересующих их тем и обеспечивающее реализацию основного содержания ОП ДОУ, но без выхода на самостоятельную познавательно-исследовательскую, в частности экспериментальную, деятельность.
2. Развивающая предметно - пространственная среда, обеспечивающая возникновение познавательных инициатив воспитанников и способствующая формированию их познавательных и исследовательских компетентностей, соответствующая возрасту детей в целом создается во всех группах:
- в группах раннего возраста имеется материал для нетрадиционного рисования, предметные и сюжетные, в том числе экологической направленности, картинки по изучаемой теме на уровне глаз детей, рабочие панели, куклы, образные игрушки (животные и т.п.), зеркала, одежда для кукол, детская игровая посуда, дидактические игры (фабричные и самодельные) по сенсорному развитию, одежда для ряженья (в гр. 3), бизиборд (в гр. 1), несколько видов конструкторов, настольно-печатные игры развивающего характера, детская литература по возрасту с содержательным наполнением познавательной направленности, природный и бросовый материал, материал для осуществления исследовательских действий; методическая литература соответствующей направленности для конкретного возраста.
- в дошкольных группах разнообразные конструкторы, дидактические, в том числе настольно-печатные, игры развивающего характера, игры математической направленности, счетный материал (центры математики); календари (средняя и старшая (не системно), подготовительная к школе (в системе) группы); рабочие панели по теме недели или проекту (в системе в старшей и подготовительной к школе группах); разный бросовый и природный материал, ткани для организации игр и экспериментирования, экспериментальный центр (в младшей, средней и старшей группе) для предполагаемого самостоятельного экспериментирования, но его не достаточно и используется ли он по назначению (для самостоятельной деятельности) сомнительно; макеты, создаваемые совместно с детьми; разнообразная художественная литература познавательного характера, энциклопедическая литература для детей; методическая литература. Но не практикуется наблюдение за погодой, ростом высаженных растений, отсутствует фиксация алгоритмов разных экспериментов, их результатов, как осуществленных совместно со взрослым, так и самостоятельных детских (картотека).
3. Профессиональная компетентность педагогов, акцентируемая на методологических условиях возникновения и организации познавательной деятельности детей ДОУ большей частью соответствует предъявляемым требованиям: воспитатели реализуют содержание образовательной области «познавательное развитие» ООП ДО с учетом возраста детей, мотивируют на предстоящую деятельность, используя игровые и проблемные ситуации, интегрируют в содержание познавательного направления содержание других областей развития (речевого, социально-коммуникативного, художественно-эстетического), в двух группах (средняя, старшая) применяют актуальную педагогическую технологию «метод проектов» (в старшей группе данная технология используется системно), практически во всех группах реализуются тематические недели с учетом интересов детей (в большей степени это прослеживается в старшей и подготовительной к школе группах); в процессе совместной деятельности применяют приемы, стимулирующие познавательные интересы и инициативы детей, но не всегда создают условия для самостоятельной познавательной детской деятельности с выходом на их собственные выводы, предлагая для этой деятельности разнообразный необычный нетрадиционный материал, схемы-модели, варианты фиксации результатов (с учетом возраста). Ни в одной из групп не прослеживается четкая система работы в рамках познавательно-исследовательской деятельности, но в старшей группе и группах раннего возраста № 1, 2 уже имеются зачатки такой работы с акцентом на самостоятельную исследовательскую деятельность детей в соответствии с алгоритмом соответствующей культурной практики с учетом возраста.
4. Работа с родителями в рамках создания условий для познавательной, в том числе познавательно-исследовательской, деятельности детей на основе анализа наглядной информации либо осуществляется формально, либо не прослеживается вообще.
По итогам тематического контроля педагогам рекомендовано:
- Планировать системно познавательную деятельность, в том числе познавательно-исследовательскую, являющуюся специфической для детей дошкольного возраста (п. 1.2.4. ФГОС ДО), как в рамках специально организованной образовательной деятельности с детьми, так и в режимных моментах, и в рамках проектирования РППС, и работы с родителями (законными представителями) воспитанников, повышая их психолого-педагогические компетентности в данной области;
- Проектировать (пополнять, обновлять, обогащать) развивающую предметно-пространственную среду групп материалами, стимулирующими самостоятельную познавательную активность детей, в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями и интересами;
- Повышать профессиональную компетентность в области познавательного развития воспитанников, в частности познавательно-исследовательских компетентностей и действий в рамках соответствующей культурной практики, с учетом их возрастных особенностей и программного содержания на основе деятельностного подхода, осваивая эффективные методы и приемы организации познавательной деятельности детей.
Старший воспитатель МБДОУ № 9 Т.А.Селиванова
Предварительный просмотр:
Справка
по итогам тематического контроля
по созданию условий для реализации содержания ОП по физическому развитию детей (инструктор по физической культуре) с учетом принципа интеграции и индивидуализации во всех дошкольных группах детского сада.
Тематический контроль по созданию условий для реализации содержания ОП по физическому развитию детей во всех возрастных группах детского сада с акцентом на деятельность инструктора по физической культуре проходил с 15 марта по 28 апреля 2023 г.
Целью данного контроля явилось следующее: выяснить, как выстроена работа по организации развития основных физических движений и качеств детей в каждой возрастной группе ДОУ, каким образом в двигательную деятельность на физкультурных занятиях интегрируется содержание других образовательных областей и конструктивно обсудить трудности в работе.
В рамках тематического контроля предполагалось решить следующие задачи:
- Оценить условия использования развивающей предметно-пространственной среды в физкультурном зале и на прогулочном участке.
- Оценить методологические условия организации физкультурных занятий детей в помещении и на воздухе (целеполагание, методы, приемы, технологии применяемые педагогом, интеграция с другими областями развития).
- Проанализировать условия преемственности между инструктором по физической культуре и педагогами групп по вопросам физического развития с учетом возраста детей.
- Проанализировать взаимодействие инструктора по физической культуре по повышению психолого-педагогической компетентности родителей по данной теме.
- Оценить и выявить сильные и слабые стороны по данной теме.
Вопросы, подлежавшие проверке в рамках контроля:
1. Проверка документации:
- планирование физкультурных занятий с учетом возраста и интересов детей конкретного возраста;
- планирование досугов и праздников физической направленности с учетом принципа интеграции и индивидуализации;
- сценарии досугов, праздников для детей и совместно с родителями;
- мониторинг, анализ результативности работы в соответствии с диагностическими материалами.
- Организация развивающей предметно- пространственной среды:
- наличие материала, обеспечивающего развитие разных физических качеств детей;
- наличие материала, стимулирующего самостоятельность и инициативу детей (схемы-модели, алгоритмы деятельности, поэтапность передвижений и т.п.)
- наличие материала для мониторинга физического развития;
- наличие методической литературы.
3. Работа с педагогами:
- консультации для педагогов с учетом возраста и интересов воспитанников;
- картотеки подвижных игр, упражнений и т.п. по возрастам и направлениям физической деятельности.
4. Работа с родителями:
- консультации, памятки для родителей по данной тематике;
- оформление наглядной информации в родительских уголках.
В рамках тематического контроля был проанализирован уровень методической компетентности инструктора по физической культуре ДОУ на основе наблюдения за образовательной деятельностью по физическому развитию детей в рамках организации непосредственно образовательной деятельности (физкультурных занятий, досугов, праздников); была осуществлена проверка календарных планов на предмет планирования педагогом развивающих занятий, обогащения предметно-пространственной среды в физкультурном зале; проведено обзорное изучение развивающей предметно - пространственной среды спортивного зала; проанализирована работа с педагогами и родителями по данной тематике.
В результате тематического контроля выявлено следующее:
- Проверка календарных планов показала, что в целом во всех группах планируется работа по формированию физических качеств и основных движений в соответствии с содержанием ООП ДО МБДОУ № 9, но не всегда планирование предусматривает системный подход, обеспечивающий интеграцию образовательных, развивающих и воспитательных задач и формирование всех значимых для дошкольного возраста физических качеств, а именно:
- во 2 младшей группе (в других дошкольных группах отсутствует) ведется календарно-тематическое помесячное планирование по Л.И. Пензулаевой, основанное на упражнении детей в разных видах движений по принципу усложнения, в том числе и на воздухе, без интеграции с темами, реализуемыми в группе, в том числе значимыми календарными датами;
- предусматривается решение задач, направленных на упражнение детей в беге, прыжках, ползании, метании и бросании мячей в соответствии с программным содержанием с усложнением в соответствии с возрастными рамками, но не предусматривается усложнение или адаптация упражнений в соответствии с индивидуальными особенностями детей;
- планируется развитие ловкости, координации движений, скоростно-силовых качеств (силы), но не планируется развитие таких физических качеств, как быстрота, выносливость, гибкость;
- осуществляется планирование занятий в соответствии с предъявляемыми требованиями к их структуре, за исключением рефлексивной части (в планировании она вообще не предусматривается);
- планируются занятия в традиционной форме, но не планируются занятия игровые, сюжетно - игровые, тренировочные, по интересам, тематические, комплексные;
- содержание РППС планируется с точки зрения обеспечения спортивными материалами выполнения определенных упражнений, но не предусматривается с точки зрения стимулирования двигательных инициатив детей;
- имеются в наличии сценарии досугов, праздников физической направленности для детей разного дошкольного возраста и совместно с родителями, но они не планируются с учетом принципа интеграции и индивидуализации образовательного процесса;
- ведется мониторинг, анализ результативности работы в соответствии с диагностическими материалами «Тест по определению прироста показателей психофизических качеств» (В.И.Усачева) на конец учебного года в сравнении с данными предыдущего года;
- не осуществляется планирование работы с педагогами групп и родителями воспитанников.
Просмотр занятий по физической культуре показал, что профессиональная компетентность педагога большей частью основывается на традиционных подходах к организации двигательной деятельности детей дошкольного возраста без учета современных требований: соблюдается структура занятия, но не проводится этап рефлексии на всех возрастных группах; предусматривается поэтапность переходов от простого к сложному; комплексы ОРУ предусматривают разогрев мышц, которые задействуются при выполнении основных движений, но в некоторых случаях не достаточно; проводятся подвижные игры, содержание которых обеспечивает освоение новых и закрепление, освоенных ранее, двигательных умений; не обращается внимание на обеспечение индивидуализации образовательного процесса с акцентом на индивидуальные возможности и достижения детей.
Не проводятся занятия на воздухе, предусмотренные в учебном плане по реализации содержания образовательной программы.
2. Развивающая предметно - пространственная среда наполнена материалом, обеспечивающим развитие разных физических качеств детей и осуществление мониторинга их физического развития, в том числе:
- стационарного (баскетбольные кольца, шведская стенка);
- фабричного изготовления (футбольные ворота, маты, канаты, в том числе «тяни-толкай», дорожки с разным направлением движения стоп, цель для метания, мячи-хопперы, мячи резиновые двух размеров, пластмассовые малые, набивнные, обручи, скакалки, кубы, гимнастическая доска, скамейки, бревна для равновесия, веревки для равновесия, массажные мячи (большие и маленькие для кистей и стоп), дуги, барьеры (стойки с веревками, рукоуровневые), кольцебросы, мягкие модули, в том числе тоннель для пролезания и тренировки вестибулярного аппарата, дартсы с мячами на липучках, кегли), зонты;
- нестандартное (не фабричное) оборудование (мешочки с песком для метания, ходули с веревками для координации движений по типу конькового и лыжного передвижения, следы «перейди через болото», мешки для прыжков, двойные штаны для бега в паре, муляжи (бананы, кости), «щуки» для пальчикового подтягивания, игра «поймай мяч», цветные ленточки;
- имеется методическая литература по организации деятельности двигательной направленности;
- имеется архив материалов по работе с педагогами и родителями: консультации, памятки, анкеты; сценарии досугов, праздников для разных возрастных групп по различным тематикам;
- созданы папки «Утренняя гимнастика», «Бодрящая гимнастика», «Подвижные игры, пальчиковая гимнастика», включающие комплексы соответствующей направленности для разных возрастов, но не структурированные по возрастам; информационные папки и альбомы для детей «Виды спорта», «Спорт», «Герои Олимпийских игр», но некоторые из них требуют обновления;
- отсутствует материал, стимулирующий самостоятельность и инициативу детей (схемы-модели, алгоритмы деятельности, поэтапность передвижений и т.п.).
3. Работа с педагогами носит в большей степени формальный характер:
- не планируются и не проводятся консультации для педагогов с учетом возраста и интересов воспитанников, взаимодействие с педагогами выстроено большей частью в одностороннем порядке: организуются и проводятся физкультурные занятия и досуги без учета наличной ситуации реального состояния образовательных дел в группе, за некоторым исключением в старшей группе, когда проводились досуги, как итоговые мероприятия проектов и тематических недель;
- созданные, как сказано выше, папки «Утренняя гимнастика», «Бодрящая гимнастика», «Подвижные игры, пальчиковая гимнастика» не удобны для использования педагогами, т.к. не структурированы по возрастам и направлениям физической деятельности.
4. Работа с родителями в рамках создания условий для физкультурно-оздоровительной деятельности всеми участниками образовательных отношений, в том числе родителей, на основе анализа наглядной информации не прослеживается во всех дошкольных группах: отсутствует какой бы то ни было информационный материал физкультурной направленности в родительских уголках.
По итогам тематического контроля инструктору по физической культуре рекомендовано:
- Планировать и проводить занятия не только в традиционной форме, но и игровые, сюжетно - игровые, тренировочные, по интересам, тематические, комплексные с обязательным включением в структуру занятия неформальной рефлексии в заключительной его части.
- При планировании и проведении непосредственно-образовательной и досуговой деятельности физкультурной направленности предусматривать усложнение или адаптацию упражнений в соответствии с индивидуальными возможностями и потребностями детей, обеспечивающих формирование и развитие всех физических качеств.
- Обеспечивать реализацию содержания области физического развития детей в соответствии с Учебным планом учреждения, а именно, планировать и проводить непосредственно-образовательную и досуговую деятельность не только в физкультурном зале, но и на свежем воздухе.
- Предусматривать интеграцию тематики и содержания других образовательных областей, реализуемых в конкретной возрастной группе, при планировании и проведении непосредственно-образовательной и досуговой деятельности.
- Проектировать (пополнять, обновлять) развивающую предметно-пространственную среду материалами, стимулирующими самостоятельность и инициативу детей (схемы-модели, алгоритмы деятельности, поэтапность передвижений и т.п.) с учетом возрастных и индивидуальных возможностей и потребностей детей.
- Создать картотеку подвижных игр, утренней, бодрящей гимнастик, с учетом особенностей формирования физических качеств и программных задач по возрастам, либо структурировать и обновить уже имеющиеся папки,
- Планировать и осуществлять деятельность по профессиональному взаимодействию с педагогами с целью обеспечения интеграции совместных усилий в области физического развития детей.
- Планировать и осуществлять деятельность по повышению психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей) воспитанников в области их физического развития с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей
- Повышать профессиональную компетентность в области физического развития воспитанников с учетом их возрастных и индивидуальных потребностей, возможностей и программного содержания с учетом принципа индивидуализации образовательного процесса.
Старший воспитатель МБДОУ № 9 Т.А.Селиванова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность по курсу: "Оптимизация деятельности воспитателя в современном образовательном учреждении" Тема проекта:Кто я?"
Задача воспитателя на занятиях по ознакомлению детей с предметным миром - помочь дошкольнику свободно и правильно ориентироваться среди множества окружающих его вещей, использовать их по назначению, б...
Экспертная деятельность
Опыт участия в экспертной деятельности...
Экспертная деятельность (работа в составе жюри)
Положения о конкурсах....
Экспертная деятельность
Приказ о назначении руководством методического объединения - ПМПкВыписка подтверждающая участие в Пресс-центре в качестве эксперта по предоставлению материала по итогам муниципального этапа Всероссийс...
Экспертная деятельность "Театрализованная деятельность в ДОУ"
Приложены экспертные листы с кретериями оценки развивающей среды по тетрализованной деятельности всех групп детского сада....
Экспертная деятельность. Участие в работе экспертных комиссий, жюри олимпиад, конкурсов
Экспертная деятельность. Участие в работе экспертных комиссий, жюри олимпиад, конкурсов...
Экспертная деятельность. Участие в работе экспертных комиссий, жюри олимпиад, конкурсов
Экспертная деятельность. Участие в работе экспертных комиссий, жюри олимпиад, конкурсов...