Использование кинезиологии в развитии детей дошкольного возраста
проект (средняя группа)
Проект по кинезиологии реализуется с детьми средней группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект по кинезиологии | 53.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Использование кинезиологии в развитии детей дошкольного возраста»
Автор: Родионова Юлия Викторовна
Организация: МБДОУ д/с 44 ЗАТО г. Североморск
Аннотация
Кинезиология относится к здоровьесберегающей технологии. Данная методика позволяет выявить скрытые способности ребенка, расширить возможные границы головного мозга. Многие упражнения направлены на развитие физических и психофизиологических качеств, на сохранение здоровья и профилактику отклонений их развития. Они развивают тело, повышают стрессоустойчивость организма, синхронизируют работу полушарий, улучшают зрительно-моторную координацию, формируют пространственную ориентировку, совершенствуют регулирующую и координирующую роль нервной системы.
Кинезиология способствует развитию мелкой моторики и относится к здоровьесберегающей технологии. А одной из главных задач нашего детского сада является укрепление и сохранение здоровья. К тому же кинезиология не требует никаких материальных и методических затрат. Руки всегда рядом и постоянно в дошкольном возрасте требуют нагрузки в движении.
В ходе систематических занятий по кинезиологическим программам у ребёнка легко корригируются речевые нарушения, развиваются межполушарные связи, улучшается память и концентрация внимания. В связи с улучшением интегративной функции мозга у многих детей при этом наблюдается значительный прогресс в способностях обучения, а так же управлению своими эмоциями. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме наступают положительные и структурные изменения. При этом чем более интенсивна нагрузка (но оптимальна для данных условий), тем значительнее эти изменения. Сила, равновесие, подвижность, пластичность нервных процессов осуществляются на более высоком уровне. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы. В ходе систематических занятий по кинезиологическим программам у ребенка исчезают явления дислексии, развиваются межполушарные связи, улучшается память и концентрация внимания. Следовательно, развивающая работа на основе метода кинезиологии направлена от движения к мышлению и здоровью, а не наоборот.
Целевая группа – дети дошкольного (4-6лет) возраста.
Тип проекта- долгосрочный, планируется дальнейшее продолжение и развитие.
Актуальность использования метода кинезиологии в развитии детей дошкольного возраста.
Современный мир меняется стремительно: запросы общества таковы, что ребенок должен быть готов воспринимать большой объем информации, ориентироваться в нем и постараться стать успешным. Поэтому и необходимыми становятся не сами знания, а умение учиться, развивать личность через формирование универсальных учебных действий. В последнее же время отмечается увеличение количества детей с затруднениями в обучении, различными нарушениями в организме, трудностями в адаптации. Для преодоления имеющихся у них нарушений необходимо проведение комплексной психокоррекционной работы. Также в системе дошкольного образования мы наблюдаем значительные преобразования, вызванные изменением научной, материальной, методической базы обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Одним из важных условий обновления является использование новых информационных технологий. Это позволяет, с одной стороны повысить эффективность образовательного процесса, с другой - в большей степени применить индивидуальный подход в процессе обучения и воспитания.
Одним из актуальных направлений внедрения инновационных технологий в коррекционный процесс является использование кинезиологии. Она позволяет привнести восстановление работоспособности и продуктивности в непосредственно образовательную деятельность.
Кинезиология – наука, изучающая развитие головного мозга через движения.
Постановка проблемы.
Постоянно растущее число детей с нарушениями в физическом и психическом развитии ставит перед педагогом задачу поиска эффективных форм и приемов профилактики и укрепления здоровья детей в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Возникает необходимость поиска ответов на следующие вопросы:
- Как поддержать познавательную активность ребёнка, развить его психические процессы: восприятие, мышление, память и воображение, не перегружая ребёнка излишней информацией?
- Как развить умственные способности ребенка, сохраняя и улучшая при этом его психическое и физическое здоровье?
Ответом на эти вопросы является такая наука, как кинезиология.
И в своем проекте я хочу представить систему занятий по активизации мыслительной деятельности с помощью кинезеологических упражнений.
Кинезиология происходит от греческого слова «кинезис» - движение, и «логос» - наука, т. е. наука о движении, а если быть точнее, то кинезиология — это наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через движение.
Одним из результатов работы учёных в данной области стала разработка развивающих программ, в которые входят комплексы упражнений, стимулирующие активность головного мозга, что позволяет ребёнку дольше удерживать своё внимание, сосредотачиваться, наблюдать за предметами и явлениями и делать выводы из увиденного.
Цели и задачи реализации проекта
Цель проекта: активизация различных отделов коры головного мозга, ее больших полушарий, развитие межполушарного взаимодействия, улучшение мыслительной деятельности, синхронизация работы полушарий. Поставленная цель определила необходимость решения следующих задач:
- Повышать умственную работоспособность, синхронизировать работу глаз и рук (для овладения графомоторными навыками).
-Развивать графомоторные навыки, плавность, точность, скоординированность движений рук (развитие крупной и мелкой моторики). - Развивать внимание, память, логическое мышление, воображение, пространственные представления.
- Воспитывать усидчивость, целенаправленность, нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т. д.).
Этапы реализации проекта:
1 этап – целеполагание.
1. Постановка проблемы.
2. Определение цели и задач.
2 этап – организационно-подготовительный.
1. Подбор программно-методического обеспечения.
За основу была принята развивающая кинезиологическая программа А. Л. Сиротюк.
2. Идея проекта была донесена до педагогического коллектива в рамках педсовета. Показана презентация, согласованы с воспитателем-методистом и психологом методы применения кинезиологических упражнений и способы включения их в педагогический процесс.
3. Пополнение и модернизация развивающей среды.
Была сделана методическая подборка кинезиологических упражнений и развивающих игр. В группах были организованы уголки для развития мелкой моторики кистей рук.
3 этап – практическая реализация проекта.
Система реализации проекта |
Работа с детьми | Работа по самообразованию |
1. Растяжки. 2. Дыхательные упражнения. 3. Глазодвигательные упражнения. 4. Телесные упражнения. 5. Упражнения на развитие мелкой моторики. 6. Самомассаж. 7. Упражнения на релаксацию. | 1. Изучение литературы по теме. 2. Изучение и апробирование видов кинезиологических упражнений. |
↕ ↕
4 этап – заключительный.
Подведение результатов, презентация работы над проектом.
Ожидаемые результаты проекта:
Для детей:
Реализация проекта позволит решить проблемные вопросы и достигнуть поставленную цель, дети успешно научатся выполнять все виды кинезиологических упражнений, освоят рисование двумя руками как на листе бумаги, так и на световом песочном планшете, освоят игры с су-джок мячами, которые будут способствовать гармоничному умственному развитию дошкольников, развитию межполушарного взаимодействия, развитию мелкой моторики, памяти, мышления, внимания, речи.
Для педагогов:
- создание системы развивающего игрового взаимодействия детей и педагогов;
- повышение педагогической компетентности по данному вопросу.
Для реализации проекта было разработано перспективное планирование по кинезиологии (Приложение1)
В педагогический процесс были введены все виды кинезиологических упражнений. Комплексы не требуют специального оборудования, могут выполняться в любое время дня, доступны для всех возрастных категорий.
Выводы.
Проведя целенаправленную работу по развитию межполушарного взаимодействия с детьми, я могу сказать, что кинезиологические упражнения благотворно влияют не только на работу мозга, но и всего организма в целом.
Они не требуют какой-то определенной подготовки, как от педагога, так и от детей. На мой взгляд, видны следующие результаты:
- снизилась тревожность, дети стали спокойнее и увереннее;
- улучшились навыки самообслуживания;
- развивается устная речь;
- формируется логическое мышление;
- улучшаются коммуникативные навыки;
- улучшаются внимание, память, воображение.
Применяющаяся система занятий оказывает положительное влияние на уровень речевого развития у детей. Я уверенна, что в дальнейшем эти дети будут успешно обучаться в школах.
Перспективы проекта: в дальнейшем планируется продолжить работу по развитию дошкольников с помощью кинезиологии.
Методическое обеспечение:
Литература:
1. Сиротюк А.Л Упражнения для психомоторного развития дошкольников: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2008. – 60с
2. Сазонов В.Ф., Кириллова Л.П., Мосунов О.П. Кинезиологическая гимнастика против стрессов: Учебно-методическое пособие / РГПУ. – Рязань, 2000. – 48 с.
3. Деннисон П., Деннисон Г. Программа «Гимнастика мозга». Пер. С.М. Масгутовой. – М., 1997.
4. Использование метода кинезиологии в работе с дошкольниками / Е. И. Стальская, Ю. С. Корнеева, Е. Г. Ромицына // Северная Двина.
5. Шанина Г.Е Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков: Учебное пособие – М., 1999
Приложение 1.
Перспективный план по кинезиологии.
Октябрь (упражнения на межполушарное взаимодействие) | |||
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Повтори упражнения: -колечки; -заяц; -коза. | Повтори упражнения: -колечки; -заяц; -коза; -вилка. | Повтори упражнения: -цепочка; -чередование заяц-коза-вилка. | Повтори упражнения: -цепочка; -чередование заяц-коза-вилка; -кошка; -ладушки-оладушки. |
Ноябрь (1. Телесные упражнения. 2. Упражнения на межполушарное взаимодействие) | |||
1. Перекрестное марширование. 2. Повтори упражнения: -заяц-коза-вилка; -кулак-ребро-ладонь; -ухо-нос.
| 1. Колено-локоть. 2. Повтори упражнения: -кулак-ребро-ладонь; -ухо-нос; -кошка; -ладушки-оладушки. | 1. Крюки. 2. Повтори упражнения: -кулак-ребро-ладонь; -ухо-нос; -лезгинка.
| 1. Дерево. 2. Повтори упражнения: -кулак-ребро-ладонь; -ухо-нос; -лезгинка;
|
Декабрь (1. Растяжки. 2. Упражнения на межполушарное взаимодействие) | |||
1. Снеговик. 2. Повторить упражнения: -кулак-ребро-ладонь; - ухо-нос; -лезгинка;
| 1. Дерево. 2. Повторить упражнения: -кулак-ребро-ладонь; - ухо-нос; -лезгинка;
| 1. Тряпичная кукла и солдат. 2. Повторить упражнения: -кулак-ребро-ладонь; - ухо-нос; -лезгинка;
| 1. Сорви яблоко. 2. Повторить упражнения: -кулак-ребро-ладонь; - ухо-нос; -лезгинка;
|
Январь (1. Дыхательные упражнения. 2. Упражнения на межполушарное взаимодействие) | |||
| 1. Дышим носом. 2. Повторить упражнения: -колечки; -заяц-коза-вилка; -ухо-нос;
| 1. Свеча. 2. Повторить упражнения: -колечки; -заяц-коза-вилка; -ухо-нос;
| 1. Ныряльщик. 2. Повторить упражнения: -колечки; -заяц-коза-вилка; -ухо-нос;
|
Февраль (1. Упражнения на релаксацию + глазодвигательные (4 нед.) 2. Упражнения на межполушарное взаимодействие) | |||
1. Путешествие на облаке. 2. Повторить упражнение: -кулак-ребро-ладонь; -ухо-нос; -лезгинка; -цепочка. | 1. Дирижер. 2. Повторить упражнение: -кулак-ребро-ладонь; -ухо-нос; -лезгинка; -цепочка. | 1. Ковер-самолет. 2. Повторить упражнение: -кулак-ребро-ладонь; -ухо-нос; -лезгинка; -цепочка. | 1.Горизонтальная восьмерка. 2. Повторить упражнение: -кулак-ребро-ладонь; -ухо-нос; -лезгинка; -цепочка. |
Март. (1. Глазодвигательные (1-2 нед.) + самомассаж (3-4 нед.) 2. Упражнения на межполушарное взаимодействие) | |||
1. Взгляд влево вверх. 2. Повторить упражнения: -заяц-коза-вилка; -кошка; -ладушки-оладушки;
| 1. Слон. 2. Повторить упражнения: -заяц-коза-вилка; -кошка; -ладушки-оладушки;
| 1. Массаж ушных раковин. 2. Повторить упражнения: -заяц-коза-вилка; -кошка; -ладушки-оладушки;
| 1. Массаж лица. 2. Повторить упражнения: -заяц-коза-вилка; -кошка; -ладушки-оладушки;
|
Апрель | |||
1. Зеркальное рисование. 2.Повторить упражнения: -кулак-ребро-ладонь; - ухо-нос; -лезгинка;
| |||
Май | |||
1. Упражнения на развитие мелкой моторики. 2. Повторить упражнения: -кулак-ребро-ладонь; -ухо-нос; -лезгинка; -цепочка. | 1. Упражнения на развитие мелкой моторики. 2. Повторить упражнения: -заяц-коза-вилка; -кошка; -ладушки-оладушки;
| 1. Упражнения в парах: Встаньте напротив друг друга, коснитесь ладонями ладоней партнера. Совершайте движения, аналогичные велосипеду. | 1. Упражнения в парах: встаньте лицом друг к другу. Один из партнеров выполняет движение руками или ногами, другой должен их зеркально отобразить. |
Приложение 2.
Картотека кинезиологических упражнений.
I. Растяжки
1. “Снеговик”
Представьте, что каждый из вас только что слепленный снеговик. Тело твердое, как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала “тает” и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д. В конце упражнения ребенок мягко падает на пол и изображает лужицу воды. Необходимо расслабиться. Пригрело солнышко, вода в лужице стала испаряться и превратилась в легкое облачко. Дует ветер и гонит облачко по небу.
2. “Дерево”
Исходное положение – сидя на корточках. Спрятать голову в колени, обхватить их руками. Представьте, что вы - семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимитесь на ноги, затем распрямите туловище, вытяните руки вверх. Затем напрягите тело и вытянитесь. Подул ветер – вы раскачиваетесь, как дерево.
3. “Тряпичная кукла и солдат”
Исходное положение – стоя. Полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку как солдат. Застыньте в этой позе, как будто вы одеревенели, и не двигайтесь. Теперь наклонитесь вперед и расставьте руки, чтобы они болтались как тряпки. Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла. Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, а суставы очень подвижными. Теперь снова покажите солдата, вытянутого в струнку и абсолютно прямого и негнущегося, как будто вырезанного из дерева. Дети попеременно бывают то солдатом, то куклой, до тех пор, пока вы не почувствуете, что они уже вполне расслабились.
4. “Сорви яблоки”
Исходное положение – стоя. Представьте себе, что перед каждым из вас растет яблоня с чудесными большими яблоками. Яблоки висят прямо над головой, но без труда достать их не удается. Посмотрите на яблоню, видите, вверху справа висит большое яблоко. Потянитесь правой рукой как можно выше, поднимитесь на цыпочки и сделайте резкий вдох. Теперь срывайте яблоко. Нагнитесь и положите яблоко в небольшую корзину, стоящую на земле. Теперь медленно выдохните.
Выпрямитесь и посмотрите налево вверх. Там висят два чудесных яблока. Сначала дотянитесь туда правой рукой, поднимитесь на цыпочки, вдохните и сорвите одно яблоко. Затем подними как можно выше левую руку и сорвите другое яблоко, которое там висит. Теперь наклонитесь вперед, положите оба яблока в стоящую перед тобой корзину и выдохните. Теперь вы знаете, что вас нужно делать. Используйте обе руки попеременно, чтобы собирать висящие слева и справа от вас прекрасные большие яблоки и складывайте их в корзину.
II. Дыхательные упражнения
1. “Свеча”
Исходное положение – сидя за столом. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.
2. “Дышим носом”
Подыши одной ноздрей,
И придет к тебе покой.
Исходное положение – о. с.
1 - правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки, левой делать тихий, продолжительный вдох;
2 - как только вдох окончен, открыть правую ноздрю делать тихий продолжительный выдох с максимальным освобождением от воздуха легких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх.
3. “Ныряльщик”
Исходное положение – стоя. Сделать глубокий вдох, задержать дыхание, при этом закрыть нос пальцами. Присесть, как бы нырнуть в воду. Досчитать до 5 и вынырнуть – открыть нос и сделать выдох.
4. “Надуй шарик”
Исходное положение - лежа на спине. Детям расслабить мышцы живота, начать вдох, надувая в животе воображаемый шарик, например, красного цвета (цвета необходимо менять). Пауза - задержка дыхания. Выдох - втянуть живот как можно сильнее. Пауза - вдох, при этом губы вытягиваются трубочкой и с шумом «пьют» воздух.
5. “Дыхание”
Тихо-тихо мы подышим,
Сердце мы свое услышим.
И. п. - о. с.
1- медленный вдох через нос, когда грудная клетка начнет расширяться — прекратить вдох и сделать паузу длительностью 4с;
2 — плавный выдох через нос.
6. “Губы трубкой”
Чтобы правильно дышать,
Нужно воздух нам глотать.
И. п. - о. с.
1 — полный вдох через нос, втягивая живот;
2 — губы сложить «трубочкой», резко втянуть воздух, заполнив им все легкие до отказа;
3 — сделать глотательное движение, как бы глотая воздух;
4 — пауза в течение 2-3 с, затем поднять голову вверх и выдохнуть воздух через нос плавно и медленно.
III. Телесные упражнения
1. “Перекрестное марширование”
Любим мы маршировать,
Руки, ноги поднимать.
Нужно шагать, высоко поднимая колени попеременно касаясь правой и левой рукой по противоположной ноге. Сделать 6 пар движений. Затем шагать, касаясь рукой одноименного колена. Сделать 6 пар движений. Закончить касаниями по противоположной ноге.
2. “Мельница”
Рука и противоположная нога вращаются круговыми движениями сначала вперед, затем назад, одновременно с вращением глаз вправо, влево, вверх, вниз. Время выполнения 1-2 минуты. Дыхание произвольное.
3.“Паровозик”
Правую руку положить под левую ключицу, одновременно делая 10 кругов согнутой в локтевом суставе левой рукой и плечом вперед, затем столько же назад. Поменять положение рук и повторить упражнение.
4. “Робот”
Встать лицом к стене, ноги на ширине плеч, ладони лежат на стене на уровне глаз. Передвигаться вдоль стены вправо, а затем влево приставными шагами, руки и ноги должны двигаться параллельно, а затем передвигаться, используя противоположные руки и ноги.
5. «Колено – локоть».
Стоя. Поднять и согнуть левую ногу в колене, локтем правой руки дотронуться до колена левой ноги, затем тоже с правой ногой и левой рукой. Повторить упражнение 8–10 раз.
6. “Яйцо”
Спрячемся от всех забот,
только мама нас найдет. (Сесть на пол, подтянуть колени к животу, обхватить их руками, голову спрятать в колени. Раскачиваться из стороны в сторону, стараясь расслабиться).
7.“Дерево”
Мы растем, растем, растем
И до неба достаем.
Сидя на корточках, стряпать голову в колени, колени обхватить руками. Это — семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно подняться на ноги, затем распрямить туловище, вытянуть руки вверх. Подул ветер — раскачивать тело, имитируя дерево. (10 раз)
8.«Крюки». Можно выполнять стоя, сидя, лежа. Скрестите лодыжки ног, как удобно. Затем вытяните руки вперед, скрестив ладони друг к другу, сцепив пальцы в замок, вывернуть руки внутрь на уровне груди так, чтобы локти были направлены вниз.
IV. Упражнения на релаксацию
1. “Дирижер”
Встаньте, потянитесь и приготовьтесь слушать музыку, которую я сейчас включу. Сейчас мы будем не просто слушать музыку – каждый из вас представит себя дирижером, который руководит большим оркестром (включается музыка).
Представьте себе энергию, которая течет сквозь тело дирижера, когда он слышит все инструменты и ведет их к чудесной общей гармонии. Если хотите, можете слушать с закрытыми глазами. Обратите внимание на то, как вы сами при этом наполняетесь жизненной силой. Вслушивайтесь в музыку и начинайте в такт ей двигать руками, как будто вы управляете оркестром. Двигайте теперь еще и локтями и всей рукой целиком… Пусть в то время как вы дирижируете, музыка течет через все твое тело. Дирижируйте всем своим телом и реагируй на слышимые вами звуки каждый раз по – новому. Вы можете гордиться тем, что у вас такой хороший оркестр! Сейчас музыка кончится. Откройте глаза и устройте себе самому и своему оркестру бурные аплодисменты за столь превосходный концерт.
2. “Путешествие на облаке”
Сядьте удобнее и закройте глаза. Два – три раза глубоко вдохните и выдохните… Я хочу пригласить вас в путешествие на облаке. Прыгните на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуй, как ваши ноги, спина, попка удобно расположились на этой большой облачной подушке. Теперь начинается путешествие. Облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуете, как ветер овевает ваши лица? Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть облако перенесет вас сейчас в такое место, где вы будете счастливы. Постарайтесь мысленно увидеть это место как можно более точно. Здесь вы чувствуете себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что – нибудь чудесное и волшебное… Теперь вы снова на своем облаке, и оно везет вас назад, на ваше место в классе. Слезьте с облака и поблагодарите его за то, что оно так хорошо вас покатало. Теперь понаблюдайте, как оно медленно растает в воздухе. Потянитесь, выпрямитесь и снова будьте бодрыми, свежими и внимательными.
3.Релаксация “Ковер-самолет”
Исходное положение - лежа на спине, глаза закрыть, при этом играет спокойная музыка. Мы ложимся на волшебный ковер-самолет. Он плавно и медленно поднимается, несет нас по небу, тихонечко покачивает. Ветерок нежно обдувает усталые тела, все отдыхают… Далеко внизу проплывают дома, поля, леса, реки и озера… Постепенно ковер-самолет начинает снижение и приземляется в нашей группе (пауза)… Потягиваемся, делаем глубокий вдох и выдох, открываем глаза, медленно и аккуратно садимся.
V. Глазодвигательные упражнения
1. “Взгляд влево вверх”
Правой рукой зафиксировать голову за подбородок. Взять в левую руку карандаш или ручку и вытянуть ее в сторону вверх под углом в 45 градусов так, чтобы, закрыв левый глаз, правым нельзя было видеть предмет в левой руке. После этого начинают делать упражнение в течение 7 секунд. Смотрят на карандаш в левой руке, затем меняют взгляд на “прямо перед собой”. (7 сек.). Упражнение выполняют 3 раза. Затем карандаш берут в правую руку и упражнение повторяется.
2. “Горизонтальная восьмерка”
Вытянуть перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сжать в кулак, оставив средний и указательный пальцы вытянутыми. Нарисовать в воздухе горизонтальную восьмерку как можно большего размера. Рисовать начинать с центра и следить глазами за кончиками пальцев, не поворачивая головы. Затем подключить язык, т.е. одновременно с глазами следить за движением пальцев хорошо выдвинутым изо рта языком.
3.«Слон».
Стоя. Встаньте в расслабленную позу. Колени слегка согнуты. Наклоните голову к плечу. От этого плеча вытяните руку вперёд, как хобот. Рука рисует «Ленивую восьмёрку», начиная от центра зрительного поля вверх и против часовой стрелки; при этом глаза следят за движением кончиков пальцев. Упражнение выполнять медленно от трёх до пяти раз левой рукой, прижатой к левому уху, и столько же раз правой рукой, прижатой к правому уху.
4. “Глаз – путешественник”
Развесить в разных углах и по стенам группы различные рисунки игрушек, животных и т.д. Исходное положение – стоя. Не поворачивая головы найти глазами тот или иной предмет названный воспитателем.
5. “Глазки”
Чтобы зоркость не терять,
Нужно глазками вращать.
Вращать глазами по кругу по 2-3 секунды (6 раз).
6. “Глазки”
Нарисуем большой круг
И осмотрим все вокруг.
Глазами и выдвинутым языком делать совместные движения, вращая их по кругу (из стороны в сторону).
7. “Глазки”
Чтобы зоркими нам стать,
Нужно на глаза нажать.
Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхние веко соответствующего глаза и держать 1-2 секунда.
VI. Упражнения на развитие межполушарного взаимодействия.
«Кольцо» — поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д.
Цель упражнений «Колечки», «Лезгинка», «Ухо - нос» (с хлопком) -развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела, произвольности и самоконтроля).
«Кошка» - последовательно менять два положения руки: кулак, ладонь (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе).
«Ладушки-оладушки»: правая рука лежит ладонью вниз, а левая – ладонью вверх; одновременная смена позиции со словами: «Мы играли в ладушки – жарили оладушки, так пожарим, повернем и опять играть начнем»
«Лезгинка» - левую руку сложить в кулак, большой палец отставить в сторону, кулак развернуть пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснуться к мизинцу левой. После одновременно сменить положение правой и левой рук.
«Ухо-нос» - левой рукой взяться за кончик носа, правой - за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки и поменять их положение.
"Кулак - ребро – ладонь"— последовательно менять три положения: сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, ладонь на плоскости стола (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе).
«Заяц» - вытянуть вверх средний и указательный пальцы. При этом мизинец и безымянный пальцы прижать большим пальцем к ладони. Упражнение выполняется 3 раза под счет до 10.
«Коза» - вытянуть вперед указательный палец и мизинец. При этом средний и безымянный пальцы прижаты большим пальцем к ладони. Упражнение выполняется 2-3 раза под счет до 10.
«Вилка» - вытянуть вверх три пальца (указательный, средний, безымянный), расставленные врозь. При этом большой палец удерживает мизинец на ладони. Упражнение выполняется 1 раз под счет до 10.
«Симметричные рисунки» - рисовать в воздухе обеими руками зеркально симметричные рисунки (начинать лучше с круглого предмета: яблоко, арбуз и т.д. Главное, чтобы ребенок смотрел во время «рисования» на свою руку).
Цель - развитие письма; улучшение межполушарного взаимодействия и координации движений; стимуляция творческих процессов; снятие напряжения.
Все эти упражнения направлены на взаимодействие в равной степени правой и левой руки.
VII. Самомассаж.
1. Массаж ушных раковин.
Сделайте массаж мочки ух, потом всю ушную раковину. В конце упражнения разотрите уши руками.
2. Массаж лица.
Двумя пальцами правой руки массировать круговыми движениями лоб, а двумя пальцами левой руки –подбородок. Считать до 30.
Упражнения на развитие мелкой моторики.
1. Вращайте карандаш сначала между пальцами правой руки, затем левой (между большим и указательным; указательным и средним; средним и безымянным; безымянным и мизинцем; затем в обратную сторону).
2. Бегущие пальцы. Перебирать всеми пальцами вдоль карандаша (палочки) от одного конца до другого вперед и назад.
3. Прижмите ладонь к поверхности стола. Сначала по порядку, а затем хаотично поднимайте пальцы по одному и называйте их.
4. Нанизывание бусин на шнурок.
5. Игры со шнуровками.
6. «Сухой бассейн».
7. Раскатывать на доске маленький комочек пластилина по очереди пальцами левой руки.
Приложение 1.
Картотека пальчиковых игр с использованием Су-Джок.
Одежда
Чищу щеткой я одежду
Щеткой чищу я одежду. Катаем шарик между ладонями
Станет чистою, как прежде.
Раз, два, три! Раз, два, три! Проводим шариком по пальцам
Вот как чисто! Посмотри! Катаем шарик между ладонями
Гномики-прачки
Жили-были в домике Катаем шарик между ладонями вперёд-назад
Маленькие гномики:
Токи, Пики, Лики, Чики, Мики.
Раз, два, три, четыре, пять, Прыгаем шариком по ладошке
Стали гномики стирать:
Токи – рубашки, Поочерёдно надеваем колечко на пальчики
Пики – платочки,
Лики – штанишки,
Чики – носочки.
Мики умница был,
Всем водичку носил.
Игрушки
Игрушки – зверюшки
У меня живут зверушки, Катаем шарик между ладонями
Симпатичные игрушки:
Раз – котенок, два – козленок, На каждый счёт сжимаем и разжимаем шарик
Три – румяный поросенок,
И еще большой коняга,
И щенок Трезор, дворняга.
На прогулку
Раз, два, три, четыре, пять, Катаем шарик между ладонями
Мы во двор идем гулять.
Мы во двор идем гулять.
Что с собой мы будем брать? Пожимают плечами
Раз – лопатка, два – ведерко, Поочерёдно надеваем колечко на пальчики
Три – ушастый пес Трезорка,
А четыре – грузовик,
В нем возить я все привык.
Пять – любимый красный мячик,
Он катается и скачет,
Шесть – сестрёнкина скакалка,
Что порвал ее я – жалко.
Семь – резиновый котенок,
Восемь – розовый утенок,
Девять – формочек гора,
Десять – новая игра.
Я хочу тебя спросить: Пожимают плечами
«Как все это выносить?»
Овощи
Горошки
У меня в руках горошки, Катают шарик круговыми движениями
Покатаю их немножко,
Покатаю их в ладошках
И насыплю на дорожку.
Будут курочки клевать, Шарик прыгает по ладошке
Раз, два, три, четыре, пять.
Овощи
Раз – капуста, два – горошек, На каждый счёт гладим шариком пальчики поочерёдно
Три – редис такой хороший.
А четыре – репка
Желтый мячик крепкий.
Пять – пузатый кабачок,
Все зажали в кулачок. Сжимаем шарик в кулаке
Осень
Осенние листья
Раз, два, три, четыре, пять, Катаем шарик между ладонями вперёд-назад
Будем листья собирать.
Листья березы, Поочерёдно надеваем колечко на пальчики
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберем,
Маме осенний букет отнесем. Сжимаем шарик в ладошке
Поздняя осень
Солнышко греет уже еле-еле, Катаем шарик между ладонями вперёд-назад
Перелётные птицы на юг улетели,
Голы деревья, пустынны поля, Катаем шарик круговыми движениями
Первым снежком накрылась земля.
Река покрывается льдом в ноябре-
Поздняя осень стоит на дворе. Сжимаем шарик в ладони
Фрукты
Что в корзинку положу
Красные яблоки зреют в саду. Катаем шарик круговыми движениями
В сад погулять я с корзинкой иду.
Что я в корзинку свою положу? Делаем ладошку «корзинкой»
Вы посчитайте, а я расскажу.
Груши, сливы и айву, Поочерёдно надеваем колечко на пальчики
По порядку назову.
Абрикосы и гранат.
Сосчитали все подряд?
Персик, спелый виноград,
Много яблок и гранат.
Очень спелую хурму
Тоже я с собой возьму.
Фрукты
Вот на белом блюде в ряд Катаем шарик между ладонями
Фрукты спелые лежат:
Раз – чудесный апельсин, Нажимаем шариком на каждый палец поочередно
Два – душистый мандарин,
Три – в атласном платье слива,
Аппетитна и красива!
А четыре – это груша.
Хочешь эту грушу скушать?
Ягоды, грибы
За ягодами
Раз, два, три, четыре, пять, Прыгаем шариком по ладошке
В лес идем мы погулять –
За черникой, за малиной, Поочерёдно надеваем колечко на пальчики
За брусникой, за калиной.
Землянику мы найдем
И братишке отнесем.
За грибами
Все зверушки на опушке Катаем шарик круговыми движениями
Ищут грузди и волнушки.
Белочки скакали, Прыгает шарик по ладошке
Рыжики срывали.
Лисичка бежала, Гладим шариком ладошку
Лисички собирала.
Скакали зайчатки, Прыгает шарик по ладошке
Искали опятки.
Медведь проходил, Шагает шарик по ладошке
Мухомор раздавил.
Обувь
Новые кроссовки
Как у нашей кошки Надеваем поочерёдно колечко на каждый палец
На ногах сапожки.
Как у нашей свинки
На ногах ботинки.
А у пса на лапках
Голубые тапки.
А козленок маленький
Надевает валенки.
А Сыночек Вовка –
Новые кроссовки.
Вот так, Сжимаем и разжимаем пальцы
Вот так,
Новые кроссовки.
Мебель
Много мебели в квартире
Раз, два, три, четыре, Катаем шарик между ладонями
Много мебели в квартире.
В шкаф повесим мы рубашку, Поочерёдно надеваем колечко на каждый палец
А в буфет поставим чашку.
Чтобы ножки отдохнули,
Посидим чуть-чуть на стуле.
А когда мы крепко спали,
На кровати мы лежали.
А потом мы с котом
Посидели за столом,
Чай с вареньем дружно пили. Катаем шарик между ладонями
Много мебели в квартире.
Посуда
Вот большой стеклянный чайник, Массажируем колечком поочерёдно каждый палец
Очень важный, как начальник.
Вот фарфоровые чашки,
Очень хрупкие, бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца,
Только стукни – разобьются.
Вот серебряные ложки,
Голова на тонкой ножке.
Вот пластмассовый поднос.
Он посуду нам принес.
Зима
Зимние забавы
Что зимой мы любим делать. Катаем шарик между ладонями
В снежки играть, на лыжах бегать,
На коньках по льду кататься, Поочерёдно надеваем колечко на каждый палец
Вниз с горы на санках мчаться.
Птицы
Кормушка
Сколько птиц к кормушке нашей Сжимаем и разжимаем шарик в ладошке
Прилетело? Мы расскажем:
Две синицы, воробей, Массируем поочерёдно каждый палец шариком
Шесть щеглов и голубей,
Дятел в пестрых перышках.
Всем хватило зернышек.
Птицы вернулись
К нам с весной тепло вернулось, Катаем шарик между ладонями круговыми движениями
Солнце в небе улыбнулось.
Возвратились , наконец
Грач, кукушка и скворец, Гладим шариком поочерёдно каждый палец
Гуси, лебеди, чижи,
Утки, ласточки, стрижи,
А последний - дрозд – длинный хвост
Животные
Хозяюшка
Наша-то хозяюшка Катаем шарик между ладонями вперёд-назад
Сметлива была,
Всем в избе работушку
К празднику дала:
Чашечку собачка Гладим шариком поочерёдно каждый палец
Моет языком,
Хрюшка собирает
Крошки под окном,
По столу котище
Лапою скребет,
Половичку козочка
Веником метет.
Пальчики-зверушки
Пальчик – зайчик, Поочерёдно нажимаем шариком на каждый палец
Пальчик – волк,
Серый волк – зубами щелк,
Пальчик – рыжая лиса,
Лиска-лисонька краса,
Пальчик – ежик,
Пальчик – мишка,
А кулак похож на шишку! Сжимаем кулак
Насекомые
Дружно пальчики считаем Катаем шарик между ладонями
Насекомых называем.
Бабочка, кузнечик, муха, Нажимаем шариком на каждый палец
Это жук с зелёным брюхом.
Это кто же тут звенит
Ой, комар сюда летит
Рыбки
Рыбки весело резвятся Перекидываем шарик из руки в руку
В чистой тёпленькой воде
То сожмутся, разожмутся, Сжимаем, разжимаем шарик
То зароются в песке
Профессии
Что принес нам почтальон
Что принес нам почтальон? Катаем шарик между ладонями
С толстой сумкой ходит он.
Перевод, журнал, газету, Нажимаем шариком на каждый палец
В бандероли две кассеты
И письмо от тети Вали,
Чтоб ее приезда ждали. Катаем шарик между ладонями
Семья
Как у нас семья большая
Как у нас семья большая Катаем шарик между ладонями вперёд- назад
Да веселая.
Два у лавки стоят, Поочерёдно надеваем кольцо на каждый палец
Два учиться хотят,
Два Степана у сметаны
Объедаются.
Две Дашки у кашки
Питаются.
Две Ульки в люльке
Качаются.
Новый год
Что принес нам Дед Мороз
Беспокоит нас вопрос: Катаем шарик между ладонями вперёд-назад
«Что принес нам Дед Мороз?»
Открываем мы пакет.
И чего в нем только нет!
Апельсин большой душистый, Массируем каждый пальчик поочерёдно
Зайка беленький пушистый,
Шоколадная лошадка
И для пупсика кроватка,
Два воздушных шарика,
Книжка про смешариков
И такой большой трансформер,
И солдат в парадной форме,
И кокосовый орех,
И в мешочке красном смех.
Вот так Дедушка Мороз! Катаем шарик между ладонями
Он сегодня нам принес
Замечательных подарков
Целый, целый, целый воз!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: "Использование ИКТ в развитии детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности"
Развитие речи у детей средствами ИКТ....
«Использование фольклора в развитии детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»
В настоящее время растет интерес к осмыслению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фольклораю....
«Использование фольклора в развитии детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»
В настоящее время растет интерес к осмыслению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фольклора....
Технологии образовательной кинезиологии в развитии детей дошкольного возраста
Ум ребенка находится На его пальцах. В.А. Сухомлинск Дошкольный возраст — важный этап формирования личности. У детей возникают такие личностные образования, как соподчинени...
Проект по развитию и активизации мыслительной деятельности «Использование кинезиологии в развитии детей дошкольного возраста»
Постоянно растущее число детей с нарушениями в физическом и психическом развитии ставит перед педагогом задачу поиска эффективных форм и приемов профилактики и укрепления здоровья детей в ус...
использование кинезиологии в развитии детей дошкольного возраста
Кинезиологические упражнения дают как немедленный, так и кумулятивный (накапливающийся) эффект для повышения умственной работоспособности и оптимизации интеллектуальных процессов. Занятия проводиться ...
Проект на тему: «Использование кинезиологии в развитии детей дошкольного возраста».
Способствовать гармоничному умственному развитию дошкольников, развитие межполушарного взаимодействия, синхронизация работы полушарий головного мозга, развитие мелкой моторики, памяти, мышления, внима...