ИГРЫ В АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД С ДЕТЬМИ 2-3 ЛЕТ
картотека (младшая группа)
ИГРЫ В АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД С ДЕТЬМИ 2-3 ЛЕТ
Основная задача игр в этот период — формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю.
Иди ко мне
Ход игры. Взрослый отходит от ребенка на несколько шагов и манит его к себе, ласково приговаривая: «Иди ко мне, мой хороший!» Когда ребенок подходит, воспитатель его обнимает: «Ах, какой ко мне хороший Коля пришел!» Игра повторяется.
Пришел Петрушка
Материал. Игрушка Петрушка, погремушки.
Ход игры. Воспитатель приносит Петрушку, рассматривает его с детьми. Петрушка гремит погремушкой, потом раздает погремушки детям. Они вместе с Петрушкой гремят погремушками, радуются.
Выдувание мыльных пузырей.
Ход игры. Воспитатель на прогулке выдувает мыльные пузыри. Пробует получить пузыри, покачивая трубочкой, не дуя в нее. Считает, сколько пузырей может удержаться на трубочке за один раз. Пытается поймать на лету все пузыри, пока они не коснулись земли. Наступает на мыльный пузырь и удивленно спрашивает у детей, куда он пропал. Затем учит каждого ребенка выдувать мыльные пузыри (напрягать мышцы рта очень полезно для развития речи).
Хоровод
Ход игры. Воспитатель держит ребенка за руки и вместе с ним ходит по кругу, приговаривая:
Вокруг розовых кустов,
Среди травок и цветов
Кружим, кружим хоровод.
До того мы закружились,
Что на землю повалились.
Бух!
При произнесении последней фразы оба падают на землю.
Вариант игры. Воспитатель держит ребенка за руки и вместе с ним ходит по кругу, приговаривая:
Вокруг розовых кустов,
Среди травок и цветов
Водим, водим хоровод.
Как заканчиваем круг,
дружно прыгаем мы вдруг, ей! Взрослый и ребёнок вместе подпрыгивают.
Покружимся
Материал. Два игрушечных мишки.
Ход игры. Воспитатель берет мишку, крепко прижимает его к себе и кружится с ним. Даёт другого мишку малышу и просит его так же покружиться, прижимая к себе игрушку.
Затем взрослый читает стишок и действует в соответствии с его содержанием. Ребенок вслед за ним выполняет те же движения
Кружусь, кружусь, кружусь,
А потом остановлюсь.
Быстро-быстро покружусь,
Тихо-тихо покружусь,
Я кружусь, кружусь, кружусь
И на землю повалюсь!
Прячем мишку
Материал. Большая игрушка.
Ход игры. Воспитатель прячет знакомую ребенку большую игрушку (например, медведя) так, чтобы ее немного было видно. Затем спрашивает, где мишка, и ищет его вместе с ребёнком. Когда малыш найдет игрушку, взрослый прячет её так, чтобы искать было сложнее. После игры с мишкой прячется сам воспитатель и громко произносит: «Ку-ку!» Когда ребенок находит взрослого, тот перебегает и прячется в другом месте. В конце игры взрослый предлагает спрятаться ребенку.
Солнышко и дождик
Ход игры. Дети присаживаются на корточки позади стульев, расположенных на некотором расстоянии от края комнаты, и смотрят в «окошко» (отверстие спинки стула). Воспитатель говорит: «На небе солнышко! Может идти гулять». Дети бегают по всей комнате. По сигналу «Дождик! Скорей домой!» дети бегут на свои места и присеваются за стульями. Игра повторяется.
Поезд
Ход игры. Воспитатель предлагает поиграть в поезд и говорит детям «Я— паровоз, а вы — вагончики». Дети встают в колонну друг за другом, держась за одежду впередистоящего. «Поехали», — говорит взрослый, и все начинают двигаться, приговаривая: «Чу-чу-чу». Воспитатель ведет поезд сначала в одном направлении, затем в другом, потом замедляет ход, останавливается и говорит: «Остановка». Через некоторое время поезд опять отправляется в путь.
Эта игра способствует отработке основных движений — бега и ходьбы.
Хоровод с куклой (проводится с двумя-тремя детьми)
Материал. Кукла средних размеров.
Ход игры. Воспитатель приносит новую куклу. Она здоровается с детьми, гладит каждого по голове. Взрослый просит детей по очереди подержать куклу за руку. Кукла предлагает потанцевать. Воспитатель ставит детей в кружок, берет куклу за одну руку, другую даёт ребенку и вместе с детьми двигается по кругу вправо и влево, напевая простую детскую мелодию.
Вариант игры. Игра проводится с мишкой.
Догонялки (проводится с двумя-тремя детьми)
Материал. Кукла средних размеров.
Ход игры. Кукла, знакомая детям по игре «Хоровод с куклой», говорит, что хочет поиграть в догонялки. Воспитатель побуждает детей убегать от куклы, прятаться за ширму, кукла их догоняет, ищет, радуется, что нашла, обнимает и говорит: «Вот мои ребятки!»
Вариант игры. Игра проводится с мишкой.
Солнечные зайчики
Материал. Маленькое зеркальце.
Ход игры. Воспитатель зеркалом пускает солнечных зайчиков и говорит при этом:
Солнечные зайчики играют на стене,
Помани их пальчиком,
Пусть бегут к тебе!
По сигналу «Лови зайчика!» дети пытаются его пой¬мать. Игру можно повторить 2—3 раза.
Игра с собачкой
Материал. Игрушечная собачка.
Ход игры. Воспитатель держит в руках собачку и говорит:
Гав-гав! Кто там?
Это песик к нам,
Я собачку ставлю на пол,
Дай, собачка, Пете лапу!
Затем подходит с собачкой к ребенку, имя которого названо, предлагает взять ее за лапу, покормить. Приносит миску с воображаемой едой. Собачка ест суп, лает, говорит ребенку «Спасибо!».
При повторении игры воспитатель называет имя другого ребенка.
Собирание сокровищ
Материал. Корзина.
Ход игры. На прогулке воспитатель собирает вместе с ребенком сокровища (камешки, стручки, веточки, листья, раковины) и складывает их в корзину. Выясняет, какие сокровища вызывают у малыша наибольший интерес (это подскажет дальнейшие пути общения). Затем называет какое-либо сокровище и просит достать его из корзины.
Делаем коллаж
Материал. Обрезки цветной бумаги, поздравительные открытки, веревочки, кусочки пенопласта, пряжи и т. д.
Ход игры. Воспитатель расстилает на столе большой лист плотной бумаги или картона. Кисточкой промазывает клеем с одной стороны кусочек пенопласта (открытку и т. д.) и передает ребенку, чтобы он наклеил его на бумагу. Разрешает малышу самому выбирать предметы, которые ему хотелось бы наклеить. Внимательно понаблюдав за действиями взрослого, ребенок сумеет сам намазать клей. Завершенный коллаж можно повесить на видном месте, чтобы все могли им любоваться.
Игра способствует развитию творческих навыков.
Ловись, рыбка
Материал. Картонная коробка, металлические пробки от бутылок (рыбки), магнит, палочка и веревка (для удочки).
Ход игры. В картонную коробку помещают несколько металлических пробок от бутылок, желательно разного цвета. К одному концу веревки (или тесемки) привязывают палочку, а к другому — брусок магнита. Воспитатель показывает ребенку, как выуживать рыбок из коробки, притягивая металлические пробки магнитом. Если пробки разного цвета, то малышу можно предложить вытянуть, например, красную рыбу.
После того как будут извлечены все пробки, взрослый пересчитывает их («Вот сколько рыбы мы поймали!»), и игра начинается сначала.
Игра способствует развитию согласованности движений.
В особом внимании и индивидуальном подходе нуждаются робкие, застенчивые дети, чувствующие себя дискомфортно в группе. Облегчить их душевное состояние, поднять настроение можно пальчиковыми играми. Кроме того, эти игры обучают согласованности и координации движений.
Кто в кулачке?
Ход игры. Воспитатель раскрывает кисти рук и шевелит пальцами. Затем плотно сжимает кулаки таким образом, чтобы большие пальцы оказались внутри. Показывает ребенку несколько раз, как это сделать, и просит его повторить. Возможно, придется помочь ему убрать большой палец в кулак.
Затем взрослый читает стишок и вместе с ребенком выполняет движения:
Кто залез ко мне в кулачок?
Это, может быть, сверчок? (Сжать пальцы в кулак.)
Ну-ка, ну-ка вылезай! Это пальчик? Ай-ай-ай! (Выставить вперед большой палец)
Игра с кистями рук
Ход игры. Воспитатель выполняет движения и просит ребенка повторять их. Он опускает пальцы вниз и шевелит ими — это струи дождя. Складывает пальцы каждой руки колечком и прикладывает к глазам, изображая бинокль. Рисует пальцем, как кисточкой, кружки на щеках ребенка, проводит сверху вниз линию по его носу и делает пятнышко на подбородке.
Стучит кулаком о кулак, хлопает в ладоши. Чередуя такие действия, воспитатель создает определенную последовательность звуков, например: стук-хлоп, стук-стук-хлоп, стук-хлоп-хлоп и т. д.
Приведенные ниже игры не только ободрят робкого и развеселят плачущего ребенка, но и успокоят слишком расшалившегося, переключат внимание и помогут расслабиться рассерженному, агрессивному малышу.
Покатаемся на лошадке
Материал. Лошадка-качалка (если лошадки нет, можно посадить ребенка на колени).
Ход игры. Воспитатель сажает ребенка на лошадку-качалку и говорит: «Maшa едет на лошадке, иго-го». (Произносит тихим голосом.) Ребенок повторяет тихо: «иго-го». Взрослый: «Чтобы лошадка бежала быстрее, громко скажи ей: «игоо-го, беги, лошадка!» (Сильнее раскачивает ребенка) Малыш повторяет фразу вместе с воспитателем, затем самостоятельно. Взрослый добивается, чтобы ребенок произносил звук [н] протяжно, а все звукосочетание — громко и четко.
Игра развивает речевую активность.
Дуть во что-нибудь и на что-нибудь
Ход игры. Воспитатель дует на маленький воздушный шарик через соломинку, заставляя его перемещаться по комнате. Дует на все пальцы, затем на каждый отдельно. Сдувает листочек с ладони ребенка. Дует на цветок или травинку. Ребенок повторяет действия взрослого.
Подуй на шарик, подуй на вертушку, подуй в рожок
Материал. Воздушный шарик, вертушка, рожок.
Ход игры. На уровне лица ребенка подвешивается воздушный шарик, а перед ним на стол кладут вертушку и рожок. Воспитатель показывает, как надо дуть на воздушный шарик, чтобы он высоко взлетал, и предлагает ребенку повторить действие. Затем взрослый дует на вертушку, чтобы она завертелась, дудит в рожок. Ребенок повторяет.
Игра способствует развитию речевого аппарата.
Книжка-угадайка
Материал. Записная книжка с проволочной спиралью.
Ход игры. В записной книжке через страницу (на правой стороне) наклеивают картинки с изображением известных ребенку предметов. Каждую страницу без картинок разрезают на несколько горизонтальных полосок, начиная с левого края.
Рассматривая книжку вместе с малышом, воспитатель постепенно отворачивает полоску за полоской. Ребенок старается догадаться, что изображено на картинке.
Игра развивает воображение и логическое мышление.
Прогулки по очертаниям разных фигур
Материал. Широкая плотная лента (тесьма).
Ход игры. С помощью ленты на полу изображают круги, квадраты, треугольники и т. д. Воспитатель показывает ребенку, как идти по ленте (начинают с круга). Взрослый берет малыша за руку, идет вместе с ним и поет на любой мотив: «Мы идем по кругу, тра-ля-ля, тра-ля-ля. Мы идем по кругу, тра-ля-ля, тра-ля-ля». Так проходят все фигуры. Затем воспитатель пробует вместе с ребенком пройти по лентам, пятясь назад, боком на цыпочках, перепрыгивая через фигуру и т. д.
Игра способствует развитию представлений о предметах.
Вместе с мишкой
Материал. Игрушечный медвежонок.
Ход игры. Воспитатель беседует на равных с мишкой и ребенком, например: «Катя, тебе нравится пить из чашки?», «Миша, тебе нравится пить из чашки?». Делает вид, что поит мишку чаем. Затем проделывает с мишкой другие манипуляции.
Такие действия формируют у ребенка навыки сюжетной игры.
Чертим разные фигуры
Материал. Принадлежности для рисования (бумага, мягкие цветные карандаши).
Ход игры. Воспитатель садится с ребенком за стол или на пол. Рисует на бумаге круг и после того, как закончит рисунок, говорит малышу: «Какая хорошая получилась картинка». Таким же образом помогаем ребенку рисовать и другие фигуры, проводить зигзагообразные линии и каждый раз повторяет: «Какая хорошая получилась картинка». Затем предлагает малышу действовать карандашом самостоятельно.
Каждый раз, начиная игру, воспитатель берет карандаш другого цвета, что поможет ребенку научиться различать цвета.
Подобные игры способствуют развитию творческих навыков.
Игра с куклой
Материал. Кукла.
Ход игры. Дайте ребенку его любимую куклу (или мягкую игрушку), попросите показать, где у куклы голова, уши, ноги, живот и т. д. Предложите причесать ее, умыть, накормить и т. д.
Собираем игрушки
Ход игры. Пригласите ребенка помочь вам собрать разбросанные игрушки, в которые он играл. Сядьте рядом с малышом, дайте ему в руки игрушку и вместе с ним положите её в коробку. Затем дайте другую игрушку и попросите самостоятельно положить её в коробку. Пока вы складываете игрушки, напевайте, например, такую песенку: «Мы игрушки собираем, мы игрушки собираем! Тра-ля-ля, тра-ля-ля, их на место убираем».
Дети 2—3 лет еще не испытывают потребности в общении со сверстниками. Они могут с интересом наблюдать друг за другом, прыгать, взявшись за руки, и при этом оставаться совершенно равнодушными к состоянию другого ребенка. Взрослый должен научить их общаться, и основы такого общения закладываются именно в адаптационный период.
Передай колокольчик
Материал. Колокольчик.
Ход игры. Дети сидят на стульях полукругом. В центре стоит воспитатель с колокольчиком в руках. Он звонит в колокольчик и говорит: «Тот, кого я назову, будет звонить в колокольчик. Таня, иди и возьми колокольчик». Девочка становится на место взрослого, звонит в колокольчик и приглашает другого ребенка, называя его по имени (или показывая рукой).
Зайка
Ход игры. Дети, взявшись за руки, вместе с воспитателем ходят по кругу. Один ребенок (зайка) сидит в кругу на стуле (спит). Педагог поет песенку:
Зайка, зайка, что с тобой?
Ты сидишь совсем больной.
Ты не хочешь поиграть,
С нами вместе поплясать.
Зайка, зайка, попляши
И другого отыщи.
После этих слов дети останавливаются и хлопают в ладоши. Зайка встает и выбирает ребенка, называя его по имени, а сам встает в круг. Игра повторяется.
Позови
Материал. Мяч.
Ход игры. Дети сидят на стульях. Воспитатель рассматривает вместе с ними новый яркий мяч. Вызывает одного ребенка и предлагает поиграть — покатать мяч друг другу. Затем говорит: «Я играла с Колей. Коля, с кем ты хочешь поиграть? Позови». Мальчик зовет: «Вова, иди играть». После игры Коля садится на место, а Вова зовет следующего ребенка.
Сгладить адаптационный период помогут физические упражнения и игры, которые можно проводить по нескольку раз в день. Также следует создавать условия для самостоятельных упражнений: предлагать малышам каталки, машинки, мячи.
Мяч в кругу
Материал. Мяч.
Ход игры. Дети (8—10 человек) садятся на пол в круг и прокатывают мяч друг другу. Воспитатель показывает, как отталкивать мяч двумя руками, чтобы он катился в нужном направлении.
Все дальше и выше
Материал. Яркий мяч.
Ход игры. Ребенок сидит. Воспитатель, стоя на некотором расстоянии, бросает ему мяч и приговаривает: «Бросим дальше, бросим выше». Малыш ловит мяч.
Упражнение повторяется с другим ребенком.
Еле-еле, еле-еле
Ход игры. Дети вместе со взрослым бегут по кругу, держась за руки. Воспитатель говорит или поет: Еле-еле, еле-еле
Завертелись карусели,
А потом, а потом
Все бегом, бегом, бегом!
Тише, тише, не бегите,
Карусель остановите.
Раз, два, раз, два
Вот и кончилась игра.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_dlya_oblegcheniya_adaptatsii_v_dou_s_detmi_2-3_let.docx | 32.06 КБ |
Предварительный просмотр:
ИГРЫ В АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД С ДЕТЬМИ 2-3 ЛЕТ
Основная задача игр в этот период — формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю.
Иди ко мне
Ход игры. Взрослый отходит от ребенка на несколько шагов и манит его к себе, ласково приговаривая: «Иди ко мне, мой хороший!» Когда ребенок подходит, воспитатель его обнимает: «Ах, какой ко мне хороший Коля пришел!» Игра повторяется.
Пришел Петрушка
Материал. Игрушка Петрушка, погремушки.
Ход игры. Воспитатель приносит Петрушку, рассматривает его с детьми. Петрушка гремит погремушкой, потом раздает погремушки детям. Они вместе с Петрушкой гремят погремушками, радуются.
Выдувание мыльных пузырей.
Ход игры. Воспитатель на прогулке выдувает мыльные пузыри. Пробует получить пузыри, покачивая трубочкой, не дуя в нее. Считает, сколько пузырей может удержаться на трубочке за один раз. Пытается поймать на лету все пузыри, пока они не коснулись земли. Наступает на мыльный пузырь и удивленно спрашивает у детей, куда он пропал. Затем учит каждого ребенка выдувать мыльные пузыри (напрягать мышцы рта очень полезно для развития речи).
Хоровод
Ход игры. Воспитатель держит ребенка за руки и вместе с ним ходит по кругу, приговаривая:
Вокруг розовых кустов,
Среди травок и цветов
Кружим, кружим хоровод.
До того мы закружились,
Что на землю повалились.
Бух!
При произнесении последней фразы оба падают на землю.
Вариант игры. Воспитатель держит ребенка за руки и вместе с ним ходит по кругу, приговаривая:
Вокруг розовых кустов,
Среди травок и цветов
Водим, водим хоровод.
Как заканчиваем круг,
дружно прыгаем мы вдруг, ей! Взрослый и ребёнок вместе подпрыгивают.
Покружимся
Материал. Два игрушечных мишки.
Ход игры. Воспитатель берет мишку, крепко прижимает его к себе и кружится с ним. Даёт другого мишку малышу и просит его так же покружиться, прижимая к себе игрушку.
Затем взрослый читает стишок и действует в соответствии с его содержанием. Ребенок вслед за ним выполняет те же движения
Кружусь, кружусь, кружусь,
А потом остановлюсь.
Быстро-быстро покружусь,
Тихо-тихо покружусь,
Я кружусь, кружусь, кружусь
И на землю повалюсь!
Прячем мишку
Материал. Большая игрушка.
Ход игры. Воспитатель прячет знакомую ребенку большую игрушку (например, медведя) так, чтобы ее немного было видно. Затем спрашивает, где мишка, и ищет его вместе с ребёнком. Когда малыш найдет игрушку, взрослый прячет её так, чтобы искать было сложнее. После игры с мишкой прячется сам воспитатель и громко произносит: «Ку-ку!» Когда ребенок находит взрослого, тот перебегает и прячется в другом месте. В конце игры взрослый предлагает спрятаться ребенку.
Солнышко и дождик
Ход игры. Дети присаживаются на корточки позади стульев, расположенных на некотором расстоянии от края комнаты, и смотрят в «окошко» (отверстие спинки стула). Воспитатель говорит: «На небе солнышко! Может идти гулять». Дети бегают по всей комнате. По сигналу «Дождик! Скорей домой!» дети бегут на свои места и присеваются за стульями. Игра повторяется.
Поезд
Ход игры. Воспитатель предлагает поиграть в поезд и говорит детям «Я— паровоз, а вы — вагончики». Дети встают в колонну друг за другом, держась за одежду впередистоящего. «Поехали», — говорит взрослый, и все начинают двигаться, приговаривая: «Чу-чу-чу». Воспитатель ведет поезд сначала в одном направлении, затем в другом, потом замедляет ход, останавливается и говорит: «Остановка». Через некоторое время поезд опять отправляется в путь.
Эта игра способствует отработке основных движений — бега и ходьбы.
Хоровод с куклой (проводится с двумя-тремя детьми)
Материал. Кукла средних размеров.
Ход игры. Воспитатель приносит новую куклу. Она здоровается с детьми, гладит каждого по голове. Взрослый просит детей по очереди подержать куклу за руку. Кукла предлагает потанцевать. Воспитатель ставит детей в кружок, берет куклу за одну руку, другую даёт ребенку и вместе с детьми двигается по кругу вправо и влево, напевая простую детскую мелодию.
Вариант игры. Игра проводится с мишкой.
Догонялки (проводится с двумя-тремя детьми)
Материал. Кукла средних размеров.
Ход игры. Кукла, знакомая детям по игре «Хоровод с куклой», говорит, что хочет поиграть в догонялки. Воспитатель побуждает детей убегать от куклы, прятаться за ширму, кукла их догоняет, ищет, радуется, что нашла, обнимает и говорит: «Вот мои ребятки!»
Вариант игры. Игра проводится с мишкой.
Солнечные зайчики
Материал. Маленькое зеркальце.
Ход игры. Воспитатель зеркалом пускает солнечных зайчиков и говорит при этом:
Солнечные зайчики играют на стене,
Помани их пальчиком,
Пусть бегут к тебе!
По сигналу «Лови зайчика!» дети пытаются его пой¬мать. Игру можно повторить 2—3 раза.
Игра с собачкой
Материал. Игрушечная собачка.
Ход игры. Воспитатель держит в руках собачку и говорит:
Гав-гав! Кто там?
Это песик к нам,
Я собачку ставлю на пол,
Дай, собачка, Пете лапу!
Затем подходит с собачкой к ребенку, имя которого названо, предлагает взять ее за лапу, покормить. Приносит миску с воображаемой едой. Собачка ест суп, лает, говорит ребенку «Спасибо!».
При повторении игры воспитатель называет имя другого ребенка.
Собирание сокровищ
Материал. Корзина.
Ход игры. На прогулке воспитатель собирает вместе с ребенком сокровища (камешки, стручки, веточки, листья, раковины) и складывает их в корзину. Выясняет, какие сокровища вызывают у малыша наибольший интерес (это подскажет дальнейшие пути общения). Затем называет какое-либо сокровище и просит достать его из корзины.
Делаем коллаж
Материал. Обрезки цветной бумаги, поздравительные открытки, веревочки, кусочки пенопласта, пряжи и т. д.
Ход игры. Воспитатель расстилает на столе большой лист плотной бумаги или картона. Кисточкой промазывает клеем с одной стороны кусочек пенопласта (открытку и т. д.) и передает ребенку, чтобы он наклеил его на бумагу. Разрешает малышу самому выбирать предметы, которые ему хотелось бы наклеить. Внимательно понаблюдав за действиями взрослого, ребенок сумеет сам намазать клей. Завершенный коллаж можно повесить на видном месте, чтобы все могли им любоваться.
Игра способствует развитию творческих навыков.
Ловись, рыбка
Материал. Картонная коробка, металлические пробки от бутылок (рыбки), магнит, палочка и веревка (для удочки).
Ход игры. В картонную коробку помещают несколько металлических пробок от бутылок, желательно разного цвета. К одному концу веревки (или тесемки) привязывают палочку, а к другому — брусок магнита. Воспитатель показывает ребенку, как выуживать рыбок из коробки, притягивая металлические пробки магнитом. Если пробки разного цвета, то малышу можно предложить вытянуть, например, красную рыбу.
После того как будут извлечены все пробки, взрослый пересчитывает их («Вот сколько рыбы мы поймали!»), и игра начинается сначала.
Игра способствует развитию согласованности движений.
В особом внимании и индивидуальном подходе нуждаются робкие, застенчивые дети, чувствующие себя дискомфортно в группе. Облегчить их душевное состояние, поднять настроение можно пальчиковыми играми. Кроме того, эти игры обучают согласованности и координации движений.
Кто в кулачке?
Ход игры. Воспитатель раскрывает кисти рук и шевелит пальцами. Затем плотно сжимает кулаки таким образом, чтобы большие пальцы оказались внутри. Показывает ребенку несколько раз, как это сделать, и просит его повторить. Возможно, придется помочь ему убрать большой палец в кулак.
Затем взрослый читает стишок и вместе с ребенком выполняет движения:
Кто залез ко мне в кулачок?
Это, может быть, сверчок? (Сжать пальцы в кулак.)
Ну-ка, ну-ка вылезай! Это пальчик? Ай-ай-ай! (Выставить вперед большой палец)
Игра с кистями рук
Ход игры. Воспитатель выполняет движения и просит ребенка повторять их. Он опускает пальцы вниз и шевелит ими — это струи дождя. Складывает пальцы каждой руки колечком и прикладывает к глазам, изображая бинокль. Рисует пальцем, как кисточкой, кружки на щеках ребенка, проводит сверху вниз линию по его носу и делает пятнышко на подбородке.
Стучит кулаком о кулак, хлопает в ладоши. Чередуя такие действия, воспитатель создает определенную последовательность звуков, например: стук-хлоп, стук-стук-хлоп, стук-хлоп-хлоп и т. д.
Приведенные ниже игры не только ободрят робкого и развеселят плачущего ребенка, но и успокоят слишком расшалившегося, переключат внимание и помогут расслабиться рассерженному, агрессивному малышу.
Покатаемся на лошадке
Материал. Лошадка-качалка (если лошадки нет, можно посадить ребенка на колени).
Ход игры. Воспитатель сажает ребенка на лошадку-качалку и говорит: «Maшa едет на лошадке, иго-го». (Произносит тихим голосом.) Ребенок повторяет тихо: «иго-го». Взрослый: «Чтобы лошадка бежала быстрее, громко скажи ей: «игоо-го, беги, лошадка!» (Сильнее раскачивает ребенка) Малыш повторяет фразу вместе с воспитателем, затем самостоятельно. Взрослый добивается, чтобы ребенок произносил звук [н] протяжно, а все звукосочетание — громко и четко.
Игра развивает речевую активность.
Дуть во что-нибудь и на что-нибудь
Ход игры. Воспитатель дует на маленький воздушный шарик через соломинку, заставляя его перемещаться по комнате. Дует на все пальцы, затем на каждый отдельно. Сдувает листочек с ладони ребенка. Дует на цветок или травинку. Ребенок повторяет действия взрослого.
Подуй на шарик, подуй на вертушку, подуй в рожок
Материал. Воздушный шарик, вертушка, рожок.
Ход игры. На уровне лица ребенка подвешивается воздушный шарик, а перед ним на стол кладут вертушку и рожок. Воспитатель показывает, как надо дуть на воздушный шарик, чтобы он высоко взлетал, и предлагает ребенку повторить действие. Затем взрослый дует на вертушку, чтобы она завертелась, дудит в рожок. Ребенок повторяет.
Игра способствует развитию речевого аппарата.
Книжка-угадайка
Материал. Записная книжка с проволочной спиралью.
Ход игры. В записной книжке через страницу (на правой стороне) наклеивают картинки с изображением известных ребенку предметов. Каждую страницу без картинок разрезают на несколько горизонтальных полосок, начиная с левого края.
Рассматривая книжку вместе с малышом, воспитатель постепенно отворачивает полоску за полоской. Ребенок старается догадаться, что изображено на картинке.
Игра развивает воображение и логическое мышление.
Прогулки по очертаниям разных фигур
Материал. Широкая плотная лента (тесьма).
Ход игры. С помощью ленты на полу изображают круги, квадраты, треугольники и т. д. Воспитатель показывает ребенку, как идти по ленте (начинают с круга). Взрослый берет малыша за руку, идет вместе с ним и поет на любой мотив: «Мы идем по кругу, тра-ля-ля, тра-ля-ля. Мы идем по кругу, тра-ля-ля, тра-ля-ля». Так проходят все фигуры. Затем воспитатель пробует вместе с ребенком пройти по лентам, пятясь назад, боком на цыпочках, перепрыгивая через фигуру и т. д.
Игра способствует развитию представлений о предметах.
Вместе с мишкой
Материал. Игрушечный медвежонок.
Ход игры. Воспитатель беседует на равных с мишкой и ребенком, например: «Катя, тебе нравится пить из чашки?», «Миша, тебе нравится пить из чашки?». Делает вид, что поит мишку чаем. Затем проделывает с мишкой другие манипуляции.
Такие действия формируют у ребенка навыки сюжетной игры.
Чертим разные фигуры
Материал. Принадлежности для рисования (бумага, мягкие цветные карандаши).
Ход игры. Воспитатель садится с ребенком за стол или на пол. Рисует на бумаге круг и после того, как закончит рисунок, говорит малышу: «Какая хорошая получилась картинка». Таким же образом помогаем ребенку рисовать и другие фигуры, проводить зигзагообразные линии и каждый раз повторяет: «Какая хорошая получилась картинка». Затем предлагает малышу действовать карандашом самостоятельно.
Каждый раз, начиная игру, воспитатель берет карандаш другого цвета, что поможет ребенку научиться различать цвета.
Подобные игры способствуют развитию творческих навыков.
Игра с куклой
Материал. Кукла.
Ход игры. Дайте ребенку его любимую куклу (или мягкую игрушку), попросите показать, где у куклы голова, уши, ноги, живот и т. д. Предложите причесать ее, умыть, накормить и т. д.
Собираем игрушки
Ход игры. Пригласите ребенка помочь вам собрать разбросанные игрушки, в которые он играл. Сядьте рядом с малышом, дайте ему в руки игрушку и вместе с ним положите её в коробку. Затем дайте другую игрушку и попросите самостоятельно положить её в коробку. Пока вы складываете игрушки, напевайте, например, такую песенку: «Мы игрушки собираем, мы игрушки собираем! Тра-ля-ля, тра-ля-ля, их на место убираем».
Дети 2—3 лет еще не испытывают потребности в общении со сверстниками. Они могут с интересом наблюдать друг за другом, прыгать, взявшись за руки, и при этом оставаться совершенно равнодушными к состоянию другого ребенка. Взрослый должен научить их общаться, и основы такого общения закладываются именно в адаптационный период.
Передай колокольчик
Материал. Колокольчик.
Ход игры. Дети сидят на стульях полукругом. В центре стоит воспитатель с колокольчиком в руках. Он звонит в колокольчик и говорит: «Тот, кого я назову, будет звонить в колокольчик. Таня, иди и возьми колокольчик». Девочка становится на место взрослого, звонит в колокольчик и приглашает другого ребенка, называя его по имени (или показывая рукой).
Зайка
Ход игры. Дети, взявшись за руки, вместе с воспитателем ходят по кругу. Один ребенок (зайка) сидит в кругу на стуле (спит). Педагог поет песенку:
Зайка, зайка, что с тобой?
Ты сидишь совсем больной.
Ты не хочешь поиграть,
С нами вместе поплясать.
Зайка, зайка, попляши
И другого отыщи.
После этих слов дети останавливаются и хлопают в ладоши. Зайка встает и выбирает ребенка, называя его по имени, а сам встает в круг. Игра повторяется.
Позови
Материал. Мяч.
Ход игры. Дети сидят на стульях. Воспитатель рассматривает вместе с ними новый яркий мяч. Вызывает одного ребенка и предлагает поиграть — покатать мяч друг другу. Затем говорит: «Я играла с Колей. Коля, с кем ты хочешь поиграть? Позови». Мальчик зовет: «Вова, иди играть». После игры Коля садится на место, а Вова зовет следующего ребенка.
Сгладить адаптационный период помогут физические упражнения и игры, которые можно проводить по нескольку раз в день. Также следует создавать условия для самостоятельных упражнений: предлагать малышам каталки, машинки, мячи.
Мяч в кругу
Материал. Мяч.
Ход игры. Дети (8—10 человек) садятся на пол в круг и прокатывают мяч друг другу. Воспитатель показывает, как отталкивать мяч двумя руками, чтобы он катился в нужном направлении.
Все дальше и выше
Материал. Яркий мяч.
Ход игры. Ребенок сидит. Воспитатель, стоя на некотором расстоянии, бросает ему мяч и приговаривает: «Бросим дальше, бросим выше». Малыш ловит мяч.
Упражнение повторяется с другим ребенком.
Еле-еле, еле-еле
Ход игры. Дети вместе со взрослым бегут по кругу, держась за руки. Воспитатель говорит или поет: Еле-еле, еле-еле
Завертелись карусели,
А потом, а потом
Все бегом, бегом, бегом!
Тише, тише, не бегите,
Карусель остановите.
Раз, два, раз, два
Вот и кончилась игра.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры в адаптационный период с детьми 2-3х лет
Основная задача игр в этот период – формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мам...
«ИГРЫ В АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Рекомендации педагогам работающим с детьми младшего дошкольного возраста...
Методические рекомендации "Игры в адаптационный период с детьми 2 - 3 лет"
Основная задача игр в адаптационный период - формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Инициатором игр всегда выступает взрослый. Игры выбираются с учетом игровых...
Игры в адаптационный период с детьми двух – трех лет.
Основная задача игр в этот период – формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю.Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как...
Методическая разработка: «Роль игры в адаптационный период с детьми раннего возраста»
Сгладить процесс адаптации малыша, впервые пришедшего в детский сад, поможет правильно организованная игровая деятельность, направленная на формирование эмоцио...
Игры в адаптационный период с детьми трех лет
Детские игры оказывают большое влияние на развитие ребенка. Игра обучает детей новым навыкам, развивает мышление и воображение, способствует установлению контакта между воспитателем ...
Картотека "Игры в адаптационный период с детьми 2-3 лет"
В картотеке собраны игры для дошкольников, начинающих посещать ДОУ....