Рабочая программа
рабочая программа (средняя группа)

Коваленко Ольга Николаевна

Рабочая учебная программа

дополнительного образования

познавательно-речевой  направленности

«Маленький гений»

для детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет)

Срок реализации – 1 год 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл malenkiy_geniy_4-5_let.docx44.93 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 38» г.Сыктывкара

.

 Рабочая учебная программа

дополнительного образования

познавательно-речевой  направленности

«Маленький гений»

для детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет)

Срок реализации – 1 год

Воспитатель: Коваленко Ольга Николаевна

 Пояснительная записка

Рабочая учебная программа по дополнительному образованию детей «Маленький гений» разработана на основе технологии развивающих игр Б. П. Никитина, логических блоков Дьенеша, палочек Кюизенера. Дополнительная образовательная программа имеет познавательно-речевую направленность.

Все современные программы и технологии дошкольного воспитания выдвигают в качестве основной задачи – всестороннее развитие личности ребенка, которое обеспечивается единством умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания.

Задачи умственного воспитания понимаются порой упрощенно, ограничиваясь стремлением «вложить» в дошкольника как можно больше знаний об окружающем. Но дело не в «многознании». Гораздо важнее выработать у ребенка общие способности познавательной деятельности - умение анализировать, сравнивать, обобщать, а также позаботиться о том, чтобы у него сложилась потребность получать новые знания, овладевать умением мыслить.

Педагогическая практика подтверждает, что при условии правильно организованного педагогического процесса с применением научно выверенных методик, как правило, игровых, учитывающих особенности детского восприятия, дети могут уже в дошкольном возрасте без перегрузок и напряжения усвоить многое из того, чему раньше они начинали учиться только в школе. Значимость развивающих игр для развития дошкольников, их многообразие и возрастная адекватность позволяет использовать их для умственного развития дошкольников.

Принципы, заложенные в основу развивающих игр –«интерес - познание – творчество» - становятся максимально действенными, так как игра обращается непосредственно к ребенку добрым, самобытным, веселым и грустным языком сказки, интриги, забавного персонажа или приглашения к приключениям. В каждой игре ребенок всегда добивается какого-то «предметного» результата.  Постоянное и постепенное усложнение игр («по спирали») позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности. Развивающие игры создают условия для проявления творчества, стимулирует развитие умственных способностей ребенка. Взрослому остается лишь использовать эту естественную потребность для постепенного вовлечения ребят в более сложные формы игровой активности.

Рабочая учебная программа по дополнительному образованию «Маленький гений» реализуется в средней группе (дети 4-5 лет).

В рабочей учебной программе выделены следующие разделы:

  • I раздел. Игры с палочками Кюизенера.Палочки Кюизенера развивают творческие способности, воображение, фантазию, логическое мышление, память, внимание, способность к моделированию и конструированию;
  •  IIраздел.  Игра «Сложи узор» (автор - Б.П.Никитин). Данная игра развивает внимание, память, мышление, творческое воображение, конструктивные способности, мелкую моторику и речь; тренирует навыки счета, учит ориентироваться в пространстве и во времени, развивает умение преобразовывать изображение и воссоздавать из частей целый образ; учит ребенка творчески мыслить.
  • III раздел. Игры с логическими блоками Дьенеша.Использование данных игр способствует развитию логического мышления, познавательных процессов, мыслительных операций, формированию  представлений о геометрических формах. 

Цель программы - развитие познавательных процессов и логического мышления детей дошкольного возраста посредством развивающих игр.

Задачи:

  • Развивать внимание, память (особенно зрительной).
  • Развивать умение находить закономерности.
  • Развивать умение классифицировать и систематизировать материал.
  • Развивать способность к комбинированию - умение создавать новые комбинации из имеющихся элементов, деталей, предметов.
  • Развивать пространственное представление и воображение.
  • Формировать умение находить ошибки и недостатки своей деятельности.
  • Формировать способность предвидеть результат своих действий.

В основе организации работы с детьми лежит система дидактических принципов:

- принцип целостного представления о мире: при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;

- принцип индивидуализации: на занятиях создаются условия для наиболее полного проявления индивидуальности, как ребёнка, так и педагога;

- принцип минимакса: обеспечивается возможность продвижения каждого ребёнка своим темпом;

- принцип вариативности: у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;

- принцип творчества:  процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности;

- принцип гуманистичности: ребёнок рассматривается как активный субъект совместной с педагогом деятельности.

Данные принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития детей.

Условия реализации  рабочей программы

Режим   занятий

Количество

 1 раз в неделю / 32 в год

Продолжительность

20 минут

Форма организации детей

Совместная и самостоятельная игровая деятельность

Ожидаемые результаты

По итогам реализации дополнительной образовательной программы прогнозируются следующие результаты.

Воспитанники приобретают знания:

- об эталонах форм и действий с ними;

- о цветовом спектре и его оттенках;

- в умении«читать» схему;

- в уменииобобщать объекты по одному, двум или трем, свойствам с учетом наличия или отсутствия каждого;

У воспитанников формируются представления:

- о геометрических фигурах разного размера, формы, цвета;

- о временах года и частях суток;

У воспитанников развиваются умения:

- моделировать и конструировать;

- преобразовывать изображение и воссоздавать из частей целый образ;

- сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров по величине, длине, высоте, толщине, ширине;

- создавать картины по рисункам-схемам с прорисованными и не прорисованными границами образца;

- концентрировать внимание;

- считать наизусть в пределах 10, пользуясь правильными приемами счета (называть числительные по порядку, указывая на предметы, расположенные в ряд;

- классифицировать и систематизировать материал;

- находить закономерности, анализировать, обобщать;

- находить ошибки и недостатки своей деятельности, способности предвидеть результат своих действий;

- правильно строить высказывания с союзами «и», «или», частицей «не» и др.

Учебно-тематический план

Задачи

Количество часов

Тематика занятий

1.

Развитие внимания, памяти, мышления, творческого воображения, конструктивных способностей, мелкой моторики и речи;

Развитие умения ориентироваться в пространстве и во времени, преобразовывать изображение и воссоздавать из частей целый образ; упражнять в счете, умении творчески мыслить.

7

«Сложи узор» Б.П.Никитина:

- «Чудо-кубики»

- «Веселые зверята»

- «Зимушка-зима»

- «Транспорт»

- «Подарки для мам»

- «Узоры»

- «Отгадай, что получилось?»

2.

Развитие творческих способностей, воображения, фантазии, логического мышления, памяти, внимания, способности к моделированию и конструированию, умение работать со схемой.

11

Палочки Кюизенера:

- «Цветные палочки»

- «Домик в деревне»

- «Что за животное?»

- «Конкурс картин на тему «Осень»

- «Что за сказка?»

- «Аквариум»

- «Конкурс картин на тему «Зима»

- «Волшебные сказки»

- «Конкурс картин на тему «Весна»

- «Строим дом»

- «Сказочный город»

3.

Развитие логического мышления, познавательных процессов, мыслительных операций, формирование представлений о геометрических формах. 

14

Блоки Дьенеша:

- «Цветные фигуры»

- «Игры с небылицами»

- «Игры с небылицами»

/продолжение/

- «Игры с карточками»

- «Украсим елку бусами»

- «Домино»

- «Раздели фигуры»

- «Найди пару»

- «Игры с логическими кубиками»

- «Угощение для медвежат»

- «Магазин»

- «Игры с логическими кубиками» /продолжение/

- «Художники»

- «Логический поезд»

Всего:

32 часа

Содержание работы с детьми  

Неделя,

№ занятия

Тема занятия

Задачи

Методы и средства обучения

Материал, оборудование

Октябрь

№1

«Цветные палочки»

- Знакомство с новым учебно-игровым пособием «Цветные счетные палочки Кюизенера».

- Развитие умения концентрировать внимание.

- Развитие умения различать и группировать палочки по цвету.

- Развитие зрительного глазомера.

- Закрепление названий цвета палочек.

Показ действий с палочками, объяснение, рассматривание, конструирование.

Практическая деятельность: «Строим дорожки, пирамидки и лесенки».

Учебно-игровое пособие «Цветные счетные палочки Кюизенера»;

Л.Д.Комарова «Как работать с палочками Кюизенера?» Игры и упражнения по обучению математике детей 5-7 лет /Л.Д.Комарова. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008. – 64с., №1, 11,

Б.Б. Финкельштейн «На золотом крыльце…» /комплект игр и упражнений для детей 3-5 лет – Iблок «Играют малыши» - №13, 14.

№2

«Домик в деревне»

- Развитие умения работать со схемой, накладывая палочки на изображение.

- Закрепление названий цвета палочек.

- Развитие умения составлять рассказ по своей картине.

- Формирование навыка самоконтроля и самооценки.

Показ действий с палочками, объяснение, беседа.

Практическая деятельность: выкладывание  из палочек домик, забор, зайчика, котенка и цветы.

Учебно-игровое пособие «Цветные счетные палочки Кюизенера»;

Б.Б. Финкельштейн «На золотом крыльце…» /комплект игр и упражнений для детей 3-5 лет – Iблок «Играют малыши» - № 3, 6, 9, 10.

№3

«Чудо-кубики»

- Знакомство с новым учебно-игровым пособием «Сложи узор» Б.П.Никитина.

- Закрепление понятий «длинный-короткий», «высокий-низкий».

- Упражнение в счете до 5.

- Закрепление основных цветов.

- Развитие умения работать по рисункам-схемам с прорисованными границами кубиков.

- Развитие памяти, внимания.

Рассматривание кубиков, альбома, знакомство с героями альбома, беседа, практическая деятельность: «Дорожки», «Чья башня выше?», «Ступеньки», «Какой кубик будет следующим?», «Построй по памяти».

Учебно-игровое пособие «Сложи узор» Б.П.Никитина;

Н.Г. Семенова «Чудо-кубики» для игры «Сложи узор» /альбом заданий для детей от 2 до 5 лет/ - № 1-5.

№4

«Веселые зверята»

- Упражнение в счете до 5.

- Закрепление основных цветов.

- Развитие умения работать по рисункам-схемам с прорисованными границами кубиков.

- Развитие памяти, воображения, умения концентрировать внимание.

Продолжение рассматривания альбома с его  героями, беседа, индивидуальная и групповая формы работы, индивидуальная помощь, практическая деятельность: выкладывание кубиков по рисункам-схемам  - «Забор», «Елочки», «Змея», «Собачки», «Сова», «Жук».

Учебно-игровое пособие «Сложи узор» Б.П.Никитина;

Н.Г. Семенова «Чудо-кубики» для игры «Сложи узор» /альбом заданий для детей от 2 до 5 лет/ - №7, 10, 11, 17.

Н.Г. Семенова «Чудо-кубики –2» для игры «Сложи узор» /альбом заданий для детей от 4 до 8 лет/ - № 1, 3.

Ноябрь

№5

«Цветные фигуры»

- Знакомство с новым учебно-игровым пособием «Логические блоки Дьенеша»

- Закрепление представлений  детей о геометрических фигурах, форме, размере и цвете.

- Развитие мыслительных операций: сравнение, анализ, обобщение, классификация.

- Развитие памяти, внимания, воображения.

Рассматривание кубиков, объяснение, индивидуальная помощь, практическая деятельность: выполнение заданий - «Найди все блоки, как эта, по цвету, размеру, форме», «Найди не такие блоки, как эта, по цвету, размеру, форме», «Цепочка», «Второй ряд», «Сколько?».

Учебно-игровое пособие «Блоки Дьенеша»;

Б.Б. Финкельштейн, Н.О. Лелявина «Давайте вместе поиграем» Игры с логическими блоками Дьенеша, методические советы по использованию дидактических игр с блоками Дьенеша и логическими фигурами, стр. 1, 2, 3.

№6

«Игры с небылицами»

- Формирование представлений о жанре небылиц.

- Закрепление представлений  детей о геометрических фигурах, форме, размере и цвете.

- Развитие памяти, внимания, мышления.

Рассматривание альбома, иллюстраций, обсуждение небылиц, практическая деятельность: подбор и выкладывание блоков Дьенеша на картинку.

Учебно-игровое пособие «Блоки Дьенеша»;

Б.Б. Финкельштейн «Лепим Нелепицы» /альбом – игра для детей с 4-х лет/,

№ 1, 2, 4, 5.

№7

«Что за животное?»

- Формирование представлений о животных, среде обитания.

- Развитие умения работать со схемой, накладывая палочки на изображение.

- Закрепление названий цвета палочек.

- Развитие умения составлять рассказ по своей картине.

- Развивать умение принимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно.

Путешествие в мир животных, отгадывание загадок, беседа, индивидуальная помощь.

Практическая деятельность: выкладывание из палочек оленя, верблюда, кита, мышку, улитку, собачью семейку, утят, курицу и петуха.

Учебно-игровое пособие «Цветные счетные палочки Кюизенера»;

Б.Б. Финкельштейн «На золотом крыльце…» /комплект игр и упражнений для детей 3-5 лет – Iблок «Играют малыши» - № 2, 4, 7, 8, 11, 12, 15.

№8

«Конкурс картин на тему «Осень»

- Формирование представлений об осени.

- Развитие творческого мышления.

- Развитие инициативы и самостоятельности.

- Развитие доказательной речи.

- Развитие навыков вычислительной деятельности.

- Развитие умения работать по уменьшенному образцу.

Объявление конкурса картин на тему: «Осень», чтение стихотворений, загадок.

Конструирование, беседа, индивидуальная и групповая формы работы, практическая деятельность: выкладывание картин из блоков и палочек.

Учебно-игровое пособие «Цветные счетные палочки Кюизенера», «Блоки Дьенеша»; «Страна блоков и палочек» Б.Б.Финкельштейн, «Времена года – осень», стр. 1, №4, образцы, награды.

Декабрь

№9

«Игры с небылицами»

/продолжение/

- Формирование представлений о жанре небылиц.

- Закрепление представлений  детей о геометрических фигурах, форме, размере и цвете.

- Развитие памяти, внимания, мышления.

Рассматривание альбома, иллюстраций, обсуждение небылиц, практическая деятельность: подбор и выкладывание блоков Дьенеша на картинку.

Учебно-игровое пособие «Блоки Дьенеша»;

Б.Б. Финкельштейн «Лепим Нелепицы» /альбом – игра для детей с 4-х лет/,

№ 10, 11, 12, 13, 14.

№10

«Что за сказка?»

- Развитие памяти, воображения, умения концентрировать внимание.

- Закрепление умения работать со схемой.

- Освоение элементов художественного конструирования.

- Освоение пространственных отношений.

- Развитие умения договариваться и работать в паре.

- Развитие умения «оживлять» сказку /составлять рассказ/.

Путешествие в «Дом с колокольчиком», где встречаются герои разных сказок, отгадывание загадок, чтение отрывков из сказок.

Конструирование, беседа, форма работы – в паре, практическая деятельность: выкладывание из палочек героев сказок.

Учебно-игровое пособие «Цветные счетные палочки Кюизенера»;

«Дом с колокольчиком» /альбом-игра/Б.Б.Финкельштейн.

№11

«Игры с карточками»

- Ознакомление с символами свойств

/цвет, форма, размер, толщина/.

- Развитие умения правильно давать определения блокам /н-р, это красный, большой, толстый блок/.

- Развитие зрительной памяти.

Рассматривание карточек со свойствами и сравнение с блоками, индивидуальная помощь, практическая деятельность: выполнение заданий – «Найди нужный блок», «Поручения», «На свое место», «Найди пару».

Учебно-игровое пособие «Блоки Дьенеша»;

Б.Б. Финкельштейн, Н.О. Лелявина «Давайте вместе поиграем» Игры с логическими блоками Дьенеша, методические советы по использованию дидактических игр с блоками Дьенеша и логическими фигурами, стр. 3, 4.

№12

«Украсим елку бусами»

- Развитие умения выявлять свойства.

- Развитие умение «читать» схему.

- Закрепление навыков порядкового счета.

- Формирование представлений о новогоднем празднике.

Беседа о празднике, рассматривание иллюстраций, индивидуальная помощь, практическая деятельность: «повесить» бусы на елку, «читая» при этом схему.

Учебно-игровое пособие «Блоки Дьенеша»;

Б.Б. Финкельштейн, Н.О. Лелявина «Давайте вместе поиграем» Игры с логическими блоками Дьенеша, № 20, 21; методические советы по использованию дидактических игр с блоками Дьенеша и логическими фигурами, стр. 8.

Январь

№13

«Аквариум»

- Формирование представлений о рыбах.

- Развитие творческого мышления.

- Развитие инициативы и самостоятельности.

- Развивать зрительный глазомер.

- Закрепление умения работать со схемой.

Путешествие в подводный мир, чтение стихов, загадок о рыбах, рассматривание иллюстраций, беседа, практическая деятельность: выкладывание из палочек разных рыб по схеме и воображению.

Учебно-игровое пособие «Цветные счетные палочки Кюизенера»;

Б.Б. Финкельштейн «На золотом крыльце…» /комплект игр и упражнений для детей 3-5 лет – Iблок «Играют малыши» - № 17.

№14

«Домино»

- Закрепление представлений  детей о геометрических фигурах, форме, размере и цвете.

- Развитие мыслительных операций: сравнение, анализ, обобщение.

- Развитие памяти, внимания, воображения.

- Формирование навыка самоконтроля и самооценки.

Рассматривание разных видов домино; самостоятельное деление детей на две группы; практическая деятельность: игра в домино с разными заданиями:

- ходить фигурами другого цвета /формы, размера/;

- ходить фигурами того же цвета, но другого размера;

- ходить фигурами другого цвета и формы /цвета и размера…/ и т.д.

Учебно-игровое пособие «Блоки Дьенеша»;

Б.Б. Финкельштейн, Н.О. Лелявина «Давайте вместе поиграем» Игры с логическими блоками Дьенеша; методические советы по использованию дидактических игр с блоками Дьенеша и логическими фигурами, стр.2.

№15

«Зимушка-зима»

- Формирование представлений  о зиме.

- Развитие внимания, памяти, пространственного мышления.

- Развитие способности анализировать и синтезировать.

- Развитие навыков самоконтроля.

- Развитие умения работать по рисункам-схемам с прорисованными  и не прорисованными границами кубиков.

- Развитие навыков счета до 10.

Беседа о зиме, зимних развлечениях, чтение стихотворений, рассматривание иллюстраций, практическая деятельность: выкладывание кубиков по прорисованным рисункам-схемам – «Гирлянды» и по не прорисованным – «Елочка» и «Горка».

Учебно-игровое пособие «Сложи узор» Б.П.Никитина;

Н.Г. Семенова «Чудо-кубики» для игры «Сложи узор» /альбом заданий для детей от 2 до 5 лет/ - № 8, 20.

Н.Г. Семенова «Чудо-кубики –2» для игры «Сложи узор» /альбом заданий для детей от 4 до 8 лет/ - № 6.

№16

«Раздели фигуры»

- Закрепление представлений  детей о геометрических фигурах, форме, размере и цвете.

- Развитие мыслительных операций: сравнение, анализ, обобщение, классификация.

- Развитие памяти, внимания, воображения.

Беседа об игрушках, блоках, практическая деятельность: разделить фигуры между игрушками:

I вар.: - чтобы у зайца были все большие;

- чтобы у мишки оказались все круглые;

- чтобы зайцу достались все желтые и т.д.

II вар.: - чтобы у зайца остались все синие,

а у мишки – квадратные;

- чтобы у мишки остались все треугольные, а у зайки все большие и т.д.

Учебно-игровое пособие «Блоки Дьенеша»; игрушки: мишка, заяц, кукла и другие;

Б.Б. Финкельштейн, Н.О. Лелявина «Давайте вместе поиграем» Игры с логическими блоками Дьенеша; методические советы по использованию дидактических игр с блоками Дьенеша и логическими фигурами, стр.2.

Февраль

№17

«Найди пару»

- Закрепление значений карточек с символами свойств.

- Развитие зрительной памяти.

- Развитие памяти, внимания.

Рассматривание карточек, обсуждение значений, практическая деятельность: поочередное переворачивание и запоминание карточек. Выигрывает тот, кто больше наберет парных карточек.

Учебно-игровое пособие «Блоки Дьенеша»;

Б.Б. Финкельштейн, Н.О. Лелявина «Давайте вместе поиграем» Игры с логическими блоками Дьенеша, № 24-25; методические советы по использованию дидактических игр с блоками Дьенеша и логическими фигурами, стр.4.

№18

«Игры с логическими кубиками»

- Овладение действиями замещения и наглядного моделирования.

- Развитие памяти, внимания, мышления, воображения.

- Развитие умения рассуждать, аргументировать свой выбор.

Беседа «На что похожи блоки?».

Практическая деятельность: игры с блоками.

- «Садовники» - посадка красивых цветов на клумбе.

- «Рыбалка» - лов рыбы;

- «Бусы» - собирание бус.

Учебно-игровое пособие «Блоки Дьенеша»; круги разного размера, ведерко;

Б.Б. Финкельштейн, Н.О. Лелявина «Давайте вместе поиграем» Игры с логическими блоками Дьенеша, № 18-19; методические советы по использованию дидактических игр с блоками Дьенеша и логическими фигурами, стр.4-5.

№19

«Транспорт»

- Формирование представлений о разных видах транспорта.

- Упражнение в счете до 10.

- Закрепление основных цветов.

- Развитие умения работать по рисункам-схемам с не прорисованными границами кубиков.

- Развитие памяти, воображения, умения концентрировать внимание.

Беседа о транспорте, чтение стихотворений, рассматривание иллюстраций, практическая деятельность: выкладывание кубиков по не прорисованным рисункам-схемам  – «Трамвай», «Кораблик», «Ракета», «Мальчик».

Учебно-игровое пособие «Сложи узор» Б.П.Никитина;

Н.Г. Семенова «Чудо-кубики» для игры «Сложи узор» /альбом заданий для детей от 2 до 5 лет/ - № 6, 13.

Н.Г. Семенова «Чудо-кубики –2» для игры «Сложи узор» /альбом заданий для детей от 4 до 8 лет/ - № 4, 14.

№20

«Конкурс картин на тему «Зима»

- Развитие умения работать по уменьшенному образцу.

- Развитие умения содержательно общаться, работать в команде: распределять работу, договариваться.

- Развитие творческого мышления.

- Развитие инициативы и самостоятельности.

- Развитие доказательной речи.

- Развитие навыков вычислительной деятельности.

Объявление конкурса картин на тему «Зима», чтение стихотворений, загадок, Конструирование, беседа, индивидуальная и групповая формы работы, практическая деятельность: выкладывание картин из блоков и палочек.

Учебно-игровое пособие «Цветные счетные палочки Кюизенера», «Блоки Дьенеша»; «Страна блоков и палочек» Б.Б.Финкельштейн, «Времена года – зима», стр. 1, №1,образцы, награды.

Март

№21

«Подарки для мам»

- Формирование представлений о празднике.

- Развитие умения работать по рисункам-схемам с прорисованными  и не прорисованными границами кубиков.

- Развитие памяти, воображения, умения концентрировать внимание.

- Формирование навыка самоконтроля и самооценки.

Беседа о празднике 8 марта, чтение стихотворений, рассматривание иллюстраций, индивидуальная и групповая формы работы, практическая деятельность: выкладывание кубиков по прорисованным рисункам-схемам – «Цветы», «Коврик», «Корзина с фруктами», «Бочонок с медом» и по не прорисованным – «Вазочка», «Петрушка».

Учебно-игровое пособие «Сложи узор» Б.П.Никитина;

Н.Г. Семенова «Чудо-кубики» для игры «Сложи узор» /альбом заданий для детей от 2 до 5 лет/ - № 9, 12, 18, 19, 21

Н.Г. Семенова «Чудо-кубики –2» для игры «Сложи узор» /альбом заданий для детей от 4 до 8 лет/ - № 15.

№22

«Угощение для медвежат»

- Развитие умения сравнивать предметы по одному-четырем свойствам.

- Закрепление понятий «разные», «одинаковые».

- Подведение к пониманию отрицания свойств.

Встреча гостей-медвежат, практическая деятельность: угощение медвежат  печеньем.

I вариант: «Печень в лапах должны отличаться только формой», «Печень в лапах должны отличаться по двум признакам: цвету и форме, цвету и размеру, форме и размеру…».

II вариант: с использованием карточек с символами свойств.

Учебно-игровое пособие «Блоки Дьенеша»;

Б.Б. Финкельштейн, Н.О. Лелявина «Давайте вместе поиграем» Игры с логическими блоками Дьенеша, № 10; методические советы по использованию дидактических игр с блоками Дьенеша и логическими фигурами, стр.6.

№23

«Магазин»

- Развития умения выявлять свойства.

- Развитие умения рассуждать, аргументировать свой выбор.

- Формирование представлений о профессии продавца.

Игра в «Магазин», где у каждого имеется 3 логические фигуры «денежки». На одну «денежку» можно купить одну игрушку. Практическая деятельность: купить игрушку, в которой есть хотя бы одно свойство логической фигуры.

Учебно-игровое пособие «Блоки Дьенеша»; логические фигуры;

Б.Б. Финкельштейн, Н.О. Лелявина «Давайте вместе поиграем» Игры с логическими блоками Дьенеша, № 16-17; методические советы по использованию дидактических игр с блоками Дьенеша и логическими фигурами, стр.7.

№24

«Волшебные сказки»

- Закрепление знаний детей о сказках.

- Развитие умения «оживлять» героя сказки /составлять рассказ/.

- Развитие воображения, зрительного глазомера.

- Развивать умение отбирать палочки нужного цвета, соответствующие размеру изображения.

Путешествие в мир сказок, чтение стихов, отрывков из волшебных сказок, беседа, индивидуальная форма работы, практическая деятельность: выкладывание героев сказок – Царевну-лебедь, царя Гвидона, Емелю, Царевну-лягушку,

Елену-Прекрасную.

Учебно-игровое пособие «Цветные счетные палочки Кюизенера»;

Б.Б. Финкельштейн «На золотом крыльце…» /комплект игр и упражнений для детей 3-5 лет – Iблок «Играют малыши» - № 19-26.

Апрель

№25

«Узоры»

- Развитие умения работать по рисункам-схемам с не прорисованными границами кубиков.

- Развитие памяти, внимания, мышления, способности к анализу и синтезу.

- Формирование навыка самоконтроля и самооценки.

Рассматривание узоров, беседа о форме, цвете узора, индивидуальная помощь, индивидуальная форма работы, практическая деятельность: выкладывание кубиков по не прорисованным рисункам-схемам.

Учебно-игровое пособие «Сложи узор» Б.П.Никитина;

Н.Г. Семенова «Чудо-кубики –2» для игры «Сложи узор» /альбом заданий для детей от 4 до 8 лет/ - № 5, 13, 16-19.

№26

«Игры с логическими кубиками» /продолжение/

- Овладение действиями замещения и наглядного моделирования.

- Развитие памяти, внимания, мышления, воображения.

- Развитие умения рассуждать, аргументировать свой выбор.

Беседа «На что похожи блоки?».

Практическая деятельность: игры с блоками.

- «Подарки» - преподнесение подарков;

- «Кулинары» - украшение торта;

- Кондитерская фабрика» - раскладывание конфет в коробки.

Учебно-игровое пособие «Блоки Дьенеша»; игрушка /именинник/, круги разного цвета /коржи/, «схемы» коробок;

Б.Б. Финкельштейн, Н.О. Лелявина «Давайте вместе поиграем» Игры с логическими блоками Дьенеша, № 18-19; методические советы по использованию дидактических игр с блоками Дьенеша и логическими фигурами, стр.4-5.

№27

«Художники»

- Развитие умения анализировать форму предметов.

- Развитие умения сравнивать по их свойствам.

- Развитие художественных способностей /выбор цвета, фона, расположения композиции/.

- Формирование представлений о художниках.

Беседа о картинах, индивидуальная и групповая формы работы, практическая деятельность: выбор «эскиза» картины, бумаги для фона, деталей к будущей картине, необходимые блоки, придумывание названия к своей картине.

Учебно-игровое пособие «Блоки Дьенеша»; «эскизы картин»  - листы большого цветного картона»;

Б.Б. Финкельштейн, Н.О. Лелявина «Давайте вместе поиграем» Игры с логическими блоками Дьенеша, № 11-15; методические советы по использованию дидактических игр с блоками Дьенеша и логическими фигурами, стр.7.

№28

«Конкурс картин на тему «Весна»

 - Развитие умения работать по уменьшенному образцу.

- Развитие умения содержательно общаться, работать в команде: распределять работу, договариваться.

- Развитие творческого мышления.

- Развитие инициативы и самостоятельности.

- Развитие доказательной речи.

- Развитие навыков вычислительной деятельности.

Объявление конкурса картин на тему «Весна», чтение загадок и стихотворений, Конструирование, беседа, индивидуальная и групповая формы работы, практическая деятельность: выкладывание картин из блоков и палочек.

Учебно-игровое пособие «Цветные счетные палочки Кюизенера», «Блоки Дьенеша»;

«Страна блоков и палочек» Б.Б.Финкельштейн, «Времена года – весна», стр. 1, №2, образцы, награды.

Май

№29

«Отгадай, что получилось?»

- Развитие умения работать по рисункам-схемам с прорисованными границами кубиков в уменьшенном масштабе.

- Развитие памяти, внимания.

- Формирование навыка самоконтроля и самооценки.

Рассматривание карточек в уменьшенном масштабе, придумывание названий к ним, индивидуальная помощь, индивидуальная форма работы, практическая деятельность: выкладывание кубиков по прорисованным рисункам-схемам уменьшенного масштаба.

Учебно-игровое пособие «Сложи узор» Б.П.Никитина;

Н.Г. Семенова «Чудо-кубики –2» для игры «Сложи узор» /альбом заданий для детей от 4 до 8 лет/ - № 7-12.

№30

«Строим дом»

- Содействовать развитию умения планировать свою деятельность, выбирать необходимые средства.

- Закрепление навыков счета.

- Развитие умения «читать» схему и строить по ней.

- Развитие коммуникативных качеств: умение договариваться с партнерами, менять в случае необходимости свою позицию, т.е. учитывать интересы других.

- Развитие творческого мышления.

Беседа о разнообразии домов, выбор в каталоге дома, подготовка места для постройки, постройка дома в соответствии с проектом;

Конструирование, групповая форма работы, практическая деятельность: выкладывание домов по схеме.

Учебно-игровое пособие «Цветные счетные палочки Кюизенера», «Блоки Дьенеша»; «Страна блоков и палочек» Б.Б.Финкельштейн,

стр. 11-14, «Каталоги недвижимости», бланки заказов.

№31

«Логический поезд»

- Закрепление значений карточек с символами свойств.

- Развитие памяти, внимания, мышления.

- Развитие умения рассуждать, аргументировать свой выбор.

- Развитие умения действовать последовательно.

Беседа о поезде, его предназначении, чтение стихотворения. Практическая деятельность: определить с помощью логического кубика, какой груз должен перевезти каждый вагон.

Учебно-игровое пособие «Блоки Дьенеша»; логические кубики;

Б.Б. Финкельштейн, Н.О. Лелявина «Давайте вместе поиграем» Игры с логическими блоками Дьенеша, № 26; методические советы по использованию дидактических игр с блоками Дьенеша и логическими фигурами, стр.9.

№32

«Сказочный город»

- Развитие умения самостоятельно выкладывать изображение по схеме.

- Развивать умение придумывать сюжет и составлять рассказ.

- Закрепление понятий «высокий-низкий», умения сравнивать предметы по высоте и длине.

- Формирование навыка самоконтроля и самооценки.

Чтение сказки «Сказочный город», беседа, коллективные или индивидуальные работы, практическая деятельность: выкладывание сказочного города по схеме и воображению.

Учебно-игровое пособие «Цветные счетные палочки Кюизенера»;

Б.Б. Финкельштейн «На золотом крыльце…» /комплект игр и упражнений для детей 3-5 лет – IIблок «Задания становятся сложнее» - № 39-42,

сказка «Сказочный город» - приложение к методическим советам, стр. 7.

Информационно-методическое обеспечение

  1. Финкельштейн Б.Б., ЛелявинаН.О. «Давайте вместе поиграем» Игры с логическими блоками Дьенеша.ООО «Корвет».
  2. Финкельштейн Б.Б. «Дом с колокольчиком» /альбом-игра для детей

3 - 5 лет/. ООО «Корвет».

  1. Финкельштейн Б.Б. «Лепим Нелепицы» /альбом – игра для детей с 4-х лет/. ООО «Корвет».
  2. Финкельштейн Б.Б. «На золотом крыльце…» /комплект игр и упражнений для детей 3-5 лет – Iблок «играют малыши».
  3. Финкельштейн Б.Б. «Страна блоков и палочек» /Сюжетно-дидактические игры с международными материалами: логическими блоками Дьенеша, счетными палочками Кюизенера/. ООО «Корвет».
  4. Комарова Л.Д. «Как работать с палочками Кюизенера?» Игры и упражнения по обучению математике детей 5-7 лет /Л.Д.Комарова. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008. – 64с.
  5. НовиковаВ.П., Тихонова Л.И. «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера» /Раздаточный материал/, издательство «Мозаика-синтез».
  6. Семенова Н.Г. «Чудо-кубики» для игры «Сложи узор» /альбом заданий для детей от 2 до 5 лет/.ООО «Корвет».
  7. Семенова Н.Г. «Чудо-кубики –2» для игры «Сложи узор» /альбом заданий для детей от 4 до 8 лет/.ООО «Корвет».

  1. Учебно-игровое пособие «Логические блоки Дьенеша».
  2. Учебно-игровое пособие «Цветные счетные палочки Кюизенера».
  3. Учебно-игровое пособие «Сложи узор» Б.П.Никитина.

Диагностика по выявлению уровня развития познавательных  процессов

1. Развитие внимания. В ходе организации непосредственной образовательной деятельности ребенок удерживает внимание на 15-20 минут (метод - наблюдение).  

2. Развитие памяти. Ребенку предлагается рассмотреть 10-15 картинок или предметов, а затем назвать 4-5 из них.

3. Развитие восприятия. Оценивается знание ребенком формы, цвета и размера.

4. Развитие воображения. Ребенку предлагается выполнить задание «Придумай любую игру».

5. Развитие мышления. Ребенку предлагается выполнить ряд заданий:

1. «Найди два одинаковых предмета»

2. «Какая фигура лишняя и почему?»

3. «Найди отличия»

1 бал - низкий уровень

2 балла – средний уровень

3 балла – высокий уровень

Развитие внимания

Критерий не проявляется

Критерий проявляется частично

Критерий проявляется согласно норме

Развитие памяти

Задание не выполнено

Задание выполнено с помощью взрослого

Задание выполнено правильно и самостоятельно

Развитие восприятия

Критерий не проявляется

Критерий проявляется частично

Критерий проявляется согласно норме

Развитие воображения

Задание не выполнено

Задание выполнено с помощью взрослого или не полностью

Задание выполнено правильно и самостоятельно

Развитие мышления

Задание не выполнено

Задание выполнено с помощью взрослого

Задание выполнено правильно и самостоятельно

Общий уровень освоения программы:

2,5 – 3  балла – высокий уровень: ребенок удерживает внимание на протяжении всего занятия; из предложенных картинок ребенок самостоятельно называет 4-5 изображений; правильно и самостоятельно определяет форму, цвет и размер предмета; с любым предметом ребенок может придумать игру; самостоятельно и правильно находит отличия на картинке, два одинаковых предмета и лишнюю фигуру, обосновывает свой ответ.

1,7 – 2,4 балла – средний уровень: ребенок немного отвлекается на занятии; с небольшой помощью воспитателя ребенок называет 4-5 предложенных изображений, определяет форму, цвет и размер предмета; игру с предметом ребенок придумывает при помощи взрослого; с небольшой помощью воспитателя находит отличия на картинке, два одинаковых предмета и лишнюю фигуру.

1 – 1,6 балла – низкий уровень: ребенок на занятии постоянно отвлекается; из предложенных картинок ни одну не называет; не определяет форму, цвет и размер предмета; ребенок не может придумать игру с предметом; не находит отличия на картинке, два одинаковых предмета и лишнюю фигуру.

Все результаты заносятся в сводную таблицу в начале и в конце года. Сравнение первоначальных и итоговых результатов позволяет оценить уровень освоения содержания рабочей учебной программы «Маленький гений»                                (для детей 4-5 лет).

Приложения

Результаты уровня развития познавательных процессов дошкольников 2013-2014 учебный год

ФИ ребенка

Развитие внимания

Развитие памяти

Развитие восприятия

Развитие воображения

Развитие мышления

Итого:

Сент.

Май

Сент.

Май

Сент.

Май

Сент.

Май

Сент.

Май

Сент.

Май

1.

Апраксин Ростислав

3

2

2

1

2

2-С

2.

Масленчук Карина

2

2

2

1

2

1,8-С

3.

Рангнау Георгий

3

2

3

2

2

2.4- С

4.

Максименко Сабина

3

3

3

2

3

2,8-В

5.

Малых Вова

1

1

2

1

2

1,4-Н

6.

Костина Маша

2

2

3

1

2

2,4- С

7.

Макарова Влада

3

2

3

1

2

2- С

8.

Сандула Демид

2

2

3

1

3

2,2- С

9.

Омельчук Семен

2

2

2

1

2

1,8- С

10.

Жеребцов Мартин

2

2

3

2

2

2,2- С

11.

Косарева Даша

3

2

3

2

2

2,4- С

12.

Королев Женя

1

2

2

1

2

1,6-Н

13.

Константинов Дима

1

1

2

1

2

1,4-Н

14.

Хмурович Влад

2

2

2

1

2

1,8- С

15.

Черкесов Максим

2

2

3

1

3

2,2- С

16.

Говорова Ксюша

3

3

3

2

3

2,8-В

17.

Тырон Ваня

1

2

2

1

2

1,6-Н

18.

Белкин Богдан

2

2

2

1

2

1,8- С

19.

Биркле Глеб

2

2

3

1

2

2- С

20.

Андрюк Соня

2

2

3

2

2

2.2- С

21.

Момотова Даша

3

3

3

2

3

2,8-В

22.

Костромин Илья

2

2

2

1

2

1,9- С

Сентябрь: Высокий уровень – 14% /3 чел./, средний уровень – 68% /15 чел./, низкий уровень – 18% /4 чел./.

Май:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР

Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 5-6 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для 1 младшей группы (рабочая программа воспитателя)

рабочая программа воспитателя с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...