Игры ТРИЗ для детей дошкольного возраста.
картотека (старшая группа)

Вензель Светлана Ивановна

Использование игр ТРИЗ для всестороннего развития творческих способностей ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_triz.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

                                                Игры по ТРИЗ для детей дошкольного возраста.

Игра «По кругу»

Цель: составить словосочетания

Оборудование: картинки по лексическим темам

Ход игры: дети сидят вокруг стола. В руках педагога стопка перевернутых карточек. Первый игрок вынимает из этой стопки любую карточку, например, «шубу», и придумывает какое-нибудь словосочетание, предположим: «Шуба пушистая». Картинка передвигается к следующему игроку. «Шуба теплая», «Шуба новая», и пр., - поочередно говорят участники игры, передвигая картинку по кругу. Игрок, назвавший последнее словосочетание, оставляет картинку «шуба» у себя и получает право вынуть из стопки следующую картинку. Победителем становиться обладатель наибольшего количества картинок.

Игра «Предложения по цепочке»

Цель: составить предложения.

Оборудование: картинки по лексическим темам

Ход игры: педагог поровну делит картинки между всеми участниками игры. Каждый игрок складывает свои картинки в стопочку.

Педагог выкладывает на середину стола любую картинку, например, «кошку». Первый игрок должен составить простое предложение, используя слово «кошка» и слово, проиллюстрированное верхней картинкой в его стопке (допустим слово «шубка»): «У кошки пушистая шубка». Наложив «шубку» на «кошку», первый игрок передвигает обе картинки ко второму участнику игры, которому необходимо соединить слово «шубка» с первым словом в своей сопке, и т.д. Если игрок не справляется с заданием, то забирает себе все передвигаемые картинки и кладет их в свою стопку снизу, а следующему игроку передает только одну верхнюю картинку. Победителем становиться тот, кто первым избавляется от своих картинок.

Игра «Антилогическое лото»

Цель: составить предложения…

Оборудование: подготовить две группы  карточек. Названия картинок первой группы составляют тематические пары с названиями картинок второй группы.

Ход игры: педагог поровну делит между игроками картинки первой группы. Они раскладываются рисунками вверх. Картинки второй группы педагог перетасовывает и раздает, перевернув их рисунками вниз. А дети, не глядя на картинки, накладываю их на свои карточки. Затем игроки поочередно открывают по одной перевернутой картинке. Предположим, что на «шкафу» оказалась карточка с изображением «клюшки». Игрок отвечает на вопрос логопеда: «Зачем шкафу клюшка?». Дети придумывают множество самых неожиданных и забавных связок между парами картинок и каждую интересную «изобретательскую идею» получают очко. «Зачем белке лопата?», «Зачем самолету колбаса?» и т.д.

Игра «Какой сегодня день» Кто что делает?

Цель: составить описание наступившего дня

Оборудование: картинки или «эстафетный» предмет

Ход игры: В центре стола раскладываются картинки. Педагог задает вопрос, например: «О ком или о чем можно сказать «идет?». Каждый игрок, используя картинки, составляет с заданным глаголом словосочетание и объясняет его значение. За правильный ответ дается призовая фишка. Выигрывает обладатель наибольшего количества фишек. Глаголы: идет, летит, растет, падают, стоят, сидят и т.д.

Игра «Хорошо-плохо».

Цель: учить выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны.  

Ход игры: выбирается объект, который не вызывает у ребенка стойких ассоциаций, положительных или отрицательных эмоций. Такими объектами могут стать карандаш, шкаф, книга, лампа, стул, камень, лист бумаги и т.д. Всем играющим необходимо назвать хотя бы по одному разу, что в предлагаемом предмете «плохо», а что «хорошо», что нравится и не нравится, что удобно и неудобно.  

 Игра «Цепочка»

 Цель: учить детей выделять признаки объектов, развивать мышление, речь детей.

Ход игры: Ведущий показывает ребёнку картинку с изображением объекта, он называет его. Затем картинка передаётся другому ребёнку. Он должен назвать один из признаков объекта и передать картинку следующему. Нужно назвать , как можно больше признаков и не повториться. Ведущий показывает картинку с изображением очков, ребёнок, увидев картинку, говорит очки круглые и передаёт картинку следующему игроку. Следующий игрок говорит очки солнечные и передаёт следующему игроку картинку т.д.

Игра «Что это такое?»

Цель: развивать ассоциативное мышление.

Ход игры: На доске или листе бумаги взрослый рисует любую геометрическую фигуру или схематическое изображение. Задает вопрос детям: -Что это такое? Или На что похоже? Дети называют предмет, на который похоже это изображение. Воспитатель говорит: - Нет! Это не … Затем воспитатель подрисовывает еще какие-либо части и опять спрашивает: «Что это?». Дает отрицательный ответ детям и вновь дорисовывает части и т.д.

Игра «Кто кем будет?»

Цель: учить называть прошлое и будущее предмета.

Ход игры: Ребенок отвечает на вопрос взрослого: - кем (чем ) будет … яйцо, цыпленок, кирпич, мальчик, желудь, семечко, икринка, гусеница, мука, железо, кирпич, ткань, ученик, больной, слабый и т.д.» При обсуждении ответов важно подчеркнуть возможность нескольких вариантов. Например: - Из яйца может быть птенец, крокодил, черепаха, змея, яичница. За одну игру можно разобрать 6-7 слов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры по Тризу для детей дошкольного возраста.

Цель данных игр : формирование у детей умения выявлять функции объекта, обучени составлять логическую цепочку действий, выявление надсистемных связей, развитие логического мышления, памяти, внимания, ...

Картотека "Игры по технологии ТРИЗ для детей дошкольного возраста»

Картотека "Игры по технологии ТРИЗ  для детей дошкольного возраста»...

Картотека "Игры по технологии ТРИЗ для детей дошкольного возраста".

Очень любим играть с детьми в игры по технологии ТРИЗ. Игры по технологии ТРИЗ развивают смекалку, логику, воображение; тренируют память и внимание....

Картотека "Игры по технологии ТРИЗ для детей дошкольного возраста"

КАРТОТЕКА «ИГРЫ ПО ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»...

Картотека «Игры по технологии ТРИЗ для детей дошкольного возраста»

Картотека «Игры по технологии ТРИЗ для детей дошкольного возраста»...

Консультация для воспитателей. Игры ТРИЗ для детей дошкольного возраста.

Детское мышление еще не способно оперировать абстрактными категориями. Обучение дошколят и первоклассников даже таким простым мыслительным операциям, как сравнение или обобщение, требует особых форм з...

Картотека "Игры по технологии ТРИЗ для детей дошкольного возраста"

Изучаем новую для нас технологию, играем и делимся с вами самым интересным...