Развитие социальных навыков у старших дошкольников посредством правового воспитания»
методическая разработка
Воспитание ребенка в соответствии с требованиями общества – необходимая составляющая процесса подготовки человека к будущей активной жизни в обществе. Одним из компонентов этой составляющей является процесс правового воспитания, который реализуется в условиях дошкольного образовательного учреждения на протяжении всех лет обучения и воспитания. Действительно, самые первичные представления о социальных нормах поведения людей, о необходимости определенного порядка в человеческих взаимоотношениях приобретаются в детстве, еще в дошкольный период. И от того, какое понимание права и отношение к нему вырабатывается у ребенка в этот период, во многом зависит и последующее его поведение в правовой сфере. В связи с этим возрастает актуальность опыта - ребёнок, наученный в дошкольные годы находить гуманные способы решения разногласий с другими детьми и взрослыми, в своей дальнейшей жизни не будет прибегать к ущемлению прав других людей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Выступление на педагогическом совете
Тема выступления: «Развитие социальных навыков у старших дошкольников посредством правового воспитания»
Педагог: Степченкова Ж.В.
Введение. Воспитание ребенка в соответствии с требованиями общества – необходимая составляющая процесса подготовки человека к будущей активной жизни в обществе. Одним из компонентов этой составляющей является процесс правового воспитания, который реализуется в условиях дошкольного образовательного учреждения на протяжении всех лет обучения и воспитания. Действительно, самые первичные представления о социальных нормах поведения людей, о необходимости определенного порядка в человеческих взаимоотношениях приобретаются в детстве, еще в дошкольный период. И от того, какое понимание права и отношение к нему вырабатывается у ребенка в этот период, во многом зависит и последующее его поведение в правовой сфере. В связи с этим возрастает актуальность опыта - ребёнок, наученный в дошкольные годы находить гуманные способы решения разногласий с другими детьми и взрослыми, в своей дальнейшей жизни не будет прибегать к ущемлению прав других людей.
Проблема состоит в том, что, как бы серьезно ни продумывались формы правового воспитания детей в детском саду, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в педагогическом процессе.
Создание условий для организации правового воспитания старших дошкольников в ДОУ, поможет осознать дошкольникам свои права и обязанности, привычки действовать в соответствии с общепринятыми нормами поведения, а родителям и педагогам, вовлеченным в этот процесс, поможет изменить стиль взаимоотношений с детьми.
Опыт актуален, т.к. он позволяет разрешить некоторые противоречия:
-между социальной значимостью формирования у детей дошкольного возраста основ правового поведения и низким уровнем представлений о своих правах и обязанностях у детей старшего дошкольного возраста;
-между регламентированной международными и российскими законодательными актами необходимостью совместной работы педагогов и родителей по соблюдению прав ребенка в семье и ДОУ и отсутствием разработанной системы работы в ДОУ по правовому воспитанию;
-между потребностью родителей в личностно-ориентированном характере взаимодействия со своими детьми и недостаточным уровнем оказания помощи педагогами родителям в повышении их педагогической и правовой компетентности;
-между необходимостью выработки единых требований к воспитанию детей в семье и детском саду, способствующих развитию социально – личностных качеств в соответствии с ФГОС ДО, и отсутствием доверительных отношений с семьями воспитанников, построенных на основе партнерства и сотрудничества.
I.Теоретическая основа
Правовое воспитание детей дошкольного возраста требует единства и согласованности действий дошкольного учреждения с семьей. Когда единство действий дошкольных учреждений и семьи обеспечивает формирование нравственных чувств и представлений ребенка, прочных навыков и привычек поведения, организованную и целенаправленную его деятельность, воспитательный процесс проходит с меньшими трудностями и ребенку легче овладеть установленными нормами поведения.
Данная проблема достаточно широко представлена в нормативно-правовых документах: Декларации прав ребенка, Конвенции ООН о правах ребенка, Конституции РФ, законодательных актах о правах ребенка.
Научно - педагогическое обоснование проблемы правового воспитания в разные периоды развития российского образования рассматривались в работах Н.П. Вербицкого, И.Ф. Рябко, Е.В. Татаринцевой, В.В. Тишенко. Основой для построения нравственно-правового сознания и поведения, являются идеи Н.К. Крупской, А.С. Макаренко. Значимы для исследования работы Л.С. Выготского, В.А. Сухомлинского, в которых педагогический процесс рассматривается на основе гуманистического принципа сотрудничества взрослых и детей.
По рекомендации ЮНЕСКО обучение правам человека, т. е. правовое воспитание, предлагается начинать в дошкольном возрасте.
Правовое воспитание — это целенаправленное и систематическое влияние на сознание и поведение ребенка с целью формирования у него правовой воспитанности, то есть комплексного качества личности, которое характеризуется наличием и степенью сформированности у дошкольников глубоких и устойчивых правовых знаний, и убеждений в правильном правовом поведении, реализация которого в практической деятельности отвечает требованиям общества.
Исследователь Федотова С.В. считает, что для правового воспитания дошкольников необходимы следующие условия: четкое планирование воспитательно-образовательного процесса, систематичность предусмотренных мероприятий, хорошая теоретическая подготовка педагога.
Другой исследователь этой в области, Пименова Л, В., обращает внимание на то, что, что одной из задач правового воспитания является знакомство детей с их правами и обязанностями. К семи годам дети могут оценивать поступки других людей, проявляют толерантность к представителям других национальностей.
Вопросы усвоения дошкольниками знаний о принадлежности человека к разным расам, о сходстве и различии людей, живущих на Земле, имеющих равные права и одинаковые обязанности перед собой и окружающей социальной действительностью рассматривала в своих работах исследователь Н.Г. Капустина.
Ган Н.Ю., по результатам своих исследований, был сделан вывод: процесс правового воспитания осуществляется через формирование трех компонентов: информационно-познавательного (знания детей о правах, знания детей об обязанностях), эмоционально-оценочного (оценка собственной деятельности, умение оценивать поступки других людей с точки зрения норм права) и поведенческо-деятельностного (владение умениями и навыками по реализации правового поведения и умение реализовывать свои права в деятельности, соблюдать запреты и исполнять обязанности).
Правовое воспитание дошкольников исследователи рассматривают в контексте решения задач нравственного воспитания. Они считают, что правовые нормы вырастают из нравственных норм. Если у человека не сформированы нравственные нормы поведения и взаимоотношений, то формирование правовых норм будет носить формальный характер, то есть это будет на уровне запоминания, а не на уровне понимания. Нравственные и правовые нормы имеют много общего: они регулируют взаимоотношения людей на основе уважения друг к другу, способствуют формированию таких качеств как сдержанность, сочувствие, сопереживание, чувство собственного достоинства и др.
II. Содержание опыта
Работа дошкольных учреждений по правовому воспитанию детей должна быть направлена, во-первых, на обеспечение всесторонней воспитательною — образовательной работы с детьми; во-вторых, на поддержание постоянной связи с родителями в целях установления единства воздействия на ребенка; в-третьих, на оказание помощи родителям в целях повышения их педагогической культуры.
Новизна опыта: создание системы работы ДОУ по правовому воспитанию со всеми участниками образовательного процесса – педагогами, детьми и родителями – нацеленной на формирование у детей старшего дошкольного возраста и умения взаимодействовать со взрослыми и сверстниками на основе усвоенных ими норм и ценностей, принятых в социуме.
- Цель: Способствовать социальной адаптации старших дошкольников через формирование основ правовых знаний.
2. Задачи
1. Выявить уровень сформированности правовой культуры у детей старшего дошкольного возраста, родителей, уровень готовности педагогов осуществлять правовое воспитание в ДОУ.
2. Разработать систему работы по правовому воспитанию в ДОУ с детьми, педагогами и родителями
3. Реализовать организационную модель информационно-просветительной работы по правовому воспитанию в ДОУ в системе: педагог – ребенок – родитель.
Формы и методы работы с детьми старшего дошкольного возраста
по правовому воспитанию
Главная цель педагогической деятельности по правовому воспитанию детей дошкольного возраста – воспитание гуманной, социально активной, самостоятельной, интеллектуально-развитой творческой личности.
Работу по правовому воспитанию дошкольников мы осуществляли в трех направлениях:
- подача информационного материала;
- практическое участие детей в специально организованных ситуациях;
- наблюдение за самостоятельным переносом полученных знаний, умений в практику.
Проведение НОД по ознакомлению старших дошкольников с Конвенцией ООН о правах ребенка в рамках детского клуба «
-познакомить детей в соответствующей их возрасту форме с Конвенцией ООН о правах ребенка;
-разъяснять общественные нормы и правила поведения, закреплять полученные знания в повседневной жизни.
-способствовать формированию чувства собственного достоинства, осознанию своих прав и свобод, чувства ответственности;
-развивать уважение к достоинству и личным правам другого человека;
-воспитывать гуманные чувства и адекватные взаимоотношения в общении со взрослыми и сверстниками.
В раскрытии личности ребенка и развитии социальных норм велика роль всех видов деятельности, а использование в комплексе разнообразных форм и методов воспитания позволяет глубже осознать гуманную сущность прав человека, его обязанностей, норм и правил поведения.
1.Результативность опыта. Основным критерием результативности опыта является степень овладения навыками правовой культуры старшими дошкольниками, включающей в себя: имеющиеся у детей представления о правах ребенка, знания о нормах нравственно – правового поведения в разных ситуациях, с которыми сталкиваются дети в постоянном общении с другими детьми и взрослыми, а также умения решать проблемные ситуации, отражающие действия людей, нарушающих права детей.
Анализ литературы и практический опыт работы показывают, что одним из возможных способов формирования у детей старшего дошкольного возраста правового воспитания, является организация правового воспитания в условиях ДОУ, которое включает в себя не только сообщение детям знаний, но и формирование эмоционально – оценочного отношения к социальным фактам и событиям, а затем применение этих знаний в практической деятельности.
Работа по правовому воспитанию, осуществляющаяся целенаправленно и систематически, помогла нам установить более доверительные отношения с семьями детей, что положительно влияет на эмоциональное благополучие ребенка в семье.
Список использованной литературы
1. Алешина, Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. - М., - 2001.
2. Борисова, О. Т. Правовое образование дошкольников //Ребенок в детском саду. М., 2002 - №4, стр.77;
3. Голицина Н.С., Огнева Л. Д. Ознакомление старших дошкольников с Конвенцией о правах ребенка. – М.: «Издательство Скрипорий 2003», 2005.
4. Давыдова О. И., Вялкова С. М. Беседы об ответственности и правах ребенка. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
5. Доронова Т.Н., Жичкина А.Е., Голубева Л.Г. и др. Защита прав и достоинства маленького ребенка: координация усилий семьи и детского сада: пособие для работнтков дошкольных образовательных учреждений. – 2-у изд. – М.: Просвещение, 2006.
6. Жукова Р.А. Правовое воспитание. Старшая и подготовительная группа. Разработка занятий. Издание 2-е переработанное. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2010.
7. Загуменная Л.А. Социально – личностное развитие дошкольников: программа, планирование, занятия, диагностические материалы. Старшая группа. – Волгоград: Учитель, 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/06/picture-217098-1362521699.jpg)
ОПЫТ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ: «Формирование навыков письма старших дошкольников посредством использования нетрадиционных техник в изобразительной деятельности»
Успешное овладение графическими навыками рисования облегчает усвоение письма в школе, так как обе графические деятельности имеют много общего....
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/22/picture-636633-1477133302.jpg)
Социально-педагогическая деятельность по формированию социальных навыков у старших дошкольников
Объектом исследования является социально-педагогическая деятельность по формированию социальных навыков у старших дошкольников в условиях образовательной организации. Целью исследования является ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/10/picture-292736-1444469106.jpg)
Конспект занятия для старших дошкольников по правовому воспитанию из проекта "Права маленького Человека"
Данное занятие направлено на формирование правового сознания детей старшего дошкольного возраста. Может быть использовано в рамках деятельности Уполномоченного по защите прав участников образовательно...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/02/picture-194508-1359824278.jpg)
Тема: «Развитие вокальных навыков у старших дошкольников посредством здоровьесберегающих технологий»
В последнее время в детской среде отмечается устойчивая тенденция роста нервно-психических заболеваний под воздействием интенсивных социально-экономических перемен в обществе. Проблема неблагополучия ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/13/picture-1069112-1539426257.jpg)
Доклад на педсовете "Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников посредством трудового воспитания"
Формирование у детей трудовых умений и навыков в разных видах труда: самообслуживании, хозяйственно-бытовом и ручном труде, труде в природе. Воспитание уважения к трудящемуся человеку, приучение к тру...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/30/picture-1284280-1604086938.jpg)
Статья «Формирование навыков общения старших дошкольников посредством организации танцевальной деятельности»
Одним из важных направлений развития детей дошкольного возраста является развитие их общения со сверстниками и взрослыми. Ведь именно в дошкольный период мир ребёнка уже не ограничивается семьёй. Знач...
Проект : развитие социально-значимых качеств личности дошкольника посредством трудового воспитания
В проекте анализируются педагогическое условия для воспитания позитивного отношения детей дошкольного возраста к труду, основные формы, и методы организации труда дошкольников, позволяющие получать ре...