"Осень после лета"
материал (старшая группа)
Задачи:
-активизировать словарь по данной теме;
-учить образовывать относительные прилагательные;
-подбирать прилагательные и глаголы к существительному;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osennie_yavleniya.docx | 16.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект образовательной деятельности по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста на тему «Природные явления»
Цель: систематизация знаний детей об осени и осенних явлениях;
Задачи:
-активизировать словарь по данной теме;
-учить образовывать относительные прилагательные;
-подбирать прилагательные и глаголы к существительному;
-согласовывать существительных с числительными;
- развивать мышление, зрительное внимание и память, ориентировку на листе бумаги;
-закреплять умение составлять рассказ с помощью схем;
-развивать навыки сотрудничества.
Организация образовательной среды:
Для мотивации к НОД:
видеозапись «Шуршание листьев»
Для проведения НОД: ноутбук, проектор для просмотра презентации, схемы-модели, кленовые, дубовые, берёзовые листья, конверты, подносы, белые листы формата А3(по количеству пар детей).
Предварительная работа:
- педагога: разработка конспекта, изготовление пособий, подбор речевого материала по теме НОД, подготовка презентации;
-с детьми: изучение признаков осени.
-с родителями: закрепление речевого материала.
Формы организации совместной деятельности: игра, беседа,
самостоятельная деятельность, работа в парах, упражнение на развитие зрительно-моторной координации, ориентировки на листе бумаги.
Проведение НОД:
Мотивация:
1.Дети заходят в зал.
На доске размытое изображение осенних листьев.
-Ребята, что же это такое на доске? Я что-то не пойму. Давайте попробуем разобраться. (включить видео «Шуршание листьев»)
-Что вы видите? (Дети: -Кто-то идет по листьям)
-Что вы слышите? (Дети: -Шуршат листья)
-В какое время года можно услышать такие звуки? Почему?
-Сегодня мы вспомним все, что мы знаем об осени.
(Слайд)
(Дети садятся на стулья)
-Назовите осенние месяцы (Д:Сентябрь, октябрь, ноябрь)
-Какой сейчас месяц? (Д: -Ноябрь)
Реализация видов деятельности.
1. Игра «Угадай-ка»
-Ребята, сейчас я вам загадаю осенние загадки. Слушайте внимательно.
(После угадывания на доске появляется картинка)
-Осенью он холодный, моросящий, мелкий.
Что это? (Дождь)
–Слайд.
-Осенью он холодный, сильный, порывистый. (Ветер)
–Слайд.
-Осенью они тяжёлые, серые, тёмные, дождевые, низкие (Облака)
–Слайд.
-Осенью они желтые, красные, коричневые, оранжевые (Листья)
–Слайд.
-Осенью она желтая, вялая, сухая (Трава)
–Слайд.
2.
Игра «Подберидействие»(Игра с мячом, дети стоят полукругом)
-Я бросаю вам мяч и называю слово-предмет. Вы должны подобрать
к нему как можно больше действий. Дождь осенью (что делает?) -
моросит, идет, капает и т.д.
Листья осенью (что делают?) - желтеют, опадают и т.д.
Трава осенью (что делает?) - вянет, желтеет, засыхает...
Животные осенью (что делают?)-готовятся к зиме, меняют шубки.
3.
Игра «Посчитаем»
-Осенью в лесу выросло много грибов.
-Какие грибы вы знаете?
-Что это за гриб? (Лисичка).
-Но грибы часто не растут по одному, а целыми группами.
Давайте их посчитаем. (На доске картинка –5 лисичек)
«Одна лисичка, две лисички,... пять лисичек»
Аналогично мухомор.
-А эти всегда растут очень большими группами, очень любят расти на пеньках. Что же это за грибы? (опята)
-Посчитаем их (один, два, три...) Я думаю, что мы не сможем их сосчитать.
Как же можно сказать, сколько здесь опят? (Много опят)
-Ребята, какие из этих грибов съедобные?
(Лисички и опята -съедобные. Мухомор –ядовитый гриб)
–Слайд.
4.
Игра «Какой лист»
Дети выбирают конверты, в которых находятся разрезанные листья. Собирают их на ковре.
-Попробуйте собрать листочки из нескольких частей.
Какой у тебя лист? (дубовый, кленовый, березовый). Какого он цвета?
-А теперь скажи: «У меня желтый березовый лист»
Листья четырех цветов: красные, желтые, оранжевые, коричневые.
5.
Работа в парах.
Дети разбиваются на пары по цвету листьев.
- У кого были желтые листья? Красные? Оранжевые? Коричневые? У нас
получились пары. Каждой паре я даю лист бумаги и
разноцветные листья.
-Соберем осенний узор. Посмотрите на картинку и запомните её. (
Образец на слайде).
Дети выкладывают узор по памяти.
-Какие красивые узоры у вас получились. А сейчас проверим.
(Показать образец, дети проверяют, исправляют ошибки)
6. Составление рассказа об осени с помощью схем.
-Как много мы вспомнили про осень.
А сейчас давайте составим рассказ об осени. Поможет нам схема.
-Что означает эти картинки?
∙Знак вопроса –о чем мы будем рассказывать;
∙Облако–какие осенью облака;
∙Капли дождя, снежинки–какие осадки бывают осенью;
∙Наклоненное дерево–какой ветер осенью;
∙Листья, трава–какие осенью листья и трава;
∙Стрелочка -что еще можно сказать об осени.
Образец рассказа.
Наступила осень. По небу плывут тёмные, низкие облака. Осенью часто идет мелкий, холодный дождь. Иногда может пойти и снег. Осенью дует сильный, холодный ветер. Листья на деревьях желтеют, краснеют и опадают. Трава желтеет, засыхает. Осенью в лесу растут грибы.
Дети составляют свой рассказ об осени с помощью схемы-модели.
Подведение итогов.
-Сегодня мы вспомнили о прекрасном времени года –об осени.
(Отметить каждого ребенка).
-На память о нашем занятии я дарю вам осенние раскраски.
Организация детей, не участвующих в НОД. Закрепление материала в ходе индивидуальной НОД.
Взаимодействие с родителями. Закрепление речевого материала с детьми дома.
Литература
1. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и
родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. –СПб.: Детство-Пресс, 2010.
2.Вальчук Е.Развитие связной речи детей 6-7 лет: конспекты занятий. ФГОС ДО. –М.:Учитель, 2015.
3. Ивановская О.Г., Гадасина Л.Я., Савченко С.Ф.Занятия с логопедом по обучению связной речи на основе разрезных картинок. Для детей 6-7 лет. М.: Каро, 2009.
4. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Развитие связной речи. Фронтальные логопедические занятия по теме «Осень»для детей с ОНР
.М.: ГНОМ, 2011.
5. Сеничкина В.В. Конспекты тематических занятий по формированию
лексико-грамматических категорий языка и связной речи у детей с ОНР., СПб.: Детство-Пресс, 2012
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
осенний праздник для средней группы "Наступила после лета осень"
Осенний праздник для средней группы "Наступила после лета осень"...
День встречи после лета
Сценарий досуга для детей старшего дошкольного возраста с мультяшными героями...
Сценарий чаепития «Посиделки после лета или мы снова вместе». (старшая группа)
Мероприятие проводится в конце темы недели «Вспоминаем лето» (сентябрь). Целью мароприятия является повысить интерес к совместным мероприятиям и совместной деятельности. Также развивать арт...
В детский сад после лета: правила адаптации
Когда ребенок идет в детский сад после лета, он и его родители сталкиваются с определенными трудностями адаптации. Да, именно так – и ребенок, и родители. Детям, которые уже ходили в садик, но п...
В детский сад после лета: правила адаптации.
Как родителям помочь влиться в детсадовский режим....
Консультация для родителей "В детский сад после лета: правила адаптации"
Консультация для родителей: как помочь ребенку влиться в детсадовский режим....
Консультация для родителей "После лета в детский сад"
Консультация для родителей: как помочь ребенку адаптироваться к детскому саду после лета....