Образование как общечеловеческая ценность
консультация
Реферат по теме "Образование как общечеловеческая ценность"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
реферат по теме " Образование как общечеловеческая ценность" | 33.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Дополнительная профессиональная программа
(профессиональная переподготовка)
ПЕДАГОГИКА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ
Реферат по дисциплине:
«Педагогика»
По теме
«Образование как общечеловеческая ценность»
Исполнитель
Чигвинцева Елена Евгеньевна
2021год.
Содержание:
Введение (с.3)
1. История становления образования как общечеловеческой ценности. (с.4-6)
2. Образование как социальное и социокультурное явление. (с. 6-8)
3. Современное мировое образовательное пространство (с.8-10)
4. Международное право об образовании. (с.10-14)
Заключение (с.14-15)
Список литературы (с.16)
Образование как общечеловеческая ценность.
Введение.
В современном мире образование является одним из признанных общечеловеческих ценностей. Большинство государств конституционно закрепило право человека (гражданина) на образование. Во многих государствах существует государственная система образования и меры поддержки частного образования. То, что образование является потенциалом развития государства, обеспечивает его будущее сегодня ни у кого не вызывает сомнения.
Что же это такое образование? Если обратиться к Википедии, получим следующую трактовку: «Образование это и есть процесс передачи знаний, накопленных в культуре, новым поколениям. Образование целенаправленно осуществляется обществом через учебные заведения: детские сады, школы, колледжи, университеты и другие заведения, что, однако, не исключает возможность и самообразования, особенно в связи с широкой доступностью интернета.». В более широком понимании, под образованием понимается единый процесс физического и духовного формирования личности, процесс социализации, ориентированный на исторически обусловленные, более или менее четко зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны. В таком понимании образование выступает как неотъемлемая сторона жизни общества – это, прежде всего, социальное явление. При всей распространенности и, казалось бы, устойчивости понятия «образование» смысл, вкладываемый в него, не однозначен. Выделяют следующие аспекты содержательной трактовки понятия «образование» - образование как социокультурный феномен; образование как система; образование как педагогический процесс; образование как результат и конечно образование как общечеловеческая ценность.
Так почему же передача знаний, умений, навыков, нравственных ценностей и другого общечеловеческого опыта стала глобальной общечеловеческой ценностью, о чем свидетельствует большое внимание к нему со стороны ООН, Юнеско и других международных организаций, отстаивающих права человека во всем мире?
1. История становления образования как общечеловеческой ценности.
Образование стало особой сферой социальной жизни с того времени, когда процесс передачи знаний и социального опыта выделился из других видов жизнедеятельности общества и стал делом лиц, специально занимающихся обучением и воспитанием; когда были созданы общественные структуры или социальные институты, специализирующиеся на накоплении и распространении знаний.
Некоторые археологические находки интересны только узкому кругу специалистов, другие вызывают бурный интерес общественности. Окаменелые следы, оставленные древними людьми, относятся ко второй категории. Они «рассказывают» о местах обитания, способах передвижениях, численности. Так одними из самых древних находок являются следы племени австралопитеков в Танзании возрастом около 3,66 миллиона лет и южно-эфиопские оттиски Homo heidelbergensis (возраст примерно 700 тысяч лет). Какое отношение имеют отпечатки к образованию? Самое прямое: рядом со следами взрослых людей были детские, т.е подрастающее поколение росло и развивалось рядом со своими родителями, перенимая их опыт и знания. Какими бы они ни были.
Последующие изменения в образе жизни людей не оказало большого влияния на образование: оно по-прежнему оставалось домашним, а в роли учителей выступали представители старшего поколения. Образовательная программа состояла из обязательных пунктов обучения охоте и собирательству (на кого, когда и сколько), умению готовить пищу, позже добавились оккультные действия и обряды.
Первые школы. Необходимость в получении специальных знаний возникла на этапе зарождения государств. В III тыс. до н.э. в Древнем Египте привилегированные особы (дети и родственники фараона) проходили специальную подготовку: чтение, письмо. Позже образование могли получать дети (юноши) чиновников и жрецов. Обучение проводилось в основном в храмах, поэтому около религиозная тематика была основным направлением обучения. Параллельно с египетской системой обучения развивалась система образования на Востоке. Города Междуречья (Тигра и Евфрата) при храмах занимались подготовкой писцов. Местные школы назывались «эдубба», что означало «дом табличек». Это естественно, ведь в отличие от египтян, использующих папирусы, шумерские писари, которых при одном учителе было 20-30 человек, использовали глиняные таблички. К I тыс. до н.э. подобные школы были в каждом городе Междуречья, а к письму добавились счет, рисование, музыка, основы биологии и географии, магические обряды.
Практику школьного обучения детей перенимают греки, которые хотели воспитать развитых (физически и интеллектуально) воинов-защитников. Некоторые историки считают, что первоначальным и первостепенным значением греческих школ было не образование, а необходимость занять чем-то нетрудоспособную часть населения (старики и дети).
Кстати, слово «школа» происходит от греческого «to scholeío», которое означало место, где можно провести свободное время, занятия во время досуга. Что в некотором смысле является подтверждением теории. Вне зависимости от начальных целей, к пятому тыс. до н.э. среди свободных греков все имели базовый уровень образования, а процесс из домов полностью перешел в специальные заведения — школы. Обучение начиналось с 5 -7 лет, и длился до 20-25лет. Вместо записей в дневник-табличку за непослушание или опоздание применялись телесные наказания.
Древнегреческая система образования разделялась на три вида воспитания:
- спартанское. Готовили выносливых и сильных воинов. Причем девочек тоже могли обучать по этой системе.
- афинское. Допускались к учебе только мальчики (девочки проходили домашнее обучение), главной целью было воспитание всесторонне развитой личности.
- римское. Главная ценность Древнего Рима – государство, а не личность, поэтому детей из низших сословий сразу готовили в ремесленники и обучали определенному мастерству, а в платных школах обучали детей привилегированных граждан иностранным языкам, философии, риторики. Все, чтобы «выпускники» были максимально полезны своему государству.
На протяжении многих веков образование считалось уделом избранных, только к XVIII веку стала набирать популярность идея, что образование способно оказывать влияние не только на определенного индивидуума, но и на все общество и государство в целом. Но от осознания до практики, когда образование стали считать правом каждого человека, прошло еще 100 лет.
Образование в России. В России попытка организации систематического образования для всего населения впервые была предпринята при Петре I. В 1716 г. была введена так называемая «школьная повинность». В 1724 г. Петр I издал указ об открытии в Санкт-Петербурге Академии наук и университета с гимназией при ней. Екатерине II удалось организовать регулярную начальную школу в России. В годы правления Александра I в 1802 г. в числе других было создано Министерство народного просвещения, а в 1804 г. появились первые государственные гимназии. В XX в. российская образовательная система неоднократно реформировалась.
2. Образование как социальное и социокультурное явление.
Одной из функций любого государства вне зависимости от его государственного устройства является функция обеспечения образования населения.
Образование как социальное явление – это, прежде всего, объективная общественная ценность. Нравственный, интеллектуальный, научно-технический, духовно-культурный и экономический потенциал любого общества непосредственно зависит от уровня развития образовательной сферы. Однако образование, имея общественную природу и исторический характер, в свою очередь, обусловлено историческим типом общества, которое реализует эту социальную функцию. Оно отражает задачи социального развития, уровень экономики и культуры в обществе, характер его политических и идеологических установок, так как и педагоги, и их воспитанники являются субъектами общественных отношений.
Таким образом, образование как социальное явление – это общественная система, функцией которой является обучение и воспитание членов общества и которая ориентирована на передачу определенных знаний, идейно-нравственных ценностей, умений, навыков, норм поведения.
Образование можно рассматривать как своеобразный способ вхождения человека в мир науки и культуры. Термин «культура» в переводе с латинского языка означает «взращивание, совершенствование», а применительно к человеку – это взращивание, совершенствование, формирование его образа. Исходя из данной трактовки культура является и предпосылкой, и результатом образования человека. В процессе образования человек осваивает культурные ценности – исторические, художественные, архитектурные и пр. Поскольку содержание образования черпается и пополняется из наследия науки и культуры, а также из жизни и практики человека, то образование является социокультурным феноменом и выполняет следующие социокультурные функции:
• вхождение человека в мир науки и культуры;
• социализация человека;
• обеспечение преемственности поколений;
• обеспечение трансляции культурных ценностей;
• обеспечение сохранения и развития национальных традиций;
• способствование активному ускорению культурных перемен в общественной жизни.
Образование является средством трансляции культуры, овладевая которой, человек не только адаптируется к условиям постоянно изменяющегося социума, но и становится способным развивать и приумножать потенциал мировой цивилизации.
• единство содержательной и процессуальной сторон обучения;
• гуманизация и фундаментализация содержания образования.
3. Современное мировое образовательное пространство.
Мировое образовательное пространство объединяет национальные образовательные системы разных типов и уровней, значительно различающиеся по философским и культурным традициям, уровню целей и задач, своему качественному состоянию. Поэтому следует говорить о современном мировом образовательном пространстве как о формирующемся едином организме при наличии в каждой образовательной системе глобальных тенденций и сохранении разнообразия.
Реформирование системы образования в России характеризуется поиском оптимального соответствия между сложившимися традициями в отечественной педагогике и новыми веяниями, связанными с вхождением в мировое образовательное пространство.
Современное развитие российского общества требует развития инновационного обучения, ориентированного на будущее. Инновации в системе образования главным образом связаны с изменениями, относящимися к цели, содержанию, методам, технологиям, учебно-методическому обеспечению, системе управления, системе финансирования, учебным программам.
Для мирового образовательного пространства характерны весьма важные тенденции, особенно ярко проявившиеся в конце XX в.
Первая тенденция – это повсеместное ориентирование большинства стран на переход от элитного образования к высококачественному образованию для всех.
Вторая тенденция заключается в углублении межгосударственного сотрудничества в области образования. Активность развития данного процесса зависит от потенциала национальной системы образования и от степени равенства условий партнерства государств и отдельных участников.
Третья тенденция предполагает существенное увеличение в мировом образовании гуманитарной составляющей за счет введения научных и учебных дисциплин, ориентированных на человека: политологии, психологии, социологии, культурологии, экологии, эргономики, экономики.
Четвертой тенденцией в развитии мирового образования является значительное распространение нововведений при сохранении сложившихся национальных традиций и национальной идентичности стран и регионов. Поэтому пространство становится поликультурным и ориентированным на развитие человека и цивилизации в целом, более открытым для формирования международной образовательной среды, наднациональным по характеру знаний и приобщению человека к мировым ценностям.
Организационное регулирование мирового образовательного пространства осуществляет ЮНЕСКО.
К настоящему времени в мире сложились следующие образовательные модели:
американская, французская, немецкая, английская и российская (общеобразовательная школа – лицей или колледж – институт, университет или академия – аспирантура – докторантура).
19 июня 1999 г. в итальянском городе Болонья министры образования 29 европейских стран подписали Декларацию о европейском регионе высшего образования. Основная цель Болонского процесса заключается в создании общеевропейской системы высшего образования, которая поможет повысить мобильность граждан на мировом рынке труда и усилить конкурентоспособность европейской высшей школы. В настоящее время абсолютным лидером по части предоставления международньгх образовательных услуг являются США. В число первоочередных, зафиксированных в Декларации задач, которые должны быть выполнены к 2010 г., входят:
♦ введение двухуровневой системы высшего образования: бакалавр – магистр (или докторская степень);
♦ внедрение системы, обеспечивающей сопоставимость дипломов о высшем образовании в европейских странах;
♦ создание единой формы учета, обеспечивающей мобильность студентов и преподавателей в европейском образовательном пространстве.
4. Международное право об образовании.
«ЕВРОПЕЙСКАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ХАРТИЯ» от 3 мая 1996 года (ПЕРЕСМОТРЕННАЯ) в г. Страсбурге 3 мая 1996 года ратифицирована Федеральным законом от 3 июня 2009 г. №101-ФЗ Часть I п 7: Дети и молодежь имеют право на особую защиту от физических и моральных рисков, которым они подвергаются п9: Каждый имеет право на профессиональную ориентацию с целью оказания ему помощи в выборе профессии в соответствии с его личными способностями и интересами п10: Каждый имеет право на профессиональную подготовку
Часть II Статья 7 . Право детей и молодежи на защиту п 3 :Лица, которые ещё получают обязательное образование, не должны быть заняты на таких работах, которые лишают их возможности получать такое образование в полном объеме Статья 9 . Право на профессиональную ориентацию В целях обеспечения эффективного осуществления права на профессиональную ориентацию Стороны обязуются предоставлять или поощрять, по мере необходимости, оказание услуг, которые помогают всем лицам, в том числе инвалидам, решать проблемы, связанные с выбором профессии или повышением профессионального уровня с учетом индивидуальных особенностей и возможностей занятости. Эта помощь должна предоставляться бесплатно как молодежи, включая школьников, так и взрослым .
Статья 10 . Право на профессиональную подготовку п 1 : предоставлять или способствовать предоставлению, по мере необходимости и в консультации с организациями работодателей и работников, техническую и профессиональную подготовку всем лицам, включая инвалидов, а также предоставлять средства, дающие доступ к высшему техническому и университетскому образованию исключительно на основе критерия личных способностей Статья 15 . Право инвалидов на независимость, социальную интеграцию и на участие в жизни общества п 1 : принимать необходимые меры для обеспечения инвалидам ориентации, обучения и профессиональной подготовки в рамках, когда это возможно, соответствующих общих систем, а когда невозможно - через специализированные государственные или частные учреждения
"ВСЕОБЩАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА" Принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 Статья 26 1. Каждый человек имеет право на образование . Образование должно быть бесплатным по меньшей мере в том, что касается начального и общего образования. Начальное образование должно быть обязательным. Техническое и профессиональное образование должно быть общедоступным, и высшее образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого.
Статья 26 2. Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам. Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами и должно содействовать деятельности Организации Объединенных Наций по поддержанию мира. 3. Родители имеют право приоритета в выборе вида образования для своих малолетних детей.
«ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ РЕБЕНКА» Декларация прав ребёнка принята Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1959. Необходимость специальной защиты прав ребёнка впервые была провозглашена Женевской декларацией о правах детей (1924). Декларация прав ребёнка провозглашает равные права детей в области воспитания, образования, обеспечения, физического и духовного развития. Во многих государствах принципы Декларации прав ребёнка закреплены конституциями и документами различных государственных и общественных организаций.
«САЛАМАНКСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ О ПРИНЦИПАХ, ПОЛИТИКЕ И ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЦ С ОСОБЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ» Принята на Всемирной конференции по образованию лиц с особыми потребностями: доступность и качество (Саламанка, Испания, 7—10 июня 1994 г.) Более трехсот участников, представлявших 92 правительства и 25 международных организаций Декларация провозглашает принцип создания «Школ для всех» — образовательных учреждений для всех категорий обучающихся, учитывающих различия и соответствующих индивидуальным потребностям.
«КОНВЕНЦИЯ О БОРЬБЕ С ДИСКРИМИНАЦИЕЙ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ» Принята 14 декабря 1960 года Генеральной конференцией Организации Объединённых Наций по вопросам образования, науки в культуры на ее одиннадцатой сессии. (ЮНЕСКО) Вступила в силу в 1962 году. В 1962 г. к конвенции принят дополнительный Протокол об учреждении комиссии примирения и добрых услуг для разрешения разногласий между государствами-участниками Конвенции, вступивший в силу в 1968 году. Указ Президиума ВС СССР от 2 июля 1962 г. N 254-VI "О ратификации Конвенции о борьбе с дискриминацией в области образования. По состоянию на октябрь 2015 года, участниками Конвенции является 101 государство. Настоящая Конвенция составлена на английском, испанском, русском и французском языках, причем все четыре текста имеют равную силу. (статья 11)
ДЕКЛАРАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ ПО ВОПРОСАМ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И КУЛЬТУРЫ от 1 января 1990 г. № б/ н "ВСЕМИРНАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ОБ ОБРАЗОВАНИИ ДЛЯ ВСЕХ» г. Джонтьен
Содержание ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ: ЦЕЛЬ Статья 1 - удовлетворение базовых образовательных потребностей Образование для всех: расширенный подход и новые усилия в его поддержку Статья 2 - формирование подхода Статья 3 - придание всеобщего характера доступу к образованию и содействие обеспечению равенства Статья 4 - уделение особого внимания обучению Статья 5 - увеличение средств и расширение сферы базового образования Статья 6 - улучшение условий для образования Статья 7 - укрепление партнерских связей Образование для всех: требования Статья 8 - создание благоприятных политических условий Статья 9 - мобилизация финансовых ресурсов Статья 10 - укрепление международной солидарности
1. Всем людям - детям, молодежи и взрослым предоставляются возможности получения образования, предназначенного для удовлетворения их базовых образовательных потребностей. (Ст. 1) Другая и не менее фундаментальная цель развития образования заключается в передаче и обогащении общих культурных и моральных ценностей. (Ст.1) 4. Базовое образование - это не просто самоцель. Оно является фундаментом для последующего образования в течение всей жизни и развития человека, на котором страны могут систематически обеспечивать образование и учебную подготовку дополнительных уровней и типов. (Ст. 1)
2. Расширенный подход, который подробно излагается в статьях III-VII, включает следующее: придание всеобщего характера доступу к образованию и содействие обеспечению равенства; уделение особого внимания обучению; увеличение средств и расширение сферы базового образования; улучшение условий для образования; укрепление партнерских связей. (Ст. 2) 1. В социальном, культурном и экономическом секторах необходимо осуществлять вспомогательные мероприятия с целью полного обеспечения и использования базового образования как в интересах отдельного человека, так и общества
«Рекомендация ЮНЕСКО/МОТ о положении учителей 1966 г» Специальная межправительственная конференция о статусе учителей приняла 5.10.1966 в г. Париже документ, который является ориентиром для многих стран при формировании законодательства по вопросам труда педагогических работников. Исходя из признания решающей роли учителей в развитии образования и учитывая значение того вклада, который они вносят в развитие человеческой личности и современного общества, а также учитывая разнообразие правового положения учителей различных стран, в частности, в зависимости от того, распространяется на них или нет действие положений, относящихся к государственной службе, участники конференции разработали Рекомендации, в которых затрагиваются в числе прочих следующие вопросы:
Затрагиваемые вопросы подготовка к профессии учителя; усовершенствование работы учителей и их профессиональная подготовка, условия работы и продвижения по службе; реализация прав и обязанностей учителей; создание условий, необходимых для обеспечения эффективного процесса обучения; проблемы социального страхования учителей.
Заключение.
Признание образования в качестве общечеловеческой ценности сегодня ни у кого не вызывает сомнения. Это подтверждается конституционно закрепленным правом человека на образование в большинстве стран. Его реализация обеспечивается существующими в том или ином государстве системами образования, которые отличаются по принципам организации. В них находит отражение мировоззренческая обусловленность исходных концептуальных позиций.
Еще несколько десятилетий назад, наличие и богатство природных ресурсов определяло вектор развития экономики разных стран. Сегодня в роли мерила, выступают технологии и интеллектуальный потенциал нации. Лучше всего это заметно на экономически развитых государствах, где более 2/3 ВВП составляют нематериальные блага — Южная Корея, Япония. Великобритания, Израиль. В нынешних условиях, образованность нации, возможность применения и развития знаний становятся фундаментом в строительстве будущего государства. Как же появилась образовательная система, и где самое образованное население
Для преодоления недостатков первого и второго типов образования стали создаваться образовательные проекты, решающие задачи подготовки компетентного человека. Он должен понимать сложную динамику процессов социального и природного развития, воздействовать на них, адекватно ориентироваться во всех сферах социальной жизни. Вместе с тем человек должен обладать умениями оценивать собственные возможности и способности, брать на себя ответственность за свои убеждения и поступки.
Образование имеет общечеловеческую, государственную, общественную, личностную ценность. Государственная ценность образования состоит в том, что оно является нравственным, интеллектуальным, научно-техническим, духовно-культурным и экономическим потенциалом государства. Личностная ценность образования для каждого индивида своя. Особенно это относится к собственному образованию, его уровню качеству
Список литературы:
- Гинецинский В.И. Основы теоретической педагогики. - СПб., 1992.
- Колесников Л.Ф., Турченко В.Н., Борисова Л.Г. Эффективность образования. - М., 1991.
- Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Философские основания современной педагогики. - Ростов-на-Дону, 1994.
- Лихачев Б.Т. Введение в теорию воспитательных ценностей. - Самара, 1998.
- Педагогика: Учебное пособие для пед. учебных заведений Под. ред. П.И. Пидкасистого – 3-е издание. 1998г
- Радугин А.А. «Педагогика». Учебное пособие для высших учебных заведений –м. 2002год
- Сластенин В.А. Общая педагогика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений в 2х частях. 2003год
- Столяренко Л.Д. Столяренко В.Е. «Психология и педагогика для технических вузов» -Ростов-на-Дону 2004год
- Щедровицкий П.Г. Очерки по философии образования. - М., 1993.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА – СИНТЕЗ «НЕИССЯКАЕМЫЙ РОДНИК» Ознакомление дошкольников с культурными общечеловеческими ценностями, обычаями, обрядовыми праздниками народов России и Европы в условиях детского сада. Ч.3
Русские с интересом осваивают европейскую и мировую культуру, но и богатейшая российская культура, одна из наиболее своеобразных и богатых культур Евразии, не должна оставаться тайной за семью п...
Педсовет на тему "Воспитание у дошкольников общечеловеческих ценностей средствами художественной литературы"
Конспект Совета педагогов на тему "Воспитание у дошкольников общечеловеческих ценностей средствами художественной литературы"...
« Народный фольклор как средство приобщения детей к общечеловеческим ценностям»
Статья для воспитателей детских садов и родителей, приобщение детей к русскому народному фольклору....
ПРИОБЩЕНИЕ РЕБЁНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИМ ЦЕННОСТЯМ.
В материале раскрываются вопросы по приобщению ребенка к ценностям: семье, Родине, быту, традициям и т.п. через театрализованную деятельность....
Статья к презентации по самообразованию на тему «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к общечеловеческим ценностям посредством персонализированной сказки»
Статья к презентации по самообразованию на тему «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к общечеловеческим ценностям посредством персонализированной сказки»...
Русский народный фольклор как средство приобщения детей к общечеловеческим ценностям
На данный момент одной из наиболее значимых задач, стоящих перед современным обществом, является развитие общечеловеческих ценностей. Проблема общечеловеческих ценностей является одной из самых ...
"Приобщение детей дошкольного возраста к общечеловеческим ценностям с использованием шедевров отечественной мультипликации".
В современном мире в поединке с книгой выигрывает телевизор, ведь смотреть зрелище легче и интересней. Герои мультфильмов, могут являться настоящими учителями оптимизма, помогающими решать разли...