Статья «Приёмы обучения детей основным двигательным навыкам»
статья

Елена Евгениевна Петинова

Своевременное развитие основных движений обогащает деятельный опыт ребенка, дает ему возможность свободно действовать в окружающей обстановке, воспитывает уверенность в своих силах, активность, смелость.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Приёмы обучения детей основным двигательным навыкам»

К основным движениям относится ходьба, бег, прыжки, ползание и лазанье, упражнения с сохранением равновесия.

Своевременное развитие основных движений обогащает деятельный опыт ребенка, дает ему возможность свободно действовать в окружающей обстановке, воспитывает уверенность в своих  силах, активность, смелость.

Основные движения благоприятно влияют на всестороннее физическое развитие детей: укрепляют и развивают мышцы, суставы; улучшают работу дыхательной системы.

Основные движения кажутся очень простыми, но для детей некоторые из них сложны. Правильное их выполнение доступно, лишь при систематическом упражнении и разучивании.

Ходьба является естественным способом передвижением ребенка в пространстве. Ходьба и бег включаются в каждое занятие при выполнении упражнений необходимо стремиться к тому чтобы дети меньше стояли и повторяли движения большее число раз, улучшая его качество. А этому способствует хороший показ, четкий рассказ, поощрение детей.

Большинство детей дошкольного возраста при ходьбе ставят стопы параллельно либо чуть — чуть повернутыми во внутрь только в среднем и старшем дошкольном возрасте дети начинают разворачивать стопы наружу. Чтобы у ребенка вырабатывалась правильная походка во время ходьбы, воспитателю необходимо постоянно обращать внимание на осанку при ходьбе. Естественное положение тела: спина прямая, подбородок слегка приподнят, живот подтянут, движения рук, плечевого пояса, корпуса умеренно выпрямляются до отказа. Легкость походки зависит от остановки ступни на почву. При обычной естественной ходьбе ногу ставят на пятку, а затем происходит перекат через всю ступню на носок.

Бег. Уже у детей раннего возраста бег является основным способом передвижения постановка ног на почву при беге имеет отличия по сравнению с ходьбой: носки направлены ближе к средней линии по направлению движения и даже несколько во внутрь: стопа становится с перекатом с пятки на носок. Положение корпуса при беге: туловище несколько обращено вперед, по направлению бега, голова приподнята. Для бега характерно довольно высокое поднимание бедра маховой ноги с выносом голени вперед энергичное отталкивание толчковой ногой. Как правило, руки при беге слегка согнуты в локтях, кисти расслаблены, пальцы согнуты, но не сжаты в кулаки, плечи не напряжены. Движения рук каждого ребенка при беге имеют свои индивидуальные особенности. Стремиться к выроботке однообразных движений рук не следует. Для детей от двух до трех лет, используют такой бег: бег в рассыпную и стайкой в заданном направлении, бег между предметами, по дорожке, шириной в 40 — 50 см. за предметом (обручь, мяч) и с предметом в руках, стайкой до 10 мин. по кругу, в колонне в медленном темпе (30 — 40 сек.).

Прыжки. Существуют разнообразные виды прыжков, в возрасте от двух по трех лет применяются такие: подскоки на двух ногах, на месте с попыткой передвинуться вперед; прыжки через ленту, скакалку лежащую на полу, через две параллельно начерченные линии на расстоянии 10 — 20 см. прыжки в длину с места 20 — 30 см.

Для всех видов прыжков характерен отрыв ног от почвы, наличие фазы полета.

В каждом прыжке различают четыре фазы движения:

1. подготовительную;

2. отталкивание;

3. полёт;

4. приземление.

Смысл подготовительной фазы — создать наиболее выгодные для отталкивания условия. В прыжках с места подготовительная фаза связана с легким сгибанием ног, небольшим наклоном вперед и отведением рук назад.

Фаза отталкивания — наиболее важная часть самого прыжка. Отталкивание должно быть кратковременным, быстрым и энергичным.

При прыжках с места отталкивание совершается обычно двумя одновременно, при прыжках с разбега — одной ногой.

Приземление надо тщательно отрабатывать. Основная задача этой фазы прыжка — погасить скорость поступательного движения и сохранить равновесие. Приземление должно быть мягким, эластичным, с легким сгибанием колен.

Приземление при прыжках с места и с разбега в длину происходит сразу на обе ноги с перекатом (с пятки на носок).

Ползание. У детей наиболее распространены упражнения в ползании на четвереньках до игрушки (опираясь на колени и ладони). Упражнения в ползании следует сочетать с упражнениями, связанными с выпрямлением, подтягиванием . Например, проползти под дугой, встать, дотронуться двумя руками до подвешенных погремушек.

Лазанье. Наиболее распространённым видом лазанья и ползания в раннем возрасте является — подлезание под веревку, дугу, перелезание через бревно, гимнастическую скамейку, ползание по наклонной доске.

Перелезание совершается с пособия на пособие. Например, переход с наклонной доски на гимнастическую стенку, перелезание с одного пролета стенки на другой.

Другой вариант перелезания: через верх пособия. Например, через стремянку, бревно, скамейку перелезают перевалившись на животе или боком, опираясь руками и ногами.

Метание и ловля широко распространены в двигательной деятельности, в играх детей дошкольного возраста. Они основаны на действиях с предметами: используются большие и малые мячи, мешочки с песком, легкие набивные мячи, шишки, снежки и другие предметы.

Примерное содержание упражнений в бросании и ловле: бросание мяча одной рукой вперед — вниз; двумя руками вперед — вниз; бросание мяча вверх (без ловли), в горизонтальную цель правой и левой рукой, перебрасывание различных предметов (мяч, мешочек с песком) через веревку, гимнастическую скамейку.

В подготовительной фазе метания вдаль от плеча исходное положение следующее: при метании правой рукой вперед по направлению движения выдвигается левая нога и поворачивается левое плечо, правое плечо остается сзади и при замахе несколько опускается: левая рука свободно согнута во время броска отводится в сторону назад.

При броске двумя руками ноги ставятся параллельно примерно на ширине плеч. В заключительной фазе в фазе непосредственного броская, делается завершающее усилие, которым предмет быстро и сильно выбрасывается в необходимую сторону.

Важно, чтобы весь корпус участвовал в заключительной фазе броска.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методические и практические приёмы обучения детей дошкольного возраста аппликации

методы иприёмы обучения детей аппликации советы воспитателям...

Формирование двигательных навыков у дошкольников Методика обучения детей основным движениям.

На современном этапе развития общества выявлена тенденция ухудшения здоровья детей. Всемирная организация здравоохранения определяет здоровье как полное физическое, психическое и социально...

Диагностика основных двигательных навыков у детей с синдромом Дауна

Диагностика основных двигательных навыков у детей с синдромом Дауна...

Система мониторинга результатов освоения основных двигательных навыков и физической подготовленности

Система мониторинга результатов освоения основных двигательных навыков и физической подготовленности...

Статья Оптимизация двигательной активности дошкольников во время подвижной игры через обучение детей основным движениям.

Изучение психолого-педагогической и медицинской литературы свидетельствует об огромной возможности использования подвижных игр для оптимизации двигательной активности детей дошкольного возраста. В пед...

Многочисленными исследованиями доказано, что становление навыков в жизненно важных движениях наиболее эффективно происходит в дошкольный период жизни человека. Если этого не произошло, то в школьные годы обучение детей основным движениям растягива

Ведущая деятельность дошкольников -это игра. Соответственно в спортивном зале вся образовательная деятельность происходит в форме подвижных и малоподвижных игр. Любая игра несет за собой свод правил, ...