Консультация для педагогов «Нравственно- патриотическое воспитание у детей дошкольного возраста»
методическая разработка
Нравственно-патриотическое воспитание детей – одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения.
Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности со всем окружающим миром, и желание сохранять, приумножать богатство своей Родины.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
«Нравственно- патриотическое воспитание у детей дошкольного возраста»
Цель: нравственно- патриотического воспитания у детей дошкольного возраста - воспитывать у ребенка чувство любви и привязанности к Родине; формированию у них потребности совершать добрые дела и поступки, чувство сопричастности к окружающему и развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность.
Но эти качества не возникают у детей сами по себе. Своевременное формирование у детей чувства патриотизма необходимо начинать в младшем дошкольном возрасте с воспитания любви и привязанности к малой Родине: к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, к тому месту, где ребёнок родился, где находится его дом, улица, детский сад. Родина начинается с любви к той земле, на которой родился и живешь. Но просто любить родную землю недостаточно, необходимо знать историю, культуру, достопримечательности, заповедные уголки, то чем славится родной город. У ребенка должно появиться чувство национальной гордости за свою малую Родину. Поэтому главной целью педагогов является воспитание гражданина, любящего и знающего свой город, край и все, что с ними связанно.
Нравственно-патриотическое воспитание детей – одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения.
Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности со всем окружающим миром, и желание сохранять, приумножать богатство своей Родины.
Работа по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников включает целый комплекс задач:
-Воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу;
-Уважения к людям труда;
-Формирование бережного отношения к родной природе и всему живому;
-Элементарных знаний о правах человека;
-Развитие интереса к русским традициям и промыслам;
-Чувства ответственности и гордости за достижения Родины;
-Толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям;
-Расширение представлений о России, ее столице;
-Знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн).
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, труде, быту и т.д.
Таким образом, патриота в ребенке воспитывает вся жизнь в детском саду и дома, его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю.
В дошкольном возрасте формируются основные качества человека, закладывается фундамент будущего человека. Поэтому все, что усвоено в этот период – знания, умения, навыки – являются особенно прочными. Особенно важно заложить в восприимчивую душу ребенка человеческие ценности, зародить интерес к истории России.
Чтобы достигнуть определенного результата в нравственно-патриотическом воспитании, необходимо находить нетрадиционные методы воздействия на ребенка, на его эмоциональную и нравственную сферы. Причем такие методы, которые не казались бы ребенку скучными, чрезмерно назидательными, а естественно и гармонично наполняли его мировоззрение содержанием.
Дадим определение словам:
Патриот — человек, который любит свое Отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины.
Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите
Нравственно -патриотическое воспитание – это система мероприятий, направленных на формирование у граждан чувства долга по отношению к родной стране, национального самосознания, готовность защищать свою Родину.
Система работы по патриотическому воспитанию детей представлена следующим образом:
Я и моя семья.
Мир ребенка начинается с его семьи, где впервые он осознает себя человеком – членом семейного общества. Наша задача прививать детям чувство гордости за свою семью; воспитывать любовь к родному дому; учить внимательнее относиться к событиям в своей семье, интересоваться делами и традициями родного очага. Организованная деятельность Знакомство с составом семьи. Оформление семейного альбома, дидактические упражнения.
Важно, чтобы дети как можно раньше увидели «гражданское лицо» своей семьи, знали своих бабушек и дедушек, кем они были и чем занимаются теперь. Изучение своей семьи, семейных традиций, составлению своей родословной – все это составные семейного воспитания.
Формирование бережного отношения к природе и всему живому. Все это закладывается в семье. Это прогулки, наблюдения, кормление птиц зимой, ухаживание за домашними питомцами.
«Мой детский сад»
Формировать желание посещать дошкольное учреждение, встречаться с друзьями; воспитывать уважительное отношение к сотрудникам детского сада; прививать бережное отношение к труду взрослых, желание оказывать посильную помощь; учить запоминать дорогу к детскому саду, его адрес; воспитывать желание поддерживать порядок в своей группе, на своей площадке. Воспитание уважения к труду.
Мой родной город
Познакомить детей с историей возникновения Сургута. Воспитывать у дошкольников уважение к людям различных профессий, работающих в городе; дать представление о транспорте города, его природе; прививать интерес к историко-культурному наследию своего народа; формировать уважительное отношение к ветеранам ВОВ родного города. Краеведение охватывает все стороны человеческой жизни. Можно провести беседу «Что за край, где ты живешь? Чем знаменит он и хорош», экскурсии по родному городу, посещение мероприятий ко Дню города, выставки рисунков и фотографий со Дня города.
Моя страна
Знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн). В течение многих лет одной из ведущих тем работы по патриотическому воспитанию является тема «Россия – Родина моя». Здесь особая роль отводится знакомству с символами государства (герб, флаг, гимн). В процессе организованной образовательной деятельности дети узнают о том, что символы страны означают святость и гордость государства, олицетворяют независимость, величие и честь нашей Родины. Эти задачи требуют от нас выбора наиболее доходчивых форм и методов работы, которые вызывали бы интерес, мыслительную активность, эмоциональное восприятие. Здесь отводится большая роль чтению художественной и познавательной литературы о защитниках Отечества нашей Родины. Можно познакомить с вновь вышедшей литературой, доступной по содержанию и способной затронуть их чувства: «Моя первая книга о России», «С чего начинается Родина».
Традиции
Развивать у детей художественный вкус, творческие способности; воспитывать чувство гордости и восхищения к своей малой Родине с помощью традиций русского народа и через музейную педагогику; прививать интерес к культурным ценностям своего и других народов.
Живой интерес вызывают и мероприятия, приуроченные к тематическим праздникам «День защитника Отечества»; «День Победы» с применением воинских атрибутов (касок, котелков, фляжек, подлинных предметов, вещей, фотографий). В знак благодарности дети своими руками готовят открытки, сувениры. Эти мероприятия воспитывают у детей чувства гордости за свою Родину.
Развитие интереса к русским традициям и промыслам. Знакомя с русскими обрядовыми праздниками, которые были когда – то частью быта и труда русского народа, мы даем детям возможность познакомиться с историей, укладом жизни. «Широкая масленица», «Рождественские посиделки», «Колядки».
Патриотическим воспитанием могут заниматься не только воспитатели, но и все специалисты детского сада. Например,
Логопед - разучивает с воспитанниками приговорки, потешки, скороговорки, народные шуточные стишки, показывает красоту и богатство родного языка;
Инструктор по физкультуре - организует и проводит подвижные игры разных народов страны.
Музыкальный руководитель разучивает с воспитанниками русские народные песни, знакомит с народной музыкой, проводит патриотические и фольклорные праздники;
Воспитатели проводят обязательные беседы "Как прошли выходные?" – так воспитывается любовь и привязанность к семье. На неделе проводятся беседы "Кому требуется помощь и как ее осуществить?", "Какие новые стихи или рассказы русских писателей ты услышал?".
Цель этой работы - формирование условий для отражения детьми полученных знаний и представлений в различных видах деятельности детей.
В настоящее время определён основной состав праздничных мероприятий, которые ежегодно проводятся в нашем детском саду.
Это:
- народные и фольклорные праздники – Масленица, осенины;
- государственно-гражданские праздники – День защитника Отечества, День Победы, Новый год, День знаний, День Космонавтики,
международные праздники – День матери, Международный женский день, День защиты детей;
православные праздники – Рождество Христово, Пасха;
бытовые и семейные праздники – дни рождения, выпуск в школу, театрализованные развлечения.
Праздники всегда сопровождаются хорошей музыкой, новым оформлением, сопровождаются интересной сюжетной игрой, различными сюрпризами.
Работа с родителями.
Для более эффективной работы по воспитанию патриотизма дошкольников необходимо тесное сотрудничество воспитателей детского сада с членами семьи.
В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна. Требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение.
Чтобы работа с родителями не ограничивалась простыми беседами, консультациями, необходимо вовлечь их в процесс патриотического воспитания с помощью взаимодействия: включение родителей и детей в общее дело (участие в спектаклях, играх, проектах, конкурсах).
Поэтому предметом особого разговора с родителями должно быть обсуждение возможных путей приобщения дошкольников к труду (хозяйственно-бытовому, ручному, труду в природе, к активному участию в подготовке к совместным праздникам и отдыху. Только разделяя заботы взрослого, беря на себя посильную их часть, стремясь сделать что-то для других, малыши начинают ощущать себя членами семьи. Большое значение имеют семейные экскурсии по городу, посещение с родителями отдельных музеев, организация фотовыставок, выставок и рисунков детей, составление семейного древа, гербов семьи помогает детям понять, что семья – ячейка общества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Нравственно - патриотическое воспитание для детей дошкольного возраста"
детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других наро...
Патриотическое воспитание у детей дошкольного возраста. По моему глубокому убеждению, с дошкольного возраста необходимо воспитывать у детей чувство патриотизма, любовь, чувство гордости за свою страну.
В жизни каждого человека есть памятные даты, свои праздники. Но весь многонациональный народ России объединят великий день 9 мая – День Победы. У нас создан не один проект по патриотическом...
Консультация для педагогов "Пути, средства и методы патриотического воспитания у детей дошкольного возраста в условиях ФГОС"
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на обеспечение формирования в детях нравственности, интеллекта, физической культуры и эстетических качеств. Образ...
Консультация для родителей "Народные праздники как средство нравственно-патриотического воспитания для детей дошкольного возраста."
middot; Дать детям представление о народных праздниках.· Познакомить с обрядами и обычаями этих праздников.· Привить любовь к Родине через беседы о праздниках и непоср...
Консультация для родителей "«Патриотическое воспитание у детей дошкольного возраста на основе художественной литературы"
ldquo;Книги – корабли мысли, странствующие по волнамвремени и бережно несущие свой драгоценный грузот поколения к поколению”.(Ф.Бекон)...
Консультация для педагогов «Патриотическое воспитание у детей дошкольного возраста»
В воспитательном процессе важное место должны занять: народная мудрость, национальные идеи и идеалы, которые являются тем фундаментом, на котором растет национальное сознание, достоинство, самоуважени...
Консультация для родителей. Патриотическое воспитание у детей дошкольного возраста.
Как у маленького деревца, поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так учитель должен заботиться...