Методический материал. Игры и упражнения для развития межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста. «Нейрогимнастика»
материал
Единство мозга складывается из деятельности двух его полушарий. Между полушариями находится мозолистое тело, которое интенсивно развивается до 7-8 лет.
Межполушарное взаимодействие — особый механизм объединения ЛП и ПП в единую интегративную, целостно работающую систему, формирующийся под влиянием как генетических, так и средовых факторов.
За что отвечает правое полушарие:
- обработка невербальной информации, эмоциональность;
- музыкальные и художественные способности;
- ориентация в пространстве;
- способность понимать метафоры (смысл пословиц, поговорок, шуток)
- обработка большого количества информации одновременно, интуиция;
- воображение;
- отвечает за левую половину тела.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pechat_metodicheskiy_material.docx | 240.04 КБ |
Предварительный просмотр:
КУ ХМАО – ЮГРЫ «Урайский специализированный Дом ребенка»
МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
Игры и упражнения для развития межполушарного взаимодействия
у детей дошкольного возраста.
«Нейрогимнастика»
Подготовила воспитатель: Ефимова Н.В.
г. Урай, 2023 г.
Единство мозга складывается из деятельности двух его полушарий. Между полушариями находится мозолистое тело, которое интенсивно развивается до 7-8 лет.
Межполушарное взаимодействие — особый механизм объединения ЛП и ПП в единую интегративную, целостно работающую систему, формирующийся под влиянием как генетических, так и средовых факторов.
За что отвечает правое полушарие:
- обработка невербальной информации, эмоциональность;
- музыкальные и художественные способности;
- ориентация в пространстве;
- способность понимать метафоры (смысл пословиц, поговорок, шуток)
- обработка большого количества информации одновременно, интуиция;
- воображение;
- отвечает за левую половину тела.
За что отвечает левое полушарие:
- логика, память;
- абстрактное, аналитическое мышление;
- обработка вербальной информации;
- анализ информации, делает вывод;
- отвечает за правую половину тела.
Неспособность правого и левого полушарий к интеграции, полноценному взаимодействию – одна из причин нарушения функции обучения и управления своими эмоциями.
Только взаимосвязанная работа двух полушарий мозга обеспечивает нормальную работу всех психических процессов.
Почему у некоторых детей межполушарное взаимодействие не сформировано?
Причин может быть много, вот несколько из них:
- малоподвижный образ жизни;
- болезни матери, стресс (примерно с 12 недель беременности);
- родовые травмы;
- болезни ребёнка в первый год;
- длительный стресс;
- общий наркоз и т.д.
Признаки несформированности межполушарного взаимодействия:
• зеркальное написание букв и цифр;
• псевдолеворукость;
• логопедические отклонения;
• неловкость движений;
• агрессия;
• плохая память;
• отсутствие познавательной мотивации;
• инфантильность.
На взаимодействие мозговых полушарий положительным образом влияют:
- пальчиковая гимнастика;
- кинезиологические упражнения;
- самомассаж;
- дыхательные упражнения;
- дидактические задания;
- творчество;
- прослушивание классических музыкальных композиций;
- логоритмика.
Важно понимать, что чем лучше развито взаимодействие между полушариями мозга, тем проще ребенок будет обучаться новому, лучше выстраивать взаимоотношения с людьми, достигать отличных спортивных показателей.
Есть ещё один метод, который позволяет скорректировать несформированность межполушарного взаимодействия и благоприятно повлиять на мозговую деятельность.
Нейрогимнастика – это комплекс телесно-ориентированных упражнений, позволяющих через тело мягко воздействовать на мозговые структуры.
Благодаря нейрогимнастике оптимизируются интеллектуальные процессы, повышается работоспособность, улучшается мыслительная деятельность, синхронизируется работа полушарий головного мозга, снижается утомляемость, восстанавливается речевая функция, повышается иммунная система, улучшается память, внимание, мышление.
Упражнения для развития межполушарного взаимодействия
Выполнять упражнения лучше каждый день, хотя бы по 5-10 минут. Эти упражнение являются "гимнастикой для мозга".
И будут полезны детям и взрослым даже если с сформированностью межполушарных связей всё в порядке.
Для начала, нужно выбрать 3 – 4 простых упражнения, и отрабатывать их до совершенства.
Переходить к новым следует только после того, как ребенок сможет выполнять упражнения без зрительного и устного контроля.
Комплекс №1
Упражнение №1. Массаж ушных раковин.
Помассируйте мочки ушей, затем всю ушную раковину. В конце упражнения разотрите уши руками.
Упражнение №2. Восьмерки и узоры
Ребенок должен рисовать пальцем в воздухе знак бесконечности и следить взглядом за этими движениями. Далее задача усложняется – нужно нарисовать восьмерки сразу обеими ручками. Кстати восьмерки можно заменить кругами, спиралями или любыми узоры.
Упражнение № 3. Перекрестные шаги
Ребенок подтягивает правое колено к левому локтю. Затем сгибает правую ногу (имитация бега с захлестыванием голени) и касается лодыжки левой рукой. Затем нужно поменять локоть и колено.
Упражнение № 4. Растяжение
Ребенок опирается на спинку стула и делает выпад вперед, при этом согнув в колене правую ногу, тогда как левая - остается прямой. Затем нужно встать. После чего надо поменять ножку и повторить упражнение.
Упражнение №5 Сам себе качели
Сядьте на пол, предварительно не забыв расстелить специальный коврик, и согните колени.
1. Обхватите колени руками, откиньтесь назад и, округлив спину, покачайтесь назад и вперед, с боку на бок. Амплитуда движений невелика, она регулируется появлением напряжения.
2. Вернитесь в исходное положение. Откиньтесь назад, опираясь на локти и кисти. Вам должно быть удобно поддерживать тело в наклонном положение.
3. Приподнимите ноги, согнутые в коленях, плавно начинайте описывать коленями "восьмерки". Если выполнение движений затруднительно, то для начала достаточно просто делать круговые вращения ногами.
Копмлекс №2
Упражнение «Жаба»
Руки положить на стол или на колени. Одна рука сжата в кулак, ладонь другой руки лежит на плоскости стола или на коленях. Задание: одновременно и целенаправленно изменять положения рук.
Упражнение «Кольцо»
По очереди и как можно более быстро перебирать пальцами рук, соединяя их в кольцо с большим пальцем (последовательно: указательный, средний, и т.д.) Упражнение повторять в прямом порядке (от указательного пальца до мизинца) и в обратном (от мизинца до указательного).
Упражнение «Ухо – нос»
Взяться левой рукой за кончик носа, а правой – за противоположное ухо. Одновременно опустить руки и хлопнуть в ладоши. Изменить положение рук с точностью до наоборот.
Упражнение «Солнце – забор – камень»
Ребенку показывают три положения руки, которые последовательно сменяют друг друга. Солнце – рука поднята вверх, пальцы выпрямлены и широко разведены. Забор – пальцы плотно прижаты друг к другу и вытянуты вверх. Камень – ладонь сжата в кулак.
Комплекс №3
Упражнение №1 «Глазки»
Профилактика нарушения зрения и активация работы мышц.
Быстро поморгать в течении 1-2 минут
Упражнение №2 «Ротик»
Развитие абстрактно-логического мышления (левого полушария).
Открыть рот, нижней челюстью делать плавные движения – сначала слева-направо, затем справа-налево.
Упражнение №3 «Ушки»
Большим и указательным пальцами пощипывать мочки ушей, медленно продвинаясь вверх до самых кончиков.
Упражнение №4 «Дожик»
Кисти рук развести над головой. Кончиками пальцев совершать легкие постукивания по всей поверхности головы, имитируя дождик.
Упражнение №4 «Запястье»
Развитие творческого мышления.
Обхватить левой рукой запястье правой руки и массировать. То же выполнять правой рукой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры и упражнения по развитию речи для детей дошкольного возраста
Речь детей хорошо развивается в игровой деятельности. Дидактические игры и упражнения - отличное средство для формирования грамматически правильной речи. Хорошая, правильная речь - залог успешного обу...
Игровые упражнения для развития речевого дыхания детей дошкольного возраста.
Игровые упражнения для развития речевого дыхания детей дошкольного возраста....
Практические игры и упражнения для развития мелкой моторики детей дошкольного возраста.
Рекомендации для родителей по проведению пальчиковых игр с игрушками, с рамками и вкладышами, с крупой и орехами, с пластилином, тестом и глиной....
«Использование игр и игровых упражнений в развитии коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста»
«Использование игр и игровых упражнений в развитии коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста»...
Дидактические игры и упражнения по развитию речи для детей дошкольного возраста
Данный материал поможет воспитателям на занятиях развития речи в старшей группе.картотека игр и упражнений подобрана в соответствии возрасту ребенка....
Упражнения для развития артикуляционного аппарата детей дошкольного возраста
Артикуляционная гимнастика.Упражнение для губ, для развития подвижности нижней челюсти, губ и языка[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"10247714","attributes":{"alt":"","class":"media-im...
Консультация для родителей"Игры и упражнения на развитие навыков общения детей дошкольного возраста"
Консультация для родителей «Игры и упражнения на развитие навыков общения детей дошкольного возраста»Важную роль в жизни каждого человека играет общение. Необходимость раннего формирования...