Картотека дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста
картотека (старшая группа)
При отборе игр главное внимание обращается на степень трудности игр, правил и действий. Педагог руководя играми, обязательно должен учитывать возрастные особенности детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_didakticheskih_igr_dlya_detey_starshego_doshkolnogo_vozrasta.docx | 23.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста
1. «Где наш дом?»
Цель: развивать умение определять количество звуков в слове.
Оборудование: набор предметных картинок (ком, шар, сом, утка, муха, кран, кукла, мышка, сумка), три домика с кармашками и цифрой на каждом (3, 4 или 5).
Ход игры: ребенок берет картинку, называет изображенный на ней предмет, считает количество звуков в произнесенном слове и вставляет картинку в кармашек с цифрой, соответствующей числу звуков в слове. Представители ряда выходят по очереди. Если они ошибаются, их поправляют дети второго ряда. За каждый правильный ответ засчитывается очко. Выигравшим считается тот ряд, который наберет большее количество очков.
2. «Помоги Буратино».
Цель: закрепить умение выделять гласные и согласные буквы.
Оборудование: две коробки, карточки с гласными и согласными буквами.
Ход игры: к детям приходит в гости Буратино. Он поступил в школу и просит проверить его домашнее задание: в одну коробку Буратино сложил карточки с гласными буквами, в другую - с согласными. Проверить, все ли буквы разложены верно. Ребенок берег по одной карточке и проверяет правильность выполнения задания. Намеренно можно перепутать буквы, в коробку с согласными положить несколько гласных и наоборот. Когда все ошибки будут исправлены, Буратино прощается и идет в школу.
3. «Один – много»
Цель: закрепление в речи детей различных типов окончаний имён существительных.
Оборудование: мяч
Ход: педагог бросает мяч детям, называя имена существительные в единственном числе. Дети бросают мяч обратно, называя существительные во множественном числе.
Пример:
Стол – столы стул – стулья
Гора – горы лист – листья
Дом – дома носок – носки
Глаз – глаза кусок – куски
День – дни прыжок – прыжки
Сон – сны гусёнок – гусята
Лоб – лбы тигрёнок – тигрята
4. «Сломанная машина»
Цель: учить замечать нарушения в изображенном предмете.
Оборудование: машина, состоящая из геометрических фигур, на которой не достает какой-либо части.
Ход игры. На доске строится машина, состоящая из геометрических фигур. Затем все дети, кроме одного - ведущего, отворачивается. Ведущий убирает какую-либо деталь машины. Кто раньше других скажет чего не стало и какой она формы, становится ведущим. Если дети легко справляются с задачей, можно одновременно убрать две детали.
5«Какое число пропущено»
Цель: определять место числа в натуральном ряду, назвать пропущенное число.
Оборудование: Фланелеграф, 10 карточек с изображением на них кружков от 1 до 10 (на каждой карточке кружки другого цвета) флажки.
Содержание. Воспитатель расставляет на фланелеграфе карточки в последовательности натурального ряда. Предлагает детям посмотреть, как они стоят, не пропущено ли какое-нибудь число. Затем ребята закрывают глаза, а В. убирает одну карточку. После того как дети отгадают, какое число пропущено, показывает спрятанную карточку и ставит ее на место. Тому, кто первый назовет пропущенное число, получает звездочку
6 «Что изменилось?»
Цель: развивать внимательность, зрительную память
Оборудование: несколько любых предметов
Ход игры: На столе лежит несколько предметов. Дети запоминают, как расположены предметы по отношению друг к другу. Затем закрывают глаза, в это время ведущий меняет местами 1-2 предмета. Открыв глаза, дети рассказывают о тех изменениях, которые произошли, где предметы стояли раньше и где теперь.
7 «Волшебный поезд»
Цель: Закрепить и систематизировать представления детей о зверях, птицах, насекомых, земноводных
Оборудование: Два поезда вырезанных из картона (в каждом поезде по 4 с 5 окнами); два комплекта карточек с изображением животных.
Ход игры: Играют две команды (в каждой по 4 ребенка «проводника», которые сидят за отдельными столами. На столе перед каждой командой лежит «поезд» и карточки с изображением животных.Воспитатель.: Перед вами поезд и пассажиры. Их нужно разместить по вагонам (в первом- зверей, во втором – птиц, в третьем- насекомых, в четвертом- земноводных) так, чтобы окне был один пассажир.Та команда, которая первой разместит животных по вагонам правильно, станет победителем.Аналогично эта игра может проводиться для закрепления представлений о различных группах растений (леса, сада, луга, огорода).
8 «Кто быстрее соберет вещи?»
Цель игры: Упражнять детей в дифференциации звуков "с" и "ш".
Оборудование: Большая карта, на которой изображены два чемодана. Карточки с изображением предметов одежды.
Ход игры: Большая карта, на которой изображены два чемодана. По кругу разложены карточки на которых нарисованы предметы одежды, в названиях которых есть звук "с" или "ш" (шарф, сарафан, носки, шляпа, рубашка, галстук, шаль, свитер, костюм, шапка, сапоги и шорты). Играет двое детей, первый ребенок должен собрать в чемодан вещи, в названиях которых есть звук "с", а другой вещи со звуком "ш".
9 «Почтальон принес письмо»
Цель игры: Развивать умение делить слова на слоги на слух. Развивать умение определять количество слогов в слове и их последовательность.
Оборудование: Конвертики, картинки с изображением животных, транспорта, овощей или фруктов.
Ход игры: Дети получают конверты с картинками и по заданию воспитателя отбирают те, названия которых состоят из двух, затем трех слогов. Остальные проверяют правильность ответа на слух. Ответивший правильно кладет перед собой счетную палочку. В конце занятия подсчитываются результаты.
10 «Бюро прогнозов»
Цель: Формирование представление о погоде, умение обозначать её состояние с помощью условных обозначений. Развитие наблюдательности.
Оборудование: Карточки с условными обозначениями различных состояний погоды и природных явлений (дождь, снег, иней, радуга и т. д., наборное полотно, микрофон.
Ход игры: Воспитатель дает сведения о погоде, а ребята сообщают их жителям города (куклам, используя рисунки с условными обозначениями. Например, педагог объявляет, что пошел дождь, а ребенок подбирает карточку с дождинками и вставляет в наборное полотно. Затем наступает его очередь, и он может сказать, что дождь перестал, выглянуло солнце, и рисунок тогда подбирает воспитатель или следующий ребенок.
Вариант №2 Составление рассказа о погоде в соответствии с моделью. Рассказ составляет ребенок, получивший микрофон (диктор).Ведущий вставляет в наборное полотно несколько условных обозначений, а ребенок рассказывает о погоде жителям города по выставленным карточкам. Если ребенок не ошибся, то получает фишку и передает микрофон следующему игроку. Ведущий меняет карточки. Отмечается самый точный прогноз погоды.
11 «Угадай растение»
Цель:. Закрепление знаний о комнатных цветах.
Оборудование:. Карточки с изображением комнатных цветов знакомых детям (или сами цветы).
Ход игры: Составление описательного рассказа о комнатном растении.. Как можно точнее описывать растение, не называя его. Ведущий (сначала взрослый, потом ребенок) загадает комнатное растение, рассказывает о нём, не называя. Дети отгадывают растение, называет его и забирает карточку. Аналогично игра может проводиться с другими видами растений (деревьями, луговыми цветами, лекарственными растениями и т. д.)
12 «Сбор урожая».
Цель. Формирование умения классифицировать плоды по месту их произрастания.
Оборудование:. Маски с изображением овощей, фруктов, злаков, грибов, ягод, орехов.
Ход игры. Выбираются дети, которые будут собирать урожай, и обговаривается куда они отправятся собирать урожай (в лес, в огород и т. д.). Остальные дети (их должно быть в 2 раза больше) надевают маски. Дети в масках под веселую музыку расходятся по комнате, движениями и мимикой изображают неповоротливый арбуз, нежную землянику, прячущийся в траве гриб и т. д. По сигналу дети - сборщики должны в обе руки набрать плодов и объяснить свой выбор: «Я пошел в лес и нашел боровик и землянику». (Могут быть варианты выбора, например, ягоды могут расти и в лесу и саду).Отмечаются игроки, не допустившие ошибок и объяснившие свой выбор.
13 «12 месяцев»
Цель: закрепить понятие о месяцах.
Оборудование: карточки, на которых изображены предметы от 1 до 12.
Ход игры. Воспитатель раскладывает карточки изображением вниз и перемешивает их. Играющие выбирают любую карточку и выстраиваются по порядку в соответствии с числом, указанным на карточке. Они превратились в «12 месяцев» Каждый «месяц» вспоминает, что он может рассказать о себе. Ведущий задает вопросы: «Пятый месяц, как тебя зовут?» Так зовут второй месяц?» Затем задания усложняются: «Январь, придумай загадку о своем месяце. Октябрь вспомни пословицу о своем времени года. Март, ты какой по счету в году? Сентябрь, назови сказку, где встречается твое время года. Апрель, в каких сказках встречается твое время года?» Далее игру можно усложнить. Для этого используется набор картинок с изображением времен года и ярко выраженных сезонных явлений. Играющие рассматривают картинки и выбирают те, которые соответствуют его месяцу или времени года.
14 «Матрешки»
Цель: упражнять в порядковом счете; развивать внимание, память.
Оборудование. Цветные косынки от 5 до 10.
Ход игры: Выбирается водящий. Дети повязывают косынки и становятся в ряд — это матрешки. Они пересчитываются вслух по порядку: первая, вторая, третья и т. д. Водящий запоминает, на котором месте стоят все матрешки и выход? за дверь. В это время две матрешки меняются местами. Водящий входит и говорит, что изменилось, например: «Красная матрешка была пятой, а стала второй, а вторая стала пятой» Иногда матрешки остаются на местах.
15 «Сложи из палочек»
Цель: упражнять в составлении из палочек геометрические фигуры.
Оборудование: счетные палочки на каждого ребенка.
Ход игры: Ребенок по образцу выкладывает из счетных папочек какое - либо изображение или фигуру.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста по теме "ПИТАНИЕ"
Материал содержит 14 игр по теме "ПИТАНИЕ", в которых подробно изложены цель, материалы и ход игры. Здесь же интересный материал из истории овощей и овощных блюд....
Картотека дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста
Развитие речи и увеличение словаря лексики детей дошкольного возраста происходит с помощью дидактических игр и лексических упражнений на протяжении всего процесса обучения говорения и формирования мал...
Картотека дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования города Нягань «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавате...
Картотека дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста на лексическую тему "Наши защитники"
Дидактическая игра «Что нужно артиллеристу»Задачи:Закрепить знания детей о военной профессии артиллерист; развивать зрительное внимание; воспитывать гордость за нашу Армию.Ход игрыДети выбирают фотогр...
Картотека дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста направленных на обогащение словарного запаса
Данные лексические игры и упражнения,при регулярном применении помогут активизировать словарь детей, помогут развить внимание к слову, окажут положительное влияние на формирование ...
Картотека дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста.
Дидактические игры для детей дошкольного возраста....
Картотека дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста по ФЭМП
Развитие элементарных математических представлений - это важная часть индивидуального и личностного развития дошкольника. От того насколько будут развиты у ребенка познавательный интерес и познаватель...