« Необычная гимнастика А.Н. Стрельниковой для детей дошкольного возраста»
материал
« Необычная гимнастика А.Н. Стрельниковой
для детей дошкольного возраста»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dyhat.gimnastika.docx | 32.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
Бобровский детский сад №4 О.В.
« Необычная гимнастика А.Н. Стрельниковой
для детей дошкольного возраста»
( мастер – класс для воспитателей)
Выполнила: воспитатель Неяскина Г.В.
Бобров 2020г.
Цель: Улучшить качества здоровья детей по средствам применения дыхательной гимнастики по методики Стрельниковой.
Задачи:
Создать в группе благоприятную среду для занятий дыхательной гимнастикой по методики Стрельниковой.
Воспитывать у детей сознательное и ответственное отношение к занятиям дыхательной гимнастикой
Развить дыхательные мышцы.
Укрепить голосовые связки.
« Здоровье – это не всё, но всё без здоровья – ничто»
Я не случайно выбрала в качестве эпиграфа к своей работе слова древнего мыслителя Сократа. Проблемы сохранения здоровья сейчас в наше время очень актуально. Целью моей работы по здоровьесбережению всегда было и будет оздоровление детей, а также создание таких условий, которые помогут каждому ребенку стать телесно и психически здоровыми, многогранно способным, радостным и счастливым. Работа по формированию представлений и навыков здорового образа жизни в моей группе реализуется через все виды деятельности детей. Дополнительным и инновационным путем моей работы по сохранению здоровья детей стало то, что я обратилась к изучению и освоению методики дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой и начала активно применять её в своей работе. Стрельникова Александра Николаевна, оперная певица и педагог. Гимнастика Стрельниковой считается уникальной. Она может быть лечебной и профилактической, оздоровительной и развивающей, восстанавливающей силы и улучшающей настроение. Главная особенность методики Стрельниковой - резкий и частый вдох через нос, который сопровождается рядом движений. Такой вдох очень шумный, человек как бы втягивает воздух, словно пытаясь его понюхать. Выдох при этом - совершенно обычный, практически незаметный. А. Н. Стрельникова утверждала: «Люди плохо дышат, говорят, кричат и поют потому, что болеют, а болеют потому, что не умеют правильно дышать. Научите их этому – и болезнь отступит». Гимнастика А. Н. Стрельниковой нормализует волнение, давление и температуру, используется при лечении заикания, при простудных заболеваниях, в том числе ОРВИ и ОРЗ, повышает внимание и улучшает память. Гимнастику Стрельниковой А.Н. нередко называют парадоксальной. Сама Александра Николаевна неоднократно повторяла: «Да, наша гимнастика парадоксальна, потому что вдох мы делаем в момент движений, сжимающих грудную клетку!» Вдох – это жизнь, вдох – это самый главный элемент парадоксальной дыхательной гимнастики Стрельниковой . Гимнастика выполняется два раза в день. Утром - до завтрака или через час - полтора после него. Если завтрак не слишком плотный, можно «подышать» уже через 40 мин. Вечером – до ужина или через час – полтора после приёма пищи.
Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой не требует больших помещений и энергетических сил от человека, легка в освоении. И всё – таки, занимаясь гимнастикой Стрельниковой, помните:
- Вдох – громкий, короткий. Активный ( просто шумно на всю комнату, как бы нюхая запах)
- Выдох – абсолютно пассивный (уходит через рот или нос – кому как удобно, но лучше, если через нос) лучше детям о выдохе не говорить!
Воздух должен сам уходить через нос или через рот после каждого вздоха. На первых порах это бывает сложно; воздух задерживается или наоборот выталкивается. Но по мере тренировки, выполняя рекомендации, вы освоите « стрельниковский» вдох.
3.Вдохи – выполняются одновременно с движениями; хватаем – нюхаем;
наклоняемся - нюхаем.
Проводить можно:
- во время утренней гимнастики
- физкультурных занятий
- гимнастики после сна
- на прогулке ( t выше 10-12 градусов)
Основные правила при проведении гимнастики.
Правило первое
Постарайтесь вложить как можно больше эмоций во вдох. Стремитесь к тому, чтобы он был естественным: максимально активным, коротким, как укол, яростным, и резким до грубости Ваш вдох должен быть непродолжительным и заинтересованным!
Правило второе
Не мешайте выдоху уходить после каждого вдоха как угодно, сколько угодно – но лучше ртом, чем носом. И следите за тем только, чтобы вдох шел одновременно с движением. Выдох уйдет самопроизвольно.
Правило треть
Подряд следует проводить столько вдохов, сколько в данный момент можно сделать легко.
А. Н. Стрельникова считала, что гимнастикой нужно заниматься независимо от самочувствия, более того, чем оно хуже, тем чаще следует выполнять дыхательные упражнения, правда, следует чаще отдыхать.
С целью систематического использования дыхательных упражнений и
результативности, я стала вносить их в структуру физкультурного занятия с уменьшенной дозировкой, заменяя ими обычный комплекс общеразвивающих упражнений. при этом я всегда помню о том, что дыхательные упражнения не могут заменить собой другие упражнения, а только дополняют их.
Три упражнения являются базовыми; « Ладошки», « Погончики», « Насос».
Весь комплекс состоит из 10 упражнений.
Таким образом, использование дыхательной гимнастики, как средство оздоровления в работе с детьми дошкольного возраста по физическому воспитанию создает возможность уменьшения заболеваний дыхательной системы.
КОМПЛЕКС ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ
1. «Ладошки»
Исходное положение: встать прямо, показать ладошки «зрителю», при этом локти опустить, руки далеко от тела не уводить – поза экстрасенса.
Делайте короткий, шумный, активный вдох носом и одновременно сжимайте ладошки в кулачки {хватательное движение). Руки неподвижны, сжимаются только ладошки.
Сразу же после активного вдоха выдох уходит свободно и легко через нос или через рот. В это время кулачки разжимаем.
Опять «шмыгнули» носом (звучно, на всю комнату) и одновременно сжали ладони в кулачки. И снова после шумного вдоха и сжатия ладоней в кулаки выдох уходит свободно, пальцы рук разжимаем, кисти рук на мгновение расслабляем. Не следует растопыривать пальцы при выдохе. Они так же свободно расслабляются после сжатия, как и выдох уходит абсолютно свободно после каждого вдоха.
2. «Насос»
Примите исходное положение: ноги чуть уже ширины плеч, руки опущены, но не по швам, а немного перед собой. У вас авария – спустила шина! Нужно взять в руки «рукоятку насоса» - ей может быть свернутая трубочкой газета или палочка – как можно быстрее накачать шину и ехать дальше. Начинайте частые и ритмичные наклоны туловища вперед. Поршень вашего насоса хорошо смазан – руки свободно и легко опускаются к полу, но не касаются его. Не затягивайте вдох! Вдыхайте носом в конечной фазе наклона: закончился наклон туловища – закончился вдох! Вдох – максимально шумный и короткий, как укол рапириста. Соблюдайте одновременность наклонов и вдохов и не думайте о выдохе. Выдох пассивный – ртом
3. «Погончики»
Исходное положение: встать прямо, сжатые в кулаки кисти рук прижать к поясу. В момент короткого шумного вдоха носом с силой толкайте кулаки к полу, как 6ы отжимаясь от него или сбрасывая с рук что-то. При этом во время толчка кулаки разжимаются.
Плечи в момент вдоха напрягаются, руки вытягиваются в струну (тянутся к полу, пальцы рук широко растопыриваются.
На выдохе вернитесь в исходное положение: кисти рук снова на поясе, пальцы сжаты в кулаки – выдох ушел.
4. «Шаги»
Примите исходное положение: ноги на ширине плеч, руки по швам, плечи прямые, мышцы спины расслаблены. Начинайте дышать, - взволнованно, заинтересованно, активно! Вдохи шумные – такие, чтобы было слышно на весь дом! – короткие, как молниеносный укол рапириста. Делайте носом втягивающие дыхательные движения. Не стесняйтесь шмыганья! Крылья носа не расширяются, а наоборот – сужаются. Убедитесь в том, что ноздри не неподвижны, а понемногу начинают «слушаться» вас.
5. «Повороты»
Примите исходное положение: ноги чуть уже ширины плеч, спина прямая, подбородок слегка приподнят, руки опущены. Справа потянуло гарью! Поворачиваем голову вправо и делаем короткий шумный вдох носом. Слева потянуло гарью! Поворачиваем голову влево и также делаем короткий и максимально шумный вдох.
Внимание! Вдох и поворот выполняются в маршевом ритме (или в размеренном ритме ходьбы на месте).
Мышцы шеи расслаблены, влево и вправо поворачивается только голова, но не плечи. Не разрывайте целостность упражнения: соблюдайте одновременность вдохов и поворотов головы вправо-влево, не останавливайте голову посредине движения, не затягивайте вдох, не думайте о выдохе – легкие «разгрузятся» самостоятельно, при этом лучше всего выдыхать ртом.
6. «Ушки»
Примите исходное положение: ноги чуть уже ширины плеч, спина прямая, руки опущены, глаза смотрят вперед. Поочередно наклоняйте вначале к левому, потом – к правому плечам, как если бы вы хотели с укоризной сказать кому-то: «Ай-ай-ай! Как не стыдно!».
Вдох и наклон выполняются в маршевом ритме (иди в размеренном ритме ходьбы на месте).
Короткий и шумный вдох носом производится одновременно с каждым покачиванием головой. Выполняя упражнение, следите за тем, чтобы плечи оставались неподвижными. Не разрывайте целостность упражнения: соблюдайте одновременность вдохов и наклонов влево-вправо, не останавливайте голову посредине движения, не затягивайте вдох, не думайте о выдохе – легкие «разгрузятся» самостоятельно, при этом лучше всего выдыхать ртом.
7. «Малый маятник»
Примите исходное положение: ноги чуть уже ширины плеч, спина прямая, подбородок слегка приподнят, руки опущены. Снизу потянуло гарью! Наклоняем голову вниз и делаем короткий шумный вдох носом. Сверху потянуло гарью! Поднимаем голову вверх и также делаем короткий и максимально шумный вдох.
Вдох и наклон (подъем головы вверх) выполняются в маршевом ритме или в размеренном ритме ходьбы на месте.
Мышцы шеи расслаблены, вверх-вниз поднимается и опускается одна только голова, но не плечи. Не разрывайте целостность упражнения: соблюдайте одновременность вдохов и наклонов-подъемов головы вниз-вверх, не останавливайте голову посредине движения, не затягивайте вдох, не думайте о выдохе – легкие «разгрузятся» самостоятельно, при этом лучше всего выдыхать ртом.Вы должны сделать не менее 96 движений-вдохов за один урок. Начните с четырех движений-вдохов подряд, постепенно увеличивая норму до восьми, шестнадцати, тридцати двух, делая, соответственно, 24 подхода по 4 вдоха, 12 по 8, затем 6 по 16 и 3 по 32.
8. «Кошка»
Примите исходное положение: ноги на ширине плеч (или чуть уже ширины плеч, спина прямая, руки опущены. Всем знакомы нацеленные, осторожные, крадущиеся движения кошки, охотящейся на воробья. Слегка приседаем, сгибаем руки в локтях, слегка касаясь ими туловища, расслабляем кисти и поворачиваемся вправо, перенося тяжесть тела на правую ногу и делая хватательные движения обеими кистями на уровне пояса.Слегка приседаем, сгибаем руки в локтях, слегка касаясь ими туловища, расслабляем кисти и поворачиваемся влево, перенося тяжесть тела на левую ногу и делая хватательные движения обеими кистями на уровне пояса. Категорически не рекомендуется делать энергичные повороты и приседания.
9. «Обними плечи»
Примите исходное положение: ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч. Разверните кисти обеих рук ладонями к себе и зафиксируйте их перед грудью, немного ниже шеи. Начинайте движение, бросая руки навстречу друг другу, при этом левая рука «обнимает» правое плечо, а правая – левую подмышку.
Следите за тем, чтобы руки шли параллельно друг другу. Вдыхайте носом в тот момент, когда руки сходятся наиболее тесно: закончилось «объятие» - закончился вдох. Вдох – максимально шумный и короткий, как укол рапириста. Не отводите руки далеко от туловища и ни в коем случае не разгибайте локти. Соблюдайте одновременность наклонов и «объятий» и не думайте о выдохе. Выдох пассивный – ртом. А. Н. Стрельникова рекомендовала сопровождать выполнение движения мысленной установкой: «3ажимаю там, где болезнь расширила!».
Вдох и движение рук выполняются в маршевом ритме (или в размеренном ритме ходьбы на месте).
10. «Большой маятник»
Примите исходное положение: ноги чуть уже ширины плеч, руки опущены, спина прямая. Приступайте к наклонам туловища вперед. Руки тянутся к полу, но не касаются его. Не затягивайте вдох! Вдыхайте носом в конечной фазе наклона: закончился наклон туловища – закончился вдох. Вдох – максимально шумный и короткий, как укол рапириста. Соблюдайте одновременность наклонов и вдохов и не думайте о выдохе. Выдох пассивный – ртом. Не останавливая движение, прогнитесь в пояснице, слегка откидываясь назад и обнимая обеими руками плечи. Вдох носом в тот самый момент, когда руки сходятся наиболее тесно. Выдох пассивный.
Нетрудно заметить, что это сложное движение распадается на два уже освоенных вами упражнения («Насос» и «Обними плечи») и действительно напоминает маятник: вперед-назад, «Насос» - «0бними плечи».
Вдох и движения выполняются в маршевом ритме (или в размеренном ритме ходьбы на месте).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающие технологии. Дыхательная гимнастика Стрельниковой для детей дошкольного возраста
Описание метода Стрельниковой и внедрение его в режимные моменты детского сада ...
Дыхательная гимнастика А.Н.Стрельниковой для детей дошкольного возраста
Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным постепенным...
Дыхательная гимнастика А.Н.Стрельниковой для детей дошкольного возраста
Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным постепенным...
Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой для детей дошкольного возраста
Дыхательную гимнастику А. Н. Стрельниковой я использую с детьми старшей, подготовительной группы. Результатом этого стало:*повысилась мотивация к занятиям;*снизился уровень общей заболевае...
Значение дыхательной гимнастики Стрельниковой для детей дошкольного возраста
Научите детей правильно дышать — и они станут более энергичными и здоровыми, будут реже болеть простудными или вирусными заболеваниями. «Зарядку» получится совмещать с прогулка...
Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой для детей дошкольного возраста
Размышляя о природе здоровья, древнегреческий врач и естествоиспытатель Гиппократ писал в «Книге о ветрах»: «Болезни едва ли могут происходить из другого источника, кроме воздуха, ко...
Мастер-класс для педагогов "Дыхательная гимнастика А.Н.Стрельниковой для детей дошкольного возраста"
Презентация к мастер-классу для педагогов "Дыхательная гимнастика А.Н.Стрельниковой для детей дошкольного возраста"...